Да, немного не дожив до 82 лет, от нас ушел актер, без которого нам невозможно представить многие фильмы, в которых он казалось всего лишь мелькал, но без этих эпизодов они были бы для нас заметно обеднены В чем-то это роднит его, пожалуй, с Анатолием Адоскиным Без главных ролей, но представить кино без Игоря Ясуловича НЕВОЗМОЖНО!
Попробуйте угадать, в скольких фильмах он "засветился"? Хотя бы приблизительно? Так вот --- 458 ролей! 245 ролей сыграл + 213 дублировал Помимо того, был режиссером трех фильмов и для одного написал сценарий
Все последние недели актер провел в больнице — из-за возникших проблем с почками Ясуловичу пришлось делать срочную операцию. Однако операций оказалось несколько, после чего актера перевели в реанимацию, где подключили к ИВЛ.
Но зритель запомнил Ясуловича ярким, самобытным, талантливым. Это он, Ясулович, нелепый мужчина с собачкой, за прогулку с которой делает выговор строгая старшая по дому Нонна Мордюкова в «Бриллиантовой руке». Это он бродит с говорящим козлом в «Гостье из будущего». Это он, Ясулович, стоит голым на лестничной клетке в образе инженера Щукина в «12 стульях» Гайдая... Сотни ролей и перевоплощений, отточенное мастерство в самых, казалось бы, незначительных отрывках. Он был настоящим королем эпизода, большим мастером в крохотных зарисовках. Настоящей звездой дубляжа, фанатичным педагогом, настоящим профессионалом.
Игорь Николаевич Ясулович родился 24 сентября 1941 года в селе Рейнсфельд (Залесье) Кошкинского района Куйбышевской области (ныне Самарская область).
Родители будущей знаменитости никакого отношение к миру искусства не имели. Отец был советским офицером и прошел Великую Отечественную войну. Мать занималась детьми и не работала. После войны семья перебралась в Таллин, где Ясулович пошел в школу.
В те годы Ясулович увлекся театром, занимался в кружке таллинского актера Ивана Россомахина и уже тогда решил стать артистом.Интересно, что первоначально как он рассказывал, он просто увлекся девочкой, которая там училась Поэтому после школы Ясулович отправила в Москву вслед за мечтой. В ГИТИС, как планировал, он поступить не смог. Но дальше произошло невероятное
После экзаменов будущий актер вместе с такими же неудачниками сел в трамвай. «Видимо, мы раскрепостились после этого жуткого напряжения», — позже предполагал Ясулович. Игорь раздухарился, что-то упоенно показывал приятелям, шутил, дурачился... На его счастье в этом же трамвае (вот времена были!) ехали и члены приемной комиссии. Кто-то из них парня запомнил и на следующий день поручил его отыскать. Как ни удивительно, но талантливого юношу обнаружили где-то в районе Останкино, где он жил у родственников. И взяли во ВГИК! Где зачислили на курс Михаила Ромма. Получив в 1964-м образование как актер, Ясулович поступил к тому же Ромму на режиссерский факультет. Второй диплом ему выдали в 1974-м.
Ясулович был звездой и курса, и всего института. Он умел всё и любил куражиться. Его будущая супруга Наталья рассказывала, что во время ухаживаний он чего только не придумывал. Например, мог на эскалаторе в метро вдруг закричать: «Девушка! Что вы делаете! Не приставайте ко мне!».
«Сначала я стеснялась, — вспоминала Наталья Юрьевна. — А потом начала подыгрывать»...
С будущей женой Ясуловича познакомил их общий друг Всеволод Абдулов. Устроил им свидание в ресторане «Будапешт» 31 августа. А уже 1 сентября вечером Игорь позвонил Наталье: «Ты можешь сегодня встретиться? Потому что если мы не будем встречаться каждый день, я так не смогу»...
Невесте было всего 18, и ее родители были настроены против раннего брака. Влюбленные честно подождали год и расписались. Сразу из ЗАГСа жених сбежал на репетицию.
Отцом Натальи был знаменитый режиссер Юрий Егоров («Однажды двадцать лет спустя», «Отцы и деды»). И, конечно, нашлись те, кто обвинил молодого провинциала в женитьбе по расчету. «Если бы я такое услышала, — признавалась Наталья Егорова. — Дала бы подзатыльник».
Они прожили вместе больше 60 лет, у них родился сын Алексей, потом появились две внучки...
Первую роль в кино Ясулович сыграл на последнем курсе ВГИКа. Его одного со всего курса Ромм позвал сняться в своем фильме «Девять дней одного года». Работа на одной площадке с такими звездами как Иннокентий Смоктуновский, Алексей Баталов и Кирилл Лавров вселила в молодого актера уверенность.
После премьеры его стали регулярно приглашать в другие фильмы, пусть и не на главные роли.
Танцор в «Приключениях Кроша»,
белый клоун в «Айболите-66» Ролана Быкова,
инженер Ларичев в «Сто грамм для храбрости»,
гражданин с собачкой в «Бриллиантовой руке»,
Аппель в «Майоре «Вихрь»,
муж Эллочки Людоедки, инженер Щукин в «Двенадцати стульях»,
Корн в сериале «Гардемарины, вперед!»,
спекулянт с «летучей» фразой «Она что, с Урала?» в комедии «Самая обаятельная и привлекательная»,
Кощей Бессмертный в «Лиловом шаре»
и сотрудник космодрома в «Гостье из будущего»
— второстепенные персонажи в исполнении Ясуловича придавали картинам особый шарм. Кстати, после обнаженной сцены в «12 стульях», где мужчина не может попасть в затопленную квартиру, Ясуловича прозвали пионером советской эротики.
В 1962–1964-х послу вуза Ясулович был актером театра-студии пантомимы «Эктемим» под руководством Александра Румнева. В 1964-м перешел в Театр-студию киноактера, где трудился на протяжении следующих 30 лет. На этой сцене сыграл десятки ролей.
С 1976-го по 2010-й Ясулович регулярно снимался в «Ералаше», а в 1966–1987-х — в сатирическом киножурнале «Фитиль».
С 1994-го артист выступал на сцене МТЮЗа, где театралы оценили его мастерство в спектаклях «Черный монах», «Скрипка Ротшильда», «Гроза» и «Борис Годунов».
В 2002-м Игорь Ясулович возглавил мастерскую на актерском факультете ВГИК и стал руководителем факультета музыкального театра в РАТИ-ГИТИС.
Ясулович трижды за карьеру попробовал себя в качестве кинорежиссера. Дебютной стала семейная мелодрама «Каждый мечтает о собаке» (1975). Спустя год на экраны вышла мелодрама «Пропал и нашелся», а в 1978-м — детский фильм «Здравствуй, река!».
Как театральный режиссер Ясулович осуществил постановки «Иллюзия» Пьера Корнеля (Всероссийское объединение «Творческие мастерские» при Союзе театральных деятелей РФ, 1989), совместно с Александром Тителем — оперы «Свадьба Фигаро» Вольфганга Моцарта (дипломный спектакль, принят в репертуар Музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 1996), оперетты «Летучая мышь» Иоганна Штрауса (Музыкальный театр имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко, 2001).
В 2000-е Игорь Ясулович стал больше сниматься в многосерийных картинах. Например, в сериалах «Каменская», «Брежнев», «Ермоловы», «Статский советник» и «До смерти красива». Не перестал актер появляться и в экспериментальных и авторских фильмах.
Кстати, главные роли в кинокарьере Ясуловича тоже были: «По улицам комод водили» (1978), «По законам военного времени» (1983), «Зудов, вы уволены!» (1984), «Шанс» (1984), «Ловкачи» (1987), «Ай лав ю, Петрович» (1990), «Осенние соблазны» (1993), «Русский водевиль» (2001), «Формула зеро» (2006), «Человек-Ветер» (2006), «Джоконда на асфальте» (2007), «На пути к сердцу» (2007), сериалах «Московский дворик» (2009) и «До смерти красива» (2013)
Уникальный голос позволил Ясуловичу воплотить талант и при озвучивании картин. Его голосом разговаривали Арамис в «Возвращении мушкетеров», король Гарольд в «Шреке», Стефан в «Спящей красавице». Он также озвучивал героев следующих известных фильмов: «Список Шиндлера», «Блеф», «Профессионал», «Пятый элемент», «Звездные войны: Эпизод IV — Новая надежда»», «Светская жизнь», «Авиатор», «Сонная лощина», «Вам письмо», «Джуманджи» и «Крепкий орешек», «Русалочка», «Алладин» и многих других.
В 2000 году Игорь Ясулович стал лауреатом Государственной премии России в области литературы и искусства, а в 2001-м получил звание народного артиста РФ.
В 2013-м он был удостоен российского ордена Почета.
Кроме того, он был лауреатом Международной театральной премии имени К. С. Станиславского за лучшую мужскую роль года в спектаклях «Черный монах» и «Нелепая поэмка» (2006), премии «Чайка» в номинации «Маска Zorro» за роль в спектакле «Нелепая поэмка» (2006). премии «Золотой Витязь» в номинации «Лучший актер» (2006).