21 июня — не только день летнего солнцестояния, но и годовщина создания первого (и, пожалуй, лучшего) отечественного массового автомобиля. Именно в этот день в 1909 году на Русско-Балтийском вагонный заводе была выпущена марка «Руссо-Балт», просуществовавшая до 1918 года. Мы заинтересовались темой и обнаружили, что у этих дореволюционных бричек есть своя по-своему возбуждающая эстетика.
При всем своем статусе «массового автомобиля», все относительно и «Руссо-Балт» оставался скорее предметом роскоши. Не стоит забывать, что даже конвейерное производство Форда было запущено лишь в 1913 году. Так что за девять лет существования Русско-Балтийский вагонный завод выпустил немногим более 700 экземпляров. Несмотря на то, что в целом российские инженеры копировали западные образцы, они не стеснялись экспериментировать и иногда пускались во все тяжкие. Часто благодаря этому «Руссо-Балты» оказывались в выигрыше и побеждали в соревнованиях.
Автомобиль Фрезе-Яковлева
Вообще, первой серийной самобеглой телегой на территории Российской империи стал автомобиль Фрезе-Яковлева. Построенный в 1896, всего за семь лет до прекрасных образцов «Руссо-Балта», он больше напоминает нелепую карету, но именно он, вместе с западными образцами, стал основой для всего отечественного автомобилестроения.
Руссо-Балт: Серия С
В 1908 году завод выкупил права на автомобиль Фрезе-Яковлева и связанные с ним мастерские. С этого начались первые шаги автомобилестроения в России. Было выпущено две основных серии: C и K. Первая — более массовая, дорога и мощная. Вторая — попроще и подешевле. Это кажется странным, но тогда все именно так и работало: автомобиль был маркером статуса, поэтому все старались купить именно более дорогую, а не дешевую марку.
По поводу обозначений: они выглядят непонятными, но, на самом деле, все просто. Так, например, Марка С-24/35 обозначает, что автомобиль принадлежит серии С, его максимальная мощность 35 лошадиных сил, а рассчетная — 24.
А вот образцы кузовов, которыми снабжали «Руссо-Балты». И вот здесь уже начинается настоящая эстетика.
Лимузин С-24/40
Ландоле
С 24/58
Как нетрудно догадаться, максимальная мощность этой марки составляла 58 лошадиных сил, что делало такие автомобили отличным кандидатом для гонок. Кузова также изначально изготовлялись обтекаемой формы, за что такие брички получили закономерное прозвище «Огурец».