Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Затерявшиеся в океане


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 2

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 775
  • 11 061 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Июль 2019 - 18:51

Случаи, когда люди в одиночку или группами забрасывались в глубь океана и не падая духом выходили победителями из схватки с судьбой, не редкость И здесь есть свои рекорды

 

 

133 дня Пун Лима. Реальная история моряка, затерянного в океане

5 апреля 1943 года завершилась эпопея китайского моряка, который несколько месяцев провел в одиночестве в открытом океане.

be6cd3193a1977a91653ea34a2965446.jpg
Пун Лим на аналогичном плоту. © / Commons.wikimedia.org

 

В начале апреля 1943 года трое бразильских моряков, вышедших на промысел, в открытом море наткнулись на странного вида плот с единственным пассажиром. По состоянию плота и по внешнему виду мужчины можно было понять, что плавание продолжается довольно долго. Понять, насколько долго, не удалось – странный мореплаватель не говорил по-португальски.

Лишь когда рыбаки доставили мужчину в устье Амазонки, в бухту Мараджа, с помощью переводчика удалось узнать, что неизвестный – моряк с британского торгового судна «Бен Ломонд», которое было уничтожено подводной лодкой.

 
 

Последний день транспорта «Бен Ломонд»

Пань Лянь, или Пун Лим, как называют его в англоязычных источниках, родился на китайском острове Хайнань в марте 1918 года. Многие жители Хайнаня становились рыбаками или моряками, и Пун Лим не стал исключением. Ремесло моряка в 1942 году привело его на британское торговое судно «Бен Ломонд», на котором он служил вторым стюардом.

Морские линии в военный период были небезопасны, зато такая работа хорошо оплачивалась. В ноябре 1942 года судно, переоборудованное в военный транспорт, выполняло рейс из Кейптауна в Южную Америку.

На третий день плавания «Бен Ломонд» 23 ноября был атакован немецкой подводной лодкой U-172. Пораженное торпедой судно стало стремительно уходить на дно. Пун Лим оказался в числе тех немногих, кто успел надеть спасательный жилет и покинуть гибнущее судно.

d48850d14c980427641cae6915fcd33a.jpg

Пун Лим. Фото: Commons.wikimedia.org На маленьком плоту

 

Он успел надеть спасательный жилет и прыгнуть за борт до того, как взорвались котлы Отплыв на некоторое расстояние от тонущего корабля, стюард увидел пятерых членов команды, находившихся на спасательном плоту. Он стал отчаянно звать на помощь, но они его не услышали. Плот быстро уносило ветром.

Через некоторое время Пун Лим увидел еще один спасательный плот с «Бен Ломонда». Ему удалось доплыть до него, но никого из членов команды на борту не оказалось.

Деревянный спасательный плот площадью 2,5 квадратных метра был оборудован тентом, призванным спасать моряков от палящего солнца. На борту имелся аварийный двухсуточный запас пресной воды и продуктов, рассчитанный на 25 человек: 40 литров пресной воды в стальных баллонах, галеты, консервные банки с ветчиной, сгущенное молоко, шоколад.

Этого запаса должно было хватить на то, чтобы дождаться помощи – ведь судно затонуло в районе активного судоходства, и моряк полагал, что его быстро обнаружат.

 

Надо выжить

Однако плот стремительно сносило в сторону от судоходной трассы. Спустя несколько дней Пун Лим, разделивший свои запасы с расчетом на месяц, понял, что, возможно, был слишком оптимистичен.

Время шло, запасы таяли. Спасаясь от нестерпимой дневной жары, моряк, привязав себя линем (тонкий корабельный трос), плавал в море. Это помогало бороться с опуханием ног, вызванным длительной неподвижностью.

Во время одного из таких заплывов он обнаружил неподалеку от себя акулу, чудом не став ее добычей.

 

Вскоре он понял – если не придумает способ добывать пищу и воду, то выжить не сможет. Пун Лим стал собирать дождевую воду с тента. Разобрав фонарик, найденный на плоту, он вытащил из него пружину, сделав из нее рыболовные крючки. Вместо лески моряк использовал расплетенный линь. Из остатков консервированной ветчины сделал наживку и после трех дней экспериментов поймал первую рыбу.

