В ночь на четверг, 2 апреля, в 23:39 мск в северной части Охотского моря (между Камчаткой и Магаданом) затонул большой автономный морозильный траулер (БАТМ) «Дальний Восток» (порт приписки Невельск). Судно вело промысел минтая. На судне находились более 130 человек, из них 78 россиян и 54 иностранца. В настоящее время известно о 56 погибших: рыболовецкие суда, принимающие участие в спасательной операции, уже подняли их тела на борт. Спасти удалось 63 человека, их подобрали прибывшие на помощь суда. Поиски еще пятнадцати моряков продолжаются.На месте катастрофы работают около 800 спасателей.
По последним данным, состояние одного спасенного врачи оценивают как очень тяжелое. Вообще, все моряки получили сильное переохлаждение, ведь они достаточно долго пробыли в воде, температура которой не превышает нуля градусов.
- В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления судна со стороны судовладельца и штурманского состава, - сообщил Дмитрий Хайбриев, руководитель Сахалинского следственного отдела на транспорте Дальневосточного следственного управления на транспорте Следственного комитета России. – А также неудовлетворительное техническое состояние судна.
В числе основных причин происшествия, рассматриваемых следствием – нарушения правил безопасности эксплуатации и управления суднаСледственными органами по факту крушения БМРТ «Дальний Восток» возбуждено уголовное дело по статье 263 УК РФ, часть 3 «Нарушение движения морского транспорта, повлекшее по неосторожности смерть более двух человек». По этой статье лицам, которых признают виновными, грозит лишение свободы до семи лет.
- Идет выемка документации по данному судну, как у компании-судовладельца, так и капитанов портов, где было приписано данное судно, и из которых осуществлялся его отход. Принимаются меры по допросу судовладельца: условия проведения рейса, техсостояние судна и так далее.
Между тем, председатель комиссии по ЧС Камчатского края Сергей Хабаров уточнил сведения о возможных причинах катастрофы. По его словам, в качестве основной версии крушения траулера рассматривается опрокидывание судна вверх килем (оверкиль) в процессе подъема одного из тралов.
- Предварительно произошел оверкиль в результате подъема трала с рыбопродукцией на верхнюю палубу, затем произошло опрокидывание судна, - сказал Хабаров во время селекторного совещания.
Власти Приморья пообещали помочь семьям моряков, погибших при крушении.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Затонувший траулер в Охотском море погубила жадность хозяев
Василий Вельмескин, генеральный директор ЗАО «Пиленга»:
- Ранним утром вышли на связь капитаны с наших судов – БМРТ «Лангуста» и БАТМ «Пиленга-2», которые вели промысел неподалеку. Сообщили, что судно «Дальний Восток» терпит бедствие, практически уже утонуло. Им было приказано срочно выбирать трал, выдвигаться к месту бедствия и оказывать помощь по спасению людей.
Через некоторое время с «Пиленги-2» обнаружили плот с людьми. Плот был полузатоплен, на нем находилось пятеро живых и один погибший. Трое в тяжелом состоянии. Судовые врачи оказали им помощь, люди пришли в чувства. Экипаж «Лангусты» вылавливал людей непосредственно из воды – подняли на борт шестерых живых. Затем подошло БАТМ «Анива», подняли шесть тел – люди погибли от переохлаждения.
Там, где работали наши суда, была ледовая кромка, но потом все они вышли из льдов на чистую воду. Конечно, надо ждать расследования. Но есть рассказы спасенных. Второй механик – гражданин Латвии (кстати, судно перегоняли именно из этой страны), говорил членам нашего экипажа, что льда не было. По его словам, была потеря устойчивости. Судно было нагружено 1 150 тоннами рыбной продукции. И опять же, по его словам, топлива всего было тонн 50. А это потеря устойчивости! Такого допускать нельзя. Топлива должно быть больше, или чтобы имелся хотя бы жидкий баланс – вода в танках. Отсюда и все беды.
«Дальний Восток», по словам механика, выбрал трал, вытащил рыбу, и судно завалилось примерно на 10 градусов. Спасенный механик пояснил: судно начали выравнивать – дали команду ровнять крен. А ровнять-то нечем! Топлива всего 50 тонн и оно размазано по танкам. Дали команду идти на перегруз, на бункеровку. Пошли на разворот – и судно завалилось. Погода была свежая, ветер 10-15 метров в секунду, волна метра три. БМРТ лег на борт с креном градусов 30. Потом перевалило волной, стало давить ветром. Вода хлынула в цех, в машинное отделение. Генераторы встали.
Часть плотов при таком крене не удалось раскрыть. Когда судно тонет, срабатывают гидростаты и плоты вбрасывает за борт. Тот плот, с которого команда нашей «Пиленги-2» спасли людей, утонул прямо на их глазах, по-видимому, он раскрывался и всплывал уже из-под воды.
Удивляет, что на БАТМ «Дальний Восток» было так много людей – 132 человека. Ведь 100 человек на БАТМе – это уже плотно!
Много иностранцев в команде на российском судне это тоже ненормально. Такое обычно происходит в компаниях, которые экономят на зарплатах, так как малайцам платят немного. Вот и набирают. Некоторые судовладельцы, увы, на такое идут.
Такое судно, как БАТМ, утопить сложно. Я на подобных отработал капитаном 20 лет. Эти суда такое выносят и из таких передряг вытаскивают.
Капитан погиб. Тело подняли и опознали. Он работал раньше в системе нашей компании. Но по некоторым моментам он нас не устроил, и контракт с ним мы не продлили. Он перешел в «Магеллан».
Список находившихся на борту, мнения о судне и аврии, видео
http://www.kp.ru/daily/26362.4/3243450/