Пасха, Навруз, Масленица в России, Холи в Индии, Марийский Агавайрем, Чувашский Акатуй, Гербер Удмуртов, монгольский Цаган Сар, праздники первой борозды в Китае, Таиланде, Дагестане, Маланка на Украине, Кукеры в Болгарии, Куренты в Словении, Ворачки в Чехии, Плугушорул в Молдавии, Плуговой понедельник в Англии, ритуалы плодородия Древнего Египта и Европы — все они являются наследниками некоей единой древней традиции, к которой мы прикоснемся в этой статье. Для древних людей главный праздник года был приурочен к весеннему периоду и являлся началом нового года. Самое интересное, что многие элементы древних обрядов совпадают у совершенно разных народов.
Ритуал встречи Солнца
Все эти праздники испокон веков был связан с почитанием божеств плодородия, земли, дождя, ветра. Изначально первую борозду проводил старейшина рода, которые в дальнейшем стали фараонами и императорами.
Возникновение и распространение праздника
По всей видимости, этот праздник возник еще в глубокой древности и связан он с возникновением календаря и древнейшими праздниками земледельцев и скотоводов. Большое значение имели также появление систем ирригации и переход от мотыжного земледелия к плугу и одомашниванием быка.
Археологические, иконографические, а отчасти и письменные источники свидетельствуют о том, что тягловую силу домашних животных при пахоте начали применять в конец 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. в Месопотамии и в долине Нила.
В дальнейшем эта технология постепенно распространяясь в направлении с запада на восток через Переднюю и Среднюю Азию до Северной Индии и ещё дальше до Северного Китая, где в бассейне Хуанхэ он зафиксирован только в 1-м тысячелетии до н. э. и только в середине 1 тысячелетия в Южной Сибири. У славян в былинном эпосе зафиксирован культурный герой — Микула Селянинович, который обучил славян пахотному делу. (тут хронологически забегаем вперед, хотя захватывается в чем - то и дохристианский период)
Многие народности, не только уже обладающих подходящими для запряжки в плуг домашними животными, но и дошедших до развитого скотоводства, продолжали держаться мотыги, а коренное население Америки так и не изобрело плуг до прихода европейцев.
Воскрешение жизни в древнем Египте
Знаете ли вы, что праздник, подобный русской масленице и пасхе существовал еще в Древнем Египте и дошел до наших дней под названием «Шамм ан-Насим» (Sham el-Nessim), который раньше назывался назывался «Шаму» - или «Воскрешение жизни»?
Потом постепенно название трансформировалось в «Шамм», к нему добавилось слово «ан-Насим» и получилось современное название праздника — «Дуновение весеннего ветра». В наши дни «Шамм ан-Насим» принято отмечать на следующий день после православной Пасхи, как говорят египтяне «по чистой случайности» и считают, что данный праздник не имеет к религии никакого отношения.
В нижнем Египте в "Шамм ан-Насим" принято разжигать огромные костры, в которые бросают тряпичные куклы, символизирующие зло. А самые смелые прыгают через огонь.
Неотъемлемая часть праздника - семейный пикник, к которому готовят характерные только для этого дня угощения - соленую рыбу "фасих", копченую селедку "рингу", крашеные яйца, лук.
Блюда "Шамм ан-Насима" пришли из Древнего Египта. Например, яйца символизировали сотворение мира, а традиция красить их появилась, поскольку египтяне писали на яйцах заклинания и молитвы и вешали затем на деревьях, ожидая исполнения желаний, почти как на новогодней елочке.
Доподлинно известно, что традиция красить яйца возникла задолго до появления монотеистических религий и связана с древнейшим культом плодородия бога Мином.
Для египетских фараонов Мин и его праздник был важнейшим обоснованием своей власти, в который проводился древний ритуал плодородия, хорошо документированный в археологических памятниках.
Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный». Нередко о плодородии этого божества говорит и надпись к его изображениям, где он называется «чёрным». Именно этот цвет считался символом богатых земель в долине Нила.
Плодовитость Мина отражалась и в его священных живых существах. Так, главным животным божества был бык белого цвета. А вот растением, покровителем которого был этот бог, являлся лук-латук. Именно этот лук и едят современные египтяне на праздник «Шамм ан-Насим», веря, что он придаем мужскую силу.
Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. После этого правитель славил Мина и первым начинал обрабатывать землю, подавая пример своему народу.
Пасха — праздник плодородия
Изначально, еврейская Пасха была скотоводческим праздником, когда семитские племена, кочевали со своими стадами по Аравийской, тогда еще цветущей пустыне. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод скота.
Позже переселившись из Аравийской пустыни в Палестину с её земледельческим коренным населением иудейские племена со временем стали переходить к осёдлому образу жизни и соответственно стали заниматься земледелием. Праздник пасхи потерял свое предыдущее значение, он слился с земледельческим праздником в котором главное место занимал хлеб, связанный с божествами плодородия ханаананеян. Справлялся же он в дни начала жатвы ячменя который созревал первый из хлебных злаков. Это был праздник опресноков.
Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства и оно оказалось под пятой Римской империи. Праздник пасхи постепенно превратился в ожидание чудесного избавление еврейского народа с помощью божественного мессии спасителя. Именно таким образом его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 вв. Но восприняли они его не чисто механически а изменив коренным образом его богословское и идейное содержание.
В состав же ранних христианских общин входили не только иудеи но и поклонники различных восточных и греко-римских божеств населявшие много национальную римскую империю.
Задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Аттису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Аттис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти. Богослужение происходило над плащаницей - изображением божества в гробу. Римляне соблюдали пост и постились вплоть до праздника воскрешения.
25 марта (этот день считался днем весеннего равноденствия) плащаницу обносили вокруг храма а в полночь следующего дня характер богослужения резко менялся, жрецы облачались в светлые одежды, главный жрец возвещал верующим о воскресении божества из мертвых, верующие надевали праздничные одежды, пировали, веселились и при встрече приветствовали друг друга словами "Господь воскрес". В Риме верующие предавались приступу необузданного веселья, который назывался Праздником радости (Hilazia).
Христиане сначала праздновали обе пасхи - пасху страданий и пасху воскресения. Это уже в дальнейшем эти два праздника слились в один многодневный.
Вот так и соединились мартовские праздники с майскими , перейдя и слившись в празднества ВЕСНЫ
О МАСЛЕНИЦЕ и других праздниках пасхи в другой теме