Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Проза Сенкевича в живописи


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 794
  • 11 072 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Май 2016 - 18:42

Батальные и жанровые сцены, пейзажи и портреты, изображающие важнейшие события в истории Польши, ее национальных героев, шляхтичей и рыцарей. Перед нами художники, которые перенесли сцены из «духоподъемных» литературных произведений Сенкевича на холст и бумагу.

 

                                                      Станислав Качор-Батовский 

 

                                2_zabawa_w_chreptiowie_stanisaaw_batowsk

                                               Станислав Батовский, «Бал в Хребтиеве», 1900, собственность Музея Генрика Сенкевича в Обленгореке

Картина Станислава Качор-Батовского «Бал в Хребтиеве» («Zabawa w Chreptiowie»)напоминает нам о событиях в селе Хребтиеве в Бещадах (сегодня расположено на територии Украины), которое получило широкую известность благодаря роману и фильму «Пан Володыевский». Именно там располагалась знаменитая станица главного героя книги Сенкевича — полковника Ежи Володыевского, который во второй половине XVII века был комендантом погранзаставы в Хребтиеве.

В своем произведении Качор-Батовский точно воспроизвел соответствующий фрагмент романа: среди участников бала мы видим знакомых нам по книге героев: посередине избы стоит «маленький рыцарь» Михал Ежи Володыевский, первая танцующая пара — это Бася Володыевская в синем платье и Мушальский в контуше. Вторая пара – Эвка Нововейская и Азья Тугай-беевич, в третьей паре видна только Зося Боска. Слева выделяется фигура Заглобы, который держит в руке бокал.

 

«(…) дом хребтиевского коменданта был ярко освещен. Оркестр состоял из двух скрипок, контрабаса, двух чеканов и одной валторны. Скрипачи лихо водили по струнам, раскачиваясь во все стороны, у чеканистов и валторнистов надувались щеки и наливались кровью глаза.  Старшие офицеры и все старшее общество сидели на скамьях у стен, друг возле друга, как сидят белые голуби на краю крыши, и, попивая мед и вино, смотрели на танцующих. (…) Степенный Навираг и два анардрата все с возраставшим изумлением смотрели на польские танцы», — писал Сенкевич в своем романе. 

 

                                                 Юзеф Брандт

                                           wyjazd%20na%20polowanie_7047632.jpg

                                               Юзеф Брандт (1841-1915), «Выезд на охоту», конец XIX века, фото: kolekcje.mkidn.gov.pl

 

Живописные работы Юзефа Брандта, изображающие исторические сцены, национальных героев и лихие схватки, часто сравнивают с рыцарско-шляхетской эпопеей — Трилогией Генрика Сенкевича. «Оба они — писатель и художник — обращались к славному прошлому Речи Посполитой, создавали произведения, призванные укрепить дух живущего в неволе народа», — пишет Петр Чарторыский-Шилер на портале www.kresowianie.info.

Генрик Сенкевич написал о Юзефе Брандте так:

 

«Ему нет равных в изображении степей, коней, одичавших степняков и кровавых сцен, которые разыгрывались здесь, на полях сражений. Эти картины могут говорить — потому что, глядя на них, вспоминаешь старые традиции, старые песни, рыцарские предания, словом, все то, что было и прошло, что живет только в воспоминаниях, запечатленное магией поэзии! Брандт просто поэт степи, какими были Гошчиньский, Залеский или даже Словацкий в «Беневском». Своей кистью он воскрешает уснувшие мертвым сном времена, один-единственный эпизод его картины невольно возрождает в душе целый мир рыцарства и казачества».

 

                                                                      Юлиуш Коссак

 

                                      kmicicowa_kompania_2.jpg?itok=O60EiHd3

                                     

                               Юлиуш Коссак, «Отряд Кмицица», одна из иллюстраций к Трилогии Генрика Сенкевича, 1885, фото: Национальный музей в Варшаве

 

Юлиуш Коссак является одним из ведущих представителей реализма XIX века в живописи. Наиболее известен своими изображениями коней. Художник также обращался к батальной и исторической тематике, его работы способствовали укреплению духа народа после Январского восстания. Также приобрел известность как иллюстратор журналов, для которых документировал текущие события, изображал эпизоды «рыцарской эпохи» Польши и сельские сцены из жизни современных помещиков. Много иллюстрировал книги, в том числе произведения Словацкого, Байрона, Немцевича, Крашевского, Мицкевича, а также «Огнем и мечом» Сенкевича (1898).

 

                                                                         Яцек Мальчевский

 

                                         3_j._malczewski_portret_henryka_jczefa_s

                                                   Яцек Мальчевский, «Портрет Пана С.», фото: Музей Генрика Сенкевича в Обленгорке

В 1884 году, в Кракове, художник Яцек Мальчевский вместе с Антонием Пиотровским поставил 15 так называемых «живых картин» по мотивам романа «Огнем и мечом». За режиссуру брались многие известные художники того времени. Мальчевский сделал это только один раз и получил очень хорошие оценки своей работы.

Кисти Мальчевского также принадлежит «Портрет Пана С.», на котором изображен сын писателя Генрика Сенкевича в виде архангела.

«Живые картины пользовались необыкновенной популярностью в светских кругах, как в больших городах, так и в провинции.  В польских условиях кроме чисто развлекательной функции они играли не последнюю роль в сохранении национального самосознания, воспроизводя историко-патриотические сцены во время школьных занятий или театральных торжеств», — пишет Дорота Кудельская в книге «Мальчевский. Картины и слова».

 

                                                                     Ян Матейко

 

                                        bitwa_pod_grunwaldem.jpg

                 Ян Матейко, «Грюнвальдская битва», 1878, холст, масло, 426 x 987 см, фото любезно предоставлено собственником — Национальным музеем в Варшаве

«Грюнвальдская битва» Яна Матейко — это одна из самых известных картин в польских коллекциях, на которой показан бой польских и литовских войск с крестоносцами — крупнейшее сражение средневековой Европы, состоявшаеся 15 июля 1410 года. Данное произведение, как и хроники Яна Длугоша, послужилиГенрику Сенкевичу для воссоздания хода сражения на страницах романа«Крестоносцы».

«Картина Матейко сыграла значительную роль в процессе приобретения этим событием — Грюнвальдской битвой — ключевой, знаковой роли в национальной истории Польши. Этому, несомненно, способствовало и литературное описание сражения в опубликованном в 1900 году романе Генрика Сенкевича«Крестоносцы». В последующие годы сражение под Грюнвальдом приобрело значение важнейшего, решающего для судеб польского народа события», — пишет Магдалена Врублевская на портале Culture.pl.

И Матейко, и Сенкевич в своих произведениях, создаваемых в период национального порабощения, напоминали о великих деяниях и победах поляков; например, картина «Прусская дань» изображает момент, когда перед польским королем Зигмунтом Старым становится на колени первый герцог Пруссии Альбрехт Гогенцоллерн, или полотно «Цари Шуйские на Варшавском Сейме», где перед Зигмунтом III падают ниц русские правители.

 

                                                                        Ян Чеслав Монюшко

 

                                       4_j._moniuszko_scenka_z_zagaob.jpg?itok=

                                                          Ян Чеслав Монюшко, «Сцена с Заглобой», фото: Национальный музей в Варшаве

Ян Станислав Монюшко подарил своему школьному товарищу Генрику Сенкевичукартину «Сцена с Заглобой». Заглоба — один из героев Трилогии, воплощение стереотипов о типичном польском шляхтиче: гуляка, забияка и лентяй.

 

«На последнем экзамене нам дали один час, чтобы написать работу по-польски на произвольную тему. Сенкевич написал работы для двух своих приятелей (в том числе для Монюшко, сына Станислава, впоследствии артиста Большого театра (Театр Вельки), на тему «На Кресах» (…) Разобравшись с Монюшко, поскольку час уже истекал, сам он написал короткое «Обращение Жулкевского» к армии под Цецорой, которое, насколько я помню, заканчивается словами: «Иисусе, святая Мария, вперед, на врага!» Профессор литературы, [Войцех] Гроховский, оценивая наши работы, прежде всего, отметил „произведение” Монюшко, но когда тот незаметно исчез из класса, поставил ему всего лишь удовлетворительно и первую награду присудил Сенкевичу», — рассказывал друг Сенкевича (см. статью Януша Р. Ковальчика «Генрик Сенкевич в анекдотах» на портале Culture.pl).

Генрих Семирадзкий






#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 794
  • 11 072 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Май 2016 - 19:36

                                           Генрих Семирадзкий 

 

 

                                  mitologia-siemiradzki-dirce-chrzescijans

                                             Генрих Семирадзкий, «Христианская Дирцея в цирке Нерона», фото: Национальный музей в Варшаве

 

 

Генрих Семирадзкий был другом Сенкевича. В прессе и в различных мемуарах описывались его встречи с писателем в усадьбе Сенкевича под Ченстоховой. Оба они увлекались древним миром, вместе путешествовали по Риму, изучая его историю. Творчество Семирадзкого, который любил изображать жизнь римлян в период ранней империи, а также многолетняя дружба с этим художником вдохновилиСенкевича на создание романа «Камо грядеши» — произведения о временах правления Нерона. Книга получила всемирное признание и была переведена на более чем пятьдесят языков. Однако иллюстрировать роман писатель поручил другому художнику — Петру Стахевичу.

 

                                                              ПЕТР СТАХЕВИЧ                                               

 

 

                             1_ursus_ocala_lygi_piotr_stachiewicz_prz

                     Петр Стахевич, иллюстрации к «Камо грядеши» («Урс спасает Лигию»), до 1902 г., фото: Музей Генрика Сенкевича в Облегорке

Стахевич дружил с Сенкевичем и был его любимым художником. Он, в частности, иллюстрировал Малую трилогию, Трилогию, романы «Без догмата»«Семья Поланецких», новеллы «Ангел» и «На Олимпе», а также французскую версию«Сказки Сабала» и немецкое издание Трилогии. Наибольшую известность художнику принесли иллюстрации к «Камо грядеши».

 


«Петр Стахевич начал писать картины, когда роман еще не был готов, и в прессе еще только печатались его фрагменты. Коллекция, которая экспонировалась с 1902 года, имела большой успех у публики: выставки собирали толпы в галереях и салонах. Серия из 22 написанных маслом картин Стахевича выставлялась в венском «Kunstlerhaus» – экспозиция сопровождалась рекламной кампанией — на превосходной бумаге были отпечатаны фототипии иллюстраций с фрагментами рецензий. В этом же году появилось эксклюзивное издание романа с 20 иллюстрациями, возобновленное в 1910 году, а усилиями Александра Рачиньского в Мюнхене на китайском картоне была опубликована папка с 22 фототипиями. О цикле благожелательно отзывалась пресса, подробно освещая выставки», — пишет Магдалена Клямка на сайте Национального музея в Кельце, отделением которого является поместье Генрика Сенкевича в Обленгорке.

                                                                      ЯН СТЫКА  

                                                    jan_styka.jpg?itok=i339ruWd                                                                                           

                                             Ян Стыка, сцена из «Камо грядеши» (Мучения христиан в цирке Нерона»), фрагмент, 1902, 

 

 

Художник Ян Стыка родился и провел ранние годы жизни во Львове. Вместе с Яном Матейко написал знаменитую «Рацлавицкую панораму». В 1901-1903 гг., находясь в Париже, создал серию картин-иллюстраций к роману Сенкевича «Камо грядеши», а также к «Илиаде» и «Одиссее» Гомера. В частности, он изобразил сцены разговора жены Цезаря с еврейским посланником, пир Цезаря на воде, парад гладиаторов, тост Гладиатора за Эвнику и Петрония, Эвнику перед статуей Петрония, мучения христиан в Цирке Нерона и самоубийство Нерона.

Насколько велика была конкуренция среди художников, желающих иллюстрировать книги Сенкевича, демонстрирует история одной из картин Стыки, изображающей сцену спасения Лигии Урсом, которая композиционно схожа с иллюстрацией Стахевича.

Известно, что эскиз [Стахевича – прим. ред.] был похож по композиции на иллюстрацию, выполненную в то же время Яном Стыкой. Некоторый свет на это дело проливает письмо Сенкевича своему другу Брониславу Козакевичу от 28 марта 1901 года, в котором он, в частности, пишет:

 


«Гальперин-Каминский написал мне, что Фламмарион, несмотря на мое письмо, в котором я отказал дать свое (…) согласие, издает все-таки «Камо грядеши» с иллюстрациями Стыки. Поскольку Каминский написал мне, что даже мое молчание будет воспринято как согласие, я еще раз возразил. Конечно же, я не мог дать разрешение Стыке, дав его до этого по согласованию с Вами Стахевичу. Стыка я знаю очень мало — и я очень удивлен, что несмотря на мои решительные возражения он хотел принадлежать к этой компании», — можно прочитать на сайте Национального музея в Кельце.

 

                                                                                  ЯНУАРИЙ  СУХОДОЛЬСКИЙ
 
                                                     
                                       jasna_gora_1655.jpg?itok=5jq22JE2
Януарий Суходольский, «Оборона Ясной Горы 1655», фото: Wikimedia Commons                                                                                                                                       Януарий Суходольский, «Оборона Ясной Горы 1655», фото: Wikimedia Commons     

Осаду Ясной Горы, которая происходила во время шведского нашествия в 1655 году,Сенкевич описал в «Потопе». Писатель изменил или преувеличил некоторые факты, например, «омолодил» Петра Чарнецкого, увеличил численный перевес шведов, ввел персонажа Анджея Кмицица, прототип которого — Самуэль Кмициц — на самом деле в это время находился в Подлясье. В 1910 году историю обороны Ясной Горы на одной из своих картин изобразил Януарий Суходольский, известный как автор романтических батально-патриотических полотен и мастер по изображению коней — именно в его творчестве впервые кони  появились как самостоятельная тема произведения. Позже это направление продолжил, в частности, Юлиуш Коссак.

 

Автор: Агнешка Сураль. 05.02.2016





#3
mogikan

mogikan

    Зелёный и пушистый

  • Техник
  • 9 696
  • 5 419 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:разнообразные и зависят от настроения

Отправлено 02 Май 2016 - 19:54

Помню, что я своего друга приучил читать дав ему книгу «Камо грядеши».Ему очень понравилось. После этого дал ему фантастику "ЛЬвы Эльдорадо" и мой друг стал постоянным клиентом библиотеки.








Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта