Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Миф о Снегурочке

мифы снегурочка интересно

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1
Henrik

Henrik

    Сказочник

  • VIP
  • 24 150
  • 11 842 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Land of Vikings

Отправлено 13 января 2014 - 18:57

130114-snegur-1.jpg

«Откуда ж берут они и смех и слёзы, - право,

Додуматься Снегурочка не может…»

Александр Островский.

В Галерее на Солянке – необычная выставка «Миф о Снегурочке в искусстве и на экране». Я бы даже назвала это перфомансом, потому что здесь нет привычной, банальной экспозиции – всё удивительно и неожиданно. К примеру, театр-призрак, где на декорированной сцене нам представляются …голограммы артистов, рассказывающих страшноватые сказки о ледяных девах. Ощущение, что с нами контактируют привидения или существа из параллельного мира. В другом зале можно посмотреть мультфильмы, созданные по мотивам сказок о снеговиках, снегурочках и Морозках. В третьем зале – вроде бы стандартная фотовыставка, посвящённая пьесе Александра Островского «Снегурочка», однако, и тут нас ждёт интересное открытие – мы можем сами завести старинный патефон и послушать грампластинки, запечатлевшие фрагменты одноимённой оперы. Впрочем, лучше один раз увидеть, чем сто раз об этом прочитать.

Цель выставки – показать, что тема льда и мороза неизменно присутствует в мифах и сказках всех народов, которые, так или иначе, сталкивались с проблемой холода. Таким образом, речь идёт не только и не столько о Снегурочке. Большинство исследователей первобытного общества утверждают, что Ледниковый Период наложил сильнейший отпечаток на мировоззрение хомо-сапиенса, что нашло отражение в легендах и сказаниях. Страх перед лютой стужей сделался поистине мистическим, и даже научно-географическое определение «вечная мерзлота» звучит устрашающе, но, вместе с тем – загадочно, завлекающе. Как зов Снежной Королевы. Недаром Крайний Север, лёд всегда манил романтиков и – …мистиков. В этом – стремление Кая сложить из льдинок слово «вечность». Кстати, вы заметили – Снежная Королева у Андерсена выступает не как типический отрицательный персонаж. Это не воплощение жестокости, но величественная и равнодушная стихия, которая не бывает ни злой, ни доброй, а только – собой. Как говорится, «…у природы нет плохой погоды».

Напомню, что в карело-финском эпосе есть примечательный персонаж – старуха Лоухи, повелительница «самой крайней» земли Похьёола, откуда идут холода и всяческие напасти. Вместе с тем, именно там находится некий центр Вселенной, а дочери Лоухи – самые завидные и наиболее красивые невесты. Что любопытно, и в японском фольклоре есть легенда про Юкки-Онна – ледяную женщину, такую прекрасную, что глаз нельзя оторвать. Она может спасти человека в стужу, а может – безжалостно заморозить. А иной раз Юкки-Онна сочетается браком с земным человеком, рожает ему детей, но если он начинает догадываться о её сущности – тут же покидает его. Впрочем, и андерсеновская Снежная Королева невероятна, непостижима  в своей красоте: «Кай взглянул на нее; она была так хороша! Более умного, прелестного лица он не мог себе и представить».

В русской традиции морозы и холода чаще всего ассоциируются не с образом ледяной девы, а бородатым стариком – Морозом, хотя, исследователи древнеславянской традиции считают богиню Марену (Морену) олицетворением не только смерти (мора), но и зимы, холода. Впрочем, слова «мороз» и «мор» выглядят вполне родственными. Вместе с тем, в известных нам сказках, записанных Александром Афанасьевым, присутствует именно знакомый нам Морозко. Есть даже несколько вариантов одного и того же сюжета. Так, в одном из них злую мачехину дочь Морозко попросту убивает. В другом - он даёт ей громадный алмаз, который на поверку оказывается ледяным кристаллом. В третьем – дочка привозит сундук, наполненный воронами и прочей лесной нечистью. Морозко выступает как защитник вселенской справедливости. Именно эти сказки послужили основой для поучительной сказки князя Владимира Одоевского «Мороз Иванович». Повествование начинается с типового наставления юношеству: «Нам даром, без труда ничего не дается, недаром исстари пословица ведётся». В сюжете нет жестокой мачехи, зато есть нянюшка, при которой живут две сестрицы – Рукодельница и Ленивица. Итог – работящая девочка получает награду, а ленивая – положенную ей сосульку. Советский сказочник Александр Роу создал по мотивам народного сюжета одну из самых любимых киносказок, а исполнитель роли Морозки – Александр Хвыля долгое время был главным Дедом Морозом страны на Кремлёвской Ёлке…

Также примечательна сказка «Два мороза». Юный Мороз решил - из озорства - слегка подморозить дровосека, посчитав, что это очень просто. Тогда как старый, опытный дед-Мороз только рассмеялся в ответ. В результате выяснилось - пробрать жирного купчину в лисьей шубе оказалось куда как проще, чем работящего мужика. Кстати, этот сюжет прослеживается не только у русских, но и у белорусов, и у литовцев.

Мороз-воевода, Мороз-повелитель – именно так называет его Николай Некрасов. У него есть знаковая поэма – «Мороз – красный нос». Её быстренько проходят (точнее - пролетают) в школе, нудно заучивая хрестоматийные строки.

«Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои».

А, между тем, вещь невероятно страшная и недетская. Мороз, холод убивает сначала крепкого мужика (и даже «…как саваном, снегом одета, /избушка в деревне стоит»), а потом – через некоторое время замораживает в лесу его жену. Интересен монолог Мороза, обращённый к Дарье – покорись мне и наступит Вечность. Та самая, вечная мерзлота покоя и нетронутой сверкающей красоты.

«Войди в мое царство со мною

И будь ты царицею в нём!

Поцарствуем славно зимою,

А летом глубоко уснем.

…А Дарья стояла и стыла

В своем заколдованном сне...»

Таким образом, сказочный Мороз многогранен и непостоянен – он карает и милует, дарит подарки, уничтожает, даёт забвение. Он может выступать, как жестокая и неуправляемая сила, а может прийти на помощь. Интересно, что и наполеоновские герои, и немецкие фашисты оказались, вдобавок ко всему, люто заморожены. Мир не знал таких лютых зим! На Западе есть даже устойчивая формулировка «генерал Мороз» - вечный помощник русской армии. Как там писал Пушкин?

«Гроза двенадцатого года

Настала — кто тут нам помог? 

Остервенение народа, 

Барклай, зима иль русский бог?» 

Ещё один важный персонаж зимних историй – Снеговик. Сооружение снежной бабы – одна из самых древних забав человека, поэтому нет ничего удивительного, что в сказках самых разных народов – будь то русские, англичане или шведы – постоянно присутствует тема оживания снежного героя и его последующие, как правило, невесёлые, приключения. Всевозможные «ледяные внучки» и «зимние сестрёнки», попадая в жарко натопленный дом, неизбежно превращались в лужицы талой воды. В этом заключается победительная сила тепла и света – зима страшна, да мы её не боимся. Помните? Близ очага маленький Кай не боится даже самой повелительницы Севера. «Пусть только попробует сюда войти! Я посажу ее на горячую печь, и она тут же растает!» Действительно, для ледяных красавиц печь – не самое удобное место. Хотя, у того же Андерсена есть занятная сказка «Снеговик».

В ней, разумеется, отражено типичное противостояние снежного человечка и солнца. «Так и хрустит во мне! Славный морозец! — сказал снеговик. — Ветер-то, ветер-то так и кусает! Просто любо! А ты что таращишься, пучеглазое? — Это он про солнце говорил, которое как раз заходило. — Впрочем, валяй, валяй! Я и не моргну! Устоим!» Но тут произошло непредвиденное - снеговик страстно полюбил печку, которую увидал в окне домика и потом всю зиму тосковал по ней. Он каждый день с грустью разглядывал её железные бока… Друг снеговика – дворовый пёс очень удивлялся, почему это произошло. Всё открылось, когда по весне снежный кавалер растаял – лепившие его мальчишки закрепили фигуру при помощи печной кочерги. Так сказать, подобное тянулось к подобному, а кочерга к печке. Правда, в советской традиции Снеговик превращается в весёлого и неунывающего положительного персонажа, помощника Деда Мороза, Снегурочки, и, как водится, лучшего друга детей. К примеру, в мультфильме «Снеговик-почтовик» наш герой должен преодолеть многочисленные трудности, чтобы доставить письмо Деду Морозу.

Кстати, в русских народных сказках девочка-Снегурка – это, как раз, и есть разновидность снеговика. Дед с бабкой лепят себе внученьку и потом печалятся, что она тает по весне. В известной пьесе Александра Островского всё сложнее и трагичнее. Эта многоплановая и весьма интересная сказка была «забракована» современниками, в том числе – литературными критиками, и сделалась популярной только, благодаря одноимённой опере Николая Римского-Корсакова. Несколько позже появилась и знаменитая картина Виктора Васнецова. В советские времена пьесу «Снегурочка» довольно-таки часто играли на сцене детских театров, правда, для этого её несколько подсократили, убрав из первоначального текста странных персонажей, вроде…Елены Прекрасной, жены царя берендеев.

Драматург Островский, слабо разбиравшийся в древнеславянской традиции, даже и не стремился воссоздать реалии языческой Руси, но, увы, «благодаря» именно этой пьесе многие люди до сих пор полагают, что главным идолом славян был именно Ярило. В XIX столетии во всём мире были популярны вольные пересказы стародавних легенд и саг, создание картин и опер о русалках, валькириях, эльфах... Типичный пример – вагнеровский оперный цикл или картины британских прерафаэлитов. Так вот Александр Островский, поддавшись этой общеевропейской моде, решил обратиться к некоей условной славянской старине. В центре повествования – девушка-Снегурочка, дочь Весны и Мороза, не знающая человеческих страстей да желаний, но тщетно стремящаяся их постичь. Результат – общеизвестен. Равнодушно-холодная дева растаяла, исчезла в тот момент, когда вздумала преодолеть свою ледяную сущность. Попросив любви, она попросила смерти. Что характерно, гибель Снегурочки оказывается благом для этого чрезмерно любвеобильного и жизнелюбивого племени:

«Правдивый суд! Мороза порожденье -

Холодная Снегурочка погибла.

Пятнадцать лет она жила меж нами,

Пятнадцать лет на нас сердилось Солнце.

Теперь, с ее чудесною кончиной,

Вмешательство Мороза прекратилось».

В конце 1960-х годов, на волне увлечения советской интеллигенции этническим стилем, славянскими корнями и прочей исконной древностью, Павел Кадочников создаёт свою киноверсию пьесы Островского. Причём, делает её, скорее, похожей на фэнтази, чем на обычную детскую сказку, каковой её представили цензуре, а впоследствии – публике.

Вместе с тем, Снегурочка – это не только и не столько полуфантастический и жутковатый персонаж, связанный со славянским солярным мифом и с вечной победой тепла над холодом. В советской традиции снежная красавица в белой шубке – радостная девушка, прямо-таки комсомолка, внучка Дедушки Мороза, без которой не обходится ни одно новогоднее празднество. Часто в сюжетах использовался мотив похищения Снегурочки злыми силами. Зачем? Чтобы испортить детям праздник или чтобы…не наступил Новый Год. В кинофильме  «Новогодние приключения Маши и Вити», как раз, обыгрывается подобная ситуация – ледяную внучку похищает сам Кощей Бессмертный, но храбрые советские октябрята, благодаря смекалке и взаимовыручке, умудряются не только выручить Снегурочку, но и навести порядок в волшебном лесу.

Интересный вариант истории о Снегурочке есть у писателя-фантаста Кира Булычёва. Как и положено по закону жанра, космонавты находят погибший звездолёт: «Корабль был мёртв, лопнувшее чёрное яйцо, они увидели его гибель. Метрах в пятидесяти от корабля они нашли девушку в скафандре. Её выбросило из корабля, как пузырек воздуха вылетает из бокала с нарзаном. Её принесли на катер, она была в шоке, но жива…» Но девушка-гуманоид оказывается той самой сказочной Снегурочкой, чему, правда, есть вполне научное объяснение. «Мы привыкли что основой жизни служит вода. У нее аммиак. При земном давлении аммиак кипит при минус 33, а замерзает при минус 78 градусах». Таким образом, любовь главного героя к спасённой инопланетянке обращается настоящей драмой. Он не может существовать на её родной планете, а она – в нашем мире…

В общем, сказки, легенды, мифы о холоде получают самые различные интерпретации, ибо эта тема актуальна во все времена, и говорить об этом можно очень долго. Что же касается, выставки, посвящённой Снегурочкам и Морозам, то она продлится до конца января. Спешите видеть!

автор Галина Иванкина






#2
egle

egle

    Волшебница

  • Дизайнер
  • 14 424
  • 8 920 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Россия, Красноярск
  • Интересы:Литература, театр, кино, история костюма и моды, куклы, цифровое фото, Фотошоп, кошки.

Отправлено 14 января 2014 - 06:26

Всё-таки, на мой взгляд, Снегурочка - самый романтический персонаж славянской мифологии. Во многом, конечно, благодаря пьесе Островского.









Темы с аналогичным тегами мифы, снегурочка, интересно

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта