ТЕМА ЭТА НЕОБЪЯТНАЯ. ОНА ИМЕЕТ МНОГО РАЗВЕТВЛЕНИЙ ПО СОВЕРШЕННО РАЗНЫМ СПЕКТРАМ И ТЕМАМ
Сразу всего не охватишь Хочу начать с темы, которая обозначилась в 2014 году Годом кошки
По ней нас провезет КОТОБУС Начнем... (сразу предупреждаю, что поскольку я хочу совместить кошачью японскую тему с анимэ, то мы выберем для начала не первые остановки КОТОБУСА, а ровно с середины -- с ИЮЛЯ)
ИЮЛЬ: Путешествие на котобусе по вселенной японских аниме
Слова "манга", "аниме" и "кавайный" слышали, наверное, все, кто хоть немного интересовался японской культурой. При этом нам часто кажется, что все эти понятия появились совсем недавно, в середине прошлого века. Но это не совсем так. Наш экскурсионный котобус отправляется в путешествие именно со станции "манга", потому что отсюда-то все и началось.
Само слово «манга» дословно переводится как «гротески», «странные (или весёлые) картинки». Этот термин возник в конце XVIII — начале XIX века, когда работали такие художники, как Канкэй Судзуки, Санто Кёдэна и Минва Аикава. А знаменитый Кацусики Хокусай в 1814-1834 году издал целую серию иллюстрированных альбомов "Хокусай манга» («Рисунки Хокусая»). При жизни художника вышло двенадцать выпусков манги, а после его смерти еще три. Если мы посмотрим на листы из этой серии, то увидим, что они весьма похожи на современную манга продукцию. Есть только одно, но весьма существенное отличие, о котором мы еще поговорим.
Лист из серии Хокусай манга
В этих картинках нет ничего "веселого", тут скорее подходит другой вариант перевода - "странные". Некоторые манга того времени больше напоминают "Капричос" Франсиско Гойи, чем современные комиксы. При этом истории в картинках создавались в Японии и задолго до Хокусая. Например, в XII веке буддийский монах Тоба (другое имя — Какую) нарисовал четыре юмористические истории, рассказывающие о животных, которые пародируют людей из высшего общества, и о буддийских монахах, нарушавших устав. Эти истории назывались "Тедзюгига" - "Веселые истории из жизни животных".
"Веселые истории из жизни животных"
Историки искусства уже не один год ломают копья, рассуждая о происхождении манги, мы же просто скажем, что совершенствуясь, она вобрала в себя традиции сюнга и укиё-э, а также европейские техники. В середине девятнадцатого века, когда началась модернизация Японии, в стране появились западные комиксы, а местные художники начали обращать внимание на особенности композиции, пропорции, цвет, то есть на то, что для уикё-э считалось второстепенным, так как смысл и идея рисунка представлялись более важными, нежели форма.
Переломным для манга, как и для всей японской культуры, стал 1945 год. С этого момента манга становятся менее милитаризованными, и все больше напоминают именно "веселые" картинки. Однако послевоенные манга - это еще не совсем то, что мы можем увидеть в современных книжных магазинах Японии. Привычный для нас вид они обрели после 1969 года, когда была создана группа женщин-мангаку под названием "Союз 24 года". Женщины-художницы отходят от традиционных, веками освященных тем манги и смело берутся рассказывать на ее языке новые истории: с новыми героями, сложным сюжетом, серьезной драматургией.
Самой популярной из этих историй них стала The Rose of Versailles (яп. ベルサイユのばら "бэрусайю но бара" ) или Lady Oscar, повествующая о девушке, которая под именем Оскар служила в гвардии Марии-Антуанетты и погибла во времена якобинского террора.
Сейчас в Японии издается огромное количество произведений в стиле манга: сёнен - для мальчиков, сёдзе - для девочек, дзёсей - для молодых работающих женщин, гэкига - для тех, кто озабочен социальными проблемами
и т. д. Больше четверти всей печатной продукции Японии - это манга. Но манга - это не только рисованная история. Это - предок и источник сюжетов для японского аниме. Итак, дорогие путешественники, наш котобус движется к следующей станции.
Аниме – это японская мультипликация. Ее главное отличие от мультфильмов Европы и Америки в том, что она изначально была рассчитана не на детей, а на взрослых. Начиная с первого японского мультфильма, выпущенного в 1917 году, в котором высмеивается кичливый самурай, японская мультипликация смело затрагивает самые серьезные темы.
Аниме - особый мир, о котором написаны целые тома исследований. Мы не будем утомлять наших читателей, лишь отметим, что в том, что этот жанр обращается не к детям, а к взрослым, кроются и плюсы, и минусы аниме. С одной стороны, в аниме процветают такие направления, как хентай, яой и юри, которые, на европейский взгляд, являются почти порнографическими, с другой стороны, аниме режиссёра Хаяо Миядзаки «Унесенные призраками» стал первым и единственным анимационным фильмом, получившим премию Берлинского кинофестиваля как «Лучший фильм", а не «Лучший мультфильм".
Постер аниме "Унесенные призраками"
- Авторы-авторы, а почему у персонажей японских аниме такие глазки? - спросит внимательный читатель.
- А это именно то отличие современных манга и аниме от их предшественников, о котором мы и хотели поговорить, - ответят авторы, а потом попросят читателей вновь загрузиться в наш котобус и отправиться на станцию "Кавайная".
Кавайи ( 可愛い) переводится с японского языка как милый, хорошенький, вызывающий нежность и жалость. Эта категория появилась в японском искусстве и массовой культуре после Второй мировой войны. До этого главным эстетическим идеалом японца было то, что описывается трудно переводимым термином ваби-саби 侘び寂び - "скромная простота" или "исчезающая красота". Пожалуй, бытовым аналогом ваби-саби может быть старое русское выражение "честная бедность". В кавайном мире все не так: там все одеты в розовое и голубое, на всех девушках гольфы с помпончиками, и главное, - у всех огромные глаза.
Если до середины девятнадцатого века японцы описывали европейцев только как краснолицых длинноносых варваров и считали европейский разрез глаз если не уродством, то уж точно серьезным недостатком внешности, то потом все изменилось.Восхищение всем европейским и американским достигло апогея в послевоенное время: мода, джаз, кино - все вызывало у японцев восторг и преклонение.
Посмотрите на эту обложку журнала мод, и вы увидите идеал японской красоты и кавайности нового времени:
По мнению художника Юнити Накахара, японки должны были стремиться выглядеть вот так:
А вот классический образ японской бисёдзё - молодой девушки.
Европейцам совладать с кавайностью нелегко. С одной стороны, это мило и симпатично, а вот с другой... Давайте поставим эксперимент. Помните, на станции "Манга" мы говорили про мангу "Роза Версаля". Попробуйте представить себе, как выглядели ее герои, а теперь пройдите по ссылке:
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/ru/thumb/d/df/The_Rose_of_Versailles.jpg/230px-The_Rose_of_Versailles.jpg
Удивились? А для японца это эстетическая норма. Более того, когда в 1979 году был снят полнометражный художественный фильм "Леди Оскар" с красивыми костюмами, поединками и музыкой Мишеля Леграна, в японском прокате он провалился. Не кавайно!
Японцы пока и сами не решили, как им относиться к феномену кавайности. Одни культурологи говорят, что в нем выражается детская и чистая душа народа, а другие видят во всех этих глазастиках, бантиках и рюшечках не изжитую инфантильность. Феномен действительно неординарный: вообразите, что в России массовым спросом пользовались бы иллюстрированные истории из российской жизни, но все их герои выглядели бы как японцы.
Оставим ученых обсуждать эту важную тему, а сами только скажем, что для японца нет ничего кавайнее котика,
и отправимся на нашем котобусе к следующей станции.
Наверное, нигде любовь японцев к кошкам не проявилась с такой силой и последовательностью, как в аниме. По подсчетам энтузиастов, которые на восхитительном сайте http://russelldjones.ru/anime-neko.htm составляют каталог аниме с участием кошек, число аниме неко приближается к тысяче. На сегодняшний день это 991 фильм! Причем речь идет исключительно об аниме с участием кошек, так сказать, "в чистом виде", очень популярная и важная для японской культуры тема девочек-кошек "нэкомусумэ" в это число не входит. Чуть ли не с каждым днем количество котоаниме увеличивается. Например, в 2012 году было создано более ста аниме неко. Подробно изучить историю котоаниме можно на уже упомянутом сайте http://russelldjones.ru/anime-neko.htm, мы же ограничимся общим обзором и подробнее представим несколько знаменитых аниме.