После начала европейской колонизации Америки судьба индейцев была печальной. Часть из них была порабощена, часть погибла, часть скрылась в труднодоступных местах, часть вымерла от болезней, другие ассимилировались и забыли своё происхождение. Многие индейские народы сопротивлялись завоевателям, но успехов в борьбе с европейцами, обладавшими гораздо более высокими технологиями, никто из аборигенов не добился.
В некоторых случаях индейцы создавали относительно крупные протогосударственные формирования, сопротивлявшиеся колонизаторам - Лига ирокезов, Западная индейская конфедерация, Конфедерация Текумсе в США, майянское объединение «Крусоб» в Мексике, Королевство Араукания и Патагония в Чили и Аргентине. Но все они просуществовали недолго, и были уничтожены.
Только в двух случаях индейские протогосударства были настолько сильны, что сумели несколько потеснить европейцев. Одним из них была Конфедерация Пампы в Аргентине в середине XIX века, лидер которой Кальфукура, прозванный «Наполеоном пустыни», долгое время сопротивлялся европейской экспансии.
Но единственным примером того, как индейское сообщество сумело не только надолго остановить европейскую экспансию, но даже оттеснить европейцев и силой навязать им несколько договоров – это Команчерия, объединение команчей на территории современных штатов Техас, Нью-Мексико и Окалхома. Историк Пекка Хамяляйнен (Империя команчей. Нью-Хейвен, Коннектикут; Изд-во Йельского университета. 2008) назвал объединение команчей империей, хотя это скорее литературный, а не исторический термин. Союз команчских племён не был империей потому, что он не обладал необходимыми атрибутами государства – бюрократическим аппаратом, делопроизводством и сводом законов. Точнее, это было сильное в военном отношении вождество (протогосударство).
Команчерия в 1836 г.
Примитивные народы могли упорно сопротивляться колонизаторам, но, опираясь на традиционные родоплеменные структуры, успешно воевать они не могли. Даже относительно развитые индейские народы (инки, ацтеки, майя, чибча) не смогли сопротивляться долго. Наиболее эффективное сопротивление оказали те племена (мапуче Аргентины, команчи), социально-политическая структура которых претерпела существенные изменения в результате контактов с европейцами. Они представляли собой совершенно новые сообщества, существовавшие исключительно за счёт своеобразного симбиоза с захватчиками. Этот симбиоз давал им силы для сопротивления, которых не было у традиционных племён – как отсталых, так и обладавших сравнительно высоким уровнем развития.
В XVI веке часть шошонов, охотившихся в Вайоминге, переселилась в прерии и стала охотиться на бизонов – это были предки команчей. После 1680 г. они, как и другие племена в северном приграничье Новой Испании, получили в своё распоряжение лошадей, и стали конными охотниками. Это изменило образ жизни племени: эффективность охоты, как и мобильность, увеличились, и команчам потребовались гораздо больше охотничьи угодья. Что увеличило их воинственность.
В начале XVIII века команчи заключили союз с племенем юта, и начали грабить испанские форпосты в Новой Мексике и теснить апачей. В 1719 г. между команчами и испанцами началась война, в которой команчи одержали верх. К 1730 г. команчи вытеснили апачей с юга Великих равнин и полностью овладели долиной реки Арканзас.
С 1730-х гг. можно говорить о Команчерии как о сложившемся этнокультурном и военно-политическом феномене. Чередуя торговлю и грабежи, команчи попытались доминировать в Новой Мексике. В 1762 г. испанцы заключили с ними мирный договор, причём весьма благоприятный для этого племени. Испанцы пошли на это из-за острой нехватки силы на севере Мексики и трудностей войны с неуловимым противником.
Для команчей мирный договор был всего лишь возможностью восстановить силы для дальнейшей войны. В 1767 г. они обрушились на испанские поселения в долине Рио-Гранде, захватили огромное количество лошадей, скота и различного инвентаря. Испанцы провели несколько ответных операций, но в 1785 г. губернатор Новой Мексики Хуан Баутиста де Анза заключил с племенем новый договор, не менее выгодный для команчей, чем предшествовавший – и по тем же причинам.
Мир с команчами был заключён не вице-королевством, а провинцией Новая Мексика. В результате испанцы провинции наслаждались покоем (это стоило им постоянных «подарков» команчам), торговали с ними, и спокойно ездили по Команчерии. Но испанские поселения вне Нью-Мексико всё чаще подвергались грабительским набегам со стороны команчей.
Восточнее Новой Мексики команчи распространились по Техасу, заключив союзы с местными племенами вичито и кэддо. Продвинувшись на восток, к Миссисипи, они начали торговлю с французами в Луизиане, но в 1803 г. Франция продала Луизиану США, и у команчей появились новые соседи - американцы.
К 1805 г. Команчерия охватывала около 500 тыс. кв. км; численность племени составляла примерно 20 тыс. человек и не менее 2,5 тыс. пленников – испанцев и индейцев враждебных племён, обращённых в рабство. Рабы пасли скот и выполняли хозяйственные работы, в то время как хозяева охотились на бизонов, торговали и воевали.
Отряд команчей
Мир команчей с испанцами поддерживался регулярными «подарками» - фактически данью, выплачивавшейся этому племени. В 1810 г. в Мексике началась война за независимость, и выплаты команчам прекратились. В 1811 г. в Техасе произошло антииспанское восстание; после разгрома повстанцы отправились в США, где набрали американских волонтёров и вторглись Техас. Испанцы одержали победу, но Техас был страшно опустошён: испанское население уменьшилось с 5 до 2 тыс. человек.
Команчи не принимали участия в этих событиях, но они имели для них огромное значние. Мало того, что прекратилась торговля – индейцы увидели крайнее ослабление «белых». И после провозглашения независимости Мексики в 1821 г. правительству нового государства пришлось предпримать большие усилия, чтобы сохранить мир с воинственным племенем. В 1825 и 1832 гг. команчи захватывали столицу провинции Сан-Антонио, грабя население. Не имея сил для противостояния команчам, Мексика пригласила американских колонистов, что впоследствии сыграло решающую роль в судьбе Техаса.
В 1836 г. американские колонисты в Техасе восстали, разбили мексиканскую армию и провозгласили независимость. К тому времени там проживало 30 тыс. американцев и испанцев и около 14 тыс. команчей. Они начали нападения на техасцев, захватывая их скот и угоняя в рабство. Самой известной пленницей-техаской стала 9-летняя Синтия Энн Паркер, позже вышедшая замуж за вождя Пета Нокона, и ставшая матерью Куана Паркера - последнго военного вождя команчей. В 1840 г. команчи разграбили города Виктория и Линвилл – это нападение известно в техасской истории как Великий рейд. Техасцы не оставались в долгу, нападая на индейские стойбища. Техасцы были сильным противником, но война с команчами была тяжёлой, и в 1945 г. стороны заключили мирный договор. Как и испанцы, Техас купил мир ценой постоянных «подарков».
С Мексикой у команчей сложились другие отношения. Слабая мексиканская армия не контролировала ни границы, ни территорию страны, а гражданское население, в отличие от техасцев, имело мало оружия. С 1821 г. отряды команчей начали совершать рейды вглубь Мексики, убивая и захватывая мексиканцев, угоняя скот и грабя всё, что можно. С 1840 г. рейды стали постоянными, их отряды доходили до центра Мексики. Север же страны был полностью опустошён: испанцы либо укрывались в городах, либо бежали на юг. Команчи доходили до таких южных городов, как Сакатекас и Сан-Луис-Потоси. Власти штата Нуэво-Леон разрешали гражданам выходить из поселений только группами не менее чем из 30 вооружённых людей. С 1831 по 1848 г. команчи совершили 44 крупных набега.
Угнанный в Мексике скот и лошади перепродавались англо-американцам. Таким образом, в Команчерии сложилась паразитическая «набеговая экономика» наподобие существовавшей в XVIII веке у некоторых народов Северного Кавказа. Но, в отличие от кавказских горцев, которые, помимо набегов и торговли, занимались и земледелием, и ремёслами, команчи знали только войну и торговлю. Причём войну и торговлю исключительно с «бледнолицыми»: только они приносили доходы. Мексиканские власти требовали от США запретить гражданам этой страны покупать угнанный команчами скот и продавать индейцам оружие, назначали премии на скальпы команчей (индейцы других племён и всевозможные пограничные бродяги продали мексиканским чиновникам множество скальпов, но в основном не-команчей). В 1841 г. Мехико-сити приказало губернатору Новой Мексики Мануэлю Армихо начать войну против команчей, но тот отказался, заявив, что «объявление войны команчам привело бы к полному разорению». Больше попыток воевать с команчами Мексика не предпринимала. Проблема Мексики была не только в слабой армии: для похода в Команчерию мексиканцам надо было пройти через отделившийся Техас, а на это, памятуя разгром 1836 г., они пойти не могли. К началу Американо-мексиканской войны 1846-48 гг. большая часть Северной Мексики была совершенно опустошена. «В настоящее время они [команчи] захватили целые департаменты Дуранго и Чиуауа, прервали все коммуникации, потерпели поражение... регулярные войска, посланные против них. Уже было угнано свыше десяти тысяч голов лошадей и мулов, и едва ли осталась не посещенной фазенда или ранчо на границе, и везде люди были убиты или захвачены в плен. Дороги непроходимы, все движение остановлено, ранчо забаррикадированы, а жители боятся выходить на улицу», - писал американец Джордж Ракстон в 1846 г.
Неудивительно, что американцы решили завоевать Северную Мексику: эти земли фактически покинуты мексиканцами, и перешли во владение малочисленным индейским племенам. Поэтому вторгшиеся в Мексику американские войска выступали перед мексиканцами не в качестве завоевателей, а как освободители. «Мы желаем видеть вас освобожденными от деспотов, отбросить диких команчей, предотвратить возобновление их нападений и заставить их вернуть вам из плена ваших давно потерянных жён и детей», - писал в обращении к мексиканцам американский генерал Закари Тейлор, обосновывая вторжение в Мексику.
Команчи стали единственным индейским народом, отвовевавшим у «бледнолицых» огромные территории. Но не заселившим их: команчей было мало, к тому же они мыслили другими категориями. Они грабили «белых». При этом их экономика и социальная система была настолько тесно связана с потомками конкистадоров, что их исчезновение было совершенно не в интересах команчей – исчезла бы их единственная «кормовая база».
В период расцвета Команчерии жизнь племени была однообразной. Осенью они собирались в отряды, пересекали Рио-Гранде и объединялись в пустыне Больсон-де-Мапими. Многих воинов сопровождали жёны и дети, что делало команчей уязвимыми при столкновении с хорошо вооружённым противником, но таковыми в регионе были только техасцы. А те пропускали индейцев в Мексику. В конце зимы команчи возвращались в прерии, ведя захваченный скот и пленников. Рабы-пленники занимались малопроизводительным трудном: они помогали пасти скот и вести хозяйство, поэтому по статусу мало отличались от хозяев. Единственным смыслом захвата пленников, помимо выкупа, была необходимость вести хозяйство, пока сами команчи были в походах. Захваченные девочки, повзрослев, становились жёнами команчей, мальчики - воинами. В период расцвета Команчерии пленные и бывшие рабы, принятые в состав племени, составляли до 1/3 команчей.
В Команчерии не производилось ничего. Даже одеваться команчи стали в захваченную у «белых» одежду, у них же получали все необходимые товары и предметы быта. Охота на бизонов сохраняла актуальность, но ушла на второй план после грабежей и торговли. Экономика Команчерии стала более примитивной, чем у предков команчей – те хотя бы занимались пошивом одежды и изготовлением предметов быта. Их потомки полностью утратили эти навыки. Непроизводительная экономика порождала крайне отсталую социальную систему, не способную к развитию. Могущество и вообще самостоятельность команчей зависела только от количества и организованности соседних с ними «белых». А тех становилось всё больше, в то время как численность команчей, несмотря на приток рабов, не росла из-за отсутствия медицины и элементарной гигиены. О том, что «империя» команчей бесперспективна с социальной и демографической точки зрения, свидетельствует такой факт: в 1770 г. команчей (без рабов) было около 40 тыс., а на пике расцвета Команчерии, в 1849 г. – 20 тыс. вместе с рабами. За формальным процветанием «империи» скрывалось постепенное вымирание команче, нёсших огромные потери в набегах, но ещё большие – от болезней.
После Американо-мексиканской войны и присоединения Техаса, Нью-МЕксико и Калифорнии к США американцы взяли обязательство прекратить набеги команчей на Мексику, пресечь грабежи и захваты пленных. Но в присоединённых районах долгое время царил хаос – это был настоящий Дикий Запад, в котором было не до команчей. В 1852 г. команчи совершили самый дальний поход по Мексике, достигнув штата Халиско на Тихоокеанском побережье. В 1856 г. власти мексиканского штата Дуранго подчитали, что за последние годы команчи убили 6 тыс., угнали в плен 748 человек, и опустошили 358 поселений.
Набеги на Мексику почти прекратились во время англо-франко-испанской интервенции 1861 г. и гражданской войны в Мексике. Вместо плохо вооружённых и малочисленных мексиканцев индейцы столкнулись с закалёнными в боях солдатами Наполеона III. Да и мексиканцы, получив оружие, стали серьёзными противниками.
С США команчи подписали мирный договор в 1845 г., в соответствии с которым индейцы обещали воздерживаться от набегов, а Вашингтон должен был выплачивать им $18 тыс. товарами ежегодно. Знакомые с высокими боевыми качествами техасских рейнджеров, команчи предпочитали не связываться с американцами, хотя отдельные стычки имели место. В 1848 г. началось переселение американцев в Калифорнию, и основной путь шёл по Команчерии. Команчи гарантировали безопасность переселенцев и обеспечивали их проводниками.
Мало того, что теперь Команчерия, вместо бессильной Мексики, оказалась внутри стремительно набиравших силу США – команчей поразили холера и оспа. Их численность сократилась с 20 тыс. в 1849 до 12 в 1951 г., а к 1870 г. – до 8 тыс. После Гражданской войны в США американская армия построила цепь фортов, не позволявших команчам нападать на Мексику; да у них для этого уже не было сил. Последний мелкий рейд был совершён в 1870 г.
В 1854 г. Техас выделил 93 кв. км. для создания резерваций для команчей, где они, при помощи властей, должны были приучаться к земледелию. Всё больше индейцев, страдавших от голода и болезней, уходили в резервации. Военные отряды команчей превращались в мелкие банды, а набеги – в обычную уголовщину. «Белые» поселенцы, которых теперь было во много раз больше, чем индейцев, на вооружении которых вместо мушкетов появились «ремингтоны», «винчестеры» и «кольты», сами нападали на индейские стоянки, грабя и убивая – иногда в отместку за грабежи, иногда – просто так.
Во время Гражданской войны часть команчей воевала на стороне южан. В результате это племя пострадало от войны гораздо сильнее, чем «белые». После войны остатки команчей подписали соглашение о переселении в Оклахому – на Индейскую территорию в обмен на пособие в расчёте $15 каждому индейцу в год.
Команчерия перестала существовать. Но гордое племя не собиралось выносить издевательства «белых» (индейцев обманывали при выделении товаров и продовольствия, подсовывая гнильё и рухлядь), и вооружённые столкновения продолжались. Правда, команчи были уже не нападающей, а обороняющейся стороной. Причём без всякой надежды на победу.
В 1865-75 гг. американцы перебили в прериях почти всех бизонов. Спасаясь от голода, команчи усилили нападения на американских поселенцев, но тех стало очень много, и они были вооружены скорострельным оружием – попытки набегов всё чаще оборачивались гибелью нападавших. Это вынуждало команчей переселяться в резервации и перенять образ жизни «белых». Когда-то наводившие ужас на «белых», команчи превратились в бедных фермеров, мелочных торговцев и наёмных пастухов.
Осенью 1875 г. произошли последние стычки между американскими солдатами и команчами, после которых последний военный вождь Куана Паркер сдался. Надо отдать должное командиру американского отряда полковнику Рэналду Маккензи, нанёсшему последнее поражение команчам: он продал захваченный у индейцев скот и лошадей, а на вырученные деньги купил овец и коз для поверженных врагов.
Сопротивление индейцев в южной части Великих равнин прекратилось навсегда.
Куана Паркер (1845-1911 гг.), последний вождь команчей
Куана Паркер построил в резервации огромный дом. Он стал шерифом и судьёй, а также сколотил богатство, продавая право «белым» фермерам выпаса скота на территории резервации.
В настоящее время 14 тыс. человек, живущих в основном в Оклахоме и Техасе (на территории бывшей Команчерии) считают себя потомками команчей.
***
Команчи, создавшие эффективную военную структуру, и несколько десятилетий успешно теснившие «белых», в конце концов потерпели поражение, как и все остальные коренные народы Америки. Это было предопределено тем, что воинственное племя создало систему, не способную к развитию. Команчи заимствовали у «белых» не знания и умения, а только материальные блага, попадая, таким образом, в зависимость от противников, хотя и опосредованную. Команчерия была структурой-паразитом, способным существовать в симбиозе с европейцами, причём только когда европейцы были слабее в военном отношении. Она, как и Конфедерация Пампы, достигла успехов после крушения Испанской колониальной империи, в условиях разрухи и хаоса в новых независимых государствах – Мексике и Аргентине.
История Команчерии доказывает, что без перехода к социально-экономическому развитию, без копирования у колонизаторов не только оружия и военных приёмов, но и управленческих структур, основ экономики, образования, здравоохранения и культуры современного типа, отсталые сообщества не могли сопротивляться завоеванию. Поэтому единственным индейским народом, создавшим, после тяжелейших испытаний, собственное государство – Парагвай, стали гуарани. У них это получилось после того, как иезуиты создали там структуры европейского типа. Без этого ни храбрость индейских воинов, ни их умение владеть оружием не могли обеспечить успех в борьбе с завоевателями.