Подавляющее большинство вестернов обычно показывают нам одного стрелка против другого стрелка. Один из них, как правило, хороший парень, а другой – плохой. Как бы то ни было, оба они очень ловко и быстро управляются со старым револьвером или однозарядной винтовкой: часто волнительно думаешь о том, кто же из них в конечном итоге выстрелит первым. В ранних вестернах это чаще всего ковбои против коренного населения Америки или даже кавалерия против конных разбойников. Эти вестерны будут следовать определённому набору историй и сцен, которые являлись основным содержанием в то время.
Спустя многие годы кинозрители стали другими, то же произошло и с теми, кто снимал вестерны. Это время породило жанр вестернов, в которых изображались поездка на повозке или скитания поселенцев, что стало нормой для того периода. Более того, в определённый момент времени особенностью большинства успешных вестернов был поющий и даже в какой-то мере танцующий ковбой.
Тем не менее, всё возвращается, и этим возвратившимся стал жанр фильмов о стрелках, который, как оказалось, выдержал испытание временем. К примеру, в 1939 году фильм «Дилижанс» («Stagecoach»), был признан великим вестерном и по сей день считается классикой. Но к 1960-м годам живописный пейзаж, который являлся столь важной частью «Дилижанса», уступил место песчаным фильмам с перестрелками, такими, как «Великолепная семёрка» («The Magnificent Seven»), и фильмам, названным «спагетти-вестернами», потому что они были созданы итальянскими режиссёрами. Этот перестрелочный жанр, безусловно, выдержал конкуренцию и в конце концов стал самым популярным видом вестернов.
Более современными примерами являются такие фильмы, как «Молодые стрелки» («Young Guns») и «Тумстоун» («Tombstone»). Существовали суровые сюжеты, повествующие о нескольких наиболее известных персонажах Дикого Запада вроде Билли Кида, Дока Холидея, Уайатта Эрпа и обычно отличавшиеся множеством кулачных боёв и перестрелок.
В последние годы сняты такие фильмы как «Непрощенный» и «Одинокий голубь», которые пользовались большим успехом. Это не были фильмы о перестрелках в строгом понимании этого жанра, но это, несомненно, спорный вопрос особенно в отношении «Непрощённого». Тем не менее, это были в большей степени характерные фильмы, описывающие чью-нибудь тяжёлую жизнь на западе в погрязших в беззаконье городках, через которые проводит сюжет.
Следовательно, чем дальше снимаются вестерны, тем больше есть из чего выбирать: перестрелки, скитания на повозках и даже поющие или танцующие ковбои.
В чём можно быть уверенным, так это в том, что этот жанр имеет место быть навечно.
Вестерны являются основополагающим жанром американской киноиндустрии, ностальгическим панегириком ранним дням экспансии, неукрощённому фронтиру Америки (граница между цивилизацией и неосвоенной местностью). Они представляют собой один из самых старых, наиболее упрочившихся и свободных жанров и один из наиболее характерных своими мифологическими истоками американских жанров.
Ссылка на другие статьи цикла: http://www.unbe.ru/cycles/western.
Ссылка на оригинальную статью (англ.): http://www.filmsite.org/westernfilms.html.
Рисунок из произведений живописи Дикого Запада Фрэнка Маккарти (Frank McCarthy)
/* Одним из чрезвычайно важных факторов становления американской нации, её культуры и психологии явилось движение первопоселенцев в глубь страны навстречу Великому океану. Суть фронтира заключалась в завоевании и освоении новых, ещё не заселённых земель. [1]*/
Популярность вестернов возрастала и блекла вместе с течением лет. Эра их наивысшего расцвета пришлась на промежуток 1930-1960 годов, и совсем недавно в 1990-е годы произошло возрождение жанра. Судя по всему, они совершают стремительное возвращение (и на телевизионные экраны и в кинотеатры). Современные ремейки, такие как «Поезд на Юму»/ "3:10 to Yuma" (2007) и «Железная хватка»/"True grit" (2010) братьев Коэнов, также отдали дань уважения своим предшественникам середины XX века.
Это исконно американское искусство фокусируется на фронтире, который существовал в Северной Америке. Вестерны часто основываются на событиях американского пограничного запада конца XIX века (1865-1900 гг.), следующих за Гражданской Войной, географически же вестерн располагается на романтичных, необъятных ландшафтах суровых сельскохозяйственных земель фронтира. Однако, вестерны могут обращаться назад во времена колониального периода Америки или вперёд к середине XX века, или же географически вплоть до Мексики. Немалое количество вестернов используют Гражданскую Войну, битву при Аламо (1836 г.) или Мексиканскую Революцию (1910 г.) в качестве фона для событий.
Современная живопись маслом Дэниела Фишбека (Daniel Fishback)
Жанр вестернов часто описывает завоевание неосвоенных земель и подчинение природы во имя цивилизации или отнятие прав на территории у исконных обитателей фронтира. Характерные особенности включают в себя уединённые изолированные форты, ранчо, изолированные усадьбы, салон, тюрьму, извозчичий двор, главную улицу небольшого городка или маленькие города пограничного запада, которые закладываются на краю цивилизации. Они даже могут включать стоянки или деревни коренных американцев. Другие культовые элементы в вестернах включают висельное дерево, широкополые шляпы и шпоры, сёдла, лассо и кольт 45-го калибра, платки и штаны из оленьей кожи, таверны, дилижансы, картёжников, крупный рогатый скот и погонщиков, проституток с золотым сердцем и много чего ещё. Очень часто у ковбоя есть любимая лошадь (или «верный конь»), к примеру, Триггер у Роя Роджерса, Чемпион у Джина Отри, Топпер у Вильяма Бойда (Хоппэлонг Кесседи), Сильвер у Одиного Всадника и Скаут у Тонто.
Вестерны также называли лошадиной оперой, овсяными фильмами (сделанные в короткие сроки вестерны, ставшие столь же банальным, сколь овёс для лошадей) или ковбойскими картинами. Жанр вестерна отражал многое из прошлого Америки, прославляя уходящие в прошлое ценности и стремления былой ставшей мифом поры Запада. С течением времени вестерны бывали переосмыслены, переработаны и расширены, отвержены, открываемы вновь и пародируемы. В поздние 60-е и ранние 70-е (и в последующие годы) появились «ревизионистские» вестерны, обращавшиеся к теме и элементам традиционных/классических вестернов (такие как «Дикая банда»/"The wild bunch" Сэма Пекинпы (1969), «Маленький большой человек»/"Little Big Man" Артура Пенса (1970), «Маккейб и миссис Миллер»/"McCabe & Mrs. Miller" Роберта Алтмана (1971) и позднее «Непрощённый»/"Unforgiven" (1992) Клинта Иствуда.
Воин из племени ютов с мальчиком, 1871 год
Сюжеты вестернов
Обычно центральным сюжетом вестерна является классическая простая задача соблюдения закона и порядка на пограничном западе в форме быстро развивающейся истории в жанре экшен. Она обыкновенно начинается с исконного конфликта – хорошего против плохого, добродетели против зла, белой шляпы против тёмной шляпы, мужчины против мужчины, пришельцев против коренных американцев (бесчеловечно рисуемых в образе диких индейцев), поселенцев против индейцев, человека против природы, цивилизации против дикости или беззакония, школьных учителей против танцовщиц, злодеев против героев, законника или шерифа против стрелка, общественного закона и порядка против анархии, закоренелого индивидуалиста против общества, культурного востока против запада, земледельца против кочевника и фермера против промышленника. Нередко герой вестерна встречает своего «двойника», зеркальное отражение своих собственных тёмных сторон, которого он вынужден уничтожить.
/* «Борьба с дикостью учила колонистов… она срывала с них одежду цивилизации, давала им мокасины и охотничью рубашку. Мало-помалу они изменяли окружение», - писал романтик фронтира историк Фредерик Джексон Тэрнер, чьи исследования роли фронтира свидетельствовали о стремлении нации идеализировать, мифологизировать своё прошлое. [1]*/
Типичные составляющие вестернов включают враждебные элементы (часто коренных американцев), ружья и перестрелки (иногда верхом на лошадях), жестокость и человеческую резню, коней, поезда (и ограбления поездов), ограбления банков и налёты, несущиеся дилижансы, стрельбу и стычки, разбойников и шерифов, погонщиков скота и выпас скота, бегство, погони, драки в забегаловках, сюжеты типа «найти и уничтожить», захватывающую обстановку и открытые пейзажи (Тетоны и Долина Памятников) и самобытную одежду запада (комбинезоны, джинсы, ботинки и т.д.).
Пример невероятной детализация ковбоев от художника Нельсона Борена (Nelson Boren)
Герои вестернов часто представляют из себя местных законников или офицеров в отставке, обитателей ранчо, армейских офицеров, ковбоев, окружных маршалов или опытных молниеносных стрелков. Они обычно являют собой мужественных людей прямолинейности и принципа – смелые, нравственные, жёсткие, непоколебимые и самодостаточные, индивидуальные характеры (часто с верными друзьями), придерживающиеся независимой и благородной позиции. Герой вестерна мог бы остаться один на один с опасностью, против сил беззакония (разбойников или других аналогов), обнаруживая мастерское владение физическими навыками (завязывание узлов, обращение с оружием, изобретательские способности и т.д.).
Поджанры вестерна
Существует множество поджанров типичного или традиционного вестерна, к примеру:
- эпический вестерн (как «Большая страна»/"The Big Country" 1958 года);
- «распевающий ковбой» (фильмы Джина Отри и Роя Роджерса);
- «спагетти-вестерн» (трилогия о «Человеке Без Имени» Серджио Леоне);
- «нуар-вестерн» («Преследуемый»/"Pursued" 1947 г. - редкий малоизвестный фильм);
- «современный» вестерн («Худ»/"Hud" 1963 г.);
- «ревизионистский» вестерн (к примеру «Кэт Баллоу»/"Cat Ballou" 1965 г., «Сверкающие сёдла»/"Blazing Saddles" 1974 г.);
- «пост-апокалиптический» вестерн («Безумный Макс 2: воин дороги»/"Mad Max 2: The Road" 1981-1982 гг., «Почтальон»/"The postman" 1997 г.);
- научно-фантастический или «космический» вестерн («Чужбина»/"Outland" 1981 г.).
Живопись в стиле Дикого Запада от Энди Томаса (Andy Thomas)
Влияния на вестерн
Во многом ковбой Старого Запада был американским воплощением японского воина-самурая или рыцаря короля Артура из средневековья. [Не удивительно, что вестерны были вдохновлены самураями и легендами об Артуре, к примеру «Телохранитель»/"Yojinbo" Куросава (1961) послужил прототипом героя Клинта Иствуда в «За пригорошню долларов»/"Per un pugno di dollari"/"A Fistful of Dollars" (1964), а «Семь самураев»/"Shichinin no samurai" (1954) Куросава были переделаны в «Великолепную семёрку»/"The Magnificent Seven" Джона Старджа. «Смерть Артура» («Le Mort D'Arthur») Сэра Томаса Мэлори также инспирировала многое в «Шэйне»/"Shane" (1953) – фильме с мифическим героем с запада, действующим как благородный рыцарь в сверкающей коже из истории о борьбе добра со злом.] Они все держались в рамках благочестивого поведения, этики, справедливости, храбрости, чести и рыцарства.
Истоки вестерна
Начала вестерна обнаруживаются во многих в корне различных источниках, часто в литературных оригиналах:
- народная музыка колониального периода;
- романы Джеймса Фенимора Купера (James Fenimore Cooper), такие как «Последний из могикан»/"The Last of the Mohicans" 1826 года (воплощённый в полнометражном фильме как минимум 3 раза – версия Кларенса Брауна (Clarence Brown) 1920 года, версия c Гарри Кэри (Harry Carey) 1932 года, версия Георга Сайтса (George Seitz) 1936 года с Рэндольфом Скоттом (Randolph Scott) и ближайший к нашему времени «Последний из могикан»/"The Last of the Mohicans" 1992 года, в котором Даниэль Дэй Люис (Daniel Day Lewis) снялся в роли героического белого скаута с пограничного запада, воспитанного могиканами);
- «Орегонская тропа»/"The Oregon Trail" Фрэнсиса Паркмана (Francis Parkman) (1849);
- «Налегке»/"Roughing It" Сэмюэля Клеменса (Samuel Clemens) (Марка Твена) (1872),
- короткие рассказы Брета Харта (Bret Harte),
- дешёвые романы о героях Запада,
- повлиявший на многое роман «Человек из Виргинии»/"The Virginian" Овена Вистера (Owen Wister), опубликованный в 1902 году, первый современный роман о Западе,
- более 60 романов Зейна Грея (Zane Grey) (1875-1939 гг.), которые стали основой десятков фильмов, включая один из наиболее известных «Всадники полынных прерий»/"Riders of the Purple Sage" (1918, 1925, 1931, 1941), также «Радужная тропа»/"The Rainbow Trail" (1918, 1925), «Вымирающий американец»/"The Vanishing American" Георга Сайтса (1925) – первый фильм, снятый в Долине Памятников, «Рэнгл Ривер»/"Rangle River" (1937), «Таинственный всадник»/"Mysterious Rider" (1933, 1938), «Рейнджер Одинокой Звезды»/"Lone Star Ranger" (1942), «Невада»/"Nevada" (1927, 1936, 1944), «Вестерн Юнион»/"Western Union" (1941), «Стрелки»/"The Gunfighters" (1947), «Красный каньон»/"Red Canyon" (1949),
- различные мифические персонажи (байки о Дэйви Крокете (Davy Crockett), Дэниэле Буне (Daniel Boone), Джиме Боуи (Jim Bowie), генерале Кастере (Gen. George A. Custer), Диком Билле Хиккоке (Wild Bill Hickok), Баффало Билле Коди (Buffalo Bill Cody), Каламити Джейне (Calamity Jane), Йатте Ирпе (Wyatt Earp), Доке Холидее (Doc Holliday), Бэте Мастерсоне (Bat Masterson)), преступники (как Братья Джеймс (James Brothers), реально существовавшие Бутч Кесседи и Сандерс Кид (Butch Cassidy and the Sundance Kid) и Билли Кид (Billy the Kid)) [Самое интересное здесь то, что все эти люди действительно жили на Диком Западе, а некоторые из них, к примеру Баффало Билл и Йатт Ирп, даже снимались в вестернах на заре кинематографа (см. сл. статью: ВЕСТЕРНЫ. Часть 2) - прим. пер.],
- «Кодекс ковбоя»/"Cowboy Code" Джина Отри (Gene Autry) (или «Ковбойские заповеди»/"Cowboy Commandments"), написанный в поздние 1940-е – свод романтичных принципов и ценностей, которыми, как считалось, жили ковбои, включая такие догмы, как: ковбой никогда не выстрелит первым или воспользуется несправедливым преимуществом, всегда говорит правду, должен помогать людям в беде и является патриотом.
Наиболее часто описываемыми героями вестернов на экране были (в убывающем порядке): Уильям Фредерик Коди (William Frederick Cody) («Баффало Билл»), Уильям Бонней (William Bonney) (Билли Кид), Джесси Джеймс (Jesse James), Дикий Билл Хикок, генерал Джордж Кастер и Йатт Ирп.
Живопись Дикого Запада Фрэнка Маккарти (Frank Mc Carthy)
Немые вестерны
Вестерн был среди самых первых жанров кино, набирая репутацию в тесной связи с развитием голливудской системы кинопроизводства. Существовало всего несколько великих немых вестернов, но, невзирая на это, лучшие из них заложили ряд архетипов, которые являются частью вестернов и по сей день. Самые ранние вестерны (немые фильмы без звуков стрельбы, лошадиного стука копыт, мычания скота) являются жемчужинами американской истории кино. Парой самых первых фильмов в стиле вестернов были короткометражки Промышленной Компании Томаса Эдисона:
Ссылка на другие статьи цикла: http://www.unbe.ru/cycles/western.
Ссылка на оригинальную статью (англ.): http://www.filmsite.org/westernfilms.html.
- ролик короче одной минуты "Сцена в баре Кривой Ручей"/"Cripple Creek Bar Room Scene" (1899) с прототипом барной сцены вестерна и буфетчицей, сыгранной мужчиной,
- "Покер в Доусон Сити" ("Poker at Dawson City") (1899), поставленный во времена Золотой Лихорадки на Аляске о нечестной игре в покер с вопиющем мошенничеством, приведшим к драке.
Актёры фильма "Сцена в баре Кривой Ручей"/"Cripple Creek Bar Room Scene" на съёмках.
Первые вестерны Эдвина С. Портера
Но первым настоящим кино или коммерческой сюжетно-тематической картиной, которая дала рождение жанру, был новаторский вестерн Эдвина С. Портера "Большое ограбление поезда"/"The Great Train Robbery" (1903). Портер (названный "отцом кинохроники") получил признание за короткий ролик, десятиминутку, отснятую на Восточном Побережье (в Нью Джерси и Делаваре), а не в западном окружении Вайоминга. [Самые первые вестерны снимались до 1906 года на Восточном Побережье.] Портер также срежиссировал и отснял рекламный ролик Эдисона на тему вестерна "Железнодорожный романс"/ "A Romance of the Rail" (1903).
Едва ли не все неотъемлемые элементы или условности типичного вестерна вошли туда: хорошие парни против плохих, ограбление и (впервые!) крупным планом стрелок (Джордж Барнес (George Barnes)), стреляющий прямо в камеру - и в публику. Это был самый коммерчески успешный фильм перед эрой автоматических проигрывателей.
Афиша к фильму "Большое ограбление поезда"/"The Great Train Robbery" (1903).
Фильм Портера стал вехой в производстве фильмов благодаря раскадровке сценария, первому использование титр, круговой и панарамной съёмке и технике перекрёстного монтажа. Одна из его звёзд со множеством ролей Гилберт М. Андерсон (Макс Аронсон) позднее взял имя "Брончо Билли" Андерсон ("Broncho Billy" Anderson) и стал знаменит как первый герой вестерна - первый ковбой жанра. Как и другие жанры, вестерны быстро стали игровым кино, и начали появляться звёзды.
Другим фильмом Портера того же года был невестерн "Жизнь американского пожарного"/«Life of An American Fireman», отличающегося большим количеством параллельных действий и перекрёстного монтажа и спасением в последнюю минуту матери и ребёнка в горящем здании. И "Гонка за миллионами"/"A Race for Millions" (1907) Эдисона также отличалась типичными элементами сюжета вестерна - перестрелка в полдень и незаконные претензии на землю. Фактически немало главных киностудий снимали вестерны ещё в 1907, и к концу первого десятилетия века около двадцати процентов голливудских фильмов были вестернами.
Другие ранние вестерны и их режиссёры/продюсеры
"The American Mutoscope & Biograph Co." заявили, что сняли первый вестерн за год до "Большого ограбления поезда"/"The Great Train Robbery" (1903). Двумя ранними вестернами принадлежащими "Biograph Co." были 21-минутный "Кит Карсон"/"Kit Carson" (1903) и 15-минутные "Пионеры"/"The Pioneers" (1903). Первым вестерном спродюсированным на Западе стал «Калифорнийский грабёж»/«A California Hold Up» (1906). На заметку: первые саги прерий создавались на Восточном Побережье до тех пор, пока широкая экспансия на Запад не сделала доступным съёмки прямо по месту событий.
Съёмочна группа "The American Mutoscope & Biograph Co."
Д.У. Гриффит (D. W. Griffith) занимался немыми вестернами в «Biograph Studios» между 1908 и 1913 годами, спродюссировав такие фильмы, как:
- «В старой Калифорнии»/«In Old California» (1910), первый вестерн снятый на западе, предшествующий «Извилистому пути» /"The Twisted Trail" (1910) с Мэри Пикфорд,
- «Последняя капля воды»/«The Last Drop of Water» (1910) с первыми игровыми сценами осады фургонов и спасением кавалерией,
- новаторски снятая «Боевая кровь»/«Fighting Blood» (1911) о конфликте между белыми поселенцами и индейцами Сиу на территории штата Дакота в 1899 году,
- последний важный вестерн компании Biograph снятый в Южной Калифорнии, названный «Битва при Элдербушском ущелье»/«The Battle of Elderbush Gulch» (1914), двадцатиминутный предтеча его самого известного знакового фильма «Рождение нации» /«Birth of a Nation» (1915) с Лилиан Гиш и Мае Марш.
Самым первым полнометражным вестерном была часовая «Аризона»/"Arizona" (1913) Лоренса Б. Мак’Гила. Первым фильмом, показавшем всенародное выражение Америки стал «Гайвата»/«Hiawatha» (1913), снятый студией «Colonial Motion Picture Corporation» по поэме Лонгфелла. Первой картиной молодого Сесила Б. де Милла (Cecil B. De Mille) был «Женатый на идианке»/«The Squaw Man» (1914), обычно позиционируемый как первый художественный фильма во всём Голливуде. [Де Милл переснимал фильм в 1918 и 1931 годах].
В ранние дни киноиндустрии в фильмах даже снялись несколько реально существовавших и легендарных личностей:
- Йатт Ирп (Wyatt Earp) в «Метисе»/«Half-Breed» (1919),
- Баффало Билл Коди (Buffalo Bill Cody) в «Приключениях Баффало Билла»/«The Adventures of Buffalo Bill» (1917).
Баффало Билл с индейцами Дакота Сиу - Красным облаком и Американской Лошадью
Реально существовавшие: впереди – E. Basset, Wyatt S. Earp, Frank McLain, Neil Brown; сзади – W. H. Harris, Luke Short, W. B. Bat Masterson, and W. F. Petillon. 1883 год, "Dodge City Peace Comission".
Томас Инс (Thomas Ince) (1882-1924), известный за изобретение студийной системы, был первым студийным руководителем, захватившем вестерн в 1910-е года. Он прибыл в Калифорнию в 1911 году, где написал подробные сценарии с новыми ситуациями и персонажами для огромного количества классических вестернов. В 1912 году его «Bison Company» купила «Miller Brothers 101 Ranch» и «Wild West Show», чтобы использовать их реквизит и исполнителей для своего конвейерного массового кино. В ранние 1910-е брат известного режиссёра Джона Форда (John Ford) снимал и снимался сам в вестернах в Калифорнии для продюсера Инса, прежде чем присоединился к «Universal and Carl Laemmle» в 1913 году.
Первая супер-звезда вестернов эры немого кино: Уильям С. Харт
Заслугой Инса было открытие и возведение шекспировского актёра Уильяма С. Харта (1870-1946) до звёздного уровня, наняв его в нью-йоркскую кинокомпанию («New York Motion Picture Company»). Харт работал одновременно и актёром, и режиссёром после переезда в Голливуд и часто представал на экране в облике «хорошего плохого парня» (со своей пегой лошадью по имени Фритс). Он появлялся как один из величайших героев вестернов в середине 1910-х годов и до времени его последнего фильма в 1925 году:
- «Апостол»/"The Disciple" (1915),
- «Поимка Джима Мак’Ларена»/«The Taking of Jim McLane» (1915),
- «Дьявольский дубль»/«Devil's Double» (1916),
- «Адскиепетли»/«Hell's Hinges» (1916),
- «Возвращение Дро Игана»/«The Return of Draw Egan» (1916),
- «Правдивый Тулливер»/«Truthful Tulliver» (1916),
- «Узкая тропа»/«The Narrow Trail» (1916), первая полнометражка Харта для «Парамаунт»,
- «Клеймёный Бродвей»/«Branding Broadway» (1918), снимавшийся в Нью-Йорке тех дней,
- «Загадочный Гоун»/«Riddle Gawne» (1918),
- «Мужская порода»/«Breed of Men» (1919),
- «Присвоение денег»/«The Money Corral» (1919),
- «Песок»/«Sand» (1920), любимый Хартовский фильм президента Вудро Вильсона (Woodrow Wilson),
- «Испытание»/«The Testing Block» (1920),
- «Застава»/«The Toll Gate» (1920), первый фильм собственной кинокомпании Харта,
- «Клеймо из трёх слов»/«The Three Word Brand» (1921), где Харт играет три роли,
- «Белыйдуб»/«White Oak» (1922),
- «Еду»/«Travelin' On» (1922),
- «Дикий Билл Хикок»/«Wild Bill Hickok» (1923),
- «Певец Джим Мак’Ки»/«Singer Jim McKee» (1924),
- «Перекати-поле»/«Tumbleweeds» (1925), наиболее известный и великий вестерн Харта, снятый режиссёром Кингом Багготом (King Baggot) из США, о Золотой Лихорадке в Чероке Стрип (Cherokee Strip) в Оклахоме, заголовок фильма относит к странствующим ковбоям.
