Та звезда, что в небе всех звезд прекрасней..." — эти слова древнегреческой поэтессы Сафо (VII-VI вв. до н.э.), самой великой поэтессы древней Греции (недаром ее называли десятой музой), обращены к планете Венера — "Звезде Афродиты", покровительнице и вдохновительнице ее творчества.
Но Сафо была не только поэтессой. Она стояла во главе своеобразной школы, "кружка муз", основанной ей в городе Митилены. Туда со всей Греции съезжались девушки из самых знатных семей, чтобы обучиться музыке, пению, танцам и правилам хорошего тона. Эта школа была основана Сафо как культовое учреждение, посвященное богине любви и красоты Афродите, олицетворением которой на небе была планета Венера.
Название планеты Венера, используемое нами сегодня, имеет древнеримское происхождение. Но в прошлом каждый народ именовал ее по-своему.
Так, древние греки называли ее Фосфорос — несущий свет или Эосфорос — несущий утро. Этими названиями они величали Венеру утреннюю, а Венеру вечернюю именовали Геспер, что означает "вечерний". Гомер в своей "Илиаде" именно Геспер называет прекраснейшим светилом на небе.
Долгое время греки считали, что утренняя и вечерняя Венера — это два разных светила. Но уже в VI веке до н.э. Пифагор высказал догадку, что на самом деле это одна и та же планета (впрочем, до Пифагора об этом знали еще древние вавилоняне). Когда греки это поняли, у планеты появилось ее божественное имя — Афродита — богиня любви и красоты.
А в древнем Вавилоне Венера была олицетворением богини любви и плодородия Иштар. И именно ей были посвящены знаменитые висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света. Главные ворота Вавилона также были посвящены этой богине и назывались "воротами Иштар". Да и само название города Вавилон связано с этими воротами и планетой Венера: "Баб-иллун" — "ворота богини".
Там, в Вавилоне, в садах Семирамиды Александр Македонский искал убежища от жестоко палящего южного солнца. И там же, 13 июня 323 года до н.э., великий полководец умер от тропической малярии — наследия индийского похода. И скорбила о нем планета Венера, сиявшая в то утро в созвездии Тельца.
Вполне естественно, что Венера, богиня любви и красоты, была, в первую очередь, покровительницей женщин.
Рассказывают, что во время войны римлян с галатами, именно она вдохновила италийских женщин на подвиг. Они остригли головы и свои волосы отдали солдатам, чтобы те изготовили из них канаты для катапульт.
В эпоху эллинизма под именем Афродиты обожествляли цариц. Так, например, царица Египта Арсиноя II была после смерти обожествлена как Афродита Зе-фирийская. Ее храм находился близ города Канопа, недалеко от Александрии. Именно в этом храме Береника II принесла в жертву локон своих волос, ставший потом созвездием Волосы Вероники.
А в скандинавском обращении к женщине "фру" или немецком "фрау" и по сей день мы слышим отзвук имени этой планеты — Фрейя. Так в скандинавской языческой мифологии звали богиню любви, красоты и плодородия.
На Земле, наверное, вряд ли найдется хоть один народ, который не обращал бы свои взоры на эту планету. Так, у индейцев Центральной Америки одним из главных божеств был Кецалькоатль — "Пернатый Змей". Он был творцом мира, создателем человека, покровителем жрецов и богом утренней звезды — Венеры.
В древнем городе майя Чичен-Ица, где находилась пирамида Кецалькоатля, был специально посвященный Венере храм. Как полагают некоторые исследователи, культ Венеры перешел к майя от тольтеков — народа, переселившегося на Юкатан и в район Чичен-Ицы в XI веке. Тольтеки называли Венеру Тлаунскальпантекутли и она была символом бога Мишкоатля — "Облачного Змея", которому приносились человеческие жертвы. Почиталась у них Венера и как бог войны Кахин.
По одному из ацтекских мифов Кецалькоатль умер, а затем воскрес и улетел на Венеру, обещав вернуться. Он должен был вновь появиться на востоке из-за Океана. Поэтому, когда испанские завоеватели высадились на восточном побережье Мексики в 1519 году, в год, посвященный Кецалькоатлю, ацтеки сначала приняли Кортеса, предводителя испанцев, за вернувшегося бога.