Места силы России: исцеляют, несут спокойствие, исполняют желания
Спецкоры «Комсомолки» Александр Коц и Дмитрий Стешин проехались по мистическим точкам Владимирской и Ярославской областей
Есть на земле места, к которым не зарастают тропы паломников со всего мира. Одни их называют «местами силы», другие - «мистическими центрами», третьи - «зонами просветления». После посещения таких мест, говорят, человек заряжается положительной энергией и более оптимистично смотрит на мир. А многие и вовсе избавляются от различных хворей, сглазов и прочих напастей. Принято считать, что за просветлением и Божией благодатью надо ехать за тридевять земель. Одни летят в Иерусалим или Вифлеем, другие лезут в Гималаи или на Афон, третьи добираются до чилийского острова Пасхи или японского вулкана Фудзи...
Что же делать тем, кто не может и не хочет поклоняться чужим святыням и искать пророков на чужбине? Ответ на этот вопрос дает эссеист Олег Давыдов, который в свободное от публицистики время занимается составлением мистической карты нашей страны. На практике подтверждая слова афонских монахов: «Землю и небо связывает множество столбов света». Оказывается, таких «столбов света» немало на Среднерусской возвышенности, и, как ни странно, до некоторых «мест силы» можно добраться из Москвы всего за пару часов.
«Монастыри всегда строились на сильных местах, они - зримые знаки пространств, о которых в старину говорили: свято место пусто не бывает, - пишет Олег Давыдов на своем сайте . - Но, даже если место силы временно пустует, его можно найти».
Собирая мифы и легенды, он колесит по стране, и сейчас в его коллекции уже 111 таких мест. Мы решили проехаться по его следам. Заправили джип, взяли карты и спутниковый навигатор, чтобы читатели «КП», которые пойдут за нами, не блуждали по Руси-матушке в поисках «мест силы», а сразу же попадали в нужную точку во времени и пространстве.
На Синь-камне журналисты «КП» загадали желания. Одно из них уже сбылось.
Свято-Боголюбовский монастырь
(N56o 11.776,)
(E040o 32.113,)
Его и искать-то не надо. Всего 10 километров от Владимира по трассе на Нижний Новгород - и вот он, белокаменный красавец практически нависает над дорогой. Мы даже слегка разочаровываемся: насколько же доступен центр мистической силы. С сомнением проходим в ворота. Чистенький ухоженный монастырь. По центру - огромный Боголюбский собор, вокруг - корпуса с монашескими кельями. Вроде ничего необычного. Хотя...
Обходим собор и попадаем на маленькую площадь перед храмом Рождества Пресвятой Богородицы, пристроенным к чему-то совсем не свойственному средней Руси. Церквушка в византийском стиле заметно выбивается из всего архитектурного пейзажа. Мы стоим у часовенки, возведенной над святым источником, и не можем двинуться с места, как будто держит какая-то сила. В этой чудом уцелевшей церкви XII века находились палаты святого князя Андрея Боголюбского, сына Юрия Долгорукого. Здесь он и принял свою мученическую смерть. А на месте часовни, где мы встали как вкопанные, когда-то произошло великое чудо, послужившее причиной начала строительства обители именно на этом месте.
В середине XII века Андрей Боголюбский княжил в Вышгороде, что недалеко от Киева. Но душа его тянулась на Родину, во Владимир. А в то время в Вышгородском женском монастыре находилась чудотворная икона Божией Матери, написанная, по легендам, евангелистом Лукой на доске от стола, за которым совершало трапезу Святое Семейство. Однако с ликом происходило что-то странное. Икона несколько раз сходила со своего места в храме и зависала в воздухе лицом к выходу. Князь Андрей воспринял это как знак и, взяв с собой эту икону, отправился в Ростов, не спросив даже разрешения отца, который в ту пору был князем киевским.
Однако по дороге, недалеко от Владимира, кони, которые везли икону, вдруг встали намертво. И ничто не могло их заставить сдвинуться с места. Андрей разбил лагерь и всю ночь молился перед чудотворной иконой.
- К утру перед ним в неизречимом сиянии предстала сама Пречистая Богородица, - рассказали нам послушницы монастыря. - И сказала: «Не хощу, да образ мой несеши в Ростов, но во Владимире постави его: на сем месте во имя моего рождества церковь воздвигни и обиталище инокам состави».
Мы стоим на том самом месте, пораженные необъяснимой энергетикой, что те кони князя Андрея. По спине катятся непонятные умиротворяющие волны, хотя холодно, сыро и с неба льет без остановки, а солнца не было с лета. Все, что осталось за воротами обители, кажется совсем неважным, когда стоишь под стенами, возведенными мастерами самого Фридриха Великого. Князь Андрей специально выписал их из далекой заграницы. За столетия своей истории монастырь знал много чудес и знамений. Местные жители рассказывают об исцелении в конце XIX века пятилетнего Ивана Федорова, лишенного возможности ходить из-за недуга. А уже в прошлом столетии, вскоре после возрождения обители после Гражданской войны, в центральной части свода главного алтаря, на месте забеленной фрески с изображением Иисуса Христа, проступили контуры лика Николая II...
- Возьмите эту иконку, - протянула монашка образ корреспонденту «КП», когда мы уже собирались уходить. - Она убережет от внезапной смерти.
Мы переглянулись - послушница мистическим образом угадала внутренний страх одного из нас, страх скоропостижной смерти. А еще, не только нами замечено, в Боголюбове причудливо искажается время - тянется словно резина. Внутренние часы отсчитали несколько минут, а в реальности прошли секунды.
.
Церковь в византийском стиле (слева) - это бывшие палаты князя Андрея, а на месте часовенки с голубым куполом ему явилась Пречистая Богородица.