Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Великий пост и здоровье


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1
АлексА

АлексА

    Акулина

  • Друзья сайта
  • PipPipPipPip
  • 101
  • 1 259 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 15 Февраль 2010 - 11:09

Есть ли смысл соблюдать традиции поста, если большинство в нем видят не церковную, а диетическую суть?



Изображение


Честно говоря, удивляет вновь и вновь вспыхивающая по весне неиссякаемая популярность Великого поста в российских СМИ. Тысячи голосов уже пытались и пытаются разъяснить россиянам значение поста, дать правила его соблюдения, рассказать историю формирования и тому подобное. Ежегодно, вот уже лет пятнадцать, сказанное повторяется словно под копирку, количество информации о посте растет и растет, только вот никакого влияния на общественную жизнь это не производит. Для меня понятно, что дело тут совсем не в народе, утонувшем в телеэфире и не желающем воспринять «свет истины», а в том положении, что православие заняло в общественной жизни.

По моим наблюдениям, с каждым годом все больше и больше Русская Церковь воспринимается в обществе как некая традиционная этническая особенность нашей культуры, не имеющая серьезного отношения к современности. В восприятии многих православие превратилось в обслуживающую профессию, типа психологии (а может и астрологии), а порой даже в комбинат ритуальных услуг. Доказательством тому служат свидетельства о низком нравственном влиянии Церкви на общество при достаточно высоком культовом и обрядовом влиянии.

Народом легко воспринимается ни к чему не обязывающая внешность, обрядность и игнорируется внутренняя жизнь. Для обывателей церковь — некая самостоятельная, даже закрытая структура со своей внутренней жизнью. Все, что касается сути христианства — вероучение, дисциплина, священство — это для «внутренних». А вот для «внешних» — не более чем приобщение к культу по потребностям: свечки, крестики, отпевания, крестины и т.д.

Осмелюсь предположить, что так сработал иммунитет общества, которое защищает себя от неизвестности и сформировавшихся на основании расхожих стереотипов страхов. Православие как христианство, как благая весть, так и осталось неизвестным нашему обществу.

Как это ни парадоксально, но наличие ясной границы между миром и Церковью, неприятие христианской жизни теми, кто не верит во Христа Спасителя — это совершенно нормальная ситуация, ибо христианином нельзя стать случайно или по приказу. Нельзя стать членом Церкви без личного свободного решения на это. Вполне нормально сопротивление нецерковных людей, если их насильно куда-то втягивают, к примеру, убеждают в обязательности венчания или требуют следовать высоконравственным заповедям Христа. Вот и получается, что народ интуитивно угадал суть христианства и не может воспринять христианскую жизнь, потому как она действительно для «внутренних», для христиан. Общий информационный интерес у народа есть, но не более.
Пост и церковная жизнь

Если более предметно говорить о Великом посте, то он имеет к сказанному выше непосредственное отношение.

С одной стороны, Великий пост — одна из форм церковной педагогики, представленная в дисциплинарных предписаниях, сформировавшаяся окончательно к концу первого тысячелетия христианства. Надо понимать, что эти предписания для христиан не самодостаточны, они являют возможную палитру средств для достижения той или иной цели. По отношению к Великому посту цель — радостная встреча праздника Христова Воскресения и в нем — Самого Христа. Пост для христиан — это путь к Пасхе, посильная подготовка к встрече с воскресшим Иисусом.

С другой стороны, так сложилось, что акцент часто смещается с педагогики на форму, что приводит к формализованному и даже фарисейскому (в худшем смысле слова) восприятию постной дисциплины. Порой из популярной православной литературы, как раз той, что интересует обывателей, следует, что правильная форма является гарантом достижения цели. Это нередко приводит к тому, что интересующиеся вводятся в заблуждение и стараются воплотить наиболее понятную им формальную диетическую сторону поста и совершенно не понимают и не принимают пост как педагогику, как воспитание, ибо с этой своей стороны пост доступен только верующим, только тем, кто желает встречи со Христом Богом.

Великий пост придуман христианами и только для христиан, для тех, кто член Церкви. «Внешним», то есть нецерковным, о посте и знать-то не обязательно, не говоря о соблюдении. Не было такого в истории древней Церкви, чтобы христиане старались всем и каждому в римской империи навязать постную дисциплину.

Уверен, что многие возразят, скажут, что пост для Руси традиционен, он часть нашей культуры, люди должны знать о посте и соблюдать его. Безусловно, в этом вопросе каждый может поступать как сочтет нужным, но для меня это не аргумент. О посте должны знать и обязательно узнают в свое время те, кто принял решение стать христианином или, будучи им номинально (в силу крещения в детстве), решил узнать христианство всерьез и постараться жить по христиански.
Опыт современных христиан

Всем памятны слова, что практика — критерий истины. Я уверен, что многие интересующиеся православием люди задумывались о том, что Великий пост дает человеку реально? Каковы плоды? Эта тема со всей остротой впервые обозначилась на крупнейшем православном интернет-сайте несколько месяцев назад в Рождественский пост. До этого времени о посте в СМИ столь откровенно не говорили; как правило, свидетельствовали «как надо по традиции», умалчивая, как должно быть истинно по христиански и не упоминая, «как есть на самом деле». На сайте опубликовали заметку священника, который, насколько я понял, честно признался, что не видит смысла в посте, не видит тех плодов от поста, что ожидал долгие годы, но при этом не дерзает нарушать церковную дисциплину и продолжает поститься. Замечу, что подобные свидетельства от православных мирян и дискуссии о смысле постов давно уже наполнили православную блогосферу. Вопреки ожиданиям, наиболее «либерально» к постам относятся православные христиане с большим, более десяти лет, опытом церковной жизни. Понятно, что это свидетельства достаточно разрозненные, по ним трудно делать обобщения, но нельзя и просто так отмахнуться от них.

Сказанное очень важно. Оказывается, далеко не вся церковная дисциплина, предложенная в «церковных книгах», однозначно работает. Оказывается, сравнительно долгая искренняя христианская жизнь может и должна вносить коррективы в отношении воплощения некоторых дисциплинарных предписаний. Я думаю, что эпоха изложения «православных истин» вообще, вне контекста опыта христиан, вне контекста тех результатов, что можно наблюдать, заканчивается. Начинает пробиваться правдивое осмысление жизни, осмысление того наследия, что христиане имеют от своих предков.

Сказанное еще раз убеждает в том, что нет никакой необходимости подробно информировать и тем более призывать наших нецерковных соотечественников к соблюдению поста, тем более, если даже среди христиан есть разный опыт его переживания и осмысления. Думаю, что гораздо важнее свидетельствовать о том к чему призывал Христос, о том ради чего Он умер и воскрес. А пост уже придет своим чередом как одно из средств духовной жизни, и в той форме, какую человек сможет вместить.
.


#2
АлексА

АлексА

    Акулина

    Топикстартер
  • Друзья сайта
  • PipPipPipPip
  • 101
  • 1 259 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 15 Февраль 2010 - 12:06

Изображение


Само слово «пост» произошло от греческого «апастия», что означает воздержание от пищи. Именно воздержание от пищи скоромной, т.е. животного происхождения: мяса, молочных продуктов, яиц - является с точки зрения церкви лучшим способом очищения не только тела, но и души.

Что касается питания, то Великий пост считается очень строгим. Первые два дня церковь рекомендует вообще воздержаться от пищи. В остальные дни разрешена растительная пища, приготовленная без растительного масла. Пища, приготовленная с растительным маслом, разрешается только в субботу и в воскресенье.

Рыба в этот пост разрешается лишь дважды – в Благовещенье Пресвятой Богородицы, а также – в Вербное воскресенье. В этот день разрешается немного вина и икры. В понедельник, среду и пятницу разрешается лишь так называемое сухоядение – это хлеб, вода, фрукты, сырые овощи, орехи и семечки. Причем употреблять эти продукты нужно без растительного масла и только в натуральном виде, т.е. готовить их нельзя. Исключением является только приготовленный из фруктов компот. Во вторник и в четверг разрешается горячая растительная пища, но без растительного масла.

Церковь разрешает послабление в посту тем, у кого есть какие-либо веские причины для его несоблюдения. Послабление разрешается всем больным, странствующим, находящимся в пути, беременным и детям до 7 лет.

Пост – серьезное испытание и на самом деле каждый решает для себя сам - стоит ли начинать поститься, учитывая собственный ритм жизни и состояние здоровья. Попробуйте для начала просто отказаться от мясной пищи, потом молочной и яиц.
.

#3
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 18 Март 2010 - 14:05

Секреты сохранения энергии

Изображение

Во время Великого поста восполнить дефицит полезностей и энергии можно с помощью сухофруктов: курага спасает от отеков, изюм - от нервов, финики - от усталости.

Идет Великий пост. Зачастую рацион говеющих беден витаминами и микроэлементами, из-за чего в первые дни они часто чувствуют слабость. Восполнить дефицит полезностей и энергии можно с помощью сухофруктов, убежден врач-диетолог медцентра «Юстас» Борис Скачко. Специалист рассказал, почему он так считает и как правильно это делать.

Все сухофрукты в концентрированном виде содержат набор минералов и витаминов. Кроме того, сушеные фрукты - кладезь клетчатки - пищевых волокон, которые нормализуют процесс переваривания пищи. Набухая в кишечнике, они образуют слизистые растворы, которые оздоравливают его микрофлору, впитывая и выводя из организма вредные продукты обмена веществ - излишки холестерина, радионуклиды, пестициды, антибиотики, гормоны, ароматизаторы, красители, консерванты и т.п. небезвредные для здоровья вещества.

Таким образом, включив в свой рацион эти продукты, можно не только восполнить дефицит энергии, но и «почистить», оздоровить свой организм, пишет газета "Сегодня".

Как принимать. В течение дня будет удобно распределить прием сухофруктов на 2-3 раза. Утром эти сладкие лакомства зарядят вас энергией, днем помогут утолить чувство голода, а вечером спасут от переедания на ночь.

Поскольку у каждого сухофрукта есть свои полезности, то, чтобы получить максимум пользы, их нужно комбинировать. Это несложно, т.к. все они хорошо сочетаются друг с другом. Их можно добавлять как в состав разных постных блюд - например, каш, мюслей, творога (если позволяет мера поста), супов, запеканок, овощных рагу, так и употреблять в виде сухофруктового микса. Важно лишь чтобы суммарное количество сухофруктов в сутки не превышало 200-300 граммов. Если употреблять больше, можно набрать лишний вес.

Чтобы облегчить процесс жевания, сухофрукты обязательно предварительно обдать кипятком и настоять не менее 5-7 минут. Таким нехитрым способом можно не только их размягчить, но и продезинфицировать, т.е. убить находящуюся на их поверхности часть микробов, а также яйца некоторых паразитов. Наблюдайте за водой. Если на ее поверхности появились букашки-таракашки - подержите сухофрукты в кипятке 5 мин. Это хоть и уменьшит количество витаминов, но уничтожит паразитов.

Выбираем товар. Не стоит покупать на рынке слишком мягкие ягоды. Особенно это касается кураги. Если она вдобавок имеет еще и ярко-оранжевую окраску, это может говорить о том, что для сохранения привлекательности ее еще при сушке обработали химикатами и смазывали растительным маслом. Лучше остановите свой выбор на сероватых плодах средней жесткости.

Кому нельзя. Из-за большого количества углеводов злоупотреблять сухофруктами не рекомендуется людям с сахарным диабетом — у них может повыситься уровень сахара в крови. Также нельзя принимать эти продукты не рекомендуется при обострении воспалений желудка и двенадцатиперстной кишки из-за того, что активное жевание способствует избыточному образованию желудочного сока, а грубая клетчатка раздражает слизистую.


Чернослив

Изображение


Помогает от запора. Благодаря повышенному содержанию пищевых волокон, этот сухофрукт оказывает выраженное послабляющее действие на кишечник, предупреждая и устраняя запоры.

Суточная доза. Зависит от состояния кишечника. При запорах она максимальна - до 10-15 штук в сутки. При нормальном стуле – 5-6 штук в 2 приема и не каждый день. При склонности к поносу принимать нельзя.


Курага

Изображение


Поддерживает сердце. Хороший источник кальция, магния, фосфора, а особенно калия. Этот минерал регулирует водно-солевой баланс в организме, понижает кровяное давление, обеспечивая нормальную деятельность сердечно-сосудистой системы, снимает отеки.

Стимулирует кроветворение. За счет высокого содержания железа улучшает кроветворение.

Улучшает зрение и кожу. Желтоватый цвет сухофрукта объясняется высоким содержанием провитамина А. В организме он превращается в активную форму и благоприятно действует на глаза, кожу, кроветворение.

Суточная доза. До 200 г.


Изюм

Изображение


Успокаивает. Богат магнием, за счет чего успокаивает нервную систему,

Укрепляет кости. Несмотря на то, что изюм не содержит кальция - основного строительного минерала для костей, но он содержит микроэлементы марганец и бор, которые помогают кальцию усваиваться организмом. Поэтому их роль в профилактике хрупкости костей - остеопороза - очень велика.

Суточная доза. До 200 г.


Инжир

Изображение


Очищает дыхательные пути. За счет солей калия способствует отхаркиванию мокроты. Поэтому инжир полезно употреблять при ларингитах, бронхитах.

Помогает при воспалениях. За счет того, что инжир богат витамином С, он помогает выздороветь при воспалениях и восстановиться после них.

Суточная доза. До 200 г.


Финики

Изображение


Снимают усталость. Содержат самый большой концентрат углеводов среди всех сухофруктов, их легкая энергия быстро снимает усталость; повышают внимание, восстанавливают силы после физнагрузок.

Суточная доза. 5-6 сухофруктов, разделенных на 2-3 приема.

.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта