Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Закат «Белого солнца»

чтобы помнили ушедшие кумиры

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • VIP
  • 19 186
  • 8 775 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 14 Март 2022 - 10:55

                                                             Умер Рустам Ибрагимбеков

                                                                                             Мы помним его как 

                                                                              сценариста «Белого солнца пустыни»

 

В Москве на 84-м году жизни умер Рустам Ибрагимбеков, легендарный сценарист «Белого солнца пустыни» (Владимир Мотыль, 1969), писатель, режиссер, политик, пятикратный лауреат Госпремий СССР и РФ (1981, 1993, 1996, 1998, 2000).

 

В возрасте 83 лет умер российский драматург Рустам Ибрагимбеков, известный как автор сценария к фильму «Белое солнце пустыни».

 
Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку в семье Мамеда Ибрагима Ибрагимбекова (1898-1973) и Фатимы Мешадибековой (1915-1977).
 
Ибрагимбеков был соавтором сценария к фильму «Белое солнце пустыни», а также работал над сценариям к нескольким картинам Никиты Михалкова: «Спокойный день в конце войны», «Урга.
 
Имел звания заслуженного деятеля искусств Азербайджанской ССР и России, народного писателя Азербайджана.

 

 

                                          KMO_181219_00149_1_t222_204143.jpg    

 

                                                                Сценарист Рустам Ибрагимбеков

                                                                                                  Фото: Ирина Бужор, Коммерсантъ

 

Ибрагимбеков был — в лучшем смысле слова — образцовым представителем «новой исторической общности — советского народа». Бакинский интеллектуал, сын профессора-искусствоведа, он стал классиком российского, азербайджанского и украинского кино, причем на студии имени Довженко работал в дуэте с сыном армянского народа Романом Балаяном.

 

Миф 1960-х строился на конфликте «физиков» и «лириков». Ибрагимбеков без видимых усилий синтезировал антагонистические начала.

 

Прежде чем поступить в Москве в аспирантуру Института кибернетики, он отучился в бакинском Институте нефти и химии, одновременно дебютировав (1962) как прозаик. Студенческие знания пригодятся для сценариев производственных драм о нефтяниках Тюмени («Стратегия риска», Александр Прошкин, 1978) и строителях газопровода «Дружба» («С любовью пополам», Сергей Микаэлян, 1979).

Закончив, одновременно с аспирантурой (1967), Высшие сценарные курсы, он непринужденно, как бы невзначай вошел в сценарную элиту СССР. Сценарий «Белого солнца», написанный Андреем Кончаловским и Фридрихом Горенштейном, поточный «истерн», не удовлетворил Госкино. Переписать сценарий поручили маститому Валентину Ежову, который, слабо ориентируясь в восточной специфике, пригласил на подмогу Рустама, только что дебютировавшего неореалистическим фильмом Эльдара Кулиева «В этом южном городе».

Ибрагимбеков стыдился признаться, что он, интеллигентный мальчик, ничего не смыслит в «тонком деле» Востока, да и отказ от лестного приглашения означал профессиональное самоубийство. В итоге у них с Ежовым получилось нечто, не умещающееся ни в какие жанровые рамки. Лукавый ли это сказ о сокровенном русском человеке Сухове, вестерн ли, революционная баллада, трагикомедия? Неважно: культовый фильм — этим все сказано.

Начало кинокарьеры совпало для Ибрагимбекова с двумя судьбоносными встречами. Оператором фильма Кулиева был Расим Оджагов, вскоре перешедший в режиссуру. Ибрагимбеков — сценарист всех фильмов этого крупнейшего азербайджанского мастера. Меланхоличной комедии о маленьких людях «День рождения» (1977) и драмы о семейном насилии «Перед закрытой дверью» (1981). Фильмов морального беспокойства («Парк», 1984; «Другая жизнь», 1987) и детектива «Семь дней после убийства» (1991). И, что самое главное, снятого под личным патронажем Гейдара Алиева «Допроса» (1979).

 

Беспощадный, равный по силе итальянским триллерам «свинцовых лет» фильм говорил о метастазах коррупции, поразившей Азербайджан, и о бессилии маленького героя-следователя: это была едва ли не лучшая кинороль Александра Калягина.

 

Вторым многолетним спутником Ибрагимбекова стал Никита Михалков, для которого он написал дипломный сценарий «Спокойный день в конце войны» (1970) о том, как не хочется, а приходится юным фронтовикам погибать, когда, казалось бы, уже отгремели последние залпы. Фильмы Михалкова принесут Ибрагимбекову Госпремии за сценарии «Урги» (1991), «Утомленных солнцем» (1994) и «Сибирского цирюльника» (1998). Наверное, это не шедевры, но это были фильмы, представлявшие Россию на тотальном безрыбье 1990-х в мировом масштабе.

Третий выдающийся «сообщник» Ибрагимбекова — Роман Балаян. Два их фильма — мрачные свидетельства о моральном кризисе интеллигенции на исторических переломах. В «Храни меня, мой талисман» (1986) самовлюбленные герои, собравшиеся на Пушкинские торжества в Болдино,— дурные пародии на героев «золотого века». В «Филере» (1987) вольнодумец-учитель скатывается до работы на царскую охранку.

 

                                Новый век стал для Ибрагимбекова веком разрывов и конфликтов.                     

 

Когда в конце 2000-х Союз кинематографистов РФ раскололся на сторонников и противников Михалкова, Ибрагимбеков оказался одним из яростных оппонентов многолетнего соавтора. В апреле 2010 года он был одним из первых подписантов антимихалковского манифеста «Нам не нравится» и создателей альтернативного Киносоюза.

Еще драматичнее сложились отношения Ибрагимбекова, не только секретаря СК РФ, но и главы СК Азербайджана, с Ильхамом Алиевым. С конца 2008 года он, высказавшись по поводу торжествующей во власти «серости», стал жертвой травли на родине и фактически перешел на положение политэмигранта. «Радетель армянской идеи» — это самое мягкое, что писали об интернационалисте, в своих поздних режиссерских работах выказывавшем отвращение к национальной нетерпимости. И это несмотря на отказ Ибрагимбекова (2012) от французского Ордена искусств и литературы в знак протеста против пенализации отрицания армянского геноцида.

В июле 2013 года Ибрагимбеков был выдвинут созданным им Национальным советом демократических сил в качестве единого оппозиционного кандидата в президенты. Обреченный заранее шаг: его не зарегистрировали из-за наличия второго, российского, гражданства, что вполне символично. Ибрагимбеков в шутку и всерьез говорил о себе: «Три дня я европеец, три дня я азиат». И признавался, что сердце его принадлежит не только Баку, но и Воробьевым горам, которые в незапамятном 1949-м показал ему отец.

 

Михаил Трофименков

https://www.kommersant.ru/doc/5251766

                               

Происхождение и образование

Рустам Мамед Ибрагим оглы Ибрагимбеков родился 5 февраля 1939 года в Баку (Азербайджанская ССР, ныне Азербайджанская Республика).

В 1963 года окончил Азербайджанский институт нефти и химии им. М. Азизбекова (ныне Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности), после чего работал научным сотрудником Академии наук Азербайджанской ССР. В середине 1960-х годов завершил обучение в аспирантуре Института автоматики и телемеханики Академии наук СССР (ныне Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова Российской академии наук). В 1967 году окончил в Москве сценарное отделение (мастерская Сергея Герасимова), в 1976 году - режиссерское отделение (мастерская Леонида Трауберга) Высших курсов сценаристов и режиссеров.

 

Работа в кино

Рустам Ибрагимбеков дебютировал как сценарист фильма "В одном южном городе", поставленном режиссером Эльдаром Кулиевым на киностудии "Азербайджанфильм" (снимался в 1967 году, вышел в широкий прокат в 1970 году). Его сценарий прочел режиссер Григорий Чухрай - художественный руководитель экспериментального творческого объединения при "Мосфильме". После этого он пригласил Ибрагимбекова к участию в работе над сценарием приключенческой кинокартины о реалиях Средней Азии периода борьбы с басмачеством. В 1970 году состоялась премьера приключенческого фильма Владимира Мотыля "Белое солнце пустыни", снятого по сценарию Рустама Ибрагимбекова и Валентина Ежова. Кинокартина получила широкую популярность и принесла известность своим создателям.   

 

 

                                           В 1970 году выпускник режиссерского факультета Всесоюзного государственного института кинематографии (ныне Всероссийский государственный институт кинематографии им. С. А. Герасимова) Никита Михалков снял по сценарию Рустама Ибрагимбекова дипломный фильм "Спокойный день в конце войны". В последующие годы кинематографисты продолжали активное сотрудничество. Рустам Ибрагимбеков являлся соавтором сценариев фильмов Никиты Михалкова "Автостоп" (1990), "Урга - территория любви" (1991), "Утомленные солнцем" (1994), "Сибирский цирюльник" (1998).

В общей сложности по сценариям Рустама Ибрагимбекова было снято более 40 фильмов. В их числе: "...И тогда я сказал - нет..." (1973, режиссер Павел Арсенов), "День рождения" (1977, Расим Оджагов), "Стратегия риска" (1978, Александр Прошкин), "Тайна корабельных часов" (1982, Руфат Шабанов), "Храни меня, мой талисман" (1986, Роман Балаян), "Семь дней после убийства" (1991, Расим Оджагов), "Кочевник" (2006, Сергей Бодров), "Неистовый, яростный, бешеный..." (2011, Михаил Мамедов), "Кавказское трио" (2015, Эльдар Шенгелая).

В качестве кинорежиссера Рустам Ибрагимбеков поставил по своим сценариям фильмы "Допрос" (1979, вместе с Расимом Оджаговым), "Мужчина для молодой женщины" (1996, вместе с Мурадом Ибрагимбековым), "Глазами призрака" (2010) и др.

Принимал участие в продюсировании кинокартин "Дюба-дюба" (1992, Александр Хван), "Увидеть Париж и умереть" (1992, Александр Прошкин), "Три девушки" (2006, Мурад Ибрагимбеков), "Александр. Невская битва" (2008, Игорь Калёнов) и др.

 

Литературная деятельность

Рустам Ибрагимбеков был известен как беллетрист и драматург (писал на русском языке). Его дебютным произведением стал рассказ "Хлеб без варенья", в 1962 году напечатанный в комсомольской газете "Молодежь Азербайджана". В 1970 году бакинское издательство "Гянджлик" выпустило сборник рассказов Рустама Ибрагимбекова "В командировке и дома". В 1972 году в московском издательстве "Советский писатель" вышел сборник рассказов и повестей "В этом южном городе", в 1977 году - сборник пьес "Прикосновение". В последующие годы было издано несколько сборников его произведений.

Рустам Ибрагимбеков написал более 15 пьес ("Женщина за зеленой дверью", "Похожий на льва", "Прикосновение", "Дом на песке", "Похороны в Калифорнии", "Ультиматум" и др.). Многие из них были инсценированы в российских и зарубежных театрах.

Произведения Рустама Ибрагимбекова переведены на английский, немецкий, французский, чешский и другие иностранные языки.

 

Преподавательская деятельность

С начала 2000-х годов Рустам Ибрагимбеков преподавал на кафедре драматургии кино во Всероссийском государственном институте кинематографии им. С. А. Герасимова. Профессор (2004).

 

Общественная и политическая деятельность

В 2013 году Рустам Ибрагимбеков был выдвинут единым кандидатом от Национального совета демократических сил на выборах президента Азербайджана. В соответствии с республиканским законодательством, запрещающим принимать участие в выборах президента лицам с двойным гражданством, начал процедуру выхода из гражданства РФ. Решением ЦИК Азербайджана к выборам допущен не был из-за наличия российского гражданства и непостоянного проживания на территории республики.

Был председателем Конфедерации Союзов кинематографистов (объединяет организации, работающие в ряде постсоветских государств).

Являлся членом Европейской киноакадемии, Союза кинематографистов РФ, Российской академии кинематографических искусств. Был почетным членом Российской академии художеств.

 

Звания и награды

Заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР (1976) и РФ (1995). Народный писатель Азербайджана (1998).

Рустам Ибрагимбеков был награжден российскими орденами "За заслуги перед Отечеством" III степени (1999) и Дружбы (2019), азербайджанским орденом "Слава" (1999).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1979), Государственной премии Азербайджанской ССР (1980), Государственной премии СССР в области литературы, искусства и архитектуры (1981, за сценарий фильма "Допрос"), Государственной премии РФ в области литературы и искусства (1993, за сценарий фильма "Урга - территория любви"; 1995, за сценарий кинокартины "Утомленные солнцем"; 1997, за сценарий фильма "Белое солнце пустыни"; 1999, за сценарий кинокартины "Сибирский цирюльник").

Был обладателем кинопремии "Ника" в почетной номинации "Честь и достоинство" (2021).

https://tass.ru/info/14042757

                                          f6e6beac0ed01408286e859a6f48d415.jpg

                                       858x429.jpg






#2
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 4 990
  • 2 201 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 14 Март 2022 - 19:36

otkrytka-skorbyashchim-91722.gif









Темы с аналогичным тегами чтобы помнили, ушедшие кумиры

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта