Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Драгоценный дар во все времена. Краткая история фарфора

история фарфор подарок Китай

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 3

#1
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 14 196
  • 7 745 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 января 2025 - 07:32

Египетские султаны, семейство Медичи, Мария-Антуанетта и Людовик XVI дарили фарфор другим сильным мира сего, чтобы наладить отношения. Социальный капитал, построенный на обмене дорогостоящими и уникальными вещицами, позволял заключать торговые сделки, военные союзы и поддерживать политические связи. Восточные специи, китайский шелк, диковинные животные, золотые и серебряные украшения составляли конкуренцию фарфору на ниве дипломатических даров. Тем не менее именно он в течение многих веков сохранял статус дорогого и желанного подарка.

 

image1-3.png
 
Фарфор появился в Китае в XI веке. Изобретение тончайшего белого фарфора стало апогеем тысячелетних поисков и экспериментов. Главным его потребителем был китайский императорский двор, он же контролировал все производства. На Запад фарфор попадал по Великому шелковому пути. Сначала он достигал ближневосточных государств, а затем, часто в виде подарков, отправлялся в Европу. Так, в XV веке султаны Египта задаривали венецианских дожей фарфоровыми изделиями из Китая для поддержания выгодных торговых союзов.

Благоденствие и тех и других строилось на экспорте восточных пряностей в Европу: султаны поставляли специи из Индии, а Венеция, как развитый торговый центр, являлась европейским дистрибьютором восточной роскоши. В условиях нарастающей конкуренции со стороны Оттоманской империи и европейских держав сохранение взаимной симпатии и крепкого союза было необходимым, и в ход шли дорогие подарки. Подаренный султанами фарфор не только поспособствовал укреплению связей, но и остался в истории искусства. На картине «Пир богов» художник Джованни Беллини изобразил голубые блюда времен династии Мин. Это именно тот фарфор, который был подарен дожу Венеции египетским султаном. Работа Беллини является не только значимым произведением эпохи Возрождения, но и первым изображением китайского «белого золота» в западной живописи.

container_image.jpg
Джованни Беллини, Тициан. Пир богов. 1514–1529. Холст, масло. Национальная галерея искусств, Вашингтон

container_image.jpg
Фрагмент

Монополия восточных государств на ввоз фарфора в Европу закончилась с началом эпохи Великих географических открытий. В 1497 году португальский король Мануэл I, отправляя Васко да Гаму в его первую экспедицию в Индию, просил привезти оттуда индийские специи и китайский фарфор. В погоне за установлением собственных торговых контактов с дальневосточными государствами португальцы вскоре добрались и до Китая. Европе больше не требовалось посредничество ближневосточных стран, и груженые фарфором корабли хлынули на Запад.

container_image.jpg
Потолок в Фарфоровом кабинете дворца Сантош, Лиссабон. 
 
Казалось бы, растущие объемы импорта фарфора должны были привести к его обесцениванию. Но он, напротив, стал еще более желанным и модным. Ни одно знатное имение не обходилось без этого символа богатства. Европейские монархи и их приближенные устраивали фарфоровые кабинеты, обставляя комнаты по периметру китайскими тарелками, статуэтками и сосудами.

container_image.jpg
Фарфоровый кабинет, дворец Шарлоттенбург, Берлин. 



#2
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 14 196
  • 7 745 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 января 2025 - 07:35

Так в середине XVII века португальская знатная семья Лэнкаштер в своем новоприобретенном дворце Сантош устроила Фарфоровую комнату, главным украшением которой стала коллекция китайского фарфора из 263 блюд. Удивляет не только состав и размах собрания, но и способ его демонстрации. Блюда были вмонтированы в уходящий ввысь пирамидальный потолок. Они заполнили собой практически все пространство, оставив лишь немного места для выступающих вызолоченных элементов. Фарфоровая комната стала жемчужиной дворца, а представленная в ней коллекция позволяет судить не только о китайском искусстве, но и о европейском восхищении Востоком.

 

container_image.jpg
Изделия из китайского фарфора, поднятые со дна Южно-Китайского моря. Династия Мин (1368–1644). Частная коллекция. 

 

Очередной поворот в истории фарфора случился, когда после многолетних неудачных экспериментов, привлечения алхимиков, промышленного шпионажа, интриг и инсинуаций в Европе появилось фарфоровое производство.

 

container_image.jpg
Севрский туалетный прибор. 1782. Фарфор, эмаль, золото, бисквит, золоченая бронза. Севрская фарфоровая мануфактура. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

 

В 1710 году в Мейсене открывается первая успешная европейская мануфактура, выпускающая твердый фарфор. За возникновением Мейсенской мануфактуры последовал бум европейской фарфоровой промышленности. В 1718 году в Австрии начинает работу Венская мануфактура Аугартен, в 1740-м — Севрская во Франции. В тот же период собственные производства запускают Италия, Россия и другие страны. Чем ближе становился фарфор, тем больше упражнялись мастера в создании сложнейших произведений. Уникальные вещицы европейского производства, как и китайский фарфор, оседали в монарших коллекциях или становились дипломатическими подарками.

 

container_image.jpg
Севрский туалетный прибор. 1782. Фарфор, эмаль, золото, бисквит, золоченая бронза. Севрская фарфоровая мануфактура. Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск»

 

Так, будущий император Павел I и его супруга Мария Федоровна привезли из Франции исключительный туалетный сервиз — подарок Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Изготовленный на первой французской фарфоровой мануфактуре, он состоял из 72 предметов, включая зеркало, шкатулки, кувшины, всевозможные сосуды для косметики и парфюмерии. Все они были сделаны в редкой технике «ювелирного фарфора», имитировавшей драгоценные камни. Кроме изображений античных божеств, сервиз украшали портреты французской королевской четы, напоминавшие новым владельцам о дарителях и их теплом приеме. Благодаря подобным знакам внимания Людовик и Мария-Антуанетта, имевшие довольно прохладные отношения с властвующей российской императрицей, смогли наладить связи с будущим монархом и его супругой. Мария Федоровна высоко ценила уникальный подарок и оттого никогда не пользовалась им, но выставила сервиз на почетном месте — в парадной спальне Павловского дворца.

 

container_image.jpg
Две чайные пары из коллекции «Бестиарий». Костяной фарфор, деколь, декорирование золотом. 

 

Сегодня фарфор остаётся символом утончённости и мастерства, сочетая в себе вековые традиции и современные технологии. Хотя процесс его производства остаётся верен своим истокам, инновационные подходы позволяют создавать ещё более прочные, тонкие и изысканные изделия. Современный фарфор стал доступнее, но это не лишило его статуса объекта искусства. Коллекционеры по-прежнему ценят редкие антикварные экземпляры, а мастера продолжают экспериментировать с формами и декором, добавляя к классике элементы минимализма или авангарда.

 

container_image.jpg
Предметы из коллекции Kirill Ovchinnikov. Костяной фарфор, деколь, декорирование золотом. 

 

В мире, где техника и функциональность играют важнейшую роль, фарфор сохраняет свою особую магию. Он остаётся не просто материалом, а воплощением истории, культуры и человеческого таланта. Будь то утренняя чашка кофе или роскошный сервиз для торжественного стола, фарфор соединяет нас с искусством, которое переживает века. И хотя мода меняется, его элегантность и утончённость всегда будут вне времени.

 

container_image.jpg
Предметы из коллекции «Сплетено», посвященной году Змеи. Костяной фарфор, деколь, декорирование золотом. 

 



#3
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 7 005
  • 2 986 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 19 января 2025 - 14:11

Какая красота!  Как много фарфор - тонкий, искусно расписанный, значил в любые века. Люблю красивый фарфор.

 

Помните, в фильме "Укрощение строптивого" Челентано, после того, как Лиза маханула в него вазой, говорит: "У меня было две вазы китайской династии Тан баснословной цены. Что она без пары? Ничего".  И кидает в неё вторую.

 

5ba88a3b1438fcea2fec7517065f8fe5.gif

 

А у меня довольно необычная (наверное) любовь к фарфоровым изделиям с окаёмочкой. У меня все кружки, тарелки и миски обязательно имеют черную или цветную каёмку, типа вот такого

 

3b4b356b7fa96eacfd8966abb66a3ded.png

 

43f803e420b5288bba9ffaf18fa68b21.jpg





#4
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 14 196
  • 7 745 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 20 января 2025 - 06:49

 

 

Помните, в фильме "Укрощение строптивого" Челентано, после того, как Лиза маханула в него вазой, говорит: "У меня было две вазы китайской династии Тан баснословной цены. Что она без пары? Ничего".  И кидает в неё вторую.

 

5ba88a3b1438fcea2fec7517065f8fe5.gif

 

 

Конечно помню и часто смотрю.

 

 

 

 

 

43f803e420b5288bba9ffaf18fa68b21.jpg

 

 

Очень симпатичная чашка.







Темы с аналогичным тегами история, фарфор, подарок, Китай

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта