В ДОПОЛНЕНИЕ ПОДТЕМЫ ОЛОВЯННЫХ СОЛДАТИКОВ http://goldteam.su/forum/index.php?/topic/163522-dekorativno-prikladnoe-iskusstvo/page-27
Музей оловянного солдатика в Петербурге. Увидеть военный парад на Марсовом поле и переход Суворова через Альпы
Из блога Ксении о городах, музеях, путешествиях, событиях
Года два назад я проводила несколько экскурсий для гостя, который оказался коллекционером оловянных солдатиков. В первый же день он поставил меня в тупик просьбой найти магазин, где можно купить фигурки премиум класса. Одна известная петербургская фирма его не устраивала по определенным личным причинам.
Пришлось потрудиться, чтобы найти аналог не хуже. В первый день мы объездили несколько магазинов и везде было "не то". А я никак не могла понять, что конкретно нужно и на что ориентироваться. Поэтому вечером срочно поехала в Музей оловянного солдатика - самообразовываться.
Сегодня расскажу о Музее оловянного солдатика - филиале музея А.В.Суворова
Музей на тот момент был новый, только что открывшийся. Все витрины сверкали и блестели. А у меня светились глаза от восторга - столько солдатиков я не видела никогда раньше.
1️⃣ Коллекционирование солдатиков - это не детская забава
Словосочетание "оловянный солдатик" звучит как-то несерьёзно, сразу думается про детские игры. Первое, что приходит на ум, конечно, сказка Ханса Кристиана Андерсена.
Кстати, здесь, в музее, её можно послушать и посмотреть целиком. Перед вами разыграется спектакль о любви отважного воина и прекрасной балерины.
Одна из интерактивных экспозиций Музея оловянного солдатика посвящена сказке Андерсена. Фото автора
Немного погуглила и узнала, что, оказывается, сам Андерсон с детства увлекался колекционированием солдатиков. А сказку эту он посвятил своему отцу, который ушел в армию, чтобы спасти семью от нищеты. Вернувшись из военных походов, он вскоре умер от болезни. Получается, как и стойкий оловянный солдатик, пожертвовал своей жизнью ради любви [хотя, в сказке всё не так однозначно].
Второе, что вспоминатся о солдатиках, - это история, как будущий император Пётр III казнил крысу за то, что та съела одну из его коллекционных фигурок. Дело в том, что в 18 веке солдатиков делали в том числе из ваты, закреплённой сахарным составом. Вот перед такой вкуснятинй крыса и не смогла устоять, за что поплатилась жизнью.
Возможно, Пётр Фёдорович и вёл себя несколько инфантильно (об этом мы знаем только со слов не любящей его супруги Екатерины), но коллекция игрушечных солдатиков у него была довольно внушительная. Были не только ватные, деревянные и металлические солдатики, но и фарфоровые.
Часть коллекции Петра III - фарфоровые солдаты, изготовленные на Майсенской мануфакутре по моделям И.Кендлера в 1745 году. Их можно увидеть во дворце Петра III в Ораниенбауме. Фото автора.
На самом деле будущий император Пётр III, искренне любя военное дело, отдавал дань традиции. И это совсем не детские игры. Коллекционирование миниатюрных фигурок, изображающих военных, началось примерно в 14 веке и большинство европейских монархов не остались в стороне от этого увлечения.
К примеру, император Пётр I был обладателем коллекции миниатюрной артиллерии с оловянными канонирами. Игрушечные пешие рыцари были у императора Максимилиана I. Мария Медичи подарила своему сыну небольшую аримию из 300 солдатиков.
Самодержец Николай I, известный своей большой любовью к военным мундирам, за год до смерти заказал целую партию фигурок по собственным эскизам. Это был комплект из 35 типов кавалеристов и 18 типов пехотинцев. На изготовление фигурок у фирмы Хайнрикссен ушло около трёх лет. Принимал заказ уже его сын - Александр II. В его кабинете в Зимнем дворце эти фигурки стояли под стеклянными колпаками.
Кабинет Александра II в Зимнем дворце. Акварель Эдуарда Гау. Источник изображения: https://artchive.ru/artists/3115~Eduard_Petrovich_Gau/works/35897~Vidy_zalov_Zimnego_dvortsa_Kabinet_imperatora_Aleksandra_II
А для последнего российского цесаревича Алексея были заказаны у той же немецкой фирмы Хайнрикссен 16-сантиметровые полнолитые серебряные фигуры, покрытые ювелирной эмалью. Очень дорогая работа. Пять из этих фигурок находятся в собрании Музей оловянного солдатика
Серебряные солдатики, изготовдленные для царевича Алексея. Предположительно, их должно было быть несколько десятков - в форме разных стран. Фото автора.
Изготовление игрушечных солдатов из драгоценных металлов не было чем-то исключительным. Серебряные фигурки были в коллекции короля Франции Людовика XIV. И у нидерландских монархов братьев Оранских также была миниатюрная серебряная армия. А для сына Наполеона изготовили 120 солдатиков из чистого золота.
То есть, коллекционирование солдатиков - это действительно не прихоть, это серьёзное и дорогое увлечение. И современные фигурки коллекционного качества тоже стоят недёшево. Очень важна художественная детализация, чтобы обмундирование в точности повторяло прототипы, а сам солдатик должен быть "как живой".
Да, благодаря моему гостю я таки научилась различать "сувенирку" и "коллекционку" и теперь понимаю причины такой высокой цены: материалы, кропотливый труд по отливке и росписи фигурки. Изготовление солдатиков - настоящее #искусство .
2️⃣ Как создаются оловянные фигурки
Увлечение маленькими солдатиками в 19 веке из элитного превратилось в народное. В обиход входят не круглые фигурки, а плоские - их было проще отливать и продавать. Для отливки использовалось олово - прежде всего по причине его легкоплавкости, что позволяло наладить массовое производство в мастерской, не оборудованной громоздкими печами.
В создании оловянных фигурок принимают участие три мастера: гравёр, литейщик и художник. В своей работе они используют примерно такой набор инструментов.
Это интерактивный стол. В реальности здесь еще показывают видео об истории появления и о процессе создания оловянных фигурок. Фото автора.
Изготовление фигурки начинается с того, что гравёр по заранее нанесённому рисунку вырезает рельеф на кусочках сланца. Кусочки должны быть предварительно хорошо отполированы, чтобы идеально совмещались. В процессе резки нужно постоянно проверять качество мягким материалом. Например, нежирным пластилином.
Когда рельефы готовы, в боковой части прорезается отверстие для заливки металла. Оно называется "литник". Вот так это выглядит.
Через боковое отверстие сюда будут заливать расплавленный металл. Фото автора.
Затем к работе приступает литейщик. Он подбирает сплав. Классическим считается сочетание олова (40%) и свинца (60%). Температура плавления олова 232 градуса по Цельсию, то есть его можно расплавить на открытом огне в условиях мастерской.
В чистом виде олово не используется, так как слишком хрупкое и подвержено разрушению при низких температурах, просто превращается в труху. Такая болезнь металла называется "оловянной чумой".
- Однажды в музее Суворова зимой лопнули батареи отопления, и часть коллекции оловянных солдатиков, находившаяся в запасниках, погибла от холода.
Поскольку каждая форма индивидуальна, она может не "литься" стандартным составом. Тогда литейщик пробует добавлять в сплав различные присадки. Или просит гравёра сделать в форме дополнительне отверстия, отводящие лишний воздух.
Литьё солдатиков. Иллюстрация из книги В.Ульфельдера "Оловянные художники в Нюрнберге и Фюрте". Лейпциг 1899 г. Фото автора со стенда музея.
Затем необходимо срезать излишки металла, образовавшиеся при отливке, - облой (от слова "облить"), зачистить и заполировать срезы. Работа кропотливая и монотонная.
Очистка облоя (излишков олова). Иллюстрация из книги В.Ульфельдера "Оловянные художники в Нюрнберге и Фюрте". Лейпциг 1899 г. Фото автора со стенда музея.
И последний этап создания фигурки - роспись. До середины 19 века на фабриках использовался в основном детский труд. Затем его запретили, и художницами стали молодые женщины. Каждая расписывала фигурку только одним цветом: все свои детали закрашивала и передавала следующей. Получался своеобразный конвейер.
Покраска солдатиков. Иллюстрация из книги В.Ульфельдера "Оловянные художники в Нюрнберге и Фюрте". Лейпциг 1899 г. Фото автора со стенда музея.
Если хотели показать красоту работы гравера, оставляли миниатюру некрашеной, просто покрывали её прозрачным лаком.
Готовые фигурки складывали в коробочки. Продавались солдатики не поштучно, а на вес. Были коробочки по 2, 3, 4, 8, 10, 12 и 18 унций. В коробочку на 2 унции помещалось 20 пехотинцев или 10 всадников.
Классическая коробочка на 2 унции из бересты. Береста в 19 веке была дешевле бумаги. Фото автора.
Самая известная фирма, производившая оловянных солдатиков, находилась в Нюрнберге и принадлежала Эрнсту Хайнрикссену. Именно он первый предложил для удобства унифицировать размер фигурок: он ввёл «стандартный» 30-мм размер для пеших и 40-мм — для конных фигурок