С благодарностью к составившей эти материалы
ИМЯ: liberty_action
ДАТА РОЖДЕНИЯ: 25 сентября 1986
МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ: Киев, Ukraine
БЕЗМОЛВНЫЕ БОГИНИ ЭКРАНА. 1.Флоренс Лоуренс
В Рунете не много информации о Флоренс Лоуренс. А ведь с нее начиналось кино... Данная статья - первая публикация в серии "БЕЗМОЛВНЫЕ БОГИНИ ЭКРАНА", посвященная первой кинозвезде в истории актрисе Флоуренс Лоуренс. Источник - английская Википедия (перевод мой), несколько коротких заметок об истории кино и Американские сайты про немое кино.
ФЛОРЕНС ЛОУРЕНС
Florence Lawrence
Первая Кинозвезда
Флоренс Лоуренс (2 января, 1886, – 28 декабря, 1938) была выходцем из Канады и киноактрисой немого кино, которую часто называют "Первой Кинозвездой". Она была также известна как "Девушка Байографа", "Девушка IMPа" и "Девушка Тысячи Лиц". В течение жизни, Лоуренс снялась в более 270 фильмах различных кинокомпаний и режиссеров.
Флоренс Энни Бриджвуд родилась в Гамильтоне, Онтарио, она была ребенком Шарлотты Бриджвуд, актрисы варьете, которая выступала под именем Лотта Лоуренс, была ведущей актрисой и директором Драматической Компании Лоуренс. Об отце Флоренс ничего не известно. Когда девочке было четыре года, мать изменила фамилию девочки на Лоуренс, ее актерский псевдоним. Когда Флоренс была маленькой, она с матерью и двумя старшими братьями, переехали из Гамильтона, Онтарио, в Буффало, Нью-Йорк.
Она училась в местной школе и достигла больших успехов в спорте, в частности в верховой езде и катании на коньках. После окончания школы, Лоренс присоединилась к матери в ее драматической компании. Однако, компания скоро распалась после того, как серия споров сделали невозможным дальнейшее сотрудничество ее членов. Лоуренс и ее мать переехали в Нью-Йорк приблизительно в 1906 году.
Ранняя карьера: кино и Бродвей
Она была одной из первых канадских пионеров в киноиндустрии, кого привлек стремительный рост бизнеса по производству "прыгающих картинок". В 1906, двадцати годах от роду, она снялась в своем первом фильме. В следующем году она появилась в 38 фильмах для кинокомпании "Витограф".
В течение весны и лета 1906, Лоуренс учавствовала в ряде Бродвейских постановок, но особым успехом не пользовалась. Однако, 27 декабря 1906 года ее наняла производственная компания "Эдисон", чтобы играть дочь Дениэла Буна в фильме "Дениэл Бун или жизнь пионеров Америки". Ее роль состояла в том, чтобы ответить "Да" на вопрос, умеет ли она ездить верхом. Ее мать тоже получила небольшую роль и им платили по пять долларов в день в течение двух недель съемок на открытом воздухе в морозную погоду.
В 1907 она ее наняла компания "Витограф" в Бруклине, Нью-Йорк, играть ирландскую крестьянскую девушку по имени Моуа в короткометражном фильме Диона Boucicault (?) "Shaughraun". Она ненадолго вернулась на сцену, играя ведущую роль в дорожном шоу производства Мелвилля Б.Раймонда "Школьницы". Ее мать сыграла в нем свою последнюю роль. После поездок с дорожным шоу на протяжении года, Лоуренс решила, что она "больше никогда не вернется к этой цыганской жизни".
Весной 1908 года она вернулась в "Витограф", где она играла ведущую роль в фильме "The Dispatch Beare" (?). Во многом благодаря своим навыкам верховой езды, она получила роли в одиннадцати фильмах в следующие пять месяцев.
Кинокарьера
Студия "Байограф"
В "Витограф" также работал молодой актер, Гарри Солтер, который искал "молодую, красивую наездницу", для исполнения главной роли в фильме, который продюссировала студия "Байограф" и режиссировалД.У.Гриффит. Гриффит, глава студии "Байограф", обратил внимание на красивую блондинку в одном из фильмов "Витографа". Поскольку в то время имена киноактеров не упоминались в титрах, Гриффиту пришлось навести справки, чтобы узнать, что это была Флоренс Лоуренс и устроить с ней встречу.