Статья, посланная Уильямом С. Хартом его другу Йату Ирпу в декабре 1926 года. Статья говорит, что отчество Харта - Шекспир; Харт никак не подтверждал и не опровергал этого в своём письме к Ирпу.
Другие звёзды ранних вестернов
Ранние вестерны требовали от руководителей театров проявления невостребованных прежде способностей и постоянной работы с бесчисленным контингентом актёров. В течение начального пред-звукового периода вестернов (10-е и 20-е года) и до 30-х годов почтенный Уильям С. Харт (William S. Hart) уступил место более эффектным, чванливым и ориентированным на захватывающее действие звёздам примитивных фильмов категории 'B':
Ссылка на другие статьи цикла: http://www.unbe.ru/cycles/western.
Ссылка на оригинальную статью (англ.): http://www.filmsite.org/westernfilms.html.
- Гилберт М. «Мустанг Билли» Андерсон (Gilbert M. "Broncho Billy" Anderson) (1881-1971) – первый герой жанра вестерн и звезда, создавшая более 400 «Брончо-Билли-вестернов», начиная с «Брончо Билли и Малыш»/«Broncho Billy and the Baby» (1910); его последним немым вестерном был «Сын Пушки»/«Son of a Gun» (1919);
- Том Микс (Tom Mix) (1880-1940) (прототип героя вестерн-экшена с внушающим уверенность экранным имиджем, причудливыми ковбойскими нарядами и его лошадью Чудесным Тони (Tony the Wonder Horse), выдающаяся звезда кинокомпании Fox), он часто продюссировал и снимал собственные фильмы. Он был известен как первая супер-звезда вестернов и впервые появился в облике Бронсо Бастера (Bronco Buster) в фильме «Жизнь на ранчо на Великом Юго-Востоке»/«Ranch Life in the Great Southwest» (1910) студии «Selig Polyscope», затем во многих других (для Selig и после для Fox), включая «Человек из Техаса»/«The Man From Texas» (1915) и «Сердце техасца Райана»/«The Heart of Texas Ryan» (1916), а позже в таких дорогостоящих картинах, как «Всадники полынных прерий»/«Riders of the Purple Sage» (1925) по одноимённой мелодраме Зейна Грея (Zane Grey) 1912 года и «Большое ограбление поезда K & A»/«The Great K & A Train Robbery» (1926). Микс был опытным родео-наездником, выполнившим большинство своих трюков самолично.
Думаете это деревенщина-ковбой? Как бы не так: это красавчик Том Микс в фильме «Человек из Техаса»/«The Man From Texas» (1915).
- Гарри Кэри (Harry Carey), часто выступавший как персонаж с пограничного запада Шайен Гарри (Cheyenne Harry) (Кэри был исполнителем главной роли в двадцати четырёх немых вестернах Джона Форда (John Ford)); ближе к концу своей кинематографической карьеры он сыграл главную роль в «Последнем отверженном»/«Last Outlaw» (1936) Уильяма Кристи Кабанна (William Christy Cabanne), основанного на оригинальном сценарии Джона Форда (который снял свой немой вестерн в 1919 году).
- Хут Гибсон (Hoot Gibson), который обычно исполнял роли второго плана в вестернах Форда с Кэри в главной роли студии Universal и стал крупной звездой в 1920-х,
- Бак Джонс (Buck Jones) («Красный всадник» - «The Red Rider»),
- Боб Стил (Bob Steele) («Герой Запада с двумя кулаками» - «Two Fisted Hero of the West»),
- Тим Мак’Кой (Tim McCoy),
- Кен Мэйнард (Ken Maynard),
- Тим Хольт (Tim Holt),
- Джордж О’Брайан (George O’Brien),
- Билл Эллиотт (Bill Elliott),
- Чарльз Старрет (Charles Starrett),
- Джонни Мак Браун (Johnny Mack Brown).
Несмотря на то, что вестерны по темпу развития были среди самых медленных жанров, с возникновением звука они значительно ускорились. С начала 1920-х многие вестерны были незатейливыми, недорогими, низкопробными, наполненными эффектными событиями картинами категории 'B' от бедных студий (преимущественно студии Republic) с невыдающейся фильмотекой, часто идущими вторым номером на cдвоенных полнометражных киносеансах и в форме утренних сериалов по Субботам, хотя некоторые из вестернов ранних 40-х годов представляли из себя фильмы категории 'A', заостряющие внимание на социальных проблемах (к примеру, «Случай в Окс-Боу»/«The Ox-Bow Incident» (1943) ). [Сдвоенный показ – программа, включающая демонстрацию в кинотеатре двух полнометражных фильмов, идущих подряд; практика двойных сеансов приобрела популярность в США во время Великой депрессии, как способ привлечения в кинотеатры большего числа зрителей, которым предлагалось посмотреть два фильма по цене одного. – прим. пер.]
Первым полнометражным цветным вестерном стала «лошадиная опера» Зейна Грея (Zane Grey) от корпорации «Famous Players-Lasky» – «Скиталец пустошей»/«Wanderer of the Wasteland» (1924).
Обложка книги Зейна Грея «Скиталец пустошей», по который был отснят первый цветной вестерн «Скиталец пустошей»/«Wanderer of the Wasteland» (1924).
Немой эпический вестерн
Первым крупномасштабным эпическим фильмом эры немого кино был также вестерн – знаковое творение Джеймса Круза (James Cruze) и чрезвычайно успешный – «Крытый фургон»/«The Covered Wagon» (1923), дорогое предприятие, которое стоило более 800000$, принесло 4000000$ кассовых сборов. Этот полнометражный вестерн от Paramount был исторической драмой о тележном обозе, в середине 1800-х годов следующем в западном направлении, сталкивающимся с суровой окружающей средой и погодными условиями (пересечение реки и пожар в прерии) и, конечно же, враждебными индейцами. Голливуд пользовался всеобщим одобрением в производстве большого количества вестернов в последующие годы.
Его успех привёл к появлению другой немой истории о строительстве Американской империи во время сооружения Трансконтинентальной железной дороги – классического немого железнодорожного эпического вестерна известного режиссёра Джона Форда (John Ford) «Железный конь»/«The Iron Horse» (1924) для «Fox films», его 50-го по счёту вестерна. «Железный конь» снимался почти полностью в пустыне Невада, и в нём использовался настоящий оригинальный реквизит (такой, как карманный револьвер «Colt Deringer» у Дикого Билла Хиккока (Wild Bill Hickok)).
Одним из последних немых вестернов от Paramount было повествование Виктора Шертзингера (Victor Schertzinger) о столкновении культур под названием «Краснокожий»/«Redskin» (1929) – подходящее дополнение к ранее вышедшему эпическому вестерну режиссёра Джорджа Сайтса (George Seitz) по рассказу Зейна Грея «Исчезающий американец»/«The Vanishing American» (1925). Он частично снимался на плёнку двухцветного техниколора с белым актёром Ричардом Диксом (Richard Dix) в роли окончившего колледж индейца Летящая Нога из племени Навайо. Несмотря на такой кастинг это был последний голливудский полнометражный фильм на два десятилетия, показавший доброжелательный взгляд на культуру коренных американцев. После ещё одного немого эпика Джона Форда «Трое плохих парней»/«Three Bad Men» (1926), предстояло 13 лет до следующего классического вестерна Форда «Дилижанс»/«Stagecoach» (1939). [«Техниколор» (Technicolor) – техника цветного кино, изначально появился как аддитивная двухцветная система, основанная на красном и зелёном цветоотделённых изображениях. – прим. пер.]
Афиша к фильму «Исчезающий американец» («Вымирающий американец»)
Награды первым вестернам
Уорнер Бакстер (Warner Baxter) завоевал премию киноакадемии в номинации Лучший Актёр за роль Циско Кида («Робин Гуд Старого Запада») в звуковом фильме компании Fox «В Старой Аризоне»/«In Old Arizona» (1928/9), отмеченный как первый звуковой вестерн, выпущенный компанией. [Это был тот самый фильм, во время съёмок которого сорежиссёр Рауль Уолш (Raoul Walsh) потерял глаз.] Лучшей картиной по версии киноакадемии в 1930-1931 годах был признан «Симмарон»/«Cimarron» (1931) студии RKO и Уэсли Раггла (Wesley Ruggles), эпическая история по повести Эдны Фарбер (Edna Ferber) о Земельной Лихорадке в Оклахоме 1889 года с молодой Ирен Дюнн (Irene Dunne) и Ричардом Диксом (Richard Dix). Крупно-бюджетный и отчасти исторический фильм, начинающийся с захватывающей гонки по Оклахоме, потребовавший тысяч накладных расходов, стада домашнего скота, дюжины кинооператоров для достижения успеха. На многие годы он оставался единственным вестерном, завоевавшим звание лучшей картины – аж до 1990-х годов, когда побеждали «Танцы с волками» («Dances with Wolves») (1990) и «Непрощённый» («Unforgiven») (1992).
Вестерны категории B
Начиная с 1930-х годов (и продолжая до поздних 1940-х) недорогие шаблонные вестерны категории 'B' сотнями выпускались каждый год малыми студиями (Columbia, Universal и Republic) – главным образом для детско-юношеской аудитории на утренних сеансах. Некоторые были сериалами из нескольких частей с приключениями или серийными вестернами (последовательность фильмов со знакомыми персонажами). Другие представляли из себя «лошадиные оперы» – вестерны с добавлением напевов. Они были в основном популяризированы Джином Отри (Gene Autry) и Роем Роджерсом (Roy Rogers) (с Дэйл Эванс (Dale Evans) в ролях жены-героини).
"Фильмы о поющем ковбое" 30-х годов с Джином Отри, Хоппалонгом Кесседи и другими
В течение периода 30-х годов короткие беззаботные низкобюджетные лишённые жестокости вестерны категории 'B', называемые «фильмами о поющем ковбое», выдвинули на первый план музыкальные и певческие таланты своих звёзд вдобавок к владению оружием. Первым музыкальным вестерном, выведшим поющего ковбоя на экран, был «Луна в Монтане»/«Montana Moon» (1930) с ранней ролью молодой восходящей звезды Джоан Кроуфорд (Joan Crawford).
Джоан Кроу на съёмках фильма «Луна в Монтане»
«Король ковбоев» («King of the Cowboys») Джина Отри вскоре стал самым прибыльным из «поющих ковбоев» с середины 1930-х до ранних 1940-х после открытия «формулы поющего ковбоя» недавно основанной компании Republic Pictures. Его дебют случился в популярном фильме «В Старом Санта-Фе»/«In Old Santa Fe» (1934), а первым вестерном был «Скачущие перекати-поле»/«Tumbling Tumbleweeds» (1935). Отри также вышел на передний план в своей первой звёздной роли в значимом научно-фантастическом вестерне из 12 эпизодов «Призрачная империя»/«The Phantom Empire» (1935).
Другие поющие звёзды, включая Текса Риттера (Tex Ritter), Боба Баркера (Bob Baker), Дика Форана (Dick Foran), Джимми Уэкли (Jimmy Wakely), «Улыбчивого» Барнетта ("Smiley" Burnette), Эдди Деана (Eddie Dean), Рекса Аллена (Rex Allen), темнонокожего поющего ковбоя Херба Джерри (Herb Jeffries) и Бинга Кросби (Bing Crosby) часто играли самих себя и стали культурными иконами в таких позабытых фильмах, как:
- «Лунный свет прерий»/«Moonlight on the Prairie» (1935) и «Пение седла»/«Song of the Saddle» (1936) с Диком Фораном,
- «Скачи, рейнджер, скачи»/«Ride, Ranger, Ride» (1936) Джозефа Кейна (Joseph Kane's ) с Джином Отри,
- «Песня гринго»/«Song of the Gringo» (1936), полнометражный дебют Текса Риттера,
- «Ритм седла»/«Rhythm of the Saddle» (1938), ещё один музыкальный вестерн с Джином Отри.
Кантри-вестерн группа «Сыновья пионеров» («Sons of the Pioneers») также часто снималась во многих фильмах, начав с фильма Нормана Таурога (Norman Taurog) «Ритмы просторов»/«Rhythm on the Range» (1936) (Единственный вестерн Бинга Кросби!).
Одним из наиболее успешных поющих ковбоев был Уильям «Хопалонг Кесседи» Бойд (William 'Hopalong Cassidy' Boyd), который снялся в семнадцати фильмах в период между 1935 и 1952 годами – он продолжил сниматься в многосерийных телевизионных фильмах. Хопалонг Кесседи всегда был одет в чёрное в отличие от других героев вестернов категории 'B'.
Жизнерадостный William 'Hopalong Cassidy' Boyd
Последователь Джина Отри: Рой Роджерс
Рой Роджерс (Roy Rogers), ранее участвовавший в съёмках «Сыновей пионеров»/«Sons of the Pioneers»), где его звали Леонардом Слаем (Leonard Slye), стал кинозвездой в поздние 30-е благодаря студии «Republic Pictures» после множества небольших ролей. Он дебютировал как звезда в вестерне категории 'B' «Под западными звёздами»/«Under Western Stars» (1938). Песня под названием «Пыль» («Dust») ковбоя Роя в этом фильме была номинирована на звание лучшей авторской песни (написанной Джонни Марвин (Johnny Marvin)), но Киноакадемия сделала выбор в пользу «Спасибо за память» («Thanks for the Memory») в фильме «Большое радиовещание»/«The Big Broadcast» (1938). Роджерс стал преемником Джина Отри (Gene Autry) в качестве «Короля поющих ковбоев» в течение 1940-х годов (и часто представал со своим скакуном Триггером, закадычным другом Гэбби Хайесом (Gabby Hayes) и будущей женой Дэйл Эванс (Dale Evans), снимаясь в «Короле ковбоев»/«King of the Cowboys» (1943) и «Доме в Оклахоме»/«Home in Oklahoma» (1947) режиссёра Уильяма Уитни (William Witney), одном из лучших его фильмов. За поздние 40-е и ранние 50-е Отри, Роджерс и Бойд перешли в новую сферу развлечения – телевидение.
Ссылка на другие статьи цикла: http://www.unbe.ru/cycles/western.
Ссылка на оригинальную статью (англ.): http://www.filmsite.org/westernfilms.html.
Звуковые вестерны 1930-х и их звёзды
В вестернах 1930-х и 40-х годов многие хорошо узнаваемые актёрские звёзды начали своё восхождение и добавили ещё один круг чётко выделенных идеализированных героев Голливуда. Герои фронтира обычно были представлены исполнителями ролей идеальных мужчин, никогда не курящих, не лгущих, не пьющих, не ругающихся, не занимающихся любовью или играющих в азартные игры. Гарри Купер (Gary Cooper) снимался в раннем звуковом кино – первом звуковом вестерне от «Paramount» режиссёра Виктора Флеминга (Victor Fleming) под названием «Человек из Виргинии»/«The Virginian» (1929), узнаваемого за известную фразу запада: «Улыбайся, когда называешь меня так.» («When you call me that, smile.») Джон Уэйн (John Wayne) получил свой первый актёрский опыт в течение 1930-х годов в дюжине вестернов категории 'B'. Джон Уэйн (урождённый Мэрион Роберт (Marion Robert) и позже получивший прозвище Герцог (Duke) в честь семейной собаки, а полное имя – Мэрион Михаэль Моррисон (Marion Michael Morrison)) был впервые открыт режиссёром Джоном Фордом (John Ford), когда он появился в качестве дополнительного персонажа в немой военной драме «Четверо сыновей»/«Four Sons» (1928).
Комиксы по мотивам фильма «Человек из Виргинии»/«The Virginian» (1929).
Форд рекомендовал Уэйна Раулю Уолшу (Raoul Walsh), который принял двадцатидвухлетнего актёра на его первую звёздную роль скаута при фургонном обозе переселенцев в первом эпическом вестерне звуковой эры о переезде в 1840-х годах колонны фургонов из Миссури в Орегон – «Большая тропа»/«The Big Trail» (1930), но он не стал крупным прорывом для Уэйна (он не происходил вплоть до его роли в «Дилижансе»/«Stagecoach» (1939) Форда). Постановка на 2 млн. долларов была отснята сразу на плёнке 35 мм и в только что появившемся революционном широкоэкранном формате на плёнке 70 мм, но стала финансовой катастрофой по кассовым сборам. Это был ремейк классического немого вестерна «Крытый фургон»/«Covered Wagon» (1923), упоминавшегося ранее.
Другими звёздами вестернов были Уоллас Бири (Wallace Beery), который незабываемо изобразил Мексиканскую революцию в "Да здравствует Вилья!"/«Viva Villa!» (1934), Барбара Станвик (Barbara Stanwyck) в её первом в своём роде вестерне в роли известной женщины-стрелка в беллетризированной «Энни Оукли»/«Annie Oakley» (1935) Джорджа Стивена (George Stevens) – первом вестерне этого режиссёра, и Рэндольф Скотт (Randolph Scott) в ранней широкомасштабной версии войны французов с индейцами (в течение колониального периода Америки) в адаптированном фильме «Последний из Могикан»/«The Last of the Mohicans» (1936) по роману Джона Фенимора Купера (James Fenimore Cooper).
Настоящая Энни Оукли (Annie Oakley) - американская женщина-стрелок, прославившаяся своей меткостью на представлениях Буффало Билла.
«Житель равнин»/«The Plainsman» (1937) в стиле продюсера и режиссёра Сесил Б. Де Милла (Cecil B. De Mille), но богатый историческими образами, показал Гэри Купера(Gary Cooper) и Джина Отри в ролях Дикого Билла Хиккока (Wild Bill Hickok) и Каламити Джэйна (Calamity Jane) соответственно, привлекая широкую аудиторию. Фильм впечатляюще воссоздал Битву при Литтл Биг Хорн (Battle of the Little Big Horn), снимавшуюся в окрестностях Монтаны с привлечением тысяч коренных американцев. Двумя годами позже Де Милл отснял захватывающую версию строительства Трансконтинентальной железной дороги – «Юньон Пасифик»/«Union Pacific» (1939).
Ветераны битвы при Литтл Биг Хорн – сражения между индейским союзом лакота – северные шайенны и Седьмым кавалерийским полком армии США, произошедшее 25-26 июня 1876 года у реки Литтл Биг Хорн, Монтана. Битва закончилась уничтожением пяти рот американского полка и гибелью его знаменитого командира генерала Джорджа Кастера.
Серия фильмов "О трёх мушкетёрах" студии "Republic": 1936-1943 гг.
После получения прав в 1936 году «Republic Studios» выпустила серию вестернов по произведению Уильяма Колт Мак’Доналда (William Colt MacDonald) «Три мушкитёра» («Three Mesquiteers») о трио странствующих героев Запада. Успешная серия в конечном итоге просуществовала 8 лет и вобрала в себя 51 фильм. Изначально трио состояло из Тускона Смита (Tucson Smith), сыгранного Рэем «Крушилой» Корриганом (Ray 'Crash' Corrigan), Стони Брука (Stony Brooke) – Боб Ливингтон (Bob Livingston) (позднее заменённый на некоторое время Ральфом Бирдом (Ralph Byrd)), и их комичного кореша Луллаби Джослина (Lullaby Joslin) – Сид Сэйлор (Sid Saylor), заменённый Максом Терхуном (Max Terhune) во втором фильме. Будущая звезда вестернов Джон Уэйн изображал Стони Брука в восьмой мушкетёрской полнометражке в 1938-1939 годах. Вот несколько названий фильмов, большинство из которых были одночасовыми сериями из двух частей:
- «Три мушкетёра» («The Three Mesquiteers») (1936) – первый фильм в серии,
- «Тримушкетёра: вскачи в седло » («The Three Mesquiteers: Hit the Saddle ») (1937),
- «Тримушкетёра: герои седла» («The Three Mesquiteers: Heroes of the Saddle») (1940),
- «Тримушкетёра: дорожные куртки» («The Three Mesquiteers: Trail Blazers») (1940),
- «Всадники с Рио Гранде» («Riders of the Rio Grande») (1943) – последний фильм серии.
Классический вестерн: "Дилижанс" (1939)
В конце 1930-х знаковый классический фильм режиссёра Джона Форда «Дилижанс»/«Stagecoach» (1939) о переезде на дилижансе через территорию апачей обозначил точку поворота. Он создал новый тип вестерна со стандартным действием фильма категории 'B', но эпичным масштабом, а сам фильм делал продуманный акцент на характеры и настроения. Этот великий легендарный фильм придал вестерну статус фильма категории 'A'. Это также был первый звуковой фильм Форда и его первый вестерн со времён немого вестерна «Трое плохих парней»/«Three Bad Men» (1926), с тех пор Форд оставил жанр более чем на десять лет. Сценарий к фильму был написан Дадли Николсоном (Dudley Nichols) по рассказу «Переезд в Лордсбург» («The Stage to Lordsburg») писателя Эрнеста Хайкокса (Ernest Haycox).
Кадры погони из фильма «Дилижанс»/«Stagecoach» (1939), который кроме всего прочего отличался во истину крутыми для своего времени каскадёрскими трюками.
Стойкому приверженцу вестернов категории 'B' Джону Уэйну в роли Ринго Кида (Ringo Kid), мстительного, но благородного стрелка, Форд помог стать вполне завершённой харизматичной звездой вестерна. Джон Уэйн был единственной по-настоящему культовой фигурой вестернов, которая поднялась из самых простых шаблонных вестернов той эры. Уэйн также появился в другом историческом приключенческом вестерне в том же самом году под названием «Восстание Аллегени»/«Allegheny Uprising» (1939) и в нескольких «мушкетёрских фильмах» (смотри выше).
«Дилижанс» оказал созидающее и возрождающее влияние на всё будущее вестернов, на годы вперёд обеспечив развитие 'B'-вестернов 30-х годов за счёт концентрирования внимания на характерах в фильмах. Он был умело собран из традиционных последовательностей действия/погони, вступительной части с прекрасной широко раскинувшейся Долиной Памятников (Monument Valley) и поляризованного продуманного диалога столкнувшихся характеров и индивидуальностей – собрание подобное Гранд Отелю, включающее шерифа и трусоватого возницу с их пассажирами: врача-пьяницу (лучшая роль второго плана, принёсшая Оскара Томасу Митчелу (Thomas Mitchell)), продавец спиртного, беспринципный банкир, проститутка с золотым сердцем, беременная родом с восточных штатов и благородный шулер. Его жёстко поставленная череда индейских погонь вдоль соляных равнин была эмоциональна и заканчивалась убедительной цитатой: «Спасены от благ цивилизации». ("Saved from the blessings of civilization".) Это был первый из семи фильмов, снятых в известной Долине Памятников.
Вестерны в начале 1940-х годов
1940-е и 50-е стали годами скорого расцвета классических вестернов, а режиссёр Джон Форд (John Ford) был признанным главным мастером жанра в течение звуковой эры. Однако были и другие, кто способствовал успеху жанра. Великая историко-приключенческая сага Кинга Видора (King Vidor) о колониальной Америке «Северо-западный проход»/«Northwest Passage» (1940) представила Спенсера Трэйси (Spencer Tracy) в роли лидера Всадников Роджера (Roger's Rangers), сражавшихся с индейцами за территорию, – картина с анти-индейским характером. Первым вестерном, снятым в цвете в Долине Памятников, был фильм Давида Миллера (David Miller) «Билли Кид»/«Billy the Kid» (1941).