УХОДИТ СТАРАЯ ГВАРДИЯ КИНЕМАТОГРАФА ВСЕГДА ЛИ ПРИХОДИТ НА СМЕНУ ДОСТОЙНАЯ ЗАМЕНА? И ЕСЛИ ДА, ТО ПО ВСЕМ ЛИ ПАРАМЕТРАМ?
На 91-м году жизни скончался шведский актер Макс фон Сюдов, сообщает журнал "Paris Match" со ссылкой на его супругу.
Настоящее имя актера — Карл Адольф фон Сюдов. Он родился на юге Швеции, в городе Лунде, 10 апреля 1929 года в семье выходцев из померанской Пруссии. Встать на стезю актера он решил в 15 лет, после того как увидел в только что открывшемся городском театре Мальмё постановку «Сон в летнюю ночь» Уильяма Шекспира. Вдохновленный увиденным, он создает любительскую труппу со своими друзьями, ставя пьесы таких шведских драматургов, как Август Стриндберг, Пэр Лагерквист и Хьялмар Бергман. Отслужив в армии, где он берет себе новое имя Макс в честь блохи из блошиного театра, фон Сюдов поступает в Королевский драматический театр «Драматен» в Стокгольме.
Свой кинематографический путь фон Сюдов начинает со съемок в экранизациях произведений шведских драматургов. Это — «Всего лишь мать» (1949) режиссера Альфа Шеберга по пьесе Ивара Ло-Йоханссона, Фрёкен Юлия (1951) того же режиссера по одноименной пьесе Августа Стриндберга, «Ничья женщина» (1953) Ларса-Эрика Кьеллгрена по роману Бернхарда Норда. Вместе с тем фон Сюдов не оставляет и театральной сцены, где Бергман и «нашел» его, впоследствии пригласив в труппу городского театра Мальмё.
При рождении он получил имя Карл Адольф, но позже сменил его; он признавался, что после Второй мировой войны имя «Адольф» стало не слишком популярным, а кроме того, вызывало трудности у зрителей, когда он пришел в театр.
«Когда я пришел в театр, люди с трудом запоминали комбинацию “Карл Адольф”. И я решил найти что-то, что они смогут лучше запомнить и что звучит более артистично», — рассказывал он в одном из интервью в 2003 году.
В той же Швеции, кстати, и его фамилия произносилась иначе — по-немецки она бы звучала как фон Зидов.
Фото: Reuters
Поворот в карьере фон Сюдова случился в 1955 году: он переехал в Мальмё и познакомился с режиссером Ингмаром Бергманом. Их сотрудничество началось со спектаклей в городском театре, а потом Бергман начал давать фон Сюдову роли в своих фильмах — «Земляничная поляна» 1957 года, «Девичий источник» и "Причастие"1960-го. Впрочем, прославились и актер, и режиссер с первого совместного фильма — им принесла известность картина 1957 года «Седьмая печать», в которой фон Сюдов исполнил рыцаря. Сцены из этого фильма, в которых его герой играет со Смертью в шахматы, стали классическими.
После успеха у Бергмана фон Сюдова начали приглашать работать в Голливуд. Впервые он сыграл в Америке в 1965-м — исполнив роль Иисуса Христа в эпике Джорджа Стивенса «Величайшая из когда-либо рассказанных историй»; вскоре он вообще перебрался в США вместе с семьей.
Сюдов прославился после нескольких работ в культовых фильмах Ингмара Бергмана: "Седьмая печать","Земляничная поляна", "Час волка" (1968) и других. Особенно запомнилась его роль рыцаря, решившего сыграть партию в шахматы с самой Смертью.
После первых успехов в кино Сюдов перебрался в Америку, приняв участие в нескольких удачных проектах. В 1965 году он впервые согласился сыграть главную роль в американском фильме о жизни Иисуса Христа «Величайшая из когда-либо рассказанных историй», сыграл в английском фильме "Меморандум Квиллера"(1966), еще одна роль – отца Ланкестера в культовой ленте "Изгоняющий дьявола" ("Экзорцист") (1973) сделала его знаменитым на весь мир.
Затем, когда начал тесно сотрудничать с итальянскими кинематографистами, Сюдов переехал в Рим. В свой "итальянский период" Сюдов сыграл профессора Преображенского в экранизации "Собачьего сердца" и другие роли. Сотрудничал с Вуди Алленом, Андреем Кончаловским, Ларсом фон Триером и другими мэтрами кино. И создал яркие образы в популярных фильмах: "Звездные войны", "Остров проклятых", "Тюдоры", "Соломон Кейн", "Судья Дредд", "Дюна" и др.
Актер также снимался в популярном телесериале "Игра престолов" – роль престарелого лорда Бриндена, принимавшего обличие трехглазого ворона.Воплотил образ Кнута Гамсуна
Всего на счету фон Сюдова – порядка 150 ролей в кино. Последней работой актера стала роль во французско-бельгийском проекте "Курск" (2018), посвященном катастрофе российской подводной лодки "Курск" в 2000 году.
Последние 20 лет фон Сюдов проживал во Франции и даже сменил гражданство на французское. В 2011 году актер был удостоен высшей награды Франции – Ордена Почетного легиона.
Умер Макс фон Сюдов
Трагическое известие пришло из французской столицы. В Париже на 91 году жизни скончался легендарный шведский актер Макс фон Сюдов.
Макс родился 10 апреля 1929 года в семье учительницы и профессора этнологии. Уроженец Лунда увлекся сценой в школьные годы. Отслужив в армии, он переехал в Стокгольм и поступил в актерскую студию при Королевском драматическом театре. Парень был настолько талантлив, что его позвали в кино уже на втором курсе: фон Сюдов дебютировал на экране в 1949 году в ленте «Только мать».
Спустя шесть лет Макс перебрался в Мальме, где познакомился с восходящей звездой европейского кинематографа — сценаристом и режиссером Ингмаром Бергманом. Дуэт начал сотрудничество на театральной сцене. После нескольких успешных спектаклей Бергман позвал друга в философскую притчу «Седьмая печать», ставшую классикой мирового кино. Впоследствии Ингмар и Макс подарили зрителям еще десять совместных фильмов.
В середине 60-х Макс попробовал силы в Голливуде. Актер пошел с козырей, сыграв Иисуса Христа в «Величайшей из когда-либо рассказанных историй». С той поры он сотрудничал как с европейскими, так и с американскими студиями. Среди его самых громких кино- и телепроектов — хоррор «Изгоняющий дьявола», триллер «Три дня Кондора», космическая опера «Флэш Гордон», экшен «Конан-варвар», шпионский боевик «Никогда не говори никогда», фантастический эпик «Дюна», психологическая драма «Остров проклятых», франшиза «Звездные войны», историческая драма «Тюдоры» и фэнтези «Игра престолов».
На счету Макса фон Сюдова награды Каннского и Венецианского фестивалей, приз Европейской киноакадемии и две номинации на «Оскар». В первый раз он претендовал на золотую статуэтку в 1989 году за роль шведского мигранта Лассе Карлссона в экранизации «Пелле-завоевателя», а второй — в 2012 году за образ Томаса Шелла-старшего из драмы «Жутко громко и запредельно близко».