Великий режиссер Д.У. Гриффит
Гриффит намеривался отдать роль ведущей героини "Байографа" Флоренс Тернер, но Лоуренс сумела убедить Солтера и Гриффита, что она больше всех подходит на главную роль в фильме "Девушка и изгнанник". С Компанией "Витограф", она зарабатывала $20 в неделю, работая также швеей костюмов до и после сьемок. Гриффит предложил ей работу, предполагающую только игру (без шитья), за $25 в неделю. Лоуренс сразу ухватилась за это щедрое предложение.
После ее успеха в этом фильме, она появилась в роли светской красавицы в "Предательских отпечатках пальцев" и в роли индианки в "Краснокожей". В итоге, она получала роли в большинстве из 60 фильмов, срежиссированых Гриффитом в 1908 году. К концу 1908 года Лоренс вышла замуж за Гарри Солтера.
Лоуренс быстро завоёвывала большую популярность, но из-за того, что ее имя никогда не оглашалось, многие поклонники начили писать на студию и просить об этом. Даже, после того, как ее лицо стало широко узнаваемым, особенно после игры главной роли в чрезвычайно успешном "Воскресении", студия именовала ее просто кличкой "Девушка Байографа". В течение первых лет формирования синематографа, актеры немого кино не имели имен, потому что владельцы студий боялись, что известность может привести к требованиям повышения зарплаты.
В 1909 году она продолжала работать на "Байограф". Она потребовала, чтобы ей платили больше чем раньше и получила плату вдвое больше стандартного оклада актеров. Она достигла большой популярности в сериле "Джонс", первом комедийном киносериале. Она сыграла Миссис Джонс в около двенадцати фильмах. Даже более популярными, чем сериал "Джонс", были драматические любовные истории, в которых ее игровым партнером был Артур В. Джонсон. Они играли мужа и жену в "Неблагодарной", и любовников, изменяющих своим супрагам, в "Воскресении".
Лоуренс и Солтер начали искать работу где-нибудь в другом месте, писали в компании "Essanay", предлагая свои услуги как ведущей актриссы и режиссера. Однако, вместо принятия этого предложения, "Essanay" сообщила о нем главному офису "Байографа", и супруги были немедленно уволены.
Кинокомпания "Индепендент моушн пикчер" ("ИМП")
Обнаружив себя "на сободе", Лоуренс и Солтер смогли в 1910 году присоединиться к "Индепендент моушн пикчер" ("ИМП") (которая в 1914 году была переименована в "Universal Pictures", прим.пер.). Компания, основаннаяКарлом Лемле, искала опытных кинопроизводителей и актеров.
Карлл Лемле ст. "отец" Universal Pictures"
Нуждаясь в звезде, он соблазнил Лоуренс обещанием, что в отличии от "Байографа", станет отмечать ее имя в титрах, сделав тем самым, ее первым исполнителем, который на экране и в рекламе будет выступать под настоящим (или сценическим) именем, а не просто простенькой кличкой, вроде модных тогда "Голдилокс" ("Златовласка" - кличка Мэри Пикфорд в начале карьеры, прим. пер.) или "Девушки Байографа".
Потом Карл Лемле устроил ей грандиозный промоушн: сначала распустив в прессе слухи о ее внезапной смерти под колесами нью-йорского трамвая. А затем, когда добился широкой огласки этой новости, он разместил объявления в газетах, которые гласили "Мы обнаружили ложь" ("We nail a lie,"), и включали фотографию Лоуренс. Объявление говорило, что актриса цела и невредима, и сейчас снимается в "Нарушенной Клятве", новом кинофильме его компании "ИМП", которую режиссирует Гарри Солтер.
Рекламное обьявления ИМП, "разоблачающее" ложь о смерти Ф. Лоуренс
Затем Лемле заставил Лоуренс сделать личное заявления, появившись на публике В Сент-Луисе, Миссури со своим мужем, чтобы показать своим поклонникам, что она "очень даже жива". Так впервые в истории актриса была "раскручена с помощью пиара", а не просто актерского таланта (хотя и он присутствовал у актрисы в немалой степени) и вскоре Флоренс Лоуренс стало общеизвестным именем. Однако, ее популярность достигла таких пределов, что студийные продюссеры, опасавшиеся завышенных требований актеров по заработной плате, поняли, что были правы. Но ничего уже нельзя было поделать...
В то время, киноиндустрия контролировалась влиятельной "Патентной Группой", которая имела единственное законное право на производство и распространения фильмов. "ИМП", чьей торговой маркой был маленький красный дьявол (IMP - в числе прочего можно перевести, как "бесенок", прим.пер.), не был членом "Патентной Группы", и следовательно действовал незаконно, как считали в этой организации. У "ИМП" было много мощных врагов в киноиндустрии. Но она сумела выжить, однако, в значительной степени благодаря популярности Лоуренс.
