Сегодня, 13 сентября 2018 года, юбилей, про который может быть, не все вспомнят, во всяком случае сразу. Более того, когда вспоминается момент завоевания Индией независимости,большинство скажет, что бывшие колонизаторы озаботились тем, чтобы способствовать расколу страны --Индия и Пакистан с восточной частью (впрочем, кто знает, если "мозаичность" всё еще развивающейся из народов Индии нации подтверждается гибелью Индиры и Раджива Ганди, то может это было и к лучшему) Однако нет, раскол состоял из образования еще одного крупного государства...
13 сентября 1948 года, семьдесят лет назад, в самом центре Индии разгорелась война. Боевые действия стали последним рычагом, с помощью которого индийское правительство решило навсегда покончить с риском появления прямо внутри индийского государства «нового Пакистана».
Как известно, за год до описываемых событий, в 1947 году, произошел раздел бывшей Британской Индии на независимые государства – Пакистан, первое время остававшийся британским доминионом, и Индийский Союз. В состав Британской Индии вплоть до 1947 года входили 625 княжеств, управлявшихся раджами и махараджами (индусские княжества) или навабами и низамами (мусульманские княжества). Перед каждым из них было поставлено право самостоятельно выбирать, к какому из государств присоединиться. Естественно, что индусские княжества вошли в Индийский Союз, мусульманские княжества Пенджаба – в состав Пакистана. Но одно из этих реликтовых государственных образований – княжество Хайдарабад и Берар в самом центре Индии (сегодня это штат Телингана) – предпочло заявить о сохранении своего суверенитета и отказалось входить в состав Индийского Союза. Причины этого решения объяснялись достаточно просто.
Княжество Хайдарабад и Берар, раскинувшееся на 212 тыс. кв. км в самом центре плоскогорья Декан, было осколком Империи Великих Моголов. До завоевания Великими Моголами здесь, на плато Декан, существовал султанат Голконд - мусульманское государственное образование, созданное выходцами из туркоманского племенного союза кара-коюнлу, покорившими местное население - маратхов и телугу, исповедовавших преимущественно индуизм.
В 1712 году император Фарук Сийяр назначил наместником Декана Мир Камар-уд-дин-хана Сиддики – выходца из семьи, происходившей родом из Самарканда. Мир Камар уд-дин-хан получил титул «Низам уль-Мульк» и стал править Хайдарабадом как Асаф Джах I (на изображении). Так в Хайдарабаде воцарилась династия низамов, исповедовавших ислам. Мусульманами было и практически все окружение низама, исповедовавшие ислам купцы получали в княжестве всевозможные преференции.
С 1724 г. Хайдарабад фактически превратился в независимое княжество, а в 1798 году Британская Ост-Индская компания вынудила низама подписать субсидиарный договор, в соответствии с которым вопросы внешних сношений и обороны отходили Британской Индии. За низамами, тем не менее, сохранялась вся полнота внутренней власти. Еще большие привилегии низамы Хайдарабада получили после того, как в 1857 г. не поддержали антибританское восстание сипаев и получили за это статус вернейших союзников Британской короны.
В целом, в Хайдарабаде при британском колониальном управлении жилось неплохо. Княжество стремительно развивалось в экономическом отношении, низамы богатели, превратившись в одних из самых богатых семейств в Южной Азии, а британские власти особо не вмешивались во внутренние дела княжества. В Хайдарабаде сравнительно рано появились железнодорожное и авиационное сообщение, был открыт Hyderabad State Bank и выпускалась собственная денежная единица – хайдарабадская рупия.
К моменту прекращения существования Британской Индии у власти в Хайдарабаде находился низам Осман Али Хан, Асаф Джах VII (1886-1967). Это был богатейший человек Индии – долларовый миллиардер, состояние которого к началу 1940-х гг. равнялось 2% ВВП США. Он был женат на дочери последнего османского халифа (не бывшего при этом султаном) Абдул-Меджида II. Современники вспоминали Османа Али как образованного человека, стремившегося не только к личному процветанию и сохранению своей власти, но и к модернизации княжества. Он правил Хайдарабадом 37 лет, с 1911 по 1948 годы, и за это время в княжестве появились железная дорога, аэропорт, проведено электричество, основан Османский университет и целый ряд школ и колледжей.
Когда зашла речь о разделе Британской Индии на Индийский Союз и Пакистан, низам обратился к британскому руководству с просьбой предоставить Хайдарабаду независимость в рамках Британского Содружества. Но Лондон ответил отказом и тогда низам, начав переговоры с индийским руководством о вхождении княжества в состав Индии в качестве автономии, одновременно установил связи с Пакистаном.
Асаф Джах, будучи мусульманином по вероисповеданию, разумеется, сочувствовал Пакистану и опасался, что в случае вхождения в состав Индийского Союза мусульмане в Хайдарабаде потеряют свое привилегированное положение. Между тем, согласно переписи 1941 г. из 16,3 млн человек, проживавших в княжестве, более 85% составляли индуисты и лишь 12% приходилось на мусульман. Мусульманское меньшинство контролировало государственное управление (среди высших чиновников было 59 мусульман, 5 индуистов и 38 сикхов и прочих) и вооруженные силы (из 1765 офицеров армии Хайдарабада 1268 исповедовали ислам и лишь 421 – индуизм, а остальные 121 были приверженцами других религий). Такое положение вполне устраивало низама и мусульман, но им тяготилось индусское большинство населения региона.
Еще в 1945 г. в населенных народностью телугу районах княжества началось сильное крестьянское восстание, которое возглавили местные структуры Коммунистической партии Индии. Крестьяне-индусы восстали против землевладельцев – заминдаров, среди которых преобладали представители мусульманской аристократии, и приступили к переделу земель, перераспределению скота и повышению зарплаты сельскохозяйственных работников на 100%. Представители индийской разведки, внимательно наблюдавшие за происходящими в княжестве событиями, отмечали, что программа местных коммунистов действительно была позитивной, отвечающей интересам крестьянского большинства. Постепенно в княжестве росли и антиправительственные настроения – коммунисты агитировали крестьян против низама.
Хотя и с других позиций, но также против власти мусульманской династии, выступали индийские националисты. В декабре 1947 г. Нараян Рао Павар из индусской организации «Арья Самадж» даже совершил неудачное покушение на низама. Чтобы обеспечить сохранение власти в своих руках, низам все активнее сотрудничал с Пакистаном, а также приступил к формированию многочисленных милиционных формирований и укреплению своих вооруженных сил.
У Хайдарабада, кстати, была собственная довольно многочисленная и подготовленная армия, включавшая в свой состав 1 кавалерийский полк, 3 бронетанковых полка и 11 пехотных батальонов, а также гарнизонные части и иррегулярные пехотные и кавалерийские отряды. Общая численность армии Хайдарабада составляла 22 тыс. человек, а командование осуществлял генерал-майор Сайед Ахмед Эль-Эдрус (1899-1962). Араб по национальности, выходец из хашимитской фамилии, Эль-Эдрус был опытным офицером, прошедшим обе мировые войны в составе 15-й кавалерийской бригады императорской службы, комплектовавшейся в Хайдарабаде, Патияле, Майсуре, Алвале и Джодхпуре и входившей в войска императорской службы, выставляемые индийскими княжествами. Эль-Эдрус входил в ближайшее окружение низама, его родные братья также служили в хайдарабадской армии на старших офицерских должностях.
Кроме армии, низам мог рассчитывать и на многочисленную мусульманскую милицию «разакаров», которой командовал Касим Разви (1902-1970) – местный политический деятель, выпускник мусульманского университета в Алигархе (ныне – Уттар-Прадеш). Но, в отличие от военных, милиция была плохо вооружена – на 75% ее вооружение составляли старинные ружья и холодное оружие. Зато разакары были полны решимости защищать интересы мусульманского населения, государственный строй и низама Хайдарабада до конца.