Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

День Военно-морского флота России --2020

военно-морская история флот России :прошлое и настоя

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:05

   Сегодня , 26 июля, как принято, в последнее воскресенье июля 

 

                           ПРАЗДНИК ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ                             

                                                                        77a5cd749456cc47919331f5de5f7426.jpg

 

 

       

 

Праздник был утвержден  в 1939 году

. Произошло это благодаря великому советскому флотоводцу Николаю Кузнецову. Так, именно адмирал в 1939 году предложил Совнаркому учредить День ВМФ, что и было сделано. Правда, тогда празднику назначили конкретный день - 24 июля.

Стоит отметить, что адмирал Кузнецов выступил с подобной инициативой не веселья ради. Дело в том, что он надеялся таким образом привлечь внимание к флоту и сделать флотскую службу престижной.

В результате с 1939 года в СССР начали каждое 24 июля поздравлять и чтить всех кто, служит или когда-либо служил на флоте. И так продолжалось на протяжении 41 года. А в 1980 году празднование решили перенести на последний выходной день июля. Соответствующие изменения в список праздничных дней Советской Армии (СА) были внесены указом президиума Верховного Совета Советского Союза.

А спустя несколько десятилетий, а именно в 2006 году, президент РФ подписал указ, которым подтвердил выбранную еще при советской власти дату празднования Дня ВМФ. В результате День Военно-морского флота получил в нашей стране официальный статус.

 Почему нет у праздника фиксированной даты, нетрудно догадаться: делалось это для того, чтобы в выходной день жители имели возможность не только задним числом по телезаписи, но кто может, то и вживую увидеть в разных местах страны парады флотов нашей Родины

 

 

                                         АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ

 

ндреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы с отношением сторон 1 к 1,5. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест. Ширина полос в 10 раз меньше длины флага.

Происхождение символики

Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.

pervozvan2.jpg
Распятие Андрея Первозванного

По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.

История

 

 

История флага насчитывает более 1000 лет. В 832 г. войско, состоявшее из скоттов и пиктов, разбило англов, и тогда король Ангус II провозгласил  покровителем Шотландии Андрея Первозванного. Перед битвой облака на небе соединились в косой крест. Но это легенда, а первое достоверное свидетельство использования косого креста встречается на печати шотландской гвардии и относится к 1286 году. В 1606 году образовался союз Англии и Шотландии при вступлении шотландского короля Якоба IV на английский престол. Флагом союзного государства стал Union Jack, объединивший два креста – прямой английский и косой шотландский.

Union-Jack-Wallpaper-1920x1080.jpg

Его можно встретить на флагах многих стран, входивших в Британскую империю до ее распада в ХХ веке. Флаги многих городов также включают в себя косой крест.

История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал андреевский крест. По легенде, во время работы он заснул, а пробудившись увидел, что солнечные лучи, преломившись на слюдяном окне, образовали крест синего цвета.

0_1e6ba5_cc05a900_orig.jpg

 

Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года.
С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».

За всю историю он был спущен перед противником лишь дважды. В первый раз это произошло в конце русско-турецкой войны. В 1829 году командующий попавшим в окружение фрегатом «Рафаил» Стройников опустил его, желая спасти жизнь сотен моряков. Имя фрегата было отныне покрыто позором, а офицеры разжалованы. Война подходила к концу, битва ничего не решала, поэтому Смольников нарушил приказ, предписывавший при угрозе гибели приблизиться к кораблю противника и взорвать фрегат. Николай I приказал взорвать корабль, что и сделал адмирал Нахимов в ходе Синопского сражения.

Второй случай произошел во время Цусимского сражения. На вторые сутки трагического для России морского сражения пять оставшихся русских кораблей оказались в окружении более 20 японских судов, и тогда контр-адмирал Николай Небогатов отдал приказ спустить флаги. Жизни более двух тысяч моряков были спасены, но трибунал приговорил Небогатова к расстрелу, который был впоследствии заменен на 10 лет заключения в крепости.

Dg99hvOX4AEe36p.jpg

Эти два случая были единственными за два с лишним века использования Андреевского флага на российском военном флоте. Моряки свято чтили честь флага, пренебрегая своими жизнями, а неуважение, проявленное к флагу, считалось тяжким оскорблением и порой едва не приводило к войнам.

Так в 1910 году чуть не вспыхнула российско-австрийская война из-за того, что австрийцы не ответили на салют, отданный русской эскадрой, прибывшей в венгерский порт Фиуме. Австрийцы дважды оскорбили флаг, сначала при заходе кораблей в порт промолчали пушки в крепости, а затем не ответила на приветствие из традиционного 21 залпа и подошедшая вскоре в тот же порт австро-венгерская эскадра. Командующий Николай Маньковский потребовал, чтобы австрийцы дали салют в 8 часов утра при поднятии флагов русскими моряками, угрожая запереть в порту превосходящую по силам в десять раз австрийскую эскадру. Салют наутро австрийцами был отдан

Андреевский флаг в новейшей истории

После революции крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года, когда в североафриканском порту Бизерт флаги после признания Францией Советской России были спущены.

vmf.jpg

На гюйсе (носовом флаге) советских военных кораблей до 1932 года присутствовал андреевский крест.

Вернулся Андреевский флаг указом Ельцина от 21 июля 1992 года. С 2000 г. он стал официальным флагом ВМФ РФ.

 

 

ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ФЛОТА (1 - 8 серии) https://www.youtube.com/playlist?list=PLC0dp5uThpHA3nDz4NgvlQsCQ0qA-VACX

 

 

 

« ЦАРИ ОКЕАНОВ » День 320 Летия ВМФ России !!! Документальный фильм ОСК vk.com/nordummachina

 

 

 

     Самые эксклюзивные корабли Российского флота. Ударная сила.

 

 

                 Военная приемка. Российские корабли будущего

 

 

          Путин анонсировал принятие 40 новых кораблей в состав ВМФ

В 2020 году в состав Военно-морского флота России (ВМФ) примут 40 новых кораблей. Об этом заявил президент России Владимир Путин в ходе выступления на военно-морском параде в Санкт-Петербурге, его речь опубликована на сайте Кремля.

В своем поздравительном слове президент отметил, что уровень оснащенности флота постоянно растет и он достойно выполняет самые сложные задачи. «В этом году в его состав будет принято 40 кораблей и судов различных классов», — указал Путин. Он уточнил, что боевые возможности ВМФ повысят широкое внедрение цифровых технологий, гиперзвуковых ударных комплексов и беспилотных подводных аппаратов. Путин также добавил, что главной силой флота остаются люди.



https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5f1d44899a7947349d758e18






#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:06

 

День ВМФ 2020Торжественный парад ко Дню Военно-морского флота РФ. Прямая трансляция  из Ленинграда (да, вот так!)

 

 

Торжественный парад в честь дня ВМФ. г. Балтийск (Калининград)

 

 

Прямая трансляция из СЕВАСТОПОЛЯ 26 июля 2020 Торжественного парада ко Дню Военно-морского флота

 

 

 

День ВМФ на Камчатке: прямая трансляция





#3
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:10

 

Военно-морской парад в честь дня ВМФ России в Североморске с участием Владимира Путина

 

 

 

 

 

 

 

Парад ко дню ВМФ. Сирия, Тартус

 

 

 

Парад на День ВМФ. Новороссийск

 

 

 

Парад Каспийской флотилии в День ВМФ впервые прошел в Дагестане

 

 

День ВМФ во Владивостоке: парад впервые прошел в бухте Золотой Рог

 

Парад на День ВМФ. Владивосток

 

 

В День ВМФ во Владивостоке устроили шоу и показали боевую мощь кораблей





#4
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:12

В этом году  история нашего флота  имеет две юбилейных победы огромного значения

 

                                               ГРЕНГАМ, 7 августа 1720 года

 

                                    fe30ae5026bc3db659ccd157637c5bb4.jpeg

                                                                           Схема Гренгамского сражения. Источник: Pinterest
 
Поразительно , вот ведь как бывает! Победа эта состоялась точно в один и тот же день 7 августа 1720 года как и Гангутское сражение --тоже 7 августа 1714 года.
Несмотря на "затухании" мирной Аландской конференции, было ясно, что дело идет к миру, несмотря на "проснувшуюся" от апатии Англию, которой нужно было вначале время отойти от тяжелейшей войны с Францией, демонстративные ,хотя довольно робкие передвижения по Балтике английского флота, настойчивые навязывания английской дипломатией своего посредничества, не говоря о предоставлении Швеции субсидий, конечно, вызывали настороженность, но особого впечатления на русских не производили.
В 1719 году Россия нанесла удар . который должен был показать Стокгольму, насколько положение Швеции критично. Об Эзельской победе (24 мая 1719 года) на нашем форуме уже говорилось http://goldteam.su/forum/index.php?/topic/163409-300-let-ezelskomu-srazheniiu/ Однако дело этим не исчерпывалось.
 В начале июня 1719 г. Петр I под именем вице-адмирала Петра Михайлова двинулся во главе котлинской эскадры в Ревель, передовую оперативную базу флота, держа флаг на новейшем линейном корабле «Ингерманланд». Одновременно галерный флот под командованием адмирала Апраксина, зимовавший в Петербурге, отправился к Гангуту. 26 июня 1719 г., присоединив к своим силам Ревельскую эскадру, Петр I также прибыл к этому месту. Фактически тут был сосредоточен весь Балтийский флот: 21 линейный корабль, более 20 фрегатов, бомбардирских судов, шняв и бригантин.

Апраксин имел под началом 132 галеры и более 100 лодок. Личный состав флота насчитывал более 10 тыс. человек при полутора тысячах орудий. На кораблях, в первую очередь гребных, имелось около 25 тыс. войск, предназначенных для высадки на вражеское побережье. На собранном царем военном совете было принято решение идти к Аландским островам и уже оттуда начать активную часть операции или двигаться прямо к Стокгольму. Если же фарватер к шведской столице будет перекрыт, сосредоточить усилия на разорении вражеских берегов, прежде всего предприятий военного назначения: оружейных и металлургических заводов, верфей и пороховых мельниц.

6 июля 1719 г. галерный флот Апраксина находился уже у острова Ламеланда, 8 июля к нему присоединились и корабли вице-адмирала Петра Михайлова. К берегам Швеции была направлена разведка. Сосредоточение у Аландских островов, то есть фактически под боком, русского флота привело Стокгольм в смятение. Военно-морские силы королевства в тот период переживали не самые лучшие времена – недостаток финансирования и некомплект личного состава свели мощь некогда первой морской державы на Балтике к довольно незначительной величине.

Королева Ульрика Элеонора и ее окружение внезапно проявили похвальное миролюбие. К русским кораблям были направлены парламентеры с выражением глубочайшего желания добиться «доброго согласия». Королеву и Риксдаг понять можно. Когда враг не где-то там, далеко в лесах, гоняется за медведями, а стоит у порога столицы, поневоле начнешь проявлять склонность к добрососедству. Петр был подчеркнуто вежлив и даже направил в Стокгольм в качестве представителя графа Андрея Ивановича Остермана, но, хорошо зная цену искренности шведских намерений, операцию продолжил.

10 июля корабельный и галерный флоты двинулись к берегам Швеции. Обеспечив переход и развертывание галер Апраксина, Петр вернулся к острову Ламеланду. 11 июля Апраксин стоял уже у острова Капельшер, в 40 милях от Стокгольма. От главных сил были отделены 21 галера и 12 лодок, на которых имелось 3,5 тыс. чел. десанта, и под командованием генерал-майора Петра Петровича Ласси были направлены к северу от шведской столицы для проведения разведки. Все дело в том, что русские были плохо знакомы с навигационными особенностями здешних вод, поэтому и действовали осмотрительно. По пути разведчиками Ласси были захвачены в плен трое шведов, один из которых оказался знаком с лоцманским делом. Ценный «язык» был доставлен Апраксину, и тот воспользовался полученной возможностью.

Атаковать Стокгольм в лоб было бы слишком рискованно, поскольку все подходы к вражеской столице были основательно укреплены береговыми батареями. Но оставалось обширное и практически ничем не защищенное побережье, полное всевозможных интересных и значительных целей. Апраксин двинулся со своей гребной эскадрой на юг вдоль шведских шхер. В середине июля он подошел к крепости Деларё, распложенной примерно на 35 км южнее шведской столицы. По пути на берег постоянно высаживались мобильные отряды, которые разрушали и сжигали всё наиболее ценное. Особое внимание уделялось военной промышленности – были разрушены железные и медные заводы на острове Утё, небольшие города Нючёпинг и Норрчёпинг, в которых располагались литейные предприятия. В Нючёпинге в качестве трофеев было взято около 30 шведских коммерческих судов. Норрчёпинг был сожжен самими шведами при отступлении, там было брошено много меди и бронзы и порядка 300 орудий.

3 августа Апраксин двинулся обратно к Стокгольму, разоряя то, что не успели уничтожить раньше. Ободренный успехами, адмирал уже планировал высадиться южнее вражеской столицы, чтобы непосредственно угрожать ей, однако получил приказ Петра только разведать подходы и фарватеры. Большую экспедицию против Стокгольма царь планировал на следующий год. Апраксин получил приказ возвращаться к Ламеланду. Генерал-майор Ласси, действовавший со своим отрядом севернее неприятельской столицы, орудовал не менее успешно, высаживая десанты и уничтожая металлургические предприятия у Эрегрунда, вступая в бой со шведскими войсками, находящимися, впрочем, в довольно скверном состоянии. Позже Ласси также вернулся к оперативной базе у острова Ламеланд.

Общий урон от русского рейда в Швецию оценивался в несколько миллионов крон. Шведской промышленности, в первую очередь оборонного характера, был нанесен существенный урон. Успехи Апраксина и Ласси произвели на население деморализующий эффект, показав практически полную беззащитность шведского побережья. Миф о dominium maris baltici стал сыпаться, как пожухлая листва с некогда густых дубовых рощ, вырубленных для строительства флота, не выполнившего своего предназначения.
Швеции, однако, "еще было мало" , ее несколько вдохновила поддержка Англии, заключившей со Швецией союзный договор, правда, мягко говоря неопределенный и в смысле военной помощи "хилый" В феврале 1720 г. в британских портах началось формирование эскадры уже опытного балтийского морехода Норриса в составе 21 линейного корабля и 9 фрегатов. 12 мая 1720 года это соединение прибыло в Швецию. Инструкции, данные адмиралу, несколько раздражали шведов своей неопределенностью. Ему предписывалось лишь защищать шведские берега от русского вторжения и обеспечивать безопасность английской торговли.
Норрис попробовал было "обеспечить" таковую крейсированием у Ревеля, но в конце концов был вынужден уйти несолоно хлебавши после вежливого предупреждения Апраксина, а также известием о русском десанте Менгдена.
 В конце апреля галерный флот, располагавший 105 галерами, 110 лодками и 8 бригантинами, покинул Або и направился к Аландскому архипелагу. На кораблях было 24 тыс. десанта. От основных сил отделился отряд под командованием бригадира фон Менгдена в составе 35 галер с 6 тыс. десантников и, скрытно перейдя через Ботнический залив, осуществил высадку на шведское побережье в районе города Умео, учинив неприятелю большой ущерб и разорение.
В конце июля 1720 г. гребная эскадра под командованием князя Голицына в составе 61 галеры и 29 лодок вышла на поиски неприятеля, по данным разведки находившегося у русской оперативной базы на острове Ламеланд (Аландский архипелаг). Это были шведские фрегаты. 27 июля (7 августа) 1720 г. у острова Гренгам Голицын наткнулся на крейсерский отряд противника в составе одного линейного корабля, 4 фрегатов, 1 галеры и нескольких кораблей более мелкого ранга под командованием вице-адмирала Шеблада.
76589a784f3a4c80a71ae60038014b74.jpeg
 
         М. М. Голицын. Источник: Pinterest
 

 





#5
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:13

                 Абордажный бой: галеры против фрегатов

Небольшая эскадра (2 фрегата и ряд небольших парусных и гребных судов) Эрика Шеблада обнаружила русские галеры вблизи острова Гренгам, когда флотилия (52 галеры) ожидала изменения погоды — сильный ветер делал затруднительным переход для низкобортных судов. Получив сведения о появлении в шхерах русского галерного флота, шведский адмирал Вактмейстер выделил для прикрытия отряда Шеблада линейный корабль «Поммерн» и два фрегата с задачей обеспечить отход перед лицом большого русского флота. А дальше случилось странное — вместо того, чтобы благополучно отступить к основным силам шведского флота, Шебланд, получив подкрепление, принял решение атаковать русские галеры. Причем сразу, без военного совета, разъяснения и постановки задач командирам кораблей. Даже приказ об атаке был передан не на шлюпках, а при помощи пушечных выстрелов. И это при том, что задача Шеблада как раз была обратной — под прикрытием линейного корабля и фрегатов отступить на соединение с основными силами флота. Мог ли шведский флагман проявить неразумную инициативу? Уже позднее, когда шведское командование взялось расследовать причины произошедшей катастрофы, Шеблад утверждал, что получил устный приказ адмирала Вактмейстера об атаке на русские галеры. В свою очередь генерал Голицын позднее признавался, что у него и мысли не было атаковать крупные шведские корабли на открытой воде в ветряную погоду. Возможно решение Шеблада атаковать русскую эскадру возникло в силу ошибочной оценки численности русских галер. На горизонте он различил лишь небольшую часть русской эскадры, а провести разведку не счел нужным. И роковое решение было принято.

27 июля (7 августа) 1720 года разыгралось последнее крупное сражение Северной войны. Шведы двинулись единой кильватерной колонной с линейным кораблем «Поммерн» во главе, затем четыре фрегата и более мелкие корабли. Всего на головных кораблях шведской колонны было не менее 182 орудий различных калибров. 52 русские галеры в свою очередь несли около 200 орудий, но вступать в открытую артиллерийскую дуэль с высокобортными кораблями шведов в открытом море было чрезвычайно рискованно. Но если в артиллерийском отношение силы сторон были номинально равны, то соотношение личного состава оставалось явно не в пользу шведов. На линейном корабле «Поммерн» и четырех фрегатах шведы имели 1078 чел., на следовавших за ними мелких судах еще 392 чел. На русских галерах и лодках находились 11 тыс. чел.

                      1523348660186950089.jpg

При сближении шведы открыли огонь, который в силу большой дистанции, согласно русскому описанию, не нанес сколько-нибудь значительного вреда. Русские галеры начали отход в направлении пролива Флисесунд. На подходе к проливу линейный корабль «Поммерн» пропустил вперед фрегаты. Как только шведы втянулись в узкий пролив маневренные русские галеры моментально развернулись и из атакуемых превратились в атакующих. При попытке развернуться и открыть огонь всем бортом два шведских фрегата сели на мель; двум другим путь к отступлению был мгновенно отрезан русскими галерами. А дальше последовала скоротечная абордажная схватка. На короткой дистанции шведские корабли накрыли картечные залпы корабельных пушек и мощный ружейный огонь русской пехоты. Достаточно отметить, что в ходе Гренгамского сражения с русских галер был выпущен 23971 картечный заряд, израсходовано 31506 ружейных патронов и 546 ручных гранат (гренад). Как и шестью годами раньше при Гангуте исход сражения был решен в абордажном бою, где единообразное вооружение и численный перевес русской пехоты оказался одним из решающих факторов. Вторая фаза боя свелась к преследованию остатков шведской эскадры, в результате чего линейный корабль «Поммерн» получил еще ряд повреждений.

 

                          1523348727122524767.jpg

 

                             1523348791149716839.jpg

 

                                                                                Битва при Гренгаме

 

В России Гренгамский бой по праву считается победой. Ещё бы: захвачены четыре неприятельских фрегата, а противник отступил, понеся тяжёлые потери. Шведские потери в сражении при Гренгаме по неполным данным составили 103 чел. убитыми (на четырех взятых фрегатах) и 411 чел. пленными (из них 8 вскоре умерли от ран). До сих пор точно не установлены шведские потери на других кораблях эскадры — о них существуют лишь отрывочные упоминания. Русские потери составили 82 чел. убитыми, 203 ранеными и 43 чел. получили ожоги в результате взрыва пороха на одной из галер. В корабельном составе русский флот потерь не имел — 43 галеры получили различные повреждения, а одна из них «Весфиш» за невозможностью восстановления была сожжена после боя. https://diletant.media/articles/45275061/

В честь победы была выбита медаль с надписью: «Прилежание и храбрость превосходит силу», согласно древней русской традиции, в честь победы над противником в Петербурге воздвигли храм святого мученика Пантелеимона, Гангутская и Гренгамская победы были одержаны в день его памяти. https://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/boi-pri-grengam

   Итак выше отмечено--только одна галера! Одна, которая была сожжена русскими за невозможностью восстановления А шведские "мюнхгаузены" приписали это сожжение для  43 русских галер (из 61), дескать огнем шведских орудий они были так измочалены, что только это и оставалось сделать! Если б это было так, то исход боя можно было бы признать ничейным , а может даже и приписать победу шведам! https://pikabu.ru/story/bitva_pri_grengame_kak_shvedyi_pridumali_sebe_pobedu_5836176

К сожалению этот "факт" проник даже в некоторые наши публикации  https://zen.yandex.ru/media/rusplt.ru/boi-pri-grengame-poslednee-krupnoe-srajenie-severnoi-voiny-5d516cd8cfcc8600adda4f57

   Пытались шведские "историки" оправдаться и "стратегически"  

    Главный довод тут таков: стратегической целью боя было вовсе не разбить противника на море, а измотать его силы и остановить русские набеги на побережье.

   Считается, что эта цель была полностью достигнута. Однако шведы умалчивают, что Гренгамский бой состоялся в конце июля (начале августа по н. ст.). По опыту 1719 года было понятно, что к сентябрю десанты прекращались — осенняя погода не благоприятствовала морским операциям. Так что набегов после Гренгама действительно не было. Но не потому, что Пётр I был напуган мощью неприятельского флота, а потому что закончилось время, которое русские считали удобным для десантирования через просторы Балтики.

 Шведы всячески принижают боевые качества потерянных кораблей. Мол, они были старые, плохие и потерять их совсем не жалко. «Ну ни капельки, и так уже списывать собирались», — оправдываются они…

  Это типичный случай обмана доверчивых слушателей. 104 трофейные пушки были отличной и очень дорогой добычей. А захваченные шведские фрегаты под Андреевским флагом в составе русского флота успешно плавали ещё немало лет. Старый, разваливающийся корабль на подобное вряд ли способен.

 

            1523348859128363439.jpg

   

  Про якобы "разгром русских галер" уже говорилось  Любопытства ради заглянем  в   отчёт Михаила Голицына об ущербе, нанесённом кораблям, написанный сразу после боя.                                                             

  Кроме указанного "Вестфиша", остальные 42 корабля отделались уроном зачастую косметического характера.

Так, на галере «Пасарим», внесённой в число пострадавших, был порван флаг; на «Кабеле» прострелен парус, на «Паламиде» — два весла, на «Сепе» — тоже флаг и повреждена декоративная резьба по борту.

 Шведы же не смущаясь записали все эти корабли в окончательные потери. И по сей день пишут о 43 русских галерах, которые повредили настолько, что русский адмирал был вынужден их сжечь. Пожалуй, примеров столь вдохновенного вранья военная история не знала ни до этого, ни после. 

   https://pikabu.ru/story/bitva_pri_grengame_kak_shvedyi_pridumali_sebe_pobedu_5836176

 

                1523348900152673115.jpg

                                           Битва при Гренгаме (Изображение: Валентин Печатин)

 

Эта выдающаяся победа русского гребного флота над парусным флотом Швеции явилась убедительным свидетельством превосходства русского военно-морского искусства. Она ослабила флот шведов, произвела сильное впечатление на европейские государства, особенно на Англию, и ускорила начало переговоров о заключении мира. Петр I особенно гордился тем, что под Гренгамом русский флот доказал свою способность брать в плен шведские суда, даже тогда, когда их поддерживала могущественная английская эскадра адмирала Норриса. А ведь Норрис в 1720 г. пришел в Балтийское море с 18 линейными кораблями, тремя фрегатами и другими судами. "Правда" – писал Государь Меншикову, - "не малая виктория может причесться, а наипаче, что при очах английских, которые равно шведов обороняли, как их земли, так и флот". Это сражение, а также последующие события 1720–21 гг. показали полное крушение антироссийской политики Англии на Балтике, проводившейся в течение последних лет Северной войны. 

 

     Наступал последний год Северной войны – 1721-й, ставший победным. Шведы все еще надеялись на помощь своих английских партнеров, но вместо них у шхер вновь появились русские корабли и галеры. Петру Петровичу Ласси вновь при помощи полных энтузиазма казаков и солдат десантных батальонов пришлось терпеливо объяснять шведам все тонкости предстоящего переговорного процесса, которого те по своему упрямству старались избежать. Но русские были не только прилежными учениками, но и настойчивыми учителями. 30 августа 1721 года, наконец, был подписан столь ожидаемый в обеих столицах Ништадтский мир.   

СМ. также  https://all-russia-history.ru/battle-of-grengam

 

 




#6
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 27 Июль 2020 - 09:15

Кроме 300-летия  Гренгама  мы отмечаем и 250-летия блистательной Чесменской битвы, в которой был полностью разгромлен и уничтожен турецкий флот

 

                         ЧЕСМЕНСКОЕ СРАЖЕНИЕ 24 - 26 июня (5 - 7 июля) 1770 года

 

 
 
                  
 
 
День воинской славы России. Уничтожение турецкого флота в Чесменской битве
 
 
 
Когда, по манию его, бросал перун
Орел, в превыспренной отваге,
 

Флот турков при Чесме — сжег Росс в Архипелаге,
Тогда Орлов-Зевес, Спиридов — был Нептун!
Г. Р. Державин


Ежегодно 7 июля в нашей стране отмечается День воинской славы России — День победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении в 1770 году. Чесменская битва произошла 24-26 июня (5-7 июля) 1770 года в Чесменской бухте на западном побережье Турции. В ходе русско-турецкой войны, начавшейся в 1768 году, корабли Балтийского флота отправились в Средиземное море, чтобы отвлечь противника от Черноморского театра военных действий. Две русские эскадры под командованием адмирала Григория Спиридова и контр-адмирала Джона Эльфинстона, объединённые под общим командованием графа Алексея Орлова, обнаружили турецкий флот на рейде Чесменской бухты и атаковали его. Победа была полной — весь турецкий флот был уничтожен.

                                    Предыстория

В 1768 году под влиянием польского вопроса и давлением Франции Османская империя объявила войну России. Барская конфедерация в Польше, которая действовала при поддержке католических держав — Франции и Австрии, проигрывала борьбу с русскими и польскими правительственными войсками. Оказавшись в тяжелом положении, польские мятежники обратились за помощью к Порте. Были собраны драгоценности для подкупа османских сановников в Константинополе. Турции пообещали Подолию и Волынь за помощь в войне с Россией. Париж также оказывал давление на Стамбул. Франция традиционно поддерживала поляков против русских и хотела воспользоваться войной Турции против России, чтобы получить в свою сферу влияния Египет. Кроме того, Франция считала себя главной державой в Европе, и стремление России добиться выхода к южным морям встречало активный отпор со стороны французов.

К этому времени на юго-западном стратегическом направлении сохранялось то же положение, которое было в XVII столетии. Россия не имела своего флота на Азовском и Чёрном морях, где безраздельного господствовали морские силы Турции. Чёрное море было, по сути, «Турецким озером». Северное Причерноморье, Приазовье и Крым были под контролем Порты и являлись плацдармом для агрессии против Русского государства. В Северном Причерноморье располагались сильные турецкие крепости, которые запирали устья основных рек.

Осенью 1768 года крымская конница вторглась на русскую территорию, начав войну. Противник был разбит и отступил, но угроза сохранялась. Северное Причерноморье и дунайское направление стали основными театрами боевых действий, где русская армия более пяти лет вела борьбу с вооруженными силами Османской империи и Крымского ханства.

Чтобы хоть как-то компенсировать отсутствие русского флота на Черном море, Петербург решил отправить из Балтийского моря эскадру в Средиземное море и оттуда угрожать Османской империи. Основной целью экспедиции была поддержка возможного восстания христианских народов Балканского полуострова (в первую очередь греков Пелопоннеса и островов Эгейского моря) и угроза тыловым коммуникациям Порты. Русские корабли должны были нарушить морские коммуникации османов в Средиземном море, отвлечь часть сил противника (особенно флот) с Черноморского театра боевых действий. При удаче эскадра должна была блокировать Дарданеллы и захватить важные приморские пункты Турции. Основной театр действий находился в Эгейском море или, как тогда говорили, в «Греческом архипелаге», отсюда и название «Архипелагская экспедиция».

Впервые мысль послать русские корабли к берегам Эгейского моря и поднять там восстание христианских народов против османов высказал тогдашний фаворит императрицы Екатерины II Григорий Орлов. Возможно, что идея впервые была высказана будущим руководителем экспедиции графом Алексеем Орловым, братом Григория, а Григорий лишь поддержал её и донёс до Екатерины. Алексей Орлов писал брату о задачах подобной экспедиции и войны в целом: «Если уж ехать, то ехать до Константинополя и освободить всех православных и благочестивых от ига тяжкого. И скажу так, как в грамоте государь Пётр I сказал: а их неверных магометан согнать в степи песчаные на прежние их жилища. А тут опять заведется благочестие, и скажем слава Богу нашему и всемогущему». При внесении проекта экспедиции в Совет при императрице Григорий Орлов формулировал своё предложение так: «послать, в виде вояжа, в Средиземное море несколько судов и оттуда сделать диверсию неприятелю».

1467832194_1436210724_graf_orlov_chesmen

              Граф Алексей Орлов — вдохновитель и первый командующий экспедицией. Портрет работы К. Л. Христинека
1467832182_1436210826_admiral_grigoriy_a

                                                                            Русский адмирал Григорий Андреевич Спиридов

                                                 Поход

Зимой 1769 года в гавани Кронштадта шла подготовка к походу кораблей Балтфлота. В составе экспедиции должны были принять участие несколько эскадр Балтийского флота: всего 20 линейных кораблей, 6 фрегатов, 1 бомбардирский корабль, 26 вспомогательных судов, свыше 8 тысяч человек десанта. Всего экипаж экспедиции должен был насчитывать свыше 17 тысяч человек. Кроме того, несколько кораблей планировали купить в Англии. Англичане, в тот период считали Францию основным противником и поддерживали Россию. Россия была крупным торговым партнером Англии. Алексей Орлов был назначен командующим экспедицией в должности генерала-аншефа. Эскадру возглавлял адмирал Григорий Андреевич Спиридов — один из опытнейших русских моряков, который начал службу ещё при Петре Великом.


В июле 1769 г. вышла первая эскадра под началом Спиридова. В её состав входили 7 линейных кораблей — «Святой Евстафий», «Святослав», «Три Иерарха», «Три Святителя», «Святой Януарий», «Европа» и «Северный Орёл», 1 бомбардирский корабль «Гром», 1 фрегат «Надежда Благополучия» и 9 вспомогательных судов. Почти все линейные корабли имели по 66 пушек, включая флагманский «Святой Евстафий». Самым мощным кораблем был «Святослав» — 86 пушек. В октябре 1769 г. вышла вторая эскадра под началом перешедшего на русскую службу англичанина контр-адмирала Джона Эльфинстона. В состав второй эскадры вошли 3 линейных корабля — флагманский «Не тронь меня», «Тверь» и «Саратов» (все имели по 66 орудий), 2 фрегата — «Надежда» и «Африка», судно «Чичагов» и 2 пинка. В ходе похода состав эскадры несколько изменился.

Поход русской эскадры вокруг Европы был делом сложным и встретил враждебное отношение Франции. Известие о русском походе стало полной неожиданностью для Парижа, но французы были убеждены, что эта морская экспедиция, в условиях полного отрыва от баз и отсутствия необходимого опыта, завершится полным провалом русских моряков. Англичане же, в противовес Франции, решили поддержать русских. Однако и в Лондоне считали, что русский флот, находившийся после Петра I в полном упадке, ждёт неудача.

«Стремление довести до значительных размеров морские силы России, — отмечал английский посол в России, — может быт выполнено лишь с помощью и содействием Англии, а никак не иначе. Но невозможно, чтобы Россия сделалась соперницей, способной внушить нам зависть ни как торговая, ни как военная морская держава. По этой причине я всегда рассматривал подобные виды России весьма для нас счастливыми, ибо до тех пор, пока это будет выполнено, она должна зависеть от нас и держаться за нас. В случае её успеха, успех этот лишь увеличит нашу силу, а в случае неуспеха — мы утратим лишь то, чего не могли иметь».

В целом содействии Англии в этот период было полезно России: удалось нанять опытных боевых офицеров разного звена и получить крайне важную поддержку в снабжении и починке кораблей непосредственно в Англии и в её в опорных пунктах в Средиземном море — в Гибралтаре и на Менорке. Благожелательный нейтралитет и содействие русскому флоту оказывала также Великое герцогство Тоскана (область современной Италии). В главном порту этого государства — в Ливорно русские корабли ремонтировались и через Тоскану держали связь с Россией.

   Более того, Англия пригрозила французам, что любое противодействие , не говоря о нападении со стороны французского флота на русских Англия будет рассматривать как нападение на английский флот со всеми вытекающими последствиями (Владелец)

Понятно, что для русских моряков дальний поход вокруг Европы являлся сложным и ответственным испытанием. До этого русские корабли в основном держались Балтийского моря, чаще всего ходили в Финском заливе. Лишь отдельные торговые суда покидали Балтику. Таким образом, русским кораблям приходилось противостоять стихии вдали от своих ремонтных и снабженческих баз, имея нужду в самом необходимом. А в Средиземном море предстояло столкнуться с опытным противником, который опирался на свою территорию.

Поход эскадры Спиридова сопровождался сложностями. Получил повреждения самый мощный корабль «Святослав». 10 (21) августа на корабле открылась течь и он с трудом вернулся в Ревель. «Святослав» после починки присоединился ко второй эскадре Эльфинстона, стал флагманом второй эскадры. Поэтому Спиридов собственным решением присоединил к эскадре пришедший из Архангельска линейный корабль «Ростислав».

В районе острова Готланд разыгрался шторм, который продолжался практически беспрерывно вплоть до выхода эскадры в Северное море. У мыса Скаген погиб пинк «Лапоминк». 30 августа (10 сентября) эскадра прибыла в Копенгаген. 4 (15) сентября линейный корабль «Трёх Святителей» наскочил на песчаную мель, снять его удалось, но корабль был сильно повреждён. На кораблях было много заболевших. К приходу кораблей в Англию 24 сентября, заболели сотни людей. В Англии для ремонта осталась значительная часть эскадры, включая «Святителя», под началом бригадира Самуила Грейга.

Дальнейший поход также был тяжелым. В Бискайском заливе разыгрался шторм. На некоторых кораблях оказались сильные повреждения. Корабль «Северный Орёл» был вынужден вернуться в английский город Портсмут, где его в итоге признали негодным к службе и разобрали. В дальнем походе выявилась недостаточная прочность корпусов кораблей: во время качки доски обшивки отходили и появлялась течь. Плохая вентиляция и отсутствие лазаретов привели к массовым заболеваниям команд и высокой смертности. Сказалось и неудовлетворительная предварительная подготовка со стороны Адмиралтейства. Флотские чиновники стремились формально решить поставленную задачу, чтобы избавиться от хлопотливого дела: кое-как снабдили корабли и выпроводили их из Кронштадта. Экипажи кораблей испытывали большую нужду в продовольствии, хорошей питьевой воде и обмундировании. Для ремонта и устранения повреждений в пути на всю эскадру, которую отправили в дальний поход, назначили только одного корабельного мастера.

Около месяца длился переход русских кораблей от берегов Англии до Гибралтара — свыше 1500 миль без единой остановки в портах. В ноябре 1769 года корабль «Евстафий» под флагом Спиридова миновал Гибралтар, вступил в Средиземное море и прибыл Порт-Магон (о. Минорка). 12 (23) ноября Грейг с основной частью эскадры в Гибралтар, где получил известие от Спиридова и направился на Менорку. К Рождеству 1769 года в Менорке собрались лишь 9 кораблей, включая 4 линейных корабля («Святой Евстафий», «Три Иерарха», «Три Святителя», «Святой Януарий»). В феврале 1770 года 1-я эскадра достигла берегов полуострова Морея (Пелопоннес). В марте прибыли линейные корабли «Ростислав» и «Европа».

При поддержке русской эскадры греки начали восстание. Чтобы использовать греческое национально-освободительное движение против турецкого ига, императрица Екатерина II ещё до начала операции направила в Италию графа А. Орлова, который должен был установиться связь с командирами повстанцев и оказать им поддержку. Орлов должен был руководить всеми русскими силами в Средиземном море. Русская эскадра высадила небольшие десанты, укрепив греческие отряды и начала осаду приморских крепостей на южном побережье Греции. 10 апреля капитулировала крепость Наварин, которая стала базой для русского флота.

Однако в целом восстание провалилось. Повстанцы, сражавшиеся в глубине Мореи, потерпели поражение. Турки самым жестоким образом давили сопротивление. Использовали карателей-албанцев. Осада приморской крепости Корон, начатая в марте часть русской эскадры, к победе не привела. Не удалось взять и крепость Модон. Из Турции в Грецию прибывали новые войска. Вскоре турецкие войска осадили Наварин. Орлов, из-за военной слабости греческих отрядов, проблем с питьевой водой и угрозы со стороны приближающейся турецкой армии, решил оставить крепость. 23 мая (3 июня) крепость взорвали и покинули. Русские войска оставили Морею, перенеся боевые действия в Эгейское море. Таким образом, русская эскадра не смогла создать устойчивую базу в Морее. Греческое восстание было подавлено.
 

1467832303_1436210662_800px-arhipelag177

                                                                      Действия русских войск и флота в 1770 году

                                      Борьба на море

Тем временем османское командование стягивало в Грецию не только сухопутные силы, но флот. Турки планировали блокировать Наварин не только с суши, но и с моря. Из турецких портов была направлена крупная эскадра. В это же время на помощь Спиридову прибыла вторая эскадра под командованием Д. Эльфинстона — корабли «Саратов», «Не тронь меня» и отставший ещё от первой эскадры «Святослав», 2 фрегата («Надежда» и «Африка»), несколько транспортных и вспомогательных судов. В начале мая эскадра Эльфинстона подошла к Морее и двинулась вдоль побережья. Утром 16 (27) мая около острова Специя русские обнаружили противника. Османы имели более чем двойное превосходство в силах, но не приняли бой и спрятались в порту Наполи-ди-Романья.

Днем 17 (28) мая русские корабли атаковали противника. Бой завершился без особых потерь с двух сторон. Турки считали, что имеют дело с передовым отрядом растянувшегося русского флота, поэтому отступили под защиту береговых батарей. Эльфинстон считал, что блокировать турецкий флот сил у него не хватит, и отошёл.

22 мая (2 июня) вторая эскадра Эльфинстона у острова Цериго объединилась с эскадрой Спиридова. Объединенные русские силы вернулись к заливу Наполи-ди-Романья, но османов там уже не было. Командующий турецким флотом Гасан-бей отвёл флот к направлению к Хиосу. 24 мая (4 июня) вблизи острова Специя русские и турецкие корабли оказались в пределах видимости. Однако штиль помешал морскому сражению. В течение трёх суток противники видели друг друга, но не могли вступить в бой. Затем османы воспользовались благоприятным ветром и скрылись. Русские корабли продолжили поиск врага. Почти месяц они бороздили воды Эгейского моря в погоне за османами. В середине июня к ним присоединился отряд кораблей, который последним покинул Наварин.

Все русские военно-морские силы на Средиземном море были объединены, общее командование принял Орлов. Надо отметить, что Спиридов был недоволен Эльфинстоном, который, по его мнению, упустил турок при Наполи-ди-Романья. Адмиралы поссорились. По инструкции Екатерины адмирал Спиридов и контр-адмирал Эльфинстон были поставлены в равное положение, и ни один из них не был подчинен другому. Только прибытие Орлова разрядило ситуацию, он принял верховное командование на себя.

15 (26) июня русский флот запасся водой на острове Паросе, где греки сообщили, что турецкий флот покинул остров 3 дня назад. Русское командование решило идти к острову Хиосу, а если там не окажется противника, то к острову Тенедосу, чтобы блокировать Дарданеллы. 23 июня (4 июля) у острова Хиоса дозорные на находящемся в авангарде корабле «Ростислав» обнаружили противника.

1467832465_127012.png

                                              Источник: Бескровный Л. Г. Атлас карт и схем по русской военной истории

                                          Бой в Хиосском проливе

 

                        bf20ec9eb596491969344d63f2469d89.jpeg

Когда русские корабли приблизились к Хиосскому проливу, который отделял остров Хиос от Малой Азии, можно было определить состав вражеского флота. Оказалось, что противник имеет серьёзное преимущество. Турецкий флот имел в своём составе: 16 линейных кораблей (из них 5 по 80 пушек каждый, 10 — по 60-70 пушек), 6 фрегатов и десятки шебек, галер и других малых боевых и вспомогательных судов. На вооружении турецкого флота было 1430 орудий, общий экипаж насчитывал 16 тыс. человек. У Орлова перед началом сражения было 9 линейных кораблей, 3 фрегата и 18 других судов, которые имели 730 орудий и экипаж около 6,5 тыс. человек. Таким образом, противник имел двойное превосходство в орудиях и людях. Соотношение сил было явно не в пользу русского флота.

Турецкий флот был построен в две дугообразные линии. В первой линии находилось 10 линейных кораблей, во второй — 6 линейных кораблей и 6 фрегатов. Вспомогательные суда стояли за второй линией. Построение флота было чрезвычайно тесным (150-200 метров между кораблями), полностью могли использовать свою артиллерию только суда первой линии. Около берега был поставлен большой укрепленный лагерь, откуда корабли пополняли запасы. Командующий турецким флотом Ибрагим Хусамеддин-паша наблюдал за боем с берега. Адмирал Гассан-бей находился на флагмане «Реал-Мустафа».

Граф Орлов растерялся. Однако основная масса русских моряков была готова к борьбе. Энтузиазм экипажей, настойчивость Спиридова и командиров кораблей убедили главнокомандующего в необходимости решительной атаки. «Увидя оное сооружение (боевую линию противника), — сообщал Орлов в Петербург, — я ужаснулся и был в неведении: что мне предпринять должно? Но храбрость войск, рвение всех … принудили меня решиться и, несмотря на превосходные силы (противника), отважиться атаковать — пасть или истребить неприятеля».


Оценив обстановку и слабые стороны боевого построения вражеского флота, адмирал Спиридов предложил следующий план атаки. Линейные корабли, построенные в строй кильватера, пользуясь наветренным положением, должны были под прямым углом подойти к противнику и нанести удар по авангарду и части центра первой линии. После уничтожения кораблей первой линии удар наносился по кораблям второй линии. В этом проявилась смелость Спиридова как флотоводца, нарушившего правила линейной тактики, согласно которой требовалось вначале выстроить линию, параллельную противнику. Такое построение было связано с риском, т. к. русские, сближаясь с противником, подвергались продольному огню сильной артиллерии турецкого флота. Расчёт Спиридова был построен на быстроте и решительности атаки. Для русских кораблей, с большим количеством малокалиберных пушек, более выгодной была наименьшая дистанция. Кроме того, сближение позволяло несколько уменьшить потери, так как тогда не все турецкие корабли могли вести огонь, особенно прицельный.

Утром 24 июня (5 июля) русская эскадра вошла в Хиосский пролив и по сигналу главнокомандующего А. Орлова, находившегося на линейном корабле «Три Иерарха», построилась в кильватерную колонну. Головным шел корабль «Европа» под командованием капитана 1-го ранге Федота Клокачева, за ним — «Евстафий», на котором держал свой флаг командующий авангардом адмирал Спиридов, затем корабль «Три святителя» под командованием капитана 1-го ранга Степана Хметевского. Вслед за ними следовали линейные корабли «Януарий» капитана 1-го ранга Михаила Борисова, «Три Иерарха» бригадира Самуила Грейга и «Ростислав» капитана 1-го ранга Лупандина. Замыкали боевую линию корабли арьергарда «Не тронь меня» — флагман Эльфинстона, командир — капитан 1 ранга Бешенцев, «Святослав» капитана 1-го ранга Роксбурга и «Саратов» капитана Поливанова.

Около 11 часов русская эскадра в соответствии с ранее разработанным планом атаки повернула влево и почти под прямым углом начала спускаться на противника. Чтобы ускорить выход на дистанцию артиллерийского залпа и развертывание сил для атаки, русские корабли шли в сомкнутом строю. Около полудня турецкие корабли открыли огонь. Передовой линейный корабль «Европа» приблизился к боевой линии турецкого флота на расстояние пистолетного выстрела — 50 метров, и первым открыл ответный огонь. Капитан Клокачёв хотел ещё ближе подвести корабль к противнику, но близость скал заставила его повернуть и временно выйти из линии.

Головным стал флагманский корабль Спиридова. На русский флагман обрушился концентрированный огонь сразу нескольких кораблей врага. Но наш флагман уверенно продолжал движение, подавая пример всей эскадре. Воодушевляя моряков на битву с османами, на верхней палубе с обнаженной шпагой стоял адмирал Григорий Спиридов. На русских кораблях гремели боевые марши. Музыканты получили приказ «Играть до последнего!».

Адмирал приказал сконцентрировать огонь на флагманском корабле турок «Реал-Мустафа». Вслед за флагманом вступили в бой и остальные корабли русского флота. К концу первого часа сражение стало общим. Линейный корабль «Три святителя» вёл исключительно меткий огонь по врагу, нанося турецким кораблям серьёзные повреждения. При этом в русский корабль попало несколько вражеских снарядов, которыми были перебиты брасы (снасти такелажа, при помощи которых поворачивали реи в горизонтальном направлении). «Три Святителя» стало сносить прямо в середину турецкого флота, между двумя его боевыми линиями. Положение стало весьма опасным. При малейшей ошибке корабль мог столкнуться с турецким судном или разбиться о камни. Однако капитан Хметевский, несмотря на ранение, продолжал умело руководить действиями корабля. Русский корабль выдержал мощный обстрел врага. От неприятельского обстрела на «Трёх святителях» появились подводные пробоины, были повреждены мачты. Но русские моряки продолжали вести бой на близкой дистанции и сами обрушили на врага сотни снарядов. Они обстреливали противника сразу с обоих бортов.

Корабль «Януарий» под началом капитана Борисова, пройдя вдоль османской линии, и расстреливая сразу несколько вражеских кораблей, повернул и снова прошёлся вдоль линии. Затем занял позицию напротив одного из кораблей и сосредоточил огонь на нём. За «Януарием» следовал корабль «Три иерарха». Он подошёл к другому вражескому кораблю — флагману капудан-паши, встал на якорь и начал ожесточенную дуэль. Русские корабли становились практически вплотную к вражеским кораблям, что позволяло использовать не только малокалиберную артиллерию, но и ружья. Турецкий корабль не выдержал огня и отступил, показав корму. Он был «разбит до крайности». Большие повреждения получили и другие турецкие корабли, против которых сражались «Ростислав» и «Европа».

Флагманский корабль русской эскадры вёл огонь с такой короткой дистанции, что его ядра прошивали оба борта турецкого флагмана и экипажи вели ружейную и пистолетную перестрелку. Многие турки не выдержали боя, и бросились за борт. Но и вражеский огонь привёл к сильным повреждениям «Евстафия». Мачты, реи и паруса русского корабля были сильно повреждены. Дело дошло до того, что «Ефстафий» сошёлся с «Реал-Мустафой» и русские моряки бросились на абордаж. Во время абордажного боя команд «Евстафия» и «Реал-Мустафы» османский корабль загорелся, пламя перекинулось на русский корабль, и оба они взорвались. Адмирал Спиридов успел до взрыва покинуть «Евстафий». С гибелью турецкого флагманского корабля управление флотом противника было нарушено. В журнале флагманского корабля «Три иерарха» было отмечено: «Проходя мы близко неприятельского флота, стали палить по нем из пушек с ядрами, что происходило и с прочих нашего флота кораблей; и оное сражение происходило до исхода 2 часа, а в исходе 2 часа весь турецкий флот снялся с якоря и пошел в местечко Чесма, и стал там на якорь. В 2 часа поворотили мы через оверштаг».

Под сильным артиллерийским огнем русских кораблей эскадры турки в беспорядке отступили в Чесменскую бухту. Турки надеялись на неприступность позиции у Чесмы. Высокие берега бухты защищали её от ветра, а батареи на входе в бухту, казалось, служили неприступной преградой для вражеских кораблей.

Таким образом, в результате первого этапа сражения, продолжавшегося около двух часов, погибло по одному кораблю с каждой стороны, а инициатива полностью перешла к русским. Турки сохранили почти весь флот, но были деморализованы бесстрашной атакой уступающего в силах противника. При взрыве линейного корабля «Св. Евстафий» погибло около 500-600 человек. Турки также потеряли флагман, на нескольких турецких кораблях были значительные повреждения. Из русских кораблей незначительные повреждения были только на «Трёх святителях» и «Европе».
 

1467832366_1436210532_800px-chios_aivaz.

                               На картине Айвазовского изображён кульминационный момент боя — столкновение двух флагманов.

                                       Чесменский бой

Необходимо было довершить дело и уничтожить деморализованного противника. 25 июня (6 июля) был созван военный совет под председательством главнокомандующего Орлова, в котором приняли участие Г. А. Спиридов, С. К. Грейг, Д. Эльфинстон, Ю. В. Долгоруков, И. А. Ганнибал и другие командиры. Орловым и Спиридовым было решено, используя ночной бриз, дувший с моря на берег, атаковать и сжечь османский флот в Чесменской бухте. В воспоминаниях Спиридова отмечалось: «Итак, не мешкая нисколько, согласно с графом Алексеем Григорьевичем, так и с другими флагманами, с которыми со всеми и всегда согласно действовал, дал диспозицию для сожжения всего турецкого флота».

Для того чтобы поджечь вражеские корабли был сформирован специальный отряд под командованием младшего флагмана С.К. Грейга в составе 4 линейных кораблей, 2 фрегатов и бомбардирского корабля «Гром». Орлов приказал Грейгу немедленно направить «Гром» к Чесменской бухте и, пока турки находились в замешательстве, непрерывно вести огонь по противнику. Бригадиру морской артиллерии И. А. Ганнибалу поручили подготовку брандеров для атаки врага. Брандером называли корабль, нагруженный легковоспламеняющимися или взрывчатыми веществами, используемый для поджога и уничтожения вражеских судов. На следующий день брандеры были готовы. Их снарядили из небольших парусных шхун и наполнили порохом и смолой.

Командующий турецким флотом Ибрагим Хусамеддин-паша рассчитывал, что русские корабли не смогут атаковать его силы после ожесточенной битвы и, полагаясь на неприступность позиций Чесмы, отказался от идеи входа в море с целью отрыва от русской эскадры, что было возможно с учётом лучших мореходных качеств османских кораблей. Турецкое командование спешно усиливало защиту Чесменской бухты. На береговые батареи, расположенные при входе в бухту, с кораблей свозили дальнобойные орудия. В результате береговая оборона была значительна усилена.

В ночь на 26 июня (7 июля) отряд Грейга вошел в бухту. Линейные корабли «Европа», «Ростислав» и «Не тронь меня», образовали линию с севера на юг, вступили в бой c турецкими кораблями. 66-пушечный «Саратов» стоял в резерве, а «Гром» и фрегат «Африка» атаковали батареи на западном берегу. Вскоре взорвался первый турецкий корабль. Горящие обломки падали на другие корабли в бухте. После взрыва второго турецкого корабля русские корабли прекратили огонь, а в бухту вошли брандеры. Три брандера по различным причинам не достигли поставленной цели. Только один под командованием лейтенанта Д. С. Ильина выполнил поставленную задачу. Под огнем противника он подошел к 84-пушечному турецкому кораблю и поджег его. Команда брандера вместе с лейтенантом Ильиным села в шлюпку и покинула горящий брандер. Вскоре на османском корабле произошел взрыв. Множество горящих обломков разлетелись по всей Чесменской бухте, распространив пожар почти на все корабли турецкого флота.

Грейг записал в «Собственноручном журнале»: «Пожар турецкого флота сделался общим к трем часам утра. Легче вообразить, чем описать ужас и замешательство, овладевшие неприятелем! Турки прекратили всякое сопротивление даже на тех судах, которые еще не загорелись. Большая часть гребных судов затонула или опрокинулась от множества людей, бросавшихся в них. Целые команды в страхе и отчаянии кидались в воду, поверхность бухты была покрыта бесчисленным множеством несчастных, спасавшихся, топя один другого. Немногие достигали берега, цели отчаянных усилий. Страх турок был до того велик, что они оставляли не только суда, еще не загоревшиеся, и прибрежные батареи, но даже бежали из замка и города Чесмы, оставленных уже гарнизоном и жителям».

1467833434_carl_ludwig_christinec_012.jp

                                                                      Один из героев Чесменской битвы Самуил Карлович Грейг

К утру было сожжено и потоплено 15 турецких линейных кораблей, 6 фрегатов и свыше 40 вспомогательных судов. Один вражеский линейный корабль «Родос» и 5 галер захватили. Турецкий флот понес огромные потери — 10-11 тыс. человек. Участник событий князь Ю. Долгоруков писал впоследствии: «Вода смешанная с кровью и золою, получила прескверный вид. Трупы людей обгорелые плавали по волнам, и так ими порт наполнился, что с трудом можно было в шлюпках разъезжать».

Русский флот в этот день потерь в кораблях не имел. Погибло 11 человек. Таким образом, русский флот добился блестящего успеха, полностью уничтожив вражеский флот, и с минимальными потерями.

После победы Спиридов докладывал в Петербург в Адмиралтейств-коллегию её Президенту графу Чернышову: «Слава Богу и честь Всероссийскому флоту! С 25 на 26-е неприятельский флот атаковали, разбили, разломали, сожгли, на небо пустили, потопили и в пепел обратили, и оставили на том месте престрашное позорище, а сами стали быть во всем Архипелаге нашей Всемилостивейшей Государыни господствующи».

1467832608_1436293666_800px-hackert_die_

                              Разгром турецкого флота под Чесмой. Картина Якоба Филлипа Гаккерта
1467832047_1436210347_800px-chesmabattle

                                                           Чесменское сражение. Художник И. К. Айвазовский

                                               Итоги

Чесменское сражение имело важное военно-политическое значение. Османская империя, лишившись флота, вынуждена была отказаться от наступательных действий против русских в Архипелаге, сосредоточив свои силы на обороне пролива Дарданелл и приморских крепостей. В Стамбуле опасались, что теперь русские могут угрожать столице империи. Под руководством французских военных инженеров турки спешно укрепляли оборону Дарданелл. Часть турецких сил была отвлечена от Причерноморского театра. Всё это сыграло важную роль при заключении Кючук-Кайнарджийского мирного договора. Сражение стало свидетельством возросшей морской мощи России. Чесменская победа вызвала широкий резонанс в Европе и Азии. Крупнейший боевой успех русских моряков был столь очевиден, что пренебрежение и скептицизм в отношении нашего флота сменились задумчивостью и даже опаской. Англичане высоко оценили итоги Чесмы: «Одним ударом была уничтожена вся морская сила Оттоманской державы…».

Императрица Екатерина II щедро наградила всех отличившихся: адмирал Спиридов был пожалован орденом Св. Андрея Первозванного, граф Федор Орлов и командор Грейг получили орден Св. Георгия 2-й ст., 3-й степени ордена Св. Георгия были удостоены капитаны Федот Клокачев и Степан Хметевский, ряд офицеров, в том числе и командиры всех брандеров, получили крест ордена Св. Георгия 4-й ст. Главнокомандующий всеми русскими силами на Средиземном море Алексей Орлов с этого момента получил почетную прибавку к фамилии — «Чесменский», а за «храброе и разумное предводительство флотом и одержание знаменитой на берегах Ассийских над турецким флотом победы и совсем оный истребивший» он был пожалован высшей степенью ордена Св. Георгия. Кроме того, графу был присвоен чин генерал-аншефа, даровано право поднимать кайзер-флаг и внести его в герб.

1467832004_76.jpg

                                                  Медаль «В память сожжения при Чесме турецкого флота». 1770 г.

По распоряжению Екатерины II для прославления победы была воздвигнуты Чесменская колонна в Царском Селе (1778), а также построены Чесменский дворец (1774—1777) и Чесменская церковь святого Иоанна Предтечи (1777—1780) в Санкт-Петербурге. В память о Чесменской победе были отлиты золотые и серебряные медали. Имя «Чесма» носил эскадренный броненосец российского военного флота.

В июле 2012 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал поправки в закон «О днях воинской славы и памятных датах России», которые дополняют перечень дней воинской славы датой 7 июля — Днём победы русского флота над турецким флотом в Чесменском сражении. Чесменская победа является одной из самых блестящих побед русского флота в военно-морской летописи России.

1467832042_chesma_7_550.jpg

Чесменская колонна в Екатерининском парке Царского Села. Установлена в 1776 г. по проекту архитектора Антонио Ринальди

 

 
 
 
 
 
 

Чесменская битва - Исторический документальный фильм

 

 

 

О самой крупной морской победе России







Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта