Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Армия Древнего Рима в иллюстрациях


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • VIP
  • 9 809
  • 5 438 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Ноябрь 2018 - 18:28

Недаром сказано – лучше раз увидеть, чем десять услышать. Именно поэтому сегодня в исторических музеях на Западе все чаще рядом с собственно артефактом выставляется его реплика, сделанная современным мастером. Дело в том, что не специалисту трудно представить себе реальный вид, скажем, древнего ржавого меча или по разбитым черепкам целую вазу. В одном музее его сотрудники как-то показали мне сарматский меч и сказали: «Видите, какой у него толстый клинок – 2 см! Это сколько же он весил?!» Пришлось им объяснять, что толщина клинка у него вряд ли была больше 5-8 мм у рукояти, а к острию уменьшалась еще больше, а «толстым» он стал из-за коррозии и разрыхления поверхностного слоя, который… минерализовался со временем! Можно себе представить те басни, что они рассказывали экскурсантам о неподъемных 12-килограммовых мечах! А лежала бы рядом реплика, сделанная профессионалом, 80% вопросов отпали бы сами собой!

Но такие реплики очень дороги. А вот рисунки, выполненные художником-профессионалом, зачастую не просто информативны, они создают еще и определенное впечатление и позволяют надолго, если не навсегда (особенно, если увидел их в детстве!), запомнить то, что нужно. Хотя, безусловно, рисунок рисунку рознь и художник художнику тоже. Например, мне как-то раз понадобился художник иллюстрировать очередную книгу. Пошел к своим пензенским художникам попросил указать человека и… человека мне указали. Женщину, члена Союза художников и все такое… То, что женщина, для меня было неважно: Криста Хук, например, тоже рисует воинов и рисует их не хуже отца. Дал ей на пробу нарисовать «картинку» с рыцарем. Поменять позу, СОХРАНИВ ВСЕ ДЕТАЛИ! Казалось бы, чего проще, если ты умеешь рисовать? Но нет, в рисунке, что был мне выдан, пряжка ремня была уже самого ремня, и таких ляпов было много! А ведь рядом на столе стояла ее дамская сумочка с практически такой же пряжкой! Так что мало быть «членом», надо еще и уметь рисовать «бытовку» и уметь представлять «мелочи» того времени, что совсем нелегко.

 

Вот почему художников, которые рисуют воинов прошлого, на том же Западе можно буквально пересчитать по пальцам, причем даже их работы отличаются по своему качеству и знанию предмета. Вот, например, такой, известный своими работами, английский художник, как Ангус МакБрайд. О том, как появлялись его работы для издательства «Оспрей», впору рассказывать отдельно. Жил он недалеко от Кейптауна, где у него была студия, конюшня и загон для лошадей. Естественно, что помогали ему и студенты из колледжа. Он их одевал в спортивное трико, ставил в позы, сажал на коней, после чего фотографировал и рисовал уже с фото, а после «одевал» во что нужно. Отсюда такое качество собственно фигур. Тогда как даже в иллюстрациях «оспреевских» изданий некоторых других художников с пропорциями фигур не все ладно. 


1454733742_1.battle-of-alesia-by-angus-m

Битва при Алезии. А.МакБрайд

Но и на Солнце есть пятна. Вот его картина «Битва при Алезии». Это когда галлы с двух сторон пытались прорвать укрепления Цезаря, осаждавшего этот город. Вроде бы все достоверно. Но… зачем легионер в центре поднял руку с мечом вверх? «Не рубить! Колоть!» – вот какова была главная заповедь римского легионера в бою на мечах, в особенности, если он находился в строю. То есть тут ты видим или недоученного легионера либо… Ангус в порыве чувств просто забыл об этом!



1454733773_2._1.jpg

Легионеры. Рисунок Дж. Рава. 

А вот Джузеппе Рава, итальянский художник и миниатюрист, вдохновленный работами того же Ангуса МакБрайда. Автор потрясающего количества работ, рисует на фирмы «Италери», «Андреа Миниатюрес», «Эмхар» и еще многие другие. Вот его работа: «Римский легион в атаке» и на ней есть все: и рядовые, и знаменосец, и центурион с палкой, и полководец. И все вроде бы правильно, но… близкий к нам легионер, который отвел руку назад, чтобы бросить свой дротик… На нем красная туника! А следовало бы ему знать, что по этому поводу была длительная полемика в английских исторических журналах, цель которой – выяснить, а какого цвета были туники у легионеров. И выяснили – белого, цвета неотбеленного полотна! И только у центурионов и преторианцев – красного, а вот у корабельной команды («морской пехоты») – синего. Причем и те, и другие красили соком раковин пурпурниц, но в разной концентрации. Точно также красили и щиты, внешнюю поверхность которых очень часто просто обтягивали полотном, из-за чего она была… такого же цвета, как и туники! И вот в подтверждение иллюстрация Ангуса МакБрайда – «Римляне высаживаются в Британии». Легионер в белой тунике, центурион – в красной!



1454733716_3.-illustration-of-angus-mcbr

Римляне высаживаются в Британии. Картина А.МакБрайда.



1454734367_4.omans-pay-off-british-spy-n

Плата шпиону. Римский офицер высокого ранга, одетый, чтобы не привлекать внимания, в простую тунику с солдатским поясом, отдает «30 сребренников» местному Иуде. Северная Англия, I в. н.э. Картина А.МакБрайда



1454734527_5.roman-auxiliaries-are-ambus

Римские ауксилиарии в лесу во время Второй Дакийской войны 105 г. н.э. Картина А.МакБрайда.

А вот еще одна очень показательная работа Ангуса МакБрайда, свидетельствующая о том, насколько внимательно он работал с источниками. На ней римские ауксилиарии – всадники из конницы кельтов режут маркоманов-германцев, I – II вв. н.э. Дело в том, что во время похода в Дакию легионерам было запрещено «охотиться за головами». Но… на колонне Траяна есть несколько изображений воинов именно вспомогательных частей с отрезанными головами, которые они держат не только в руках, но даже в зубах! И… показывают свои трофеи Траяну. И судя по тому, что эта сцена попала на колонну, ничего в этом «такого» не было. Мол, чего возьмешь с этих дикарей-союзников! И обратите внимание – на одном кольчуга с зубчатым подолом, на другом чешуйчатый панцирь. Типичное снаряжение конников-ауксилиариев с колонны Траяна.



1454733845_6.rimskie-vspomogatelnye-vsad
 
Римские кельты ауксилиарии убивают германцев-маркоманов. А.МакБрайд.





#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • VIP
  • 9 809
  • 5 438 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 07 Ноябрь 2018 - 18:29



А вот Дж. Рава, видимо, на барельефы с колонны Траяна совсем не смотрел, хотя они у него под боком – в Риме, в «квадратном Колизее». Зачем он «своим легионерам» надел на правую руку железную «трубу» из пластин? Ни у одной из фигур римских воинов с колонны Траяна такой детали доспеха нет!

1454733941_7.roman-war-with-the-dacians-

Римляне сражаются с даками. Картина Лж. Рава.

Работы Питера Коннолли считаются классикой, ведь он не только рисовал, но еще и писал. Вот, например, его легионер I в. до н.э. с овальным щитом скутумом и в шлеме кулус, а также в кольчуге с наплечниками. Этот рисунок стал, можно сказать, хрестоматийным изображением, хотя, на мой взгляд, щит, по кромке выглядит слишком тонким.

1454733952_8.1-st-century-ad-armed-with-

Легионер I в. до н.э. П.Коннолли.

1454734000_10.late-republican-legionary-

Еще один легионер этого же времени в монтефортиновском шлеме. Тут Питер Коннолли опять-таки нарисовал красную тунику и щит, но этот рисунок появился раньше того, как этот вопрос был закрыт.

Надо заметить, что и до этих художников у британцев были очень хорошие «рисовальщики римлян», например, такой художник, как Рональд Эмблетон, пусть даже он и рисовал их всех в красных туниках и даже штанах! Хотя краска эта было очень дорогая и на все римское войско, тем более, на штаны, ее просто бы на всех не хватило!


1454734057_11.vstrecha-poslov.-ronald-em

Встреча послов. Р.Эмблетон.

1454734049_12.rimskie-oficery-1-veka-n.e

Римские офицеры I в. н.э. Р.Эмблетон

А вот эту реконструкцию римского клибанария Рональд Эмблетон выполнил по находке в Дура-Европос, где была обнаружена именно такая конская броня. Ну, и все прочие детали доспехов он тоже не придумал. Они есть в музеях. Вот только щит… Уж очень он у него какой-то большой. Другой британский историк и конструктор Майк Симкинс своего точно такого же воина изобразил с шестиугольным щитом, но вот кто из них прав, а кто «правее», точно сказать, увы, нельзя.

1454734105_12.ronald-embleton.jpg

Клибанарий. Р.Эмблетон

Пращники у римлян тоже были наемниками. Сами они себя таким делом, как метание камней не затрудняли. А вот пострелять из скорпиона, онагра или баллисты – почему нет. В этом они ничего зазорного для себя не видели!

1454734091_13.skorpion-i-praschnik-ronal

Скорпион и пращники. Р.Эмблетон.

1454734180_15.-roman-legionnaire-by-chri

Так что рисовать римских воинов на Западе пытаются очень многие, как в Италии, так и в Англии, ну и в других странах. Но как всегда «дьявол прячется в мелочах». Вот, например, изображение римского легионера в виде «марианского мула» Кристоса Гианополуса из Греции. Вроде бы все отлично, но ведь явно видно, что щит у него слишком широкий. Он и так-то был велик и тяжел, а уж у Кристоса это должно быть что-то уж совсем неподъемное!

1454734228_a-eto-ih-izobrazhenie-na-kolo

Барельеф с колонны Траяна.
Автор: Вячеслав Шпаковскокий
 
 
 
 
 

                                Последняя битва первого Рима

 

                    1467144797_1.jpg

1565 лет назад, 20-21 июня 451 года состоялось последнее крупное сражение с участием войск Западной Римской Империи. Самой империи оставалось жить еще 25 лет, в 476-м она прекратила существование. Но и в 451-м уже было ясно, что "вечный Рим" стоит у последней черты. К тому моменту он потерял более половины своих владений - Африку, Британию, значительную часть Иберии и Аквитанию. Да и по самой Италии уже прокатывались волны завоевателей, которых нечем было остановить.

 

 


Тем не менее, когда пришедшая из азиатских степей орда гуннов под предводительством Аттилы в 451 году вторглась в Галлию - одну из последних римских провинций за пределами Апеннинского полуострова, тогдашний главком и фактический правитель Рима Флавий Аэций решил оказать сопротивление. Он понимал, что собственных сил для этого недостаточно, потому обратился за помощью к соседям и бывшим противникам - франкам, аланам, бургундам и вестготам (они же визиготы), с которыми римляне ранее неоднократно воевали.

Ему удалось убедить их, что от гуннов хуже станет всем, и что порознь невозможно одолеть их огромное войско. Большинство западноевропейских племенных союзов выделило отряды в армию Аэция, а вождь вестготов Теодорих решил лично принять участие в битве. Вестготский контингент был самым крупным среди союзников, по некоторым данным он даже превосходил римскую армию. На стороне Аттилы тоже воевали не только степные кочевники. В его орду входило немало представителей ранее покоренных германских племен и народов - остготов, гепидов, ругов, тюрингов, скиров, герулов, а также - часть аланов, живших на территории гуннской "империи".

20 июня армии сошлись в битве на Каталаунских полях. Точно локализовать это место историкам не удалось до сих пор. Предположительно, оно находится где-то на востоке нынешней Франции, в районе города Шалон-сюр-Сон, однако, никаких следов грандиозной битвы там пока не найдено. Численность противоборствующих армий тоже установить невозможно. Хотя, иберийский хронист Идаций писал, что гуннов было аж 300 тысяч, большинство современных историков считают, что это число завышено раз в пять, а то и в десять. Воинов антигуннской коалиции, судя по всему, насчитывалось примерно столько же, сколько и их противников. Во всяком случае, никто из древних летописцев не указывает, что одна из армий значительно превосходила другую.

Сражение началось с конной атаки гуннов на вражеские боевые порядки. На левом фланге их поддерживали остготы, на правом - другие союзники. Аэций расположил по центру аланов, франков и бургундов, сам с римлянами встал на левом, а справа на холме расположился Теодорих с вестготами.

Вскоре гуннам удалось продавить вражеский центр, однако вестготы выдержали натиск, хотя при этом погиб их вождь, а на противоположном краю поля римские легионеры обратили противников в бегство. Когда вестготы, отбив нападение, тоже контратаковали, Аттила понял опасность своего положения. Его центр продвинулся далеко вперед, но оба фланга были разбиты. Римляне могли вот-вот соединиться с вестготами позади гуннской ударной группировки, отрезать ее от базового лагеря и атаковать с тыла. В итоге получались классические "Канны".

Чтобы не допустить такого развития событий, гуннский вождь приказал немедленно прекратить преследование аланов, франков и бургундов, развернуться на 180 градусов и возвращаться к лагерю. Римляне и вестготы не успели замкнуть кольцо окружения. Аттила с большинством своих бойцов прорвался в лагерь, окруженный оградой из повозок. К этому времени начало темнеть и бой прекратился. На следующее утро вестгогты попытались захватить лагерь, но гунны отбили нападение.

Аттила объявил, что будет стоять до последнего и приказал убивать любого, кто попытается сбежать. Союзники, понесшие во вчерашнем сражении большие потери, так и не осмелились вновь идти штурм "вагенбурга", решив взять его измором. Однако вскоре сын и наследник погибшего Теодориха Торисмонд получил сообщение, что в его владениях назревает смута и уже появились желающие посадить кого-то другого на освободившийся трон.

Узнав об этом, Торисмонд решил, что власть важнее окончательной победы. Даже не предупредив Аэция, он немедленно увел свои войска разбираться с заговорщиками. Это резко изменило соотношение сил. Продолжать осаду в одиночку римляне не могли, а у гуннов появился шанс сделать вылазку и разбить оставшихся врагов. Осознавая возникшую угрозу, Аэций тоже скомандовал отход. Это дало повод Аттиле заявить, что он не проиграл битву, хотя, его наступление на Галлию было остановлено. На Каталаунских полях гунны понесли такой урон, что им пришлось возвращаться для восстановления сил и набора пополнения в венгерские степи.

На следующий год предводитель гуннов начал новый завоевательный поход в Западную Европу, но это уже другая история. А на заставке - пехота поздней Римской империи в бою, рисунок Игоря Дзыся. Непонятно только, как там оказался Стивен Сигал?



1467144822_2.jpg

                                                  Римляне отражают конную атаку гуннов.
 

1467144871_3.jpg
 
Вестготы 21 июня 451 года находят на поле вчерашней битвы тело своего вождя Теодориха.

1467144862_4.jpg


Вестготы пытаются атаковать окруженный повозками лагерь гуннов.

1467144835_5.jpg


Римские пехотинцы и кавалеристы V века. Второй справа - центурион.

1467144870_6.jpg


Вестготы - временные союзники римлян в Каталаунской битве.

1467144899_7.jpg


Всадники армии Аттилы. У гуннской аристократии был своеобразный обычай деформации черепов, для чего детям с младенчества крепко бинтовали голову, заставляя ее расти вверх. Это делалось для того чтобы знатного человека в любой одежде и даже без нее можно было сразу отличить от простолюдина. Такие черепа неоднократно находили в богатых гуннских захоронениях.

1467144849_8.jpg


Гуннская пехота. На правом рисунке гунны собирают трофеи на поле битвы короткой ночью с 20 на 21 июня 451 года.

1467144888_9.jpg


Схема кульминационного момента Каталаунской битвы. Римляне и их союзники помечены красным, гунны и их союзники - синим.
Автор: Вячеслав Кондратьев Первоисточник: http://vikond65.livejournal.com/497200.html







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Результаты антивирусного сканирования Информер PR ТИЦ