Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

ИДЕНТИФИКАЦИЯ ЖЕНЩИНЫ От Белоснежки до «Холодного сердца»: 5 главных этапов эмансипации героинь американских киносказок


  • Закрытая тема Тема закрыта
В этой теме нет ответов

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 732
  • 11 026 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 04 Апрель 2015 - 18:00

От Белоснежки до «Холодного сердца»: 5 главных этапов эмансипации героинь американских киносказок

014.jpg

Мультфильм «Холодное сердце» снят он по мотивам сказки Х.К. Андерсена «Снежная королева». Однако знакомый сюжет предстает тут в неожиданной интерпретации: вместо Герды, сражающейся со Снежной королевой за сердце Кая, борьба идет между двумя сестрами-принцессами — Анной и Эльзой. Последняя, поссорившись с сестрой, наслала на страну проклятие вечной мерзлоты (за это Эльзу и прозвали Снежной королевой). Бесстрашная Анна отправляется на поиски сестры, чтобы уговорить ее снять проклятие. Мужчина в этой истории отодвинут на второй план. 

Отважные и самоуверенные барышни, способные свернуть на своем пути горы ради достижения цели, обходящиеся без помощи мужчины, — главные героини современных мультфильмов. Но прежде чем стать такими, женщинам, как в жизни, так и на экране, пришлось пройти долгий путь. Как произошло освобождение женщины в анимации, рассказывает Наталья Кривуля, доктор искусствоведения, профессор ВГИК.   
 

1932–1959 годы: покорные красотки

В 1932 году студия Макса и Дейва Флейшеров выпустила короткометражки с Бетти Буп — девушкой, которой «всегда шестнадцать». Бетти щеголяла на экране в откровенных нарядах с декольте, а из-под короткой юбки выглядывала соблазнительная подвязка. Тогда в американском обществе господствовали пуританские взгляды. И появление такого образа было воспринято весьма негативно. В 1934 году в силу вступил Кодекс Хейса — принятый кинопромышленностью свод правил о том, что можно и чего нельзя показывать в кино. Бетти с ее вульгарными нарядами не вписывалась в новые каноны. Создатели были вынуждены увеличить длину юбок Бетти и отправить некогда свободную женщину на кухню, превратив ее в добропорядочную домохозяйку. 

В 1937 году в первом цветном полнометражном анимационном фильме «Белоснежка и семь гномов» компания Disney создает образ идеальной женщины пуританского склада. На первый взгляд перед нами экранизация классической сказки. Но на самом деле Дисней подчеркивает: вот портрет несвободной женщины, полностью ограниченной рамками патриархальной семейной морали. Несмотря на кажущуюся динамику действия, Белоснежка ничего не делает, она подчинена воле судьбы. Ее лишают наследства, выгоняют из замка. Оказавшись в лесу, Белоснежка не пытается вернуться к людям, не ищет способов восстановить титул и права на королевство. Вместо этого, попадая в дом к гномам, она не теряется и тут же начинает готовить, убирать и стирать. То есть делает все, что в то время было положено делать женщине. 

015.jpg

017.jpg
1. Бетти Буп в начале 30-х годов ХХ века шокировала американских зрителей вызывающим внешним видом 
2. Белоснежка безропотно следует правилу: «Место женщины — на кухне» 
3. Спящая красавица — награда для мужчины. Но чтобы ее получить, принц должен преодолеть препятствия 
4. Золушка уже получает право выбора и может изменить свою судьбу 

Ситуация немного меняется после Второй мировой войны. В 1950 году на экраны выходит мультфильм «Золушка». Первое, что бросается в глаза, — внешний облик героини: Золушка — блондинка! После войны у женщин возникла проблема с замужеством — многие мужчины погибли на поле боя. Женщине нужно было искать способы привлечь внимание мужчин. В это время появляется перманент. Белокурая женщина становится эталоном красоты (вспомним, например, Мэрилин Монро). 

Второй важный момент — в «Золушке» впервые возникает тема социального лифта через замужество. Золушка не знатного рода, но она влюбляется в принца и благодаря ему в конечном итоге становится принцессой. В отличие от Белоснежки, Золушка видит своего принца. Это уже не эфемерная любовь, а чувства к конкретному мужчине. Хотя мужчина все еще остается вершителем судьбы женщины — принц появляется в конце сказки и делает только одно: забирает Золушку. Но героиня этой киносказки уже имеет право выбора. Она хочет поехать на бал — и едет.   Это объясняется тем, что женщины в реальной жизни начали работать, у них появилось право голоса, в том числе избирательного. Но освобождение женщин — видимое. Общество все равно остается мужским. Золушке позволяют выйти в свет, однако нагружают домашней работой. Справишься — пожалуйста, тебе никто не запрещает. Но сможешь ли? 

То, что это раскрепощение женщины было видимостью, подтверждает мультфильм 1959 года «Спящая красавица», где главная героиня большую часть сказки выведена из действия — она спит. Однако стоит отметить, что женщина перестает быть «данностью» для мужчины. Чтобы получить принцессу, герой должен сражаться за нее. И все же сердце избранницы ему завоевывать еще не приходится: все препятствия на пути принца только обстоятельства, не зависящие от выбора женщины. 
 

 

  018.jpg

Стервелла диктует мужчинам свои правила, но понимает, что главное ее оружие — женственность 

1961–1964 годы: первые бунтарки

В 1961 году выходит мультфильм «101 далматин». Героиня — Стервелла де Виль. Она эмансипированная бунтарка, женщина, которая идет против законов общества и самостоятельно решает, что и как делать. Стервелла водит машину, диктует свои правила подчиненным — мужчинам (женщина впервые руководит мужчиной!), она бизнес-леди, поскольку владеет собственной небольшой фабрикой. Стервелла флиртует с мужчинами, пытаясь добиться от них желаемого. 

Появление такого персонажа обусловлено ситуацией в обществе: это время социальных революций, бунтов, хиппи, людей, не согласных жить как все. Но Стервелла — отрицательный персонаж. Стоит обратить внимание на ее внешний облик: черно-белые  волосы, красные аксессуары — это демонические цвета. Она также лишена мягких и округлых очертаний, плавных движений, вся словно состоит из острых углов и прямых линий. Консервативным обществом женщины, вышедшие за пределы кухни, воспринимаются еще как нечто неправильное, даже нечистое в мистическом смысле, поэтому и аниматоры изображают Стервеллу так. 

В противовес Стервелле в фильме показан и другой персонаж — Анита, владелица собак, из шкур которых злодейка собирается сделать себе очередную шубу. Анита — кроткая типичная домохозяйка, которая ничего не может сделать без мужа. Но Аниты практически нет в фильме, она уходит на второй план, уступая главную роль женщине нового типа. 

Этот же тип появляется и в игровом фильме 1964 года «Мэри Поппинс». Волшебница Мэри Поппинс — строгая, красивая няня, которая все решает сама и прекрасно знает, как и что делать. Эта героиня уже не отрицательный персонаж. За три года, прошедшие между появлением Стервеллы и Мэри Поппинс, образ эмансипированной женщины-бунтарки становится положительным.   
 

1989–1998 годы: другие, но не чужие

С середины 60-х до конца 80-х годов основными героями полнометражных мультфильмов были воины мужского пола: лис Робин Гуд, мышиный сыщик Бэзил и единственный человеческий персонаж — свинопас Таран из «Черного котла». Это связано с социальными событиями: война во Вьетнаме, становление современного общества. Героини-женщины вернулись позже, и в необычном виде. Появляется женщина из другого мира. Жасмин в «Аладдине»  (1992 год), Покахонтас и Мулан в одноименных мультфильмах (1995 и 1998 годов) принадлежат к иной этнической группе, но их принимают в обществе, стремящемся к толерантности. 

Начинается все с «Русалочки» 1989 года. Русалочка — бунтарка, как Стервелла и Мэри Поппинс. Это положительная героиня, но не желающая жить по установленным правилам. Русалочка влюблена в конкретного мужчину (принца, естественно) и готова сделать все ради любви. Но в обоих мирах она «другая», «не своя»: в подводном царстве — поскольку идет против устоев этого мира, в королевстве принца — так как не похожа на всех, она теряет голос. 
 

020.jpg
1. Жасмин по социальному положению выше своего возлюбленного — Аладдина, тема социального лифта через замужество переворачивается 
2. Покахонтас полностью избавлена от бытовых забот, ее образ наделен открытым эротизмом

Русалочка, Жасмин, Покахонтас и Мулан избавлены от бытовых забот. Все, что их интересует, — реальный мир за пределами царских дворцов. Кстати, Русалочка и Жасмин в свободное время читают. До этого ни в одном мультфильме  не было и намека на то, что женщина может быть любопытствующей интеллектуалкой. Еще одна отличительная черта этого периода — высокое социальное происхождение женщины. Все они — принцессы. Теперь героине не нужен мужчина, чтобы повысить статус. Все происходит как раз наоборот. Жасмин, например, влюбляется в вора Аладдина и приглашает его во дворец. 

Появляется открытый эротизм. Русалочка, Жасмин и Покахонтас полуобнажены. Они осознают свою сексуальность и не скрывают ее. 
 

2010–2013 годы: мужчины в юбках

Современные героини мультфильмов еще более самостоятельны, чем их предшественницы. Но теперь они окончательно разрывают связь с семьей, показывая себя совершенно независимыми от мнения окружающих, в том числе и родителей. Более того, для достижения полной свободы они вступают в конфликт с близкими. 

В мультфильме 2010 года «Рапунцель: запутанная история» героиня смело высвобождается из-под опеки мачехи-матери. То же самое происходит и с Меридой, героиней мультфильма студии Pixar «Храбрая сердцем» 2012 года. Она идет наперекор родителям и в финале доказывает, что способна построить свою жизнь так, как она того хочет. 
 

023.jpg
Рапунцель не пытается покорить мужчину или покориться ему, герой лишь средство для достижения своей цели 
021.jpg
Эльза и Анна («Холодное сердце») не ждут принцев, они смелы, активны и самодостаточны 

Для девушки брак не стоит на первом месте — вот самое важное изменение этого периода. И Рапунцель, и Мерида, да и Анна с Эльзой из мультфильма «Холодное сердце» не ждут принцев подобно Золушке или Белоснежке. Они вообще не хотят замуж, для них идея брака, продолжения рода уходит на последний план. Женщины стремятся познавать мир, открывать что-то новое, развиваться. А если рядом с ними и появляются мужские персонажи, то они бездейственны и неуклюжи. Основная роль остается за женщиной. Так, когда вор Флинн Райдер, забравшийся в башню к Рапунцель, старается ее соблазнить, девушка никак не реагирует на это. У нее одно желание — увидеть мир, и Флинн в данном случае, как и в «Холодном сердце» Кристофф, лишь проводник на этом пути. А Мерида вообще отказывается от трех претендентов на руку и сердце, заявляя, что, если она захочет выйти замуж, найдет мужа сама, а пока у нее есть задача — править царством. 

И сейчас на киноэкранах мы видим женщину, решающую проблемы самостоятельно, создающую вокруг собственный мир, в который приходит принц. Или не приходит. Для нее это не так важно, ведь она способна и сама сделать себя счастливой. И если учесть, что режиссеры фильмов — мужчины, то, по всей видимости, именно такой они хотят видеть современную женщину.

Материал опубликован в журнале «Вокруг света» № 12, декабрь 2013


Сообщение отредактировал владелец: 30 Август 2018 - 10:09








Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта