Последняя выжившая звезда «Унесенных ветром» Оливия де Хэвилленд (неповторимая Мелани из "Унесенных ветром") отметила свой 101-й юбилей!
Последние годы богаты на юбилейные даты, так что мы порой некоторые и пропускаем, затеи спохватываясь Вот так стоит повиниться о прошедшей в прошлом году 1 июля юбилейной дате своего столетия, которую отметила известная голливудская актриса ОЛИВИЯ ДЕ ХЭВИЛЛЕНД А теперь она отпраздновала свой 101-й год Близка была к такому же юбилею ее младшая сестра ДЖОАН ФОНТЕЙН, но увы...
Оливия Де Хэвилленд
Будущая кинодива родилась 1 июля 1916 года в Токио в английской семье актрисы и адвоката. Родители ее встретились в Японии-- молодая подающая надежды актриса-англичанка, которая приехала навестить брата, и юрист Уолтер Хэвилленд. В следующем году пара поженилась в Нью-Йорке и вернулась в Страну восходящего солнца. Они переехали в большой дом в элитном районе Токио. Там Лилиан, новобрачная, продолжала брать уроки музыки, вокала и танца Через год после рождения Оливии родилась Джоан, а еще через пару лет семья перебралась в Лос-Анджелес. Жизнь обеих складывалась по-разному и прошла в конкурентной борьбе за триумфы в жизни и кино, что происходило публично, под прожекторами прессы. Брюнетка и блондинка, удачница и труженица, нежная и аристократичная английская "роза" и американская "self - made - woman" --Принцесса и Простушка...
Родившаяся первой Принцесса была невероятно хорошенькой малышкой; она стала гордостью и надеждой матери. Ее назвали шекспировским именем Оливия. Через год родилась Джоан, болезненный ребенок, доставлявший больше хлопот, чем радостей.
В Лос-Анджелесе расставшаяся с мужем (из-за его частых измен) Лиллиан оставила свою карьеру, посвятив себя дочерям; впрочем, однако, можно сказать, что это в большей мере касалось почти одной Оливии. Она начинает заниматься балетом с четырех лет, а с пяти – игрой на фортепьяно. Мать дает ей уроки дикции и учит актерскому мастерству. Оливии и ее сестре передались в разной степени способности матери. Девочка заканчивает среднюю школу и поступает в Колледж Миллз в Окленде. Для выраставшей красавицей девушке мать не жалела ничего --- хороший колледж, красивый платья, блестящее образование и воспитание Для младшей же средств уже не хватало --она донашивала одежду сестры и ее ждал лишь обычный католический колледж. Относясь к младшей снисходительно, Оливия даже в составленном ею в 9 лет в шутку завещании оставляла "бедняжке Джоди" свою красоту , прибавив что "это всё же лучше, чем ничего" Вообще то это было несправедливо --- Джоан была очень хорошенькой и проигрывала лишь на фоне сестры.
Оливия была так харизматична и женственна, что тут же обратила на себя внимание кинопродюсеров. Ее карьера началась в начале 30-х годов, когда юная дива дебютировала на сцене Лос-Анджелеса в постановке «Сон в летнюю ночь». Девушке так понравилось перевоплощаться, да и выходило это у нее изумительно, что она, не раздумывая, променяла театр на кино.
В девятнадцать лет она заключает контракт на семь лет со студией «Уорнер». Еще не успели высохнуть чернила на договоре, как Оливия де Хэвилленд появилась на экране в 1935 году сразу в трех фильмах: «Ирландцы среди нас», «Алиби» и «Одиссея капитана Блада». Она в первый же год получила большой опыт в киноискусстве – поняла, как должен падать свет. «Одиссея капитана Блада» был первым костюмированным фильмом, в котором снялась Оливия. С этого времени ее постоянным партнером на восемь лет становится известный сердцеед Эррол Флинн. Ее снимают преимущественно в лирических комедиях. 1938 году вышла на экран картина «Приключения Робин Гуда». Фильм стал одним из самых популярных приключенческих картин того времени. После этого фильма Оливия становится кинозвездой.
Тем временем, устав от несправедливостей судьбы, Джоан сбежпла к отцу в Японию Прожив с ним два года, она вернулась в Америку и увидела на афишах свою сестру в объятиях самого Эррола Флинна.
И впрямь, Оливия и Флинн стали самой романтической парой Голливуда того времени Изящная женственность героини их совместных дент оттяняла мужественность героя. После "Капитана Блада" и "Робин Гуда" последовали "Атака легкой кавалерии" с Джеффри и Элизой, с лордом Эссексом и леди Грей в "Частной жизни Елизаветы и Эссекса"... У нее оказался особый ничем не похожий на других красавиц Голливуда стиль героини -- женственной аристократки, полной нежной прелести, рядом с которым "даже мужлану захочется быть джентльменом"
Именно это и побудило Дэвида Селзника в 1939 году принять безумное, на первый взгляд, решение -- взять Оливию на роль Мелани Гамильтон (Мелани Уикс) в "Унесенных ветром" "Одолжив" ее у "Уорнер Бразерс", он приступил к съемкам. Оливия намеренно "затушевала" свои роскошные природные данные, как могла; единственно взгляд ее лучистых , раскрывающих душу глаз оставлся при ней. Это был поистине ее звездный час.
Сразу же после окончания съемок ее вновь забирает "Уорнер Бразерс" на продолжение исторической серии -- на "Частную жизнь Елизаветы и Эссекса" ...
А что же ее сестра:? А Джоан, увидя успехи сестры, также подалась в кино. Прошла несколько кастингов, получила работу (первые ее фильмы были второразрядные, но для начала и это радовало) В ответ на недовольство матери что имя Джоан де Хэвилленд может в какой то мере заставить потускнеть имя Оливии она взяла фамилию нового мужа матери и своего отчима Фонтейна, став Джоан Фонтейн (под каковым именем мы ее и знаем) И наконец через четыре года пришел и ее звездный час -- она получила в 1940 году главную роль в фильме Хичкока "Ребекка" Успех был оглушительным, и Хичкок взял ее на главную роль в своем следующем триллере --"Подозрении" И вот тут на какой-то момент в конкурентной гонке с сестрой Джоан вырвалась на корпус --именно она получила в 1942 году "Оскара", а не также номинировавшаяся Оливия.Трудно сказать , была ли она и впрямь рада за сестру(забегая вперед нужно заметить, что ей пришлось после того дожидаться этого приза целых семь лет), но она протянула руку сестре, чтобы ее поздравить, однако та резко ее отдернула (припомнив ей это, в сходных обстоятельствах Оливия поступила так же при получении своей награды)
В 1941 году де Хэвилленд приняла американское гражданство. В начале 1940-х годов Оливия была недовольна теми ролями, которые ей навязывала студия «Warner Bros.», считая что она уже выросла из ролей степенных девиц и способна на более драматические работы. С этим типажом, с которым ее отождествляют и зрители, и режиссеры, следует решительно порвать, посчитала Оливия де Хэвилленд.
(Вот вглядитесь в это фото; оно показывает волевую изысканную молодую женщину, которую считают самой стильной актрисой этого времени).
Из-за этого у неё случился скандал со студией, который в итоге привёл к судебному процессу. Согласно актёрскому контракту тех лет, актёр должен был оставаться зависимым от киностудии ещё по истечении полугода после прекращения действия контракта, и почти не имел шансов получить роль где-то на стороне. Де Хэвилленд, совместно с Гильдией киноактёров, выиграла судебное заседание и тем самым ослабила влияние студии и добилась больше творческой свободы для актёров от диктата продюсеров. Это стало одним из наиболее значительных и далеко идущих юридических постановлений в истории Голливуда. Смелость и упорство Де Хэвилленд принесли ей большое уважение среди других актёров, в том числе и её сестры Джоан Фонтейн, которая позже призналась, что «Голливуд многим обязан Оливии» (в юриспруденции это получило название "Прецедент де Хэвилленд")
После этого взлета карьера обеих сестер пошла на спад Так бывает в кино : не всё зависит от актеров Однако она трижды номинировалась на "Оскар" и наконец получила в 1947 году долгожданную награду (в том числе за прошедшие триумфы, чем только за "Каждому своё", что впрочем было более чем справедливо) но вот второй "Оскар" 1950 года был уже конкретно за новый фильм -- "Наследница" (1949) Это был последний яркий всполох в ее карьере
Другим ее успехом стал ее удачный второй брак ( до того в 1946 году она вышла замуж за писателя Маркуса Гудрича, но в 1953 году они развелись; их сын Бенджамин, родившийся в 1949 году, стал математиком и умер в 1991 году после длительной сражения с раком лимфы). Оливия вышла замуж за издателя "Пари матч" известного французского журналиста Пьера Галанте, после чего окунулась на какое то время в светскую жизнь во Франции.
Впрочем ненадолго Её карьера в большом кино продолжалась до конца 1970-х годов, и за это время она появилась во многих известных фильмах, среди которых «Моя кузина Рэйчел» (1952), «Эта леди» (1955), «Гордый бунтарь» (1958), «Свет на площади» (1962), «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964), «Аэропорт 77» (1977) и «Пятый мушкетёр» (1979).
Джоан Фонтейн карьера стала спускаться вниз еще стремительней. В 1940-х годах актрису ждал большой успех в кино, в частности благодаря ролям в романтических мелодрамах, таких как «Превыше всего» (1942), «Джейн Эйр» (1944), «Плющ» (1947) и «Письмо незнакомки» (1948). В 1950-х годах кинокарьера Джоан Фонтейн постепенно пошла на спад, после чего актриса постепенно переместилась на телевидение, а также возобновила карьеру в театре. Её наиболее успешными работами в большом кино в те годы стали роли в фильмах «Айвенго» (1952), «Двоеженец» (1953) и «За пределами разумного сомнения» (1956). В 1954 году она получила хорошие отзывы за роль в бродвейской постановке «Чай и симпатия», где Дж. Фонтейн играла вместе с Энтони Перкинсом. В 1960-х годах у неё были также заметные роли в театральных постановках «Частные жизни», «Цветок кактуса» и «Лев зимой».
В последний раз на большом экране Джоан Фонтейн появилась в 1966 году, сыграв роль школьной учительницы Гвэн Мейфилд в британском фильме ужасов «Ведьмы». В последующие годы актриса активно работала на телевидении, где в 1980 году была номинирована на дневную премию «Эмми»
Между сестрами вроде бы наступил хрупкий мир, окончившейся однако ссорой в 1975 году На руках Оливии умерла мать Лиллиан Фонтейн , так и не сказавшей младшей дочери, что гордится ею (может испытывая чувство вины?) Джоан не попала на похороны, до конца жизни не понимая почему. Оливия считала что той было недосуг, Джоан -- что ее лишили священного права проститься с матерью С тех пор сестры не общались
90- годы стали для Оливии временем потерь.Вначале умер сын, затем, не перенеся удара, ее бывший муж, с которым она продолжала дружить Через некоторое время ее второго мужа уложила в постель внезапная болезнь и она выхаживала его несколько лет до его смерти Ее поддержкой оставалась только ее дочь Жизель.
Джоан еще долго играла "в войнушки" с сестрой."Я первой вышла замуж, первой получила "Оскар" и если я первой умру, то Оливия будет в ярости -- я побью ее и здесь" Свершилось -- в 2013 году Джоан Фонтейн не стало, она умерла на 97-м году жизни.
Оливия снималась в кино до конца 80-х. Последней стала роль тетушки Бесси Мерриман в киноленте «Женщина, которую он любил». После этой картины женщина завершила свою 53-летнюю актерскую карьеру.
В 1941 году де Хэвилленд приняла американское гражданство. В начале 1940-х годов Оливия была недовольна теми ролями, которые ей навязывала студияПосле завершения кинокарьеры де Хэвилленд продолжила сниматься на телевидении, и в 1987 году номинировалась на «Эмми», а также стала обладательницей «Золотого глобуса» за роль вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны в фильме «Анастасия: Загадка Анны».
В 2003 году де Хэвилленд неожиданно появилась на 75-й церемонии вручения наград Американской киноакадемии. Год спустя приняла участие в съемках документального фильма, посвященного 65-летию «Унесённых ветром».
17 ноября 2008 года президент США Джордж Буш-мл. вручил Оливии де Хэвилленд Национальную медаль США в области искусств. 9 сентября 2010 года актрисе был присуждён титул кавалера Ордена Почётного легиона, который она получила из рук президента Франции Николя Саркози
После смерти Алисии Ретт 3 января 2014 года, Оливия де Хэвилленд стала старшей из ныне здравствующих актёров «Унесённых ветром».
1 июля 2016 года отпраздновала свой 100-летний юбилей. В настоящее время проживает в Париже.
В июне 2017 года Де Хэвилленд был присвоен титул Дама-коммандор Ордена Британской империи.