Гластонбери, Графство Сомерсет, Великобритания: английская слава
После смерти короля Генриха II в. 1189 году дела аббатства Гластонбери, одного из старейших в Англии, стали плохи. За пять лет до того обитель опустошил страшный пожар. На восстановление нужны были огромные средства. Генрих II щедро спонсировал строительство, но вот его сын и наследник Ричард Львиное Сердце уехал в крестовый поход и не был расположен продолжать благое дело отца.
Пожертвования от паломников не покрывали расходов. Разве что чудо могло бы увеличить их количество и приток средств...
Вид на холм Гластонбери-Тор с башней, оставшейся от средневековой церкви Святого Михаила
В 1191 году аббат вдруг приказал начать на территории обители раскопки. На церковном дворе извлекли из-под земли выдолбленный ствол дуба с останками двух человек и свинцовый крест, надпись на котором гласила, что здесь, на Аваллоне, похоронены сам король Артур и его жена Гиневра. В те времена в Британии бытовало предание, что некогда смертельно раненного Артура увезли на загадочный остров Аваллон. Это место отождествляли с холмом Гластонбери-Тор неподалеку от аббатства, поскольку в пасмурную погоду он выглядел как остров в море тумана.
С того дня, как была обнаружена сенсационная находка, жизнь в аббатстве начала налаживаться: паломники всех сословий спешили посетить могилу знаменитости, английские короли охотно финансировали обитель, в которой похоронен их знаменитый предшественник. Однако тему артурианы и Аваллона можно было раскручивать и дальше. В романе поэта XIII века Робера де Борона говорилось, что праведный Иосиф Аримафейский, собрав в чашу кровь распятого Христа, отдал Грааль одному сподвижнику, а другого отправил в некую дикую долину Аварон поведать об этом людям. «Мозговой штурм» «пиарщиков» аббатства Гластонбери мог бы выглядеть так: Аварон — это же Аваллон, а Аваллон — это же здесь, и пусть едет не сподвижник, а сам святой Иосиф. И чашу с собой прихватит, а лучше две. К следующему столетию появились пересказываемые хронистами предания, что аббатство Гластонбери основал сам Иосиф Аримафейский, там же умер и был похоронен. По одной из версий, он привез с собой две чаши — с кровью Христа и с его потом, и они тоже зарыты или спрятаны в этих местах. Английские короли, по крайней мере, дважды, в XIV и XV столетиях, организовывали масштабные поиски могилы святого Иосифа, не увенчавшиеся успехом. А Гластонбери процветало и было самым могущественным аббатством после Вестминстерского. Однако в XVI веке обитель разрушили люди короля Генриха VIII в. ходе кампании по закрытию монастырей, и культовое для почитателей артурианы место пришло в запустение.
Новые времена принесли новые идеи, где в этих местах может быть зарыт сосуд с кровью Христа, он же Грааль из рыцарских романов. В 1906 году в водоеме у подножия Гластонбери-Тор, известном как колодец Чаши, медиум Уэлсли Тюдор Поул с сестрой и друзьями нашли стеклянный сосуд. Молодые люди объявили его Граалем. Потом оказалось, что много лет назад другой визионер, Джон Гудчайлд, спрятал там эту купленную в Италии чашу в знак почтения к кельтской богине, которую считал покровительницей водоема. Тюдор Поул был знаком с Гудчайлдом, но утверждал, что не получал от него никаких сведений о спрятанной реликвии. В новообретенный Грааль поначалу едва не поверил в том числе американский журналист Марк Твен, но постепенно скепсис возобладал, и об артефакте забыли.
Колодец Чаши
Тюдор Поул основал Фонд колодца Чаши, который оберегает легендарное место и в наши дни. За четыре с половиной фунта можно посетить идиллический сад при водоеме. Оксид железа оставляет красноватый след на камнях, по которым течет вода из родников. По легенде, и этот цвет, и привкус железа у воды связаны с тем, что здесь спрятан сосуд с кровью Христа.