13 декабря 2021 года на 78-м году жизни скончался режиссер СЕРГЕЙ СОЛОВЬЁВ
МОСКВА, 13 декабря. /ТАСС/. Народный артист РФ Сергей Соловьев рассказывал зрителям о первой подростковой любви в фильме «Сто дней после детства», отразил уходящую эпоху в легендарной «Ассе» и побуждал аудиторию перечитывать классику благодаря экранизациям. Много лет он делился со студентами мастерской во ВГИКе тем, что считал действительно важным, и запомнился коллегам как светлый человек, который занимался чистым кино. Режиссер умер 13 декабря в возрасте 77 лет.
Сергей Соловьев родился в 1944 году в карельском городке Кемь. Его отец руководил отрядом контрразведки «Смерш» Карельского фронта, а после окончания Великой Отечественной войны был советником главы и основателя КНДР Ким Ир Сена, поэтому некоторое время семья жила в Пхеньяне, а в начале 1950-х переехала в Ленинград.
С детства Соловьев делал успехи в искусстве: он посещал занятия в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров, выступал на сцене Большого драматического театра, куда его пригласил начинающий режиссер Игорь Владимиров. При этом становиться актером, несмотря на уговоры руководителя БДТ Георгия Товстоногова, Соловьев не планировал — вдохновившись драмой «Летят журавли» Михаила Калатозова, он принял решение поступить на режиссерский факультет ВГИКа, где мастерами его курса были Михаил Ромм и Александр Столпер.
По воспоминаниям режиссера, Ромм оказал на него большое влияние в творческом плане. «Это был фантастический человек, всю мою судьбу слепил именно он. Он ко мне очень хорошо относился. Почему? До сих пор не знаю. Я ведь поступил во ВГИК, когда мне было 17−18 лет», — рассказывал Соловьев.
После окончания института с отличием молодой режиссер поступил на работу в «Мосфильм». Дебютом Соловьева в кино стали новеллы «От нечего делать» и «Предложение» по рассказам Антона Чехова, которые вошли в альманах «Семейное счастье», его первый полнометражный фильм «Егор Булычов и другие» по произведению Максима Горького вышел годом позже
В дальнейшем он не раз обращался к классике, сняв «Станционный смотритель» по повести Александра Пушкина и масштабную драму «Анна Каренина» по роману Льва Толстого. Особенно важным в экранизациях режиссер считал возможность, что зритель после просмотра захочет впервые прочесть или перечитать литературные первоисточники.
Классику, наверное, экранизировать нельзя, если вы решили просто стать переводчиком текста Толстого в изображение. Это варварство. Но тот переворот, который случается в голове у человека после соприкосновения с классикой — этот особый яркий свет, — вот то, ради чего существует искусство.