3 апреля нынешнего 2022 года (слава богу вовремя спохватился!) исполнилось 100 лет одной из самых ярких звезд голливудского и мирового кино и музыкального мира -- ДОРИС ДЭЙ
3 апреля 2022 года исполнилось 100 лет со дня рождения американской певицы, актрисы и активистки по защите животных Дорис Дэй (1922 - 2019).
Была звездой кино первой величины 1950-х - начала 1960-х годов, снимаясь в фильмах самых разных жанров - мюзиклах, комедиях, драмах и триллерах. Наибольшую известность ей принесли роли в романтических музыкальных комедиях. Её партнёрами по фильмам были такие актеры, как Кларк Гейбл, Кэри Грант, Джеймс Кэгни, Дэвид Нивен, Джек Леммон, Фрэнк Синатра, Кирк Дуглас, Лорен Бэколл и Род Тейлор.
Урождённая - Дорис Мэри Энн Каппельхофф. Родилась 3 апреля 1922 года в Эванстоне, пригороде Цинциннати. Имя Дорис ей дали в честь американской киноактрисы Дорис Кеньон, которой восхищалась её мать.
С детских лет у Дорис был большой интерес к танцам, и она решила заниматься этим профессионально. Посещала частные танцевальные школы в Цинциннати, а в возрасте 11-12 лет уже танцевала в любительских ансамблях, пользуясь успехом и даже завоевывая призы. Однако, после того как она попала в автокатастрофу и получила перелом ноги, от профессиональной карьеры танцовщицы пришлось отказаться.
Во время лечения Дорис увлеклась пением, начала брать уроки и уже с 17 лет выступала перед публикой, поначалу соло-вокалисткой при оркестре Барни Рэппа в одном из клубных ресторанов в Цинциннати. Именно Рэпп убедил её взять псевдоним взамен родной фамилии, которую считал слишком странной. Так Дорис Каппельхоф стала Дорис Дэй.
Она начала выступать как певица в 1939 году, и со свинговым биг-бендом Леса Брауна добилась первого большого успеха: её песня "Sentimental journey" (1945) была хитом у демобилизованных американских солдат, возвращавшихся домой из Европы. В 17 лет Дорис вышла замуж за музыканта Эла Джордана. У неё родился сын. Когда Джордан узнал о беременности жены, он потребовал, чтобы она сделала аборт. Дорис отказалась и подвергалась физическому насилию всю свою беременность. Вскоре после рождения сына, Дэй подала на развод. После развода Джордан покончил с собой.
В 1947 году Дэй оставила оркестр Леса Брауна, чтобы начать сольную карьеру. На протяжении последующих двадцати лет ею записано более 650 песен, что сделало Дорис Дэй одной из самых популярных и признанных певиц XX века.
Дорис работала и со многими другими исполнителями, в частности, с джаз-оркестром Боба Кросби.Во время работы с Лесом Брауном и недолгого сотрудничества с Бобом Хоупом Дорис много гастролировала по США.
Карьера Дэй как актрисы кино началась с фильма "Роман в открытом море" (1948); его успех положил начало её двадцатилетней карьере в этой области. В 1949 году вышли ещё два фильма с ее участием: "Мечтаю о тебе" и "Это великое чувство", сделавшие актрису узнаваемой и популярной звездой. Способствовал этому и хит "It’s Magic" из фильма "Роман в открытом море". В 1953 году вышел новый успешный фильм с Дорис Дэй - "Джейн-катастрофа". Песня из этого фильма "Secret Love" в исполнении Дорис получила премию "Оскар" в номинации "Лучшая песня года".
После кинофильма "Это молодое сердце", где Дэй снялась вместе с Фрэнком Синатрой, актриса расторгла свой контракт с "Warner Bros." и начала работать под началом своего третьего мужа, Мартина Мэлчера, ставшего её агентом и продюсером всех её последующих фильмов. Теперь у Дорис Дэй помимо комедийных ролей появились и серьёзные драматические.
В 1955 году она получила благоприятные отзывы критики за роль певицы Рут Эттинг в фильме "Люби меня или покинь меня", в котором её партнером был Джеймс Кэгни. Позже в своей автобиографии она назвала этот фильм лучшим в своей карьере. В фильме Альфреда Хичкока "Человек, который слишком много знал", где Дорис Дэй выступает в паре с Джеймсом Стюартом, она исполнила песню "Whatever Will Be, Will Be (Que Sera, Sera)" (Что будет, то будет), которая принесла ей второго "Оскара".
В конце 1950-х годов популярность Дорис Дэй пошла на спад. Фильмы с её участием продолжали получать тёплые отзывы критиков, но былого триумфа уже не было. Возможно, причина была в том, что лирические музыкальные фильмы в конце 1950-х годов были уже не так востребованы, главным музыкальным направлением становился рок-н-ролл.
В 1959 году Дорис Дэй в дуэте с Роком Хадсоном снялась в ленте "Интимный разговор". Этот фильм вновь вернул актрисе былое внимание публики, а сама она была номинирована на премию "Оскар" в категории "Лучшая женская роль". Во многих фильмах 1960-х годов режиссёры отдавали должное профессионализму актрисы Дорис Дэй, тогда как её возможности певицы игнорировались.
В конце 1960-х годов в США началась сексуальная революция. Менялось представление о сексуальности, кино становилось более откровенным, в то время как фильмы с Дорис Дэй оставались все такими же наивно-простодушными и целомудренными. Она постепенно теряла свой звездный статус, лишь напоследок блеснув в фильме "Лодка со стеклянным дном" (1966).
Перемена вкусов отразилась и на карьере Дорис Дэй как певицы. Её альбомы "Duet" и "Latin" были удостоены похвал критики, но коммерческим успехом в США не пользовались. В 1967 году Дорис Дэй записала альбом "The Love Album".
С 1968 по 1973 Дорис была ведущей собственного комедийного шоу, основной музыкальной темой которого была песня "Que sera, sera".
В 1970-х годах актриса активно занялась защитой животных. Во множестве своих интервью она критиковала знаменитостей, носящих натуральные меха. Ею была также создана "Лига животных Дорис Дэй", которую она сама и финансировала.
В 1990-е годы вновь появился интерес к Дорис Дэй. В 1992 году вышел диск с лучшими её хитами, а одна из песен была использована для саундтрека к фильму "Строго по правилам". В начале 2000-х годов большим спросом пользовались видеодиски с её фильмами, в интернете появилось много посвящённых ей веб-сайтов.
В 2011 году Дорис Дэй выпустила свой 29-й студийный альбом "My Heart", который вошёл в десятку лучших альбомов Великобритании с новым материалом. Это случилось в год 87-летия певицы и через 62 года после выхода её дебютного альбома. В 2012 году Дэй заняла шестое место среди популярных кассовых певцов.
В 2004 году актриса была награждена "Президентской медалью Свободы", однако не присутствовала на церемонии из-за страха перед авиаполетами. Кроме этого, Дэй отказалась от награждения почётным "Оскаром", а также от "Награды центра Кеннеди".
Среди её наград также - премия Grammy Lifetime Achievement Award и премия Legend Award от Общества певцов. В 1989 году ей была присуждена премия Сесиля Б. Де Милля за все её достижения в кино. В 2004 году награждена Президентской медалью свободы президентом Джорджем Бушем-младшим, а в 2011 году - премией Лос-Анджелесской ассоциации кинокритиков за достижения в карьере.
У Дорис Дэй есть две звезды на Голливудской аллее славы - за вклад в развитие кино и за развитие музыкальной индустрии США.
Долгое время Дорис Дэй оставалась одной из последних живых звёзд Золотого Века Голливуда.
Фотогалерея
Награды и премии
Золотой глобус,1969 год
Номинация: Лучшая актриса на ТВ ("Шоу Дорис Дэй")
Золотой глобус,1964 год
Номинация: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) ("Я вернулась, дорогой")
Золотой глобус, 1963 год
Номинация: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) ("Джамбо Билли Роуза")
Золотой глобус, 1961 год
Номинация: Лучшая женская роль (драма) ("Полуночное кружево")
Оскар, 1960 год
Номинация: Лучшая женская роль ("Интимный разговор")
Золотой глобус, 1960 год
Номинация: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) ("Интимный разговор")
Золотой глобус, 1959 год
Номинация: Лучшая женская роль (комедия или мюзикл) ("Туннель любви")
Искромётный комедийный талант, помноженный на роскошный голос и умение двигаться – всё это пришлось ко двору в замечательных романтических комедиях, которые и сегодня смотрятся с не меньшим интересом, чем тогда, в 50-60-е. Я открыла для себя эту восхитительную актрису в 90-е, и помогли мне в этом мои американские друзья, присылая её фильмы в кассетах. Качество этих фильмов – супер! И со звуком всё в порядке – никакого сравнения с нашими картинами гораздо позднего времени. В День рождения любимой актрисы я выбрала шесть моих самых любимых её ролей.
Джейн-катастрофа (Каламити-Джейн) (1953) – реж. Дэвид Батлер
Дорис превосходно двигается, танцует и настоящая цирковая акробатка. Эти навыки ей понадобились для роли в музыкальном вестерне «Джейн-катастрофа». Джейн настоящая оторва, она на равных лезет в драку с мужиками ковбоями и не уступит им ни в выездке, ни в стрельбе. Она влюблена в самого отчаянного парня в городке и лезет из кожи вон, чтобы доказать, что она круче всех. Вот только ему нравится в женщинах нежность и женственность, чего точно нет у Джейн. Пройдя через массу безумных приключений, Джейн, наконец, осознаёт, чего ей не хватает в себе и кого она любит по-настоящему. (Не поверите, но существует модная линейка женской одежды Calamity Jane, где изумительно удобные брюки, джинсы и рубашки, я лично убедилась))
Честно говоря, меня удивил выбор Хичкока – Дорис Дэй вообще не его женщина. В ней нет ни одного уязвимого места. Она не станет сидеть и ждать, когда придёт мужчина и решит её проблемы. Да и внешне Дорис никак не вписывается в галерею фарфоровых кукол типа Грейс Келли и Типпи Хедрен. Дорис -линкор, крейсер и, несмотря на свою стройность, она, как пантера, готова сцепиться с киллерами, когда дело касается её ребёнка, которого сделали заложником в политических интригах. И её супруг, которого играет Джеймс Стюарт, просто тростиночка на ветру. Ему не угнаться за женой – ей наплевать, что дуло пистолета может спокойно быть направлено на неё вместо премьер-министра. Сцена в театре с ожиданием, когда ударят литавры и одновременно раздастся выстрел асасина – одна из самых знаменитых в истории кино. Дорис Дэй исполняет в картине свой хит – Que Sera Sera.
С ума сойти – этому фильму больше полувека, а он по-прежнему молод, по-прежнему смешит и восхищает своими героями. Ещё бы, такая красивая парочка, Дорис Дэй и Рок Хадсон играют любовь. Она – дизайнер интерьеров, он – композитор. Она, строгая и высоконравственная. Он — ветреный повеса, у которого низкие моральные принципы. И помирить их должен спаренный телефон. Актёры виртуозно передают смену чувств по мере развития отношений своих несовместимых персонажей. Он выдаёт себя за неопытного парня из глухой провинции, она принимает его ухаживания, пока не натыкается на ноты песни, которую слышала сотни раз, поднимая трубку спаренного телефона. Страсти вскипают. У Дорис бешеный темперамент. Не могу не упомянуть божественного комедийного актёра Тони Рэндалла в роли жениха Дорис Дэй и друга Рока Хадсона. Эта троица сыграет вместе в трёх романтических комедиях. Без промаха.
Полуночное кружево (1960) – реж. Дэвид Миллер
Это не лучший фильм в репертуаре Дорис Дэй, но он интересен тем, что актриса предстала в триллере в драматической роли. Её героиня, Кит, регулярно получает звонки с угрозой смерти в течение месяца. Женщина в ужасе, но ей никто не верит. Муж считает, что это элементарный розыгрыш. Инспектор полиции относит это к дефициту внимания со стороны мужа. Звонки продолжаются. Угрозы переходят в реальность – Кит несколько раз едва избегает смерти. Несколько недель превращают здоровую и весёлую женщину в истеричку на грани шизофрении. Такие сюжеты затасканы до дыр и понятно сразу, кому выгодна смерть Кит, хотя тумана и обманчивых ходов предостаточно. Чтобы вывести преступника на чистую воду, Кит становится приманкой. У Дорис Дэй, как всегда, роскошный гардероб. Она в великолепной форме. Но комедии ей больше к лицу.
Троица Дэй-Хадсон-Рэндалл снова вместе, снова ключевая тема – один выдаёт себя за другого. Два рекламных агентства бьются за клиентов разными методами. Честно отрабатывает рекламу Дорис Дэй. А вот её конкурент, Рок Хадсон, использует грязные игры – кормит, поит потенциальных клиентов и даже снабжает их девочками. Чтобы разоблачить эти омерзительные схемы, Дорис Дэй отправляется в самое логово конкурента. И, естественно, это для неё просто так не кончится. Кроме того, что она с ужасом понимает, что её чем-то опоили, ей предъявляют свадебный контракт и кое-что ещё. И если с контрактом расправиться не составляет труда, то это кое-что радикально меняет её жизнь.
Не присылай мне цветы (1964) – реж. Норман Джуисон
Это третий совместный фильм Дорис Дэй, Рока Хадсона и Тони Рэндалла. Отличная комедия. И снова путаница с идентичностью. Дорис и Рок счастливая супружеская пара. Тони – друг семьи, безнадёжно влюблённый в Дорис. Однажды Хадсон случайно слышит разговор своего врача, который сообщает, что его дни сочтены. Не разобравшись, он принимает это заявление на свой счёт. Войдя в кабинет врача жизнерадостным человеком, он покидает больницу полной развалиной. С этой минуты он занят только одним, как лучше пристроить свою жену. Но только не дать ей шанса выйти замуж за друга семьи. Кто угодно, только не Тони Рэндалл.
Дорис Дэй - суперзведа: певица и актриса, обладательница двух Оскаров и одной номинации, снявшаяся за свою карьеру более чем в 60 фильмах и записавшая 45 музыкальных альбомов (свыше 650 песен).