Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Первомай опять пришел! Повод есть опять за стол!

Праздники

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 6

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 511
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 01 Май 2023 - 10:11

Пасха, Навруз, Масленица в России, Холи в ИндииМарийский Агавайрем, Чувашский Акатуй, Гербер Удмуртовмонгольский Цаган Сар, праздники первой борозды в Китае, Таиланде, Дагестане, Маланка на Украине, Кукеры в Болгарии, Куренты в Словении, Ворачки в Чехии, Плугушорул в Молдавии, Плуговой понедельник в Англии, ритуалы плодородия Древнего Египта и Европы — все они являются наследниками некоей единой древней традиции, к которой мы прикоснемся в этой статье. Для древних людей главный праздник года был приурочен к весеннему периоду и являлся началом нового года. Самое интересное, что многие элементы древних обрядов совпадают у совершенно разных народов.

 

 

 

                                                        3b6560f4b2664aa3aad4b5d4ea519a9d.jpg     

 

                                                                                                                    Ритуал встречи Солнца

Все эти праздники испокон веков был связан с почитанием божеств плодородия, земли, дождя, ветра. Изначально первую борозду проводил старейшина рода, которые в дальнейшем стали фараонами и императорами.

 

                                      05d9156fbb1d0c2018cf499ced5a3b6b.jpg

 

                                                              Праздник первой борозды в Балхаре у лакцев, Дагестан

                                   Возникновение и распространение праздника

По всей видимости, этот праздник возник еще в глубокой древности и связан он с возникновением календаря и древнейшими праздниками земледельцев и скотоводов. Большое значение имели также появление систем ирригации и переход от мотыжного земледелия к плугу и одомашниванием быка.

Археологические, иконографические, а отчасти и письменные источники свидетельствуют о том, что тягловую силу домашних животных при пахоте начали применять в конец 4-го — начале 3-го тысячелетия до н. э. в Месопотамии и в долине Нила.

В дальнейшем эта технология постепенно распространяясь в направлении с запада на восток через Переднюю и Среднюю Азию до Северной Индии и ещё дальше до Северного Китая, где в бассейне Хуанхэ он зафиксирован только в 1-м тысячелетии до н. э. и только в середине 1 тысячелетия в Южной Сибири. У славян в былинном эпосе зафиксирован культурный герой — Микула Селянинович, который обучил славян пахотному делу. (тут хронологически забегаем вперед, хотя захватывается в чем - то и дохристианский период)

 

                                                  1199ece5502dc1c8f42617b81ba86223.jpg

 

                                                  Саймалы-Таш в Ферганской долине. Наскальные изображения повозок и колесниц эпохи бронзы.

Многие народности, не только уже обладающих подходящими для запряжки в плуг домашними животными, но и дошедших до развитого скотоводства, продолжали держаться мотыги, а коренное население Америки так и не изобрело плуг до прихода европейцев.

 

                                      Воскрешение жизни в древнем Египте

Знаете ли вы, что праздник, подобный русской масленице и пасхе существовал еще в Древнем Египте и дошел до наших дней под названием «Шамм ан-Насим» (Sham el-Nessim), который раньше назывался назывался «Шаму» - или «Воскрешение жизни»?

 

Потом постепенно название трансформировалось в «Шамм», к нему добавилось слово «ан-Насим» и получилось современное название праздника — «Дуновение весеннего ветра». В наши дни «Шамм ан-Насим» принято отмечать на следующий день после православной Пасхи, как говорят египтяне «по чистой случайности» и считают, что данный праздник не имеет к религии никакого отношения.

 

                                                7047d53bb9937b6e6585f97316144e76.jpg

 

                                             738bf3fcffc1f4ed2c7b552bb2adc583.jpeg     

 

                                                  03f9ca8f73bf52afe116c9dc91fb07a4.jpg

 

 В нижнем Египте в "Шамм ан-Насим" принято разжигать огромные костры, в которые бросают тряпичные куклы, символизирующие зло. А самые смелые прыгают через огонь.

Неотъемлемая часть праздника - семейный пикник, к которому готовят характерные только для этого дня угощения - соленую рыбу "фасих", копченую селедку "рингу", крашеные яйца, лук.

 

                                             64bd0b4706d6b9bb7fcd595e73268b8d.jpg             

 

                                                                Блюда "Шамм ан-Насима" пришли из Древнего Египта. Например, яйца символизировали сотворение мира, а традиция красить их появилась, поскольку египтяне писали на яйцах заклинания и молитвы и вешали затем на деревьях, ожидая исполнения желаний, почти как на новогодней елочке.

Доподлинно известно, что традиция красить яйца возникла задолго до появления монотеистических религий и связана с древнейшим культом плодородия бога Мином.

 

                                             7bc538ce2ba2b1f1f581b8490be6d054.jpg

 

Для египетских фараонов Мин и его праздник был важнейшим обоснованием своей власти, в который проводился древний ритуал плодородия, хорошо документированный в археологических памятниках.

Божество, чей культ уходит в глубину тысячелетий, именовалось египтянами, как Мин, что в современном переводе означает «Видимый», «Проявленный». Нередко о плодородии этого божества говорит и надпись к его изображениям, где он называется «чёрным». Именно этот цвет считался символом богатых земель в долине Нила.

 

                                                   0bf926465519135d84263c7e387e66a5.jpg

 

Плодовитость Мина отражалась и в его священных живых существах. Так, главным животным божества был бык белого цвета. А вот растением, покровителем которого был этот бог, являлся лук-латук. Именно этот лук и едят современные египтяне на праздник «Шамм ан-Насим», веря, что он придаем мужскую силу.

Праздник Мина начинался в первый день жатвы и отмечался ритуальной процессией. Впереди процессии вели белого быка — символ бога Мина, на голову которого прикрепляли корону. Фараон шел вместе с сыновьями в сопровождении сановников и знати. В честь божества воздвигали символический столб. Фараон, участвовавший в ритуале, срезал на поле золотым серпом первый сноп, подносил его к столбу и торжественно укладывал у подножья. После этого правитель славил Мина и первым начинал обрабатывать землю, подавая пример своему народу.

                                                   Пасха — праздник плодородия

Изначально, еврейская Пасха была скотоводческим праздником, когда семитские племена, кочевали со своими стадами по Аравийской, тогда еще цветущей пустыне. Так как весна была важным моментом в жизни скотоводов, именно весной происходил массовый приплод скота.

 

                                  c74ba858fc5d586a7b5ab0e100871acb.jpg

 

Позже переселившись из Аравийской пустыни в Палестину с её земледельческим коренным населением иудейские племена со временем стали переходить к осёдлому образу жизни и соответственно стали заниматься земледелием. Праздник пасхи потерял свое предыдущее значение, он слился с земледельческим праздником в котором главное место занимал хлеб, связанный с божествами плодородия ханаананеян. Справлялся же он в дни начала жатвы ячменя который созревал первый из хлебных злаков. Это был праздник опресноков.

Ход исторического развития привел к гибели самостоятельного национального еврейского государства и оно оказалось под пятой Римской империи. Праздник пасхи постепенно превратился в ожидание чудесного избавление еврейского народа с помощью божественного мессии спасителя. Именно таким образом его и восприняли раннехристианские общины в 1-2 вв. Но восприняли они его не чисто механически а изменив коренным образом его богословское и идейное содержание.

В состав же ранних христианских общин входили не только иудеи но и поклонники различных восточных и греко-римских божеств населявшие много национальную римскую империю.

 

                                         1509ab37f5a46455975a8799d053c525.jpg

 

                                                                                                         Аттис

Задолго до прихода христианства римляне поклонялись собственному Богу Аттису, покровителю растений. Здесь можно проследить интересное совпадение: римляне верили, что Аттис родился в результате непорочного зачатия, погиб молодым из-за гнева Юпитера, но воскрес через несколько дней после смерти. Богослужение происходило над плащаницей - изображением божества в гробу. Римляне соблюдали пост и постились вплоть до праздника воскрешения.

25 марта (этот день считался днем весеннего равноденствия) плащаницу обносили вокруг храма а в полночь следующего дня характер богослужения резко менялся, жрецы облачались в светлые одежды, главный жрец возвещал верующим о воскресении божества из мертвых, верующие надевали праздничные одежды, пировали, веселились и при встрече приветствовали друг друга словами "Господь воскрес". В Риме верующие предавались приступу необузданного веселья, который назывался Праздником радости (Hilazia).

Христиане сначала праздновали обе пасхи - пасху страданий и пасху воскресения. Это уже в дальнейшем эти два праздника слились в один многодневный.

Вот так и соединились мартовские праздники с майскими , перейдя и слившись в празднества ВЕСНЫ

  О МАСЛЕНИЦЕ и других праздниках пасхи в другой теме






#2
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 511
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 01 Май 2023 - 10:53

 В Древнем Риме майские праздники начинались с 27 апреля -- праздник Флоралии, посвященный богине весны Флоре. Праздник был очень древним, и по легенде был введён ещё полумифическим царём сабинян Титом Тацием во времена Ромула. Флоралии длились шесть дней и заканчивались 3 мая. Празднования характеризовались крайне распущенным характером.

 

                                                              914996_original.jpg

 

                                                                           Просперо Пьятти. «Флоралия». 1899 год.

 

 

Римский праздник Флоралии перекликался с гэлльским (кельтским) Праздником костров Beltane, который праздновался обычно 1 мая. Праздник отмечал середину пути между весенним равноденствием и летним солнцестоянием. Beltane отмечался в Ирландии, Шотландии и на острове Мэн. Этот праздник упоминается уже в древнейших образцах ирландского эпоса.

 

                                                                     915347_original.jpg

 

 

Праздник проводился перед началом выгона скота на летние пастбища и, так сказать, требовался для защиты скота, посевов и людей от природных и сверхъестественных сил. Во время этого праздника кельты пытались умилостивить т.н. Aos Sí – сверхъестественную расу эльфов и фей в ирландской и шотландской мифологии. Считалось, что эти существа живут под землёй в волшебных курганах в невидимом мире параллельной вселенной. Причём кельты избегали напрямую называть этот народ Aos Sí, что дословно означало «люди кучи» и предпочитали использовать эвфемизмы вроде «хорошие соседи», «светлый народ» и т.п. Кельты были уверены, что наибольшую активность Aos Sí проявляются в Beltane, отсюда и желание успокоить их и задобрить.

Священным деревом Aos Sí считался боярышник, который назывался Майским кустом. Цветы боярышника активно использовались в украшениях. А цветущему боярышнику даже поклонялись.

 

                                                       915559_original.jpg

 

Ритуал во время Beltane состоял в том, что друиды зажигали два больших костра, сопровождая свои действия заклинаниями, и прогоняли скот и людей между этими кострами. Иногда, впрочем, люди перепрыгивали через огонь или угли. Самым важным местом проведения Beltane’а считался холм Уснех (Hill of Uisneach) – мистический центр Ирландии. На юго-западной стороне холма покоится почти круглый 6-метровый известняковый камень, который считается «пупом» Ирландии.

 

                                                    915967_original.jpg

 

С утверждением в Европе христианства в ней стали распространяться и майские торжества. Например  пресловутая Вальпургиева ночь, которая праздновалась в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название этой ночи происходит от имени христианской святой Вальбурги Хайденхаймской, канонизированной именно 1 мая (предположительно в 870 году). Тогда её мощи были переданы в город Эйхштетт (Eichstätt), что в Баварии. Собственно, именно там, в Баварии, а также в Швеции и Финляднии 1 мая начали отмечать, как день Вальбурги. Странно конечно, что 1 мая, отмечаемый как день святой, стал как-то связан с обрядом, который христианская церковь однозначно классифицирует, как сатанинский. Ведь Вальпургиева ночь, как считается – это ночь шабашей, которые устраивают ведьмы.

 

                                                        914874_original.jpg

 

 

Впрочем праздники на 1 мая потеряли своё религиозное значение, превратившись в народные праздники без сакрального подтекста. В ходе Майского дня молодёжь танцевала вокруг «майского дерева». Таким деревом вместо реального куста боярышника стал обычный шест – «майский шест».

 

                                                                     916140_original.jpg

 

В этот день обычно выбиралась Майская Королева, в чьи обязанности входило открывать майские праздники, выступать с речью перед началом танцев и т.п. Некоторые исследователи утверждают, что обычай выбора Майской Королевы также уходит в языческое прошлое и когда-то после окончания майских праздников королеву умертвляли. Однако скорее всего это не более, чем мрачная легенда.

С XVIII века многие католики стали отмечать Первомай в различных богослужениях, посвящённых Деве Марии. Таким образом Дева Мария на 1 мая как бы сливалась с Майской Королевой.

 

                                                               916408_original.jpg       

 

                                         Джон Кольер, «Королева Гвинерва на праздновании Первого мая», 1900 год            

 

Во Франции на 1 мая есть обычай дарить веточку ландыша. Этот обычай возник в XVI веке. 1 мая 1561 года юный король Франции Карл IX получил веточку ландыша в качестве ознаменования того, что он наследует трон (Карлу тогда было всего 11 лет и трон он унаследовал после смерти своего старшего брата). Карл IX решил после этого каждый год на 1 мая одаривать придворных дам ландышами.

Практически во всех европейских странах 1 мая издревле праздновали сперва как языческий праздник прихода лета, а затем просто как весёлый праздник весны. Несмотря на то, что в СССР Первомай приобрёл оттенок чуть ли не главного коммунистического праздника, реальность такова, что Майский день – 1 мая – праздновался и в Третьем Рейхе как День Труда

 

 

                                                              916543_original.jpg

 

                                           На фото: Адольф Гитлер в Майский день 1 мая 1936 года в Берлине.       

 

  Впрочем, этот день праздновался всюду, куда ступала нога европейца. В том числе и в США. Традиция праздновать 1 мая в США была завезена первыми переселенцами. В этот день в ряде регионов будущих США плелись небольшие корзины. Эти корзины заполнялись цветами и оставлялись на пороге соседей. Затем тот, кто принёс корзину, звонил в колокольчик и убегал.

Таким образом день 1 мая является очень древним праздником европейских народов. В этот день люди веселились от души. Естественно поэтому, что именно этот день избрали американские профсоюзы, чтобы провести в 1886 году общенациональную акцию в защиту идеи восьмичасового рабочего дня. После тех событий праздник приобрёл идеологический оттенок, став Международным днём солидарности трудящихся в борьбе за свои права.

Однако постепенно непримиримый антагонизм между Трудом и Капиталом ослаб. Уже никому не приходит в голову кидать в полицию бомбы во имя сокращения рабочего дня и увеличения заработной платы.(есть также и другие. впрочем очень ВЕСОМЫЕ поводы!) Хотя постепенно действительно идеологический оттенок Первомая стал теряться. Сегодня этому дню фактически возвращено изначальное значения праздника наступления Весны и Лета. А некоторые склонны вернуть ему и древнюю языческую символику. Например сегодня, как тысячи лет тому назад, в Ирландии на 1 мая зажигают майские костры.

В ряде стран, в том числе в России, 1 мая частично сохранил идеологическую подоплёку. Впрочем, современные первомайские демонстрации уже ничуть не напоминают о том яростном противостоянии конца XIX века, когда Первомай стал днём солидарности пролетариата. Сегодня это просто День наступления Весны. (Ну сказать, что в России так уж всё в этом отношении благостно...)

 

                                                                                     

                                         01632344751324d7128a065e7c7df2ad.jpg     

 

                                                 4830c831a80381e359f574965cbcb90d.jpg   

 

                                                    

                                                  d79d88efe81d00f27a60eefb89d97b73.jpg

 
 
 
 
 
 
 
 
По-прежнему Первомай в России отмечается масштабно и торжественно. Города украшены флагами, звучит музыка, проводят множество мероприятий. На востоке страны праздник уже в разгаре. Владивосток, Хабаровск, Красноярск — там и митинги, и широкие народные гулянья — ярмарки, мастер-классы, концерты. А для многих на первом месте — семейные традиции.




#3
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 01 Май 2023 - 11:13

 

 В Древнем Риме майские праздники начинались с 27 апреля -- праздник Флоралии, посвященный богине весны Флоре. Праздник был очень древним, и по легенде был введён ещё полумифическим царём сабинян Титом Тацием во времена Ромула. Флоралии длились шесть дней и заканчивались 3 мая. Празднования характеризовались крайне распущенным характером.

 

                                                              914996_original.jpg

 

                                                                           Просперо Пьятти. «Флоралия». 1899 год.

 

Судя по тогдашней женской моде, римские дамочки были очень рады этому празднику.  :sarcastic:





#4
Luna

Luna

    Мастер

  • VIP
  • 6 850
  • 2 822 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:г. Краснодар

Отправлено 01 Май 2023 - 12:20

А нам Русским, лишь бы праздник, лишний повод, погулять , отдохнуть, повеселиться  и выпить.

Хорошо работают  и так же умеют и отдыхать.





#5
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 511
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 01 Май 2023 - 12:22

ХОТЬ И ПРОШЛО, но соберусь и напишу публикацию про Масленицу и пасху Сейчас нашел!

 

 

                                            О МАСЛЕНИЦЕ И ПАСХЕ (РАЗВИТИЕ ТЕМЫ)

 

 

                                                                        Масленица

До крещения Руси праздник Масленицы являлся главным новогодним праздником на день весеннего равноденствия, Великдень, который отмечали 7 дней перед днем Весеннего Равноденствия и еще неделю после. Обрядовая сторона масленицы заключалась в проводах и похоронах Зимы-Морены, а также в обрядах, направленных на брачное плодородие. Например, если у молодоженов не было детей, то жениха катали на бороне.

 

                                                  723f72216f8b91f0901c4a51f4e86e1e.jpg

 

При Петре I новый год перенесли на 1-е января с 1700 г. По странному совпадению, именно 1700 г. стал последним годом жизни последнего русского патриарха досинодальной эпохи. Патриарх Адриан был яростным противником масленицы и хотел полностью ее упразднить, однако он успел ее сократить вдвое, на целую неделю.

 

                                                add278f4cb1612dc325b3f9b611cede1.jpg

 

                                                                                                      Петр I на масляницу

Церковную Масленицу перенесли на 8 недель перед Пасхой и сократили до 1-ой недели с понедельника по воскресенье (Прощёное воскресенье), заканчиваясь за 49 дней до поста.

Масленичная неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.

 

                                              94718e757cedbe0486e5d77d23dd1ea8.jpg

 

Мы говорим Масленица и подразумеваем блины. А ведь так было не всегда! Еще в 16-17 веках «блины не составляли принадлежности Масленицы, как теперь. Ее символом были пироги с сыром и хворосты – вытянутое тесто с маслом», – отмечает русский историк Николай Костомаров. Пекли в эту пору также «тестяные шишки», левашники, перепечи, резники, готовили сбитень.

Блины являлись поминальным яством и готовили их в память об ушедших родственниках. Блины стали и символом погребения Зимы.Более древняя форма — млин. Связано со словом молоть. Название млин для блинов до сих пор используют в хорваты, болгары и сербы.

 

 

                                               0c8f6f5c84e38ff8a64e034ff9ac5e0b.jpg

 

Кульминация всей масленичной недели – «Прощеное воскресенье».  Еще седьмой день Масленицы называется «Целовник» или «Проводы». В древности именно этот день назывался «Великдень» и приходился он на 21 марта. Также праздник назывался Красной горкой, так как славяне отмечали свои праздники на возвышенностях и с горки непременно скатывали горящее колесо, изображающее Солнце.

 

                                             adb2e46bef49cda0bfb4d843e0869b62.jpg

 

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества.

Символика чучела соотносится со злой богиней зимы, Мореной. Зимой для нее лепили снеговики, приносили ей дары, которые стали со временем морковкой в носу снеговика. А сжигали чучело в соответствии с древним славянским обрядом трупосожжения.

На Нижегородчине существовал обряд «козья масленица», приуроченный к Чистому понедельнику или первому воскресенью Великого поста и отмеченный вождением по улицам убранного венком и лентами козла.

                                                       Марийский Агавайрем

У уральских марийцев древний земледельческий праздник, посвящёный божествам плодородия, земли называется Агавайрем или Ага-Пайрем, переводится как праздник плуга. Сейчас он отмечается после пасхи конце мая или начале июня — как только закончатся посевные работы.

 

                                              22636305c855affe3cc1632c18ccbd52.jpg

 

                                           a2bef15be0ebcce58b66e4428fa1a1a2.jpg

 

                                         b125e713db2ab340985cda9e8824de5c.jpg

 

 

К Агавайрему тщательно готовятся: производят уборку дома, двора, улицы, заранее запасаются продуктами для приготовления ритуальных блюд, прежде в большом количестве набирались яйца, которые считались обязательными в праздничной обрядности Агавайрема. В день праздника моются в бане, надевают чистую одежду, готовят обрядовые кушанья — блины, ватрушки с картофелем, сырники, вареники с творогом, варят пиво.

Прежде старейшины во главе с картом совершали обходы полей с волынкой, звуки которой способствовали росту и увеличению урожая.

 

                                                          Чувашский Акатуй

Весенний праздник чувашей, посвященный земледелию. Этот праздник объединяет ряд обрядов и торжественных ритуалов. В старом чувашском быту акатуй начинался перед выходом на весенние полевые работы и завершался после окончания сева яровых.

 

                                         1be24480949fd548a11cc2449c36340e.jpg

 

                                        410e9a7c70431c898cd15ee6bb51b0f5.jpg

 

 Приготовившийся к празднику в определенный день созывает родственников и соседей. К их приходу в избе накрывается богатый стол. Во главу стола ставится алтăр (братина) с пивом, в середину стола на специально вышитом полотенце — блюдо с караваем хлеба и кругом сыра.

По названию сходен с татарским сабантуем.

                                           Гербер — праздник пахоты у Удмуртов

До Гербера удмурты не ломали ветки в лесу, не рвали листьев, ягод со времени, когда набухают почки и до самого Гербера. Они заранее заготавливали дрова, чтобы хватило с мая по конец июня.                                      

 

                                         9cdac69ace195725829f474ccf5a3726.jpg

 

                                       dbc10cb9c288eadcef4b7e8554059e5b.jpg

 

Потому что в это время спускалась с небес Инвожо-мумы, повелительница небесной влаги и поселялась именно в траве, чтобы она наполнялась соком, и до выхода на сенокос к ней нельзя было притрагиваться.

Название происходит от праиндоевропейского слова «герба» «расти, зеленеть», откуда и происходит слово «гербарий». Хорошо бы, если и наши благоустроители не трещали своими триммерами с ранней весны, уничтожая повсеместно только проклюнувшуюся травку.

 

                                                                  Новруз

Один из древнейших праздников аграриев является Новруз, который сейчас ассоциируется со Средней Азией, Ираном и зороастризмом. Однако, к удивлению многих, этимология названия относится напрямую к русским. Дело в том, что «Рус» в древности означало «светлый», «солнечный», а корень «Нов» тоже самое, что и «новый». Получается, что Нов-руз переводится как «новый день» или «новый русский». Более того, многие традиции и обычаи Новуза, который приходится на день весеннего солнцестояния, удивительно похожи на русскую масленицу и Пасху: те же уборка перед праздником, те же крашенные яички и ритуальные хлеба.

 

                                              509f1f7c3caf8e3ff71766964609f76f.jpg

 

                                                                                                    Навруз

Навруз возник в глубокой древности еще до зороастризма и являлся таким же праздником весны, как Пасха или Масленица. В государстве Ахеменидов (VI-IV века до н.э.) и Сасанидов (III-VII века н.э.) Навруз считался главным имперским праздником, распространившемся на огромной территории.

По всей видимости, более глубокий пласт этого праздника относится культу предков, так как в дозороастрийский период жители Персии в этот день поклонялись духам усопших предков ("фраваши"), огонь был не только символом очищения, но и поминовения с тем, чтобы духи предков оказали помощь в новом урожае.

 

                                           c64df13acb4087edb8035b0351ec2b93.jpg

 

                                                                                                   Новруз в Ташкенте

В настоящее время Новруз отмечается 21 марта как официальное начало нового года по астрономическому солнечному календарю в Иране и Афганистане. Как государственный праздник Новруз отмечается 21 марта в Таджикистане, Узбекистане, Туркмении, Азербайджане, Албании, Киргизии, Македонии, Турции, Казахстане. Как национальный праздник Новруз отмечается 21 марта в некоторых национальных регионах России, таких как Дагестан, Татарстан, Башкирия и других.

До наступления навруза в течение четырех недель, начиная с вечера вторника до вечера среды отмечаются «дни стихий»: день воды, огня, воздуха, земли, в соответствии с учением Авесты о видах зарождения жизни.

 

                                         e2834eefeb0a807fd15e9a1b3893730f.jpg

 

Примерно за две недели до праздника на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки (сумаляк/саманак) должны достичь 5-7 сантиметров в высоту и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года.

 

                                         149195314ff400f9a5a5912a120e3ec7.jpg

 

                                                                                                   Новруз в Тегеране

На дастархан ставилось зеркало, зажигались по числу членов семьи свечи. На столе обязательно присутствуют крашенные яйца и зеркало нужны. Азербайджанцы ставят крашеное яйцо на зеркало. Интересно то, что зеркало также присутствует в мифе о Дионисе - умирающем и возрождающемся боге.

                                          60ac75b1432d12efa4c9142be045e026.jpg

 

                                          2c9b468319f1787c00ca5956a594b6e0.jpg

 

                                                                                              Новруз в Курдистане

Вечером, с закатом Солнца начиная от Дербента и до самого Ирана и Индии, зажигаются ритуальные костры. Все, от мала до велика, должны перепрыгнуть через горящий костер, произнося при этом следующие слова: «Все мои невзгоды тебе, а твою радость мне».

При этом ни в коем случае нельзя заливать огонь водой. После того как костер погаснет, девушки и юноши собирают золу и высыпают ее на окраине селения или на дорогу.

                                                                     Ярван сувар

У лезгин этот «праздник» называется «Ярван Сувар». Готовятся ритуальные кушанья, сладости, дарятся подарки. Считается, что в день весеннего равноденствия наступает «новый год».

 

                                          c1dd5891a7d123a29da66da59da310e6.jpg

 

                                                                                     Эбельцан у табасаран, Дагестан

Праздник весны, занимает особое место в культуре лезгиноязычных народов (яран сувар у лезгин, эбелцан у табасаран, эр у рутульцев, эвелцан у агулов).

Слово яр имеет в лезгинском языке имело множество родственных значений: «невеста, любимая, утренняя заря, красный, красивый, праздник весны». Исконное значение здесь, очевидно, «(красная) заря»., которая у славян ассоциировалась с богом Солнца, Ярилой.

 

                                       f7e8661da0ac4075539c0d922154eed7.jpg

                                                                Лакцы празднуют праздник весны почти с той же символикой, что и масленица

В Ахтах бытовал обычай «кражи огня». Для хозяина дома считалось позором «потерять огонь», а для «вора» — свидетельством его мужества и умелости. Поэтому все заботились об охране костров до полного их гашения.

 

                                         d0ad274fdc03c7c8ee66db825c92ddd7.jpg

 

                                                                                                  Костры у лезгин

У лакцев была легенда, что костры начали зажигать после смерти жестокого, злого царя Оьш (Ош). Произносить это имя было нельзя и о его смерти возвестили горящими кострами. В этот день пеклись специальные обрядовые зооморфные хлеба «барта», а мужчины устраивали стрельбы и феерверки, чтобы разбудить весну. Чем больше шума, тем удачнее считался праздник. Название божества Ош также напоминает славянскую Макошь-Морену, чьи проводы устраивали на Масленицу.

                                       Праздник первой борозды в Дагестане

Главный акт праздника заключался в проведении самой борозды. Чтобы Земля родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. После начинался второй этап праздника – игры и состязания: скачки, бег, метание камня, поднятие тяжестей, борьба, прыжки в длину, а также бои быков, баранов, петухов, собак. Так  же, как и другие народы Дагестана, в дни этого праздника аварцы пекли разной формы и содержания фигурные обрядовые хлеба в виде человеческих фигур или фигур различных животных – барана, лошади, петушка. Хлеб-баранку дарили победителям соревнований в беге и скачках. Эту же баранку надевали на шею лошади, первой пришедшей к финишу на скачках, и  на правый рог быка, при помощи которого проводили первую борозду. Пекли такие обрядовые хлеба  и на исламские праздники.

 

                                         7c31249fd224bfc5e6137412edbf7f2c.jpg

 

                                                                         Праздник первой борозды у чамалалов, Дагестан

Мало кто задумывается, что самые привычные сушки и баранки являются священным хлебом, телом древнейших божеств плодородия, Великой матери, которая сочеталась с мужской силой в виде священного быка. Ведь именно баранки вешали на рога быкам (часто только на правые), проводившим первую борозду на одном из главнейших событий года, празднике первой борозды.

 

                                          83a8d2a8fb2acb165a2d517b111b4a46.jpg

                                                                                           Ритуальная хлебная кукла

Одной из главных составляющих праздников была выпечка ритуальных хлебов. Некоторые народы, например даргинцы и аварцы, на этот праздник ставили праздничное деревце, на котором развешивали вареные яйца, бублики и сладости — это прообраз привычной нам новогодней елочки.

Обрядовые хлеба у аварцев были зооморфного (птица, куропатка, гусь, курица, петушок, лошадь, баран, бык), антропоморфного (кукла ясикIо) и иного (баранка гор, в виде руки, полумесяца, колобка) облика. Наиболее популярным обрядовым печеным изделием у аварцев была хлебная кукла (ясикIо, «девушка, женщина»), которую дарили в основном детям, название. По всей видимости, подобные куклы являлись персонификацией богини плодородия.

 

                                          b41cf04f6770ca508bccc11093a5ed22.jpg

 

Баранки несли большую символическую нагрузку. Во-первых, они имели форму солярных знаков, что связано с культом солнца. Во-вторых, вкушая кусочки хлеба, умилостивляли солнце и приобщались к таинству воспроизводства, к духу (божеству) хлеба. Баранки кьярква (если принять во внимание их форму, исходный материал и имеющую ясную семантику плодородия начинку можно рассматривать и в качестве символа женского начала.

                                    Праздник первой борозды в древней Швеции

В Швеции во время вспашки первой борозды в землю клали пироги, как жертвоприношение земле и, вероятно, духам поля. Представление о первой борозде можно наблюдать ещё на скальном изображении бронзового века в Бохуслэне (Bohuslan).

 

                                              31befc2ed1c0a538bb2191753cf54ba1.jpg

 

                                                                                     Пахарь бронзового века в Швеции

Фаллический человек с молотом или топором в одной руке и палкой в другой начинает распахивать третью борозду. Он занят первой вспашкой года, пробуждающей плодородие земли после зимней спячки фаллосом плуга, лемехом, согласно старой Борнхольмской поговорке, гласящей, что “Три борозды Тора дают зеленую весну”. Изучение петроглифов, связанных с культами плодородия по всему миру открывает новый взгляд на их возникновение много тысяч лет назад.

Известно, что мотив эротизма при обряде вспашки борозды существовал у многих народов: древних египтян, славян, китайцев, что говорит о его древнем происхождении.

                                                      Болгарские Кукеры

Болгарские Кукеры — ряженые на Святки или Масленицу у южных славян. В мифологии южных славян олицетворение плодородия. В наряде кукеров преобладает одежда из шкур, вывернутая мехом наружу; их маски причудливо украшены разноцветными монистами, зеркальцами, перьями, рогами. Кукеры увешаны различной величины колокольчиками, в руках у них деревянные сабли, окрашенные на конце наподобие фаллоса в красный цвет.

Один из обрядов, которые выполняли кукеры — ритуальная пахота и посев, где центральной фигурой являлся царь (дед). Для царя на деревенской площади мог быть накрыт стол и приготовлена трапеза. Царь три раза пробовал трапезу, запивал вином и произносил тосты за здравие, благополучие и плодородие.





#6
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 038
  • 2 638 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 01 Май 2023 - 13:17

А нам Русским, лишь бы праздник, лишний повод, погулять , отдохнуть, повеселиться  и выпить.

Хорошо работают  и так же умеют и отдыхать.

В молодости познакомилась с одним литовским художником. Он у нас в городе на фабрике работал.

 

Жена русская, сам обрусевший, а возмущался как: "Не люблю ваши русские традиции - вам только повод дай, праздник устроите. И столько церковных праздников - это перебор!"





#7
владелец

владелец

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 22 511
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Май 2023 - 01:33

                                                              8fc8146cf061af307934cfa91d73d710.jpg

 

                                                           7deb74730acd92adaeda325e5829be9e.jpg

 

После этого впрягал кукеров в плуг, пахал, сеял и бороновал, произнося ритуальные слова благословения посевов. Обычно «царь» или главный «кукер» делал на главной площади три борозды и «засевал» их с пожеланием плодородия. Иногда в конце сева ряженые внезапно нападали на «царя» и «убивали» его. Затем «царь» воскресал и начиналось бурное веселье.

                                                        Курент в Словении

Курентованье — словенский мясопустный народный ритуал в честь весны и плодородия, который представляет собой карнавал с целью изгнания зимы.

                                              67a79c2f8388268aa17ceec8cb641c39.jpg

 

                                            7a25c988fa2fefb28b37e5cb6d503dc9.jpg

 

В роли пахаря выступал традиционный масленичный ряженый «Курент», который был одет в вывернутый кожух и косматую шапку, которой приписывалась магическая сила, обвешан коровьими колокольчиками. Курент вёл плуг и носил с собой палку с набитой на конце ежовой кожей, которой он подгонял «коней» и оборонялся от дразнивших его детей. «Коней» изображали ряженые парни, увешанные по поясу звоночками и запряжённые в настоящий или сделанный из дерева плуг.

 

                                                     Ла Виханера в Испании

В испанской провинции Кантабрия, граничащей со страной басков ежегодно проходит новогодний фестиваль, где вы можете увидеть чучело из сказки Волшебник изумрудного города. Не правда ли похоже на маслянечное чучело? На празднике происходит шуточное убийство медведя, олицетворяющее собой победу над злом.

 

                                             3874e7cb97a8de19a048633fcb5301a5.jpg

 

                                           df7d3e666dafec0d296832ba0f3d78aa.jpg

 

                      Цаган Сар — праздник весны монгольских и тюркских народов

Праздник Цаган Сар восходит к религиозным традициям монгольских народов. Он является символом обновления человека и природы, открытости и чистоты помыслов, надежды и добрых ожиданий.

 

                                        7b89953978311d8d0224b8169885dc5c.jpg

 

                                       696c72ac18d5ff01762191afabe3e762.jpg

 

                                      2170c4d64fc4a640523fb35c5c6693b8.jpg

 

Внук Чингис-хана, Хубилай перенёс время празднования Нового года с осени на конец зимы под влиянием китайской астрологии. Согласно буддийской легенде каждый год после очередной победы богини Палден Лхамо (Великой матери Охин Тэнгри у монголов) над злыми демонами и спасения солнца, проглоченного владыкой ада Ямо, она спускается на землю, согревает её своим теплом, и начинается весна.

Интересно отметить, что форма ритуальных хлебов на Цаган Сар в Калмыкии носит зооморфный характер и очень похожа как на дагестанские хлеба, так и на русские масленичные угощения, бытовавшие до господства блинов.

 

                                                                  Холи в Индии

Индийский Холи, известный как Фестиваль красок — ежегодный фестиваль весны, имеющий общее с русской масленицей происхождение. Индуисты считают, что название праздника происходит от демоницы Холики, чьё чучело сжигают на праздничном костре. По легенде считается, что некий Прахлада поклонялся Вишну и демоница уговорила его взойти на костер, чтобы доказать свою преданность, однако Вишну ее наказал и она сгорела вместо Прахлады.

 

                                                 34ba1067758deffd24d0b03d26027475.jpg

 

                                                                                             Сжигание чучела Холи

Не правда ли, очень похоже на славянский ритуал проводов зимы, когда сжигали куклу злой богини Морена? Даже имена Холи и Прахлада звучат как холод и прохлада. А еще в русском языке есть выражение «холить и лелеять». Оказывается, слово холить в славянских языках означает «чистить». Вероятно и слово святой «holly» тоже связано с идеей ритуальной чистоты, связанной с этим праздником весны. А ведь и правда, зимой земля выглядит чисто, вот и получается связь: холод - чистый - святой.

 

                                                666e4906072a11243302a8a848e4e34e.jpg

 

В следующие дни на улицах проходит фестиваль красок – люди осыпают встречных разноцветными порошками и поливают подкрашенной водой. Эти действия символизируют проявление симпатии и пожелания добра. Такая же традиция осыпания друг друга существовала и в русских деревнях, обычно это делали ряженные.

Наиболее масштабно веселятся на севере Индии, там, где в древности арийские племена основали древнюю цивилизацию ведического знания. Проходит фестиваль в день полнолуния в марте. Не менее удивляет то, что о Холи нашли запись, которая датируется возрастом минимум 300 лет д. н. э.

                                           Праздник первой борозды в Китае

В Китае именно Бык олицетворяет весну. С наступлением каждого сельскохозяйственного сезона правитель Поднебесной должен был самолично вывести красивого белого быка в поле и проложить первую борозду. Праздник Первой борозды проходил в каждой деревне, в некоторых местах существовали даже кумирни Ню-вана, самого главного Быка. У него испрашивали благоприятной погоды и богатого урожая.

                                                  3fe994dd38740f1b8eae65493209d751.jpg

 

                                                cbb62d4481b508e3b19553c1c80ab970.jpg

 

                                                                Лао-цзы на белом быке — отголосок древнего культа плодородия

В Южном Китае почитают водяного буйвола, который по-китайски обозначается тем же иероглифом «ню». Поскольку это животное предпочитает в жаркое время погружаться по самые ноздри в прохладную воду, его воспринимали как божество Воды, которому подчиняются реки, ручьи, озера и даже моря. Во многих местах встречаются изображения буйвола, которому земледельцы поклоняются и просят защиты от наводнений и засухи.

 

                                              30f92b6646dea0a2deb39f9a5571177e.jpg

 

                                                                                 Богиня Нюйва слепила людей из глины

Интересно отметить, что название быка Ню соотносится с богиней любви и плодородия — Нюйва, имеющей тот же корень, что и индоевропейский Nude, «нагой», «обнаженный». Нюйва по преданию слепила людей из глины, также как это сделал библейский Яхве, а до него это делали шумерские боги анунаки для того, чтобы люди служили им в качестве работников в райском саду.

                                          Праздник первой борозды в Таиланде

В Таиланде эта церемония проводилась королем еще со времен государства Сукхотай (1238 - 1438) в начале шестого месяца по лунному календарю. Как правило, благоприятный день для проведения вычисляется королевским астрологом. Король Таиланда должен присутствовать на церемонии. Более того, для проведения церемонии король назначает Главного Пахаря, который исполняет обряд проведения первой борозды.

 

                                              d1d95b5786aa9e48e9d83528e9b2e0e9.jpg

 

                                             

                                          92cf94df050f77d5ba761c4b68ba4791.jpg

 

                                         4e95125dba89e5e243d94a8c637b1068.jpg    

 

                                         c4922bca22eda4300f8878a30151d2b9.jpg

 

                                                                                 Праздник первой борозды в Таиланде

В Таиланде церемония Первой борозды включает в себя два важных ритуала. В первую очередь необходимо благословить семена, а уже после этого проводится вспахивание первой борозды на рисовом поле. Королевская церемония, которая открывает новый сезон возделывания риса, проводится в Большом дворце, а общенародная – на площади Санам Луанг, где люди подбирают с земли семена риса, используемые во время ритуального действа, для привлечения удачи и увеличения урожайности посевов.

 

                                              Праздник последней борозды

Известный мусульманский праздник Сабантуй является по происхождению праздником последней борозды. На Сабантуе традиционной забавой являлось соревнование, где участники взбирались на установленный вертикально столб. Обхватывая столб руками и ногами, прижимаясь к нему всем телом, будто бы приклеиваясь к его поверхности, участники соревновались, кто быстрее на него заберется. Так или иначе вертикальный столб присутствует на празднике, даже в виде опорного столба для разноцветных флажков или лент.

 

                                             07859f8b0ce8f9ae86583d8a8503c9c2.jpg

 

                                            2a25fca6c338912ac94d955aff5e5a96.jpg

 

                                                     Единая древняя традиция

В настоящее время многие древние традиции и обычаи славян забыты или искажены. Вместо подлинных праздников введены искусственные типа «День народного единства», который никто не понимает и не празднует. Но настоящим днем народного единства не только славян, но и многих других народов мог бы стать древний праздник весеннего возрождения природы, испытанный тысячелетиями и прошедший через все идеологические гонения.

 

                                            3470a93fcf914fbfa919c6a942484e94.jpg

 

                                          83116184c0ff396ab4e8579675c6105a.jpg

 

                                           855a829bd642333d60b86c2728eb5667.jpg

 

Рассмотрев множество самых различных традиций и праздников совершенно разных народов мира, мы обнаруживаем, что в древности существовала какая-то всеобщая традиция с очень схожими элементами. С принятием христианства и ислама элементы этой традиции оказались под запретом, многие были включены в включены в пасхальный обряд или в Ураза-Байрам. Но несмотря на все эти различия во всех этих праздниках имеются общие черты, по которым можно реконструировать изначальное ядро этой древней традиции:

  1. возжигание ритуальных огней, различные игры с огнем, феерверками, скатывание горящих колес с горки, сжигание куклы и т.д.;
  2. присутствие ряженных, олицетворяющих табуированные тотемы, их лица были скрыты масками, он не разговаривали и их имена нельзя было произносить. У ряженных был посох, колокольчики и мешочки для подарков. Также были ритуальные куклы, одна из которых сохранилась на масленицу. Одной из задач ряженных было устройство ритуального беспорядка, например обсыпание золой, мукой, обливание водой.
  3. крашенные яйца были как в Древнем Египте, так и в горах Памира, что говорит об очень широком ареале распространения данной традиции; Крашенные яйца в православных странах стали ассоциироваться с Пасхой, хотя у многих народов сохранилась традиция красить их именно на день весеннего равноденствия.
  4. ритуальные хлеба: хворост, кулич, блины, баранки, зооморфные хлеба;
  5. наличие плуга или иной аграрной символики, например на Новруз обязательно было наличие пророщенной пшеницы;
  6. ритуальное очищение дома, у евреев на Пасху не только вычищали дом, но и избавлялись от квасного хлеба;
  7. коллективные танцы, разные виды хороводов;
  8. различные игрища и состязания, в которых нужно было показать свою ловкость;
  9. цвета изначально преобладали красный и белый, а потом добавилось многоцветие красок, особенно в идийском холи или среднеазиатском наврузе;
  10. как правило присутствовал ритуальный напиток: квас, вино, буза и т.д.
  11. в древности была привязка ко дню весеннего равноденствия, которое считалось началом нового года у всех древних земледельцев.

Впоследствии, когда новый год сместился на зиму, часть старинных обрядов в зимних условиях оторвалась от их естественных условий. Например, молдавский Плугушорул и украинская Маланка приходятся на январь, но при этом производится ритуальная опашка заснеженного села, которая раньше приходилась на весну.

 

                                             2cda43bace7e348a9368ac9a1ae91e73.jpg

 

                                                                      Изображение свастики из поздняковской культуры, 2500 лет д.н.э.,

Изображение свастики для статьи взято из поздняковской культуры, 2500 лет д.н.э., а впервые она появилась еще 6 тыс лет д.н.э. в трипольской культуре, что говорит о ее близости к первым аграрным культам. А ее распространение от Древнего Китая до Древнего Рима говорит о ее универсальном характер для культур древних аграриев. По всей видимости у символа имеется связь с культом возрождающегося Солнца.

У нас есть шанс возродить эти древние традиции на основе сохранившихся ритуалов и привязать их не к искусственному календарю, а к естественным циклам природы. Тогда и праздник этот станет настоящим днем народного единства с природой и космическими циклами.

 

 

Читайте также:









Темы с аналогичным тегами Праздники

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта