Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Иностранное воспитание

Иностранное воспитание дети

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 9

#1
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 20 Февраль 2014 - 21:36

Не ходите, дети, в Африку гулять
 
2b272c4c85b2b9a0749de2c77e57192a.jpg


Африканские дети, которые живут в бедных странах и нецивилизованных племенах, почти никогда не капризничают. Но в большинстве случаев это происходит, потому что с самого раннего детства они понимают – капризы ни к чему не приведут. Плакать не имеет смысла.
 
О континенте
 
Европейские правозащитники, исследовавшие положение детей по всему миру, пришли к выводу, что худшим местом для жизни является Африка: каждый восьмой ребенок там не доживает до года. В беднейших африканских странах – Мали, Зимбабве, Бурунди, Эфиопии – далеко не каждый ребенок может позволить себе пить чистую воду, не говоря уже о том, чтобы досыта поесть. Много детей живет на улице, без родителей, которых уже нет из-за страшных болезней, а если родители и живы, то они практически все время заняты – пытаются заработать хоть немного денег. В этой статье не будет пункта под названием «Что можно перенять» – африканские дети, живущие в странах третьего и четвертого мира, нацелены, в основном, на выживание, а наша ситуация, к счастью, отличается в лучшую сторону.
 
Раннее детство
 
Грудное вскармливание в африканских странах длится долго – иногда прикармливать ребенка просто нечем. Ни о манежах, ни о колясках не имеют представления ни дети, ни родители – поэтому родители на ночь кладут ребенка с собой в кровать, а спать отдельно он начинает тогда, когда ему хочется этого самому, примерно к четырем годам. Днем мама привязывает малыша за спину или на бедро и отправляется по своим делам, не особенно отвлекаясь на его заботы. Если ребенок чем-то заинтересовался, мать не отнесет его туда, а опустит на землю, и он сам поползет к тому, что привлекло его внимание. Ползают малыши много, тем самым развиваясь физически – что часто оказывается полезным для их дальнейшей жизни.
 
Учеба
 
В африканских школах, особенно сельских, детей учат только читать и считать – причем занятия проходят на улице, а для обучения счету используются палочки и камешки. 20 миллионов африканских детей школьного возраста образования не получают. В городах ситуация лучше – можно поступить в школу, правда, за обучение придется заплатить. В 2000 году на Всемирном форуме по образованию в Дакаре была принята программа «Образование для всех» – после чего в бедных африканских странах ситуация немного улучшилась (университеты, например, переполнены), однако с учебой младших школьников проблем, по-прежнему, много.
 
Дети поступают в начальную школу, но потом бросают ее, потому что их родители не очень понимают, для чего это нужно. А вот в ЮАР обстановка со школьным образованием уже гораздо лучше, государство вкладывает в образование и его пропаганду большие средства, и в школу ходит 90% детей – причем количество мальчиков и девочек в классах примерно одинаковое. В бедных странах считается, что девочкам обучаться незачем.
 
Общение со взрослыми
 
В африканских племенах принято рожать много детей – жизнь опасна, еды немного, а заботиться о родителях, когда они ослабеют, кто-то должен. Ребенок учится ремеслам и домашним делам, наблюдая за тем, как это делают родители – и как только он становится постарше, его сразу же привлекают к работе: он может помогать матери заниматься хозяйством, самостоятельно делать себе игрушки, присматривать за младшими детьми или помогать матери заниматься хозяйством. Именно поэтому в Африке детям в достаточно раннем возрасте уже разрешается брать ножи и другие опасные предметы.
 
Все это не значит, что за малышей в Африке совсем не волнуются: например, в кенийском племени кипсиги почти до года будят спящих малышей по несколько раз за ночь – долго спать считается плохой приметой, можно задохнуться во сне. В нигерийском племени йоруба детей рано сажают либо в вырытые в земле отверстия, либо между подушками (в тех семьях, которым удалось где-то разжиться подушками). Причем, подрастая, такие дети начинают довольно рано обслуживать себя – в 2 года сами моют руки и лицо, а некоторые даже ополаскивают в ручье посуду, из которой поели.
 
Поневоле приходится рано взрослеть, когда чувствуешь, что детства у тебя, скорее всего, не будет.

 


 Жанна Сергеева на проекте «Дети Mail.Ru»






#2
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

    Топикстартер
  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 21 Февраль 2014 - 17:27

Австралийское воспитание: уроки подождут

 

f9ec55332169bbb911541c0bdd24094d.jpg

 

Один из главных принципов австралийской педагогики – дать ребенку расти свободно, не заставляя, не запрещая и не подгоняя. Каждый человек с самых ранних лет считается уникальным, а значит, он способен сам выбрать свой путь развития.

 

Раннее детство

 

Раннее развитие речи – это не то, чего австралийские родители желают своим детям. Никаких особенных песенок и потешек, никаких «сорока-ворона кашу варила» - с младенцами чаще всего общаются с помощью жестов, а если ребенок не говорит лет до трех, это никого не беспокоит: значит, ему так удобнее. В детский сад идут уже говорящие, 4-летние дети, но там их тоже ничему особенному не учат. Считается, что раннее обучение может пагубно повлиять на оригинальность ребенка, а для австралийцев важно, чтобы дошкольник вел себя так, как захочется и никуда не торопился. В саду дети лепят, рисуют, играют, причем родители стараются одеть детей в сад похуже, потому что кататься по земле, набивать карманы грязью и листьями и рисовать на своей и чужой одежде – позволяется. Воспитатели следят за играми детей, но участвуют в них в редких случаях – если у ребенка никак не получается что-то сделать и он начинает расстраиваться.  Агрессивные игры, в которых дети «стреляют» друг в друга из пистолетов и автоматов, также приветствуются. Считается, что они помогают детям подготовиться ко взрослой жизни.

 

Что можно перенять. Не запрещать детям играть с листьями и камушками: контакт с природой гораздо важнее испачканной одежды. Не переживать из-за того, что ребенок любит игрушечное оружие и «войнушку»: таким образом сбрасывается ненужная агрессия. Замечать уникальность ваших детей и давать ей проявиться.

 

Учеба

 

В школе основное внимание уделяется тому, чтобы выявить интересы и способности ученика и помочь им максимально развиться, но при этом не забыть ни о теле, ни о душе. В австралийских школах отводится много времени спорту и занятиям по воспитанию личности, где учителя обсуждают с детьми, что такое честность, храбрость, доброта. В некоторых школах устраивают библиотечные дни, когда дети идут в школьную библиотеку и читают там самостоятельно или садятся в кружок, а библиотекарь читает им какую-нибудь интересную книгу. Любовь к чтению в Австралии поощряется. В районных библиотеках также проводятся «детские часы», когда устраивается чтение вслух.  В младшей и средней школе нагрузка не очень серьезная, но ближе к 14 годам она возрастает. А в выпускных классах предметов становится меньше. Направление, гуманитарное или техническое, ученик выбирает самостоятельно.

 

Что можно перенять. Побольше говорить с ребенком о тех вещах, которые важнее для его развития, чем решенные задачи: о мудрости, чести, о том, как он понимает счастье. Читать ребенку вслух, даже если он сам уже хорошо читает – это очень сближает.

 

Общение со взрослыми

 

Прав у австралийских детей много, и они знают о них с младшего школьного возраста. Учителя рассказывают детям на уроках, что они могут пожаловаться на родителей, если те их обижают или притесняют. Взрослые не повышают голос на детей, о шлепке и речи быть не может. Это наверняка приведет к тому, что ребенка заберут социальные службы. А если школьник не хочет делать уроки, а вместо этого играет в компьютерные игры или смотрит телевизор, родители не заставляют его заниматься – ведь он сам сделал свой выбор.

 

Что можно перенять. Разрешить школьнику провести вечер так, как ему захочется, и не напоминать об уроках: на следующий день он сам убедится, что лучше было бы выполнить задания вовремя.

 

Все дети равны

 

Австралия – многонациональная страна, в ней живет много иммигрантов, и их количество с каждым годом увеличивается. В школах много говорят о расизме, убеждая детей относиться к людям одинаково безотносительно их национальности и цвета кожи. Учителя предлагают детям из разных стран рассказывать на уроках о своем родном городе, этнических традициях и обычаях. И это оказывает свое влияние: социологический опрос среди иммигрантов показал, что австралийские дети легко и охотно идут на контакт с новоприбывшими ровесниками. Например, в Англии и США дело обстоит совсем не так.

 

Что можно перенять.Рассказывать детям о том, что в разных местах люди живут по-разному, что надо уважать не только свои, но и чужие традиции. Если у детей есть друзья другой национальности, предложить им рассказать что-нибудь интересное о своем народе, а потом послушать то, что расскажет о своей национальности ваш ребенок.

 

 Жанна Сергеева на проекте «Дети Mail.Ru»





#3
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

    Топикстартер
  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 25 Март 2014 - 11:58

Польское воспитание: семейственность и патриотизм

 

40e56f3a75953729aa2fa7ed75c2c6d7.jpg

 

В Польше запрещены аборты, поэтому рождаемость в стране растет довольно быстрыми темпами. Родители заботятся не только о том, чтобы прокормить, одеть и выучить детей, но и о том, чтобы те ценили и свою семью, и страну, в которой родились.

 

Раннее детство

 

Рождению ребенка поляки всегда искренне радуются. Даже небогатая женщина, которая рожает ребенка вне брака, никогда от него не откажется. В воспитании ребенка участвуют не только бабушки и дедушки, но и дяди с тетями, и прочие родственники. С момента появления в семье малыша начинаются праздники. Сначала отец должен отпраздновать рождение младенца со своими друзьями, потом, когда малыш немного подрастет, устраиваются крестины – большое семейное торжество, на котором собираются все родные.

 

Дошкольное образование для ребенка выбирают сами родители. Они могут воспитывать его дома самостоятельно, или отдать в сад на полный, а может укороченный день. Но в 6 лет все дети обязаны пройти «нулевой курс» обучения – дошкольную подготовку в детском саду или группе дошкольного образования. В школу они отправляются, уже умея читать и писать.

 

Что можно перенять. «Нулевой курс» – очень полезная вещь для учителей, у которых отпадает необходимость разрабатывать особые задания для тех, кто уже обогнал по знаниям своих одноклассников.