 

Схватка с «деликатесом»

Из своей добычи Пун Лим высасывал сок, а кусочки вялил на солнце. Часть из них он съедал, а часть использовал в качестве новой наживки.

Чем дольше длилось плавание, тем хитрее и изворотливее он становился. Из старой консервной банки он сделал «гнездо», которое набил водорослями с днища плота. Рядом с «гнездом» Пун Лим положил кусочки вяленой рыбы. Одна из чаек, круживших возле плота, позарилась на угощение и была мигом схвачена китайцем. Пун Лим выпил кровь птицы, часть мяса съел сырым, остальное оставил вялиться на солнце.

Вытащив один из гвоздей, которыми крепился плот, он сумел превратить его в нож. Второй вытащенный гвоздь моряк сделал большим рыболовным крючком. Теперь акулы не пугали его – он решил, что превратит хищников в добычу.

Новую пойманную чайку Пун Лим использовал в качестве приманки, и полутораметровая акула клюнула на нее. Китаец вытащил хищницу на борт, но разъяренная акула едва не схватила его. Тогда Пун Лим ударами стального баллона из-под пресной воды оглушил акулу, после чего добил ее ножом.

Кровь акулы он использовал для питья, а плавники завялил на солнце. На родном Хайнане акульи плавники считались деликатесом.

 

                         

 

«Они поступили так, потому что я китаец»

Поначалу Пун Лим пытался считать дни, затем недели, а в итоге стал считать только месяцы, ориентируясь на полнолуния.

Иногда над ним пролетали американские самолеты, но летчики не замечали его. Один раз американский корабль пытался оказать ему помощь, но в этот момент начался шторм, и его потеряли из виду.

Несколько раз неподалеку от него всплывали немецкие подлодки, но в этих случаях сам Пун Лим предпочитал оставаться незамеченным.

Один случай запал ему в душу на всю жизнь. Проходящий мимо корабль заметил его, подошел ближе, но затем изменил курс. «Они поступили так, потому что я китаец», — рассказывал Пун Лим.

Ни это происшествие, ни шторма, ни изнуряющий зной, ни бесконечное одиночество не свели его с ума. За несколько дней до встречи с рыбаками он понял, что приближается к суше  изменился цвет воды, а чайки теперь кружили вокруг его плота, не переставая.

«Надеюсь, никому не придется побить рекорд»

На берег он сошел без посторонней помощи. Его доставили в больницу, где врачи установили, что угрозы жизни нет. Кожа обветрилась и загрубела, на ней имелись солнечные ожоги, но это были сущие мелочи.

Когда через британского консула в Бразилии удостоверили личность моряка, установив все обстоятельства его истории, оказалось, что его скитания в океане продлились 133 дня. Удивительно, но за это время он похудел всего на 9 килограммов.

Из 55 членов экипажа «Бен Ломонда» спастись удалось только десятерым. Пун Лим, несколько месяцев считавшийся погибшим, стал одиннадцатым.

История моряка стала широко известной, и английский король Георг VI пригласил его в Лондон, где вручил медаль Британской империи.

После окончания Второй мировой войны Пун Лим решил уехать в США, где к тому времени уже жил его брат, однако не получил разрешения. Но его известность помогла  сенатор Уоррен Магнусон вступился за героя, и Пун Лиму позволили жить и работать в Соединенных Штатах.

Он продолжил работать на флоте, теперь уже американском. В отставку шеф-стюард Пун Лим вышел в 1983 году.

Журналисты любили беседовать с Пун Лимом и часто напоминали ему  никому, кроме него, не удалось, потерпев кораблекрушение, в одиночестве продержаться в океане 133 дня. «Я надеюсь, что никому и никогда не придётся побить этот рекорд»,  ответил однажды мудрый китаец.\

 

http://www.aif.ru/society/history/133_dnya_pun_lima_realnaya_istoriya_moryaka_zateryannogo_v_okeane

 

https://masterok.livejournal.com/2858473.html






#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 775
  • 11 061 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 28 Июль 2019 - 19:31

А вот еще одна подобная история

 

a3cd8b11d742c2674c90a5232dd646da.jpeg

Хосе Альваренга




14 месяцев назад 36-летний рыбак Хосе Альваренга со своим другом Эзекель Кордовой отправились рыбачить. Когда волны стали подниматься выше, Альваренга скомандовал поворачивать обратно. Однако шторм усиливался с каждым мгновением, и лодку стало качать из стороны в сторону и быстро затапливать. Кордове ничего не оставалось, как ведром вычерпывать воду из лодки. В это время Альваренга пытался удерживать курс, чтобы не потеряться в океане.

4d72d0fc4422a56dcf3fcbefbdc918c5.jpeg

Всю ночь рыбаки боролись со стихией в надежде остаться в живых.В девять часов утра шторм стих, небо прояснилось. Однако выяснилось, что мотор лодки полностью разрушен стихией и не подлежит восстановлению. Кроме того якоря, чтобы пришвартоваться, также больше не имелось: его оторвало и унесло в море.

По радио Альваренга передал на сушу, что они попали в шторм. Ему ответили, что спасательная служба срочно отправляется на их поиски. Однако помощь всё не приходила, а судно всё дальше и дальше уносило в океан.

9faecb8cc2c44a092dc2f981c8d61df8.jpeg

Рыбакам пришлось выживать в полуразрушенной лодке. Они изнемогали от голода и жажды, но всё же пытались ловить рыбу для пропитания, а иногда даже лакомились морскими черепахами. Из жидкости у рыбаков не было ничего, кроме собственной мочи. Также они придумали, как собирать дождевую воду.

«Я был настолько голоден, что ел свои собственные ногти. Мы разработали технику ловли рыбы голыми руками. Я просто держал руки в воде по плечи, а когда рыба проплывала мимо, я крепко хватал её и бросал на палубу. Иногда я ловил медуз и просто глотал их как есть. Они обжигают горло, но это лучше, чем голод», — рассказал Хосе Альваренга.

Болтаясь в океане, рыбаки не раз натыкались на различный мусор типа пластиковых банок, пакетов и т. д. Как-то раз им даже удалось найти целую жевательную резинку, которой мужчины были безмерно счастливы. Также в сети рыбаков попадали качан капусты, морковка и литровая банка молока. Правда, молоко было прокисшим, но какая разница?!

Примерно через четыре месяца после рокового шторма состояние Кордовы начало ухудшаться. Он отравился одной из пойманных рыбок и впал в депрессию. Кордова отказывался от еды, воды, даже не вставал с палубы, лёжа под палящим солнцем.

В одну из ночей Кордова начал стонать и биться в конвульсиях. Альваренга пытался дать ему воды. Через несколько мгновений Кордова умер на руках у своего напарника.

39e0804e5d5dc3706402e7c5874d4e78.jpeg

 

Эзекель Кордова

 

«Я подпёр его, чтобы не смыло водой, и привязал к лодке. После чего я плакал несколько часов. А наутро я проснулся, посмотрел на него, улыбнулся и спросил: «Как тебе спалось? Как себя чувствуешь, друг?», — рассказывает Альваренга.

Рыбак задавал вопросы умершему другу и сам же на них отвечал, будто бы ничего не произошло. Позже он объяснил это тем, что на протяжении нескольких дней он испытывал тяжёлый шок и не мог принять смерть единственного собеседника, товарища и друга.

Через шесть дней Альваренга бросил тело в воду, осознав, что Кордова всё же погиб. Сам наш герой страдал от серьёзной депрессии и суицидальных мыслей. Он перестал как-либо бороться за жизнь. Он почти сдался…

Днём 30 января 2014 года на одном из островов атолла Эбон, входящем в состав Маршалловых островов, раздался душераздирающий крик. Эми Либокмето и Рассел Лейкедрик — владельцы единственного дома на этом берегу — выбежали на пляж. Перед ними стоял худосочный обросший мужчина в разодранном нижнем белье.

— Он размахивал руками и вопил на непонятном нам языке, — вспоминает Эми. — В руке держал нож. Мы жестами дали понять, чтобы он опустил оружие. Пришелец бросил нож на землю и, продолжая что-то выкрикивать, упал на колени. Подойдя ближе, мы увидели разбитую деревянную лодку. Мы поняли, что этого человека прибило к берегу. Он лежал на земле почти без сил и повторял, очевидно, свое имя: «Хосе, Хосе».

Хосе Альваренга нашёл берег. Он был обнаружен на Маршалловых островах Тихого океана. Его волосы были запутаны, борода сильно отросла, лодыжки опухли, мужчина едва мог ходить. Однако, по заверениям врачей, рыбак не пострадал серьёзно и даже не нуждался в госпитализации.

d8a82c5279f53c95731dd49b25f19de1.jpeg

— Мне кажется, этот парень прошёл через ад, — говорит Ниденталь, режиссёр, работающий над фильмом об удивительном плавании Альваренги, — Очевидно, что он простой рыбак, случайно оказавшийся в ужасном положении. Хосе явно не заинтересован в международной шумихе. Вокруг него крутится масса прессы, но он не желает ни с кем общаться. Это человек моря. Он не просто вышел на рыбалку на уик-энд, он провел всю жизнь на море. А значит, знал, как выживать в океане.

Путешествие Хосе Альваренги

0832a138e213bf4f1a841bb3f51ad7b7.jpeg

Атолл Эбон, где обнаружили Хосе, самый южный обитаемый остров среди Маршалловых островов.

 

Хосе Альваренга и Эсекьель Кордоба вышли в море из деревушки Коста-Асуль на юге Мексики, недалеко от города Пихихьяпан 17 ноября 2012 года. Спустя сутки на лодке сломался мотор, и они попали в шторм. Без средств навигации, не предусмотренных на судне, невозможно было определить местоположение.

Вероятно, лодку подхватило Северное пассатное течение 3, средняя скорость которого 12 миль в сутки. Расстояние от Коста-Асуль до Маршалловых островов, где обнаружили Хосе 30 января 2014 года, около 10 000 километров. Таким образом, рыбак должен был находиться в океане примерно 450–470 суток.

https://masterok.livejournal.com/2615769.html

 

А был ли шторм?

В конце января 2014 г. лодка Хосе прибилась к краю рифа в архипелаге Маршалловых островов в Микронезии. Местные жители переправили его в столицу, где горе-рыбака положили в госпиталь. 

5c786c35f75bca3cbb1f3cf1a1ebe5d4.png

Маршрут Хосе Сальвадора Альваренги. Инфографика: АиФ

Тайна Хосе ещё не разгадана. Рыбак постоянно жалуется на амнезию и отказывается отвечать на многие вопросы, связанные с его путешествием. Непонятно также, как он умудрился не превратиться в ходячий скелет: Хосе для столь изнурительной жизни сравнительно упитан, к тому же почему-то  не заболел цингой и даже не загорел. Но... его полуразбитая лодка обросла ракушками и водорослями. По словам врачей, у Хосе воспаление суставов, отёк из-за проблем с желудком и избытка соли в организме. Работодатель Альваренги в Мексике узнал своего работника по фото и смог назвать регистрационный номер его лодки...   

 

«В этой одиссее пока слишком много неясного, - сказал «АиФ» один из известных моряков-путеше­ственников, - и неизвестно, какие жизненные и психологические по­трясения пережил этот человек во время своего заточения в океане...». 

 

http://www.aif.ru/society/people/god_v_okeane_rybak_vyzhil_v_lodke_bez_zapasov_vody

 

 

Если верить рассказу Альваренги, то его дрейф в Тихом океане продолжался как минимум 13 месяцев. Как минимум — потому, что в этой истории достаточно много неясностей и противоречий. Так, сначала сообщалось, что в море Альваренга вышел не 21 декабря, а 21 сентября 2012 года, то есть его вынужденное путешествие продлилось целых полтора года.

Слова скитальца находят подтверждение

Мужчину на патрульном катере переправили в столицу Маршалловых островов город Маджуро, где поместили в больницу. Медики отметили, что мужчина не вполне вменяем, что объяснимо, учитывая пережитое им, но жизни его ничто не угрожает.

Скептики усомнились в том, что Альваренга говорит правду. Во-первых, смущает то, что он жалуется на провалы в памяти, отказываясь отвечать на различные уточняющие вопросы. Во-вторых, он выглядит недостаточно изнурённым для человека, который провёл год в океане.

Однако реальной альтернативной версии того, как Хосе Альваренга попал на Маршалловы острова, у скептиков нет. У мужчины действительно проблемы с суставами, которые, по мнению врачей, могли быть вызваны долгим путешествием на лодке по океану. Те, кто видел его лодку, уверяют, что она выглядела побитой и обросла ракушками, что явно указывает на очень долгое нахождение в море.

Альваренга не смог назвать ни дату рождения, ни домашний адрес, ни фамилию своего работодателя в Мексике, что поначалу тоже заставило сомневаться в правдивости его слов. Однако дальнейшие события стали свидетельствовать в его пользу. Власти Сальвадора разыскали родственников Хосе Альваренги, включая мать и несовершеннолетнюю дочь, которые узнали в мужчине с Маршалловых островов своего близкого человека. К слову сказать, Альваренга не был дома в Сальвадоре уже восемь лет. Затем пришло подтверждение из США – Хосе Альваренгу также опознали родственники, переехавшие в Соединённые Штаты.

86fe316a0d824b1cabe5106d4fbc4ceb.jpeg

Родственники рыбака узнали в мужчине с Маршалловых островов своего близкого человека. Фото: Reuters / Ulises Rodriguez

Наконец, власти Мексики подтвердили, что Хосе Альваренга действительно жил и работал в их стране и пропал без вести в 2012 году, выйдя на лодке в открытое море.

После того, как мужчина окрепнет, его собираются отправить в родной Сальвадор, где у него теперь есть все шансы стать национальной знаменитостью.

В истории Хосе Сальвадора Альваренги поражает срок, который он провёл в одиночестве в океане, однако случаи, когда рыбаки попадают в аналогичные истории, редкостью не являются.

 

dcb6681385e740b9153b2c8909a80b54.jpeg

 

Хосе Сальвадор Альваренга в молодости. Фото: Reuters / Ulises Rodriguez 





#3
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 775
  • 11 061 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 30 Июль 2019 - 20:05

Ну и нельзя не вспомнить о подвиге в этой теме наших соотечественников

 

 

Одиночное плавание. Как солдаты из советского стройбата потрясли мир

После 49-дневного дрейфа в Тихом океане измождённые советские солдаты заявили американским морякам: нам нужны только топливо и продукты, а до дома мы доплывём сами.

9c852e9cc2ab7e5efaf67afc8f28798b.jpg
Баржа Т-36 и её экипаж. © / Кадр youtube.com

Баржа Т-36

«Героями не рождаются, героями становятся» — эта мудрость как нельзя лучше подходит к истории четвёрки советских парней, потрясшей мир весной 1960 года.

Молодые ребята не рвались к славе и известности, не мечтали о подвигах, просто однажды жизнь поставила их перед выбором: стать героями или умереть.

 
 

Январь 1960 года, остров Итуруп, один из тех самых остров Южно-Курильской гряды, которыми по сей день грезят японские соседи.

Из-за каменистого мелководья доставка грузов на остров кораблями крайне затруднена, и поэтому функцию перевалочного пункта, «плавучего причала» у острова выполняла самоходная танкодесантная баржа Т-36.

За грозным словосочетанием «танкодесантная баржа» скрывался небольшой кораблик водоизмещением сто тонн, длина которого по ватерлинии составляла 17 метров, ширина — три с половиной метра, осадка — чуть более метра. Максимальная скорость баржи составляла 9 узлов, а удаляться от берега, не подвергаясь риску, Т-36 могла не более чем на 300 метров.

Впрочем, для тех функций, что баржа выполняла у Итурупа, она вполне подходила. Если, конечно, на море не было шторма.

48fee7961931509cb4bf577efc473eb8.jpg

Баржа Т-36. Кадр youtube.com Пропавшие без вести

А 17 января 1960 года стихия разыгралась не на шутку. Около 9 часов утра ветер, достигавший 60 метров в секунду, сорвал баржу со швартовки и стал уносить её в открытое море.

Те, кто остался на берегу, могли лишь наблюдать за отчаянной борьбой, которую вели с разгневанным морем люди, находившиеся на борту баржи. Вскоре Т-36 исчезла из виду…

 

Когда шторм стих, начались поиски. На берегу были найдены некоторые вещи с баржи, и военное командование пришло к выводу, что баржа вместе с находившимися на ней людьми погибла.

 

На борту Т-36 в момент её исчезновения находились четверо солдат: 21-летний младший сержант Асхат Зиганшин, 21-летний рядовой Анатолий Крючковский, 20-летний рядовой Филипп Поплавский и ещё один рядовой, 20-летний Иван Федотов.

Родным солдат сообщили: их близкие пропали без вести при исполнении воинского долга. Но за квартирами всё-таки установили наблюдение: вдруг кто-то из пропавших не погиб, а попросту дезертировал?

Но большинство сослуживцев ребят полагали, что солдаты сгинули в океанской пучине…

Унесённые ветром

Четвёрка, оказавшаяся на борту Т-36, в течение десяти часов боролась со стихией, пока наконец шторм не стих. На борьбу за выживание ушли все скудные запасы топлива, 15-метровые волны сильно потрепали баржу. Теперь её просто уносило всё дальше и дальше в открытый океан.

Сержант Зиганшин и его товарищи не были моряками — они служили в инженерно-строительных войсках, которые на сленге именуются «стройбатом».

На баржу их отправили разгружать грузовое судно, которое вот-вот должно было подойти. Но ураган решил иначе…

Положение, в котором оказались солдаты, выглядело практически безвыходным. Топлива у баржи больше нет, связи с берегом нет, в трюме течь, не говоря уже о том, что Т-36 вовсе не годится для таких «путешествий».

 

Из продовольствия на барже оказались буханка хлеба, две банки тушёнки, банка жира и несколько ложек крупы. Были ещё два ведра картошки, которую во время шторма раскидало по машинному отделению, отчего она пропиталась мазутом. Опрокинуло и бачок с питьевой водой, которая частично перемешалась с морской. Ещё была на судне печка-буржуйка, спички да несколько пачек «Беломора».

Пленники «течения смерти»

Судьба над ними будто бы издевалась: когда шторм затих, Асхат Зиганшин нашёл в рубке газету «Красная звезда», в которой говорилось, что как раз в районе, куда их уносило, должны состояться учебные ракетные пуски, в связи с чем весь район был объявлен небезопасным для мореплавания.

Солдаты сделали вывод: искать их в этом направлении никто не будет до конца ракетных пусков. Значит, необходимо продержаться до их окончания.

Пресную воду брали из системы охлаждения двигателей — ржавую, но годную для употребления. Также собирали дождевую воду. В качестве еды варили похлёбку — немного тушёнки, пара пахнущих топливом картофелин, самая малость крупы.

На таком рационе требовалось не только выживать самим, но и бороться за живучесть баржи: скалывать лёд с бортов, чтобы не допустить её переворота, выкачивать воду, собиравшуюся в трюме.

841c8f37cd53a3269fc92f6709cd7655.JPG

Баржа Т-36. Фото: Кадр youtube.com

Спали на одной широкой кровати, которую сами и соорудили, — прижимаясь друг к другу, берегли тепло.

Солдаты не знали, что течение, уносившее их всё дальше и дальше от дома, носило название «течение смерти». Они вообще старались не думать о худшем, ибо от таких мыслей легко можно было впасть в отчаяние.

Глоток воды и кусок сапога

День за днём, неделя за неделей… Еды и воды всё меньше. Как-то сержант Зиганшин вспомнил рассказ школьной учительницы о матросах, потерпевших бедствие и страдавших от голода. Те моряки варили и ели кожаные вещи. Ремень сержанта был кожаным.

Сначала сварили, покрошив в лапшу, ремень, потом ремешок от разбитой и неработающей рации, потом стали есть сапоги, содрали и съели кожу с оказавшейся на борту гармошки…

С водой дело обстояло совсем плохо. Кроме похлёбки, её доставалось каждому по глотку. Один раз в двое суток.

Последнюю картошку сварили и съели 23 февраля, в День Советской Армии. К тому времени к мукам голода и жажды добавились слуховые галлюцинации. Ивана Федотова начали мучить приступы страха. Товарищи поддерживали его, как могли, успокаивали.

За всё время дрейфа в четвёрке не произошло ни одной ссоры, ни одного конфликта. Даже тогда, когда сил уже практически не осталось, ни один не попытался отобрать у товарища пищу или воду, чтобы выжить самому. Просто договорились: последний, кто останется в живых, перед тем как умереть, оставит на барже запись о том, как погибал экипаж Т-36

«Спасибо, мы сами!»

2 марта они впервые увидели проходящее вдали судно, но, кажется, сами не поверили в то, что перед ними не мираж. 6 марта новый корабль показался на горизонте, но отчаянные сигналы о помощи, которые подавали солдаты, на нём не заметили.

7 марта 1960 года авиационная группа с американского авианосца «Кирсардж» обнаружила баржу Т-36 примерно в тысяче миль северо-западнее острова Мидуэй. Полузатопленная баржа, которая не должна удаляться от берега на расстояние больше 300 метров, прошла больше тысячи миль по Тихому океану, преодолев половину расстояния от Курил до Гавайев.

cc4a997072e42370a8093dedcba41318.jpg

Военнослужащие Филипп Поплавский (слева) и Асхат Зиганшин (в центре) разговаривают с американским моряком (справа) на авианосце «Кирсардж», принявшем их на борт после длительного дрейфа на барже. Фото: РИА Новости

Американцы в первые минуты не понимали: что, собственно, за чудо перед ними и что за люди плывут на нём?

Но ещё больший шок моряки с авианосца пережили, когда доставленный с баржи вертолётом сержант Зиганшин заявил: у нас всё нормально, нужно топливо и продукты, и мы сами доплывём до дома.

На самом деле, конечно, плыть солдаты уже никуда не могли. Как потом говорили врачи, жить четвёрке оставалось совсем немного: смерть от истощения могла наступить уже в ближайшие часы. А на Т-36 к тому времени оставался один сапог и три спички.

Американские медики дивились не только стойкости советских солдат, но и удивительной самодисциплине: когда экипаж авианосца стал предлагать им еду, они съели совсем чуть-чуть и остановились. Съешь они больше, то сразу погибли бы, как гибли многие, пережившие долгий голод.

Герои или изменники?

На борту авианосца, когда стало ясно, что они спасены, силы окончательно оставили солдат — Зиганшин попросил бритву, но упал в обморок около умывальника. Брить его и его товарищей пришлось морякам «Кирсарджа».

Когда солдаты отоспались, их начал мучить страх совсем иного рода — на дворе-то была холодная война, а помощь им оказал не кто-нибудь, а «вероятный противник». К тому же к американцам в руки попала советская баржа.

f976572061176599e3af95f076375f0a.jpg

Советские воины Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Иван Федотов, дрейфовавшие на барже с 17 января по 7 марта 1960 года, фотографируются во время экскурсии в городе Сан-Франциско. Фото: Кадр youtube.com

Капитан «Кирсарджа», кстати, никак не мог взять в толк, отчего солдаты так рьяно требуют от него погрузить на борт авианосца это ржавое корыто? Чтобы успокоить их, он сообщил им: баржу в порт отбуксирует другое судно.

На самом деле американцы потопили Т-36 — не из-за желания нанести вред СССР, а потому, что полузатопленная баржа представляла угрозу судоходству.

К чести американских военных, по отношению к советским солдатам они вели себя очень достойно. Никто не мучил их расспросами и допросами, больше того, к каютам, где они жили, приставили охрану — чтобы не докучали любопытные.

Но солдат волновало, что они скажут в Москве. А Москва, получив новости из США, некоторое время молчала. И это объяснимо: в Советском Союзе ждали, не попросят ли спасённые политического убежища в Америке, дабы со своими заявлениями не попасть впросак.

Когда же стало ясно, что военные не собираются «выбирать свободу», про подвиг четвёрки Зиганшина заговорили по телевидению, на радио и в газетах, и сам советский лидер Никита Хрущёв послал им приветственную телеграмму.

 

«Как на вкус сапоги?»

Первая пресс-конференция героев состоялась ещё на авианосце, куда вертолётами доставили около полусотни журналистов. Закончить её пришлось раньше времени: у Асхата Зиганшина носом пошла кровь.

Позже ребята дали массу пресс-конференций, и практически везде задавали один и тот же вопрос:

— А как на вкус сапоги?

«Кожа очень горькая, с неприятным запахом. Да разве тогда до вкуса было? Хотелось только одного: обмануть желудок. Но просто кожу не съешь: слишком жёсткая. Поэтому мы отрезали по маленькому кусочку и поджигали. Когда кирза сгорала, она превращалась в нечто похожее на древесный уголь и становилась мягкой. Этот «деликатес» мы намазывали солидолом, чтобы легче было глотать. Несколько таких «бутербродов» и составляли наш суточный рацион», — вспоминал потом Анатолий Крючковский.

Уже дома тот же вопрос задавали школьники. «Сами попробуйте», — пошутил как-то Филипп Поплавский. Интересно, сколько сапогов сварили после этого мальчишки-экспериментаторы в 1960-х?

К моменту прибытия авианосца в Сан-Франциско герои уникального плавания, продлившегося, по официальной версии, 49 дней, уже немного окрепли. Америка встречала их восторженно — мэр Сан-Франциско вручил им «золотой ключ» от города.

bd27747cdec3ca26a2119ca5bdc7881d.jpg

Советские воины, дрейфовавшие на барже с 17 января по 7 марта 1960 года (слева направо): Асхат Зиганшин, Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский, Иван Федотов. Фото: РИА Новости / Рудольф Кучеров «Итурупская четвёрка»

Солдат радушные хозяева одели в костюмы по последней моде, и американцы буквально влюбились в русских героев. На фотографиях, сделанных в то время, они действительно смотрятся великолепно — ни дать ни взять «ливерпульская четвёрка».

Специалисты восхищались: молодые советские парни в критической ситуации не потеряли человеческий облик, не озверели, не вступили в конфликты, не скатились до каннибализма, как это случалось со многими из тех, кто попадал в аналогичные обстоятельства.

А простые жители США, глядя на фото, удивлялись: разве это враги? Милейшие ребята, немного стеснительные, что только добавляет им шарма. В общем, для имиджа СССР четверо солдат за время своего пребывания в США сделали больше, чем все дипломаты.

Кстати, что касается сравнений с «ливерпульской четвёркой» — Зиганшин с товарищами не пели, но в истории отечественной музыки оставили след при помощи композиции под названием «Зиганшин-буги».

 

Отечественные стиляги, нынче воспетые в кино, создали песню на мотив «Rock Around the Clock», посвящённую дрейфу Т-36:

Как на Тихом океане
Тонет баржа с чуваками.
Чуваки не унывают,
Рок на палубе кидают.

Зиганшин-рок, Зиганшин-буги,
Зиганшин — парень из Калуги,
Зиганшин-буги, Зиганшин-рок,
Зиганшин слопал свой сапог.

Поплавский-рок, Поплавский-буги,
Поплавский съел письмо подруги,
Пока Поплавский зубы скалил,
Зиганшин съел его сандали.

Дни плывут, плывут недели,
Судно носит по волнам,
Сапоги уж в супе съели
И с гармошкой пополам…

Разумеется, сочинять подобные шедевры куда проще, чем выжить в таких условиях. Но современным режиссёрам стиляги ближе.

Слава приходит, слава уходит…

По возвращении в СССР героев ждал приём на высшем уровне — в их честь был организован митинг, солдат лично принимали Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский.

Всех четверых наградили орденами Красной Звезды, про их плавание сняли фильм, написали несколько книг…

Популярность четвёрки с баржи Т-36 начала сходить только к концу 1960-х.

 

Вскоре после возвращения на Родину солдат демобилизовали: Родион Малиновский заметил, что парни своё отслужили сполна.

Филипп Поплавский, Анатолий Крючковский и Асхат Зиганшин по рекомендации командования поступили в Ленинградское военно-морское среднетехническое училище, которое окончили в 1964 году.

Иван Федотов, парень с берегов Амура, вернулся домой и всю жизнь проработал речником. Его не стало в 2000 году.

Филипп Поплавский, поселившийся под Ленинградом, после окончания училища работал на больших морских судах, ходил в заграничные плавания. Он скончался в 2001 году.

Анатолий Крючковский живёт в Киеве, много лет проработал заместителем главного механика на киевском заводе «Ленинская кузница».

Асхат Зиганшин после окончания училища поступил механиком в аварийно-спасательный отряд в городе Ломоносове под Ленинградом, женился, воспитал двух прекрасных дочерей. Выйдя на пенсию, поселился в Петербурге.

Они не рвались к славе и не переживали, когда слава, коснувшись их на несколько лет, пропала, словно её и не было.

Но героями они останутся навеки.

P. S. По официальной версии, как уже говорилось, дрейф Т-36 продолжался 49 дней. Однако сверка дат даёт иной результат — 51 день. Есть несколько объяснений этого казуса. Согласно самому популярному, про «49 дней» первым сказал советский лидер Никита Хрущёв. Озвученные им данные официально никто оспаривать не решился.

http://www.aif.ru/society/history/1366533

 







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта