УТВЕРЖДЕНИЕ СЁГУНАТА
В январе 1603 г. официальный представитель императорского двора информировал Иэясу, что император намерен назначить его сёгуном. 12 февраля состоялась церемония не только провозглашения его сёгуном, но и присвоения ему придворного титула удайдзин (придворный министр) вместо прежнего найдайдзин (министр внутренних дел).
Путь к власти завершился. В отличие от предыдущих сёгунов, Иэясу получил свой титул из рук императора.
Став сёгуном, Иэясу приступил к исполнению своих дальнейших замыслов. Чтобы еще дальше отдалить императора от политических дел, Иэясу перенес место пребывания правительства. До этого оно находилось в Киото в районе Муромати, от которого получил название период правления второго сёгуната.
Иэясу разместил правительство (бакуфу, дословно — «полевая ставка») в районе Канто, в своей резиденции Эдо.
В результате победы при Сэкигахара Иэясу стал богатейшим землевладельцем, поскольку конфискованные земли поступили в его непосредственное распоряжение. Иэясу мог отнимать, уменьшать или увеличивать размеры владений даймё. Переселяя их на новое место, лишал их старых корней, а зачастую и оставлял без вассалов-самураев. А поскольку земля составляла основу богатства и источник существования феодалов, такая практика позволяла держать их под жестким контролем.
Иэясу взял под свое непосредственное управление главные города, расположенные в районе Кинки, конфискованные рудники и лесные угодья. Он обложил налогом рудники, расположенные во владениях даймё.
Дзизясацу, сюкубасацу и «божьи деньги»…
Как известно, деньги решают все. И плохо то государство, в котором существуют проблемы с финансами. Вот почему, едва только Иэясу Токугава стал сёгуном и заполучил в свои руки всю полноту власти в Японии, как он тут же начал решать «денежные вопросы». Это было тем более важно, так как денежная система тогдашней Японии носила настолько своеобразный характер, что про нее следует обязательно рассказать.
Японская лавка эпохи Токугава
«Не нужно золота ему, коль он простой продукт имеет». Все это, конечно, так, но как прожить без торговли?
Как и многие другие правители, клан Токугава утвердил свое исключительное право на выпуск всевозможных монет, а также на полный контроль над оборотом денег в собственном государстве. Тогда новоиспеченная денежная система Японии (как и других государств) специализировалась на трех самых ходовых металлах, использовавшихся в производстве монет – золоте, серебре и меди. Но с другой стороны, в Японии остались в ходу и так называемые «частные деньги», представлявшие из себя весьма разношерстную массу денежных знаков, выпускавшихся провинциальными князьями – даймё, которых насчитывалось около трехсот. Частные деньги впоследствии из металлических превратились в бумажные...
Уже в 1601 году были выпущены
монеты пяти видов, которые стали называться
кэйтё и которые были в обращении до середины XIX века.
Основой монетарной системы Токугава стала такая весовая единица, как
рё (15 г = 1 рё). Золотые монеты обращались в стране строго по номиналу, а вот серебряные деньги, в которых серебра было около 80 %, имели хождение по весу. Монеты из серебра выпускались двух видов – это были монеты либо в форме вытянутого овала, либо имели форму эдакого плоского боба. За единицу веса был принят
1 моммэ (1 моммэ = 3,75 г). Медные монеты своего часа дождались только в 1636 году. Выпускались они достоинством
1, 4 и 100 мон. Размер их был
от 24 до 49 мм, масса
от 3,75 до 20,6 г.
Кобан 1714 г. слева и 1716 г. справа.
Позже все виды монет, которые чеканились кланом Токугава, были всего лишь разновидностью самых первых. Разница между ними была лишь в размере да чистоте металла. Деньги носили название той эпохи, во времена которой были изготовлены.
Клан Токугава поставил все имеющиеся в государстве рудники, а также запасы металлов под контроль особых организаций, именуемых киндза (означавшее «золотой цех») и гиндза («серебряный цех»). Одновременно повсеместно создавались монетные дворы. А вот медь по договорам с властями в Японии могли чеканить… сами купцы!
C 1608 года начинается следующий этап в развитии денежной системы Японии: вводится новый официальный обменный курс, приведенный в соответствие с новыми стандартами, по которым
1 рё золота соответствовал 50 моммэ серебра, а
1 моммэ серебра –
4 каммонам (
1 каммон = 3,75 кг) медных монет или монет, сделанных из других металлов.
Очевидно, что сёгунам было очень трудно привести денежную систему страны в порядок. Одной из причин этого было весьма долгое хождение монет местных князей, имевшее место вплоть до конца XVII в. А их действительный обменный курс довольно долго устанавливался рынком по содержанию в них драгоценного металла.
Например,
обан достоинством
в 10 рё по цене рынка составлял
7,5 рё золота. Несколько позже монета из меди достоинством в
100 мон на рынке была эквивалентна
пяти монетам номиналом в 1 мон. Значительная доля вины в этой ситуации лежала на фальшивомонетчиках, заполонивших страну бесчисленным количеством медных монет самого крупного достоинства.