Лемле сумел переманить Уильяма Рэну, одного из лучших режиссеров "Витографа" в ИМП. Лемле представил Рэну Лоуренс и Солтеру, и они начали работать вместе. Лоренс и Солтер работали на "ИМП" в течение одиннадцати месяцев, сделав пятьдесят фильмов. После этого, они уехали на отдых в Европу.
Студия Любина
После возвращения в США, они присоединились к кинокомпании, которую возглавлял Зигмунд Любин, известный как "самый мудрый и демократичный кинопродюссер в истории". Лоуренс снова стала сниматься в паре с Артуром Джонсоном и "кинопара" сделала более 48 фильмов, срежиссированных Любином.
Зигмунд Любин (великий режиссер и кинопродюссер)
Флоренс Лоуренс в короткометражных фильмах 1908-1913 гг.
"Виктор Филм"
В 1912, Лоренс и Солтер заключили сделку с Карлом Лемле, сформировав свою собственную кинокомпанию. Лемле дал им полную творческую свободу в компании, которую назвали "Виктор Филм", и платил Лоуренс пятьсот долларов в неделю, как ведущей актрисе, и Солтеру, двести долларов в неделю, как режиссеру. Они основали киноателье в Форт Ли,Нью-Джерси и сделали ряд фильмов, с Лоуренс и Оуэном Муром в главных ролях, пока не были проданы новообразованной "Universal Pictures". Благодаря из процветанию, Флоренс Лоуренс, наконец смогла реализовать "мечту всей своей жизни" и купить пятидесяти акровое имение в Ривер Вэйл, Нью-Джерси. Там она могла работать в саду и выращивать розы, "ее самую большую радость". В августе 1912, у нее произошла крупная ссора с мужем, во время которой он "позволил себе жестокие замечания по отношению к ее матери". Он ушел и отправился в Европу. Однако, он писал ей "грустные" письма каждый день, рассказывая, что собирается покончить с собой. Его письма "смягчили ее чувства" и они снова сошлись в ноябре 1912. Лоренс заявила о своем намерение уйти из кино.
Однако, она была вынуждена вернуться к работе в 1915 для своей компании (компания "Виктор Филм"), которую позже приобрели Universal Studios. Во время сьемок сцены пожара в фильме "Залоги Судьбы", огонь вышел из под контроля. Волосы и одежда Лоуренс загорелись и она получила сильные ожоги. Она находилась в шоковом состоянии в течение многих месяцев. Она все-таки вернулась к работе, но обнаружила, что давно уже не пользуется былым спросом. В кино начали появляться новые молодые "звездочки", а о ней все уже успели забыть. Виня Солтера в своей травме, Лоуренс после долгих размолвок подала на развод. В додачу ко всем проблемам Universal отказалась оплачивать медицинские расходы. Лоуренс чувствовала себя преданной.
Жизнь после славы
В 1915, она получила сильные ожоги на студии во время попытки спасти кого-то от огня. Хотя ей было всего 29 лет, после ее востановления, она никогда уже больше не достигала былых высот и не смогла возобновить свой статус ведущей кинозвезды экрана. В 1920, ее муж умер. В следующем году она вышла замуж за Чарльза Бирна Вудрина (продавца автомобилей),но он умер в 1930 году, и в 1933 она вышла замуж в третий раз за Генри Болтона, но этот союз продлился всего 5 месяцев, так как Болтон часто оскорблял и сильно избивал актрису.
Весной 1916 года, она вернулась к работе для Universal, и снялась в своем первом длинном художественном фильме. Однако, перенапряжение во время сьемок плохо отразились на все еще очень хрупком здоровье актрисы, и у нее случился серьезный рецидив. Она была целиком парализована в течение четырех месяцев. К тому время, как она вернулась на экран в 1921, только несколько человек помнило ее.
В 1921 году она едет в Голливуд, чтобы сделать попытку возвращения. Однако, она не имела успеха, и получала только маленькие роли, по большей части от сочувствующих режиссеров, которые помнили ее ранние фильмы. В течение 20-х годов она начала производить собственную линию косметики, но это рискованное предприятие скоро потерпело крах.
Лоуренс увлекалась изобретательством. Известно, что именно она придумала поворотный сигнал для автомобиля и прочие автоусовершенствования. Но ее изобретения не были запатентированы и не принесли ей никакого дохода.
Когда в 1929 году умерла ее мать, Лоуренс заказала огромный дорогой бюст для ее могилы. Ко времени своего сорокалетия, Лоуренс не была востребована в кино, к тому же рухнула фондовая биржа и началась Большая Депрессия, у актрисы начался кризис.
Лоуренс вернулась на экран в 1936 году, когда MGM начала давать маленькие роли старым кинозвездам за семьдесят-пять долларов в неделю.
Одинокая, страдающая глубокой депрессией и хроническими болями от миелофиброза, редкой болезни костного мозга, она была найдена без сознания в постели в своей квартире в Западной Голивуде 27 декабря 1938 года после попытки самоубийства (отравления). Она была немедленно доставлена в больницу, но умерла несколькими часами позже.
Всего через девять лет после того, как она заказала роскошный памятник для матери, она была захоронена в скромной неприметной могиле недолеко от нее на Голливудском кладбище на который не было даже коротенькой эпитафии.
Она оставалась забытой вплоть до 1991 года, когда актер Родди МакДауэлл, работая в Национальном Правлении Сохранения Фильмов, заплатил за мемориальный надпись на могиле, которая гласила: "Девушка Байографа / Первая кинозвезда".
В 1999 году Келли Р.Броун написала биографию актрисы "Флоренс Лоуренс, "Девушка Байографа": первая в мире кинозвезда."
ДОПОЛНЕНИЕ из Wkimedia Commons (можно найти на любую знаменитость, проставив в поисковике вверху справа имя и фамилию там на языке оригинала) https://commons.wikimedia.org/wiki/Category:Florence_Lawrence
"БЕЗМОЛВНЫЕ БОГИНИ ЭКРАНА" 2. Мэри Пикфорд
Изначально я не планировала писать в этой серии о Мэри Пикфорд, потому что о ней можна найти очень много информации даже у нас. Конечно, не так много, как на Западе... Там о ней написано десятки книг и снято документальных фильмов... Но все равно. А потом я подумала, что писать о немом кино, да и о кино вообще, и не написать о Мэри Пикфорд - это... как-то неправильно что-ли ) Поэтому...
Мэри Пикфорд
Mary Pickford
Возлюбленная Америки
Мэри Пикфорд (англ. Mary Pickford, 8 апреля 1892 — 29 мая 1979) - лауриат премии Оскар (1930), звезда немого кино и театра канадского происхождения, со-учредитель кинокомпании "United Artists", одна из 36 основателей Американской академии кинематографического исскуства и науки. Известная, как "Возлюбленная Америки", "Маленька Мэри", и "девушка с золотыми локонами". Одна из величайших пионеров мирового кинематографа. Ее влияние на развитие мирового кино было огромным. Дуглас Фербенкс при встрече с актрисой в 1915 году сказал ей: "Вы и Чарли Чаплин - два гения, которые подарили миру кино." И как, безусловно, одной из самых влиятельных исполнителей и продюссеров, ей приписываеться важнейшая роль в формировании Голливуда и его индустрии грез. Она входит в десятку самых известных женщин-звезд за всю историю кинематографа по версии Американского института кино.
Жизнь Мэри Пикфорд полна фантастических взлетов, словно взятых напрокат из самых неправдоподобных и надуманных рассказов о счастливых судьбах золушек. Она пришла в кино из мира обездоленных и все ее самые смелые мечты о мировой славе и миллионных гонорарах осуществились.
Будущая актриса родилась 8 апреля 1892 года в Торонто, при рождении получив имя Глэдис Луиза Смит. Её отец Джон Чарльз Смит был сыном методистов, эмигрировавших в Канаду из Великобритании. Он был разнорабочим и много пил. Мать, Шарлотта Хеннесси, происходила из семьи ирландских католиков и зарабатывала на жизнь шитьём. У Глэдис были младшие брат и сестра — Джек и Лотти, — которые впоследствии взяли фамилию из её псевдонима и тоже стали актёрами, однако больших результатов в кино не достигли, поскольку большую часть времени уделяли шумным вечеринкам, громким скандалам и многочисленным свадьбам со знаменитостями разной величины. По решению матери, которая хотела угодить родственникам с обеих сторон, Глэдис прошла обряд крещения в двух церквях — методистской и католической. Тогда же её среднее имя было изменено на Мэри. Однако после того, как ее отец бросил семью в 1895 году и умер тремя годами после от кровоизлеяния в мозг, вызваного хроническим алкоголизмом, Глэдис воспитывалась в традициях Католической церкви. Оставшись одна с тремя маленькими детьми на руках, Шарлотта сменила множество профессий и работ, пытаясь, в общем-то не очень успешно, прокормить своих детей. Вскоре она была вынуждена за небольшую плату отдать двух старших дочерей в театр. Вскоре вся семья стала кормиться театром, но успех на сцене имела только пятилетняя Глэдис.
Маленькая Глэдис Смит (Пикфорд)
На детей был тогда большой спрос в театре, ибо театральные подмостки заполняли «викторианские» семейные мелодрамы с изменами мужей, с клеветой, омрачающей жизнь честных героев, и неизменными раскаявшимися бандитами. Глэдис Мэри обычно играла доброго и наивного ребенка, который мирит родителей или направляет взрослых грешников на путь добродетели. В театре Мэри учится актерскому мастерству и одновременно проходит там тяжелую житейскую школу.
Условия работы в театре были для ребенка, мягко говоря, неподходящими. Труппу набирали для одной пьесы; спектакль возили из города в город, показывая его в неприспособленных, холодных и грязных помещениях. Обычно актеры прибывали утренним или дневным поездом, а вечером уже играли. Если спектакль не имел успеха, актеров немедленно увольняли.
У Мэри было незаурядное актерское дарование и проявилось оно очень рано. Но главное, что сделало эту крошку первой суперзвездой мирового масштаба, это удивительная стойкость, трезвость ума и сила духа. Будучи с пяти лет кормилицей семьи, она мужественно несла свои нелегкие обязанности. Антрепренеры ценили ее, потому что другие дети не умели так быстро заучивать роли, не могли так рано просыпаться или выступать после долгой изнурительной езды в неудобном холодном вагоне третьего класса.
У Глэдис не было детства. С пяти лет она не знала ни игр с ребятишками, ни кукол. Вечные разъезды затрудняли посещение школы. Она училась лишь несколько месяцев. Грамоте и арифметике ее впопыхах учили взрослые актеры в перерывах между спектаклями. Ей приходилось ездить без семьи, быть на попечении равнодушных, зачастую опустившихся людей. А между тем она была болезненным ребенком со слабыми легкими; и из-за постоянного голодания она почти не росла. Ее постоянно мучило опасение совершить какую-нибудь ошибку, а главное – остаться без работы.
Мэри Пикфорд рассказывала в своей автобиографии, что даже теперь, в старости, ее мучают кошмарные сны: то она стоит на сцене, забыв слова роли, то видит, что зрительный зал пуст и знает, что семья снова останется без хлеба...
Уже в юном возрасте Мэри проявляет свой железный характер. В шесть лет, она потребовала, чтобы ей отдали главную детскую роль в спектакле, и не смотря на другие планы, режиссеру пришлось капитулировать. В восемь она добивается того, что ей начинают платить на ровне со взрослыми актрисами. Она еще не умела тогда читать и учила все роли со слов матери или старших актеров. Однако, она уже умела мастерски владеть зрительским залом; если случалось, что зрители шумели и болтали, что случалось нередко, учитывая уровень дорожного театра и необразованную публику, она гордо поворачивалась к ним спиной и молчала, пока не воцарялась тишина... Вскоре приучив их относиться с уважением к ее игре.
Так она работала восемь лет подряд. Ей смертельно надоели разъезды по провинции и постоянная неуверенность в завтрашнем дне.
Тринадцатилетняя девочка правдами и неправдами добивается приема у знаменитого антрепренера, режиссера и драматурга Дэвида Беласко и показывает ему отрывок из роли: она играет мальчика, который умоляет полицейского не арестовывать его, потому что без него погибнет больная мать.
«Ты хочешь стать актрисой, детка?» - спросил ее величественный Беласко. «Нет, сэр, - ответила она без колебаний. - Я уже актриса. Я хочу стать хорошей актрисой».
И девочка попадает в лучший театр Соединенных Штатов того времени, к Беласко. По его совету она меняет банальную фамилию Смит на более звучную Пикфорд (это была фамилия ее дедушки по материнской линии) и отбрасывает претенциозное имя Глэдис. 3 декабря 1907 года, в конце осеннего сезона на Бродвее. Пикфорд вышла на сцену в роли Бетти Уоррен в пьесе де Милля «Уоррены из Вирджинии».
Мэри Пикфорд играет в Нью-Йорке, Чикаго и Бостоне с известными актерами на хорошо оборудованных сценах. Беласко ставит пьесы хорошего литературного качества, требует от актера сдержанности и наполненности. Но по существу это все теже мелодрамы: Мэри развивает свое амплуа, но не меняет его.
Она имеет успех у нового избалованного зрителя, но Беласко тоже набирает актеров для определенной пьесы, и случается, что для нее не бывает роли. Это значит, что нет и заработка, а ей по прежнему нужно прокормить кроме себя еще три рта.
Однажды, когда Мэри осталась без ангажемента, мать уговорила ее немного поработать в кино. Это считалось унизительным, особенно для актрисы, выступавшей в спектаклях самого Беласко. Но в кино хорошо платили, а дома не было денег... Мэри Пикфорд вспоминает в своей автобиографии «Солнечный свет и тьма», как, подходя к студии, она оглядывалась по сторонам – не видит ли ее кто-нибудь из знакомых... Произошло это в марте 1909 года.
Мэри не понимала, как ей повезло: она попала к будущему великому кинорежиссеру Дэвиду Уарку Гриффиту. Впрочем, дебют состоялся с молниеносной быстротой. Так как она была очень мала ростом, ей дали роль десятилетней девочки в фильме «Ее первые бисквиты», который был снят целиком на второй день ее появления в киноателье. Мэри не успела толком ничего понять, как работа была закончена, а она сделала шаг к бессмертию.
«Великий немой» еще не был великим в ту пору. На студиях США еще не было принято репетировать: режиссер в процессе сьемки просто объяснял актерам, что и как нужно делать и они действовали. Фильмы состояли из одной части, демонстрировавшейся десять минут. Вся подготовка и сьемки занимали не более двух дней.
Но уже тогда молодой Гриффит нарушал эти неписаные правила и понастоящему работал с актерами. Мэри Пикфорд нравилась ему своей свежестью, а главное – пластичностью и профессиональным мастерством. Ему, пришедшему, как и она, из театра, был близок излюбленный ею тип героини мелодрамы – наивного, шаловливого и доброго подростка. Правда, в тот период Мэри снималась также в ролях иного плана – она даже играла «пылких мексиканок» и «мстительных индианок». Д конца года Пикфорд сыграла у него тридцать пять ролей.
Пикфорд играла роли маленьких девочек («День экзаменов» 1910), мальчиков («Зов рук», 1910), служанок («Дева из Аркадии», 1910), тихих боязливых дочерей.
В не меньшей степени она потрясала зрителей в образе любовницы. В таких фильмах она нежная и горячая, миролюбивая и неистовая, остроумная и исполненная скрытой сексуальности. Пикфорд была очень привлекательна в гневе. В ленте «Своенравная Пегги» (1910) она защищается от поклонника кулаками.
Мэри Пикфорд и Гриффит нередко ссорились. Он любил бурное проявление чувств, считая его естественным, она же, помня уроки Беласко, избегала этого. Гриффит объяснял, что форма должна быть яркой: кинозритель должен сразу все увидеть и понять – у него слишком мало времени... Однажды, чтобы добиться естественных слез Гриффит начал орать на нее, зло трясти за плечи. Она не начала плакать, а укусила его за руку и решительно заявила, что не позволит так с собой обращаться, а потому прямо сейчас и навсегда уходит из кино. Режиссер бросился вслед за пятнадцатилетней актрисой и извинился по всей форме, прося ее вернуться. Тогда актриса расплакалась, Гриффит велел немедленно снимать и вышел отличный кадр. И такие эпизоды не были редкостью... Впрочем, ссоры обычно заканчивались миром. Гриффит приобретал заслуженную славу лучшего кинорежиссера Америки, и Мэри было интересно у него сниматься. Она понимала его и ценила в нем то, что не всегда было понятно многим современникам. Так, например, хозяева «Байографа» были возмущены, когда он в фильме «Друзья» (1911) показал Мэри крупным планом, что было впервые. Бизнесмены заявили: мы платим актрисе слишком много денег, чтобы показывать ее не целиком, а по частям.
Поклонники театрального таланта Пикфорд долго не хотели смириться с тем, что она связалась с кинематографом. Сохранилось письмо, написанное в 1911 году известным тогда драматургом и театральным актером Уильямом Де Миллем своему брату, будущему столпу Голливуда Сесилю Б. Де Миллю: «Я помню, как ты верил в её (Пикфорд) будущее, а теперь она выбросила свою карьеру в мусорный ящик и закопала себя в этом дешёвом виде развлечений, в котором я не вижу ничего достойного внимания. Эти скачущие картинки никогда не принесут настоящих денег, и, конечно, нельзя ожидать, чтобы они превратились в нечто такое, что при самом буйном воображении можно было бы назвать искусством.»
Однако «скачущие картинки» таили в себе потенциал невероятной силы, и Мэри была одной из первых актрис, осознавших это. Кинематограф взрослел не по дням, а по часам, завоевывая симпатии миллионов. Пикфорд становилась любимицей публики. До 1910 года имена актеров в США не объявлялись в титрах картин, актеры были известны лишь под кличками, которые указывались в рекламе. Пикфорд звали тогда Голдилокс («Златовласка») и этот псевдоним зрители уже искали в рекламных проспектах.
Теперь Мэри Пикфорд зарабатывала столько, что семья могла жить безбедно. Мать занималась деловыми переговорами (Мэри была еще несовершеннолетней), сестра иногда снималась, а брат выполнял трюки, подменяя молодых актрис «Байографа», когда им предстояло выскакивать из окна или падать с лошади. Это было одно из самых дружных семейств в Голливуде, и именно по-этому все были просто поражены, когда в нем разгорелся нешуточный скандал.
В 1909 году Мэри ненадолго ушла из «Байографа» на студию «ИМП», где ей предложили большую зарплату. Мать одобряла ее предприимчивость, но однажды, вернувшись домой, обнаружила, что дочь собрала вещи и куда-то исчезла. Бросившись на студию, она узнала, что Карл Лемль (директор «ИМП») едет на Кубу на гастроли. Вместе с ним туда прямо в данный момент отправляется и шестнадцатилетняя Мэри вместе с красавцем киноактером Оуэном Муром. Они познакомились с Мэри во время постановки одной пьесы в театре и мать давно начала подозревать что-то неладное. Теперь же она, не колеблясь не минуты, вызвала полисменов и с их помощью остановила корабль, отправляющийся из порта. Мура арестовали прямо в порту за «совращение малолетней». Но тут в дело вмешался Лемль. Он обьяснил стражам порядка и негодующей матери, что «эта малолетняя особа» только что тайно обвенчалась с Мурем и теперь они были законными супругами. Полиции ничего не оставалось делать, как отпустить «молодожена», а матери смириться с произошедшим и постараться помириться с дочерью. Она даже отправилась с ними на Кубу, хотя к зятю теплыми чувствами проникнуться так и не смогла. По правде говоря, ее можно было понять. Любой, кроме влюбленной невесты, видел, что Мур, хоть и был красивым малым, но развязным, нагловатым и большим любителем выпить. Гонору много, таланта – значительно меньше. Пикфорд и Мур начали свои выступления в компании «ИМП» с комедии «Их первое недоразумение». Так, собственно, можно было окрестить и их брак.
Со временем, Оуэн стал все больше пить; его бесило, что успехи жены во многом превосходили его собственные. Они постоянно ссорились и вскоре Мэри вернулась домой к матери, стараясь забыть об этом браке, как о кошмарном сне. В течении многих последующих лет они оставались женатыми только на бумаге.
Пикфорд возвращается в «Байограф» и уходит с головой в работу.
Киноиндустрия быстро развивалась, появлялись фильмы в нескольких частях, роли становились содержательнее и позволяют полнее обрисовать характер героя. Мэри получает все больше и больше возможности раскрыть свой талант. И все же ее не оставляет тоска по театру. Друзья по-прежнему упрекают ее в том, что она загубила свой талант.
«К декабрю 1912 года, - пишет Дэвид Беласко, - Мэри Пикфорд стала знаменитостью и прославилась на всю Америку как «Королева кино»... Как только я прочел рукопись пьесы «Добрый маленький чертенок», я подумал, что Пикфорд идеально подойдет на роль маленькой слепой девочки Джульетты. Я послал за ней и в тот же день она пришла в театр».
Итак, Мэри возвращается в театр к Беласко на более выгодных условиях. Спектакль и Мэри имеют шумный успех. Газеты пишут, что молодая актриса потрясает достоверностью изображения героини, ее хвалят даже за дикцию. Но Мэри Пикфорд уже понимает, что не может жить без кино. Ей не хватает новых и новых ролей, поисков и беспорядочной, но такой близкой сердцу студийной обстановки. Кроме того, отсюда, из театра, она яснее видит великое будущее кино.
И когда фирма «Феймос Плейерс» предлагает ей выгодный контракт она дает согласие и навсегда переходит в кино.
С этого времени начинается новый этап в творчестве Мэри Пикфорд.
Она снимается только в фильмах высшего класса и получает выигрышные роли, часто написанные специально для нее. К тому же, Мэри, всегда славившаяся своими деловыми способностями, сумела добиться того, что ей начинают платить 1000 долларов в неделю (абсолютно немыслимую сумму по тем временам), а ведь когда она впервые пришла на студию к Гриффиту – ей платили в лучшем случае 5 долларов в день.
Так продолжается почти десятилетие: Мэри Пикфорд становится знаменитой киноактрисой мира и самой дорогой звездой Голливуда.
Первый ошеломляющий успех ей приносит «Тэсс из страны бурь» (1914). Картина спасает фирму от банкротства, а Мэри Пикфорд впервые называют ее знаменитым прозвищем - «Возлюбленная Америки».
За ней закрепляется амплуа, окончательно и бесповоротно: Мэри Пикфорд – Золушка, наивная, благородная и очень юная. Впрочем, действие фильмов развертывается на современном бытовом фоне, и не сказочная фея-благодетельница, а счастливая случайность приводит действие к хеппи энду. Как и в сказке, счастье – это награда за добрый и милый нрав героини.
Огромный успех таких фильмов объяснялся в какой-то мере тем, что они утверждали моральную силу и достоинство беспризорных и неимущих. Вместе с тем, показывая нежную и любящую натуру Золушки, они утоляли эмоциональный голод аудитории и возвращали людям утраченную веру в незыблемость добра и зла. Ее героини – были чистейшим образцом положительной героини.
Возраст Золушек Мэри Пикфорд был одинаков: тринадцать-шестнадцать лет. Многие черты Золушки объяснялись тем, что она была еще полувзрослой, - это оправдывало незамутненность души и наивность. И, пожалуй, если бы героиня Пикфорд не была почти ребенком, зритель мог и не поверить в такую ее душевную чистоту.
В ту пору Мэри Пикфорд создавала свои полуребячьи, полувзрослые образы не только с большим мастерством, но и с искренним увлечением. Поразительная пластичность, выразительность движений позволяли ей добиваться подлинной достоверности и эмоционально заражать зрителей. Ее милая детская неуклюжесть, непосредственность порывистых движений, походка, выражающая и горе и радость, умение плакать – самозабвенно, до икоты – восхищали и умиляли зрителей.
Юмор и детскость мирно уживались рядом с романтической влюбленностью. При этом Золушка Мэри Пикфорд строго придерживалась самых твердых моральных принципов и даже не современных, а чисто пуританских. Но это не мешало ей кокетничать с любимым нежно и шаловливо. Она умела скромно опустить ресницы, доверчиво посмотреть ему в галаза, крепко к нему прижаться, неожиданно коснуться губами его щеки.
В годы своей славы Пикфорд была одинакова почти во всех своих фильмах. "Я всегда играю одну роль, эта роль - я, Мэри Пикфорд", - любила она повторять. Однако, актриса лукавила. Конечно, Мэри Пикфорд приходилось считаться с волей продюссеров, требовавших, чтобы Золушка переходила из фильма в фильм неизменной, раз это нравится публике. А между тем Мэри Пикфорд было невероятно умной, трезвой, иногда жесткой, если дело касалось деловых переговоров, женщиной. Среди кинематографических кругов она славилась своим твердым характером и умением добиваться своего. Уже в конце жизни, Чаплин писал о ней: "Ах, маленькая Мэри... Она была самым сильным человеком из всех женщин, которых я знал. Да и из мужчин, наверное, тоже..". И очень характерно для голивудских нравов того времени, что в присутствии посторонних эта деловая передовая женщина должна была играть роль наивной и невинной Золушки. С момента заключения контракта с "Фэймос Плейерс" Мэри Пикфорд не имела права - юридического! - совершать в личной жизни поступков, несовместимых с характером своей героини. Вся ее жизнь была строго регламентирована, потому что голливудская реклама требовала, чтобы звезда и ее образ были для зрителя единым целым. Ей запрещалось посещать ночные рестораны, носить открытые платья и эффектные драгоценности. Она не могла бывать в обществе киноактрис, испольнавших роли слишком самостоятельных и легкомысленных женщин. И все бы ничего, если бы в это время не произошло событие, полностью изменившее жизнь актрисы.
В середине ноября 1915 года Мэри вместе с Оуэном Муром, с которым на публике они все еще вынуждены были изображать семью, оказалась на пикнике, устроенном артистической братией за городом. В одном месте нужно было перейти быстрый ручей по узкому неудобному бревну. Сделав несколько шагов, Мэри резко покачнулась. "Муж" и не подумал прийти ей на помощь. Бросился другой мужчина, подхватил её на руки, перенёс на берег. Это был знаменитый актер приключенческих фильмов Дуглас Фербенкс, первый исполнитель таких ролей, как Зорро, Дартаньян, Робин Гуд и многих других.