Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Скончался "ловец смыслов" режиссер Вадим Абдрашитов

Ушедшие деятели кино Чтобы помнили

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В этой теме нет ответов

#1
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 22 513
  • 10 838 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 Март 2023 - 20:42

12 февраля нынешнего 2023 года на 79-м году жизни скончался режиссер Вадим Абдрашитов. За три десятилетия активной творческой деятельности он снял чуть более десятка картин, но каждая из них становилась событием для кинематографа и общества. Его фильмы называли кинематографом морального беспокойства, потому что режиссер умел, как никто, заметить нравственную несостоятельность социума в зародыше и поставить точный диагноз. О жизненном пути прославленного режиссера вспоминают «Известия».

 

 

                                                                        Перекати-поле

Вадим Абдрашитов родился в семье военного 19 января 1945 года в Харькове, однако родной город почти не остался в памяти режиссера — вскоре семья переехала на Камчатку, затем — на Сахалин, где будущий режиссер пошел в школу, позднее — в Ленинград, где его отец, офицер-железнодорожник Шакир Абдрашитов, учился в академии. После окончания учебы он перевез семью к новому месту службы — в Новосибирскую область, где Вадим тяжело заболел. Вердикт врачей был однозначным: чтобы вернуть здоровье, мальчику нужны солнце, фрукты, витамины. И тогда отец обратился с письмом о переводе лично к министру обороны Малиновскому. Как ни странно, семейные обстоятельства офицера были приняты во внимание: Абдрашитовы переехали в Алма-Ату.

 

                                                                         420e3c8e7386e62858e4b2aa94be600e.jpg

 

 

Алма-атинские родственники помогли быстро освоиться на новом месте. Вадим пошел в местную школу, затем — в Алма-Атинский техникум железнодорожного транспорта. Параллельно пошел учиться в театральную студию при Алма-Атинском ТЮЗе, где познакомился и на всю жизнь подружился с Александром Филиппенко и Владимиром Толоконниковым (Шариков в «Собачьем сердце»). Подумывал стать актером — но полет Гагарина в 1961 году изменил всё. Абдрашитов был уверен: будущее человечества связано исключительно с физикой — и после школы подал документы в Московский физико-технический институт. Способный юноша, с легкостью осваивавший школьную

программу, прошел экзаменационное сито без проблем.

 

Физтех 1960-х был одним из центров столичной культурной жизни. Нередко там проходили творческие вечера, встречи с интересными людьми. Одним из них стал Михаил Ромм, представивший студентам картину «Девять дней одного года». Она произвела на Абдрашитова неизгладимое впечатление. Возможно, именно тогда он решил связать жизнь с кино. Из МФТИ он ушел в Химико-технологический институт, где уже профессионально занялся съемками: много фотографировал, экспериментировал с пленкой. После института по распределению пришел на Московский завод электроламповых приборов. Молодому инженеру прочили успешную карьеру, уговаривали вступить в партию. Но Абдрашитов отказался: он уже серьезно готовился к поступлению во ВГИК.

                       RIA_623428.HR_.jpg

Фото: РИА Новости
                                                                                    Вадим Абдрашитов (слева) на съемках фильма «Поворот»
 
 
            
                                                                          Путь в кино

В 1970 году Вадим Абдрашитов с первой попытки поступил на режиссерский факультет ВГИКа, на курс Михаила Ромма. Его первая студенческая работа, немой шестиминутный фильм «Репортаж с асфальта», удостоилась высокой оценки учителя. Ромм даже хотел вставить его в свой большой документальный фильм «Мир сегодня», но умер, не завершив картину. После смерти Ромма Абдрашитов продолжал обучение в мастерской Льва Кулиджанова. Дипломный фильм Абдрашитова, короткометражная комедия «Остановите Потапова!», ставший единственной комедийной работой режиссера, был высоко оценен коллегами и учителями.

После окончания ВГИКа Юрий Райзман, соратник Михаила Ромма и руководитель одного из творческих объединений «Мосфильма», тут же пригласил молодого режиссера к себе на студию. Тут же, на «Мосфильме», Абдрашитов познакомился со сценаристом Александром Миндадзе, в творческом содружестве с которым впоследствии были сняты все 11 полнометражных фильмов режиссера.

 

                                             e0eecd844442d286a7d1bef5ada90b37.jpg

 

Первой картиной Абдрашитова стало «Слово для защиты» — криминальная нравственная драма, в которой главные роли сыграли Марина Неелова и Галина Яцкина. Картина пользовалась огромной популярностью — в СССР ее посмотрели более 20 млн зрителей. Два года спустя, в 1978-м, на экраны выходит следующий фильм режиссера — «Поворот» с Олегом Янковским и Ириной Купченко. И здесь во главу угла ставятся моральные проблемы — угрызения совести молодого ученого, невольно ставшего виновником смертельной аварии. Стоит ли смерть человека того, чтобы рушить еще одну жизнь, блестящую карьеру и счастливую семью? Уже прочно сформировавшийся тандем Абдрашитова и Миндадзе в своем киноповествовании ставил перед зрителем вопрос, на который невозможно было найти однозначные ответы. Столь же неоднозначным стал третий фильм Абдрашитова «Охота на лис» — о странной нравственной связи преступника, не имеющего нравственных ориентиров, и его жертвы, которая тоже лишь нащупывает собственный моральный стержень, с трудом отыскивая свои ориентиры в сложных вопросах морали.

                                      TASS_17891066.jpg                        

Фото: ТАСС/В. Корженков
                                                                     Вадим Абдрашитов (слева) на съемках фильма «Поворот»

Абдрашитов принадлежит к числу режиссеров, чей творческий стиль, определившись однажды, мало подвергался изменению с годами. В его картинах больше мысли, чем действия, они разворачиваются неспешно, но каждый поворот сюжета наполняется внутренним напряжением, а за диалогами героя встают вторые и третьи слои смыслов, и их многозначность понятна даже неподготовленному зрителю. Стержнем сюжета становится моральный выбор героя — но он никогда не бывает простым и однозначным. Эта многополярность морального выбора в картинах режиссера часто напрягала советскую цензуру. Об этом рассказывал «Известиям» сам Абдрашитов, повествуя об истории появления на экранах еще одной своей знаменитой картины.

 

«Как мог выйти фильм с названием «Остановился поезд»? А ведь ситуация была идиотическая! — рассказывал режиссер. — Сценарий назывался «Смерть машиниста». Когда я только начал его пробивать, мне сказали, что это глупость — как советский машинист может умереть! Фильм должен был сниматься для ТВ, в двух сериях, поэтому герои постоянно спорили, подчеркивая стилистический минимализм картины. И мы назвали ее «Диалоги». Но тут началась кампания против иностранных слов. В то время было главное — не попасть в какую-то кампанию. Например, против курения. Я под нее попал. В картине «Поворот» есть момент, где Люба Стриженова всю сцену курит. Сцена снята, и из-за нее фильм может не выйти. Я перемонтировал всё это, сигареты в кадре нет, зато у Любы Стриженовой, как у Змея Горыныча, идет дым изо рта, когда она говорит. Так и осталось. Потом кампания закончилось».

 

                                                                      Пророк в своем отечестве

 

Несмотря на цензурные проблемы, картины Абдрашитова, такие разные и всё же объединенные общей темой нелегкого морального выбора и поиска собственных нравственных ориентиров, каждый раз становились событиями. И каждый раз, признавался режиссер, он снимал фильм словно бы с чистого листа, всякий раз оказываясь перед новой проблемой и новой задачей. «Нельзя же сравнить «Остановился поезд» с «Парадом планет»! — говорил он. — Мы каждый раз начинали с нуля, каждый раз, выходя на площадку, я чувствовал себя дебютантом, никакой прошлый опыт не работал. Даже работа с актерами была принципиально разной».

839468.jpg

Фото: Мультимедиа Арт Музей
Олег Борисов и Вадим Абдрашитов (справа) на съемках фильма «Слуга»

Последней картиной Вадима Абдрашитова стал фильм «Магнитные бури», выпущенный в 2003 году. После этого режиссер замолчал. Поговаривали, что он не может найти деньги для съемок, что его кинематограф многие продюсеры считают неактуальным. Впрочем, публика думала иначе. И не только публика — многие критики подмечали, как картины, снятые в советскую эпоху, удивительным образом отражают те же моральные дилеммы, с которыми сталкиваются наши современники.

 
                                               1676239217.jpg?itok=RkKHMyPJ

Кинорежиссера Вадима Абдрашитова, автора таких знаковых для отечественного кино работ, как «Парад планет», «Время танцора», «Плюмбум, или Опасная игра», не стало 12 февраля. Вехи его творческого пути — в фотогалерее «Известий»

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
                                               1676238106.jpg?itok=xiwLNsHV

Абдрашитов родился в 1945 году в Харькове. Окончил режиссерский факультет ВГИКа. с 1974 года работал на киностудии «Мосфильм»

Фото: РИА Новости/Н.Ешевский
                                                  1676238233.jpg?itok=m8DpHo0G

Режиссер Вадим Абдрашитов получил Гран-при за фильм «Время танцора». IX Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр»

Фото: РИА Новости/Галина Кмит
                                                1676238403.jpg?itok=yM3EJJDE

Среди известных фильмов Абдрашитова — «Остановился поезд», «Охота на лис», «Парад планет», «Пьеса для пассажира» и другие

Фото: РИА Новости/Галина Кмит
                                               1676238569.jpg?itok=190tTc3i

Абдрашитов — заслуженный деятель искусств РСФСР и народный артист РФ. Награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени

Фото: РИА Новости/Михаил Фомичев
                                             1676238687.jpg?itok=vi0wdi8y

Писатель Андрей Битов и режиссер Вадим Абдрашитов (слева направо) беседуют во время церемонии вручения премии «Триумф»

Фото: РИА Новости/Алексей Куденко
                                             1676238809.jpg?itok=GbQEze0S

Режиссер является обладателем кинопремий «Кинотавр», «Ника» и «Золотой орел»

Фото: РИА Новости/Григорий Сысоев
                                            1676238927.jpg?itok=-YAcAO2I

Кинорежиссер Вадим Абдрашитов с супругой Нателлой и режиссер Павел Чухрай с супругой Марией на традиционном Bosco-балу в Театре наций

Фото: РИА Новости/Екатерина Чеснокова
                                             1676239076.jpg?itok=eJb-SqJK

За свою карьеру режиссер снял 11 полнометражных фильмов и одну короткометражку вместе со сценаристом Александром Миндадзе

Фото: РИА Новости/Владимир Астапкович
                                                  1676239614.jpg?itok=jL0srqcl

Народный артист России Вадим Абдрашитов во время творческой встречи в международном мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня», приуроченной к его 75-летнему юбилею

Фото: РИА Новости/Владимир Трефилов
 
 
 
 
 
 

Сам Абдрашитов, впрочем, не считал себя пророком. «Я бы не стал наши фильмы называть пророчествами или даже предчувствиями, — говорил он. — Мы, и прежде всего автор всех этих фильмов Александр Миндадзе, просто были внимательны к тому, что происходило. Почти все его сценарии не придуманы, а взяты из реальной жизни. Допустим, есть несколько условный персонаж Плюмбум. Но зритель воспринимает его так, словно этот человек рядом с ним. А он вышел из заметки в «Московском комсомольце» о дружиннике, злоупотреблявшем властью. Мы с Миндадзе много говорили об этом, и это перешло в замысел фильма. Миндадзе в сценарии превратил этого подростка в человека, которому одновременно 15 и 40 лет и который не чувствует боли. Здесь нет никакого предвидения. Правда, что-то похожее происходит и сейчас, но здесь работает скорее некая цикличность нашей истории».


                                               e3e4afd12e3361a9f9010294e9044257.jpg
Фото: ТАСС/Вячеслав Прокофьев

В последние годы режиссер не раз говорил, что современному кинематографу не хватает мощной художественной идеи — такой, какой стала для Франции «новая волна», а для СССР — «оттепельное кино», соединившее классику с неореализмом. Он верил в будущий ренессанс кинематографа. Что ж, если он произойдет, пророческие и при всем консерватизме формы, безусловно, новаторские в постановке проблем картины Вадима Абдрашитова станут его фундаментом.

 









Темы с аналогичным тегами Ушедшие деятели кино, Чтобы помнили

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта