ДРУГОЕ КИНО Панорамное кино
Панорамное кино, способ съёмки кинофильмов и показа их на сильно изогнутом экране больших размеров, создающий у зрителей иллюзию «присутствия» при действиях, происходящих на экране. Угол охвата экрана в горизонтальной плоскости – до 150-170°, в вертикальной – до 55°. Поскольку границы экрана отодвинуты далеко за пределы поля ясного видения человека (около 40° в горизонтальной плоскости и 20° в вертикальной), условия восприятия изображения на экране близки к условиям реального видения. При этом впечатление панорамности и так называемый эффект присутствия дополняются, как правило, цветным изображением. Впечатление панорамности усиливается также стереофоническим звуковоспроизведением. В отличие от обычного кино, в П. к. звук всё время "следует" за перемещением изображения его источника на экране. Это обеспечивается записью звука в процессе фильмопроизводства на нескольких (от 6 до 9) звуковых дорожках и последующим его воспроизведением несколькими громкоговорителями, установленными в кинотеатре за панорамным перфорированным экраном; каждый из громкоговорителей работает от своей звуковой дорожки.
Схема съёмки и демонстрации фильма по системам "Синерама" и "Кинопанорама": 1 – громкоговорители за экраном;
2 – громкоговорители в зале; 3 – контроль звуковоспроизведения; 4 – контроль кинопроекции; 5 – кинопроекционные аппараты;
6 – киносъёмочный аппарат; 7 – вид киносъёмочного аппарата сверху; 8 – микрофоны; 9 – звукозаписывающая аппаратура.
Панорамная съёмка и проекция впервые были осуществлены французским режиссёром. А. Гансом. В 1927 он поставил фильм "Наполеон". Фильм был снят одновременно на трёх киноплёнках и демонстрировался посредством трёх кинопроекционных аппаратов на экране, состоявшем из трёх граничащих друг с другом плоских экранов. Панорамное кино получило известность с 1952, когда в США была создана система "Синерама" (Ф. Уоллер и Л. Томас) и поставлен ряд фильмов. Подобная же система была разработана в 1957 в СССР (так называемая "Кинопанорама", руководитель Е. М. Голдовский), и было снято и показано несколько экспериментальных фильмов. Первый из них – был поставлен в 1958 Р. Л. Карменом. В 1958 в США появилась ещё одна, несколько видоизменённая система Панорамного кино "Синемирэкл", по своим изобразительным возможностям близкая к ранее созданным американским и советским системам. Съёмка и проекция в этих системах (см. рис.) осуществлялись посредством трёх синхронно движущихся 35-мм киноплёнок, так что панорамное изображение образовывалось тремя стыкующимися частичными изображениями. Стереофонический звук (9 каналов в советской системе и 7—в американской) воспроизводился синхронно с отдельной 35-мм магнитной ленты. Недостатки систем Панорамного кино – главным образом их техническая сложность (синхронная съёмка и проекция с применением трёх киноплёнок) и заметные на экране вертикальные стыки частичных изображений – привели к тому, что примерно с 1963 они постепенно вытесняются более простой системой, в которой для съёмки и проекции используют однообъективный метод и стандартную 70-мм киноплёнку. По изобразительным возможностям такая система Панорамного кино близка к системам широкоформатного кино.
Литература: Голдовский Е. М., Основы кинотехники,
М., 1965; Высоцкий М. З., Системы кино и стереозвук, М., 1972.
М. З. Высоцкий.
демонстрации фильма с применением трёх киноплёнок
Кинотеатр "МИР" В Москве на Цветном бульваре
Здание, в котором расположен кинотеатр "МИР", построено в 1881 году для демонстрации различных панорам. Затем, здесь был манеж для верховой езды, а в 1957 году этот дом был перестроен в панорамный кинотеатр. В феврале 1958 году на Цветном бульваре открылся крупнейший в Европе панорамный кинотеатр "МИР" на 1220 мест, ширина экрана (длина дуги) составляла 30,6 метра, угол обозрения экрана составлял около 150° (для передних рядов зрителей). Экранов таких размеров не было ни в одном кинотеатре мира. В ложе зрительного зала был расположен многофункциональный пульт управления. В частности, с этого пульта осуществлялся запуск начала сеанса: можно было включить одновременно три кинопроектора и наблюдать за точностью синхронного перемещения в них трёх киноплёнок, а также регулировать эту точность; с помощью специальных заслонок регулировать световые потоки кинопроекторов, при большом различии яркости составляющих изображений; связаться с каждой из трёх киноаппаратных, чтобы дать киномеханикам необходимые указания; управлять звуковоспроизведением фильма и т.д. Воспроизведение девятиканальной фонограммы осуществлялось с помощью специального фильмофонографа и усилителя (таких же, как в кинотеатре "КРУГОВАЯ КИНОПАНОРАМА" на ВДНХ). За экраном было расположено пять громкоговорителей: четыре в стенах и потолке. На первом киносеансе состоялась премьера первого отечественного панорамного видового фильма "Широка страна моя родная..." (режиссёр Р.Кармен).
С появлением широкоформатного кино, несколько лет спустя, кинотеатр реконструировали в широкоформатный. До реконструкции в кинотеатре было три киноаппаратных: первую переоборудовали в комнату для переводчика, третью стали использовать по склад. Пульт управления оставили, но после реконструкции он использовался исключительно для регулировки громкости. На пульте также располагалась кнопка звонка в фойе (киномеханик перед началом киносеанса давал звонки, после третьего звонка в зрительный зал не пускали). Эта замечательная кнопка своей функциональности не утратила.
Это был один из самых престижных кинотеатров Москвы того времени, купить билет на сеанс в кинотеатр "МИР" было практически невозможно. Если в"Октябре" и "России" показывали новинки Советского кино, то в кинотеатре "МИР" преимущественно зарубежные, в нем проводились кинофестивали и ретроспективные недели зарубежного кино.
Стереокинематограф – 3D Начало новой эры стереоскопического кинематографа?
В далёких теперь 70-80 годах прошлого столетия в стереокино (сейчас принято называть объёмное очковое кино – 3D) нам не было равных. В 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! А в области очкового стереокино с американцами мы шли нос в нос, но в сфере технологий голографического кино (а это будущее объёмного кинематографа) мы их обогнали лет на 25. Как это? Сами же американцы в 1991 году вручили советской системе стереокино премию "Оскар" за технические достижения в области объёмного кино, признав технологию съёмки и показа стереофильмов "Стерео-70" одной из лучших в мире, несмотря на наличие своей собственной технологии двухкамерной стереосъёмки.
Принцип кинопоказа в системе "Стерео-70"
Объектив кинопроектора системы "Стерео-70"
Российская 3D камера системы "Стерео-70"
Но если кто-то полагает, что сейчас в России некому снимать стереокино, тот сильно ошибается! Страна полна талантами во всех сферах. У нас есть технологии, есть потрясающие пласты неэкранизированной литературы всех жанров, на любой вкус!
Андрей Тарковский в далёкие 70-е сказал – будущее кино только за голографией! Ох, если б он дожил до сегодняшнего дня, какие бы стереофильмы под его режиссёрским и человеческим гением мы и весь мир смогли бы увидеть! А может это были бы уже и голографические фильмы, где зритель видит не иллюзию, создаваемую в мозге человека, а оптическую реально существующую пространственную картину без всяких очков! И эти технологии у нас есть, пока только у нас и нигде более!
Ещё справка: в 1976 году в СССР впервые в истории человечества была осуществлена кинопроекция голографического фильма. Это реалистичное объёмное кино без всяких очков, где предметы столь достоверны, что их можно оглядеть со стороны. Это по сей день не смог больше повторить НИКТО в мире! Но разработкам этим в нашей стране ход не дают.
Игорь Дауров подробнее...
Какие плёночные системы в формате 3D сегодня применяются кинотеатрах?
IMAX 3D
Технология IMAX 3D – наиболее прогрессивная в мире, основана на принципах человеческого зрения. Когда вы смотрите на объект, каждый из ваших глаз видит разную картинку. В процессе, названном "стереоскопия" Ваш мозг совмещает две разные картинки в одну объемную.
3D-камеры IMAX оборудованы двумя одинаковыми объективами, расстояние между которыми приблизительно равняется расстоянию между глазами человека это позволяет снимать две картинки отдельно, также как мы их видим левым и правым глазами. В процессе съемки изображение из каждого объектива фиксируется на отдельную пленку формата 15/70мм. Движение пленок в камере точно синхронизировано. Камера IMAX 3D весит более 100 кг.
3D-фильм хранится на двух плёнках. При показе они синхронно движутся через один проектор IMAX 3D, снабженный двумя объективами и лентопротяжными механизмами, либо через два отдельных проектора IMAX. Картинки для левого и правого глаз одновременно проецируются на гигантский экран.
Для того, чтобы увидеть объемное 3D-изображение, зрители надевают специальные поляризационные очки, а объективы проектора снабжены поляризационными фильтрами. Это позволяет каждому глазу воспринимать только "своё" изображение, и наш мозг создает из этого одну 3D-картинку.
Кинопоказ в системе "IMAX 3D"
Technicolor и PanaVision
По технологиям Technicolor и PanaVision 3D фильм демонстрируется при помощи обычного 35-мм проектора.
Technicolor используется способ разделения кинокадра пополам в горизонтальном направлении (over under – "над – под"), и пленка, содержащая кадры с отдельным изображением для каждого глаза: верхняя половина для одного, нижняя – для другого, используются серебряный экран и пассивные стереоочки с круговой поляризацией Real D или MasterImage.
PanaVision – кадр над кадром (в одном стандартном кадре два ракурса стереопары: вверху левый, внизу правый), используются любой экран, очки интерференционные Ifiteck или Dolby.
Объектив "PanaVision"
фильтр "PanaVision"
Современный цифровой формат 3D
Производители же фильмов наоборот воодушевлены новыми возможностями творчества, открывшимися благодаря технологии 3D, но существует множество проблем при производстве и демонстрации 3D-фильмов. В довольно длинный список входят проблемы синхронизации изображения для левого и правого глаза, непоследовательность стереокадров, случайные появления моноскопических кадров ... Если фильм или рекламный ролик рассчитаны для демонстрации на большом экране, они не будут смотреться так же чётко на маленьком и наоборот.
Технологии 3D
RealD. Наиболее широко распространена сегодня система компании RealD (более 800 кинозалов по всему миру). Принцип действия системы заключается в использовании специального электронного поляризующего фильтра, который синхронно с изображением переключает «полярность» поляризации изображений соответственно для левого и правого глаз. Для просмотра стереоизображения используются «пассивные» (т.е. не имеющие электрических компонентов) очки с соответствующими поляризационными фильтрами для каждого глаза. Преимуществом системы является возможность применения относительно недорогих очков (около 1 евро), которые зритель может забрать после сеанса с собой в качестве сувенира. Недостатком системы является необходимость замены обычного бело-матового экрана в кинотеатре на достаточно дорогой «серебряный» экран, так как эта система работает на основе принципа поляризации изображения, а также относительно высокая цена лицензии RealD (около 100 тысяч евро на 4 года). При этом нужно отметить, что из-за острой диаграммы направленности отраженного света, «серебряный» экран значительно ухудшает качество демонстрации обычных 2D фильмов. Некоторые студии (например, Universal Pictures) запрещают премьерные показы обычных 2D фильмов на «серебряных» экранах.
Dolby Digital Cinema 3D. Система воспроизведения стереофильмов была представлена компанией Dolby Laboratories в марте 2007 года. Система использует специальный спектральный фильтр, разработанный компанией Infitec. Этот фильтр в виде диска, вращающегося синхронно с изображением, помещается внутрь цифрового кинопроектора. Принцип действия основан на небольшом сдвиге спектров изображений для правого и левого глаз. Для просмотра стереоизображения также применяются специальные «пассивные» очки, оснащенные многослойными спектральными фильтрами. Преимуществами этой системы являются пассивные очки, цена за которые в ближайшие годы снизится с нынешних 50 евро до 10-15 евро за пару, а также использование обычного бело-матового экрана. К недостаткам системы можно отнести необходимость «физического» вмешательства в конструкцию кинопроектора для установки диска спектрального светофильтра. Безусловно, эта система будет работать исключительно с собственными серверами компании Dolby.
MasterImage, является новой на рынке. Данная технология использует серебряный экран и очень дешёвые пассивные очки. Также используется поляризующий фильтр, который устанавливается перед проектором. В настоящее время технологией MasterImage оборудовано около 300 залов по всему миру. И это число продолжает стремительно расти.
XpanD, технология, которую можно назвать оригинальным 3D, использует активные очки «со шторками» и наиболее популярна на европейском рынке. Всего насчитывается около 1000 3D-установок. XpanD вдохнули новую жизнь в старую идею. Первоначально очки были большими и тяжелыми, они были переделаны и стали более лёгкими, стильными и, к тому же, используют сменный элемент питания (очки серии X101). Хотя очки XpanD являются самыми дорогими по сравнению с остальными, при установке данной технологии можно сэкономить средства на оборудовании. Помимо цифрового проектора и сервера, которые могут воспроизводить 3D, требуется ИК-эмиттер для синхронизации сигнала. Это позволяет, например, мультиплексам, установив эмиттеры во все залы, с лёгкостью переносить очки из одного зала в другой.
Системы стереокинематографа, применявшиеся в СССР
За два года до официального дня рождения кино, в 1893 году Уильям Диксон, сотрудник лаборатории Томаса Эдисона, сконструировал, изготовил и запатентовал первый стереокиносъёмочный аппарат. В 1903 году братья Люмьер по анаглифному способу продемонстрировали стереоримейк одного из своих самых первых фильмов – "Прибытие поезда". Зрители, увидев в трёхмерном пространстве несущийся на них поезд, в ужасе вскакивали со своих мест и, расталкивая друг друга, бросались к выходу.
Появившись на свет задолго до прихода в кино звука и цвета, стереокино до сих пор остаётся для зрителей экзотическим зрелищем, а для большинства создателей фильмов – малопочитаемой ветвью кинематографа или несерьезной киноигрушкой. Но, как бы то ни было, очень многие энтузиасты, верящие в будущее объёмного кинематографа, внесли свой вклад в его развитие. Благодаря их поискам и находкам, пусть не всегда удачным, стереофильмы сумели посмотреть сотни миллионов зрителей.
Стереокино своим рождением обязано и "движущейся фотографии", как вначале называли кинематограф, и достижениям в области стереофотографии. В середине XIX века был создан стереофотоаппарат, появились различные виды стереоскопов, предложены очковые методы (аддитивный и субтрактивный) цветных анаглифов. В конце века уже были известны очковый поляризационный и безочковый автостереоскопический (растровый) методы рассматривания стереопар.
В нашей стране работы в области стереокино начались в 20-е годы. Начиная с середины 30-х годов основные научные исследования в этом направлении проводились во Всесоюзном научно-исследовательском кинофотоинтитуте (НИКФИ). В течение многих лет изучались вопросы восприятия стереоизображений, разрабатывались требования к параметрам стереопары на киноплёнке и условиям стереокинопоказа. Всё это время шёл поиск ответов на серию вопросов. На одной или двух плёнках размещать кадры стереопары? Если на одной, то каким образом? Как обеспечить надежную и удобную сепарацию изображений для левого и правого глаза? Как добиться комфортности восприятия стереоизображения в кинозале? Исследованиям было посвящено не одно десятилетие.
В этой статье рассмотрены этапы развития отечественного стереокино, каждый из которых соответствовал периоду применения определённой системы стереокинематографа, главными отличительными признаками которой были размеры кадров стереопары и их взаимное расположение. Таких систем, не считая экспериментальных, и применённых для съёмки фильмов в нашей стране, было семь.
В 1940 году в Москве, в малом зале кинотеатра "Художественный" началась демонстрация фильма "Выходной день в Москве" (режиссёр Александр Птушко, оператор Николай Ренков).
Кинотеатр "Художественный" В Москве
Съёмка этого фильма производилась созданным в НИКФИ двухобъективным аппаратом (рис. 1), протягивающим две стандартные киноплёнки шириной 35 мм (конструктор Василий Омелин). Кадр стереопары по соотношению сторон и размерам не отличался от стандартного кинокадра. Фильм снимался как чёрно-белый, но чуть позже к нему были досняты цветные эпизоды, авторами которых были режиссёр Николай Экк и оператор Федор Проворов. Для съёмки в цвете была сконструирована установка из двух кинокамер (рис. 2), каждая из которых фиксировала изображение через красный, синий и зелёный фильтры на трёх чёрно-белых плёнках (такой принцип цветной киносъёмки плоскостных фильмов применялся в системе "Техниколор"). Исходный материал этих эпизодов представлял собой комплект из шести цветоделённых чёрно-белых негативов. Проекция осуществлялась в поляризованном свете на просветный недеполяризующий экран (стеклянный, матированный) двумя синхронно работающими кинопроекторами. Зрители наблюдали объёмное изображение в поляризационных очках. Основным автором этой системы был Николай Валюс.