Коварная колдунья Сидония фон Борк
Отдельно стоит упомянуть картину «Сидония фон Борк». Современному зрителю это имя вряд ли о чем-то скажет. Но в XIX веке была популярна книга Вильгельма Мейнхольда «Сидония фон Борк: Монастырская колдунья». Это история женщины, которую приговорили к смертной казни за колдовство в 1620 году. Сидония фон Борк и в самом деле существовала. В нее был влюблен князь Эрнест Людовик фон Вольгаст. Но жениться на ней ему не позволила семья. И в легендах рассказывают, что Сидония удалилась в монастырь, где изучала черную магию с тем, чтобы отомстить всему княжескому дому. В реальной жизни Сидония конфликтовала с настоятельницей монастыря, даже участвовала в нескольких судебных процессах. Когда настоятельница умерла, в ее смерти обвинили Сидонию (а заодно в убийстве еще десятка человек, а также в колдовстве).
Сидония фон Борк Эдвард Коли Бёрн-Джонс 1860, 33.3×17.1 см
Сидонию фон Борк казнили, но после смерти она стала легендой. Писатели изображали ее роковой женщиной, холодной и безжалостной. Такой мы видим ее и на картине Эдварда Бёрн-Джонса — Сидония явно задумывает очередное преступление. Ее платье выглядит так, как будто покрыто паутиной — на такой дизайн художника вдохновил наряд с портрета Изабеллы д’Эсте. Интересно, что во французском сериале «Проклятые короли» чернокнижница и колдунья Беатриса д’Ирсон также появляется в платье с похожими черно-белыми мотивами. Хотя более известным воплощением этого платья в кино стал наряд ведьмы из «Сонной лощины» Тима Бертона.
Картины прерафаэлитов, даже не связанные напрямую с темой колдовства и магии, часто вдохновляют создателей мистических триллеров. Отсылки к работам прерафаэлитов есть не только в упомянутой «Сонной лощине» Тима Бёртона, и в нашумевшем шведском хорроре «Солнцестояние» (там, впрочем, воспроизводятся не столько конкретные картины, сколько отношение к цветочкам и пейзажам).
Офелия Джон Уильям Уотерхаус 1910, 101.6×61 см
Найдем отсылки к пленительным картинам даже в «Багровом пике» Гильермо дель Торо («Подружка невесты» Милле) и в «Малефисенте» («Офелия» Уотерхауса).
Подружка невесты Джон Эверетт Милле 1851, 27.9×20.3 см
Что ж, постоянное цитирование работ мастеров славного братства в кино, да и в целом популярность образов ярких, роковых женщин нас не удивляет. Все потому, что магия в исполнении прерафаэлитов — это всегда красиво.