Многие считают, что зимние праздники появились вместе с христианством. Но это не так — до того как появилось Рождество, в Древнем Риме отмечали другой затяжной праздник, еще более веселый и долгожданный. Сатурналии, посвященные богу земледелия Сатурну, начинались 17 декабря и продолжались несколько дней.
Римский историк Тит Ливиус писал, что Сатурналии начали праздновать начиная с 5 века до нашей эры. Изначально это был однодневный крестьянский праздник, в ходе которого земледельцы восхваляли Сатурна. Но через несколько десятилетий он стал популярен среди всех слоев населения и длился уже целых пять дней.
Начинался зимний праздник с официальной части, проходившей в святилище Сатурна. Жрецы разрезали шерстяные путы, стягивавшие огромную статую бога, а присутствующие преподносили ему дары. Все пели гимны и восхваляли бога земледелия, но при этом с нетерпением ожидали конца мероприятия.
Когда верховный жрец провозглашал «Ио, Сатурналии», начиналось самое интересное. Большинство законов переставали действовать и Рим погружался в веселье, пьянство и разврат. В эти дни прекращались войны, не проводились казни и повсеместно разрешали азартные игры, запрещенные в другие дни.
Когда верховный жрец провозглашал «Ио, Сатурналии», начиналось самое интересное. Большинство законов переставали действовать и Рим погружался в веселье, пьянство и разврат. В эти дни прекращались войны, не проводились казни и повсеместно разрешали азартные игры, запрещенные в другие дни.
«Кто был ничем…»: смена классовых ролей во время Сатурналий
Больше всего Сатурналий ждали рабы, ведь в эти дни они превращались в господ. Любой из них мог надеть шапку, что разрешалось только свободным людям и отправиться в публичный дом. Во многих домах невольники менялись местами со своими хозяевами. Они облачались в одежды господ и занимали их места за столом. При этом сами хозяева были обязаны им прислуживать.
Во время праздника любой раб мог высказать господину все, что он о нем думает. Закон запрещал вспоминать это после окончания Сатурналий и наказывать за дерзость. Правда, насколько это срабатывало мы, увы, не знаем. Британский историк и исследователь религии Джеймс Джордж Фрэзер писал об этом так:
«Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы — они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий, получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и нелепого свойства».
«Эта инверсия ролей заходила так далеко, что каждый дом на время превращался во что-то вроде микрогосударства, в котором все высшие государственные посты занимали рабы — они отдавали приказания, устанавливали законы, как если бы были консулами, преторами или судьями. Бледным отражением власти, которой на время Сатурналий наделялись рабы, было избрание при помощи жребия лжецаря, в котором принимали участие свободные граждане. Лицо, на которое падал жребий, получало царский титул и отдавало своим подданным приказания шутливого и нелепого свойства».