Тайна черных дыр. Почему открытия советского ученого до сих пор засекречены?
Поклонники кинокартин о космосе любят пофантазировать на тему, что произойдет с человеком, решившим покинуть Вселенную и проникнуть в «черную дыру». Интерес к этой теме подогрела американская кинокартина «Интерстеллар», вышедшая в 2014 году. Мало кто знает, что интригующий сюжет фантастического фильма о межгалактическом путешествии астронавтов построен не только на разыгравшемся воображении сценариста. Легендарный советский физик-теоретик Исаак Маркович Халатников совместно с коллегами по цеху задолго до выхода блокбастера описал внутреннее устройство «космической бездны» и происходящие в нем процессы.
Сенсационное открытие стало основополагающей теорией космологической модели «черной звезды» и отправной точкой для фантастов.
И все-таки она существует!
Термин «черная дыра» описывает сферическую область пространства со сверхсильным гравитационным притяжением. Покинуть его не в состоянии даже кванты света, таким образом, она становится невидимой. Границы этой бездны принято называть «горизонтом событий». О возможности существования во Вселенной массивных астрофизических объектов впервые заговорил английский естествоиспытатель Джон Мичелл в конце XVIII века. Спустя сто лет его идею подтвердил немецкий астрофизик Карл Шварцшильд, найдя первое решение одного из уравнений гравитации Эйнштейна.
В современной физике модель их образования основывается на подтвержденной экспериментально теории гравитации о сверхбыстром сжатии массивных тел или галактик и гипотетической версии возникновения в ядерных реакциях и сразу после Большого взрыва. В послевоенный период И.М. Халатников научно доказал теорию свободного падения тела в недра «черной дыры» с учетом всех параметров. Его точные расчеты идут в разрез с развитием сюжета вышеупомянутого фильма.
Что же произойдет?
Мир научных достижений во второй половине XX века не стоял на месте. В это время появляется термин «пространственно-временное поле», искривляющееся под действием гравитации. Были сделаны гипотетические предположения о его физических свойствах, среди которых помимо упругости и гибкости оказалась вязкость. Ученые полагают, что пространство возле так называемой «черной дыры» напоминает миксерную модель, закручивающуюся воронкой и разрывающую материю на части. Группе физиков во главе с И. М. Халатниковым удалось подтвердить это точными расчетами. Так в советской науке появилось понятие сингулярности Белинского-Халатникова-Лифшица.
Из этого следует, что свободно падающий корабль, попадая в ловушечное пространство, или иначе на горизонт событий, окажется в зоне сверхвысокой гравитационной турбулентности, а затем под действием нарастающей динамики будет разлетаться на части, пока не превратится в космическую пыль. Силы, воздействующие на корабль, получили название БХЛ. Вывод – благополучно преодолеть «черную дыру» невозможно.
Не все тайное становится явным
Выдающиеся математические способности, которые ученый демонстрировал еще в школьном возрасте, позволили Халатникову добиться блестящих успехов и построить феноменальную карьеру. За свою жизнь длиной в 101 год ученый успел реализоваться, пройти путь от простого физика до создателя ядерного оружия.
Будучи студентом, Исаак Маркович удостоился звания сталинского стипендиата и планировал продолжить обучение. Он экзаменовался у академика Льва Ландау, который по итогам испытаний зачислил его в аспирантуру. Но так сложилось, что период окончания Днепропетровского государственного университета пришелся на начало ВОВ. Халатникова призвали на обучение в Московскую военную академию, где он становится артиллеристом, получает звание капитана и отправляется на защиту рубежей столицы. С этого момента физик-теоретик тесно свяжет свою жизнь с оборонной промышленностью.
В 44 году профессор Петр Капица, являвшийся членом Спецкомитета Берии, потребовал, чтобы юный физик вошел в состав группы, работавшей над созданием атомной бомбы. Так Исаак Маркович попадает в теоретический отдел нобелиата Ландау.
Задача участников секретного подразделения заключалась в вычислении всех параметров внутренних процессов, происходящих в атомной бомбе. Свои уравнения Исаак Маркович составлял таким образом, чтобы группа его подопечных не имела представления, о чем идет речь, но могла их вычислить. Руководство осталось довольно его работой и впоследствии переключило ученого на разработку водородной бомбы, которым он занимался совместно с Сахаровым. За весомый вклад в науку и оборону СССР деятели получили Сталинскую премию, а их гениальные открытия и по сей день остаются под грифом секретности.
Исаак Маркович Халатников вошел в историю как один из самых выдающихся людей эпохи. Мировое научное сообщество высоко оценило его обширные теоретические познания в области точных наук. Неудивительно, что работы советского периода этого незаурядного человека до сих пор представляют интерес для американских «партнеров». В лице таких людей российская наука по-прежнему выглядит солидно и превосходит западную.
Предостережение ученого человечеству, похоронившее его исследования
ЗА ПРЕДЕЛАМИ ВСЕЛЕННОЙ - Что там на самом деле?
Почему в 1995 году космонавты Дежуров и Стрекалов отказались выходить в открытый космос
Отказ членов экипажа выполнять команды Центра управления полетами — случай исключительный. Однако космонавт Юрий Батурин уверен в том, что командир корабля Владимир Дежуров и бортинженер Геннадий Стрекалов поступили правильно, не согласившись выйти в открытый космос в июне 1995 года.
Дежуров и Стрекалов
Владимир Николаевич Дежуров был назначен командиром космического корабля «Союз ТМ-21», стартовавшего с Байконура 14 марта 1995 года. К тому моменту, как указано в издании «Россия-2000. Лица России» А. И. Подберезкина, 32-летний уроженец Мордовской АССР Дежуров окончил Харьковское высшее военное авиационное училище летчиков имени С.И. Грицевца и несколько лет отслужил в военно-воздушных силах. В 1987 году Владимир Дежуров был зачислен в отряд космонавтов. Он прошел соответствующую подготовку и параллельно получал второе образование в Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина.
Гораздо больше опыта в космических делах было у Геннадия Михайловича Стрекалова. Свой первый полет, если верить изданию «Освоение космического пространства СССР» (Наука, 1986 год), уроженец Московской области и выпускник знаменитого тогда еще высшего технического училища имени Н.Э. Баумана Стрекалов совершил свой первый полет еще в 1980 году на корабле «Союз Т-3». Второй раз Стрекалов побывал в космосе в 1983 году, а потом в 1984 и в 1990 годах. Во время четвертого полета бортинженер совершил выход в открытый космос, где пробыл, производя ремонтные работы, почти 3 часа. Так что полет 1995 года был для 54-летнего Стрекалова уже пятым по счету.
Выходы в открытый космос
Впрочем, экипаж «Союза ТМ-21» был интернациональным: вместе с российскими космонавтами полетел их американский коллега Норман Тагард. Однако Тагард в этой истории не сыграл никакой роли. А вот Геннадий Стрекалов, который на тот момент был самым пожилым отечественным космонавтом, и Владимир Дежуров в полете 1995 года отличились не единожды. По словам Александра Железнякова и Владимира Гапонова, авторов книги «Орбитальный комплекс «Мир». Триумф отечественной космонавтики», одной из основных задач Дежурова и Стрекалова был перенос с модуля «Кристалл» четвертой многоразовой солнечной батареи и складывание второй.
Планировалось, что для этого космонавтам придется выйти в открытый космос дважды. Однако для выполнения задачи командир и бортинженер выходили в открытый космос несколько раз. Виной тому – нехватка электроэнергии для работы грузовой стрелы. Батареи функционировали на станции от 5 до 9 лет и попросту не могли выработать нужное количество энергии. А вообще, если верить Юрию Батурину, автору издания «Властелины бесконечности. Космонавт о профессии и судьбе», к началу июня 1995 года экипаж уже выполнил 5 выходов в открытый космос. Но и такого количества выходов оказалось недостаточно.
Причины отказа
Дело в том, что во время перестыковки модуля «Кристалл» с бокового стыковочного агрегата на осевой, которая была необходима для обеспечения стыковки шаттла «Атлантис», было зафиксировано касание шпангоутов модулей. После перестыковки модуля «Спектр» на боковой стыковочный агрегат во время раскрытия солнечных батарей одна из них не раскрылась. Именно для того, чтобы оценить последствия данного происшествия космонавты и должны были еще раз выйти в открытый космос. Однако, как пишут в издании «Великая книга катастроф» М. Курушин и Н. Непомнящий, Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов отказались выходить в космос. Это был исключительный случай в истории.
Курушин и Непомнящий утверждают, что космонавты сослались на то, что выход был неподготовленным, а Батурин сообщает о том, что Дежуров и Стрекалов объяснили отказ собственной усталостью. В Центре управления полетами, конечно, были недовольны таким ответом космонавтов. Но Юрий Батурин уверенно заявляет, что покорители космоса от работы никогда не отлынивают и уж тем более не придумывают поводов для того, чтобы избежать выполнения той или иной задачи. По мнению Батурина, Владимир Дежуров и Геннадий Стрекалов, которые и в самом деле находились тогда на пределе своих сил и возможностей, поступили правильно. Никто не знает, что могло бы произойти, если бы космонавты в состоянии крайнего утомления все же вышли в космос.