Золотые и серебряные монеты имели разную востребованность. К примеру, в прежней столице Японии Эдо (сейчас Токио) граждане отдавали предпочтение золотым монетам. Принимали их по номиналу, в то время как в более развитой западной части государства (это и Осака, и другие города) – востребовано было серебро, оценивавшееся исключительно на вес. И лишь в конце XVII в. и золотые, и серебряные, и медные монеты получили равное хождение в стране.
Совсем крупные денежные суммы именовались
цуцумикингин и представляли собой
небольшие свертки с золотыми или серебряными монетами внутри
на определенную сумму. Монеты тщательно упаковывались в особую
бумагу васи ручной работы и скреплялись
личным клеймом человека, собравшего сверток. К примеру,
«габариты» свертка с суммой денег
в 50 рё были
6×3,2×3,3 см. Пробные свертки выпустили «в свет» в XVII в. исключительно для наград либо для использования в качестве подарков. Ноу-хау вскоре заметили, оценили и нашли применение в коммерческой среде. Как золотые, так и серебряные свертки выпускали несколько кланов, особо приближенных к властной верхушке. Авторитет их был так высок, что цуцуми с именной печатью, использовавшиеся во время сделок, никогда не вскрывались и монеты в них никто не пересчитывал. Никто и помыслить не мог, что монеты в них могут быть фальшивыми, либо разнородными, или же будет недостача денег. Потом появились
матицуцуми (или городские свертки) небольшого достоинства. А хождение
цуцумикингин в Японии закончилось лишь
в 1874 году, когда государство окончательно перешло к денежному обращению современного типа.
В том же 1600 году Япония начинает выпуск
бумажных денег, которые назывались
ямадахагаки. Выпуском денежных купюр занимались
служители древнего синтоистского храма в Исэ в провинции Ямада (префектура Миэ), поэтому их называли еще
«божьими деньгами». Купюры печатались, во-первых, с целью защитить финансы от падения стоимости металлических монет по причине их снашивания, а во-вторых, банально избавить от неудобств, которые неизменно возникают, когда монет в кармане слишком много и нести их тяжело.
Ямадахагаки легко обменивались на серебряные монеты. Известны бумажные деньги номиналом
в 1 моммэ,
5, 3 и
2 фун. Впоследствии, когда власти Японии запретили хождение любых других денег, кроме тех, которые само и выпускало, лишь ямадахагаки получили добро Эдо на хождение в провинции Исэ-Ямада.
Ямадахагаки были очень востребованы японцами, потому как имели высокую надежность и имели аналогичный монетный резерв. Начиная с XVIII века,
каждые семь лет стали производить
обмен старых дензнаков на новые. Такие меры защищали купюры от фальшивок и, кроме этого, сдерживало выброс в обращение излишнего количества денег.
Ямадахагаки прекратили свое хождение в 1871 году.
Разновидностью купюр, пользовавшихся в Японии не меньшим спросом, были хансацу (от слова хан – клан). Они выпускались местными феодалами даймё и имели хождение лишь на территории, подконтрольной их эмитенту. Хансацу 1600,1666 и 1868 гг.
Печать
хансацу шла под контролем власти Эдо. Правительство гарантировало
эмиссию хансацу и определяло
границы объема эмиссии денежных знаков. Печатанием занимались
купеческие гильдии, получившие особое разрешение и действовавшие под жестким контролем властей.
Некоторые князья были в принципе против обращения монет в своих землях. Это позволяло им обменивать хансацу на монеты по своему усмотрению и с выгодой для себя, и печатать лишние купюры, не обеспеченные металлическими монетами. Выпуск своих бумажных денег очень помогал даймё устранять последствия разбушевавшейся стихии, и в частности, покрывать убытки от загубленного урожая риса.
Смекнув, какая с этого будет выгода, некоторые даймё стали контролировать все виды торговых сделок своих вотчин с соседскими. Ну, а бумажные дензнаки были в ходу по простой причине: гарантия конвертации звонкой монетой, получаемой за торговлю на иных территориях страны. Отдельные князья обменивали свои хансацу и на монеты, и на «ширпотреб». К примеру, в провинции Мино, выпускавшей исключительно
зонтики, в ходу были так называемые
каса-сацу, или
зонтичные купюры.
Тайники для золотых денег в эпоху Токугава: верху вниз – тайник в ножнах вакидзаси; тайник для золотых кобанов в ножнах танто; тайник в брелоке с дешевой монеткой для отвода глаз; тайник внутри гарды-цубы, сделанной ради этого из двух половинок.
В 1707 году правительство Токугавы наложило вето на выпуск хансацу. Таким образом правящая верхушка пыталась активизировать обращение монет, выпущенных накануне запрета. 23 года держался запрет клана Токугава, затем его отменили. Причиной был очередной избыток монет, а также отмена натурального рисового налога. Тогда же, в целях упорядочения цен на рис власти в Осаке основали биржу по продаже зерна. Позже территория хождения хансацу неизменно увеличивалась. Однако в XIX веке, с падением сёгуната, хансацу ушли в небытие.
Бумажные деньги, которые, как известно, имели определенные ограничения в хождении, выпускали все, кому не лень: и императорская аристократия, и священнослужители, и купцы, и рудники, и даже гостиничные городки на торговых дорогах. Они выпускались по мере необходимости и компенсировали дефицит более надежных денег, печатавшихся сёгуном и даймё. Например, храмы печатали
дзисясацу для «спонсирования» строительных работ. Значимость дензнаков обусловливалась статусом храма среди местного населения. Знать императорского двора выпускала в Киото
кугэсацу, на которые можно было приобрести товар исключительно на своей территории. Основные торговые пути не остались в стороне и также стали выпускать собственные деньги, именуемые сюкубасацу. Расплачивались ими исключительно за оказание дорожных услуг. «Валюта» отдельных поселений носила название тёсонсацу, а асёнинсацу печатались и использовались негоциантами исключительно для личных нужд.
На этой кирасе эпохи Токугава есть необычная дверца, за которой, скорее всего, была емкость для денег.
К XIX веку в стране было в ходу
1694 вида денег, а с XVI века к ним присовокупились еще и всевозможные
векселя. Увы, Японию не минула чаша тех пороков, в которые неизбежно попадало каждое государство: финансовые растраты, валютные спекуляции и тому подобное. Помимо этого, страна крайне нуждалась в металле для чеканки монет, которого катастрофически не хватало. Все вместе это и стало следствием очень медленного и поэтапного вхождения Японии в мировую денежную систему. Но это уже совсем другая история…
Автор: Светлана Денисова, Вячеслав Шпаковский
Иэясу придавал серьезное значение горным работам, поскольку хотел упорядочить денежное обращение в стране, что пытались сделать до него Нобунага и Хидэёси. Поэтому он учредил Монетный двор в Фусими, который позднее был переведен в Киото. Монетные дворы открылись в Сумпу, затем в Осаке и Нагасаки — крупных торговых городах страны.
Иэясу указом от 1612 г. запретил христианскую религию в Японии. Причин этому было несколько, но главная заключалась в том, что сёгунат опасался подчинения страны европейцам, которые активно вмешивались во внутреннюю борьбу, чем мешали процессу объединения.
Иэясу недолго был сёгуном — в мае 1605 г. он отказался от этого титула в пользу своего сына Хидэтада. Тем самым пост сёгуна закрепился за домом Токугава.
Сам Иэясу удалился в Сумпу, где жил уединенно, изучал историю, проводил время в беседах со знатоками древности. Но он лишь формально устранился от власти. По-прежнему ни одно важное дело не решалось без его участия. Среди прочих проблем ему не давала покоя мысль о сыне Хидэёси — Хидэёри, который находился в Осакском замке. Эта проблема приобретала все большую остроту по мере того, как взрослел Хидэёри. Иэясу видел в нем возможную причину возобновления междоусобной борьбы, поскольку многие даймё в разной форме оказывали поддержку сыну Хидэёси.
В 1611 году (16 году эры Кэйтё) Токугава посетил коронацию императора Го-Мидзуноо в городе Киото. Во время этого визита Иэясу заставил своего формального сюзерена, Тоётоми Хидэёри, прибыть к нему в столицу. В японском обществе того времени особы выше по социальному статусу не посещали низших. Поэтому посещение Иэясу сюзереном Тоётоми Хидэёри толковались средневековыми японцами как неформальное признание родом Тоётоми власти сёгуна как высшей.
За два года подряд, 1613 года (18 году эры Кэйтё), Иэясу ограничил права столичных аристократов куге и императорского двора, которые к тому моменту часто вмешивались в японскую политику, натравляя самурайские роды друг на друга.
Для Иэясу существования рода Тоётоми оставалось препятствием на пути объединения Японии. Этот род оставался формальным сюзереном самого сёгуна, а также продолжал иметь много влиятельных вассалов. После смерти Иэясу, Тоётоми имели все шансы восстановить свои силы и вернуть себе власть в стране. Чтобы этого не произошло, необходимо было ослабить род противника или даже навсегда избавиться от него.
Иэясу истощил казну рода Тоётоми различными строительными проектами, которые он совершал от имени своего сюзерена, Тоётоми Хидэёри, и за его счет. Особенно на руку Токугаве сыграла смерть трех старейшин враждебного рода в 1611 году (16 году эры Кэйтё). С наступлением 1614 года (19 году эры Кэйтё) Иэясу решил окончательно ликвидировать род Тоётоми и начал реализацию этого плана.
Поводом для конфликта между Токугава и Тоётоми стали надписи на колоколах храма Хоко-дзи, который был восстановлен на средства Тоётоми Хидэёри. Эти надписи, хотя и не содержали негативных высказываний относительно Иэясу, были истолкованы им как проклятие в его адрес. Токугаву поддержали зависящие от него киотские ученые монахи, которые подтвердили его безосновательные толкования и обвинили род Тоётоми во всех грехах.
Попытки рода Тоётоми объяснить истинное значение надписей провалились. Иэясу не желал встречаться с посланниками. Боясь расправы, Тоётоми Хидэёри начал собирать в своей резиденции — замке в Осаке самураев-ронинов со всей Японии. Иэясу только этого и ждал. Расценив действия рода Тоётоми как враждебные, он объявил ему войну.
В ноябре 1614 года (19 году эры Кэйтё) Иэясу приступил к осаде Осакского замка — главной цитадели рода Тоётоми. Войско Иэясу насчитывало более 200 тысяч человек. Замок не штурмовали, а вели локальные бои за форты, прилегающие к нему. Фронтальная атака на Тоётоми означало бы самоубийство, поскольку замок Осаки славился своей труднодоступностью.
В большинстве столкновений силы Иэясу выходили победителями, благодаря численному превосходству. Исключение составляли бои за редут Санада, который оборонял генерал противника Санада Юкимура, при котором отряды Токугавы были разбиты.
Наступил декабрь, а замок оставался в руках врага. Иэясу решил применить тяжелую артиллерию и несколько дней обстреливал главную башню замка. Напуганный пушками Тоётоми Хидэёри отправил посольство с предложениями мира. Чтобы выторговать лучшие условия, Иэясу продолжал обстреливать позиции противника во время самих переговоров. Обе стороны договорились прекратить боевые действия и заключить мир при условии разрушения большей части укреплений Осакского замка и роспуска войск. На январь 1615 года (20 году эры Кэйтё) главная цитадель Тоётоми превратилась в незащищенную крепость.
Поняв, что ликвидация укреплений Осакского замка — это прямой путь к уничтожению своего рода, Тоётоми начали их восстанавливать. Иэясу узнал об этом и поставил ультиматум: прекратить восстановление замка, распустить отряды ронинов и оставить замок в Осаке в обмен на тот, который укажет сёгун. Конечно же, Тоётоми Хидэёри не согласился и Токугава вторично объявил ему войну.
Иэясу снова подошел к Осакскому замку. Теперь это уже была не знаменитая цитадель, а небольшая крепость. Род Тоётоми, который потерял выгодные позиции с ликвидацией укреплений, решил не обороняться, а наступать. Однако лучшие генералы Тоётоми Хидэёри один за другим погибли во время атак. Среди них был и Санада Юкимура, который врезался в штаб Иэясу, повалил его знамена и хоругви, но погиб под копьями вражеских гвардейцев. Видя безвыходность положения, Тоётоми Хидэёри и его мать госпожа Ёдо совершили ритуальное самоубийство сэппуку. Крепость пала, а род Тоётоми прекратил своё существование
Последний этаж замка в Осаке...
Исида Мицунари, предводителю «западных», перепилили шею бамбуковой пилой, но Тоётоми Хидэёри, сын Хидэёси, все еще продолжал считаться наследником своего отца, а его семья оставалась в Японии самой богатой и очень влиятельной. Более того, многие князья считали, что новый сегунат не более, чем временное явление. К тому же, на стороне Хидэёри была его молодость, а против Токугава — его старость. Правда, у Иэясу были сыновья и, прежде всего, старший сын Хидетада. Ему он мог оставить титул сёгуна. Но Хидэёри в таком случае становился квампаку — канцлером, и ситуация противостояния «запада» и «востока» могла повториться опять! И уж если кто и понимал это лучше других, так это был сам Токугава Иэясу. Понимал, но не старался форсировать события. Другой, получив власть, тут же занялся бы набиваем карманов, казнил врагов и миловал друзей, и это было бы всем понятно. Вот только именно Иэясу был не таков!
Тоётоми Хидэёри. Музей замка Осака.
«Неторопливость есть свойство дьявола», — говорит старая испанская пословица, и следует заметить, что Иэясу более всех остальных умел «торопиться медленно». А начал он с того, что постарался усыпить бдительность Тоётоми, для чего женил Хидэёри — человека, которого ненавидел и мечтал уничтожить, — на своей собственной внучке и через это с ним породнился! После этого он решил его разорить и сделал это весьма оригинальным способом: предложив каждому дайме построить себе по новому замку! Купились на это все, в том числе и Тоётоми, но, даже полностью перестроив замок в Осаке, их клан от этого беднее не стал, хотя другие дайме в этой гонке тщеславия разорились практически дочиста…
Потом Иэясу вспомнил, что в 1588 году Хидеёси ввел закон об «охоте за мечами», по которому
оружие у простолюдинов отбиралось, и все оно было переплавлено в металл, из которого сделали гвозди и болты для огромной статуи Будды. Вот Иэясу и предложил Тоётоми ее закончить в память об отце, тем более, что незаконченная статуя в 1596 году была уничтожена землетрясением. Все знали, что Хидэёси до самой смерти думал о том, как бы ее восстановить. И Хидеёри, и его мать Ёдогими, с которой он советовался обо всех делах, решили, что им, безусловно, так и следует поступить, что это «хорошая мысль» — умиротворить таким образом дух их отца и мужа. Но когда в 1602 году ее восстановили до уровня шеи, непонятно как загорелись строительные леса и статуя опять погибла. Правда, в 1608 году работу начали вновь, но участвовало в ней 100 000 человек, и можно себе представить, сколько денег требовала одна их кормежка, не говоря о стоимости материалов. Казне Хидеёри был нанесен огромный урон!
В 1611 году Иэясу решил встретиться с Хидэёри в замке Фусими лично. Встретился и увидел, что мальчик вырос, стал мужчиной и вполне способен властвовать. Разговаривая с ним, Иэясу улыбался. Но эта улыбка ничего хорошего Хидэёри не предвещала!
А затем началось то, ради чего все это и затевалось, но повод, как и всегда, был самый пустяковый: в 1614 году Иэясу решил, что на огромном колоколе, который отлили для храма таинственно погибшей статуи Будды и который весил 72 тонны, в сделанной на нем надписи содержится проклятие ему — Иэясу! На самом деле фраза там, в общем-то, была совершенно невинного содержания: «Да будет государство мирным и процветающим». Но иероглифы иэ и ясу были написаны на китайском языке, и вышло так, что имя Токугава Иэясу в ней получилось разорванным на две части, а это, мол, для его носителя сулит страшную беду! Придрались и к другой фразе о Солнце и Луне, построенной так, что получалось, что Хидэёри в Осаке выше Иэясу в Эдо. Откуда-то вдруг возникли слухи, что Хидэёри начал собирать ронинов, так что все это говорило вроде бы о том, что он хочет войны и призывает проклятье на голову Иэясу.
Курода Нагамаса. Пример вычурности доспехов известных японских полководцев конца XVI — начала XVII века. Музей Фукуока.
Хидэёри, как и все простоватые люди, сначала не придавал этому никакого значения, так что не стал даже покупать предложенный ему голландцами порох, который моментально был куплен Иэясу. Затем он приобрел четыре 18-фунтовых английских орудия и 5-фунтовую пушку, а потом между июнем и октябрем цена на английский порох в Японии возросла на целых 60%, а цена низкосортного японского пороха в четыре раза превысила цену английского пороха, которую давали в марте!
Только теперь Хидэёри решил обратиться к великим дайме с просьбой о помощи, однако они настолько привыкли подчиняться сегунату Иэясу, что ему никто не ответил. Правда, среди тех, кто участвовал в битве при Сэкигахара, было немало недовольных, кого наказали конфискацией земель, и они затаили злобу на клан Токугава. Это были, например, Оно Харунага и его брат Харафуса, Кимура Сигэнари, брат Ода Набунага — Ода Юраку, Тосокабэ Морисигэ и Санада Юкимура. Именно из-за него сын Токугава Хидетада опоздал к месту битвы при Сэкигахара, и его отец побранил его за опоздание. Он был талантливым военачальником, и Хидэёри сделал его главнокомандующим над всеми верными ему войсками.
Санада Юкимура со своим гербом на одежде. Музей замка Осака.
Среди защитников замка в Осаке было очень много христиан, и это придало войне против Токугава характер своего рода «войны за веру». Но почему так — понятно: все знали, что Хидетада ненавидит христиан и только того и ждет, чтобы применить законы об изгнании христиан из Японии, принятые еще отцом Хидэёри!
Ну а о замке в Осаке можно сказать, что он являлся одной из мощных крепостей, если не самой мощной, в средневековой Японии. Море тогда было намного ближе к замку, чем в настоящее время, и полукольцом охватывало его с запада. Тэмма, Ёдо и Ямато — протекавшие там реки — превращали земли вокруг замка в настоящую сеть островков, а между ними только и были что рисовые поля, залитые водой. Вокруг замка было два рва и две стены в 40 метров высотой! Они сохранились и сегодня, а вот цитадель восстановили уже после Второй мировой войны.
Главная особенность японских замков заключалась в том, что их было невозможно разрушить артиллерийским огнем. Ведь стены складывались из огромных камней, уложенных с наклоном, чтобы они могли выдержать любое землетрясение. Стрелять по ним было все равно, что палить в горные склоны. Но залезть на подобную стену было нетрудно, так как щели между камнями давали хорошую опору как рукам, так и ногам!
Предвидя, что замок потребуется оборонять, Хидэёри укрепил его еще двумя дополнительными рвами шириной 80 метров и глубиной 12, которые залили водой на глубину 4-8 метров! За рвами выстроили стену в 3 метра высотой с крышей, помостами и амбразурами для лучников и аркебузиров. У главных замковых ворот Хатомэ Санада Юкимура построил бастион, который назвали бастионом Санада, тоже со рвом, но сухим, и вдобавок с тремя рядами частокола: один ряд был перед рвом, один — позади и еще один ряд — уже на дне рва! У защищавших замок самураев была неплохая артиллерия, купленная у голландцев, а еще на стенах через каждые сто метров располагались огнеметные баллисты. Общая численность гарнизона достигала 90 000 человек.
И вот 2 ноября 1614 года Иэясу приказал Хидэтада собрать войска, находившиеся вокруг замка в Эдо, и этот же приказ был передан и всем находившимся там дайме. Пятый сын Токугава Ёсинао ожидал отца с 15 000 солдат у нового замка в Нагое. Хидэдата имел 50 000 человек, Датэ Масамунэ — 10 000, Усэсуги Кагэкацу — 5000 и Сатакэ — 1500. Уже вскоре Восточная армия в 180 000 человек, то есть вдвое больше, чем гарнизон в Осаке, была готова двинуться на штурм замка Осаки.
Самурай Датэ Терумунэ. Городской музей Сендай.
Многие считают, что войска самураев, будучи рыцарскими в своей основе, были похожи на рыцарские войска в Европе. Но это не так. До нас дошли приказы Иэясу Токугава, изданные им в 1590 году, и вряд что-либо изменилось в 1615-ом...
В них под страхом наказания запрещалось отправляться в разведку без приказа, без приказа вырываться вперед даже ради совершения подвига, причем наказанию должен был подвергнуться не только сам виновник, но и его семья! Тот, кто оказывался в чужом отряде на марше и не имел на то уважительной причины, должен был лишаться коня и оружия. Конец приказа был таким: «Дa будут все боги Японии, большие и малые, наблюдать за нами! Да поразят они без жалости всякого, кто нарушит эти приказы! Да будет так. Иэясу». То есть дисциплина у него было прямо-таки железная, никаких вольностей не дозволявшая!
Войска окружили замок, и 3 января 1615 года перед рассветом начался его штурм с южной стороны. Вскоре самураи Маэда Тосицунэ вышли к бастиону Санада, стали взбираться на стену, но оборонявшиеся отбили их ружейным огнем. «Красные демоны» под командованием Ии Наотака на стену все же взобрались. Но когда они направились внутрь, их встретил такой жестокий огонь, что они отошли, понеся огромные потери.
Карта «зимней кампании»
Неудача не обескуражила Иэясу. Он тут же отдал приказ окружить замок валом, поставить на него частокол и начать планомерную осаду. Затем его целых три дня день и ночь бомбардировали из орудий, пока саперы копали подкопы. По не замерзавшей реке Ёдо плавал корабль с бронированным казематом, из которого тоже вели огонь по замку, но положительных результатов это не дало. Ну а блокада была просто бессмысленной, так как в амбарах замка находилось 200 000 коку риса, и это была лишь часть, полученная перед осадой! Так что чисто теоретически Хидэёри мот сидеть в осаде нескольких лет, а тем временем большинство союзников Токугава от него бы отпали. И продержись Хидэёри подольше, клан Токугава вполне мог бы потерпеть поражение из-за массового дезертирства, связанного с тяжелыми условиями зимней осады.
Гото Мототугу. На нем «новые доспехи», распространившиеся в Японии после появления огнестрельного оружия, и кольчужные рукава с характерным плетением. Зеркало на шлеме должно было отпугивать злых духов! Музей Фукуока.
Сам Иэясу хорошо это понимал и после неудачных атак решил подкупить Санада Юкимура. Но и подкуп ему не удался. Более того, Санада рассказал об этом, как о свидетельстве слабости Иэясу — мол, силы того на исходе! Тогда Иэясу решил воздействовать на мать Хидэёри. К ней была в качестве парламентера послана дама по имени Ата Цубонэ, которая должна была убедить ее начать мирные переговоры. А чтобы Ёдогими стала более покладистой, пушкарям Токугава было приказано обстреливать ее женские покои, и надо же было такому случиться, что одно ядро угодило в ее комнату для проведения чайной церемонии и убило там двух ее служанок. А через пару дней эти же пушкари попали в святилище, устроенное в память о Хидеёси, где как раз в это время молился Хидэёри, да так, что чуть было не снесли ему своим ядром голову!
Соратники убеждали Хидэёри, что Иэясу верить никак нельзя, поскольку он однажды вел уже такие переговоры о сдаче одного из нескольких храмов, что защищали воинствующие монахи, и на них было решено, что храмам следует возвратить их изначальный вид. И что же сделал Токугава вместо того, чтобы попросту снять осаду? Он их сжег, мотивировав это тем, что «изначальный вид» подразумевает отсутствие всяких храмов. Так что что-нибудь подобное он может вполне сделать и на этот раз…
В итоге Хидэёри послушался своей матери и тех, кто выступал «за мир». Предложения Иэясу обсудили, приняли и подписали. При этом сам он поставил на них подпись кровью из пальца. Всем ронинам давалось полное прощение, а Хидэёри получил свободу выбора места проживания в обмен на данную им клятву не восставать против Иэясу. Одним из условий, которое упоминалось три раза, была засыпка внешнего, самого глубокого рва, вроде бы как ставшего ненужным. Но, хотя Иэясу об этом говорил, в итоговый вариант текста договора этот пункт включен почему-то не был, хотя в Осаке его и признавали.
Интересно, что по общему признанию особых подвигов самураи Иэясу в этой кампании не совершали. Отважно дрались как раз ронины Хидэёси, а сражавшиеся на стороне сёгуна просто исполняли свой долг солдат регулярной армии.
Впрочем, известны и исключения. Например, Иэясу служил самурай Фурута Сигэнари, известный мастер чайной церемонии, отличавшийся своей храбростью. Обходя частокол вокруг замка, он увидел изящный ствол бамбука, решил сделать из него изящную чайную ложку и начал его срезать. Пока он этим занимался, стрелок из замка прицелился и попал ему в назатыльник шлема, но Фурута даже внимания на это не обратил! Он только вытащил из под своих доспехов пурпурный плеток и отер им кровь со щеки, как если это была простая царапина!
Ну а на следующий же день после того, как 22 января 1615 года был подписан мирный договор, Иэясу распустил свою армию. Вот только распущена была лишь часть его войск и то до ближайшего порта, а основная масса стала засыпать внешний ров и разрушать укрепления передовой линии. И сделано все это было за одну неделю, так что можно себе представить, сколько там работало солдат, а затем они стали засыпать и второй ров. Соратники Хидэёри выразили им свой протест, но командир занимавшихся этим делом солдат ответил, что офицеры просто «неправильно» поняли его приказы! Ёдогими пожаловалась самому Иэясу, но пока жалобщики ездили к нему в ставку, солдаты сёгуната, работавшие непрерывно, засыпали уже и второй ров. А о том, чтобы копать его вновь, в договоре ничего не говорилось! Вот так всего за 26 дней замок лишился уже и второго рва, причем без стрельбы и кровопролития. Теперь все укрепления замка Осака состояли из одного рва и одной — всего одной! — стены.
«Летняя кампания»
И вот тогда-то Иэясу вновь оказался под его стенами всего лишь через три месяца! Предлог нашли в слухах о том, что ронины Осака возвратились назад и хотят напасть на столицу. А Хидэёри действительно привлек под свои знамена намного больше ронинов, чем полгода назад, и теперь численность его войск достигла 120 тысяч — на целых 60 тысяч больше, чем зимой. И опять среди них было много христиан! Шесть больших знамен на стене замка, например, украшало изображение креста, а еще внутри находилось сразу несколько иностранных священников. Правда, и Токугава удалось мобилизовать почти четверть миллиона человек!
Правда, единого мнения о численности войск возле замка Осака среди историков нет до сих пор. Известный английский японист Стивен Тернбулл как раз и называет эту цифру, но японский историк Мицуо Курэ дает цифры 120 тысяч у Иэясу, и 55 — у Хидэёри. Главное, что больше солдат было у Токугава, только и всего.
Первый удар нанес гарнизон замка Осака. 28 мая Оно Харифуа отправил 2000 солдат в провинцию Ямато, рассчитывая разбить отряды Токугава, шедшие к замку, по частям. Но численное превосходство противника не позволило ему этого сделать.
Зато людям Хидэёри часть внешнего рва удалось раскопать опять, так что это была хоть какая-то преграда. 2 июня 1615 года в замке состоялся военный совет, на котором войска Токугава было решено встретить в открытом поле и там дать ему решающее сражение. Именно этой битве, которую называют еще и сражением при Тэннодзи, поскольку так называлось поле, где оно состоялось, и было суждено стать последним сражением такого большого количества самураев. По плану, который разработал Санада, Оно и другие военачальники из замка, следовало атаковать Токугава по всему фронту, затем Акаси Морисигэ должен был обойти его с фланга и ударить с тыла. Тем временем Хидэёси должен был нанести завершающий удар в центре. Утром 3 июня войска «западных» вышли из замка на равнину, где силы Токугава стояли на ней от реки Хирано и до морского берега.
На этот раз Иэясу выступал под белым флагом безо всяких эмблем, а главнокомандующим был его старший сын Хидэтада.
Тумана, как при Сэкигахаре, не было, a был ясный летний день. Дым от горящих фитилей аркебуз вился к небу, а враждующие стороны все никак не могли решиться начать бой. Но тут ронины Мори Кацунага, стоявшие ближе всех к противнику, начали в него стрелять. Санада не хотел, чтобы они спешили, и приказал огонь прекратить, но они вместо этого удвоили свои усилия, словно совсем не поняли приказ. Мори обсудил положение с Санада и они решили, что раз уж битва началась, то пусть продолжается, и что следует воспользоваться боевым задором своих людей, чтобы начать атаку по всему фронту. Вскоре войска Мори прорвали передовые линии армии Токугава, а Санада повел свои войска против рекрутов провинции Этидзэн и добился полного успеха. Отчасти ему помогло то, что на левом фланге Токугава появились шедшие к нему на помощь самураи Асано Нагаакира. Они были союзниками, но их появление многим показалось похожим на предательство Кобаякава, которое все помнили, и крики «Предательство! Предательство!» послышались здесь вновь, как и при Сэкигахара!
Мори Toмонобу в шлеме дзунари кабуто с рогами. Музей Фукуока.
Началась бестолковая рукопашная схватка, больше похожая на свалку, и было непонятно, кто же в ней побеждает. Иэясу Токугава собственным примером решил ободрить своих солдат и полез сражаться, словно простой самурай. Считается, что в тот раз он был ранен копьем, прошедшим рядом с почкой. То, что так поступил столь терпеливый и хладнокровный человек, лучше всего говорит о серьезности ситуация, которая и в самом деле была критической.
Карта «летней кампании»
Но положение спас его молодой военачальник Хонда Тодатомо, который тоже был ранен копьем, но сумел ободрить своих воинов и вместе с самураями из провинции Этидзэн понемногу оттеснил Санада. Сам Санада в бою был настолько измотан, что не мог сражаться и сел отдохнуть на походном табурете. Здесь его увидел самурай «восточных» по имени Нисио Нидзэмон и вызвал на поединок. Но Санада так устал, что не смог его принять. Все, что было в его силах, это представиться и снять с головы шлем, после чего Нисио тут же ее отрубил!
Весть о смерти Санада разлетелась среди войск «западных» и они начали понемногу отступать. Теперь уже Восточная армия стала продвигаться вперед: отряды Ии Таотака и Маэда Тосицукэ, а на левом фланге — надежный Датэ Масамунэ.
Хидэёри было послано письмо выступить немедленно, но он его не получил и появился у ворот замка, когда уже было слишком поздно: превосходящие силы «востока» оттеснили гарнизон Осака к самым ее стенам!
Дзимбаори 1615-1868 гг. Такую богатую накидку поверх доспехов обычно носили полководцы и во что-то подобное наверняка были одеты и Иэясу Токугава, и Хидэёри во время осады замка Осаки.
Вновь последовала ожесточенная схватка у стен крепости, и части «восточных» хлынули внутрь, а гражданский персонал и прислуга замка в страхе разбежались кто куда. Хидэёри заперся в цитадели, но ее начали обстреливать из пушек, да еще там начался пожар, устроенный, как сообщает Стивен Тернбулл, поваром Хидэёри. Последняя надежда покинула Хидэёри, и к утру и он, и его мать, а также многие из приближенных покончили с собой, совершив сэппуку, а сам замок сгорел до основания. Сына Хидэёри, которому было всего восемь лет, также обезглавили, так как он являлся последним из Тоетоми, и пощадить его Токугава просто не имел права перед своими детьми. Затем были казнены все ронины (!), сражавшиеся на стороне его отца, а их головы надели на колья и выставили вдоль дороги от Киото до Фусими, что более чем наглядно показало всем недовольным силу сёгуната.
Вдова самого Хидэёси обрила голову, стала монахиней и ушла в монастырь.
Таким образом, дожив до семидесяти четырех лет, приняв участие в бесчисленном множестве битв и схваток, после борьбы за власть длиной в целую жизнь Токугава Иэясу стал наконец-то реальным правителем всей Японии. Он умер на следующий год, весной, передав всю власть своему старшему сыну Хидэтада, а клан Токугава после этого правил Японией 265 лет вплоть до 1868 года! Ну а осакский замок, пережив величайшую осаду в истории Японии, был затем восстановлен по личному приказу сёгуна Токугава Хидэтада, причем его стена за рвом вдвое превысила старую, но потом в конце XIX века его вновь разрушило землетрясение. Туристы идут сюда и группами, и по одному, непременно поднимаются на последний ярус главной башни замка. Там каждый по-своему представляет себе то, что видел и чувствовал молодой Хидэёри, который стоял здесь также высоко, на этом же месте и смотрел на лагерь своего врага. Очень может быть, что он должен был думать о том, почему судьба столь несправедлива к одним, а другим дает все, и как сделать так, чтобы и тебе улыбнулась удача. Самое интересное, что эта тайна земного бытия не раскрыта до сих пор!
Автор: Вячеслав Шпаковский
В последние годы жизни Иэясу издал целую серию указов, регламентирующих жизнь императорского двора, дворянства, духовенства, которые способствовали упрочению позиции сёгуната. В частности в 1615 году (1 году эры Гэнна) Токугава издал «Запреты самурайским родам», в которых заложил основы существования военной касты Японии на последующие десятилетия. Самураи были преобразованы из воинов-землевладельцев в безземельных городских чиновников.
В отличие от Оды Нобунаги, который поддерживал отношения с Португалией и Испанией, а также способствовал распространению католичества в Японии, Токугава предпочитал отношениям с протестантскими Нидерландами. С 1605 года консультантом Иэясу в вопросах европейской политики стал английский моряк и голландский агент Уильям Адамс (прототип клайвелловский Блэкторн) Благодаря советам последнего, сёгуныТокугава начали проводить политику истребления христианства в стране, которая привела к закрытию Японии для Запада. Монополию иметь отношения и торговать с японцами получили только голландцы. В 1614 году Иэясу издал указ, который запретил пребывания «белых» иностранцев и христиан в его стране. Начались репрессии и массовые показательные распятия верующих. Небольшая группа христиан убежала на испанские Филиппины, а большая часть была силой обращена в буддизм. Тем не менее небольшая группа японцев сохранила верность христианству, исповедуя её в глубокой тайне вплоть до 1868 года, когда в Японии была ввелена свобода вероисповедания
Иэясу умер 1 июня 1616 г. Его посмертное имя — Дайгонгэн Тосё.
http://www.cultline.ru/archiv/t/4930/
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%B2%D0%B0_%D0%98%D1%8D%D1%8F%D1%81%D1%83#Иэясу_и_Хидэёси
https://s30556663155.mirtesen.ru/blog/43794998755/Tokugava-Ieyasu.
Его сменил на посту сёгуна (уже не только формально, но и реально) его сын Токугава Хидэтада С тех пор смена сёгунов происходила без каких-либо инцидентов вплоть до буржуазной революции Мэйдзи 1868 года
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 10. Решаюшая битва при Сэкигахара
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 9. Объединение провинций
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 8. Борьба за власть
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 7. Сражение при Нагасино
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 6. Битва при Микатагахара
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 5. Битва при Анэгаве
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 4. Битва при Адзукидзака
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 3. Союз Простодушных (Икко-икки)
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 2. Общественный бунт Гэкокудзё
Эпоха Воюющих Провинций - Часть 1. Смута годов Онин
Большой документальный фильм Япония. "Эпоха воюющих провинций".