По легенде Великий князь литовский , сын Гедимина Кястутис увидел прекрасную вайделотку Бируте, полюбил её за ум и красоту, получил её согласие на брак, освободил от обета безбрачия своей властью, увез в Тракай и там на большом пиру объявил своей женой. Бируте родила ему много детей, в том числе и великих князей Витаутаса и Жигимантаса.
«Во времена Бируте люди славили богов. Мечтой и желанием девственницы Бируте было посвятить себя служению этим богам, поддерживать священный огонь, оказывать милосердную помощь людям, вести скромный , добропорядочный образ жизни. Она была ученицей, готовилась к посвящению в вайделотки. В один из дней , спустилась Бируте к братьям рыбакам, отнесла им еду. После трапезы, она с братьями поднялась к священному огню. В этот вечер на священную гору прибыл великий князь, чтобы принять участие в церемонии посвящения девушек в вайделотки. Все они стояли перед старшими вайделотами и князем держа в руках белые одежды жриц, чтобы надеть их после посвящения. Когда дошла очередь до Бируте, князь принял её платье и бросил в огонь, и её взял себе в жены. Прошло много лет , погиб муж Бируте, стал великим князем её сын Витаутас, принявший крещение, а она осталась верной своим Богам и вернулась на гору, чтобы служить им до самой смерти. С той поры эту священную гору называют именем Бируте.»
В 1976 г. археологическая экспедиция Института консервации памятников (руководитель — В. Жулкус) в различных местах площадки холма и на юго-западном склоне исследовала площадь 111 кв. м, где в отдельных местах в культурном слое найдена лепная керамика с гладкой и шероховатой поверхностью, остатки укреплений начала II тысячелетия н. э. и более позднего времени, гончарных сосудов и др. Все это свидетельствует о том, что на горе Бируте находилось поселение уже в первые века нашей эры, а в начале II тысячелетия на ней, по-видимому, был сооружен небольшой деревянный замок.
История Бируте и Кястутиса вдохновила многих, создано много музыкальных и литературных произведений на эту тему.
Бируте в Литве – символ любви к родному краю.
В Балтийском архиве можно прочитать исследования Василия фон Роткирха
http://www.russianresources.lt/archive/Rtk/Rtk_17.html
И пьесу Сергея Калугина Бирута и Кяйстут , оцифрованную в том же архиве. Создателям архива, за возможность прочитать таких редких авторов, низкий поклон.
С христианизацией края, на священном для язычников месте построили часовню в честь cв Юргена (св. Георгия). Сначала деревянную, которая сгорела, вторую деревянную разрушила буря, а в 1869 году по проекту К. Майера восьмиугольную часовню из красного кирпича.
В 1976 году, часовню украсили семь витражей художника Людаса Поцюса.