Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

5 лет памяти польской актрисы ДАНУТЫ ШАФЛЯРСКОЙ

чтобы помнили Ушедшие звезды

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 745
  • 11 036 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Декабрь 2022 - 14:25

             ДАНУТА ШАФЛЯРСКА, известная польская актриса (6 февраля 1915 г . Пивнична-Здруй -- 19 февраля 2017 г, Варшава)

 

 

ceba556733d52ccc7a99a34253576ef9.jpg 003e962dcbb920e623ce6ecee9b4c59c.jpg

 

            78d4162f1562852823221ba280934683.jpg cf4923fab05dc57da739f2d855271bed.jpg

 

 

 

 

    80e949ff4a53a1fd4a714c61c1ccb54d.jpg 1700cbc842527c51e1e0ed0bc6430728.jpg  52c788268ad923432816c247ed512e0b.jpg

 

 

 

 

Легенда польского кинематографа. Она сыграла в первых послевоенных фильмах Леонарда Бучковского: «Запрещенных песенках» и «Сокровище». В 2000-х снялась в таких фильмах, как «Колоски» Владислава Пасиковского и «Другом мире» Дороты Кендзежавской. Обладательница многочисленных премий за роли в кино и театре, лауреатка Польской кинопремии «Орел» за совокупность творчества. С 2010 по 2017 год член труппы театра TR Warszawa.

Актриса театра и кино. Родилась 6 февраля 1915 года в селе Косажиски в бывшей австро-венгерской части современной Польши. В 1939 году окончила знаменитый Государственный институт театрального искусства. Сразу после выпуска поступила в вильнюсский Польский театр на Погулянке (1939–1941). В течение двух лет сыграла около двадцати ролей – от классики до комедий. После войны выступала на сцене Старого театра в Кракове (1945–1946), а затем в Лодзи в Камерном театре (1946–1949). В 1949 году, после закрытия Камерного театра, вместе с труппой Эрвина Аксера переехала в Варшаву. До 1957 года высупала в театре «Вспулчесны», затем в Национальном (1954–1966). С 1966 года до пенсии в 1985 году играла в Драматическом театре. Затем в качестве приглашенной актрисы выступала на сценах практически всех варшавских театров. Данута Шафлярская ушла из жизни 19 февраля 2017 года в возрасте 102 лет.

 

Дебютной ролью Шафлярской стала Пернетта в фарсе «Счастливые дни» французского драматурга Клода-Андре Пюже (1939). Затем, по ее словам, она меняла роли в зависимости от возраста. Как правило, она играла настоящих женщин, полных жизни, энергии, излучающих женственность. Актриса прекрасно чувствовала себя как в костюмированных постановках, так и в современных ролях. Так критики описывали ее Елену Ивановну в «Медведе» Антона Чехова (1959):

Рецензенты хором подчеркивали чувство юмора, естественность и непринужденность Шафлярской, в результате чего актриса получала в основном комедийные и гротескные роли. В спектакле по «Двенадцатой ночи» Уильяма Шекспира (1960) она сыграла фрейлину Марию, простую девушку из народа.«Елена Ивановна в исполнении Дануты Шафлярской, проработанная в мельчайших деталях, жестах, движениях, мимике, превосходно гармонирует с костюмом в стиле Fin de siècle. Шафлярская двигается на сцене с достоинством и свободой истинной леди. Актриса произносит реплики с врожденным чувством юмора, тонко подчеркивая ироническое отношение автора к красавице Елене» (Зофья Карчевская-Маркевич, «Życie Warszawy», 22-23 ноября 1959, № 280).

Затем были Эвелина Делли в пьесе «Любовник миссис Делли» американского драматурга Уильяма Хенли (1966), Клея в «Черной комедии» Питера Шеффера (1969), жена Подстолия в «Мести» Александра Фредро (1975), ключница Марселина в «Женитьбе Фигаро» Пьера Бомарше (1983) и другие.«Из всей труппы выделяется Данута Шафлярская. Она пользуется свежими, смелыми, простыми и естественными выразительными средствами, заражает зрителей искренним смехом, очаровывает пластикой, легкостью, обаянием, чувством юмора» (Зофья Карчевская-Маркевич, «Шекспировская комедия ошибок», «Życie Warszawy», 7 июня 1960, № 141).



Однако Шафлярской удавались не только комедийные роли. Она превосходно справлялась с драматическими и даже трагическими образами – такими, как Жанета Дыльская в «Волках ночью» Тадеуша Риттнера (1962), отчаянная Руфь в «Немцах» Леона Кручковского (1949 и 1954) и Китти в «Карточном домике» Эмиля Зегадловича (1953). Театр долгое время не раскрывал полностью ее драматического амплуа. Многие годы никто не предлагал актрисе такой роли, в которой она смогла бы раскрыть все грани своего таланта. Эта роль пришла к ней лишь в 1988 году, когда в театре «Повшехны» в Варшаве она гениально сыграла Пожилую Женщину в драме Пера Улова Энквиста «Час божественного кота».

Другой мечтой, которая исполнилась лишь в последние годы жизни, были роли в пьесах Славомира Мрожека. Его видение мира, ирония, чувство юмора были очень близки Шафлярской. Служанка Анастасия Петровна в «Любви в Крыму» (1994) и Бабушка Евгения в «Танго» (2000) – поистине великолепные образы.«Преображение героя происходит благодаря разговору со старой женщиной. В этой роли гениальная Данута Шафлярская. Сдержанная и выразительная игра актрисы, скупые жесты, но каждый из них – значимый. (…) Артистка снабдила свою героиню особого рода спокойствием, мудростью, нежностью – всем тем, что пробуждает доверие к человеку и приводит к тому, что мы хотим открыться до конца и вывалить из себя все, что копилось в нас годами» (Темида Станкевич-Подгорецкая, «Рядом с нами» // «Życie Warszawy», 16 июня 1988, № 139).

 

 

            

                                              Первая звезда польского кинематографа

 

Данута Шафлярская стала первой звездой польского кинематографа. Ее дебют пришелся на первые послевоенные годы. Это была картина «Запрещенные песенки» Леонарда Бучковского (1946), где Шафлярская сыграла в дуэте с Ежи Душиньским.

 

                                         561d0e15ee0420a453dd2312dc6b4a6c.jpg w1500_48839825.jpg

 

 

Популярность, которую принесла ей эта роль, удвоил образ Кристины Токарской в «Сокровище» этого же режиссера (1948).

 

                                                         1-F-316-156-800x800.jpg

 

 

Однако затем кинематограф будто забыл о красавице Шафлярской. Ее внешность не очень вязалась с посконной действительностью 1950-х.

 

                                                                  1-F-1755-188-931x.jpg                                                 

                                                                                                "Варшавская премьера" (1950)

 

После роли Жены Подстолия в экранизации «Мести» в постановке Антона Богдзевича и Юзефа Коженевского (1956)

 

                                                                           szaflarska%20danuta%20role%20filmowe%201

 

она играла главным образом небольшие, эпизодические роли: итальянскую циркачку в ленте «Сегодня ночью погибнет город» Яна Рыбковского (1961), Мать в «Людях с поезда» (1961) Казимежа Куца, Станиславу в картине «Голос с того света» Станислава Ружевича (1962). Лишь конец 1970-х принес актрисе более интересные предложения — роль Ядвиги Мисевич в телеверсии «Куклы» Болеслава Пруса в постановке Рышарда Бера (1977), Бабушки Миси в «Долине Иссы» Тадеуша Конвицкого (1982) и Бабушки в сериале Эдварда Дзевоньского «Пять дней из жизни пенсионера».

В 1993 году она сыграла очень важную для себя роль в фильме Филипа Зыльбера «Прощание с Марией». Героине удается выйти из гетто, но вскоре она возвращается, сознательно выбрав смерть вместе с близкими. Интересным образом была также Сестра Феликса в фильме Ежи Лукашевича «Фаустина» (1994). Феликса на пороге смерти рассказывает о трудной судьбе святой Фаустины, перечисляет свои грехи по отношению к ней, завидуя ее святости.«Шафлярская не ограничилась демонстрацией милых и довольно типичных героинь. В последних ролях она оперирует контрастом, который делает ее образы более живыми. Контраст этот существует между видимой банальностью, типичностью и раскрываемой по мере развития персонажа внутренней многогранностью. Заставляет изменить первое поверхнчостное впечатление, поскольку в результате они оказываются крайне далеки от посредственности» (Мацей Маневский, «Шафлярская» // «Film», 18 января 1987, № 42).

Черно-белый мир воспоминаний

 

 

                                              0216a26e6ac84ed1f0c255bcbfb03f3a.jpg

                                     
 

                                          Данута Шафлярская в фильме «Дьяволы, дьяволы» (1991), реж. Дорота Кендзежавская, фото: Ян Гурский / East News

 

Данута Шафлярская особенно ценила сотрудничество с молодым режиссером Доротой Кендзежавской. Актриса сыграла в двух ее фильмах: «Дьяволы, дьяволы» (1991) и «Ничего» (1998). В документальной ленте «Другой мир» Дороты Кендзежавской и Артура Рейнхарта Шафлярская вводит зрителя в необыкновенный мир своих воспоминаний. Она – одновременно рассказчик и проводник по истории и культуре, которые сформировали ее как человека и как актрису. Сдержанная форма и операторское мастерство Артура Рейнхарта, кадры, выдержанные, главным образом, в черно-белой поэтике, переплетаются с архивными фотографиями Шафлярской, а также сценами из фильмов, которые сделали актрису знаменитой. В течение 97 минут фильма, которые символизируют возраст Шафлярской (во время съемок ей как раз было 97 лет), зрители могут увидеть мир глазами этой исключительной женщины.

Данута Шафлярская была одной из самых активных актрис старшего поколения. В 2000 году она сыграла роль Тетки Виктории в «Кануне весны» Филипа Байона и роль Матери в телевизионном фильме Януша Моргенштерна «Желтый шарф». Одной из последних работ актрисы стала роль Осовелой Старушки в нашумевшем спектакле «У нас все хорошо», пожалуй, самого «продвинутого» режиссера — Гжегожа Яжины по одноименной пьесе Дороты Масловской.

Режиссер Эрвин Аксер так определил актерское искусство Шафлярской:

Данута Шафлярская сыграла художницу Ванду Пшибылович «Мими» в картине «Королева туч» Радослава Пивоварского (2003) из телевизионного цикла «Польские праздники». В отсылающем ко Дню Матери фильме Шафлярская сыграла живущую прошлым, немного эксцентричную, однако не лишенную фантазии старушку, которая неожиданно встречает молодого мужчину и начинает относиться к нему, как к сыну. В 2007 году актриса создала неповторимый кинообраз пожилой одинокой пани Аньели в ленте Дороты Кендзежавской «Время умирать». За эту роль Шафлярская получила премию на кинофестивале в Гдыне.«Дануся всегда была открыта к жизни. (…) Каждая ее роль сияет, как кристалл. Работа с ней — сплошное удовольствие для режиссера. Она, словно камертон, позволяет оценить чистоту игры всего оркестра» («Чистая естественность» // «Rzeczpospolita» 24-30 декабря 1999, № 52).


«Перед нами — глубокий внутренний мир Аньели, пожилой женщины, которая живет одна в старом полуразвалившемся деревянном доме, — писала Анита Пиотровская. — Кендзежавская при помощи 92-летней Шафлярской создала трогательный портрет старости. Порой горький, порой полный упрямого, плутовского протеста» («Tygodnik Powszechny», 25 сентября 2007).

 

 

                                      000EKGT6MWNL2G6H-C122.jpg

 

                                          69a3c6387aeb803f45dc4b378fba9a48.jpg

 










Темы с аналогичным тегами чтобы помнили, Ушедшие звезды

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта