Зеркала из бронзы изготавливали еще в Древнем Египте и использовали их по прямому назначению:
в них смотрели, чтобы оценить свой внешний вид, при нанесении косметики или во время переодевания.
И всё.
Древнегреческий математик Архимед использовал зеркало в качестве огромной линзы,
чтобы сжечь вражеский флот в битве под Сиракузами.
Урон, судя по свидетельствам, был катастрофическим,
однако это не помешало римлянам захватить город и убить изобретателя.
В Средние века зеркала изготавливали почти шарообразными, выпуклыми и, соответственно,
искажающими изображение.
Они становится атрибутом самовлюбленности и порока.
В конце XV века клирики даже сжигали зеркала наряду со светскими книгами и портретами,
игральными картами и музыкальными инструментами
в ходе борьбы с проявлениями суетной жизни аристократов.
Неудивительно, что в позднем Средневековье художники нередко использовали его
как визуальную метафору
идеи memento mori, напоминание о бренности земной красоты:
в зеркале, в которое смотрелся персонаж рукописи или зритель,
отражался уродливый скелет.
И вдруг в XVII–XVIII веках всё изменилось.
Верующие стали приносить зеркала в храмы, чтобы те «запечатлели»,
как на фотокамеру, святость чудотворных мощей или сакральный момент
превращения хлеба в плоть Христову.
Зеркало становится символом Божественной любви.
Художники начинают изображать ангелов, Богоматерь,
дам и кавалеров с зеркалом в руке.
В Новейшее время зеркало на картинах Маурица Эшера, Леона Спиллиарта, Сальвадора Дали
и других художников становится порталом в другое измерение.