Нельзя сказать, что имя этого выдающегося человека совсем неизвестно. Но если кто о нем и слышал, то далеко не все могут оценить его в полной мере. кок кто краем уха слышал что-то о блестящих победах (в памяти у кого-нибудь мелькнут названия Плимут, Четырехдневная битва, Тексель, Сольбей...) Это уже можно считать эрудицией. Но давайте вспомним поосновательней об этом не только флотоводце, но и человеке с сильным зарактером и крепкими нервами, что проявлялось в самых трудных обстоятельствах, когда возможное поражение он превращал в победу, и даже при несомненной неудаче (как например Норт-форленд) насколько мог минимизировал ущерб.Порой подводили подчиненные, порой хромала дисциплина как раз среди высшего состава, чего и уж во всяком случае в каковой степени у его противников не наблюдалось,Х что увы отчасти проистекало из самого характера торгово-военного флота Нидерландов...) Порой странным, даже подозрительно странным к концу его карьеры было отношение к нему правительственных кругов Соединенных провинций -- в общем - то не редкость в отношении многих выдающихся людей.
Я не случайно сравнил его именно с Ушаковым -- он был таким же новатором в тактике, решительным в действиях, обладал столь же выдающимся "глазомером" Среди флотоводцев других стран подобных и далеко не всех равных по таланту (во всяком случае проявленному) Блейк, Монк, (отчасти Руперт), Джервис, Нельсон у англичан, Дюкен, Турвиль, Сюффрен у французов, Нильс Юэль и Торденшельд (известен по исторической комедии "Торденшельд и Кольд" http://kinozal.tv/details.php?id=1453390) у датчан... На из фоне Рюйтер светит не обязательно сильнее, но своим особым светом... Да, в его карьере случались поражения, особенно в тот период когда не он осуществлял главное комендование; такое случалось когда он стал сам командовать флотом -- противник был крайне трудным и любое неудачное стечение обстоятельств или порой необходимость сражения во что бы то ни стало (чаще всего для стабильного поддержания торговых перевозок) могло дать перевес одной из сторон, но даже находясь в проигранном положении он не утрачивал присутствия духа он выходил из положения с как можно меньшими потерями, чем они могли бы быть у других (не следует забывать езе что в первый период его деятельности при сцепления кораблей боем руководство им становилось довольно относительным а когда уж происходила свалка тут уж решали всё капитаны, каковым часто становился и он сам на свокм флагмане Лишь позднее с обеих противоборствующих сторон началась, как позднее будет описано, эволюция к бою флота как к нечто единому целому. Ниже будет рассказано и других обстоятельствах, которые осложняли деятельность адмиралам того времени, подвергая их игре обстоятельств и случайностей, с которыми им приходилось бороться с крайним напряжением всех сил.
Нашему герою нечем было похвастаться по части своей генеалогии. (http://www.e-reading.by/bookreader.php/1003073/Shigin_Vladimir_-_Serebryanyy_admiral.html -- и далее вся книга Шигина помещается по этой ссылке) Родившись 24 марта 1607 в городке Берген-оп-Цоом 4-м ребенком (полное его имя было Микель Адриансон де Рюйтер -- приставка "де" в Нидерландах далеко не всегда означало дворянское происхождение, как и в данном случае ) в семье трактирщика, где каждый лишний рот являлся немалым бременем, он уже в 10 лет начал по сути самостоятельную жизнь, будучи послан отцом на канатный завод Лампсинсов (вероятно этот период жизни прошел для его будущей деятельности не без пользы); впрочем этот отрезок жизни был коротким -- уже в 11 лет он юнга на торговом судне. Карьера, которую избирали многие, кому претила пресная жизнь, особенно когда она предполагала борьбу за кусок хлеба (пусть порой и с маслом) Как для многих сыновей в швейцарских семьях, особенно младших, естественным вступлением во взрослую жизнь являлся путь в наемники иностранных армий, так для многих голландцев, кого господь не сподобил вступить на стезю торговли по отсутствии возможности или нежелания, это было море, со всеми трудностями, риском погибнуть или стать калекой, но и шансами подняться наверх -- конечно не флотоводцем или капитаном военного корабля или даже торгового судна, но пусть хоть шкипером маленькой фелюки, да что там-- помощником, штурманом, лоцманом (особо "кормовая" должность), боцманом на худой конец...
Сам Михай (или Микель) Рюйтер утверждал, что сколько себя помнил, он грезил о море. И в это можно поверить, памятуя о независимом, даже драчливом его характере, проявившемся в самом юном возрасте. Легенда или нет, а в последнем случае не было ли это шуткой, которая сбылась при предсказании его великой судьбы высказанном одним корабельным вещуном -- кто знает! Про несбывшиеся предсказания забывают, а такие попадают на страницы истории.
Успев побывать в чужеземных морях и даже поучаствовав в отражении нападения испанского флота на свой родной город, проявив немалое природное умение и приобретя большие навыки в морском деле (получив первую ступень матросской карьеры -- став матросом с постоянным жалованьем) , Микель приобрел также знания навигационного дела, предпочитая подобную учебу веселым пирушкам товарищей.
Пришлось испытать и опасные злоключения, когда вместе с товарищами торгового судна был пленен испанским капером но в отличие от них будучи израненным вместо отправки на галеры просто был выброшен на улицу умирать Чудом выжив и пройдя немалый путь домой, он тут же поступил на новое торговое судно. Вскоре его произвели в лоцманы, что было в то время непростым делом. Знания карт "назубок" было недостаточно, поскольку даже голландские карты (лучшие того времени) были крайне приблизительны, и лоцманам требовалось особое чутье и острый глаз, а также "обкатка" маршрутов, через которые предстояло проводить корабли Всё в ту же копилку знаний! Всё то же умение всё знать самому, и в этом будущий великий адмирал напоминал другого великого человека (жадного до знаний во всём, в том числе и в военно-сухопутном и в морском деле ступая от низов -- " и академик, и герой, и мореплаватель, и плотник") И сам великий Петр, среди тех ориентиров и людей, на которых он равнялся, неизменно выделял Рюйтера, подобно ему осуществляя преобразования в том числе и в морской тактике, хоть и не ставил себя в формальный статус флотоводца, ак и будучи полководцем по самой своей сути, уступал формальную в этом роль другим, пусть и талантливым, руководя часто ими из-за их спины.
В 1622 г он уже помощник боцмана (в 15 лет!) и был даже торговым агентом Лаксниксов в Дублине где выучил ирландский Затем после трудных плаваний от Гренландии до Магелланова пролива (став в 1633г. штурманом на китобой "Зелёный Лев" Северной Компании;; участвует в промысловой экспедиции к о. Ян-Майен< в 1635г. ходил к о. Шпицберген,позже ходил на капёрском корабле Graeuwen Heynst, всё того же торгового дома Лампсинс, к берегам Южной Африки и т.д.) В 1635 г -- помощник капитана (по некоторым повидимому "забегающим вперед" сведениям уже в этом году капитан) в 1636 г переходит как бы в службу охраны морских коммуникаций всё того же торгового дома Лампсинсов, а 23 апреля 1637 г становится капитаном корабля - "приватира" того же торгового дома (которому начал служить еще ребенком на канатном заводе) Приобретя солидное состояние, наш герой к этому времени урывками от многотрудных плаваний был уже дважды женат, при этом не особо озабочиваясь своими чувствами (первая жена умела при родах, вторая подарила сына Адриана и дочерей Корнелию и Алиду). Четыре года он со своим кораблем занимается и каперством и торговлей. Он становится известным в военно-торговых кругах Соединенных провинций.
В 1640г. принимает под командование Vlissinge, торговый корабль дома Лампсинсов, и совершает плавание в Вест-Индии (из за чего лишился возможности участвовать в знаменитой битве при Доунсе (или Даунсе), в которой Тромп полностью разгромил испанский флот Океды, шедший наподобие новой Армады на соединение с датским флотом для удара по Стокгольму; эта Армада таким образом оказалась не более "непобедимой" чем другая общеизвестная http://ve.academic.ru/7536/%D0%94%D0%BE%D1%83%D0%BD%D1%81 https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D1%83_%D0%94%D0%B0%D1%83%D0%BD%D1%81%D0%B0 http://www.litmir.co/br/?b=263728&p=6 и http://www.litmir.co/br/?b=263728&p=7 ) Впрочем вскоре Рюйтер получает возможность сзватиться с испанцами Он получает приглашение от Адмиралтейства Зеландии стать капитаном 26-пушечного Haze, переделанного из торгового судна в военный корабль. Отбывает в распоряжение адмирала Артуса Гийзелса ван Лира для помощи Португалии в восстании против Испании. И вот в 1641 г в 34 года он производится в контр-адмиралы и третий в командовании эскадрой, командует кораблём Haze во время сражения у мыса Сан-Висенте против испанского флота под командованием дона Хуана Алонсо де Идьякеса. Несмотря на отступление, потери голландцев составили 100-200 убитых и 2 судна и были даже меньше испанских потерь -- около 1100 погибших и 2 судна. Исход стражения не оказал существенного влияния на ход португальского восстания, успешно окончившегося отделением страны от Испании.
В 1642 г. покупает собственный корабль Salamander и в 1644-1652гг. совершает несколько путешествий в Марокко и Вест-Индии. Ведёт очень выгодную торговлю с Сиди Али бен Мохаммедом - лидером восставшей южной провинции Марокко. Успешно противостоял алжирским корсарам, заблокировавшим марокканский порт Сале, за что правители города воздали ему величайшие почести. Одновременно растёт авторитет де Рюйтера и в среде голландских капитанов, не в последнюю очередь за счёт того, что он на собственные средства выкупал христиан-рабов из неволи.
Но затем разразились события, которые и выдвинули Рюйтера на то место в истории, под которым он известен. Резкое обострение отершений с Англией неумолимо вело к войне. В предреволюционные и революционные годы Англии приходилось скрежеща зубами наблюдать за беззастенчивой торговлей голландцев повсюду даже в английских колониальных владениях. Но когда укрепилась власть Кромвеля, тот решил обуздать голландцев теснивших английскую торговлю на всех морях. Кромвелем был в 1651 г издан так называемый Навигационный акт, утверждавший монополию на торговлю с Англией только на английских судах или на судах той страны, в которой товары произведены или в гаванях которой они впервые могли быть погружены на корабль, но в последнем случае эти суда должны были идти прямо в Англию, без захода в какие-либо промежуточные порты. что касается соленой рыбы то ввоз ее в Англию и ее колонии мог быть осуществлен если только улов был совершен на английских судах Каботажное же плавание разрешалось исключительно английским судам. Реально это было объявление войны, так как было ясно, что таких учловий голландцы не потерпят. В 1654 г произошел разрыв отношений и война началась.
(Об англо-голландских войнах см. книгу Эдуард Борисович Созаев, Сергей Петрович Махов Схватка двух львов Англо-голландские войны XVII века http://www.e-reading.mobi/bookreader.php/1003404/Mahov_Sergey_-_Shvatka_dvuh_lvov._Anglo-gollandskie_voyny_XVII_veka.html
Начало ее для Голландии было неудачным. Происшедшее 29 мая 1652 г Дуврское сражение между ван Тромпом и Робертом Блейком (иногда транскрибируется как Блэк) приобрело характер общей свалки, в которой впрочем англичане "по очкам" взяли верх, повредив два корабля голландцев и оставшись хозяевами поля боя.(Самое занятное что сражение это случилось еще до формального объявления войны и по чисто смешному предлогу неприветствия друг друга)
Затем Тромп после ремонта решил было защитить северные промыслы но на полпути соблазнился известием о присутствии вблизи более слабой английской эскадры Эскью, но погнавшись за ней, он попал в жестокий шторм , а потом выяснил, что тем самым позволил эскадре Блейка разорить сельдевые "банки" на севере Рванув туда за ним, голландский адмирал снова попал в морскую бурю. Жестокий смерч буквально рассеял весь флот, который стоило немалого труда собрать и отвести поврежденные корабли к своим базам. Не только разорение рыбаков, но и опасность грозившая торговым конвоям заставляло власти принимать все меры, чтобы выставить дополнительные силы, чему как и в других вопросах мешал почти конфедеративный характер Соединенных провинций, когда уж только совсем большая опасность могла вызвать некое сплочение.Центрального аппарата как такового у страны не было то есть таковыми была административная власть в каждой из пяти провинций, единство которых обеспечивали Генеральные Штаты -- то есть парламентская власть доминировала в вопросах единого управления в такой степени каковой сейчас не бывает ни в какой стране с самой доминирующей парламентской властью. Ко всему этому прибавлялась борьба партий, Оранский дом отстаивал свое господство против республиканцев... Может быть (пометим на будущее) популярность любой политической, а тем более военной фигуры должна была вызывать настороженность, и либо стремление перетянуть его на свою сторону, либо и чаще всего опасение что это может удаться соперничающим силам, либо что такой человек может стать опасно независимым, а то и получить большой самостоятельный политический вес.
Было наконец решено что необходимо создать дополнительный флот, предназначаемый для защиты торговых конвоев; командовать им поручалось Рюйтеру. Сейчас трудно поверить, что будущий гений морской войны, буквально дышащий ею и заряжавшийся ее энергетикой, в первый момент поколеблется и даже холодно отнесется к оказываемой им чести. Он чувствовал себя уставшим человеком, заслужившим перед самим собой право отдохнуть Возможно такое бывает у многих, когда человек после напряженной, полной отдачи всех физических и моральных сил делает передышку и только тогда по-настоящему ощущает, насколько он устал.
Моральное давление, воззвание к патриотическим чувствам, однако, сыграли свою роль Да, наверное и не смог бы он надолго оставться в стороне от возможности проявить себя в настоящем деле, до которого всё что было с ним раньше, все походы, бои и стычки были лишь приготовлением. Едва ли не самый молодой адмирал Нидерландов всё же принял свое назначение и свою судьбу. Моряк раз и навсегда победил торговца.
Оказанная ему честь была, впрочем , сомнительна. Когда он 10 августа прибыл во Флессинген принимать свою эскадру со столь глобальной задачей, там оказалось лишь 22 корабля с 5 брандерами. С этим отрядом, который еще нужно было "сплавать", он выступил в поход для защиты торгового каравана в 50 судов га Па-де-Кале но получив известие о том что между Портлендом и островом Уайт находится английский флот более сорока вымпелов, решился атаковать, каковое решение осталось неизменным даже когда выяснилось что из них целых 12 кораблей первого класса (40-пушечных) и 2 -второго (60-пушечных), не считая 5 брандеров. Он твердо принял решение и не желал его менять. Это была еще одна особенность его характера. Что это было? Вера в свою звезду, как у Цезаря ? Но из морской эпопеи Рюйтера можно увидеть, что в его действиях присутствует логика, трезвый расчет и умении признавать неодолимость и власть обстоятельств, коль скоро они присутствовали (признал же он при Норт-Форленде и вовремя! что сражение объективно выиграно для противника еще до его начала и сразу отказался от борьбы за инициативу если не считать короткого контрудара в финальной части арьергардного боя, стремясь лишь оторваться от врага и минимизировать потери) Вера в своих людей и расчет на внезапность,как у Наполеона? Разве лишь последнее, но я бы сравнил внезапность на подходе к врагу на море с таковой в операциях на суше как бадминтон против тенниса (звучит, возможно, легковесно, но надеюсь можно понять) Легче уйти от флота противника или внезапно "потерять" его, чем незаметно приблизиться (не будем брать в расчет такие факторы как туман или гряда скал, откуда можно внезапно нагрянуть на врага с подветренной стороны) Люди? Едва ли он многих тогда знал Как патриот и из своего опыта мог считать что вообще - то голландский моряк превосходит английского? Вот именно вообще то А во-вторых, какие были основания так считать? Практика далеко этого не показывала. И забвение развития флота в самые последние годы Стюартов и периода гражданских смут был позади -- кромвелевский флот стал очень опасным противником да и на чем покоилась дисциплина в голландском флоте будет рассказано ниже. Так или иначе Рюйтер приступил к исполнению операции, обременяемый к тому же задачей защитить торговый конвой (воинское название которого однако означало что он лишь может постоять за себя при нападениях на него отдельных "приватиров", но от неприятельской эскадры, вообще достаточно большой группы военных кораблей будет беспомощен) Двинувшись на пересечение-"рандеву" с неприятелем, Рюйтер послал всё же просьбу в Амстердам о подкреплениях, которых если возможно послали бы ему вслед. Так что он вовсе не был авантюристом, во что бы то ни стало жаждавшим славы. У Гравелина 21 августа он "подхватил" торговый караван, шедший из Текселя в Америку увеличив свой флот на восемь кораблей конвоя. И вот он узнал что вражеская эскадра (ею командовал Джордж Эйскью) сама на всех парусах несется ему навстречу, а у него гирей на ногах висят "купцы"! И тем не менее он принял решение сделать встречный рывок Рюйтер Он разделил свои силы на три отряда (сам взяв на себя командование центром) Заставил встать в боевую линию всех "купцов", у которых было хоть сколько-нибудь пушек (между прочим в этом бою большое торговое судно "Австрия" потопило два корабля противника и обратило в бегство третьего. Так что "купцы" тоже могли постоять за себя!
В этом сражении ( 16 [26] августа 1652 г -- запомним эту дату!) Рюйтер применил (если верить Шигину) новинку -- нечто вроде прообраза кильватерных колонн Перестроив свой отряд в построение перпендикулярное противнику он дважды "прорезал" его строй Было ли это импровизацией (во всяком случае неизвестно что он отрабатывал до того такой прием) но так или иначе он вошел в тактику парусного флота до самого его конца. Возможно, это некоторое преувеличение --- и до того вражеские корабли прорезали строй кораблей противника, правда, это происходило, когда бой уже происходил в стадии "сцепки", а руководство боем было уже относительным и преобладала свалка (позже к этому вернемся); единственно если рюйтер применил этот удар еще на стадии изготовления к бою, во всяком случае современниками это не было отмечено как такой степени шедевральный удар, что прогремел как гром среди ясного неба ( вполне можно с готовностью согласиться, что подобная тактика в его уме уже "засела" и отрабатывалась в преддверии будущих великих битв). Рюйтер также приказал огонь вести книппелями не по корпусам судов врага а по его такелажу , что приводило к панике у англичан в попытках лишавшихся управления кораблями Лишь попутный ветер спас англичан, при котором Рюйтер не мог их преследовать связанный защитой купеческого каравана использовав наступившую ночь для ремонта судов он направил "купцов" в близлежащие голландские гавани под защитой выделенныз для этого двух кораблей, готовясь на следующее утро "задавить" флот противника.
"Со стороны голландцев особенно отличились оба корабля Ост-Индской компании. Прочие суда следовали примеру своих адмиралов лишь отчасти; многие английские командиры, без сомнения, не морские офицеры, а капитаны перевооруженных коммерческих судов, старались держаться в стороне от боя. Вследствие всего этого, несмотря на громадное численное превосходство англичан, исход боя остался неопределенным Аск предпочел не возобновлять боя. Он пошел ночью в Плимут, а Рюйтер остался под малыми парусами на поле сражения. Утром он видел англичан далеко на ветре; Аск (Эйскью -- Владелец) мог возобновить бой, но этого не сделал. Рюйтер одержал победу, не потеряв ни одного военного или коммерческого корабля; преследовать Аска, несмотря на свое намерение, он не мог, так как несколько его лучших судов были сильно повреждены. Надо отметить смелость нападения Рюйтера на значительно превосходящего его силой неприятеля и твердую решимость, с которой он провел бой, благодаря чему вышел с полным успехом из затруднительного положения и блестяще исполнил возложенную на него задачу. Решительное нападение дало ему победу и спасло коммерческий флот». -- Хроника войны.
Рюйтер был полон решимости атаковать как он узнал бесславно укрывшийся в Плимуте вражеский флот (потерявший 3 корабля и 1300 чел, тогда как голландцы только 60), воодушевленные капитаны готовы были поддержать его в этом, численное неравенство в силах в пользу врага было забыто. Но к несчастью для Рюйтера переменившийся ветер не позволил ему немедленно идти на Плимут, а затем он узнал что в направлении к нему, к
Торбэю, двигается Блейк со своей эскадрой с 72 кораблями Тогда Рюйтер вспомнил о своей основной задаче и направился к берегам Уэльса , где до конца сентября осуществлял конвоирование торговых судов.
По конкретике потерь приводятся и другие данные, менее "сокрушительные" для англичан --- будто бы со стороны англичан погиб только один брандер, а потери по людям 700 англичан против 600 голландцев. (Впрочем это английские данные) Да и не в этом в конце концов дело, а прежде всего в морально-нравственном плане! Намного уступавший в силах противнику флот Рюйтера нанес по нему такой удар, чьл враг бежал с поля боя, укрывшись в порту! Этот бой возвысил надежды голландцев и унизил врага (Эскью был затем подвергнут суду и отстранен от командования) (Надежды, впрочем, как увидим во многом неоправдавшиеся, ибо один Рюйтер, не занимая в этой войне высшего поста, всю войну выиграть не мог).
Тем не менее Плимут стал для Рюйтера тем, чем были Фидониси для Ушакова. О нем теперь говорили все Нидерланды как о новой звезде и надежде страны
Составы флотов в сражении у Плимута
Англичане:
Корабль Кол-во орудий Экипаж Примечания
Rainbow 52-54 280 адмирал Эскью
Vanguard 56 260–300 вице-адмирал Уильям Хэддок
Amity 36 150 контр-адмирал Уильям. Пэк (Packe)
George 52-56 280 —
Society of London 30-44 140 —
Hannibal 32-44 180 —
Sussex 46 ? —
Increase of London 36 100 —
Maidenhead 36 100 —
Pelican 36–40 150-180 —
Thomas & William 36 140 —
Marmaduke of London 32-40 140 —
Loyalty 34 140 —
Malaga Merchant 30–32 90 —
(Old) Success 30 90 —
Ruth 30 80 —
John of London 32 120-140 —
Guinea 32 140 —
Ann & Joyce of London 26-34 90-120 —
Brazil 24 70 —
Mary-flyboat 24 70 —
William I 24 ? —
Неизвестен 24 ? —
Неизвестен 24 ? —
Unity 20 ? —
George-Bonadventure 20 ? —
Swan 20 60-80 —
Falmouth 20 100 —
Samuel 20-30 75 —
Roebuck 20 70–78 —
Richard & Benjamin 26-30 ? —
Anne Percy 22–32 75-120 —
Briar 16 60 —
Magdalen of London 16–20 56 —
Fortune 16 70 —
Falcon 7-18 40-60 —
Nicodemus 10 45-50 —
Lily 10-14 45-50 —
Lady-ketch 4-14 24–28 —
Nonsuch-ketch 8 35-40 —
Charity — — брандер
Неизвестен — — брандер
Голландцы:
Корабль Кол-во орудий Экипаж Примечания
Авангард (правое крыло)
Westergo 28 90 вице-командор И.П. ван дер Брук
Albertina 20-24 70 —
Schaapherder 28 80 —
Sarah 24 85 —
Graaf Hendrik 30 100 —
Hector van Troije 24 70–77 —
Kasteel van Medemblik 26 100 —
Amsterdam — — brander
Hoop — — brander
Центр
Neptunus 28 134 командор Рюйтер
Liefde I 26 86 —
Wapen van Zwieten 28 95 —
Liefde II 30 110 —
Vlissingen I 26 110 —
Galeas van Middelburg 27 104 —
Ter Goes 26 109 —
Haast Veld 30 108 —
Eendracht I 24 98 —
St Jan 26–28 100 —
Faam 30 110 —
Gouden Zaal — — brander
St Maria — — brander
Арьергард (левое крыло)
Rotterdam 30 120 шаутбенахт*-командор И. А. Ферхааф
St Pieter 28 100–122 —
Gelderland III 26 90-100 —
Gouda I 28 86-100 —
Graaf Willem I 40 120–140 —
Engel Gabriel 36 130 —
Vogel-Struis 40 200 —
Drie Köningen 36 130 —
Vrede I 40 200 —
Amsterdam 30 100 —
Maria 30 100 —
Aartsengel Michiel 40 120-150 —
Gerkroonde Liefde — — brander
Oranjeboom — — brander
3 галиота — — —
* По-голландски — Schout bej Nacht — «ночной командующий», т. е. это — еще должность. Позже эта должность трансформировалась в звание — шаутбенахт.
Да, Рюйтер в глазах многих действительно стал героем, но только не всем это пришлось по вкусу. И он это вскоре почувствовал. Когда он, наконец освободился от заботы о безопасности торговых судов и стал ожидать подкреплений, то они действительно прибыли, но еще до того на своем флагманском корабле прибыл адмирал Корнелиус де Витт и смущенно объявил, что по решению Генеральных Штатов должен принять командование над его, Рюйтера, флотом вместе с прибывающими кораблями. Мы так никогда и не узнаем, какая и чья интрига привела к такому решению, но дело обстояло так. Флот лишали адмирала, с которым одержали победу и поверили в него и в свои силы. Рюйтер не подал виду, что он задет, и отношения его с де Виттом не испортились, хотя со стороны последнего возможно это была только маска. Впрочем для него было только хорошо иметь близ себя такого помощника, используя которого можно было бы приписывать все лавры себе Конечно при Фидониси Формально командовал также не Ушаков, а Войнович ( и это кстати помешало Ушакову одержать более полную победу). но уж лавров к него никто не отнимал и вскоре после того он получил в командование флот, а не наоборот.
Когда прибыли новые корабли, получилось, что вместо арифметического присоединения количества новых судов фактически произошла "ротация" части прежних, настолько они были истрепаны и боем и бурями. Так что на период ремонта приходилось пока обходиться без них, ведя на них расчет лишь на будущее Всего набралось 62 корабля. А обстановка диктовала немедленные действия. .Прежде всего надо было не допустить соединения Эйскью с Блейком, который был уже к Гарвича, так что следовало спешить. Но вот беда! Капитаны и даже команды крайне отрицательно отнеслись к назначению де Витта, отличавшегося и жестокостью и порой стремлением действовать очертя голову. Их не очень успокаиваор даже что при нем был Рюйтер. И это проявилось, когда де Витт захотел перенести флагман со своего "Уильяма" на более мощный "Бредерод" Матросы просто не допустили его туда! Вот в какой обстановке приходилось действовать.
Сделаем небольшое отступление, чтобы можно было понять некоторые особенности голландского флота, чтобы стало понятно откуда наряду с ловкостью и воинским мастерством вдруг нередко возникали случаи паники а то и трусости Словно загнанная во внутрь болезнь неожиданно проявляла свои рецидивы. Выдержка будет обширна, но оно того заслуживает
Чтобы понять происходящее на голландском флоте, необходимо знать, что собой представляли команды его кораблей. Капитанами в ту пору назначали исключительно именитых дворян, имевших огромные связи (так как должность считалась весьма денежной), но являвшихся при этом полными невеждами в морском деле. Не дворянам разрешалось капитанствовать только брандерами, то есть судами, заранее обреченными на гибель. По сути дела, капитаны военных кораблей только представительствовали и больше мешали, чем помогали в настоящем руководстве. Фактически же вся ответственность, забота о корабле лежали на шкипере и штурмане. С них спрашивали за все и всех. Кроме этого капитаны-дворяне не слишком-то слушали и своих адмиралов. Хорошие связи в столице обеспечивали им большую независимость.
Под стать своим капитанам были и команды военных кораблей. Идти туда добровольно, естественно, никто не хотел. Куда выгоднее матросам представлялось плавать на купцах, где риск погибнуть был несравненно меньше, а заработок выше на несколько порядков. По этой причине будущих матросов вылавливали, где только было можно. Бывали случаи, что богатые капитаны выкупали себе будущих подчиненных даже из тюрем. В национальном отношении команды голландских кораблей были весьма разношерстными, и сами голландцы далеко не всегда составляли там большую часть. Очень мною всегда было немцев, норвежцев и даже англичан, которые за наличные деньги и гороховую похлебку неплохо громили собственных соотечественников. Моральных стимулов к дисциплине почти не было. Все воспитание строилось исключительно на страхе смерти и наказания. Но условия существования матросов были настолько скотскими, что люди зачастую не боялись уже ничего, даже смерти. А потому бунты команд, как и открытое неповиновение капитанов своим флагманам, было не редкостью, а даже нормой.
Вот как описывает положение матросов того времени российский дореволюционный историк лейтенант Щеглов: «У нижних чинов дисциплина была исключительно основана на страхе наказания. Законы, предусматривавшие наказания за преступления против порядка корабельной службы, еще носили в ту эпоху отпечаток суровых нравов Средних веков, когда жизнь и благосостояние человека вовсе не ценились. Обхождение с матросами было сурово и жестоко. Чтобы приучить их к труду и держать во всегдашней готовности ко всякому непредвиденному случаю, многие командиры не позволяли им никогда раздеваться под страхом килевания. Кроме этого наиболее употребительными наказаниями были: кандалы, битье плетьми, за поднятие руки на начальника матросу отрезалась кисть, за убийство своего же товарища виновного привязывали к спине убитого матроса и бросали за борт. Такая строгость постановлений не могла не иметь влияния на нравы, и команды не обладали высокими нравственными качествами. Будучи лишены не только удовольствий, но и простых удобств, они не могли ценить благ существования в мире, и на этом презрении ко всему окружающему и была основана их храбрость, которая вследствие этого отзывалась скорее терпеливой решимостью мученика, чем беззаветною отвагой бойкой удали».
Зато когда поднималась вся команда, то начальникам приходилось с ней считаться, особенно если это происходило в преддверии решающей битвы. Вот такую-то своевольную и своенравную орду предстояло вести в бой де Витту.
Заметим --- и Рюйтеру тоже. И когда ему или другому завоевавшему авторитет адмиралу удавалось порой добиться того, чтобы всё это не проявлялось, это означало что это лишь на время, на момент воодушевления или в обстоятельствах, когда порой лишь победа обеспечивала жизнь (вспомним легионеров Цезаря в галльских войнах, порукой к добавлению к природной храбрости которых было неизбежное стремление к победе, поскольку лишь она могла сохранить жизнь). бороться следовало начинать с причинами, а не со следствиями Пожалуй у их противников кое в чем (хотя бы в дисциплине командного состава) был некоторый перевес.
Несмотря на вроде бы выказанную до того готовность слушать советы Рюйтера, де Витт на созванном военном совете не поддержал разумное предложение того, поддержанное многими, учитывая тяжелое положение флота не пытаться разворачиваться на Блейка и лишь попытаться нанести на последнем пределе сил удар по Плимуту, чтобы разгромить эскадру Эйскью, а затем отходить к своим базам, подготавливаясь к каперству против торговых судов англичан. Но де Витт закусил удила. И флот 5 октября выступил на безумное предприятие, причем почти вслепую, "в направлении" Блейка! Де Витт был отнюдь не Войнович. Такова была прелюдия злосчастного для голландцев сражения у Кендиш-Нок (значительно реже называемого сражением при Ньюпорте)
Блейк действовал энергично. 28 сентября (8 октября) 1652 г он так стремительно встречно атаковал голландцев,у "банки" Кендиш-Нок. флот де Витта (62 корабля с 1880 пушками и 6995 чел экипажа) шел тремя отрядами -- в авангаде Рюйтер, центром командовал де Витт, а арьергардом -- контр-адмирал Адмиралтейства Гедеон де Вильд. шли четырьмя колоннами. У Блейка было 67 кораблей, 2389 пушек и 10 160 чел.
Впереди у англичан вырвался вперед корабль "Нонсач", затем сбавил ход,давая подтянуться другим Первыми пришли к "банке" «Джеймс», «Резолюшн» и «Соверин» и тут судьба давала возможность голландцам сильно ударить по противнику, если бы они только смогли заметить что все три корабля сели на мель! к счастью голландцев отвлек отряд Бурна, шедший с юга, а издали не удалось понять сели корабли на мель или просто остановились. Блейк как раз и собирался нанести "напружиненный" удар всеми силами и голландцы прямо шли под него. В 17:00 Блейк снялся с мели и устремился на флот де Витта. Сперва голландцев атаковал Пенн с севера, вскоре с запада подошел Блейк, который обрушил на них частые продольные залпы, а потом в бой ввязался Бурн с юга. Голландские суда очень пострадали. В 19:00 «Нонсач» обнаружил «Принсесс Луиза» без мачт, которого тащил 30-пушечник. Рядом подобным же образом следовали еще два голландских корабля. Капитан английского «Майлдмэй» Бадли атаковал их, перебил тросы и отправил к кораблям абордажную партию. Один голландец был захвачен, а еще одну призовую партию пришлось вернуть, так как корабль снесло на 4 лиги на юг и он оказался отрезанным от англичан. «Майлдмэй» с боем прорывался к Блейку, получил 100 пробоин, потерял 60 человек экипажа, почти весь такелаж, но его вовремя выручили «Спикер», «Даймонд» и «Грейхаунд». Рядом храбро сражались «Пеликан» и «Джунеа», которые также были сильно повреждены. Голландские пушки били гораздо дальше и стреляли быстрее, поскольку имели пергаментные пыжи, но английские корабли, даже небольшие, были вооружены орудиями больших калибров.
Сам Рюйтер наскочил на бортовой огонь англичан по рангоутам кораблей, которые при меньшей площали попадания сметал мачты и такелаж, огонь же голландцев приводил к огромным потерям противника в людях. Рюйтер понимал: если только попытаться обратиться вспять -- разгром неминуем. Поэтому надо терпеть и из всех сил стрелять, пытаясь уходить от продольного огня.Англичанам также приходилось нелегко, но их преимущество было очевидно. Собственно на этой стадии, когда флоты "вцепились" друг в друга, бой адмиралов закончился, теперь его вел младший командный состав и матросы. Оставалось вести бой стиснув зубы и терпеть... до ночи. А биться уже становилось голландцам еще тяжелей поскольку перевес англичан увеличился сеачала из-за уклонения от боя некоторых кораблей очутивщихся сзади вне огня боя, а затем даже покидать поле битвы Всего вместе с событиями последующего дня дезертировало 20 кораблей (некоторые правда в финальной стадии боя на следующий день, о чем будет еще рассказано, когда весь флот стал уклоняться от боя, но начало этому было положено уже в первый день, 8 октября; в любом случае и те кто сделал это позже поступили так без приказа и вне организованного отхода, большей частью ночью) Любопытно что когда флагманский корабль де Витта оказался в отчаянном положении, никто из близлежащих кораблей не пришел ему на помощь (к счастью де Витт успел перейти на запасной флагман) Сам Рюйтер с трудом отбивался на своей вконец "израненной" "Принцессе Луис Хендрике"(У Шигина в его книге явная ошибка -- про "Нептуна" более не слышно, во всех данных о последующих боях указываются другие названия флагманских кораблей Рюйтера"); корабль был в четырех местах прострелен у самой воды. Корабельные плотники едва успевали забивать дырки досками с паклей и салом. Еще хуже было положение с такелажем: рухнул вниз, убивая и калеча всех попавшихся на пути, грот-рей, был изрешечен грот-марсель и перебиты почти все снасти. Немалой была и убыль в людях. Но Рюйтер упорно наседал на противостоящие ему корабли врага, продолжая стрелять пока есть возможность. Это взаимоизбиение продолжалось до наступившей ночи, к счастью для голландцев, поскольку корабли противников настолько сцепились, что вести огонь не видя где свои, а где чужие не представлялось возможности. Рюйтер правильно понимал, что только так можно спастись от разгрома -- сцепляясь с врагом даже несмотря на все преимущества того в позиции и огневой мощи Стоило начать отступать до темноты, "разомкнув" "недружеские объятия" и противник продолжал бы стрелять до упора вплоть до глубокой ночи, уже не боясь попасть по своим и ориентируясь на пылающие обломки.
Ночь развела врагов, и когда они расцепились и можно было посмотреть результаты то они для голландцев были безрадостны. Положение усугубилось тем, что к Блейку подходили резервы, а у де Витта помимо боевых потерь состпв флота сильно уменьшился из за кораблей бежавших с поля боя.
Из хроники войны: «Витте де Витт не мог не учитывать сравнительную слабость голландских сил, но им руководило честолюбие. Он намеревался застигнуть Блэйка врасплох в Доунсе, но последний вышел ему навстречу и 8 октября в 3 часа пополудни атаковал голландцев еще до того, как они успели выстроить свой, разделенный на 4 эскадры, флот в боевой порядок Голландцы шли в крутой бейдевинд, при слабом SW. Одна из эскадр была оставлена в резерве и должна была вступить в бой, смотря по надобности. 3 эскадры Блэйка (Бёрн был дальше к югу, Пенн шел вблизи командующего флотом) вступили в бой не одновременно. Блэйку удалось втиснуться между мелью и противником. Пенн, следовавший за ним, со своим флагманским кораблем и задними мателотами приткнулся к юго-восточному углу мели Кентиш-Нок. Это заставило де Витта сделать поворот и пойти на юг. Благодаря этому Бёрн мог вступить в бой, а Пенн, сделавший (к своему счастью) из-за мели поворот, оказался на месте для оказания поддержки. Блэйк, сначала напавший на головные корабли неприятеля, теперь бросился на арьергард. Неоднократно в этом бою отдельные корабли проходили через ряды противника; но до сосредоточенного нападения с той или с другой стороны дело не дошло. В те времена еще плохо понимали тактику. Получился опять-таки беспорядочный бой. Витте де Витт, остальные вожди и часть голландских командиров сражались с большой храбростью, хотя некоторые суда держались в стороне, под ветром Бой продолжался до вечера; голландцы пострадали больше, чем англичане; они потеряли 3 корабля и свыше 600 человек команды.
На ночь стали на якорь на месте сражения. Ночью и на следующее утро более дюжины судов де Витта, считавших дело проигранным, ушли под всеми парусами домой, так что у него осталось всего 49 кораблей. Несмотря на это, Витте де Витт хотел возобновить бой, но на военном совете его младшие флагманы, в том числе и неустрашимый Рюйтер, высказывались за прекращение боя из-за своей сравнительной слабости и прибытия за ночь подкреплений к англичанам. Голландцы ушли под малыми парусами. Англичане, к их удивлению, не преследовали их, вероятно, из-за слабого ветра и боязни голландских банок».
Всё же несколько уклонившихся при отходе к западу голландских кораблей англичане успели наутро накрыть огнем и нанести им еще повреждения
Голландцы:
Корабль Пушки Экипаж
Авангард, вице-адмирал де Рюйтер
Prinses Louisa Hendrika (флаг) 45 220
Graaf Willem I 40 120
Gelderland III 26 90
Vrede I (VOC) 40 200
Vogel-Struis (VOC) 40 200
Drie Köningen 36 130
Aartsengel Michael 40 120
Amsterdam 30 100
Engel Gabriel 36 130
Gouda I 28 86
Maria 30 100
St. Pieter 30 120
Liefde II 30 110
Faam van Middelburg 30 110
Haas int'veld 30 108
St. Jan 26-28 100
Ter Goes 26 109
Kasteel van Medemblik 26 100
Westergo 28 98
Hector van Troije 24 70-77
Центр, вице-адмирал Витте Корнелисзоон де Витт
Prins Willem II (VOC, 1649–50,12001) (флаг) неизвестно
Brederode 54 250-270
Gorcum 30 131
Prinses Louisa II 32–40 120
(запасной флагман)
+ 26 105
+ 38 110
Monnik 24 95–100
Scheletje 24 70
+ 30 110
Prins Maurits 32 110
Burg van Alkmaar I 24 95
Wapen van Enkhuizen I 30 110
+ 28 105
Stad van Medemblik 26 100
+ 24 80
+ 24 80
Gelderlandl 24 80
+ 24 80
Арьергард, Командор де Вильд в качестве шаутбенахта
+ 42 160 (флаг)
Leiden 20–28 100
+ 26 100
Zutphen I 28 100
Hollandia III 32 110
Kampen 38–40 130
Gouden Leeuw I 24 80
+ 26 120
Star 28 95
Overijssel 28 100
Achilles 28 100
+ 34 130
+ 30 110
St. Maria 37 135
Англичане:
Наименование Пушки Экипаж Примечания
Resolution 88 500 адмирал Блейк
Sovereign of the Seas 100–102 700 —
II ранг
James 66 380 Вице-адмирал Пенн
Andrew 56 280 Контр-адмирал Бурн
Triumph 62 350 Коммодор Бенджамен Блейк-брат
Victory 52 300 —
Unicorn 50 260 —
III ранг
Speaker 54 280 —
Garland 44 200 —
Lion 50 200 —
Prosperous I of London 44 170 —
Kentish 46 180 —
IV ранг
Convertine 44 200 —
Ruby 42 180 —
Diamond 40 150 —
Laurel 46 180 —
Richard & Martha 40 180 —
Honour 40 150 —
Great President 44 180 —
London I 40 200 —
Oak 40 120 —
Tiger 40 170 —
Pelican 40 180 —
Nonsuch 36 150 —
Reformation of London 40 160 —
Revenge 36 130 —
Providence 32 120 —
Hound 36 120 —
Foresight 42 150 —
Reserve 40 150 —
Anthony Bonadventure 36 110 —
Hercules of London 34 120 —
Expedition 32 120 —
Dragon 38 150 —
Assurance 36 160 —
Portsmouth 36 160 —
Guinea 32 140 —
Discovery 34 120 —
Gillyflower 28 120 —
V ранг
Sampson I 32 140 —
Waterhound 32 120 —
Giles of London 32 100 — + 32 120 —
Middelburgh 32 120 —
Advantage 26 100 —
Golden Dove 30 100 —
Sophia I 26 120 —
Marygold 30 100 —
Mary Prize 37 120 —
Old Warwick 28 90 —
Hector I 28 70 —
Falmouth 26 100 —
Seven Brothers of London 26 90 —
Convert of Liverpool 32 120 —
Pearl 28 90 —
Primrose 24 90 —
Cygnet 24 80 —
Recovery 24 70 —
Concord of Yarmouth 24 70 —
Nightingale 26 100 —
Mermaid 24 90 —
Fox I 22 90 —
VI ранг
Greyhound 20 90 —
Gift Pink 12 60 —
Paradox 14 70 —
Hart 10 60 —
Little President 12–26 80 —
London 40 ? —
Vanguard 56 ? —
Advice 42 ? —
Assistance 40 ? Коммодор Д. Бурн-брат Richard &
Marha 40 ? —
Anthony Bonadventure 36 ? —
Lisbon Merchant 34 ? —
Hercules 34 ? —
Culpepper 30 ? —
Prudent Mary 26 ? —
Cullen 26 ? —
Exchange 26 ? —
Martha 25 ? —
Golden Dove 24 ? —
Acorn 22 ? —
Gift Pink 12 ? —
и 11 торговых судов снабжения
Как только Блэйк увидел неприятеля, он вышел из Доунса, где чувствовал себя в опасности, так как дуврские батареи были убраны; находясь на ветре у Тромпа, он лег вдоль берега на SW. Вечером 9 декабря оба противника стали на якорь вблизи Дувра, так как свежий бриз был для боя неблагоприятен. На следующее утро Тромп при свежем NW снялся с якоря и стал лавировать к Блэйку, тот тоже снялся и пошел на запад, но у Денженеса, не будучи в состоянии избежать сражения (по голландским данным), спустился и пошел на абордаж. По английским данным, Блэйк действовал по ранее продуманному плану — идти прямо на противника и прорезать ему строй. Так как такой маневр был опасен в виду близости Варнских банок, то Блэйк решил пройти сначала до Денженеса. В час дня раздались первые выстрелы, но лишь в 3 часа бой стал серьезным. Флагманский корабль Блэйка „Триумф“, проходя мимо флагманского корабля Тромпа „Бредероде“, дал полный залп; задний мателот английского адмирала „Гарланд“ сцепился с наветра на абордаж с „Бредероде“, а шедший за ним „Бонавентур“ — с подветра. Оба старались завладеть „Бредероде“, и последний оказался в очень тяжелом положении. Но вовремя подоспел Эвертсон и лег рядом с „Бонавентур“, так что все четыре судна сцепились вместе. После упорного боя оба английских корабля были побеждены. Бой этот дал еще немало случаев единоборства; знаменитые в английском флоте имена судов, сражавшихся в тот день, повторяются доныне. Тут встречаются впервые, кроме вышеприведенных, славные имена „Виктори“ и „Вангард“. Несмотря на то что флоты приняли участие в бою на близкой дистанции не в полном числе, еще 2 английских корабля были сожжены, а один потоплен. „Триумф“ понес тяжелые потери; английский арьергард, около 20 судов, по-видимому, держался на ветре и не принимал участия в бою. Победа, доставшаяся втрое сильнейшим голландцам, была решительной, они потеряли всего лишь один корабль и встали на месте сражения на якорь. С наступлением ранней темноты Блэйк повернул к Дувру, и наутро его потеряли из вида. Не будучи в состоянии возобновить бой, он скрылся в устье Темзы. Преследования со стороны Тромпа не последовало, чему нет оправдания; он довольствовался своим успехом, очистив путь коммерческим судам». Будем справедливы: Рюйтер тоже не справился с задачей преследования --- английские корабли были заметно легче (еще одно следствие того что под военно-морские суда "подгонялись" торговые, конструкция которых была рассчитана на как можно больший тоннаж для приема грузов)
К потерям в бою -- 5 или 6 кораблей,( из них 3 взято "в плен)" против одного голландского, англичан ждало ещк одно огорчение После того как Блейк укрылся в Даунсе туда же пробивалась группа из 3 кораблей,наткнувшись на 2 голландских: у одного в бою снесло мачты и уцелевший на буксире отвез его в Портсмут, а третьего выбросило на берег и он стал добычей противника.
Голландцам эта победа далась также нелегко --- большинство кораблей было "изранено" и многие из них находились в состоянии не лучшим, чем у побежденного противника. Но Тромпу хотелось еще подчеркнуть свой успех: поэтому, проведя торговый караван через Канал, он высадил десанты в Суссексе и Кенте , захватив пленных и разоряя селения. Теперь можно было свободно пропускать торговые конвои со всех направлений. "Согласно знаменитой легенде, Тромп привязал метлу к мачте своего корабля в знак того, что полностью вымел с моря Ройал Нейви." http://www.litmir.co/br/?b=176261&p=9
Что верно, то верно, голландцы сполна расплатились за свои предыдущие неудачи. Правда,нужно заметить, что в данном случае противники как бы поменялись местами и ролями. Что голландцы одержат победу, было очевидно из ситуации и соотношения сил еще до самой схватки --- совсем как в предыдущем сражении, только там уже от голландцев требовалась вся воля и мужество чтобы избегнуть полного разгрома. И так же как де Витт, Блейк требовал суда над некоторыми своими капитанами, проявившими по его мнению трусость или как минимум пассивность. Пожалуй в такой степени как у голландцев всё же проявлений такой трусости не было. Но и пассивность бывает преступной, когда ты недостаточно или совсем не отвлекаешь противника от ударов по своим товарищам (Блейку было виднее) Сам он подал в отставку, но она не была принята. Над Эскью как уже говорилось был суд и он был снят с командования. В отличие от голландцев 6 капитанов, обвиненных Блейком, были не только сняты с командования, но и заключены в Тауэр.
Известия о поражении вызвали в Англии настоящий шок. Шок, но не панику и не поиски виновных, усугубляемых партийными распрями. Искали помимо конкретики общие причины. Были приняты все меры, http://www.litmir.co/br/?b=171331&p=12 , от удовлетворения справедливых требований матросов, при одновременном наведении строгой дисциплины, до налаживания надлежащего управления портами и значительного увеличения ассигнований на флот. По требованию Блейка из армии во флот перевели еще двух «морских генералов» – Джорджа Монка и Ричарда Дина. В течение зимы 1652–1653 годов все три морских начальника сделали полный обзор военно-морской тактики в свете поражения при Дандженессе. Оба исходили из того общего что имеется у армии и флота -- артиллерийского огня и именно как армейцы они, особенно отчетливо Дин, проводили мысль что бой кораблей должен представлять собой единое целое как и бой армий на суше. Нельзя сказать, что именно тогда зародились основы линейной тактики, эволюция в этом направлении шла и раньше (прекрасные изложения по проблеме тактики линейного боя читайте здесь http://warspot.ru/6047-taktika-parusnyh-flotov-galery-roy-i-brandery http://warspot.ru/6050-taktika-parusnyh-flotov-poyavlenie-lineynoy-taktiki http://warspot.ru/6059-taktika-parusnyh-flotov-nastupat-ili-oboronyatsya и http://warspot.ru/6134-taktika-parusnyh-flotov-slomat-liniy) Но именно тогда дело в этом направлении сдвинулось, хотя то что и у англичан бывший торговый характер не только судов, но и кадров препятствовал этому развитию, так сказать его "дисциплинированию" (правда, в куда меньшей степени, чем у голландцев)
Заметим одно отличие, дававшее преимущество англичанам -- расчет на артогонь с близких дистанций и более тяжелая артиллерия; поэтому голландские капитаны имели шанс на успех в бою с избранным судном только если удавалось нанести с дальней или чаще средней дистанции своему противнику настолько большой ущерб, чтобы тому было трудно продолжать бой, а потом рывок к уже такой близкой позиции чтобы преимущество англичан не играло бы такой роли а там и на абордаэ (например, Тромп в следуюшем сражении сделал ставку именно на ближний бой именно с использованием по возможности абордажа)
Как известно, недостатки часто бывают продолжением достоинств,. и стремление сохранить линейный строй во что бы то ни стало приводило порой к дурным последствиям . Но как говорится это уже другая история.
Очень рекомендую желающим скачать интересную работу Брайана Танстолла "Морская война в век паруса" на сайте Энциклопедия кораблей http://ship.bsu.by/text/6418 (кстати вертикальная "лесенка" книг там -- настоящие сокровища для "маринистов"!) До сих пор не устаревшая книга, в которой большое место отводится именно управлению боем , насколько это было сложно и как самые выдающиеся адмиралы становились заложниками обстоятельств, в которых противодействие противника часто не являлось главной проблемой. Поэтому чаще всего критика большей своей частью касается именно приготовлений к сражениям, первоначальным диспозициям и планам, а также порой самим решениям вступить в бой. А затем следуют комплексы обстоятельств, которым нужно либо противостоять либо использовать. К особенностям данных войн следует отнести стремление продолжать сколь возможно продолжать получать прибыли из торговли, которая сама по себе представлялась военным фактором. Вот почему не учитывая этого пришлось бы удивляться многим решениям противников, в основном голландцев, идущих на рискованные, на поверхности даже авантюрные действия, и сами сражения потому представляли собой целый клубок военно-морского противостояния, целью которого было поставить врага в невыгодное положение именно в экономическом положении, либо не давая ему подорвать свою торговлю . Тромп, даже Рюйтер часто стремились к тому, чтобы врагу удавалось в этом плане лишь так сказать "бить по хвостам" и если не было другого выхода, то стоически выдерживать неизбежные при этом неудачи теряя корабли и людей. Вот потому и к результатам боев нужно относиться учитывая этот фактор иначе чем к боям ради чисто военного плана. Сорвать планы противника по захвату или уничтожения торговых "караванов" представлялось как раз основной победой, за которую можно расплатиться и большей разницей по числу потерь в кораблях и людях не в свою пользу. Конечно, это не значит, что подобные соображения могли бы оправдать явные авантюры и нерасчетливость. Не допустить тяжелой неудачи превратиться в значительное поражение, а последнее в разгром -- вот лейтмотив обоих сторон, но в большей мере это касалось, пожалуй, всё - таки голландской стороны. Новые корабли строились, старые ремонтировались, проводились пополнения новых команд, а порой чуть ли не вообще приходилось их обновлять (что на значительное время приводило конечно к ухудшению качества кадров) И вся эта мясорубка возобновлялась и лишь как перманентная стратегия может оцениваться нами как и оценивалась командованиями противников и их правящих кругов. (Посмотрите, например, прямо противоположные оценки, даваемые французами и англичанами относительно Третьего Уэссанского сражения 1 июня 1794 года, именуемого Славным Первым Июня http://vikond65.livejournal.com/193841.html )
На следующий день рано утром около десяти голландских кораблей, в основном под командованием капитанов из Зеландии, недовольных Виттом, нарушили присягу и отплыли домой. Это обычно связывают с тем, что Витт на утреннем военном совете назвал зеландийских капитанов трусами и предупредил их, что в Голландии ещё достаточно древесины, чтобы возвести виселицу для любого из них. Ситуация стала безнадежной для голландцев, но Витт ещё решился сделать последнее усилие.
Голландцы отплыли ещё дальше на юг в надежде получить благоприятный ветер. Этот план, однако, не удался: первые несколько кораблей, с трудом ловя ветер, отошли слишком далеко на запад и были сильно повреждены английским огнём. Ветер сменился на северо-восточный, вновь предоставив англичанам преимущество. Михаил де Рюйтер и Корнелис Эвертсен, наконец, смогли убедить Витта смириться с неизбежным, и голландский флот в конце дня начал отступление на восток.
Английский флот прекратил преследование, когда достиг фламандских отмелей. Здесь Витт решил быстро вывести флот в море в бассейне Вилингена, а затем сделать ещё одну попытку разгромить врага. Рюйтер на это тактично отметил: «Такая смелость слишком опасна». Под давлением офицеров Витт отказался от своей затеи и привел флот в Хеллевутслёйс 12 октября.
ПоследствияГолландцы признали после своего поражения, что они нуждались в более крупных кораблях для разгрома английского флота, и инициировали новую судостроительную программу. По словам Витта, причиной поражения был недостаток у голландского флота брандеров. Однако общественное мнение признало главным виновником провала самого Витта. В тот же вечер 12 октября Генеральные Штаты узнали о поражении и направили письмо Тромпу и Йохану Эвертсену с просьбой вернуться на службу. Витт перенес нервный срыв и был официально уволен с поста верховного главнокомандующего в мае 1653 года.
Голландцы признали после своего поражения, что они нуждались в более крупных кораблях для разгрома английского флота, и инициировали новую судостроительную программу. По словам Витта, причиной поражения был недостаток у голландского флота брандеров. Однако общественное мнение признало главным виновником провала самого Витта. В тот же вечер 12 октября Генеральные Штаты узнали о поражении и направили письмо Тромпу и Йохану Эвертсену с просьбой вернуться на службу. Витт перенес нервный срыв и был официально уволен с поста верховного главнокомандующего в мае 1653 года.