Жаланашколь. История полузабытой китайской провокации
После событий на острове Даманский прошло четыре месяца. Получив убедительный урок, соседи не прекратили своих провокаций на Границе. Но это все было уже не столь активно, как до Даманского. Но – было.
С упорством, достойным лучшего применения, соседи упорно лезли на Даманский и Киркинский острова. Наши отстреливали их снайперским огнем и огнем минометов.
На участке напротив острова Даманский была сформирована особая снайперская группа майора Жезлова, которая продолжала пресекать попытки соседей занять остров.
Но помимо Приморья и Дальнего Востока сложная ситуация была на другом участке – в Восточном Пограничном округе. Казахстан.
Там граница проходила по сухопутью и поэтому действовать соседям было не в пример легче.
Но резко увеличилось количество задержанных нарушителей, причем в том же 1969 году из 3000 задержанных нарушителей 70% составляли военнослужащие НОАК.Постоянные перепасы скота, демонстративное несение службы на якобы соседской территории. Пока обходилось без выстрелов, применялась та же "даманская" тактика: живая стена пограничников, вытеснение соседей на сопредельную территорию. Как и на Даманском, пограничники неукоснительно выполняли приказ о недопущении применения оружия.
Сопредельная сторона словно стремилась расшатать систему охраны границы.
-
- При этом они заявляли претензии на многие участки границы. В одном только Бахтинском (Маканчинском) пограничном отряде процент оспариваемых соседями территорий составлял до 70% участка Отряда.
-
Не отказывались соседи и от провокаций:
-
- 2 мая 1969 года крупная провокация с перепасом скота и выходом к линии границы частей НОАК на участке заставы «Дулаты» Бахтинского (Маканчинского ) отряда. Пришлось привлекать в помощь части и соединения ТуркВО.
-
- 20 мая 1969 столкновение у реки Таста на участке заставы «Джаманчи» этого же отряда. После бесполезных уговоров покинуть советскую территорию молниеносными действиями пограничников вооруженные провокаторы были обезоружены и захвачены.
-
- 10 июня 1969 года, участок заставы «Тасты». Там была устроена засада военнослужащими НОАК по примеру Даманского. Но в этот раз бдительность пограничников не дала им такой возможности. В бою погиб командир отделения заставы «Тасты» сержант Николай Красиков.
-
Об этом еще будут отдельные рассказы.
Командованию Восточного Пограничного округа становилось ясно – следующим местом развития конфликта может стать направление Джунгарских ворот, горного прохода, соединяющего Балхаш-Алакольскую котловину и Джунгарскую равнину.

Ширина его была около пятидесяти километров и по нему проходила Государственная граница. На северном входе в ворота находилось озеро Жаланашколь, одноименный поселок и пограничная застава.
Итак, направление вероятных вооруженных акций противника было определено - Джунгарские ворота. Это направление прикрывали 130-й Учаральский пограничный отряд, заставой Жаланашколь, и 30-й Бахтинский (Маканчинский) пограничный отряд, заставой Родниковая.
Особенностью данного направления было то, что поворот границы в районе 39- го пограничного знака проходил через так называемые Каменные ворота - группу высот, три из которых: Левая, Каменная и Правая, находились на советской территории, остальные – на китайской.
Так же особенностью было то, что направление прикрывалось двумя Пограничными отрядами и можно было надеяться на бестолковость в организации взаимодействия между ними.
Именно этот участок, по которому проходила и одна из двух контрольно – следовых полос, являлся самым напряженным на участке заставы Жаланашколь.
На фоне продолжающихся провокаций на остальных участках Восточного округа, здесь соседи резко усилили количество провокаций и инцидентов.
Они выходили к линии границы, заходили на нашу территорию, обозначая там несение службы по охране границы, при этом не стеснялись ёрничать и изображать из себя клоунов.
Он не знал, что его снимает скрытая камера с СНП
Культура соседских пограничников при встрече с нашими зашкаливала, как следствие Великой культурной революции
Лицо (или задница) государства...
Лейтенант Е. Б. Говор, заместитель начальника заставы Жаланашколь:
20 мая 1969 около десяти китайских солдат попытались захватить старшего наряда сержанта Николая Варлакова. Не получилось – в ходе завязавшейся драки остальным составом наряда сержант был отбит.«Маоисты постоянно наглели. Если раньше, проходя мимо нас, они делали вид, что не замечают ни советского офицера, ни солдат, то теперь гримасничали, плевались и выкрикивали оскорбительные слова. Однажды на моих глазах забежали на нашу территорию. Потребовал убраться – не реагируют. Дал предупредительный выстрел вверх – струсили, тут же смылись. Забежали за сопку и наблюдают за мной, фотографируют». ©
В мае же этого года на Джунгарское направление были выведены крупные армейские силы противника. И хотя поначалу во время провокаций соседи действовали как и на Даманском - баграми, палками, прикладами, было ясно – развитие событий не за горами.
- Все началось 12 августа - пост наблюдения сержанта Тюкалина обнаружил, что на сопредельной территории активизировалось передвижение воинских частей и подразделений.
Доложили начальнику войск Восточного пограничного округа генерал – лейтенанту М.К. Меркулову.
Начальник Войск Восточного пограничного округа генерал -лейтенант М.К. Меркулов ( на фото -еще генерал -майор)
Тот предложил соседской стороне переговоры – безрезультатно. Москва, как обычно, молчала. Обе заставы, Жаланашколь и Родниковая были приведены в повышенную боевую готовность.
Капитан Петр Теребенников
Учитывая, что начальник заставы Жаланашколь был в отпуске и его замещал лейтенант Е. Говор, на усиление был направлен капитан Петр Теребенников, ПНШ мотоманевренной группы.
Там же, на заставе, находились еще два офицера - заместитель начальника заставы «Джунгарская» старший лейтенант Геннадий Девин и командир взвода маневренной группы младший лейтенант Владимир Пучков.
Теребенников совместно с Говором выработали решение на охрану границы на сутки, составили план охраны и поделили ночь пополам – в первую половину ночи на участок вышел Евгений Говор, во вторую, самую опасную, капитан Петр Теребенников.
По распоряжению Теребенникова, на наиболее угрожаемом направлении был оборудован опорный пункт, на флангах которого расположили в капонирах два бронетранспортера, под командованием лейтенантов Ольшевского и Пучкова.Дневным наблюдением было выявлено, что на соседский погранпост "Теректы" прибыли две группы военнослужащих, которые поочередно поднимались на вышку и вели наблюдение за нашей территорией.
Наступила ночь 13 августа 1969 года.
В ночь 12/13 августа 1969 года начались активные действия соседской стороны. Несколько диверсионных групп противника перешли на советскую территорию, углубившись на 700-800 метров от линии границы. Выйдя в район Каменных высот, они начали усиленно окапываться, оборудуя опорные пункты.
В 03.50 пограничный наряд, возглавляемый инструктором службы собак сержантом Михаилом Дулеповым, обнаружил одну из таких групп.
Противник ускоренным и темпами оборудовал опорные пункты на высоте Каменная и на высоте Правая.
Ситуация на 03.05 13.08.1969. Разбор автора.
Согласно инструкции, сержант Дулепов потребовал от соседей покинуть советскую территорию. В ответ тишина. Второе обращение к ним они так же проигнорировали, продолжая земляные работы. Не помогло даже использование русско-китайского разговорника.
О вторжении на советскую территорию было доложено в Отряд.
Гарнизон Уч-Аральского пограничного отряда
Застава Жаланашколь была поднята по команде « В Ружье!» и выдвинулась в район Каменных высот. Туда же вышли резервы соседних застав. Кроме того, резерв заставы Родниковая занял позиции в районе стыка, напротив погранпоста Теректы.
На высоте Скалистая напротив китайских позиций
Общее руководство действиями принял на себя прибывший в район прорыва начальник штаба Учаральского пограничного отряда подполковник П.И. Никитенко. Он же произвел разведку противника с вертолета.
Ситуация на 04.00 -07.00 13.08.1969. Разбор автора
Позиции противника были обнаружены как на нашей, так и на сопредельной территории. На нашей территории они окопались на северных склонах высот Каменная и Правая. Численность противника была неизвестна.
Была так же обнаружена вооруженная группа, 12 человек, двигающаяся от погранпоста Теректы, в сторону высоты Каменная.
Оценив обстановку подполковник Никитенко принял решение: лейтенанту Е. Говору выдвинуться на БТР в сторону позиций противника и еще раз зачитать требования покинуть советскую территорию.
Выдвижение БТР лейтенанта Говора. Стоп-кадр с трофейной кинопленки китайского кинооператора. Ему не повезло.
Вторую группу, младшего лейтенанта Пучкова на двух БТР, Никитенко направил на перехват группы противника, двигающейся от поста Теректы. Но с конкретным приказом: «Огня не открывать!».
Подъехав к позициям противника, лейтенант Говор через мегафон зачитал обращение на китайском языке: «Вы нарушили советскую границу. Немедленно отойдите. Мы вас предупреждаем».
В ответ провокаторы открыли огонь по БТР, группе Говора пришлось отойти.
Ситуация на 07.00 13.07.1969 года
Но у пограничников уже был опыт, опыт Даманского, когда ступор верхних эшелонов власти привел к неоправданным потерям.С 03.50 до 07.00, до момента первого открытия огня, длилось противостояние китайских военнослужащих и пограничников. Информация о развитии событий шла непрерывным потоком в вышестоящие инстанции. Но все шло только в одном направлении – вверх. Оттуда в ответ было лишь молчание. Красноречивое молчание, как и на Даманском.
Достоверно известно, что все доклады дошли по принадлежности, но высшее руководство снова охватил паралич и ступор. Партийные функционеры «футболили» доклады друг другу, боясь принять какое- то решение.
Ситуацию на границе, которую, по большому счету создали политики, снова пришлось «разруливать» пограничникам.
- Ответственность за принятие решения взял на себя начальник штаба Учаральского пограничного отряда подполковник Петр Иосифович Никитенко.
Подполковник П.И. Никитенко на командном пункте