Это событие застало как врасплох Она, казалось, останется навсегда в рамках ЗРЕЛОЙ МОЛОДОСТИ Мне лично трудно представить даже ее в пору последних лет
Сегодня, 9 августа 2023 года, стало известно об уходе из жизни народной артистки СССР Веры Васильевой. Ей было 97 лет.
Детство
Вера Васильева родилась 30 сентября 1925 года в Москве, в районе Чистых прудов (по другим источникам - в деревне Сухой Ручей, (ныне Калининского района, Тверская область, Россия)). В детстве она много времени проводила на родине своего отца, в деревне Сухой Ручей Тверской (тогда - Калининской) области.
У нее были две старшие сестры Антонина и Валентина, а также младший брат Василий, который родился перед началом Великой Отечественной войны. Ее отец приехал в столицу из деревни и работал шофером, а мама была а мама была учительницей и знала французский. Они были абсолютно разными людьми. Александра Андреевна, окончившая помимо всего коммерческое училище, мечтала о другой жизни. Однако ей приходилось смотреть реально и быть прилежной хозяйкой и матерью четырех детей. У Кузьмы Васильевича, был мягкий, тихий, покорный характер, а Александра Андреевна презирала окружающую обстановку, всегда стремилась ее изменить. Характер мамы передался и Вере Васильевой .
Через некоторое время после рождения Веры , их семья переехала в Москву, поселившись в коммунальной квартире.
"В Москве мы жили в коммуналке в комнате, которую разгородили фанерой: выделили родительский закуток, где спали мама с папой, в другом закутке мы обедали. У меня две сестры – старше на 10 и на 8 лет. А потом родился еще маленький братишка. Папа трудился на заводе шофером, а на маме были дом и мы, дети. Жили бедненько, но весело, дружно. Были рады любому пустяку. Бутерброд с сыром или колбасой – большой праздник. А так – картошка, капуста", – вспоминала артистка.
Вера Кузьминична любила читать, уносясь в романтический мир, где царили добро и любовь. Таким способом она еще пыталась не обращать внимание на трудности. Особенно любила дореволюционную детскую писательницу Лидию Чарскую, автора романов "Княжна Джаваха" и "Записки институтки".
Однажды мамина приятельница повела Веру в Большой театр на "Царскую невесту". Ей открылась совсем другая жизнь: ошеломляющая, непохожая на их скромное существование. С этого момента она влюбилась в театр. Вера читала все, что можно было найти о театре, особенно любила старые театральные журналы. Тогда же она открыла для себя и оперу.
Вера заразила любовью к театру и свою подружку. Девчонки на пару копили деньги, однажды даже продали свои учебники, оставив один комплект на двоих - и все это для того, чтобы попасть пусть на галерку, но в театр.
В пятнадцать лет произошло событие, чуть было не ставшее роковым. Трудно сказать, что сыграло роль - то ли разочарование жизнью, в сравнении с блистающим миром театра, то ли что то еще...
Иногда Веру Кузьминичну посещали сомнения и разочарования. Как-то она встала перед зеркалом и решила, что совсем не похожа на героинь тех романов, которые читала.
В тот момент ей казалось, что она всегда будет жить в коммунальной квартире, а мужем ее станет не добрый мужчина, как из тех самых романов, а какой-нибудь грубиян. Из-за этого Васильева даже подумала свести счеты с жизнью, но, к счастью, не осмелилась на это.
Так или иначе, но Вера вооружившись бритвой, попыталась вскрыть себе вены. К счастью, поранила себе пальцы, оставив на локтевом сгибе неглубокие порезы. Небольшие шрамы остались напоминанием о безрассудном поступке.
ВОЙНА
В июле 1941 года, когда начались первые бомбежки Москвы, Вера вместе с другими дежурила на крыше своего семиэтажного дома, гасила зажигательные бомбы в ящиках с песком, подолгу сидела на чердаке с дежурными. Война разбросала семью: мама с двухгодовалым братишкой Васей была эвакуирована в башкирскую деревню, старшая сестра Валентина, окончив медицинский институт, уехала в Киргизию, другая сестра - Антонина - работала в одном из учреждений Народного комиссариата обороны и в октябре 1941-го тоже уехала в эвакуацию. Вера с отцом остались одни. Окончив школу, она поступила на завод, где продолжал трудиться шофером ее отец.
Несмотря на трудности военных лет, мечта об актерской профессии не покидала Веру Васильеву . Однако, как ни странно, после школы Вера отправилась поступать ... в цирковое училище. Но первый же экзамен - по физической подготовке - стал для нее непреодолимым препятствием. Она, далекая от спорта, не смогла перепрыгнуть "козла". И тогда она осуществила свою дальнюю мечту - в 1943 году поступила в Московское городское театральное училище на курс В. В. Готовцева.
В кино Вера Васильева дебютировала, будучи студенткой театрального училища, в 1945 году - в эпизодической роли в комедии "Близнецы".
Первая крупная роль досталась Вере два года спустя – девушка предстала в образе официантки-буфетчицы Настеньки Гусенковой в драме «Сказание о земле Сибирской» Ивана Пырьева. Чтобы получить роль девушки, которая, по задумке режиссера, должна была быть «похожа на бабу на чайнике» Вот как она рассказывала об этом
Готовилась к кинопробе всю ночь и явилась вся накрашенная, с завитыми волосами, словом, перестаралась. "Пырьев задает два-три вопроса - где живу, где учусь. Меня от страха как бы не существует. Я жалка и внутренне скована, не верю в себя, душевно поникла. Вдруг он зовет тех самых ассистенток, и чувствуется, что они ощущают себя виноватыми, а главное - они явно недовольны моим видом. Объясняют, что вчера я была совсем другая. "Милая, скромная девочка, а сейчас она... Совсем не то". Он отрывисто приказывает: "Подите расчешите ее как следует, заплетите косички, наденьте костюм Настеньки, сфотографируйте, а потом зайдете... ". Когда я снова очутилась в его кабинете, он вновь осматривает меня, но уже чуть внимательнее, добрее. Потом вдруг неожиданно приказывает: "Принесите два простых чулка". Побежали за чулками, не спрашивая зачем. Я снова испугалась - значит, с ногами не все в порядке. Наконец принесли чулки. Иван Александрович скатал чулки в два комка, подошел, сунул мне в декольте, где должна быть пышная грудь, которой у меня не было, и спокойно объяснил: "А то лицо толстое, а фигура - тощая". Так я и снималась с подложенной грудью, а талия была поднята так высоко, что я была похожа на бабу, которой обычно прикрывают чайники".
За роль Насти Гусенковой Вера Васильева была награждена Сталинской премией.Между прочим благодаря Сталину
"Говорят, что Сталин, увидев на экране мою Настеньку, спросил: «Где нашли вот эту прелесть?» Ему ответили: «Иосиф Виссарионович, это студентка театрального училища». На что Сталин сказал: «Она хорошо сыграла. Надо ей премию дать». Вот и все. Обычно лауреатов долго обсуждали, в этом участвовало несколько инстанций. Но из-за одного слова Сталина я мгновенно попала в списки."
Но главное, это - то, что актрису заметили и полюбили зрители. Увы, в своеобразном плане заметил еое кто еще...
Иван Пырьев пригласил актрису к себе. Она надеялась, что он снова даст ей звездную роль, но, по данным СМИ, режиссер намекнул, что хотел бы видеть ее своей возлюбленной. Вера Кузьминична не могла на такое согласиться и выбежала из кабинета. Пырьев же вслед прокричал, что ее актерской карьере пришел конец.
Актрису приглашали сниматься в кино, но, когда актеров нужно было согласовывать с руководством "Мосфильма", она тут же получала отказ. Так продолжалось шесть лет, пока Иван Александрович руководил киностудией.
ПРИЗНАНИЕ
В 1948 году Вера Васильева окончила театральное училище и стала актрисой московского театра Сатиры, с которой связала всю свою актерскую жизнь. Первой работой в театре стала главная роль в спектакле "Лев Гурыч Синичкин".
К началу пятидесятых годов она уже стала признанной молодой звездой. Именно в тот момент в театре появился режиссер Борис Иванович Равенских. Энергичный, талантливый, красивый он нравился всем актерам. Не удивительно, что Васильева была очарована и покорена им. Некоторое время он приходил в ее семью, установил замечательные отношения с мамой Веры Васильевой . Однако затем Борис Иванович (который кстати был женат) перешел в Малый театр и они расстались. Теперь Вера Кузьминична понимает, что это спасло ее как актрису. Иначе он бы так и подавлял ее своим авторитетом, а она продолжала бы подчиняться...
В начале 50-х годов Равенских поставил спектакль "Свадьба с приданным". Этот спектакль стал самой важной вехой в жизни актрисы. Режиссер недаром предрекал ему славу. Так и вышло. Пьесу играли девятьсот раз, а в 1953 году сняли одноименный художественный фильм.
Но до того она снялась в том же 1953 году в экранизации повести Аркадия Гайдара "Чук и Гек"
Но конечно прославила ее созданная из уже сделанного спектакля лирическая мелодрама "Свадьба с приданым"
За роль Ольги Вера Васильева получила еще одну Сталинскую премию. А роль Максима, ее сценического жениха, обаятельно сыграл актер Владимир Ушаков, только что вернувшийся из Германии и введенный в состав труппы театра. "Он приехал в наш театр роскошным, импозантным, блистательным", - вспоминает Вера Васильева . Нежные чувства актеры с экрана перенесли в реальную жизнь.
ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ
Три года Ушаков ухаживал за Васильевой , добивался ее руки.
Но ее чувствами еще продолжал владеть Равенских стал ее первой большой любовью. Сначала Борис Иванович восхитил актрису своим профессионализмом, а потом она разглядела в нем того самого мужчину, о котором мечтала.
"Я думала, что, оказывается, я не одна такая, которая думает так о жизни. Что это на всю жизнь, если это будет мой муж. Все, что я читала, оказалось живым и тем, что в нас вкладывал Борис Иванович", – говорила артистка.
Однако Равенских был женат, а Васильеву с ранних лет учили, что в занятых мужчин влюбляться нельзя. Но справиться со своими чувствами она не могла. Когда супруга режиссера узнала об их романе, она собрала вещи и ушла.
Вера Кузьминична мечтала, что он позовет ее замуж, но Борис Иванович не спешил делать предложение. Кроме того, она видела, что возлюбленный засматривался на других актрис, и очень переживала из-за этого.
Однажды Васильева решила проучить Равенских. Отправляясь на гастроли, она написала ему письмо, в котором призналась, что устала от этой неопределенности и больше не хочет быть с ним, а выходит замуж за другого.
Но вот через несколько дней Вера Кузьминична получила от него телеграмму, в которой он писал:
"Верка, я очень тебя люблю. Давай-ка выходи за меня замуж".
Счастью актрисы не было предела, и как только она вернулась в Москву, тут же побежала с ним объясняться. Однако Васильева так и не рискнула встретиться с ним. Спустя некоторое время Борис Равенских женился на актрисе Галине Кирюшкиной, а Вера Кузьминична наблюдала за ним со стороны.
"Это была настоящая любовь, которая меня обогатила. Я не могу сказать, что я разочарована, я его не упрекала никогда. Я понимала, что не смогу жить, если я буду на стороне, и его жизнь будет протекать вне меня. Если бы продолжила такую жизнь, то умерла бы", – говорила актриса.
Владимир Ушаков же любил ее с тех пор как увидел ее еще в спектакле
"Володя позже рассказывал: когда посмотрел этот спектакль, то влюбился в меня сразу. Он относился ко мне с очень большой нежностью. Но я была очень недоступная, закрытая. Когда Володе надо было меня по сюжету прижать, я, наоборот, отодвигалась. У меня было свое понятие чистоты: обниматься – только с тем, кого любишь".
Актер был готов ждать свою любимую столько, сколько нужно. Хотя Ушаков знал, что Васильева была влюблена в Равенских и мечтала выйти за него замуж.
"Я тебя очень люблю, а ты мчишься к своей гибели. Потому что Борис Иванович не тот человек, который может так бережно относиться к своей жене. Его постоянно будет влечь и творчество, и то и се. А ты не умеешь за себя постоять, ты погибнешь. А я тебя люблю, я тебя понимаю", – цитировала актриса Ушакова.
После расставания с Борисом Ивановичем Вера Кузьминична наконец согласилась выйти замуж за Владимира Петровича.
"Поняв, что будущее с любимым человеком не сложится, я дала согласие стать женой любящего меня многие годы человека. Володя очень много делал, чтобы мне было хорошо. Знал, что моя душа не с ним, но знал и то, что я человек верный, чистый, ничего дурного не сделаю. Ревновать ему меня не к кому было – я ни в кого не влюблялась и к Володе относилась очень ласково", – вспоминала Васильева.
Со временем она смогла понять, что сделала правильный выбор, потому что с ним актриса обрела спокойствие и настоящую любовь.
Об их свадьбе сообщила даже советская кинохроника, что было совсем не характерно для тех лет. С тех пор они полстолетия жили вместе. Детей у них не было.
Актеры прожили в браке 56 лет. За эти годы они практически никогда не ругались и всегда были рядом друг с другом. В 2011 году Владимир Ушаков ушел из жизни.
Даже после его смерти актриса продолжала приходить домой и разговаривать с ним: она рассказывала, как провела день и что нового в театре. У актеров не было детей, но Вера Кузьминична никогда не жалела об этом. Названной дочерью артистка считала крестницу Дарью Милославскую, а ее дочь Светлану — внучкой.
"Прожили мы с ним 56 лет идеально. Володя понимал мою любовь к профессии и делал все, чтобы я состоялась как актриса. Все домашние заботы были на нем", – заключала Вера Кузьминична.
В следующем десятилетии самыми запоминающимися работами Веры Кузьминичны стали роли в трагикомедии «Похождения зубного врача» с юными Андреем Мягковым, Алисой Фрейндлих и Игорем Квашой, а также в музыкальной комедии 1966 года «Приезжайте на Байкал» Вениамина Дормана. Кроме того, голосом Веры Кузьминичной говорила актриса Жизель Паскаль в популярном французском приключенческом фильме «Железная маска» (1962).
"Похождения зубного врача" (1965)
В 1970-х у Васильевой было несколько ярких и памятных ролей – в популярном детективном сериале «Следствие ведут ЗнаТоКи», киноповести Ильи Фрэза «Это мы не проходили» о студентах педагогического вуза и драме Владимира Рогового и Эдуарда Тополя «Несовершеннолетние», которая стала лидером советского кинопроката 1977 года.
Из театра на телеэкран выходили телепостановки
"Доходное место" (1967)
Ее прославила роль графини Розины в телеспектале "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1974)