Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

ЗАГАДКА Уильяма Шекспира


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 22 Май 2012 - 07:32

ЗАГАДКА Уильяма Шекспира

Можно ли допустить, что сын простого перчаточника, человека низкого происхождения, является автором одних из самых замечательных произведений мировой литературы? По сей день не утихают споры относительно авторства знаменитых пьес Уильяма Шекспира.

Таинственная биография

Конечно, нет смысла отрицать существование в истории некоего Уильяма Шекспира, родившегося в Стратфорде-на-Эйвоне в 1564 г. Он был актером театра, администратором театральной труппы... Но, то немногое, что известно о его жизни, не дает оснований для отождествления его с писателем. Ничего не известно о периоде с 1585 до 1592 г., когда появились первые упоминания (кстати, весьма критические) о Шекспире-драматурге. Однако именно тогда он приобщился к театру, написал свои первые пьесы ("Тит Андроник", "Ричард III"), а главное - покинул Стратфорд, маленький провинциальный городок, чтобы обосноваться в Лондоне. Высказываются предположения, что в тот период Шекспир то ли работал школьным учителем, то ли обучался актерскому ремеслу, присоединившись к труппе бродячих актеров, то ли путешествовал по Франции и Италии.

Только в 1594 г. Шекспир снова объявился как член театральной труппы, которая в 1603 г. перешла под покровительство короля Якова I Стюарта и оказывала большое влияние на театральную жизнь до тех пор, пока в 1613 г. не сгорел театр "Глобус", где труппа выступала. Однако к тому времени Шекспир уже три года как удалился в Стратфорд, где управлял своими землями и доходами с них вплоть до смерти в 1616 г., заботясь лишь о том, как увеличить капитал.

Театр "Глобус". Это деревянное восьмиугольное сооружение построено в 1599 г.
В театре исполнялись все пьесы Шекспира. В 1613 г. театр сгорел дотла в результате фейерверка,
устроенного по случаю премьеры пьесы "Генрих VIII", а в 1644 г. был снесен. 1616 г.
Одна из картинок "Виды Лондона"Ж. К. Виссшера
]]>Изображение]]>



Антистратфордские доводы

Начиная с конца XVIII в. специалисты замечали явное различие между столь незначительной исторической фигурой и столь гениальным творчеством. Эти доводы, названные "антистратфордскими", утверждают, что Шекспир - это лишь "подставное лицо", а не истинный автор "Гамлета" и ''Отелло". Подобные рассуждения частично вызваны законными вопросами: были ли эти пьесы в репертуаре актера Шекспира? Возможно ли, что его творчество вызвало так мало откликов у современников, а смерть не упоминалась ни в каком официальном документе? Это мнение основано на предрассудке, что человек, заведомо не обладающий надлежащим культурным уровнем и имеющий очень низкое социальное происхождение, ни в коем случае не может стать выдающимся писателем.

Самая первая и самая известная точка зрения на эту проблему приписывает произведения Шекспира философу Фрэнсису Бэкону (1561-1626). Этот человек большого ума, крупный мыслитель эпохи Возрождения был, безусловно, вовлечен в интриги королевского двора Елизаветы, а театральные произведения Уильяма Шекспира обнаруживают удивительное знание многих механизмов политической жизни Англии. Бэкон, вначале имеющий деловые контакты с одним из фаворитов Елизаветы I, после прихода к власти Якова I поднялся к вершинам государственной власти.


Титульный лист знаменитого издания 1623 г.,
в котором впервые опубликован ряд шекспировских драм.
В то время пьесы печатали редко, поскольку не считались серьезной литературой
]]>Изображение]]>


Называются и иные имена, известные в общественной жизни елизаветинских времен. Это, например, граф Дерби, умерший в 1642 г., странствия которого могут служить сюжетом многих пьес, в частности для "Укрощения строптивой". Последняя версия о "подставном лице" приписывает произведения Шекспира таким литераторам того времени, как поэт Кристофер Марло, хотя тот был убит еще в 1593 г., или драматург Бен Джонсон. Самой распространенной версией оставалось авторство Бэкона, и к нему вернулись в XX в., воспользовавшись методикой расшифровки криптограмм. Эти работы якобы показали, что в записях Фрэнсиса Бэкона можно усмотреть целый набор указаний для расшифровки тайных сообщений типа следующего: "Я написал пьесы различных жанров, исторические драмы, комедии и трагедии. Многие из них играют в театрах под именем Шекспира, и они получили настоящее признание...".

Но расшифровки подобного рода зависят главным образом от собственного желания и фантазии того, кто их производит. При наличии некоторого воображения можно составить любое послание на основе самого обыкновенного текста. Кроме того, сторонники "бэконовской" теории часто сами себя дискредитировали, приписывая своему герою авторство не только шекспировских произведений, но и всей английской литературы того времени, от Кида до Джонсона, от Марло до Мильтона. Что касается предрассудка, основанного на том, что те немногие сведения, которыми мы располагаем о Шекспире, недостойны его творчества, то этому можно найти серьезные возражения. Ведь Шекспир был гораздо образованнее, чем об этом было принято говорить. Если верить его собрату по перу Бену Джонсону, то он немного знал латинский и греческий языки, а те юридические, исторические и военные сведения, которые содержатся в его пьесах, не требуют какой-либо особой эрудиции. Они доступны любому человеку, который пожелал бы воспользоваться документами, книгами, мемуарами, переводами; кстати, в Англии тех времен издавалось и публиковалось много самых разных материалов, и у Шекспира было достаточно связей в высших кругах, чтобы получить нужную информацию, в частности, относительно дворцовых тайн, которые ему, конечно же, были неизвестны.

Некоторые считают автором великих английских пьес не Шекспира, а Фрэнсиса Бэкона (слева) или Кристофера Марло (справа внизу)

Плагиат?

Наконец, независимо от авторства шекспировских творений их упрекают во вторичности. Однако почти все драматурги той эпохи предпочитали "обкатанные" сюжеты. Например, трагедия "Ромео и Джульетта" основана на рассказе Мазуччо Салернитанца, уже известном в Англии по поэме Артура Брука, в 3000 строк ознакомившего соотечественников с печальной историей веронской четы.

Шекспир не придумал даже Гамлета. Это сага, изложенная в XII в. датским летописцем Саксоном Грамматиком. Многие старинные легенды ложились в основу позднейших литературных обработок, вероятно, хорошо известных Шекспиру. Так, трагедия "Горбодук" (1562) переделана им в "Короля Лира".

Значит ли это, что Шекспир плагиатор? Вовсе нет. Как и другие писатели, он заимствовал, где мог, сюжеты и вечные темы, но уникально - и гениально! - разрабатывал сложные характеры, участвующие в универсальных конфликтах. Именно поэтому нас до сих пор потрясают его произведения.


--------------------------------------------------------------------------------

Литературное авторство, вызывающее сомнение

Ни один из основополагающих письменных документов крупнейших цивилизаций не может быть с полной уверенностью приписан какому-то одному автору.

Библия. Основные письменные тексты, воспроизводящие еврейские и христианские мифы, создавались на протяжении чрезвычайно долгого времени. Евангелия были написаны уже после смерти апостолов, которые являются их официальными авторами. Содержание книг Нового Завета заключается в толковании жизни Христа, которое каждый представляет по-своему.

"Илиада" и "Одиссея". Два основных греческих эпических произведения неотделимы от имени Гомера, слепого поэта, каким нам его представляют устные хроники древних времен. Но современная наука высказывает сомнения по поводу реального существования этого писателя. Дело в том, что большие эпические повествования чаще всего основаны на многократной подборке и соединении мифических рассказов, уходящих своими корнями в глубочайшее прошлое какой-нибудь определенной цивилизации. Передаваемые из уст в уста поэтами-певцами, эти сказания приобрели окончательную форму после их переработки другими поэтами.

Романы китайского Средневековья. Крупные художественные произведения в Древнем Китае имеют лишь одного предполагаемого автора. Например, Као Сюекин, считающийся автором "Сна в красном особняке", в лучшем случае собрал воедино все версии, распространяемые в течение столетий странствующими сказителями.

Мольер. Личность этого великого мастера французского театра XVII в., как и в случае с Шекспиром, вызывает сомнения. Он тоже был простым актером, без школьного образования и достаточного культурного уровня. Для представления его самых смелых пьес, таких, как "Тартюф" или "Дон Жуан", требовалось высокое покровительство, поэтому некоторые даже считали, что их автором был сам Людовик XIV.
.




#2
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

    Топикстартер
  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 22 Май 2012 - 07:41

Шекспир или все-таки нет?

Недавно весь мир взбудоражила история о случайно найденном прижизненном портрете Уильяма Шекспира. В 2006 году реставратор по имени Алекс Кобб (Alex Cobbe) увидел на выставке в лондонской Национальной портретной галерее картину, которая оказалась копией с портрета, хранящегося в его коллекции. Произведение передавалось по наследству в семье Кобба триста лет, и все это время считалось, что на нем изображен мореплаватель сэр Уолтер Рэли (Sir Walter Raleigh). Но на выставке копия с него была заявлена как «портрет Шекспира», и Кобб решил отдать картину на экспертизу. Почти три года специалисты изучали полотно, и вот несколько дней назад влиятельный шекспировед Стэнли Уэллс (Stanley Wells) заявил, что оно является единственным прижизненным портретом великого драматурга.

Исследования специалистов показали, что картина действительно была создана во время жизни Шекспира. Им также удалось установить историю бытования портрета — оказалось, что он, возможно, перешел предкам Кобба от праправнучки покровителя Шекспира, графа Саутгемптонского. Кроме того, на полотне приведена цитата из оды Горация, посвященная некоему драматургу. Все это дало Уэллсу основания предполагать, что на портрете изображен именно Шекспир.

Почти сразу же после того, как ведущие информационные агентства сообщили миру сенсационную новость, в СМИ стали появляться скептические высказывания. Авторы двух очень уважаемых британских блогов, арт-критик газеты Guardian Шарлотта Хиггинс (Charlotte Higgins) и владелец онлайн-дневника Heresy Corner заявили о том, что доказательства, приведенные Стэнли Уэллсом, звучат очень и очень неубедительно.

]]>Изображение]]>


Да, картина из коллекции Кобба действительно была написана в начале XVII века — с химической экспертизой не поспоришь. Но действительно ли на ней изображен Шекспир?.. Для начала нужно вспомнить, что именно эксперты говорят о копии картины, которую Кобб увидел в Национальной портретной галерее. Эта работа, написанная в 1610-е годы и известная как «Янссеновский портрет» (раньше ее автором считался живописец Корнелис Янссен (Cornelis Janssen)), сейчас находится в Вашингтоне, в собрании Шекспировской библиотеки Фолджеров. Долгое время ее считали одним из самых достоверных изображений Шекспира, но в 1940-х годах было обнаружено, что она является так называемым «измененным портретом». То есть изначально на ней был изображен другой человек, а в XVIII веке картину «дописали», чтобы она походила на портрет великого драматурга. В 1988 году реставраторы убрали все добавленные позднее элементы, вернув работе ее первоначальный вид. Художник, который придал лицу неизвестного мужчины XVII века «шекспировские» черты, явно вдохновлялся знаменитой гравюрой Мартина Друшаута (Martin Droeshout), созданной в 1623 году.

]]>Изображение]]>


Друшаут рисовал Шекспира по памяти (драматург умер в 1616 году). Получается, неизвестный художник XVIII века изменил копию прижизненного портрета Шекспира для того, чтобы она была похожа на портрет, созданный по памяти уже после смерти Шекспира. Отличный «сюжет» для работы какого-нибудь постмодернистского теоретика: как образ человека, растиражированный в медиа, более «реален» в глазах людей, чем то, как он по-настоящему выглядел.

]]>Изображение]]>


С «Янссеновским портретом» история очень запутанная, а что насчет других аргументов Уэллса?.. О провенансе картины известно только то, что она могла входить в число картин, которые перешли Коббам от праправнучки графа Саутгемптонского. К тому же нет ни одного доказательства того, что эта праправнучка получила полотно от своего прапрадедушки, а, например, не купила его. А что насчет цитаты из оды Горация «Principum amicitias!», которая украшает портрет из коллекции Кобба? По словам Уэллса, цитата посвящена драматургу, но доказательств этому тоже нет, а если и есть, то шекспировед их не сообщил. Во всяком случае, известно, что Гораций посвятил эту фразу Гаю Асинию Поллиону, полководцу, историку и поэту.

Автор блога Heresy Corner подметил еще одну интересную деталь: в 1610 году, когда, предположительно, был создан портрет, Шекспиру было 46 лет. Но человек, изображенный на картине, совсем не выглядит 46-летним, на вид ему не больше тридцати. А ведь несколько сотен лет назад люди старели гораздо раньше, и тогдашний 46-летний мужчина выглядел в лучшем случае как сегодняшний 60-летний. К тому же существует множество доказательств того, что Шекспир страдал сифилисом, и это наверняка отразилось на его внешности. Впрочем, этот аргумент не самый убедительный: заказчик портрета вполне мог попросить художника написать его красавцем, даже если в жизни он был далеко не так привлекателен. На это обращает внимание профессор Йельского университета Дэвид Скотт Кэстан (David Scott Kastan), который отмечает, что если это и портрет Шекспира (в чем он сомневается), то очень сильно «идеализированный».

Портрет из коллекции Кобба гораздо более «гламурный», чем остальные известные изображения Шекспира. По мнению Стэнли Уэллса, это свидетельствует о том, что драматург занимал высокое положение в обществе и вращался в аристократических кругах, и, может быть, даже был любовником графа Саутгемптонского. Уэллс заявил, что если в жизни Шекспир был таким, как на портрете, то он был настоящим красавчиком. Интересно, что совсем недавно был обнаружен еще один «красавчик»: ранний автопортрет Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), на котором титан Ренессанса, по выражению нашедшего рисунок журналиста, выглядит как кинозвезда.

Стоит отметить, что в коллекции Алекса Кобба уникальные предметы обнаруживаются с завидной регулярностью. В 2007 году там случайно нашелся рояль, на котором в свое время играл Шопен (Frédéric Chopin). А годом ранее Кобб обнаружил эскизы, которые доказывают, что его дом в графстве Дублин является первым значительным зданием, которое построил в Ирландии известный британский архитектор
.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта