Ракета-носитель Antares с американским грузовым кораблем Cygnus взорвалась во время запуска с космодрома НАСА на острове Уоллопс у побережья штата Вирджиния во вторник, 28 октября. Пуск ракеты транслировался в прямом эфире на сайте НАСА, взрыв произошел сразу после старта в 18:23 по местному времени (в 01:23 29 октября по Москве). Ракета успела лишь немного оторваться от земли.
О пострадавших и повреждениях космодрома, а также о причинах произошедшего, пока не сообщается, передает ТАСС. Cygnus должен был доставить на Международную космическую станцию (МКС) более двух тонн полезных грузов, включая продовольствие, оборудование и материалы для научных экспериментов.
Cygnus должен был стартовать к Международной космической станции в понедельник, 27 октября, однако старт, назначенный на 2:45 по Москве, отменили за 10 минут до расчетного времени. Причиной стало судно, которое оказалось в зоне прохождения космического аппарата недалеко от космодрома и связаться с которым не удалось.
Ракета-носитель Antares с американским кораблем Cygnus взорвалась в ночь на среду во время запуска с космодрома НАСА на острове Уоллопс около побережья штата Вирджиния.
Ракета поднялась лишь на несколько десятков метров и спустя шесть секунд после старта космический грузовик был потерян. Пострадавших нет. Пусковой площадке на Уоллопсе нанесён значительный ущерб. Не исключено, что следующий старт будет возможен не ранее весны-лета следующего года.
Взрыв ракеты-носителя Antares с американским космическим грузовиком Cygnus не повлияет на работу экипажа МКС, уверяют в Национальном управлении США по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА).
Cygnus должен был доставить на МКС более 2 тонн продовольствия и других полезных грузов. На его борту было, в том числе около 720 килограммов оборудования и материалов для научных экспериментов, в частности, для проведения химического анализа веществ, образующихся при сгорании метеоритов в атмосфере, отмечает ИТАР-ТАСС.
Кроме того, Cygnus должен был привезти на орбитальный комплекс новейший спутник, принадлежащий американской компании Redmond. Известно, что она разрабатывает технологии бурения астероидов.
"Экипажу международной космической станции не угрожает недостаток пищи или других критически важных грузов", - говорится в распространенном НАСА заявлении. В нём отмечается, что экспедиция на МКС спланирована с учетом непредвиденных обстоятельств и у космонавтов есть запасы на 4-6 месяцев. Тем не менее, частью груза на Antares являлось оборудование, утрата которого может сказаться на исследованиях на борту станции.
Несмотря на "разочарование" в связи с неудачным запуском, "мы продолжим движение вперед в направлении следующей попытки после того, как разберемся с причинами нынешней неудачи", – отметили в космическом ведомстве. Тем более, что "первые два пуска ракеты-носителя этого типа на МКС в текущем году были успешными и в управлении рассчитывают на их дальнейшее использование".
Для расследования причин аварии создана специальная комиссия, в которую войдут представители NASA и компании Orbital Sciences, которая построила ракету и корабль.
Во входящем в структуру NASA Космическом центре имени Джонсона в Хьюстоне сообщили, что Antares был оснащен двигателем AJ-26, модификацией российского двигателя НК-33. Ракета-носитель Antares — собственная разработка корпорации Orbital Sciences, частично производится на Украине.
"Мы пока не знаем, неисправность какой части ракеты стала причиной катастрофы. Двигатель Antares ранее прошел все ступени тестирования, не было замечено никаких проблем. Двигатели этой модели тестировали и в России", – заявил вице-президент компании Orbital Sciences Фрэнк Калбертсон,
В то же время, специалист по политике в области космоса, заслуженный профессор Университета имени Джорджа Вашингтона Джон Логсдон заявил РИА Новости, что причиной аварии как раз могут быть проблемы с двигателем.
"Двигателями являлись обновленные ракетные двигатели, изначально предназначенные для использования на советской ракете-носителе Н-1 более чем 40 лет назад", — рассказал Логсдон. Двигатель НК-33 разрабатывался для лунной ракеты Н-1, выпускался с начала 1970-х годов и продается в США по программе МКС для ракет-носителей Antares.
На первой ступени ракеты установлены два кислород-керосиновых ракетных двигателя AJ-26 — разработанная компанией «Аэроджет» и лицензированная в США модификация советского двигателя НК-33 для использования на американских ракетах-носителях (в том числе в «Антаресе»), создаваемая путём снятия некоторой оснастки с оригинальных НК-33 (из числа 37 экземпляров, приобретённых у СНТК им. Н. Д. Кузнецова), добавления американской электроники, адаптации двигателя к производимому в США топливу, а также оснащения карданным шарниром для управления вектором тяги. Использованные в «Антаресе» двигатели НК-33 были изготовлены в 1970-х годах и куплены в середине 1990-х годов фирмой «Аэроджет Рокетдайн» по цене 1 млн долларов США. По состоянию на 31 марта 2010 года у фирмы в наличии имелось около 30-ти штук этих двигателей.
Поскольку компания Orbital имела недостаточно опыта по работе с большими жидкостными ступенями и криогенными компонентами, для работы по первой ступени «Антареса» был заключён контракт с ГП КБ «Южное» (Украина, Днепропетровск), разработчиком ракет космического назначения серии «Зенит». Участок работ «Южного» включает основной этап работ с топливными баками и связанным с ними оборудованием. Основной задачей КБ «Южное» является разработка и контроль изготовления на заводе «Южмаш» ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива и питания, труб, проводов и другого связанного с ними оборудования.
Эксперт добавил, что говорить о дальнейшем использовании или неиспользовании Antares, пока не установлены конкретные причины аварии, рано. Кроме того, еще неясно, какой ущерб был нанесен самой стартовой площадке, сказал профессор, подчеркнув, что ракета-носитель Antares может быть запущена только с этой площадки.
Частная американская компания Orbital Sciences, базирующаяся в Вирджинии, в прошлом году успешно осуществила первый пробный полет Cygnus к МКС, а затем NASA заключила с ней контракт стоимостью 1,9 млрд долларов на восемь запусков грузовика в течение трех лет. Второй рейс состоялся в июле.
Для доставки грузов на станцию NASA использует также частный корабль Dragon, построенный калифорнийской компанией SpaceX. Dragon является единственным грузовиком многоразового использования и выводится на орбиту с помощью ракеты Falcon 9.