 

Учеба

 

Педагогических систем в Польше много, и  каждый родитель может ознакомиться с методиками работы учителей в разных школах. Занятия в начальной школе у маленьких поляков длятся 6 лет. Там дети не только осваивают различные науки, но и учатся общаться друг с другом. Потом 3 года школьники ходят в гимназию, по окончании которой им предстоит сдать сложные выпускные экзамены. Их отметки влияют на то, где продолжит обучение польский подросток после гимназии:  в колледж, лицей или профессиональной школе.

 

Из лицея можно перейти в высшее учебное заведение без экзаменов. Остальным абитуриентам придется еще раз поволноваться: первый этап экзаменов принимают «свои» преподаватели, второй – незнакомые педагоги из других школ.

 

Что можно перенять. Польское образование считается одним из самых лучших в Европе. Одно из главных его достижений – возможность выбирать из большого количества вариантов образовательных программ. Очень важно еще и то, что детей с малых лет учат коммуникативным навыкам. Им объясняют, почему люди ссорятся, и как можно избежать конфликтных ситуаций.

 

Отношения со взрослыми

 

В детях всегда воспитывают уважение к отцу, который считается основным добытчиком и главой семьи, даже если жена зарабатывает гораздо больше. В любой семье дети уважают старших родственников и всегда слушаются их. Не так давно в Польше вышел закон «О борьбе с насилием в семье», запрещающий телесные наказания и причинение ребенку душевных страданий.

 

Несмотря на то, что многие родители говорили, что не представляют себе воспитания без шлепков, выполняется закон неукоснительно. В противном случае представители правопорядка имеют право забрать ребенка из семьи. Впрочем, в большинстве польских семей агрессии нет, с ребенком занимаются все близкие. Даже такие решения, как выбор имени для будущего малыша, или выбор детского сада, принимаются на большом семейном совете.

 

Что можно перенять. Стараться не унижать своего супруга. Если малыш будет постоянно слышать, что его папа плохой, то у него сложится определенное представление о мужчинах и их роли в семье, которое может помешать ему в дальнейшей жизни.

 

А потому что патриоты

 

То, что Польша – самое лучшее место на свете, дети слышат постоянно. Несмотря на то, что поляки любят иногда поругать некоторые особенности национального быта, свою страну они любят искренне, гордятся своим языком и культурой, и передают этот патриотизм детям. В каждой семье хранятся семейные реликвии, портреты предков. Родители охотно рассказывают малышам об их прапрадедушках и прапрабабушках, а остальные родственники с удовольствием дополняют рассказ, слушая польскую музыку и поедая традиционные польские блюда – своей кухней поляки тоже очень гордятся.

 

Что можно перенять. Научить детей отделять действия политиков от отношения к своей стране. Рассказать, что не всеми действиями соотечественников можно гордиться, и как раз поэтому надо вести себя достойно, чтобы окружающие с уважением относились к представителям вашей национальности.

 

Жанна Сергеева на проекте «Дети Mail.Ru»





#4
Skumon

Skumon

    Cэнсэй

  • VIP
  • 34 919
  • 9 367 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия

Отправлено 25 Март 2014 - 12:47

Еще Полска не згинела. Поляки всегда были патриотами.А уж " взять на гонор"-это чисто польский приём.





#5
kleoketrin

kleoketrin

    Мастер

  • Друзья сайта
  • PipPipPipPip
  • 658
  • 774 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Россия, Новгородская обл.
  • Интересы:Вышивка и чтение книг, иногда поиграть на компе в он-лайн игрушки )))

Отправлено 07 Апрель 2014 - 10:44

У меня фамилия наполовину польская, наполовину еврейская  :sarcastic:





#6
Skumon

Skumon

    Cэнсэй

  • VIP
  • 34 919
  • 9 367 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия

Отправлено 07 Апрель 2014 - 12:16

Это как? Пшегольдман?





#7
kleoketrin

kleoketrin

    Мастер

  • Друзья сайта
  • PipPipPipPip
  • 658
  • 774 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Россия, Новгородская обл.
  • Интересы:Вышивка и чтение книг, иногда поиграть на компе в он-лайн игрушки )))

Отправлено 08 Апрель 2014 - 06:02

Нет  :w_haha:  Просто когда стала изучать происхождение фамилии, оказалось, что и у поляков есть фамилия с оригинальным началом и у евреев. Только у всех заканчивается по разному.





#8
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

    Топикстартер
  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 02 Март 2015 - 13:12

Воспитание в Израиле: что можно, а что нельзя

 

df458829de3cf41de43fd05f20bcd92f.jpg

 

Образ еврейской мамы, которая не может надышаться на свое дитя, довольно устойчив. Поэтому может казаться, что израильским детям разрешено вообще все. Это и так, и не так – детей воспитывают не жестко, но когда они переходят границы, им быстро объясняют, что к чему.

 

Раннее детство

 

В Израиле много разнообразных детских садов, куда можно отдать ребенка с полугода. У родителей есть выбор – свои детские сады есть не только у государства, но и у крупных компаний, где может работать кто-то из родителей. Детские сады могут быть с «продленкой» – они называются «маоны», и в их дополнительные услуги, помимо проведенного ребенком в саду времени, входят занятия музыкой и танцами, и шофер, который привозит детей в сад на автобусе и отвозит их домой. Одна из характерных особенностей Израиля – семейный детский сад, который называется «мишпахтон». В детских группах мишпахтона не более пяти-шести детей, воспитание похоже на домашнее, но занимаются малышами непременно профессионалы с педагогическим образованием. Во всех израильских детских садах есть компьютеры и библиотеки, дети ездят на эскскурсии, ставят спектакли, занимаются спортом, а с пяти лет начинают ходить в старшую группу сада (ее посещение обязательно) и готовиться к школе. Читать и писать в старшей группе не учат, но необходимые для школы навыки прививают.

 

Что можно перенять. В частных детских садах, если ими управляют внимательные, добрые люди, разбирающиеся в детской психологии, ребенку может быть комфортнее, чем в больших группах детей, на которых кричит усталая воспитательница. Иногда друг друга выручают и мамы, собирая несколько детей и устраивая для них прогулки или игры.

 

Учеба

 

Младшеклассник может прервать урок и уйти в игровую комнату, а старшекласснику, который дурно себя ведет, могут дать сокращенное домашнее задание – шалости детей и подростков обычно считаются следствием перегрузок. Учителя не оценивают учеников, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном, потому что считают, что это может ограничить детское развитие. На старшеклассников не давят, требуя учиться хорошо – но подростки знают, что плохая учеба может помешать им получить приличный аттестат и поступить в университет. Если упустить момент, то готовиться к поступлению придется за свои деньги уже после армии – в Израиле в армии служат и юноши, и девушки.

 

Что можно перенять. Версия о позитивном ограничении детского развития довольно интересна – все время повторяя, например, «Ты прекрасно рисуешь», можно направить ребенка в сторону живописи, но, тем самым, не дать ему возможности подумать о том, что музыка ему тоже нравится. Помните, что иногда даже похвала может сузить выбор.

 

Отношения со взрослыми

 

Израильские дети заявляют о своих чувствах открыто и не стесняются их. Например, сказать кому-то из родителей: «Ты меня бесишь!» – в порядке вещей, если подросток раздражен. Маленьким детям тоже позволяется кричать и баловаться – но запреты, конечно, в жизни детей присутствуют. В первую очередь они касаются безопасности, и все действия, которые могут принести ребенку вред, строго запрещены: нельзя трогать розетки, нельзя подходить к горящему камину, нельзя перебегать дорогу и так далее. И если ребенок капризничает или дерзит, отказываясь выполнять запреты, ему строго объяснят, что он неправ.

 

Что можно перенять. В семье обязательно должно быть несколько строгих «нельзя», с которыми все согласны. Если эти правила строго соблюдаются (к примеру, мама никогда не переходит улицу на красный свет и ребенку запрещает это делать), то у детей не возникнет желания их нарушать.

 

Запрет на насилие

 

Один из главных принципов Израиля в воспитании детей – ненасилие. Шлепнуть ребенка нельзя – и не только, потому что ему будет больно или он будет расстроен, а потому что насилие может породить насилие, и этот ребенок, в свою очередь, может потом кого-то ударить. А все сложности в детском поведении, с которыми не могут справиться учителя, контролируются полицией. Но представители правоохранительных органов всегда приходят в школу в гражданской одежде и ведут доверительные беседы с правонарушителем и его друзьями – часто этого бывает достаточно.

 

Что можно перенять. Израильские воспитатели уверены, что двухлетнему ребенку уже можно объяснить словами, что можно делать, а чего не следует. Эту уверенность неплохо перенять и другим родителям.

 

Жанна Сергеева на проекте «Дети Mail.Ru»





#9
Маришка

Маришка

    Леди-Бриз

    Топикстартер
  • VIP
  • 10 255
  • 14 100 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 27 Октябрь 2015 - 12:53

Норвежское воспитание: впечатления и зарисовки

 
 
В продолжение нашей серии об иностранном воспитании, мы решили рассказать о традициях, которые царят в норвежских семьях.
 

c7b33eece8fcb888e44e40da3d557ec1.jpg

 
 
Королевство Норвегия – страна, испокон веков овеянная легендами. Немало легенд ходит о ней и в наши дни – зачастую самых противоречивых. По телевизору нас пугают очередной страшной историей про беспредел с отъемом детей у родителей, а сайты в интернете (особенно профильные, предлагающие знакомства с иностранцами), напротив, пестрят восторженными статьями о том, как там хорошо живется всем, и детям в том числе. Я же хочу просто рассказать о том, что меня впечатлило в моих многочисленных поездках по этой удивительной стране.
 
Лыжи
 
Лыжи – это один из символов Норвегии. Говорят, на лыжах маленькие викинги начинают ходить раньше, чем ходить вообще. Конечно, это преувеличение, но совсем небольшое: норвежские дети действительно становятся на лыжи очень рано. И буквально одновременно с первыми в жизни зимними сапожками кроха получает и маленькие лыжи. Скорее всего, это – традиция с тех времен, когда из одного селения до другого не было других способов добраться, кроме как дойти на лыжах. Нечего без лыж делать и охотнику в лесу, а охота до сих пор кормит многих норвежцев. Кстати, детей на охоту берут тоже.
 
Спорт
 
Малыши в Норвегии буквально поголовно занимаются в спортивных секциях. Несмотря на то, что все они более чем обеспечены современными гаджетами – приставками и планшетами, и местные врачи даже вздыхают о том, что новое поколение двигается все меньше, по моим наблюдениям гиподинамия юным норвежцам не будет грозить еще долго. Наверное, в этом – особая мудрость норвежских родителей: загрузить ребенка физически по максимуму, тогда на шалости просто не останется ни сил, ни времени. Каким спортом занимаются маленькие норги? Лидеры – лыжи и футбол, который в Норвегии тоже обожают. Популярны и «ответвления» гладких лыж: биатлон, скоростной спуск, фристайл, прыжки с трамплина и лыжное двоеборье. Причем здесь никто не ходит в секцию, чтобы убить время – все серьезно!

 

2daa1ce595ed4c09a95307a68017cfb8.jpg


Фюльке, коммуны и города постоянно проводят соревнования для юных спортсменов. Кстати, одним из моих первых впечатлений от Норвегии было маленькое потрясение, связанное с такими соревнованиями. Дело было на лыже-биатлонном фестивале Блинк, в программе которого в первой половине дня соревновались детки, а во второй – настоящие звезды лыж и биатлона, олимпийские чемпионы и чемпионы мира. И к моему удивлению, уже на детских соревнованиях трибуны были заполнены бурно болеющими за своих чад мамами и папами, бабушками, дедушками и даже собаками. Зато ко второй части мероприятия трибуны заметно опустели – как выяснилось, Нортуг или Бьорндален такого интереса у норвежской публики не вызывают.

 

Любовь к природе

 

Потрясающей красоты природа – богатство Норвегии, не меньшее, чем нефть. И любить свой суровый край малышей там приучают с самого детства. Уже с младшей группы детского сада – и потом в школе до самого ее окончания, каждый день, в любую погоду малыши отправляются на прогулку

 

636327feecf3f9624c45a65a2af6392a.jpg

 

Лес, горы, поля, крохи в непромокаемых комбинезончиках, отважно карабкающиеся по камням или топающие по лесной тропинке и два воспитателя. То и дело группа останавливается, чтобы рассмотреть букашку или куст, ведь вокруг столько интересного! Так дети с малолетства привыкают жить в гармонии с удивительным суровым краем, в котором они родились, и который сохранили практически нетронутым их предки.

 

Детские площадки

 

Глядя на резвящихся у детского сада малышей, я почему-то вспоминаю свое, советское детство. «Островки» из старых автомобильных покрышек, вкопанных в землю, качели из них же, непосредственный хохот и визг – и до боли приятная ностальгия от того, что я тоже вернулась в детство. Кстати, площадки из покрышек – это еще один реверанс в сторону воспитания детей в ключе бережного отношения к природе: незачем выбрасывать то, что можно использовать вторично.

 

Спартанское воспитание

 

Многих русских женщин, создавших семьи в Норвегии, оно шокирует – да, здесь дети спят в спальных мешках на веранде детского сада, пока не выпадет снег, здесь не принято обращаться к педиатру с насморком и уж тем более брать больничный, и никого не шокирует то, что с этими соплями дети регулярно посещают детский коллектив – это не эгоизм местных матерей, как мне кажется. Это – подсознательная попытка приучить чадо к местному суровому климату. Норвегия никогда не прощала своим жителям слабости – и в наши дни об этом помнят, и растят малышей сильными. Даже таким, достаточно жестоким способом. Кстати, как правило, все детсадовские сопли здесь соплями и остаются, не переходя ни во что более серьезное.

 

Одежда

 

Девочка в резиновых сапогах, пижамных штанах и футболке в середине лета топает по совершенно сухому асфальту? Расслабьтесь, это Норвегия.

 

353a99498cfd698c98246dbd9e45baa3.jpg

 

Судя по всему, детям с момента наступления хотя бы относительно сознательного возраста здесь просто не принято указывать, что надеть. Хочешь валенки летом? Пожалуйста! Станет жарко – переобуешься во что-то более подходящее к сезону. Сам. Я не хочу сказать, что дети здесь поголовно одеты ужасно, нет. Но давления со стороны родителей никакого, и в ответ на это – огромная самостоятельность маленьких норвежцев.

 

Самостоятельность

 

Страна, в которой дети с 18 лет практически всегда живут отдельно от родителей, попросту не может позволить себе растить маменькиных дочек и сыночков. Потому – максимум самостоятельности и свободы во всем. Я не могу даже представить себе норвежскую маму, которая настаивала бы на чем-то по той простой причине, что она старше и опытнее. Здесь родители только предлагают и дают чаду возможность пробовать, набивать шишки и приобретать опыт самостоятельно.

 

Уважение

 

О том, что в Скандинавии детей не бьют, пожалуй, знают все. Более того, здесь и повышать голос на них не принято. Не раз видела, как с малышом, рассыпавшим например, пирамиду из пачек печенья в супермаркете, его мама прямо там, в магазине, садится и разговаривает. Мягко и спокойно объясняет, что пачки могли порваться, и маме пришлось бы за них платить, и тогда у них не хватит денег на игрушку, которую планировалось купить. Общаться с ребенком как с равным, глубоко и искренне уважать его здесь в порядке вещей, и, как ни странно, дети не пытаются в ответ сесть на шею! Шустрый мальчик Оскар – мой случайный попутчик в метро Осло, возбужденный поездкой в парк, из которой он с мамой и братьями возвращался, обежал вагон три раза, пару раз пытался влезть на сидение с ногами, и только в этот момент ему мама, невероятно мягко, делала замечание: «Не надо, Оскар, ты запачкаешь сидения». И он ее слышал – наверное, потому, что мама всегда говорила с ним точно так же, тихо и спокойно. Возможно, это связано со спокойным северным темпераментом, но факт остается фактом: в Норвегии разгневанные родители остались только в скульптурах столичного парка Густава Вигеланда – и больше нигде.

 

Я уверена, что всегда нужно учиться хорошему у других. Тому хорошему, что есть в норвежском стиле воспитания подрастающего поколения, уж точно можно и нужно учиться.

 

Светлана Левченко на проекте «Дети Mail.Ru»





#10
Skumon

Skumon

    Cэнсэй

  • VIP
  • 34 919
  • 9 367 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Город:Россия

Отправлено 27 Октябрь 2015 - 16:45

b50b7b6298c8b9fb3aa7515f21979fbb.jpg

 

Японское воспитание

 

Японская мама приходит в парикмахерскую с маленьким сынишкой. Сначала карапуз терпеливо ждет, пока она закончит все процедуры, а потом, не выдержав скучного ожидания, начинает открывать баночки с кремами и рисовать на зеркале замысловатые узоры. Все смотрят на него с улыбкой, и никто не делает замечания: маленькому ребенку можно все. Всему свое время

 

 Всему свое время

 

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком, «как с королем», с 5 до 15 лет – «как с рабом», а после 15 – «как с равным». Считается, что пятнадцатилетний подросток - это уже взрослый человек, который четко знает свои обязанности и безукоризненно подчиняется правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин. Однако торопиться с перенесением японских методов воспитания в российскую действительность не стоит. Было бы неправильно рассматривать их в отрыве от мировоззрения и образа жизни японцев. Да, маленьким детям в этой стране разрешают все, но в 5-6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации. Не подчиняться им невозможно, поскольку так делают все, и поступить по-другому - означает «потерять лицо», оказаться вне группы. «Всему свое место» - один из основных принципов японского мировоззрения. И дети усваивают его с самого раннего возраста.

 

81fea9745afd62f176d99adbd6d006d5.jpg

 

 

Традиции и современность

 

Традиционная японская семья – это мать, отец и двое детей. Раньше семейные роли были четко дифференцированы: муж – добытчик, жена – хранительница очага. Мужчина считался главой семьи, и все домашние должны были беспрекословно ему подчиняться. Но времена меняются. В последнее время сказывается влияние западной культуры, и японские женщины все больше пытаются совмещать работу и семейные обязанности. Однако до равноправия с мужчинами им еще далеко. Их основным занятием по-прежнему остается дом и воспитание детей, а жизнь мужчины поглощена фирмой, в которой он работает. Такое разделение ролей находит отражение даже в этимологии. Широкоупотребительным словом по отношении к жене является существительное канай, которое буквально переводится «внутри дома». А к мужчине принято обращаться сюдзин – «главный человек», «хозяин». Субординация прослеживается и в отношениях к детям. В японском языке нет слов «брат» и «сестра». Вместо них говорят ани («стрший брат») и отоото («младший брат»), анэ («старшая сестра») и имоото («младшая сестра»). Поэтому идея выше- и нижестоящего никогда не покидает сознание ребенка. Старшего сына заметно выделяют среди остальных детей, он считается «наследником престола», хотя престол – это всего-навсего родительский дом. У старшего ребенка больше прав, но соответственно и больше обязанностей. Раньше браки в Японии заключались по сговору: мужа и жену выбирали родители, принимая во внимание социальное и имущественное положение. Сейчас японцы все чаще женятся по взаимной симпатии. Но родительский долг явно превалирует над эмоциональными связями. В Японии тоже бывают разводы, но их процент значительно ниже. Сказывается ориентация японцев на групповое сознание, при котором интересы группы (в данном случае семьи) ставятся выше индивидуальных. Воспитанием ребенка занимается мама. Отец тоже может принять участие, но это бывает редко. Амаэ – так называют матерей в Японии. Этому слову трудно подобрать аналог в русском языке. Оно означает чувство зависимости от матери, которое воспринимается детьми как нечто желательное. Глагол амаэру означает «воспользоваться чем-то», «быть избалованным», «искать" покровительства». Он передает суть отношений матери и ребенка. При рождении малыша акушерка отрезает кусок пуповины, высушивает его и кладет в традиционную деревянную коробочку размером чуть больше спичечного коробка. На ней позолоченными буквами выбито имя матери и дата рождения ребенка. Это символ связи мамы и младенца. В Японии редко увидишь плачущего кроху. Мать старается сделать так, чтобы у него не было для этого повода. Первый год ребенок как бы остается частью тела матери, которая целыми днями носит его привязанным за спиной, ночью кладет спать рядом с собой и дает грудь в любой момент, когда он захочет. Японская промышленность даже выпускает специальные куртки со вставкой на молнии, которая позволяет носить спереди ребенка. Когда малыш подрастет, вставка отстегивается, и куртка превращается в обычную одежду. Ребенку ничего не запрещают, от взрослых он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Но если он все-таки ушибся или обжегся, мать считает виноватой себя и просит у него прощения за то, что не уберегла. Когда дети начинают ходить, их тоже практически не оставляют без присмотра. Мамы продолжают следовать за своими карапузами буквально по пятам. Нередко они организуют детские игры, в которых сами становятся активными участницами. Папы появляются на прогулке только в выходные, когда вся семья выезжает в парк или на природу. А в плохую погоду местом проведения семейного досуга становятся крупные торговые центры, где есть игровые комнаты. Мальчики и девочки воспитываются по-разному, ведь им предстоит выполнять различные социальные роли. Одна из японских поговорок гласит: мужчина не должен заходить на кухню. В сыне видят будущую опору семьи. В один из национальных праздников – День мальчиков – в воздух поднимают изображения разноцветных карпов. Это рыба, которая может долго плыть против течения. Они символизируют путь будущего мужчины, способного преодолевать все жизненные трудности. Девочек же учат выполнять домашнюю работу: готовить, шить, стирать. Различия в воспитании сказываются и в школе. После уроков мальчики обязательно посещают различные кружки, в которых продолжают образование, а девочки могут спокойно посидеть в кафе и поболтать о нарядах.

 

Самое страшное – одиночество

 

 

Японцы никогда не повышают на детей голос, не читают им нотаций, не говоря уже о телесных наказаниях. Широко распространен метод, который можно назвать «угрозой отчуждения». Самым тяжелым моральным наказанием является отлучение от дома или противопоставление ребенка какой-то группе. «Если ты будешь так себя вести, все станут над тобой смеяться», - говорит мама непослушному сынишке. И для него это действительно страшно, так как японец не мылит себя вне коллектива. Японское общество – это общество групп. «Найди группу, к которой бы ты принадлежал, - проповедует японская мораль. - Будь верен ей и полагайся на нее. В одиночку ты не найдешь своего места в жизни, затеряешься в ее хитросплетениях». Вот почему одиночество переживается японцами очень тяжело, и отлучение от дома воспринимается как настоящая катастрофа. Японка никогда не пытается утвердить свою власть над детьми, так как, по ее мнению, это ведет к отчуждению. Она не спорит с волей и желанием ребенка, а выражает свое недовольство косвенно: дает понять, что ее очень огорчает его недостойное поведение. При возникновении конфликтов, японские мамы стараются не отстраниться от детей, а, наоборот, усилить с ними эмоциональный контакт. Дети же, как правило, настолько боготворят своих матерей, что испытывают чувство вины и раскаяния, если доставляют им неприятности.

Отношение к раннему развитию

Японцы были одними из первых кто начал говорить о необходимости раннего развития. Полвека назад в стране вышла книга «После трех уже поздно», которая совершила переворот в японской педагогике. Ее автор, Масару Ибука – директор организации «Обучение талантов» и создатель всемирно известной фирмы «Сони». В книге говорится о том, что в первые три года жизни закладываются основы личности ребенка. Маленькие дети обучаются всему намного быстрее, и задача родителей – создать условия, в которых ребенок сможет полностью реализовать свои способности. В воспитании необходимо следовать следующим принципам: стимулировать познание через возбуждение интереса малыша, воспитывать характер, способствовать развитию творчества и различных навыков. При этом ставится задача не вырастить гения, а дать ребенку такое образование, чтобы «он имел глубокий ум и здоровое тело, сделать его смышленым и добрым». Сейчас такая точка зрения кажется очевидной, но в середине 1950-х она звучала революционно.

 

Идем в детский сад

 

Обычно японская мама сидит дома, пока малышу не исполнится три года, после чего его отдают в детский сад. В Японии есть и ясли, но воспитание в них маленького ребенка не приветствуется. По всеобщему убеждению, за детьми должна ухаживать мать. Если женщина отдает ребенка в ясли, а сама идет работать, то ее поведение часто рассматривается как эгоистическое. О таких женщинах говорят, что они недостаточно преданы семье и ставят на первое место свои личные интересы. А в японской морали общественное всегда превалирует над личным.

 

Виды детских садов

 

 

Детские сады Японии делятся на государственные и частные. Хойкуэн – государственный ясли-сад, в который принимают детей с 3-х месяцев. Он открыт с 8 утра до 6 вечера и полдня в субботу. Чтобы поместить сюда ребенка, нужно обосновать это очень вескими причинами. В частности, принести документы о том, что оба родителя работают больше 4-х часов в день. Детей устраивают сюда через муниципальный отдел по месту жительства, а оплата зависит от доходов семьи. Другой вид детских садов – етиэн. Эти сады могут быть как государственными, так и частными. Дети находятся здесь не более 7 часов, обычно с 9 утра до 2 часов дня, а мама работает менее 4-х часов в день. Особое место среди частных садов занимают элитные, которые находятся под опекой престижных университетов. Если ребенок попадает в такой детский сад, то за его будущее можно не волноваться: после него он поступает в университетскую школу, а из нее, без экзаменов, в Университет. Университетский диплом является гарантией престижной и хорошо оплачиваемой работы. Поэтому попасть в элитный садик очень сложно. Родителям поступление ребенка в такое заведение стоит огромных денег, а сам ребенок должен пройти достаточно сложное тестирование.

 

 

Интерьер

 

Обстановка внутри детского сада выглядит, по нашим меркам, очень скромно. Войдя в здание, посетитель попадает в большой коридор, с одной стороны которого находятся раздвижные окна от пола до потолка, а с другой - раздвижные двери ( вход в комнаты). Как правило, одна комната служит и столовой, и спальней, и местом для занятий. Когда приходит время сна, воспитатели достают из встроенных шкафов футоны – толстые матрацы - и раскладывают их на полу. А во время обеда в эту же комнату из коридора вносят крошечные столики и стульчики.

 

Пища

 

Питанию в детских садах уделяется особое внимание. Меню тщательно разрабатывается и обязательно включает в себя молочные продукты, овощи и фрукты. Рассчитывается даже витаминно-минеральный состав блюд и их калорийность. Если детский сад отправляется на целый день на прогулку или экскурсию, каждая мама должна приготовить своему ребенку обэнто – коробочку с обедом. Но если мы в подобных случаях ограничиваемся котлеткой с овощами или просто бутербродами, то искусство японской мамы достойно восхищения. Такой обед должен соответствовать обязательным требованиям, а именно: включать в себя 24 (!) вида продуктов, рис при этом должен быть липким, а не разваливаться, не должна присутствовать свекла. Всю еду желательно не покупать в магазине, а приготовить своими руками и красиво разложить в коробочке, чтобы ребенок получил еще и эстетическое удовольствие.

 

 

Отношения в коллективе

 

Группы в японских детских садах маленькие: 6-8 человек. И каждые полгода их состав переформировывается. Делается это для того, чтобы предоставить малышам более широкие возможности для социализации. Если у ребенка не сложились отношения в одной группе, то вполне возможно, он приобретет друзей в другой. Воспитатели также постоянно меняются. Это делается для того, чтобы дети не привыкали к ним слишком сильно. Такие привязанности, считают японцы, рождают зависимость детей от своих наставников. Бывают ситуации, когда какой-то воспитатель невзлюбил ребенка. А с другим педагогом сложатся хорошие отношения, и малыш не будет считать, что все взрослые его не любят. Какие занятия проходят в детском саду? Детишек учат читать, считать, писать, то есть, готовят к школе. Если ребенок не посещает детский сад, такой подготовкой занимается мама или специальные «школы», которые напоминают российские кружки и студии для дошкольников. Но основная задача японского детского сада - не образовательная, а воспитательная: научить ребенка вести себя в коллективе. В дальнейшей жизни ему придется постоянно находиться в какой-то группе, и это умение будет необходимо. Детей учат анализировать возникшие в играх конфликты. При этом нужно стараться избегать соперничества, поскольку победа одного может означать «потерю лица» другого. Самое продуктивное решение конфликтов, по мнению японцев, - компромисс. Еще в древней Конституции Японии было записано, что главное достоинство гражданина – умение избегать противоречий. В ссоры детей не принято вмешиваться. Считается, что это мешает им учиться жить в коллективе. Важное место в системе обучения занимает хоровое пение. Выделять солиста, по японским представлениям, непедагогично. А пение хором помогает воспитывать чувство единства с коллективом. После пения наступает очередь спортивных игр: эстафеты, салки, догонялки. Интересно, что воспитательницы, вне зависимости от возраста, участвуют в этих играх наравне с детьми. Примерно раз в месяц весь детский сад отправляется на целый день в поход по окрестностям. Места могут быть самые разные: ближайшая гора, зоопарк, ботанический сад. В таких походах дети не только узнают что-то новое, но и учатся быть выносливыми, стойко переносить трудности Большое внимание уделяетсяприкладному творчеству: рисованию, аппликации, оригами, оятиро (плетение узоров из тонкой веревочки, натянутой на пальцы). Эти занятия прекрасно развивают тонкую моторику, которая необходима школьникам для написания иероглифов. В Японии не сравнивают детей между собой. Воспитатель никогда не будет отмечать лучших и ругать худших, не скажет родителям, что их ребенок плохо рисует или лучше всех бегает. Выделять кого-то не принято. Конкуренция отсутствует даже в спортивных мероприятиях – побеждает дружба или, в крайнем случае, одна из команд. «Не выделяйся» - один из принципов японской жизни. Но он не всегда приводит к положительным результатам.

 

650bf1359e4060a8820cbd68cf9351cb.jpg

Обратная сторона медали

 

Основная задача японской педагогики – воспитать человека, который умеет слажено работать в коллективе. Для жизни в японском обществе, обществе групп, это необходимо. Но перекос в сторону группового сознания приводит к неумению самостоятельно мыслить. Более того, идея соответствия единому стандарту настолько прочно укореняется в сознании детей, что если кто-то из них и высказывает собственное мнение, он становится объектом насмешек или даже ненависти. Это явление сегодня особенно распространено в японских школах и получило название «идзимэ» (понятие, близкое нашей армейской «дедовщине»). Нестандартного ученика травят, часто избивают. Японцы и сами прекрасно видят негативные стороны своей педагогической системы. Сегодня в печати много говорится об «острой потребности в творческой личности» и необходимости выявлять одаренных детей уже в раннем возрасте. Но проблема пока остается нерешенной. Наблюдаются в Стране Восходящего Солнца и явления, которые свойственны в том числе России: растет инфантилизм подростков, возникает неприятие молодежью критики со стороны взрослых, проявляется агрессия по отношению к старшим, в том числе и к родителям. Но чуткое и заботливое отношение взрослых к детям, внимание к проблемам нового поколения, ответственность родителей за судьбу ребенка – качества, которым вполне можно поучиться у японцев, несмотря на все различия в менталитете.

 

 

 









Темы с аналогичным тегами Иностранное воспитание, дети

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта