Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Советский офицер в Голливуде. Образ романтического врага

тема противостояния двух сист шпионаж и разведка

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 14:11

                                                          (1943-1966)

 

 

Отношения между нашими странами очень четко отражал Голливуд. Посмотрите эту подборку и вам все станет ясно.

                                                                f1acce3d27f9d2844e80a8ec7cc21116.jpeg       

 
Примерно так представлял советских офицеров Голливуд 50х. Больше наград! Еще больше чудесных наград... И две звезды Героя!

 

1. Юл Бриннер

Роль: майор Суров.

 
                                                                    bbcad4284741b29021ed96506169597f.jpeg
                                                                          
                                                                            Юл Бриннер и Дебора Керр в фильме "Путешествие" 1959.


Фильм "Путешествие", 1959 год.


Голливудская суперзвезда Юл Бриннер играет советского майора Сурова (причем, судя по погонам, танкиста), который во время Венгерского восстания останавливает на границе для проверки группу австрийских беженцев. И там, конечно же, влюбляется в героиню Керр, то ли жену, то ли любовницу главы венгерских повстанцев (тот следует с группой тайно). Вообще, тут явный перепев сюжетных линий знаменитой "Касабланки".
Майор Суров герой войны, силен, честен, мужественен, благороден, образец настоящего советского офицера. Но враг.
Вообще, забавная тенденция в те годы (я не беру явные агитки). Голливуд решил, что силе коммунистической идеи можно противопоставить только и исключительно силу любви. Отсюда столько фильмов на одну тему.
"Пилот реактивного самолета", "Шелковые чулки" и "Железная нижняя юбка" (все три -- перепевки знаменитой "Ниночки" Любича), "Путешествие" и т.д.

Русский по происхождению (Юлий Александрович Бринер родился во Владивостоке), бывший цирковой акробат, исполнитель цыганских песен, воспитанник театральной студии знаменитого Михаила Чехова (вместе с ним он приехал в США), Бриннер делает ставку на свою пластику. Его майор Суров в фильме неуловимо напоминает Павла Кадочникова в советском фильме "Подвиг разведчика". Помните: За нашу победу!

Только посмотрите, как по-русски Бриннер ходит, как размахивает руками, как закуривает самокрутку и тушит спичку. А глазами делает -- страдальчески, как Кадочников в момент эмоционального напряжения.

Юл Бриннер, как хороший актер, на совесть работал над образом. И, возможно, изучал тот же "Подвиг разведчика".

И конечно, особая "бронзовая" мужская харизма актера, как всегда, в тему. Настоящий солдат и командир.

Плюс спасибо художникам по костюмам. Нечасто увидишь в голливудском кино советского офицера без пяти-шести звезд героя. И целой гирлянды странных орденов, включая почетный знак "За повторное освобождение Зимбабве".

 

2. Грегори Пек

Роль: капитан Виктор Дитятько

                                            ab4ced0f88c61b3ab3f84daad06c0e14.jpeg
                                                     
                                                                                      "Days of Glory", 1944


Грегори Пек и влюбленная балерина. Так в Голливуде представляли партизанскую борьбу советских людей.

Но вообще, они правы. Принцип "Развлекая, убеждай", работает на сто процентов.
Фильм "Дни славы", 1944 год. Страшная зима 1941 года, в тылу немцев действует партизанский отряд.
Грегори Пек -- капитан Виктор Дитятько, судя по петлицам, инженерные войска. Суровый и слегка отрешенный командир отряда, до последнего скрывающий, что влюблен в балерину Нину, случайно прибившуюся к отряду.

 

P.S. На фото выше не Нина, а девушка-снайпер отряда. Нина дальше.

 

                                                             8582a6354cd8038f954d4b83759b8184.jpeg

 
                                           Кубари и саперные петлицы. Форма РККА образца 1940 года.

Нину играет настоящая русская балерина Тамара Туманова.
А про Грегори Пека в Советском Союзе долго ходили слухи, что он по происхождению русский (хотя это не совсем так). Кстати, первая его роль в кино. Позже актера долго мурыжили на комиссии по антиамериканской деятельности. Мол, признайтесь, вы коммунист, товарищ Пек. "На здоровье! - отвечал Пек. - Не дождетесь".
Еще интересно, что в фильме герои поют песню Захарова и Исаковского "И кто его знает" на английском. Очень симпатично звучит. Послушайте:

 

 

                                      и кто его знает 1944 на английском языке

 

Кстати, эту песню часто принимают за народную. Моя бабушка ее пела, когда в Кунгуре были застолья.

На самом деле песню написали Захаров и Исаковский для знаменитого хора Пятницкого, еще до войны. Как и не менее легендарную "Вот кто-то с горочки спустился".

                                                         a1ce60cd8967861245b738eb0fdd9760.jpeg
 
 
                                            Грегори Пек (Виктор) и Тамара Туманова (Нина). "Days of Glory", 1944.
                                                                       4643da432ae8a79a8d740a0cbcb84bcb.jpeg
 
                                                       Ballerina Tamara Toumanova, 1941, фото George Platt Lynes

3. Кэтрин Хепбёрн

                                                                          
                                                                  e756b12ebdcc6d06d1065509013d90e1.jpeg  
 
                                    Кэтрин Хепберн в роли стальной советской летчицы, героини войны.


Знакомьтесь, капитан Винка Ковеленко! Минимум дважды герой Советского Союза. И перебежчица на запад -- фальшивая, конечно. На самом деле она агент КГБ, а в британского контрразведчика влюбилась случайно.
Фильм "Железная нижняя юбка", 1956 год.
Один из тех фильмов, что я не смог досмотреть. Обычно Кэтрин Хепберн мне нравится, а тут ее своеобразное раздражающе-милое обаяние меня только только бесило. Фильм провалился в прокате и, вроде бы, считается худшим в карьере Хепберн (а у Кэтрин, между прочим, 4 Оскара за главную роль и несколько наград Каннского фестиваля!).

Казалось бы, мораль проста -- если играешь советского офицера, Оскара тебе не видать, как своих ушей...

Но из любого правила есть исключения. Об этом дальше.

                                                                 f34d3b3a9843a63555a057028b575287.jpeg
 
 
                                                                       Советские офицеры даже танцуют сурово.
                                                                          e218776006b27d67056160dad0a4c830.jpeg
 

 
                                                                                           И все же -- красотка!
                                                                      1a6d168a1066ecb7f9f71c8ce14074a5.jpeg
 
 
Только зачем такой широкий ремень через плечо? И черные перчатки? А от этого сурового взгляда бледнели даже бесстрашные немецкие асы... А как быть простому британскому контрразведчику?





#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 14:51

4. Алан Аркин

Фильм "Русские идут! Русские идут!", 1966 год.

 

Советская подводная лодка садится на мель у берегов американского острова. Команда русских моряков во главе со старпомом отправляется на берег, чтобы найти корабль и снять лодку с мели. Но это не так просто. Жители острова, простые американцы, оболваненные пропагандой, склонны видеть врагов везде и всюду.

Это комедия -- умная и сатирическая.

За роль советского подводника Алан Аркин номинировался на Золотой глобус и Оскар в категории "Лучшая мужская роль". Получил в итоге только Глобус, но заслуг актера это нисколько не умаляет. Алан Аркин играет очень тонко и точно. Поразительный актер. Его лейтенант Юрий Розанов и смешной, и трогательный, и жесткий, когда надо. И просто по-настоящему живой хороший человек.
Мир устал от Холодной войны. Это чувствовалось. После страшнейшего Карибского кризиса, когда две сверхдержавы все-таки, хотя и с трудом, смогли удержаться от военного противостояния, люди начали думать: а может, на той стороне такие же люди, как мы?
"Русские идут" был пиком голливудской оттепели.
А потом грянул недобрый 1968 год. Пражская весна, советские танки в Чехословакии, и русские снова стали голливудским врагом номер 1.

 

                               c79b3f541993e9d8dbafb82b31c0d021.jpeg

 

                                 Старший помощник Юрий Розанов на фоне советской лодки "Спрут".

 
                               2d98476e34ca2b1f9466141226292a83.jpeg
 
Все мы люди. Лейтенант Розанов ни в кого не влюбляется, зато очень хороший человек. А я рядом с ним -- русский матрос, влюбившийся в американскую девушку. Нет, Голливуд без любви не Голливуд :)

Но прежде чем перейти к "плохим русским", немного об оттепели. Первая такая оттепель в отношениях СССР и США случилась во время Второй мировой войны, когда мы были союзниками в борьбе против Гитлера.

В Советский Союз потоком шли караваны с военной техникой, алюминием и банками американской тушенки. А Голливуд был призван объяснить простому американцу, почему Америка помогает русским.

Ответ прост: потому что русские хорошие. Временно, конечно.

 

5. Дэна Эндрюс (это мужское имя)

 

Роль: младший лейтенант Коля Симонов. Авиация.

 

"Северная звезда", 1943 год.

 

В общем-то, обычный голливудский фильм, простой и незамысловатый, с песнями и плясками. Интересно, что сценарий написала Лиллиан Хеллман, известный драматург и убежденная коммунистка, а режиссером стал Льюис Майлстоун ("На западном фронте без перемен").

Вот счастливая мирная жизнь, вот два брата -- Коля и Демьян -- старший летчик, младший только что закончил школу. Вторгаются враги, старший брат гибнет в бою, протаранив горящим самолетом вражеские танки, а младший хватает винтовку и идет за него мстить.

Только герои носят русские имена и иногда говорят "колхоз" и "нужно обязательно трудиться". А платки голливудским актрисам очень идут! Как и мужчинам -- военная форма авиации РККА образца 1940 года (летчики, похоже, единственные, кто в Красной Армии носил галстук).

 
                                          52fd133e607973bf72014cd5c0afab45.jpeg               

 
                                                                    А хороши русские девушки в платочках!
 
                                                             8b15cff70e5ce1a7a1bf98712a152a44.jpeg
 

Фильм удачно прошел в прокате и был номинирован на 6 (!!) премий Оскар. Но не получил ни одной.

 

Самое интересное, что один из голливудских фильмов из серии "симпатия к советам", после событий 1956 года -- Венгерского восстания, был перемонтирован и переозвучен, как "антипатия к этим ужасным русским". Теперь деревня стала венгерской, а танки -- советскими (!!!). То, что каски и форма у "советских солдат" нацисткие, видимо, никого в Голливуде не смущало. А вместо немецких врачей, выкачивающих кровь у русских детей, появились русские, выкачивающие у венгерских. Бред, который даже американцам оказалось трудно переварить.

Фильм получил название "Бронированная атака" (1956). И был показан только по телевидению.

 
                                                     407e1416c6411a5f58776e843085825f.jpeg
 
                                               Русский лейтенант Коля Симонов стал венгерским летчиком

Но вернемся к оттепели времен Великой Отечественной войны. Да, русские и американцы были когда-то друзьями.

 

6. Пол Муни

 

Роль: сержант Алексей Кульков (или Кулков), десант.

 

Фильм называется "Контратака", вышел в прокат в 1945 год. Так сказать, последний аккорд просоветского Голливуда.

Интересный факт. Фильм снят по пьесе, написанной советскими драматургами. Илья Вершинин и Михаил Рудерман создали пьесу "Победа", а известный голливудский сценарист Джон Лоусон превратил пьесу в сценарий.

Это был закат нашей союзнической дружбы. Уже готовилось охлаждение между странами, а президент Трумэн, заменивший Рузвельта, собирался открыть "охоту на ведьм" -- гонения на всех, кто симпатизирует "красным".

"Контратака" рассказывает историю одного из выживших десантников. Алексей Кульков вместе с девушкой-антифашисткой Эльзой оказывается после артиллерийского обстрела заперт в подземелье вместе с 7 немецкими солдатами. У десантника есть оружие. Алексей подозревает, что среди немцев прячется высокопоставленный нацисткий офицер и начинает психологическую игру, чтобы выведать, кто он, и узнать планы немецкого командования. Для этого он даже притворяется, что готов перейти на сторону нацистов...

Фильм провалился в прокате. Психологические игры с участием русских оказались американскому зрителю неинтересны. То ли дело любовь..

 

 

                                        .141ab401b39abb78497bd53113acd02b.jpeg





#3
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 15:07

7. Анна Стэн

 

Роль: медсестра Надежда

Фильм "Три русские девушки", 1943. Режиссеры Генри С.Кеслер и Федор Оцеп.

Один из самых успешных фильмов "красной волны" Голливуда. Романтическая комедия. Все, как мы любим. Универсальная история, мелодраматические нотки, любовь и песни. Миром правит любовь -- даже в огне войны.

Фильм начинается как история трех подруг, но затем выделяется главная линия.

Медсестра Наташа (Анна Стэн) провожает русского жениха на фронт и идет работать в госпиталь медсестрой (звание нам неизвестно, но медперсоналу присваивали звания, соответствующие армейским). Там она встречает раненого американского летчика Джона (Кент Смит). Вспыхивают чувства.

Американец делает ей предложение, но Наташа отказывается. Она только что узнала, что ее русский жених погиб на фронте. Чтобы искупить свою вину, она едет на фронт, работать медсестрой под вражеским огнем...

Но новая встреча влюбленных неизбежна. Это все-таки комедия и Голливуд.

Фильм номинировался на Оскар за лучшую музыку и песни.

Интересно, что за русскую часть фильма отвечал легендарный сценарист и режиссер немого кино Федор Оцеп. После революции он эмигрировал в США и устроился работать в Голливуд.

                                       96a82a3d6e74d26954fbf87c798f0512.png                                        
                                             

 
             Красавец летчик в кожаной куртке. Кто может устоять? А этот его милый американский акцент...
 
                                            1bea117156fd882175ba8f88d63af412.jpeg      
 
                              Русские девушки прекрасны. Особенно в буденовке :) Кент Смит и Анна Стэн.

8. Скотти Бейкер

 

Роль: комиссар

 

Небольшое отступление от темы "советский офицер". На фото советский мальчик Павел, играет его Скотти Бекетт. В фильме он комиссар (сам вызвался) крошечного отряда из пяти детей, что решили самостоятельно бороться с немцами. Что интересно, один из детей -- Джон, сын английского инженера. Его отец пытался взорвать мост перед наступающими танками, но его поймали и расстреляли немцы.


Фильм "Мальчик из Сталинграда" (1943), США.

 
                                              855f8ceaa28dd0966c8ca150b8d17325.jpeg                        
                                                      
                      Советский партизан Павел с трофейным пистолетом. "Павел, я дам вам парабеллум"

Фильм простенький и наивный, но очень симпатичный. И, увы, с трагическим финалом -- дети героически гибнут.

Спасибо, что такие фильмы снимали. Все создатели этих фильмов во времена сенатора Маккарти и "Охоты на ведьм" огребли таких бонусов за свою симпатию к русским, что мало не покажется.

 

9. Роман Топоров

 

Роль: лейтенант Максим Кирошилов

 

"Берлинский экспресс", 1948. Режиссер Жак Турнёр.

 

Интернациональная компания едет в одном купе. Русский, англичанин, американец и француз. У них пикировки и споры, но тут к ним обращается за помощью прекрасная женщина... Она ассистентка ученого, который придумал, как примирить Восточный и Западный Берлин. Профессор ехал на конференцию ООН, но его похитила группа недобитых нацистов...

Бравый интернационал, забыв о спорах, отправляется спасать профессора. И конечно, спасет.

Несмотря на имя, актер Роман Топоров родился не в России, а в Польше. Но выглядит стопроцентно русским.

Один из лучших фильмов в подборке. Нуар, тайны, подлые нацисты, приключения и мужская дружба. И, конечно, прекрасная женщина.

 
                                           f229257c5ffdb8c479d85ac028ba054e.jpeg            
 
Позвольте, мадмазель, донести ваш чемодан. Советский офицер внешне грубоват и суров, но настоящий джентльмен.

 

                                          6bf5b56456d95294de1e397591611ee5.jpeg
 
                                                   И вообще, он хороший парень, этот Максим Кирошилов.




#4
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 15:22

10. Джанет Ли


Роль: старший лейтенант Анна Марладова, авиация.




                                                                   
                                                     e1dcca1695dbe2592c5777a327b7e341.jpeg

 
 
                                                Это промокадр к фильму. Чудесный цвет советского мундира.

 

Фильм "Пилот реактивного самолета", 1959

 

Лейтенант Марладова -- один из самых симпатичных советских офицеров на большом экране. Гарантирую.

Фильм -- идейный наследник "Ниночки" Эрнста Любича. Только заменили несгибаемую красавицу-комиссаршу на красавицу-летчицу, а театрального антрепренера на сурового летчика Джона Уэйна (нет, в этот раз главный ковбой США играет не ковбоя).

Советская летчица делает вид, что перебегает на Запад, но это военная хитрость. На самом деле задача старлея Анны (Джанет Ли) влюбить в себя и увезти в Россию лучшего американского летчика. Советский Союз создает реактивную авиацию -- и Советам бешено не хватает опыта крутого американца.

И конечно, американец поддается чарам очаровательного советского офицера. И почти готов предать Родину... но все же справляется с собой. Герои прощаются. Лейтенант Марладова летит домой, в СССР.

Фильм не имел кассового успеха. Но все равно, симпатичный образец жанра.




 
                                                 9f07b9d81e6fa831200bba3a71124386.jpeg
                                                  
 
                          Коленочку ушибла. Процесс соблазнения идет полным ходом. Джанет Ли и Джон Уэйн.



 

                                                    acdf43b841fe5f0c61f4769330bf616d.jpeg
 
                            Советская летчица мила и сексуальна. Недаром дважды Герой Советского Союза!



                                     23afda1a082fe1b3c97aa3268fdcfb6a.jpeg                                  

                                                              
 
                                                                  Ми-ми-ми. Но вообще, красивая пара.



 

                                                                                                                              
                                                                  d808d142392b0d236afec21a80274f95.jpeg
Старший лейтенант Марладова в парадной форме. Судя по почетному знаку на левой стороне груди, она еще служила и в инженерных войсках :) Летающий сапер. Какая женщина, вах!



 
                                                    cffc3e2c3dcd626473a495cf2966e222.jpeg
                                                                                                                      
 
                                                                  Все равно красивая пара. Прощаться не будем...

Даже эта относительная оттепель 60х закончилась. Пришло время суровой зимы и настоящих "плохих русских"...

 

 

 

 

                                                                (1991 - 2014)

 

                                https://zen.yandex.ru/media/vrochek/sovetskii-oficer-v-gollivude-renessans-romanticheskogo-vraga-19912014-5b3e19b7f1deaf00a88de4ea





#5
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 15:54

 Шпионы как мы

 

Почему в разгар холодной войны, всего через пару лет после Карибского кризиса, на экраны Америки вышло шоу, в котором агенты из США и СССР были не злейшими врагами, а сотрудниками одной организации? 

 

 

 

                                            001_4.jpg

 

 

                                                                                   

 

 Когда вспоминаешь такие яростные антисоветские боевики 1980-х, как «Рэмбо: Первая кровь 2» и «Красный рассвет», легко предположить, что Голливуд всегда воевал с СССР и всегда изображал наших соотечественников исчадьями ада, заслуживающими ракету между глаз. Мол, это в реальной жизни война была «холодной», а на экране режиссеры могли развернуться на всю катушку и снимать фильм за фильмом, в которых доблестные американские контрразведчики изобличали злобных русских шпионов, а добрые американские бомбы мирно разрывали на куски коммунистическую «саранчу», лелеющую кровавые замыслы мирового господства. Но на деле все было не так просто – на «Рэмбо» свет клином не сошелся.

 

Экранные отношения США и коммунистической России начались вскоре после революции 1917 года, и в то время они были предсказуемо плохими. Сперва Голливуд пугал американцев историями о том, что в России отменили браки и сделали женщин общей собственностью (пошлость и моральное негодование в одном флаконе!), а затем начал регулярно выпускать ленты о наивных американских юношах и девушках, попадающих под влияние агитаторов-большевиков. Кстати, в ранних фильмах такого рода было модно намекать, что коммунисты сплошь евреи. Америка никогда не была по-гитлеровски антисемитской, но отношение к еврейским мигрантам в первой половине XX века было весьма настороженным…

 

             

 

                            

                                                                                       005(18).jpg

                           

                                  

 

                          

 

В 1930-х в голливудских лентах было не так уж мало положительных русских героев, но, конечно, это были не большевики, а их противники –

жертвы красного террора или белоэмигранты, прозябающие в Европе. Так, в 1937 году киевлянин Анатоль Литвак, сбежавший из СССР в 1925 году, снял трагикомедию «Товарищ» о вымышленных царских родственниках, которые располагают огромными средствами династии Романовых, но работают прислугой, так как честь не позволяет им тратить на себя государственную казну, которую им доверил Николай II. В финале герои передавали царские богатства советскому правительству, чтобы спасти голодающих крестьян. Более благородных персонажей в то время трудно было представить.

«Хороший» советский большевик мог появиться на экране лишь в том случае, если это была наивная русская красавица, которой по ходу действия предстояло перевоспитаться в объятиях западного героя. Классической лентой такого рода была романтическая комедия Эрнста Любича «Ниночка» – выпущенный в 1939 году комедийный дебют шведско-американской звезды Греты Гарбо. Знаменитая драматическая звезда изображала торговую представительницу СССР в Париже, которая под влиянием французского аристократа осознает преимущества капиталистического гламура в сравнении с советской «серостью». Лента была полна мрачно-остроумных шуток по поводу «чисток» и «пятилетних планов», и она считалась столь удачным антикоммунистическим произведением, что уже после войны американцы широко показывали ее в Италии, чтобы не допустить демократического прихода к власти итальянской компартии.

Были в то время и картины о прямых столкновениях американских и советских персонажей, но баталии эти были скромными, почти индивидуальными. Например, в 1938 году Генри Фонда сыграл главную роль в морской драме Генри Хэтуэя «Порождение севера» о жесткой вражде между несколькими рыбаками из СССР и с Аляски. Злодей фильма в исполнении выпускника училища МХАТ Акима Тамирова (армянина из Тбилиси, который в 1923 году остался в Америке, когда его труппа туда приехала на гастроли) был одним из самых омерзительных русских всего голливудского довоенного кино. Показательно, что он был рыбаком, а не генералом – о будущих военных сражениях СССР и США тогдашний Голливуд практически не заикался. Основной коммунистической угрозой Америке считалась «пятая колонна» домашних большевиков.

 

                                                                                           002(21).jpg

 

                         

                                                     

 

Вторжение Гитлера в СССР и заключение между США и нашей страной союзнических соглашений заставили американскую пропаганду развернуться на 180 градусов. Америка не могла официально поддерживать враждебную страну злобных подонков и наивных красоток с промытыми мозгами. Так что правительство убедило Голливуд начать снимать кино, представляющее Советскую Россию в радужном свете. Апофеозом прославления СССР стала лента Майкла Кертиса (лауреата «Оскара» за «Касабланку») «Миссия в Москву», основанная на воспоминаниях американского посла в СССР Джозефа Дэвиса и утверждающая среди прочего, что «большая чистка» 1937-1938 годов была наказанием реальных предателей, германских и японских шпионов. Пожалуй, ни один иностранный фильм ни до, ни после «Миссии в Москву» не изображал с такой симпатией Иосифа Сталина и других советских вождей. И это была не студийная самодеятельность, а государственный проект. Президент Рузвельт несколько раз встречался с Дэвисом, чтобы узнать, как продвигается работа над фильмом.

Прочие голливудские фильмы об СССР, вышедшие в военные годы, кремлевскую политику не затрагивали, но они также прославляли доблесть, трудолюбие и талантливость советских людей и утверждали, что американцы и русские могут быть друзьями и соратниками. Грегори Пек начал свою голливудскую карьеру, сыграв героического партизана Владимира в фильме 1944 года «Дни славы». Эта лента любопытна тем, что в ней не было никаких американцев – только советские партизаны, до последней капли крови сражающиеся с немцами неподалеку от Тулы.

Весьма примечательна и картина 1942 года «Мисс В. из Москвы», которую можно было бы назвать шинелью, из которой вышли советские фильмы про разведчиков, если бы этот фильм был у нас известен. Певица и актриса Лола Лейн изобразила в триллере Альберта Германа советскую разведчицу Веру Марову, которая внедряется в парижскую нацистскую верхушку, выдавая себя за знаменитую немецкую шпионку (на самом деле убитую французским Сопротивлением). Кто же знал, что у Штирлица была сестра! Кстати, подружка Супермена Лоис Лейн была названа в честь Лолы Лейн.

 

                                                                                                           003(31).jpg                                                                                                 

 

              

 

Разворот Америки в сторону СССР был столь всеобъемлющим, что некоторые голливудские коммунисты восприняли это как знак будущей «конвергенции» – послевоенного мироустройства, в котором капиталистические страны воспримут все лучшее из социализма, а Советский Союз откажется от авторитаризма и прочих «чрезмерностей», портящих ему репутацию. Чтобы подготовить почву для такой всеобщей гармонии, они начали создавать картины вроде драмы 1943 года «Нежный товарищ», где Джинджер Роджерс, знаменитая актриса и танцовщица, сыграла женщину, организующую коммуну для американок, ждущих мужей с войны и не могущих без посторонней помощи оплачивать семейные расходы. В контексте фильма совместная жизнь героинь подавалась как прагматичное решение, позволяющее экономить деньги и морально поддерживать друг друга. Но зрителям, умеющим читать между строк, ясно было, что лента пропагандирует социализм.

 

 

Однако долго такая «идиллия» не продержалась. Как только война подошла к концу, государственная пропаганда вновь сделала резкий поворот, и кино, которое еще недавно поддерживалось на высшем уровне, стало считаться национальным предательством. Сменивший умершего Рузвельта президент Трумэн считал, что атомная бомба – это божественный дар и знак того, что Господь вверяет Америке судьбу человечества и право наказывать Зло и защищать Добро. Нормальные отношения с «безбожным СССР» в такое видение мира никак не вписывались, и Трумэн и его коллеги занялись шитьем «железного занавеса» и созданием антисоветской коалиции из стран, с некоторыми из которых США только что кровопролитно воевали.

 

 

Воспользовавшись этим политическим шансом, члены Конгресса развернули «охоту на ведьм» – прежде всего чтобы поднять свои политические рейтинги более увлекательным для американцев занятием, чем нудные обсуждения бюджета. Ловить голливудскую «пятую колонну» было проще и приятнее всего, поскольку публика знала кинознаменитостей и поскольку для выявления коммунистов было достаточно почитать титры просоветских военных лент и поинтересоваться у создателей этих картин, кто их товарищи по партии. Масла в огонь скандала подлили консервативные голливудцы вроде Уолта Диснея и Рональда Рейгана (в то время президента Гильдии киноактеров), настаивавшие на опасности окопавшихся на «фабрике грез» коммунистов, и голливудские либералы вроде режиссера Джона Хьюстона, которые утверждали, что преследование людей за их взгляды противоречит Конституции. Последние, впрочем, были в меньшинстве, и их ряды быстро растаяли, когда политическое давление усилилось.





#6
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 15:59

009(15).jpg

 

Пока одни голливудцы, включая создателей «Нежного товарища» (канадский режиссер с украинскими корнями Эдвард Дмитрык и сценарист Дональд Трамбо), пополняли «черные списки» выявленных коммунистов и их попутчиков, а другие, спасая свои карьеры, сдавали товарищей и каялись перед страной, крупные и мелкие студии наперебой снимали фильмы о «красной угрозе». Каких только лет на эту тему тогда не снималось! Фильмы о «пятой колонне», фильмы о коммунистах в странах «третьего мира», фильмы о борьбе с советскими шпионами, многочисленные фантастические ленты о вторжениях инопланетян, в которых видели аллегорическое изображение коммунистов (классический пример – «Вторжение похитителей тел» 1956 года)…

Был даже фильм 1957 года «Пилот реактивного самолета», в котором звезда вестернов Джон Уэйн и будущая жертва «Психо» Джанет Ли изображали американского полковника авиации и советскую летчицу-перебежчицу, а на самом деле шпионку. Влюбленные друг в друга герои пытались перетянуть партнера на свою политическую сторону, и американец в финале побеждал. Продюсером этой картины был будущий герой «Авиатора» Говард Хьюз, обожавший Голливуд и самолеты.

К концу десятилетия и голливудцы, и американцы очень устали от этого вала параноидальной милитаристской пропаганды. «Охота на ведьм» к тому времени тоже стала сходить на нет. А потом случилось нечто ужасное. Карибский кризис 1962 года в течение 13 дней угрожал всему миру атомной войной. И так как в то время не было известно, что кризис был исчерпан, когда Кеннеди и Хрущев пошли на взаимные уступки, то со стороны казалось, что СССР спас человечество, согласившись вывести ракеты с Кубы, а США до последнего момента давили и рассчитывали на войну (Кеннеди скрыл, что согласился на вывод атомного оружия из Турции, а Хрущев не предал это гласности). Для здравомыслящих людей это был шок – впрочем, шок ожидаемый. Еще до кризиса было ясно, что западный милитаризм зашел слишком далеко.

 

010(13).jpg

 

Чтобы предотвратить повторение подобных кризисов, Голливуд уже без правительственного окрика сбавил обороты антисоветской пропаганды и начал искать других врагов – прежде всего среди оголтелых западных милитаристов и среди крупных бизнесменов, наживающихся на войне и мечтающих о корпоративном мировом господстве. Показательно, что если в книгах Йена Флеминга супершпион Джеймс Бонд часто противостоял представителям советских спецслужб, то в фильмах его главным врагом стала тайная организация СПЕКТР, с СССР напрямую не связанная и скорее ассоциированная с беглыми нацистскими преступниками.

Приложил Флеминг руку и к разработке телесериала «Человек из А.Н.К.Л.», который изначально назывался «Соло». Предполагалось, что это будет нечто вроде американской телеверсии «бондианы» с бравым агентом Наполеоном Соло, привлекательной секретаршей и пожилым боссом, выдающим поручения государственной важности. Имя героя прозрачно намекало на то, что он героический волк-одиночка.

Когда Флеминг по настоянию продюсеров «бондианы» отошел от проекта (те не хотели, чтобы Флеминг конкурировал сам с собой, подрывая их кинобизнес), продюсеры шоу наняли нового сценариста Сэма Ролфи, автора популярного телевестерна «Есть оружие – готов путешествовать» о ковбое по найму. И Рольфи, следуя веяниям времени, предложил снять сериал о международном тайном агентстве по ООН, сотрудники которого представляют разные страны и вместе противостоят злодеям наподобие СПЕКТР – могущественным преступникам без национальности. Главный герой Соло представлял Америку, его коллега Илья Курякин – СССР, а их начальник в окончательной версии шоу стал англичанином.

 

006(17).jpg

 

Поначалу предполагалось, что Курякин будет второстепенным персонажем, лишь изредка играющим существенную сюжетную роль, а в некоторых сериях и вовсе не появляющийся. Рольфи не собирался вглядываться в «загадочную русскую душу». Ему достаточно было констатировать, что американец и русский могут работать вместе, и на этом успокоиться. В пилотной серии «Человека» (заметьте – вновь «сольное» название) Курякин появлялся лишь в паре начальных сцен и, в сущности, выполнял обязанности секретарши. Неудивительно, что представитель телеканала NBC хотел вырезать из сериала этого «политически скользкого» и не особенно нужного персонажа. Но создатели шоу уперлись, телеканал не настоял на своем, и зрители увидели-таки шотландца Дэвида МакКаллума в роли русского агента А.Н.К.Л.

А затем случилось неожиданное чудо. Курякин стал суперпопулярен. Поскольку в сценарии он был очень бедно очерчен, МакКаллум решил играть его как загадочного интроверта, который почти никогда не говорит о себе, избегает прямых ответов на личные вопросы, не старается втереться к людям в доверие (если этого не требует задание), не стремится покорять женские сердца… Но который при этом исключительно мужественен, образован и интеллигентен и который, кажется, скрывает в душе бездонные глубины. И оказалось, что в середине 1960-х такой герой был «магнитом для девушек», старшеклассниц и студенток. В отличие от настойчивого ловеласа Соло, Курякин покорял женские сердца своей отстраненностью. Зрительницы хотели разгадать его тайны и разрушить барьеры, которые он возвел вокруг своего сердца. Ведь в сериале были сцены, где Курякин проявлял себя тепло и душевно, – просто они были большой редкостью. Конечно, белокурые волосы и спортивная фигура МакКаллума тоже были весьма кстати. Плюс Курякин был «чужим в чужой стране» (его офис А.Н.К.Л. находился в США), а в контркультурные 1960-е чувствовать свою чуждость было модно.

Когда создатели шоу поняли, что нечаянно создали популярнейшего персонажа, они пересмотрели концепцию «Человека», сделали Курякина полноправным напарником Соло и даже начали придумывать для МакКаллума сексапильные сцены – вроде моментов, где героя в облегающей рубашке окатывает вода. Зрительницы ответили на это восторженным визгом, и шоу могло бы продержаться в эфире немало лет, но в определенный момент под влиянием пародийно-комедийного «Бэтмена» 1960-х (того популярного, но печально известного среди поклонников комиксов шоу, которое надолго отвратило режиссеров от супергеройских историй) сценаристы «Человека» превратили свой сериал в абсурдный фарс. Поклонники шоу, предпочитавшие хоть и ироничные, но все же драматичные сюжеты, отвернулись от перекореженного сериала. В итоге он просуществовал всего четыре года, но оставил после себя добрую память.

 

004(30).jpg

 

Не исключено, что именно популярность Курякина вдохновила создателя «Стартрека» Джина Родденберри в те же 1960-е включить в команду звездолета «Энтерпрайз» русского навигатора Павла Чехова. Ведь Родденберри этим решением убил сразу двух зайцев – вписал в сюжет молодого и привлекательного парня и прорекламировал дружбу народов в мире светлого космического будущего. Этот план, впрочем, провалился – «Стартрек» все равно был закрыт после трех сезонов вместо запланированных пяти (как минимум). Возможно, поэтому с тех пор с положительными русскими персонажами на американском ТВ не очень…

В 1970-х Голливуд на дружбе народов особенно не настаивал, но и «красную угрозу» не раздувал. Кино о плохих русских и зловредных коммунистах вновь начало активно создаваться лишь в 1980-е, под влиянием политики и риторики Рональда Рейгана, «голливудского» президента. Эти фильмы и их последователей из 1990-х и 2000-х мы хорошо знаем, и многие из них окрасили наше представление о Голливуде в кровавые тона. Но было время, когда американские кинематографисты относились к нам с уважением и даже с симпатией. И было время, когда советский агент, коммунист и патриот, был одним из самых популярных положительных персонажей в США. Интересно, вернется ли когда-нибудь это время? Можно без коммунизма…

 

08.2015 Текст: Борис Иванов

 





#7
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 23 Май 2021 - 16:18

               Стивен Спилберг снял фильм о советском разведчике Абеле 

 

На 53-м Нью-Йоркском кинофестивале прошла премьера нового фильма Стивена Спилберга «Шпионский мост». Фильм был встречен зрительскими овациями, передает во вторник, 6 октября, ТАСС. Сюжет картины основан на реальных событиях. Фильм рассказывает о бруклинском адвокате Джеймсе Доноване (Том Хэнкс), которому власти поручают договориться с СССР об освобождении пленного американского пилота Фрэнсиса Пауэрса. В ходе переговоров от Донована требовалось добиться обмена американского летчика на советского разведчика-нелегала Рудольфа Абеля (Марк Рэйлс). Действие фильма разворачивается в 1957 году, когда Абель (его играет британский актер Марк Райлэнс) был арестован агентами ФБР. Защищать его на суде поручено новичку — герою Тома Хэнкса. Он берется за дело, несмотря на множество 

 

Сюжет фильма разворачивается так, что приводит юриста к требованию добиться освобождения сбитого американского летчика Фрэнсиса Гэри Пауэрса (Остин Стоунуолл) в обмен на советского разведчика. Сам обмен был совершен на мосту, что, возможно, отразилось в названии фильма. «Новый триллер Стивена Спилберга дает возможность Тому Хэнксу добавить весьма солидную роль в творческое портфолио», — пишет Variety. Журнал считает, что актерская игра превращает шпионскую драму «в фильм для всех, от которого не оторваться». 

 

 

                                                              Bridge Of Spies Trailer

Советский разведчик-нелегал Рудольф Абель работал с 1948 года в США. В 1957 году был арестован, но три года спустя его обменяли на захваченного в СССР американского пилота разведывательного самолета U-2 Гэри Пауэрса и американского студента-экономиста Фредерика Прайора, арестованного по подозрению в шпионаже. Часть реальной биографии Абеля была воплощена в советском фильме 1968 года «Мертвый сезон». Сам Рудольф Абель был официальным консультантом картины и показался в открытую зрителям: он прочитал на экране вступительное слово к фильму. На счету Стивена Спилберга более 40 режиссерских работ, предпоследней из них является драма «Линкольн», выпущенная на экраны осенью 2012 года (в России — в январе 2013-го). Он является обладателем четырех премий «Оскар». Первая статуэтка достались режиссеру за вклад в развитие продюсерского дела в США (1987 год), вторая и третья — за фильм «Список Шиндлера» (в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссер» в 1994-м), а четвертый — за «Спасение рядового Райана» (1999 год). 

 

 https://www.nur.kz/912642-stiven-spilberg-snyal-film-o-sovetsko.html








Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта