Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Загадки и обсуждения по кино и литературе

Вопросы по кино и книгам Обсуждения

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 25

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Май 2021 - 09:31

Давайте выставим еще одну тему по кино и книгам 

Как раз совмещает их и дает понятие о ее сути

 

 


           «Ошибка резидента» - кто сообщил КГБ информацию о засылке Зарокова-Тульева? .


 


 
                                                    0a0d8198950fb67549e17c6442039230.jpeg        
 

                                                                  "Ошибка резидента". Скриншот из фильма.

 

 

 

Фильм «Ошибка резидента» вышел на экраны СССР в 1968 году. Сценарий написали два человека, имевших непосредственное отношение к советским спецслужбам. Олег Шмелёв (он же Олег Михайлович Грибанов, генерал-лейтенант государственной безопасности) и Владимир Востоков (он же Владимир Владимирович Петроченков).

Режиссёром картины стал Вениамин Дорман, для которого этот фильм стал первым в жанре приключений и детектива. Впоследствии кроме 4-х фильмов о Тульеве, он снял ещё целый ряд картин, которые, на мой взгляд, признаны одними из лучших в своём жанре. Это такие фильмы, например, как «Земля, до востребования» (о судьбе советского разведчика, Героя Советского Союза Льва Маневича), дилогия «Пропавшая экспедиция» и «Золотая речка», «Похищение «Савойи», «Ночное происшествие» и другие.

 

 

                                                                               1c64d30a78ab2b5fd65ebd70d0968951.jpeg
 

                                                                        Вениамин Дорман. Фото из Интернета.

 

Но вернёмся к "Ошибке резидента".

 

Как известно, фильм (как и книга) начинаются с того, что в Комитет Государственной безопасности приходит письмо от неизвестного автора.

А вот как оно выглядит в фильме:Цитата из книги "Ошибка резидента".« С уважением, которое Вы заслуживаете, имею честь сообщить Вам одно известие. Вас прошу в его достоверность верить. Думаю, что к Вам будет отправлен южной границей опасный человек с враждебной целью. Имя — Михаил Кириллов. Выше среднего роста, густые черные брови, высокий лоб, нос тонкий, с горбинкой. Пожалуйста. Все. Ваш друг»«Содержание письма было достаточно серьезным. Неизвестный корреспондент, не ссылаясь на свои источники, писал следующее:

 

 

                                              5bb1782255571f8c2f9b4162f2e47bd9.jpeg
 

                                                                                     Скриншот из фильма.

 

Как видите, эти письма различаются. Если в книге указывается имя, под которым иностранный разведчик направляется в СССР, и его приметы, то в фильме этого нет, зато указываются координаты перехода границы.

Книжный вариант мне кажется предпочтительнее.

Но кто же автор этого письма? Давайте порассуждаем на эту тему и попробуем его вычислить. Будем сопоставлять книгу и фильм. Версий несколько.

Поскольку придётся приводить достаточно много цитат из книги и из фильма, я решил разбить статью на две части. 

 

ВЕРСИЯ ПЕРВАЯ. ДЕМБОВИЧ.

 

 

Некоторые зрители считают, что именно он сообщил эту информацию, вспоминая о письме, написанном Дембовичем перед самоубийством.

 

 

                                                  4c9793af628fe48cd7c6dade55757649.jpeg

 
 

                                                                                        Скриншот из фильма.

 

Но, если внимательно смотреть фильм, то становится ясно, что Дембович не ждал резидента, поэтому не мог сообщить о его прибытии, а уж тем более его приметы. Тем более, в кино в письме явно прочитывается следующее: «Я отправил письмо в Комитет Государственной безопасности, в котором написал обо всём. Должен был сделать это раньше ».

А в книге про предсмертное письмо вообще не сказано.

Так что эту версию мы отметаем.Цитата из книги "Ошибка резидента".Надежда знал: в кухне у запасливого Дембовича всегда стоит бидончик с керосином. Бидончик оказался на месте. Надежда облил углы комнаты, бельевой шкаф. Запер дверь дома, затем вернулся, закрыл на два оборота дверь комнаты Дембовича с внутренней стороны, а ключ положил в карман висевшего на стуле пиджака. Затем тихо, без скрипа, растворил окно, вынул из кармана коробок, чиркнул спичкой и сунул ее в шкаф.»На столе Надежда увидел пустую коньячную бутылку и кусочки выжатого лимона на коричневом блюдце. Надежда постучал ключами по дверной притолоке. Старик не шевельнулся.«Перелез через забор в сад. В комнате Дембовича и на кухне горел свет. Подумал с досадой: «Еще не спит». Но Дембович спал. Он лежал на неразобранной кровати одетый, рука свисала до полу.

 

ВЕРСИЯ ВТОРАЯ. ОБСЛУГА ИЗ РАЗВЕДЦЕНТРА.

 

Есть версия, что письмо написано садовником разведцентра. Но в фильме он даже не показан, а по книге это маловероятно.

Следовательно, и эта версия, мягко говоря, маловероятна. Тем более, что вряд ли обслуживающий персонал мог быть посвящён в детали операции по переброске не просто агента, а человека, в чью задачу входило создание агентской сети.Цитата из книги "Ошибка резидента".А Павел, пока братья разговаривали, успел сделать массу полезных вещей. Во-первых, он познакомился с долговязым садовником, которого звали Франц. Оказалось, что Франц побывал в плену в Советском Союзе, и поэтому знал довольно много русских слов, однако соединять их в связную речь так и не научился, главным образом потому, что не знал глаголов и прилагательных, а только имена существительные. По словарному составу Павел легко определил, на каких работах использовался пленный Франц. С улыбкой произнеся традиционное в конце войны «Гитлер капут!», Франц, морща лоб, одно за другим выложил перед Павлом трудные русские имена существительные: «кирпич», «стена», «кладка», «крыша», «дверь», «окно», «отвес», «мастерок», «раствор» и так далее. Вместо «дом» он произносил «том».

Итак, мы отбросили две самые «дохлые» версии. Однако, есть и другие и они мне кажутся более состоятельными.






#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Май 2021 - 11:06


                                                                b57b9208d7ffd957fa64e747273c8e58.jpeg
 

                                                                                      Скриншот из фильма.

 

 

ВЕРСИЯ ТРЕТЬЯ. СОТРУДНИК РАЗВЕДЦЕНТРА.

 

Мы уже решили, что обслуживающий персонал разведцентра вряд ли мог передать эту информацию. Другое дело - сотрудники этого разведывательного органа. Интересен в этом смысле разговор братьев Круг в разведцентре. В фильме их беседа интересующую нас тему не затрагивает

 

 

                                                                 be010388e33f96f61e0d0d386a819bf9.jpeg                                    
 

                                                                                     Скриншот из фильма.

 

А вот в книге этот разговор весьма показателен:

 

И здесь есть, о чём задуматься. Отношения в этом коллективе явно напряжённые, если не сказать хуже. И вполне могло быть, что кто-нибудь захотел «подставить ножку» своему противнику.Цитата из книги.— Не буду объяснять тебе подробно соотношение сил — это долго, и всего тебе не понять. Усвой основное: я на ножах со стариком Тульевым, отцом Надежды. Дембович лишь исполнял приказ, а устраивал твой побег именно Надежда. Если его расшифровали из-за этой истории, старик постарается раздуть дело. Шеф мне доверяет, но он очень любит сталкивать людей лоб в лоб при всяком удобном случае. У него на этот счет своя теория. Назначат следствие. А потом много будет зависеть от Себастьяна — ты его знаешь, он тебя встречал, черный. Его можно не опасаться. Старик ему не нравится.»«Потом Виктор заговорил:

Впрочем об этом чуть ниже.

 

ВЕРСИЯ ЧЕТВЁРТАЯ. ОТЕЦ.

 

Мог ли это письмо написать отец Тульева? Судя по книге – нет.


Цитата из книгиПоняв, что в России произошли необратимые изменения и что необходимо сделать выбор, Александр Тульев принял решение не возвращаться на родину".«Отец его, русский дворянин Александр Тульев, официально служил в министерстве иностранных дел Российской империи. На самом же деле он работал в разведке. Октябрьская революция застала отца во Франции, ему было тогда двадцать четыре года.

 

                                            593b67cbd6b72b06002e23143be9a05d.jpeg

 
 

                                                                                 Скриншот из фильма.

 

.….. Отец сам придумал ему кличку — «Надежда». Разменяв седьмой десяток, старик стал заметно сентиментальнее. Вероятно, он вкладывал в эту кличку какой-то особый смысл".
……..После войны отец нашел для себя новых хозяев и, конечно, для сына тоже.…….Незадолго до нападения Германии на Советский Союз школу прибрали к рукам гитлеровцы.Александр Тульев сам выбрал профессию для своего сына Михаила. В один прекрасный день Михаил был зачислен в школу, где инструктором работал его отец.……Полузабытая им профессия помогла найти ход в контрразведку одного из европейских государств. А впоследствии его перевели в школу, которая готовила разведчиков и диверсантов.…….Цитата из книги

Что мы видим? Отец Тульева явно испытывает неприязнь к Советскому Союзу. Он относится к тем эмигрантам, чей девиз был "хоть с чёртом, лишь бы против Советов". Какой смысл он вложил в кличку сына? Вероятнее всего, надежду на то, что его сыну удастся то, что не удалось отцу в плане нанесения вреда СССР.

Вот как в книге выглядит прощальный разговор отца и сына.

 Похоже на то, что отец может желать сыну провала? Конечно, нет.

А вот в фильме отец Тульева показан совсем другим человеком. И это делает такую версию по крайней мере вероятной.

                                                                                                            
                                                         f369e4bec66074ed75142fd6fa9c4f9f.jpeg
 
— Мишель, голубчик… — начал отец. — Что сказать вам на прощанье? Давно я ждал и боялся этого часа… Вы уходите не на год и не на два. Может быть, навсегда… А я уже стар, мне жить осталось недолго, и вряд ли мы еще увидимся… Будьте осторожны, будьте хитры… Не забывайте отца, а я буду за вас молиться…"Сели друг перед другом в низкие кресла. Закурили."— Давайте присядем на дорогу, — сказал тихо старый Тульев. С сыном он был на «вы».

                                                                           Скриншот из фильма.   

 

«- Меняются хозяева, меняются страны. И всюду мы не дома, всюду мы чужие. Если бы я мог, я пополз бы сейчас на коленях в Россию.

 

- А они бы Вас подняли, отец, поставили к стенке и шлёпнули.

 

- А что прикажешь им делать? Всю жизнь я боролся против них. Освобождал Россию. А в итоге...

 

- Она освободилась от нас.

 

- Как шлюхи мы шли на содержание к одним, к другим, к третьим. Не брезговали даже гестапо. А им было всем плевать на нас, на наши идеалы. Кто мы им? И кто мы теперь России?»

 

Из фильма.

                

Чувствуете разницу? Отец прекрасно понимает, что всё, что он делал и к чему приобщил сына - всё это напрасно, более того в его словах сочувствие к советскому строю. Он отдаёт себе отчёт, что он боролся по сути против всего русского народа и испытывает сожаление по этому поводу.

 

 

                                         d70e6f9684371fbbaa0489be1c8743dd.jpeg                     
 

                                                                                          Скриншот из фильма.

 

И вот после этого вполне можно принять мысль о том, что разочаровавшись в борьбе против СССР и не желая, чтобы его сын шёл дальше по этой дороге, отец "сдаёт" его КГБ, надеясь, что провал и арест помогут Михаилу понять, что нельзя быть врагом собственного народа. (Кстати, именно это и произошло впоследствии).Из фильма.- В семнадцатом году? Был. Был, Миша, выбор всегда есть.»«- У Вас не было выбора.

Итак, проанализировав имеющиеся данные, мне так и не удалось дать однозначного ответа на вопрос: кто же всё-таки «сдал» Тульева?

Если брать за основу книгу, то, скорее всего, это мог быть Себастьян. С одной стороны, он не любил старика Тульева, а провал сына был бы для него ударом. Во-вторых, Себастьян мог использовать провал этой операции для того, чтобы нанести удар и по своему шефу – кто их знает, какие у них были отношения. Утверждение спорное, но не бессмысленное. Это мог быть и Круг, но есть один момент в книге, который важен. Вот как описывается письмо, направленное неизвестным автором в КГБ:

 

Цитата из книги.«Бумага и продолговатый конверт заграничного производства, адрес написан так, как принято в западных странах: сначала учреждение, затем город и страна. Стиль и почерк могли принадлежать человеку, который давно начал забывать русский язык или, наоборот, недавно взялся за его изучение. Опущено письмо в Москве, но все признаки говорили за то, что его отправитель иностранец».

 

                                                         d94716e1b75506ac23b75d16a36c8740.jpeg
 

                                                                                 Скриншот из фильма.

 

Думаю, вряд ли Виктор Круг настолько забыл родной язык. А вот Себастьян под это определение вполне подходит.

Режиссёр же фильма – Вениамин Дорман, как мне кажется, очень осторожно подводит к тому, что письмо могло быть всё же написано отцом Тульева. Во всяком случае, по сравнению с книгой он сместил акценты именно в эту сторону.

В любом случае, это не мешает нам с удовольствием и интересом смотреть этот прекрасный фильм.

А что Вы думаете по этому поводу?

 

 

https://zen.yandex.ru/media/kinoludi/oshibka-rezidenta-kto-soobscil-kgb-informaciiu-o-zasylke-zarokovatuleva-chast-1-606ab05cb207860379136977    и    https://zen.yandex.ru/media/kinoludi/oshibka-rezidenta-kto-soobscil-kgb-informaciiu-o-zasylke-zarokovatuleva-chast-2-606cce8c7c13ff313f70659b#comment_762944091

 .

(можете почитать под обеими частями комменты)





#3
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 03 Май 2021 - 19:22

Книгу не читала, фильмы смотрела несколько раз. Никогда не задумывалась над тем, кто сдал Тульева. Но то, что это сделал его отец, не поверю никогда. Отдать сына на пытки, на расстрел? Да с чего ради? Что он этим изменит? Кроме как родному сыну он хуже никому не сделает. 

Я думаю, это кто-то из "их" разведки. Такое ведь бывало, и не раз. 





#4
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 05 Май 2021 - 11:36

Ну насчет расстрела это вряд ли, Насчет пыток, то скорее всего психологические Опасность была в основном при задержании, наверняка у разведчиков такого ранга было припасено средство самоликвидации . Если бы Зароков этого не совершил "на автомате", то, кто знает, возможно и был шанс   рассчитывать , что произойдет как случилось в реале Трудно сказать...





#5
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 06 Май 2021 - 18:00

Я не думаю, что когда в руки наших гб-эшников попадает иностранный шпион, то с ним тетешкаются, как с младенцем. Он шпион, угроза всей стране, поэтому из него вытряхивают инфу любыми способами. Гипнозом ли, битьем, пытками, еще чем, но своего добиваются. А уж если он еще и русский, то вдвойне. Ибо не смей родину предавать, пусть даже родину предков.





#6
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 06 Май 2021 - 19:12

Бывает, что и  "тетешкаются", если хотят собрать сведения до того как взять, начать игру подставлять дезу Разные есть приемы

Вот например кто смотрел "Разорванный занавес" по Хичкоку Меня удивил непрофессионализм сотрудника штази Увидел условный знак, понял что это разведывательная точка врага , так не подавай виду! А то набросился на профессора Армстронга... Да я бы пылинки с него сдувал Человек приехал за формулой... Так надо было дать ему эту "формулу"! Тут уже дело было б ученых Чтобы "пустышка" была бы обнаружена далеко не сразу и было бы потрачено много усилий и средств впустую





#7
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 08 Май 2021 - 17:44

Бывает, что и  "тетешкаются", если хотят собрать сведения до того как взять, начать игру подставлять дезу Разные есть приемы

! Тут уже дело было б ученых, чтобы "пустышка" увела далеко и была обнаружена не сразуВот например кто смотрел "Разорванный занавес" по Хичкоку Меня удивил непрофессионализм сотрудника штази Увидел условный знак, понял что это разведывательная точка врага , так не подавай виду! А то набросился на профессора Армстронга... Да я бы пылинки с него сдувал Человек приехал за формулой... Так надо было дать ему эту "формулу"! Тут уже дело было б ученых Чтобы "пустышка" была бы обнаружена далеконе сразу и было бы потрачено много усилий и средств впустую

не смотрела этот фильм... А тетешкаться со шпионом, который уже пойман... он же все равно знает, что дальше будет стенка... разве он поверит в добрых дяденек?





#8
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Май 2021 - 17:49

Когда прихолится его брать, тут уж ничего не поделаешь Выгодно бывает, когда он не подозревает, что раскрыт вот тут можно предпринять игру но конечно определить момент, когда -- всё дальше нельзя , и противник как лимон "выжат"

 

ПОГОДИ ТЫ НЕ ВИДЕЛА "РАЗОРВАННЫЙ ЗАНАВЕС"? ЭТО ЖЕ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ХИЧКОКА! 

 

https://lalz1in6gx-dot-kinozal-guru.appspot.com/details.php?sid=Y9SG3yMJ&id=1026850

 

 

Можно и на Рутрекере найти





#9
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 08 Май 2021 - 18:35

Когда прихолится его брать, тут уж ничего не поделаешь Выгодно бывает, когда он не подозревает, что раскрыт вот тут можно предпринять игру но конечно определить момент, когда -- всё дальше нельзя , и противник как лимон "выжат"

 

ПОГОДИ ТЫ НЕ ВИДЕЛА "РАЗОРВАННЫЙ ЗАНАВЕС"? ЭТО ЖЕ ОДИН ИЗ ЛУЧШИХ ФИЛЬМОВ ХИЧКОКА! 

 

https://lalz1in6gx-dot-kinozal-guru.appspot.com/details.php?sid=Y9SG3yMJ&id=1026850

 

 

Можно и на Рутрекере найти

Это да, ты прав. Пока не подозревает, его и обрабатывают. Разорванный занавес да, не смотрела.





#10
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Май 2021 - 19:00

ОБЯЗАТЕЛЬНО ПОСМОТРИ!!

 

 

ПРОТОТИП  БУССЕНАРОВСКОГО ГЕРОЯ РОМАНА "КАПИТАН СОРВИ-ГОЛОВА"

 

В 1899 году, еще до начала англо-бурской войны, Буссенар заинтересовался частным конфликтом, который широко освещали французские и европейские газеты. Этот конфликт произошел между трансваальским юристом Дани Тероном и корреспондентом южно-африканской газеты «The Star» В. Манипенни. Терон напал на журналиста за то, что тот, освещая напряженные отношения между Англией и Южной Африкой, написал о бурах в уничижительном тоне (уже тогда информационные войны шли вовсю). Манипенни подал в суд, и Терону пришлось выплатить пострадавшему штраф. Деньги, прямо в зале суда, собрала для него восторженная публика, восхищенная его дерзким поступком. С того времени Буссенар внимательно следил за судьбой Терона, и не зря. Судьба его была очень короткой, но яркой. Для англичан во время войны он стал «главной занозой буров». Его подвиги вдохновили Буссенара на создание героя Жана Грандье.

Писателя привлекала личная храбрость, благородство и горячее сердце Дани Терона. Когда началась война, этот человек стал командиром разведывательного корпуса буров и прославился многими славными подвигами. Так, например, его бригада ездила на боевые задания на велосипедах (как «молокососы» в повести). Он со своими бойцами занимался диверсионной деятельностью на железных дорогах. Уничтожил мост на Глен-Сайдинг. Нападал на поезда, освобождая пленных, и в свою очередь брал в плен английских солдат и офицеров. Все эти детали Буссенар перенес в свой роман. (Кстати, Дани Терон – далекий предок актрисы Шарлиз Терон.)

 

                                                   e6b027e9274483402f6de83c6fe723c3.jpeg

 

 

                                                                                                 Дани Терон

 

                                                                                                         ОТРЫВОК ИЗ ПУБЛИКАЦИИ 

 

 

 «Вся наша жизнь – смертельная опасность». Капитан Сорви-голова и Англо-бурская война

                                                                                                                  ЧИТАТЬ ЗДЕСЬ

https://zen.yandex.ru/media/enas_kniga/vsia-nasha-jizn--smertelnaia-opasnost-kapitan-sorvigolova-i-angloburskaia-voina-60c11e95bd67d5127adcbfb6

 

             13341d819208454bb8933a1fea522359.jpeg     7de2f3e7b27d0ba08cd5500617233546.jpeg                           

                                                                              adca541ed0d7d4867afaad5989b38479.jpeg

 

                                                                                                                  Луи Буссенар





#11
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Август 2021 - 13:53

Татьяна Синицкая

 

        Гибель миледи была подстроена кардиналом Ришелье?

 

Леди Винтер – моя любимая героиня в «Трёх мушкетёрах». В интернете (и в частности, на форуме dumania) было сломано немало копий в спорах о том, зачем Атос её повесил, будучи ещё графом де Ла Фер, имел ли право д'Артаньян проникать к ней в спальню под чужим именем и вообще – преступница она или героиня, сражавшаяся с главным врагом Франции герцогом Бекингэмом

 

                                                           87d9d1ad621adc27109be98a0a770f59.jpeg

 
                                                                                            Художник И. Кусков

Но я хочу поговорить о другом – её гибели.

В моих глазах миледи, безусловно, злодейка. Но злодейка яркая, невероятная, другого такого образа я не припомню.

Её гибель в финале может показаться почти случайной – вот если бы она не споткнулась, убегая от палача; если бы уехала из Армантьера чуть раньше; если бы Рошфор не выронил её записку с названием городка под ноги мушкетёрам...

Но, на мой взгляд, такой исход для миледи был запланирован. И не Атосом, лордом Винтером или палачом из Лилля – во всяком случае, не только ими.

Гибель своей шпионки запланировал сам кардинал Ришелье, причём загодя.

Такие мысли пришли мне в голову при чтении двух глав романа: «О пользе печных труб» (когда Ришелье беседует с леди Винтер о герцоге Бекингэме) и «Две разновидности демонов» (когда Рошфор навещает миледи в Бетюнском монастыре, ещё до гибели г-жи Бонасье).

Начнём с конца )

 

                                                    3bf51057d8ce7f2502cf55e4af15d057.jpeg

                                                                                        Художник J.A. Beaucé

Миледи рассказывает Рошфору о своём подвиге с Бекингэмом. Его реакция:

«– Бекингэм?
 Умер или опасно ранен. Когда я уезжала, ничего не добившись от него, один фанатик его убил.
– А! – усмехнулся Рошфор.  Вот счастливая случайность! Она очень обрадует его высокопреосвященство. Известили вы его?
– Я написала ему из Булони».

– Учитывая, насколько важен и опасен был герцог для Ришелье, реакция Рошфора очень спокойная. Как я понимаю, он уже знает об убийстве герцога и приехал увидеться с миледи по другому поводу.

Она сообщает ему, что сюда вот-вот приедут её враги – мушкетёры.

«– Что приказал вам кардинал относительно меня?
 Получить ваши донесения, письменные или словесные, и вернуться на почтовых; а когда он будет осведомлен обо всем, что вы сделали, он решит, как вам дальше поступить.
 Так я должна остаться здесь?
 Здесь или где-нибудь поблизости.
 Вы не можете увезти меня с собой?
 Нет, мне дано точное приказание. В окрестностях лагеря вас могут узнать, а ваше присутствие, сами понимаете, будет бросать тень на его высокопреосвященство».

Тень, видимо, не столько в том, что она англичанка, – а в том, что после убийства Бекингэма самое важное – не обнаружить заказчика. Вряд ли его величество Людовик XIII обрадуется, узнав, что это дело рук его проворного министра.

 

 

Исполнитель (Фельтон) мёртв, дело за посредником – леди Винтер.
Поэтому мчащиеся в монастырь мушкетёры Рошфору – то есть кардиналу – очень кстати.
Миледи говорит о г-же Бонасье (которой давно желает отомстить за свой проигрыш в истории с подвесками) и о том, что кардинал «может быть покоен» относительно этой женщины.
А это значит, понимает Рошфор, что г-жа Бонасье, скорее всего, обречена и возмездие со стороны мушкетёров неминуемо.

Рошфор уточняет, где милая графиня будет ждать дальнейших указаний кардинала, и настаивает, чтобы она написала название города. – Не пишет сам, заметьте.

Пять часов спустя он проносится мимо д'Артаньяна и его друзей в Аррасе – причём позволяет себя узнать, и практически им под ноги роняет записку «Армантьер». В которой Атос узнаёт руку жены:

                                                                     9e849bd3b1c19c6acee625460180fc56.jpeg

 
                                                                                             Художник М. Лелуар

Завершая же приятную беседу с графиней в монастыре, Рошфор очень интересно её напутствует:

«-–Засвидетельствуйте мое почтение кардиналу.
 А вы – моё почтение сатане».

– Что я расцениваю как твёрдое его убеждение, что живой миледи из этой истории не выбраться.

Таким образом, с моей точки зрения, мушкетёры расправляются с миледи с негласного одобрения кардинала, а для этого в жертву была принесена г-жа Бонасье.

                                                fa3a8f057be91e4844589501a3d3134c.jpeg
 
                                                                                            Художник М. Лелуар

Возможно, кардинал рассчитывал таким образом отделаться и от мушкетёров.
То есть одним выстрелом – кучу зайцев: г-жа Бонасье, миледи, строптивые мушкетёры, которые тоже слишком много знали.
Но, видимо, вернувшийся к нему охранный лист вызвал его восхищение изяществом игры. Или он решил, что крови достаточно.


Или всему виной «необъяснимая слабость», которую он питал к д'Артаньяну )))

 

Поэтому и Рошфор, не препятствующий гибели г-жи Бонасье, – тоже демон (возвращаясь к названию главы).

Впрочем, потом, как известно, они стали с гасконцем добрыми приятелями.
И в этом есть своя ирония: в первой главе романа д'Артаньян встречает наглеца, которого считает своим злым гением с первых страниц, и почти влюбляется в белокурую красавицу.

 

В итоге злой гений становится почти другом, а красотка – сущим дьяволом и причиной всех его несчастий.

«Не судите опрометчиво», как говорил господин кардинал.

Отчего же он решает избавиться от своей талантливой шпионки?





#12
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 08 Август 2021 - 14:28

На мой взгляд, миледи недоставало лояльности к Ришелье.

                                                                      1913e333372f5d67a95703f613ade973.jpeg
 
                                                                                              Художник J.A. Beaucé.

Дело даже не в её жестокости, которая его тоже пугала.
А в том, что она делала то, что считала нужным сама, – в отличие, скажем, от преданного душой и телом Рошфора.
Начальство всегда ценило преданность выше профессионализма )
Поэтому он от неё избавился не из-за её малоценности, а из-за её опасности.

Строго говоря, настал час расплаты заказчика (кардинала) с посредницей за убийство Бекингэма. Миледи могла много чего потребовать от Ришелье – теперь у неё был козырь на руках: заказное убийство премьер-министра Англии. А это не шутки.

Кстати, Атос тоже знал всю историю заказа от и до – как и остальные мушкетёры. На это косвенно и намекал охранный лист, который Атос ему вручил.
Опять же, миледи рассказала об этом Рошфору в последнем разговоре, то есть Ришелье знал, что мушкетёры знают.
Но в Бастилию не отправил и за бруствер не отвёл )

Зачем вообще миледи нужен был охранный лист кардинала, от кого он её охранял?

                                                                  1bb322a8ada7a8640124e35d2f095cae.jpeg
 
                                                                                             Художник М. Лелуар

По просьбе миледи кардинал вручает ей бумагу: «То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства. 5 августа 1628 года».

Бумага Ришелье – это гарантия для миледи, что тот не сможет её «слить», выражаясь современным сленгом, как посредницу между заказчиком и исполнителем (речь идёт об убийстве премьер-министра Англии, что чревато международным скандалом и может стоить кардиналу если не жизни, то карьеры).

С этим листом, как она полагала, кардинал у неё в руках.

И когда она возвращается из Англии и пишет ему бодрое письмо, и когда она самонадеянно убивает г-жу Бонасье – я думаю, дело именно в этом: она считает себя под его защитой, поскольку они теперь повязаны гибелью Бекингэма.

То есть дело не в том, что она ждёт благодарности от Ришелье за это убийство, а в том, что кардинал теперь её должник.

Мне кажется, Ришелье ещё во время разговора в «Красной голубятне» просчитывал все варианты – то есть что с ней делать, если она выполнит поручение и вернётся, паче всякого чаяния.

И, на мой взгляд, миледи сама подсказала ему идею – с вопросом о том, где сейчас г-жа Бонасье.

Миледи не просит денег за грандиозную операцию, которую ей предлагается провернуть.
Она говорит о своей болевой точке – о г-же Бонасье и д'Артаньяне, вероятно, в десятый раз уже.

Кардинал, притворяясь неосведомлённым:
«– Она в Мантской тюрьме».

Миледи уведомляет босса, что давно уже нет, и берёт с него обещание назвать ей монастырь, в котором укрылась ничтожная интриганка, как только кардинал узнает.

«– ...Но у меня есть другой враг, гораздо более опасный, чем эта ничтожная Бонасье.
– Кто? (устало спрашивает Ришьелье)
– Её любовник.
– Как его зовут?.. (оттягивая до последнего)
– Я говорю об этом негодяе д'Артаньяне.
– Он смельчак.
– Поэтому-то и следует его опасаться».

Вернувшись из Англии, она пишет ему:

«Согласно желанию вашего высокопреосвященства, я направляюсь в Бетюн, в монастырь кармелиток, где буду ждать ваших приказаний».

 
                                                      a79fa7bc95f9a8f676e53aa0c5fb4c5b.jpeg
 
                                                                                       Художник Э. Зиер

Кардинал направляет её туда, где находится г-жа Бонасье. Он подставляет Констанс, чтоб подставить миледи.

Рошфор при встрече в монастыре досконально выспрашивает её о планах – он четыре раза спрашивает миледи, как ему узнать, где она будет, наконец просит написать название «Армантьер» на листке, который позже роняет и который подбирают мушкетёры.

Кардинал отдаёт миледи в руки мушкетёров – понимая, что смерть Констанс д'Артаньян не простит.

 
                                                      330650e2a0bf5878541e62a39e721f56.jpeg
 
                                                                                            Художник М. Лелуар

Таким образом, кегли продолжают падать: расправившись с миледи, мушкетёры сами попадают под удар.

 
                                                       9658db55c2603731c24158fcd0e4de24.jpeg
                                                                                       Художник И. Кусков

Но тут принцип домино останавливает то самое письмо Ришелье – изящный финт интриги, очень в духе Дюма:

« — Другой человек мог бы ответить вашему высокопреосвященству, что его помилование у него в кармане, а я только скажу вам: приказывайте, ваша светлость, я готов ко всему.
— Ваше помилование? — удивился Ришелье.
— Да, ваша светлость, — ответил д'Артаньян.
— А кем оно подписано? Королем?
Кардинал произнес эти слова с особым оттенком презрения.
— Нет, вашим высокопреосвященством.
Д'Артаньян подал его высокопреосвященству драгоценную бумагу, которую Атос отнял у миледи и отдал д'Артаньяну, чтобы она служила ему охранным листом.
Кардинал взял бумагу и медленно, делая ударение на каждом слове, прочитал:
«То, что сделал предъявитель сего, сделано по моему приказанию и для блага государства.
5 августа 1628 года.
Ришелье».

Так доблестная четвёрка благодаря Атосу выходит из-под удара, а д'Артаньян получает патент лейтенанта королевских мушкетёров.

 
                                                                 0b87d020fd0ad3e5ca23b98b41fa3ff6.jpeg
 
                                                                                            Художник Гаррет

Читайте также:

Мои фанфики на фикбуке

Миледи в "Трёх мушкетёрах": история трёх самосудов

Могла ли миледи в "Трёх мушкетёрах" любить своего сына?

Любимая сцена в романе "Три мушкетёра"

Атос и миледи: идеальный каст

Шпион Атос и миледи из ВДВ

"Граф Монте-Кристо": как рождаются иллюстрации

"Мушкетёры" в РАМТе

Снейп уполз, или Невероятный мир фанфиков

Джен Эйр в английском спектакле: некрасивая и неистовая (но мне понравилось)

"Джен Эйр, или Записки гувернантки Теккерея"

Про Клариссу и Ловеласа

Тайна "сероглазого короля"

"Убийство в Восточном экспрессе": реальная история

Зачем Уикхем похитил Лидию Беннет?

"Эники-беники" – считалка про античного героя?

Почему торжествует крестьянин?

Путеводитель по моему каналу на Яндекс.Дзене: публикации про кино и сериалы





#13
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

  • VIP
  • 51 498
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 01 Февраль 2022 - 07:59

Три мушкетера: самый знаменитый роман Дюма в лицах

 

 

"Двадцать лет спустя": роман Александра Дюма в лицах
 
  Роман "Виконт де Бражелон" в лицах

 



#14
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

  • VIP
  • 51 498
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 01 Февраль 2022 - 08:08

Королева Марго: роман А. Дюма в лицах

 

 

 

 

"Графиня де Монсоро". Роман А. Дюма в лицах

 

 

 

"Сорок Пять": роман Александра Дюма в лицах

 



#15
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 19 Февраль 2022 - 14:50

Автор под ником Между прошлым и будущим посылает нам ценную инфу своих публикаций

 

 

Что почитать. Часть 1

 

Исторические заметки 

Музыка и танцы

Читая Дюма: а как там по истории

Читая Дюма: почему они так поступили

 

https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/chto-pochitat-chast-1-5d9a251fa660d700ad0f06e8

 

 

Что почитать. Часть 2

 

Книги, писатели, поэты и драматурги...

О чтении Читая Стругацких

Мифология... фэнтези... научная фантастика

США и Кеннеди

Мои художественные произведения

Отзывы на мои художественные произведения

Истории из жизни

Рукоделие, конструкторы и прочие развлечения

Фоторепортажи

 

https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/chto-pochitat-chast-2-5d9b7a1cb5e99200ad58031e

 

 

 

 

Что почитать. Часть 3. И посмотреть...

 

Видео

О кино, телевидении, сериалах и радио

Галереи

 

https://zen.yandex.ru/media/juliabelova/chto-pochitat-chast-3-i-posmotret-603e6fca3f8405597f2dcb53

 

 

 

Советую всем, раскройте ссылки, и вы увидите, сколько там всего интересного! И тогда стоит "закинуть"  все три себе в "загашник", чтобы время от времени. когда захочется, смотреть. Не исключено, что это будет пополняться





#16
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 17 Декабрь 2022 - 21:08

Теперь о ляпах или нелепостях "Трех мушкетеров" . при всём уважении к Александру Дюма... Очевидно, что он писал "размашисто", его помощники были довольно неряшливы в плане отделки произведений, и вот имеем то, что имеем...

 

Итак госпожа Бонасье хочет спасти королеву, неосторожно передавшую алмазные подвески герцогу Бэкингему И каким способом? Отдав письмо с просьбой НЕМЕДЛЕННО И КАК МОЖНО БЫСТРЕЕ  вернуть подвески. которые должны быть на королеву к балу старшин , в руки ... своего мужа, мэтра Бонасье Ну не дура ли! https://librebook.me/the_three_musketeers/vol2/18 Слава богу., что у того не хватило ума и хитрости выведать смысл послания или просто взять письмо (кстати ОЗАГЛАВЛЕННОЕ! -- ну папаша Дюма вы даёте) . а потом... даже страшно подумать! да, она не знала о "перерождении" своего мужа  после бесед с кардиналом и Рошфором. но... Ясно, что если она и вырвалась из капкана, то за мужем то тоже ищейки должны были приглядывать! ОБЯЗАНЫ!

  Ладно. давайте оставим даже эту опасность. Допустим с ним не было ни пребывания в Бастилии, после чего он должен был бы бояться собственной тени , не то что предпринимать столь странное путешествие, никто его не арестовывал бы. хотя уже арест жены должен был бы его напугать ... Ладно, допустим едет человек зачем то в Лондон ... позвольте, к самому Бэкингему !  Тут дурак сообразил бы что дело нечисто , и так  о королеве и Бэкингеме  судачили по всему Парижу! никакого прикрытия! Далее, ну едет себе он отнюдь не стремглав , а ведь надо спешить Понятно, что Бэкингем (как только его к нему допустили бы, он стал бы кричать, я из Франции ! Зачем? По торговым делам к герцогу?!) спешно отправил бы с подвесками верного человека в окружении переодетого отряда (эта дурочка может рассчитывала, что Бэкингем так вот ему подвески и отдаст?)  Да, но ведь еще Бонасье требовалось бы время добраться! Согласись он, что Констанция должна была бы сказать. что он должен ехать быстро, промедление смерти подобно! Вот так, да? Тут уж любой дурак понял бы, что дело дурно пахнет. и здесь какая то опасная интрига В общем королева должна была бы благодарить бога, что из-за своей помощницы сразу же не угодила в ловушку 

    Потом... Да с этим Бонасье всё могло бы случиться Его могли бы попросту ограбить разбойники! 

   В ОБЩЕМ, ГОСПОДИН ДЮМА Я ВАС НЕ ПОЗДРАВЛЯЮ С ТАКИМ СЮЖЕТНЫМ "ХОДОМ"!  Более бездарного построения интриги еще надо поискать!. 

 

     Да, фильм в этом отношении , и не только этого эпизода "на целую голову" выше  оригинала! Первая серия вообще как экранизация мне представляется лучше самой книги Ну, вторая, конечно, "по мотивам",

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

Теперь еще одна "неувязочка" (возможно я или еще кто найдет и другие) когда же это д' Артаньян не только помирился с де Вардом , но и стал с ним "на дружеской ноге" Чего то я позабыл, вот, помнится, с Рошфором подружился потом, а вот с де Вардом... Перечитать книгу, что ли снова?

 

А как еще понимать сей пассаж? Миледи , желая. чтобы шпага д'Артаньяна покарала ни в чем не повинного де Варда (нам. кстати, совершенно не объясняется, что такого де Вард мог "узнать" про нее. ну ладно по сравнению с остальным это мелочи) (к тому же дуэль на шпагах далеко не всегда ГАРАНТИРОВАННО приводила к смерти, если дуэль была бы при свидетелях д'Артаньяну могли не позволить добить беспомощно лежавшего на земле человека; об этом Миледи подумала? ну ладно, допустим она настояла бы, чтобы дуэль была внезапной и обязательно смертоносной --она ведь еще собиралась поговорить об ее условиях с ним; оставим и это) хочет назвать имя этого своего врага. как вдруг...

 

         — Его имя… — начала она.

— Де Вард, я знаю! — вскричал д'Артаньян.

— Как вы узнали об этом? — спросила миледи, схватив его за руки и пытаясь проникнуть взглядом в самую глубь его души.

Д'Артаньян понял, что увлекся и совершил ошибку.

— Говорите, говорите! Да говорите же! — повторяла миледи. — Как вы узнали об этом?

— Как я узнал? — переспросил д'Артаньян.

— Да, как?

— Вчера я встретился в одном доме с де Вардом, и он показал мне кольцо, которое, по его словам, было подарено ему вами.

— Подлец! — вскричала миледи.

 

 

Какого черта, любезный гасконец! Что за "недержание" речи!  И какая нелепая "отмазка"! Даже не обладая умом Миледи, никто бы ею не удовлетворился! Д'Артаньян, сам огорошенный сделанной им глупостью, не догадался даже сказать, что он только СЛЫШАЛ о похвальбе де Варда подаренным ему кольцом , а получается, что он ВСТРЕТИЛСЯ с ним в одном доме и тот как другу сообщил ему об одержанной им любовной победе! Совсем в дупель пьяный что ли был, что готов был говорить об этом каждому встречному, в том числе человеку, который едва не отправил его на тот свет! А Миледи принимает это "объяснение" как должное! От гнева на де Варда у нее рассудок, что ли помутился!

   Выбросить, выбросить эту нелепую сцену, Александр Александрович! Сама бы ему всё сообщила, она на выдумки горазда Так что будем считать, что ее нет и никогда не было, она вообще  не требуется по сюжету и не двигает его развитие!

 

 

 

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 Никакого сюжетного смысла не имеет и продолжение  ночного приключения д'Артаньяна с Миледи, "перекочевавшее " где то лет на 35  вперед , в эпоху Людовика XIV  в роман "Виконт де Бражелон"

 

  Приводим абсолютно не имеющий или крайне мало имеющий сюжетного развития разговор между пятидесятилетним д'Артаньяном и графом де Вардом (сыном того самого де Варда)

 

— Милостивый государь, — начал д’Артаньян, — теперь, когда мы не в королевском дворце и можем говорить громко, не нарушая приличий, я сообщу вам, почему я взял на себя смелость пригласить вас и всех этих господ. Я узнал от графа де Ла Фер, моего друга, что вы распространяете обо мне оскорбительные слухи; мне сказали, что вы считаете меня своим смертельным врагом на том основании, что я будто бы был врагом вашего отца.

— Это правда, милостивый государь, я говорил это, — отвечал де Вард, и его бледность сменилась легким румянцем.

— Итак, вы обвиняете меня в преступлении или в низости? Прошу вас точнее формулировать ваше обвинение.

— При свидетелях, милостивый государь?

— Разумеется, при свидетелях; вы видите, что я нарочно выбрал их судьями в деле чести.

— Вы не цените моей деликатности, милостивый государь. Я обвинял вас, это правда, но подробности своего обвинения я держал в тайне. Я довольствовался тем, что выражал свою ненависть перед людьми, которые не могли не сообщить вам о ней. Вы не приняли в расчет моей сдержанности, хотя и были заинтересованы в моем молчании. Я не узнаю вашего обычного благоразумия, господин д’Артаньян.

Д’Артаньян стал кусать усы.

— Милостивый государь, — сказал он, — я уже имел честь просить вас точнее формулировать обвинение, возводимое вами на меня.

— Вслух?

— Разумеется.

— Даже если речь идет о постыдном поступке?

— Непременно.

Свидетели этой сцены стали было тревожно переглядываться, но, видя, что д’Артаньян не обнаруживает никакого волнения, успокоились.

Де Вард хранил молчание.

— Говорите, милостивый государь, — попросил мушкетер. — Вы видите, все ждут.

— Ну так слушайте. Мой отец любил одну женщину, одну благородную женщину, и эта женщина любила отца.

Д’Артаньян переглянулся с Атосом.

Де Вард продолжал:

— Господин д’Артаньян перехватил письма, в которых назначалось свидание, и, переодевшись, явился вместо того, кого ожидали; затем он воспользовался темнотой…

— Это правда, — подтвердил д’Артаньян.

По комнате пробежал легкий ропот.

— Да, я совершил этот дурной поступок. Вы должны были бы прибавить, милостивый государь, если уж вы так беспристрастны, что в то время, когда произошло это событие, мне не было еще двадцати одного года.

— Поступок тем не менее постыдный, — сказал де Вард. — Для совершеннолетнего дворянина такая неделикатность непростительна.

Снова раздался ропот, в котором теперь слышалось удивление и даже сомнение.

— Это была скверная выходка, — согласился д’Артаньян. — Не дожидаясь упреков господина де Варда, я сам горько упрекал себя за нее. С годами я стал рассудительнее и честнее, и я искупил свою вину долгими сожалениями. Обращаюсь к вашему суду, господа. Дело происходило в тысяча шестьсот двадцать шестом году, в такие времена, о которых вы, господа, знаете только по рассказам, — времена, когда любовь была неразборчива в средствах, а совесть не служила, как теперь, источником отрады и мук. Мы были молодыми солдатами, вечно в боях, вечно с обнаженными шпагами. Каждую минуту нам угрожала смерть; война делала нас грубыми, а кардинал заставлял торопиться. Словом, я раскаялся в своем поступке; больше того, я и до сих пор раскаиваюсь в нем, господин де Вард.

 

Ну, дальнейшее можно опустить. Любопытно получается. действие "Трех мушкетеров" насколько помнится развивается столь стремительно, что не было никакой возможности для душеспасительной беседы Миледи с тем де Вардом  Миледи настолько разыграла перед ним из себя оскорбленную женщину... Хотела , чтобы тот попытался за нее отомстить? Лишний шанс по устранению гасконца? Но без устранения еще и Атоса бессмысленный Ну и что предпринял этот злосчастный де Вард? Вызвал д'Артаньяна на дуэль?  или попытался убить исподтишка? Да нет! Отплатить за честь любимой женщины ему могла бы помешать  только смерть на войне НО... Он дожил до того времени. когда стал взрослым его сын , которого  и посвятил в эту историю Зачем? Сам . получается, струсил вызвать д'Артаньяна. а потом (перед смертью, что ли?) всё сыну и рассказал? Повторяю, ЗАЧЕМ? Не вижу никакого ответа! ПОЛНАЯ АХИНЕЯ!





#17
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 892
  • 3 812 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Декабрь 2022 - 05:08

вот мнение PreacherPol по этому роману
 
 
Четыре мушкетёра, или Почему опасно перечитывать романы Дюма
 

При чтении документов о трагических событиях Великой Французской революции (и не только французской), часто возникает вопрос: почему люди – и те, что ещё недавно относительно мирно жили по соседству, и совершенно незнакомые, вдруг так охотно и безжалостно стали уничтожать друг друга только на основании принадлежности к определенному классу или слою общества? Не делая особых различий между мужчинами и женщинами, пожилыми и молодыми, умными и глупыми, жестокими и не очень... Ответить на этот вопрос пытались многие исследователи, историки, философы. Но, иногда ответ можно отыскать и в совершенно неожиданных источниках, казалось бы, не имеющих к данной проблеме никакого отношения. Совсем недавно я, готовясь совершить некое путешествие, решил загрузить в смартфон аудиокнигу для прослушивания в дороге. Что-нибудь лёгкое, не слишком серьезное, чтобы не забивать в отпуске неуместными проблемами голову. Выбор пал на классический и всем известный роман А.Дюма "Три мушкетёра", который был прочитан мной ещё в подростковом возрасте, и оригинальный текст уже основательно подзабылся. В памяти осталась основная сюжетная линия, подкорректированная просмотром различных киноверсий романа – от очень серьезных до пародийных.

1538391341162484266.jpg

Кадр из фильма "Три мушкетера", режиссер Ричард Лестер, 1973 г.

153839135717413558.jpg

Британский сериал "Мушкетеры", 2014 г.

1538391371136888126.jpg

"Четыре мушкетера" Шарло



#18
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 892
  • 3 812 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Декабрь 2022 - 05:09

Результат нового прочтения оказался весьма неожиданным: я обратил внимание на эпизоды, которые раньше просто пробегал взглядом. И эти эпизоды порой меня просто шокировали. Если суммировать впечатление, произведенное на меня повторным чтением романа, придется сказать, что его герои на этот раз показались мне не такими уж и положительными. А поведение их, в ряде случаев, мягко говоря, не слишком красивым. Вот, например, благородный гасконский дворянин д’Артаньян нанимает в Париже слугу по имени Планше и не платит ему оговоренного жалованья. В ответ на вполне законные просьбы Планше выплатить долг по зарплате, или, в крайнем случае, отпустить его на другую службу, д’Артаньян жестоко избивает его. Данный поступок вызывает полное одобрение у его друзей-мушкетёров, которые приходят в восторг от "дипломатических талантов" гасконца. Ещё более благородный Атос требует от своего слуги Гримо полного молчания и сам не разговаривает с ним: желания своего господина тот должен угадывать по взгляду или жестам. Если Гримо не понимает хозяина и ошибается, Атос спокойно и без всяких эмоций избивает его. В результате, как пишет Дюма (вернее будет сказать, его очередной "литературный негр"), бедняга Гримо почти разучился говорить. Не надо думать, что А.Дюма написал остросоциальный роман, обличающий жестокие нравы того времени: ничуть не бывало – все это сообщается между делом и как само собой разумеющееся. Но вернёмся к тексту. Вот типичный "маленький человек", забитый и несчастный галантерейщик Бонасье просит у своего благородного жильца д'Артаньяна (который задолжал ему приличную сумму за квартиру и отдавать ее не собирается) защиты и помощи в поисках пропавшей жены. Д’Артаньян охотно обещает и то, и другое, начинает в счёт этой помощи пользоваться у своего квартиродателя неограниченным кредитом, требуя лучшего вина и закуски не только для себя, но и для своих гостей. Но помощи никакой не оказывает, более того, позволяет полицейским арестовать его у себя на глазах, что вызывает непонимание и неудовольствие даже у его приятелей-мушкетеров. А защитить галантерейщика очень легко: у д'Артаньяна и его друзей есть и шпаги, и пистолеты, а полицейские безоружны. Когда представители закона попытаются арестовать хорошенькую жену галантерейщика, которая, не дождавшись помощи, сама сбежала из-под стражи, д’Артаньян прогонит их один, просто обнажив шпагу. И вот только теперь гасконец все же великодушно намеревается оказать реальную помощь г-ну Бонасье – планирует заменить его в супружеской постели. Интересно также поведение мушкетёров в гостиницах во время знаменитой поездки в Англию за подвесками королевы. Портос, из-за сущего пустяка ввязался в дуэль, был ранен и остался в гостинице. Хозяин организует для него лечение у местного врача и уход. В качестве благодарности Портос угрожает ему физической расправой, и вообще, требует не беспокоить по таким пустякам, как оплата счетов. Вообще-то, деньги у него были – д’Артаньян выдал ему четверть суммы, украденной г-жой Бонасье у собственного мужа, но Портос их проиграл. И теперь, вместо того, чтобы попытаться как-то договориться с хозяином, терроризирует бедолагу, который не смеет ни выгнать его, ни кому-то пожаловаться. Думаю, любой наш "браток" из 90-х признал бы, что благородный Портос – просто беспредельщик и отморозок и "быкует не по понятиям". С благородным Атосом ещё интереснее: его обвиняют в попытке расплатиться фальшивыми монетами, причем речь явно не идёт о какой-то тюрьме или каторге, все благополучно решится в течение часа-двух. Но Атос психует, ввязывается в схватку и, отступив, баррикадируется в хозяйском погребе. Укрытие не слишком надёжное: был бы реальный приказ кардинала об аресте, вытащили бы Атоса оттуда за 5 минут. Но, подобно пресловутому "неуловимому Джо", никому Атос не нужен. Обнаружив в погребе изрядные запасы вина, Атос забывает обо всем на свете и начинает заниматься тем, что у него в этом романе получается лучше всего: уходит в запой. Хозяина в "приватизированный" им погреб, он, разумеется, не пускает. А когда появляется д'Артаньян, бывший граф действует по принципу "что не съел, то понадкусаю": портит оставшиеся продукты и разливает недопитое вино. Но это, разумеется, всего лишь невинная шалость – данный мушкетер способен на большее. В припадке пьяной откровенности, Атос рассказывает о том, что он, оказывается, аристократ не из последних: граф, «знатный, как Дандоло или Монморанси», «был полновластным господином на своей земле и имел право казнить и миловать своих подданных». И о шестнадцатилетней девушке, «прелестной, как сама любовь», на которой он когда-то женился.

1538391530180856850.jpg

Мила Йовович в роли Миледи



#19
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 892
  • 3 812 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Декабрь 2022 - 05:11

И, обнаружив на плече жены клеймо в виде лилии, «совершенно разорвал платье на графине, связал ей руки за спиной и повесил ее на дереве» (ничего особенного: «всего лишь убийство», – говорит Атос потрясенному этим рассказом д`Артаньяну). Давайте остановимся на минуту и попытаемся сообразить, что же такого могла натворить несовершеннолетняя девочка, что ее заклеймили, как преступницу? Атос скороговоркой отвечает: «была воровкой». Но позже выясняется, что воровкой его жена не была: влюбленный в молодую монахиню священник украл церковные сосуды, чтобы уехать с ней «в другую часть Франции, где они могли бы жить спокойно, ибо никто бы их там не знал». При попытке бегства они были арестованы. Священника заклеймили и осудили на 10 лет. Палач из Лилля оказался братом этого священника, он решил, что малолетняя неопытная девочка (лет 14, наверное, тогда ей было) виновата в том, что её соблазнил взрослый педофил. Что-то очень знакомое, на языке вертится, а, вспомнил!

 

«Твои волосы, губы, и плечи – твои преступленья, потому что нельзя быть на свете красивой такой».

 

н выследил её и самовольно заклеймил. А, между тем, ставшая графиней бывшая монахиня (по утверждению самого Атоса) была умна, образованна, хорошо воспитана и прекрасно справлялась с ролью "первой дамы" графства. Возможно, девочка – сирота из "хорошей семьи", насильно отправленная в монастырь опекуном, присвоившим ее имущество. Но Атосу лень разбираться: повесил ее – и нет проблемы. Так поступает он с женщиной, на тот момент равной ему по статусу. Не трудно представить, как обращался граф с "простонародьем", имевшим несчастье проживать на подвластной ему территории. В общем, был благородный Атос типичным "диким помещиком". Стоит ли удивляться, что потомки крестьян, дворянских слуг, трактирщиков и прочих галантерейщиков, когда пришло время революции, стали дружно уничтожать потомков Атоса, Портоса, Арамиса и д'Артаньяна? Просто потому, что те были дворянами. Слишком долго, из поколения в поколение, копилась ненависть и слишком концентрированной она была, чтобы разбираться, кто из бывших хозяев прав, а кто – виноват. То же самое было и в России.

 

Итак, к людям из народа герои романа относятся почти как к животным. И никого из окружающих это не удивляет: они ведут себя точно так же, как их сослуживцы, друзья, родственники. Но, может быть, среди людей, равных себе, эти четверо были воплощением и эталоном рыцарства, носителями высоких нравственных идеалов и обладали выдающимися моральными качествами? Увы, здесь тоже не все гладко. Портос на фоне остальных выглядит почти хорошо: всего лишь недалёкий солдафон, на таких, в общем-то, любая армия держится. Ещё он альфонс, находящийся на содержании у 50-летней мещанки (по тем временам просто старуха). Но это русские гусары, если верить анекдоту, «с женщин денег не берут» – французские королевские мушкетеры берут и с огромным удовольствием. И никто не называет Портоса не слишком лестными словами типа une catin или putaine, единственное, чего он стесняется – того, что его содержательница не дворянка.

 



#20
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 892
  • 3 812 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Декабрь 2022 - 05:12

С Атосом – все гораздо серьезнее: бывший большой барин-самодур, мизантроп, алкоголик и дегенерат с очень странными понятиями о чести и уникальными моральными принципами. Не считает зазорным проиграть в кости имущество своего друга (д'Артаньяна). А в экспедицию за подвесками отправляется, находясь под следствием: из тюрьмы его совсем недавно выпустили под честное слово капитана де Тревилля, который поклялся, что до выяснения всех обстоятельств Атос не покинет Париж. Но что такое для сиятельного графа честь своего командира и что такое элементарное чувство благодарности? Большую часть времени он либо пьян, либо находится в состоянии апатии и безразличия, "светлые" промежутки, во время которых он удивляет всех изысканными манерами и здравыми суждениями – редки и непродолжительны: «В дурные часы Атоса – а эти часы случались нередко – все светлое, что было в нем, потухало, и его блестящие черты скрывались, словно окутанные глубоким мраком… Опустив голову, с трудом выговаривая отдельные фразы, Атос долгими часами смотрел угасшим взором то на бутылку и стакан, то на Гримо, который привык повиноваться каждому его знаку и, читая в безжизненном взгляде своего господина малейшие его желания, немедленно исполнял их. Если сборище четырех друзей происходило в одну из таких минут, то два-три слова, произнесенные с величайшим усилием, – такова была доля Атоса в общей беседе. Зато он один пил за четверых, и это никак не отражалось на нем», – пишет Дюма.

 

В то время, как отправленная им на смерть юная жена во второй раз за свою короткую жизнь буквально "восстает из пепла", оказавшись в роли доверенного лица и ближайшей сотрудницы самого великого политика и государственного деятеля Франции, граф де Ла Фер скатился до уровня рядового мушкетёра. Более того, он вынужден был инсценировать свою смерть, и скрывает свое истинное имя. Что-то совсем уж скандальное и нехорошее натворил господин граф: настолько серьезное, что привычная отмазка, мол, ничего особенного, «всего лишь убийство», не сработала. И преступление это явно посерьезнее проступка малолетней девочки, которая имела несчастье стать его женой. Кстати, Вы обратили внимание, с какой готовностью, почти радостно, избавляется граф от своей молодой, красивой и ведущей себя безупречно супруги? А потом – сторонится женщин, предпочитая их обществу компанию винных бутылок. Невольно появляются мысли об импотенции Атоса, либо – о его латентной гомосексуальности.

 

А вот Арамис – самовлюблённый ханжа и лицемер, ухаживающий за собой побольше, чем иные женщины. Между делом Дюма сообщает, что

 

«Арамис избегал опустить руки из страха, что жилы на них могут вздуться».

 

Потом:

 

«Время от времени он пощипывал мочки ушей, чтобы сохранить их нежную окраску и прозрачность».

 

Далее:

 

«Говорил он мало и медленно, часто кланялся, смеялся бесшумно, обнажая красивые зубы, за которыми, как и за всей своей внешностью, по-видимому, тщательно ухаживал».

 

И еще:

 

«Любуясь своей белой и пухлой, как у женщины, рукой, которую он поднял вверх, чтобы вызвать отлив крови».

 

А также:
«Руки, на которые сам он (Атос) не обращал никакого внимания, приводили в отчаяние Арамиса, постоянно ухаживавшего за своими с помощью большого количества миндального мыла и благовонного масла».

И, наконец:

 

«Арамис… написал изящным женским почерком десяток строк».

 






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта