Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Великий пост: как проводили его наши предки?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 07 Март 2011 - 07:55

Великий пост: как проводили его наши предки?

Изображение Пришло время Великого поста. В этом году он проводится с 7 марта по 23 апреля. Как проживали этот важнейший период религиозной жизни наши предки? О чем думали, что чувствовали, о чем скорбели, чему радовались, как питались?

Для многих из нас понимание Великого поста, прежде всего, связано с традициями питания в этот особый период. Кто-то считает, что в это время надо голодать, кто-то – что пора садиться на диету. Но смысл Великого поста – очищение своего духа, приведение в порядок своей духовной жизни, помыслов, уход от суеты в переживания духовного подвига Христа.

У верующего человека Великий пост вызывает особое душевное состояние, особое настроение. Если бы их спросили, что они чувствуют в это время, они, наверно, сказали бы о том, что душу свою готовят к светлому дню Пасхи, ведь Великий пост начинается за семь недель до праздника Пасхи и заканчивается Субботой Страстной седмицы.

Подготавливая себя (свой дух и свое тело) к светлому дню Воскрешения Христа, наши предки точно знали, что во время Великого поста нельзя ни с кем ссориться, ругаться, надо прощать своим ближним их ошибки и прегрешения. При этом держать себя строго. Ходить в церковь, молиться.

Если говорить о бытовой стороне этого периода религиозной жизни, то даже посуда, которой накрывали стол в эти дни, была особой, специально предназначенной именно для Великого поста. В другие дни ею не пользовались.

Первым днем Великого поста является Чистый понедельник. В этот день все хозяйки убирали свой дом, мыли, чистили, закупали «постные» продукты. В дореволюционное время в России весь ассортимент продуктов на рынках в это время был «постным». Грехом было выложить на прилавок скромную пищу.

Люди в те времена жили особыми религиозными циклами. Сегодня мы утратили эту культуру. Что же входило в «постное меню» того времени? Соблюдение Великого поста для обычных людей не означило «голодания». Только великие сподвижники Церкви могли подвязаться на такие подвиги.

«Постные рынки» были многоголосы и многолюдны. Предлагалась масса продуктов для «постного» стола: сухие и соленые грибы, горох, редька, кислая капуста, баранки всех видов, ягоды: клюква, морошка, черника, соленые огурцы, морковь, лук, репа, свекла, всевозможные соленья, даже соленые арбузы. Из ягод хозяйки готовили компоты, кисели, с ягодами же пеклись пироги и пирожки, из картофеля делались картофельные котлеты, например, с сушеным черносливом.

Казалось бы, простые, повседневные продукты обретали во время Великого поста особый спасительный смысл. Изобилие «постного рынка», казалось, не знало предела: покупателям предлагались разные виды хлеба (маковый хлеб, сайки, бублики), не обходилось и без лакомств – засахаренного миндаля, рябиновой пастилы.

На Благовещенье, если только оно не приходилось на Страстную неделю, и в Веpбное воскресенье на «постном столе» разрешалась рыба. Например, на Благовещенье пеклись кулебяки с осетриной, семгой. Также «благовещенская» кулебяка могла быть и с грибами, и с печенкой налима, с икрой судака под рисом. В Лазареву субботу (перед Вербным) можно было есть икру, но не рыбу.

Хозяйки того времени знали массу рецептов традиционной в Великий пост еды.

Важным продуктом были различные крупы. Фавориткой стала гречневая крупа. Из гречневой муки пекли постные блины с луком, гречку могли просто поджарить особым образом с луком и это тоже оказывалось наивкуснейшим блюдом.

Кроме киселей и компотов, русские православные любили попить кваску. И «постный рынок» им также давал такую возможность. Предлагались разные сорта кваса – квас хлебный, квас кислощейный, квас солодовый, квас бражный, квас с имбирем...

Также большим спросом пользовался мед: малиновый, липовый, гречишный. Продавалось варенье, разноцветный великопостный сахар, масляная халва, пряники.

Масло, на котором все готовилось (кроме первой и последней недели поста), тоже было разных сортов: подсолнечное, маковое, горчичное, ореховое.

Как мы видим, «постный рынок» мог удовлетворить любые запросы на любой вкус.

Однако это было не главное. Сама по себе «постная еда» была дополнением к частому во время Поста пребыванию верующих в церкви, к стоянию на службах. Как постоянная молитва о прощении, обращенная к Богу. В дни Великого Поста нужно было скорбеть духом и просить у Бога очищения.

Страстная неделя – самое эмоционально напряженное по переживаниям верующих время Великого поста. В Великую Субботу начинали святить куличи и пасхи, в домах всё было убрано до блеска, в церквях на образах лежали венки из розочек.

И вот, когда душа верующих уже совсем истомилась от ожидания небесного света и воскрешения Христа, наступала Пасха!

Главными атрибутами Пасхи стали раскрашенные яички и пасхальные куличи. В дореволюционной России на Пасху выпекались еще «греческие бабы», позволялись домашние фейерверки, а яйца могли быть сахарные.

Но главным при этом было всеобщее ликование «Христос воскрес!» и приходившая на смену внутренним сопереживаниям мучениям Христа великая радость освобождения и особое восприятие света, льющегося с небес.
.




#2
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

    Топикстартер
  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 07 Март 2011 - 08:05

Великий пост в вопросах и ответах

Изображение Почему первый понедельник Великого поста называют Чистым?

В отличие от западной традиции, когда католики вступали в пост, посыпая голову пеплом, и каялись в грехах, валяясь в дорожной пыли, славяне в первый день поста ходили в баню, надевали чистую одежду и делали уборку в доме. В этот день по строгому монастырскому уставу отказывались от пищи, вкушая лишь просфору с водой.

От чего мы отказываемся в дни Великого поста?

По церковному уставу во время Великого поста запрещается употребление в пищу продуктов животного происхождения - мяса, молока, яиц, рыбы. Кроме того, с понедельника по пятницу, если на эти дни не приходится какой-либо праздник, не употребляется и растительное масло. Первый день поста - Чистый понедельник (15 февраля) - и предпоследний - Великий пяток (Страстную пятницу, которая в 2010 году приходится на 2 апреля) - рекомендуется проводить без пищи. Во второй день поста рекомендовано сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером.

Многие во главу угла ставят лишь гастрономическую сторону поста, воспринимая его как диету и способ вывести из организма шлаки. Куда важнее духовная сторона. Церковь допускает и более мягкие формы поста, важно, чтобы человек очищался не только телом, но и душой. В дни Великого поста стоит ограничить себя в развлечениях, сосредоточившись на благих мыслях, молитвах и милосердных делах.

Какие продукты разрешены во время поста

Изображение Во время Великого поста можно употреблять в пищу: овощи (морковь, свеклу, баклажаны, кабачки, перцы, все виды капусты), картофель, зелень, грибы, соевые продукты, фрукты, сушеные фрукты, орехи, цукаты, семечки, зелень, мед, квас, соки, сладкие и минеральные воды, варенья, соленья и маринады, блюда из круп, бобовых, фасоли, гороха, чечевицы, кукурузы, макароны, хлеб и постные блины (без яиц и молока), карамель, постные пряники, сухари, коврижки, овсяное печенье и крекеры, морепродукты (креветки, кальмары, мидии и т.д.).

В дни поста необходимо ограничивать себя эти в удовольствиях, в том числе и в пищевых. Если вы хотите приготовить креветки, кальмаров или устрицы в качестве деликатеса, то лучше от таких блюд воздержаться. Ежели в положенные (рыбные) дни вы вкушаете морепродукты, чтобы набраться сил для свершения благих дел, то такое меню не возбраняется. Ведь пост не для желудка, а для души. Главное – что у вас в мыслях.

Рыба разрешается всего два раза - на Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и в Вербное воскресенье (28 марта). В Лазареву субботу (27 марта) разрешается икра, а в остальные субботы и воскресенья поста, Великий четверток (Страстной четверг, в этом году он приходится на 1 апреля) и в дни некоторых особо чтимых святых (например, сорока Севастийских мучеников - 22 марта, святителя Григория Двоеслова - 25 марта) разрешается добавлять в блюда растительное масло.

Как готовить постные блюда?

В дни, когда постом предусмотрено сухоядение, следует готовить салаты из сырых овощей, квашеной капусты и соленых огурцов, которые заправляются не маслом, а различными салатными заправками на уксусной основе либо лимонным соком. Можно также добавлять орехи и изюм. Фруктовые салаты можно заправить медом.

В остальные дни поста растительную пищу можно варить или тушить, готовить на пару или гриле. Можно варить и овощные супы, добавляя туда крупы - рис, перловку. Очень важная составляющая постного стола - каши, сваренные на воде.

Великий пост исключает любые злоупотребления - пряностями, острой, соленой, кислой, сладкой, жареной пищей. Поэтому лучше готовить в пароварке, жарить овощи или картофельные оладьи на гриле или тефлоновой сковородке, а вот о фритюрнице на время поста лучше забыть.

Изображение Можно ли во время поста заниматься фитнесом?

Весьма актуальный вопрос для современного человека, который не пришел бы в голову нашим предкам. Церковь по этому поводу говорит: можно. Ведь занятия активными упражнениями и здоровый образ жизни сегодня - это тоже своеобразный пост. Занимаясь фитнесом, вы накладываете на себя определенные ограничения.

Можно ли в пост посещать салоны красоты

Поддерживать красоту телесную также необходимо, как и духовную. Вы можете посетить парикмахерскую и подстричь волосы, чтобы соблюсти опрятный вид. А вот от иных косметических процедур все-таки отказаться, дабы праздные мысли не мешали духовному очищению.

Что делать, если по медицинским показаниям необходимо съесть непостный продукт?

Если для диагностики какого-либо заболевания врач предлагает предварительно съесть непостный продукт (например, яйцо), не надо отказываться от обследования из-за поста. Отнеситесь к этой пище как к необходимому лекарству.

Нужно ли воздерживаться от секса?

Исполнять супружеские обязанности не воспрещается и в дни поста. Но Церковь напоминает, что любящие супруги должны находить время и для молитв.

Кому духовники разрешают мягкую форму поста?

В посте важно соблюдать умеренность, ровность, чтобы избежать чрезмерных перееданий и голода. Пост должен быть строго индивидуальным, ведь силы у всех разные.

Изображение Церковь облегчает тяготы поста для беременных женщин, больных, престарелых и людей, занятых тяжелым трудом. Пост необходимо соизмерять с силами. Тем, кто в первый раз решил придерживаться поста, лучше выдерживать его мягкую форму, воздерживаясь от мясной пищи и допуская в рацион простые блюда из кисломолочных продуктов, яиц и рыбы. А также отказаться от алкоголя.

Нужно ли поститься ребенку?

Если вы хотите воспитать своих детей в православных традициях, то им следует, как и взрослым членам семьи, воздержаться от вкусного и приятного. Но это не значит, что маленьких детей надо сажать на хлеб и воду.

Строгая постная дисциплина может оттолкнуть ребенка от веры, простой отказ от мяса повлечет формальное отношение к посту. Важно научить его властвовать над своими желаниями. Пост для ребенка - это добровольный отказ от того, чего больше всего хочется: конфет, мороженого, тортов и прочих сладостей. Давая малышу молочные продукты, замените йогурты и глазированные сырки на простой кефир и нежирный творог, вместо газированных напитков предложите соки или морсы.

Пост для ребенка - это и отказ от привычных развлечений: телевизора и компьютерных игрушек. Это время лучше потратить на чтение или познавательные игры в кругу семьи.
.



#3
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

    Топикстартер
  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 12 Март 2011 - 11:51

Весна постная, цвет покаяния


Изображение Каждый год, приближаясь к Пасхе, мы проходим путем Великого поста. О том, каково церковное понимание поста, как мы можем построить свою жизнь в это время, говорилось в эфире радио «Град Петров» с участием его главного редактора протоиерея Александра Степанова и кандидата философских наук Марины Михайловой.

Марина Михайлова: В начале поста было бы уместно поговорить о наших ожиданиях и о требованиях Церкви к Великому посту. Мне кажется, что бытовые представления не всегда бывают правильными с точки зрения церковной традиции.

Протоиерей Александр Степанов: Если говорить о замысле Великого поста в церковной традиции, то он родился из жизни людей, которые готовились стать христианами. Пост был последним периодом в подготовке оглашенных, а этот процесс заключался не только в том, чтобы с ними проводились беседы, но во всем образе жизни. Люди должны были усваивать и осваивать христианство, должны были всеми своими чувствами готовиться к великому таинству вступления в Церковь. Именно для этого и был изначально установлен пост. Крещение в первые века было актом, в котором участвовала вся Церковь, а не индивидуальным событием. Здесь мы видим страшное искажение в сознании современных людей. Часто говорят: «Я хотел бы креститься, но чтобы никакого народа вокруг не было». Крещение воспринимают как акт личный: в моей жизни что-то происходит и это никого не касается. Понимание, что это дело всей Церкви, совершенно отсутствует. Индивидуализм в сознании укоренился так прочно, что вытеснил подлинное переживание соборности и общинности жизни, хотя изначально это присутствовало как главное ощущение пребывания человека в Церкви - чувство, что он не один, что это Тело Христово. Каждый год, когда совершалось массовое крещение, - а это было перед крупными церковными праздниками, - члены Церкви переживали это как воспоминание своего крещения. Постепенно начинало входить в практику пощение вместе с оглашенными, чтоб заново пройти путь вхождения в Церковь. Сейчас мало кто воспринимает Великий пост как воспоминание о собственном крещении, потому что крещение часто воспринимается как личное дело.

М. Михайлова: С другой стороны, всякая Пасха - это момент обновления церковной жизни, мы возвращаемся к истоку нашей веры.

Прот. А. Степанов: Безусловно. И было бы неплохо, чтобы в сознании людей это связалось с их крещением: Пасха - и мое соединение с Церковью. Даже если человек крестился не на Пасху, эта духовная связь все равно существует, и она должна так переживаться.

М. Михайлова: Таинство Крещения представляет собой вхождение в тайну Христа, Его смерти и воскресения: «Если мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним» (Рим. 6, 8).

Прот. А. Степанов: Да, эта мысль очень важна и связывает Крещение с Пасхой самым непосредственным образом. Это главная тема Великого поста, если на него взглянуть глазами людей первых веков. Конечно, и ограничение в пище важно для духовной жизни, потому что, как мне кажется, современные люди склонны слишком умозрительно понимать свою веру. А телесный пост - это вполне конкретное дело, то есть вполне чувствительное, реальное ограничение нашей жизни. Одно дело в период гонений: в первые века или в советское время, вступая в Церковь, человек понимал, что он подвергается опасности и может создать угрозу всей своей семье. Теперь ровным счетом никакой опасности нет: крещение тебе ничего ни прибавляет, ни убавляет с точки зрения социального положения. Поэтому люди крестятся, не слишком-то и задумываясь. Испытать свою веру даже таким не слишком тяжелым подвигом постных ограничений очень полезно.

Слушательница: Что делать с духовным оцепенением, когда нет сил даже на молитву?

Прот. А. Степанов: Этот вопрос связан с психологическим состоянием верующего человека. Конечно, каждый из нас переживает период того, что называется «окамененным нечувствием», унынием, которое не есть унывание в бытовом смысле. Например, когда монаху не хочется молиться, он возьмет - пройдется по келье, выйдет на воздух, послушает птичек, а там, глядишь, и полдень, обедать пора. В аскезе именно это называется состоянием уныния, когда человек не может себя подвигнуть, поставить перед Лицом Божиим. Это переживают абсолютно все люди. Посты премудро установлены Церковью в определенном ритме, а ведь наша жизнь вся ритмизована, все подчинено определенной периодике. Для нас полезно состояние духовного напряжения, внутреннего делания, но ведь человек не может быть все время натянутым, как струна, находиться в состоянии предельно нажатой педали, как говорил отец Александр Шмеман. Он может в какие-то моменты жизни именно так жить, а в какие-то моменты необходимо ослабить вожжи. Ритм постов как раз рассчитан на то, что человек может на некоторое время усилить свою духовную жизнь, но постоянно жить в таком напряжении не свойственно нашей падшей природе. Расслабленные состояния бывают, на них надо смотреть как на некую данность, хотя мы не должны с этим мириться. Встает вопрос, когда нам становиться на молитву: когда у нас есть силы и желание или мы должны понуждать себя к этому. Опытные в молитвенном деле отцы Церкви говорят, что понуждать себя совершенно необходимо, нельзя все оставлять так. Да, эта молитва может получиться очень сухой, но не надо судить свою молитву. Понятно, что мы должны пропустить через себя смысл тех слов, которые мы произносим. Если мы это делаем, то, как правило, наше сердце тоже начинает отзываться на эти слова. Иногда получается, что плохо отзываются и даже сознание наше отключается.

М. Михайлова: Но, может быть, это наше усилие зачтется?

Прот. А. Степанов: Совершенно верно. Господь не хочет взять от нас того, что мы не можем дать. Но мы можем зажечь лампадку, встать перед иконой и прочитать сколько-то молитв. Это, как лепта бедной вдовы из Евангелия, будет принято Господом Богом.

М. Михайлова: Великий пост - это как солдат на посту: хочешь или не хочешь, но если твоя очередь, то ты должен. И в то же время период поста - это не только большое напряжение. Для меня пост - это благоприятное время, я его жду. Может быть, пост - это не только напряженность и собранность, но еще и территория радости и тишины, которая нужна для подготовки к Пасхе?

Прот. А. Степанов: Конечно, я полностью с Вами согласен, что пост - это не время лишений, хотя его зачастую воспринимают именно так. Вот мы насупимся и ходим «постимся». Сам Христос говорил, что этого делать не надо, что это время радости. Когда вы чувствуете, что вы живете так, как вам естественно жить, становитесь самим собой, - это и есть правильное ощущение поста. В нашем храме святой великомученицы Анастасии Узорешительницы на первой неделе Великого поста мы стараемся служить все службы суточного круга без сокращения. Когда еще, как не в пост, ты можешь себе позволить погрузиться в эти замечательные тексты? И действительно: душа пробуждается. Это совершенно иное качество жизни. Это постный образ жизни, и что-то сладостнее этого придумать даже трудно.

М. Михайлова: Мы говорили о молитвенном режиме, который более обширным будет в Великий пост, говорили, что все-таки имеет значение то, что мы едим и чего не едим. Мне кажется, что для современного человека краеугольный камень поста - это выключить телевизор и перестать болтать. Наш внутренний мир разрушает прежде всего агрессивная речь, которую мы воспринимаем некритично. Можно было бы выключить телевизор на семь недель Великого поста?

Прот. А. Степанов: Это очень хорошо - выключиться из привычного информационного потока, который нас окружает. Конечно, бессмысленное сидение перед телевизором и смотрение сериалов - это ненужное занятие. Человек должен достичь внутренней тишины, чтобы вернуться к себе и к Богу..

М. Михайлова: Другой момент, на который следует обратить внимание в связи с великопостным образом жизни, - это молчание по отношению к своим ближним. Когда мне приходится смотреть, как люди общаются друг с другом, например родители со своими детьми, я вижу постоянное вторжение в жизнь другого. Пост - это время, когда уместно и свою жизнь, и жизнь детей отдать в руки Божии, на короткое время перестать их тыкать в спину и посмотреть, что будет. Мы говорили, что Великий пост - это путь упражнений, самоограничения. К чему нас готовит Великий пост? К чему мы должны стремиться?

Прот. А. Степанов: Понятно, что весь этот период заканчивается Пасхой. В конце поста должно быть ощущение чего-то выполненного, но, к сожалению, чаще всего это ощущение чего-то невыполненного. У меня всегда есть ощущение сожаления, что я бездарно провел это прекрасное время. Мы всегда делаем меньше, чем хотели бы, и рождается желание в следующий раз исполнить больше.

М. Михайлова: Как маленькие дети говорят себе, что в новой тетради не будет кляксы.

Прот. А. Степанов: Да, Великий пост - это всегда новая страница, которую хочется не запачкать, не замарать. Пасхальная радость, думаю, не прямо зависит от того, как провел пост, так же как переживания священника во время Литургии не зависят от того, как он подготовился к ней. Пасха изливается Божией милостью на нас. Она всегда предельно радостна. То, что мы не сделали, не дотянули, здесь исполняется, причем видно, что это не мы дотягиваем, а Бог нас дотягивает до Себя.
.



#4
andromeda

andromeda

    Мастер

  • Модераторы
  • 466
  • 2 410 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Беларусь

Отправлено 29 Март 2012 - 09:41

Великий пост 2012 года - с 27 февраля 2012 года по 14 апреля 2012 года.

Во время Четыредесятницы с 27 февраля 2012 года по 8 апреля 2012 года:

В первый день Великого поста 27 февраля 2012 года предписывается полное воздержание от пищи

Во второй день Великого поста 28 февраля 2012 года по уставу - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. Существующий обычай воздерживаться от пищи до причащения в среду действует по принципу: "могий вместить да вместит".

В последующие три дня с 29 февраля по 2 марта 2012 года - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером.

В дальнейшем:

Понедельник, среда, пятница - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером

Вторник, четверг - растительная пища без масла - один раз в день, вечером. По другим православым источникам - сухоядение: уставы церковные формировались в разных монастырях. Поэтому постепенно возникло различие в традициях.

Суббота, воскресенье - растительная пища с маслом дважды в день


7 АПРЕЛЯ — БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ, Лазарева суббота - на трапезе разрешается рыба и рыбная икра

8 АПРЕЛЯ — ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ (ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ, НЕДЕЛЯ ВАИЙ, ЦВЕТОНОСНАЯ) - на трапезе разрешается рыба

Во время страстной седмицы с 9 по 14 апреля 2012 года:

Понедельник, вторник, среда, четверг - сухоядение: хлеб, сырые овощи и фрукты - один раз в день, вечером. По другим православным источникам в четверг страстной седмицы разрешается елей: Великий четверг - день молитвенного воспоминания первой евхаристии.

В последние два дня Великого поста 13 и 14 апреля 2012 года предписывается полное воздержание от пищи. По другим православным источникам в Великую пятницу не вкушаем до вечерни и совершения чина выноса святой Плащаницы. Вечером можно вкушать сухоядением. В Великую субботу воздерживаемся от елея.
.



#5
andromeda

andromeda

    Мастер

  • Модераторы
  • 466
  • 2 410 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Беларусь

Отправлено 29 Март 2012 - 09:46

Светлое Воскресение Христово, Пасха 2011 года - 15 апреля

Праздник праздников и торжество торжеств


Пасхальная Светлая седмица c 15 апреля 2012 года по 21 апреля 2012 года

поста нет


Самый светлый христианский праздник – Пасха - может стать не только безмерно радостным, но и удивительно красивым, если приложить немного старания и украсить дом к этому большому празднику!
Пасха – праздник, имеющий свои традиции в декорировании дома и украшении стола. Причем, в каждой стране есть свои отличительные особенности. Бесспорно, можно поручить украсить дом к Пасхе дизайнеру, но куда приятнее делать все своими руками. Тем более, что сделать интерьер дома по-настоящему пасхальным не так сложно.


]]>Изображение]]>



P.S.
Девчонки и мальчишки поделитесь своими задумками......и советами!!!!!!
.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта