Предполетная подготовка экипажа и обязательные тренировки
Перед каждым взлетом экипаж самолета проводит ряд важных процедур. Готовясь к рейсу, пилоты проверяют технические журналы предыдущего экипажа, узнают, когда было техобслуживание, анализируют прогноз погоды, осматривают самолет и тестируют все системы. Любое подозрение на неисправность означает дополнительные проверки при участии инженеров — в таком случае вылет самолета будет задержан. Строгое следование установленным процедурам призвано исключить любое влияние человеческого фактора.
Перед каждым полетом пилоты проходят медосмотр. Даже насморк может стать причиной замены экипажа
Отдельным пунктом подготовки самолета перед вылетом является противообледенительная обработка, необходимость которой зависит от погодных условий. На многих самолетах установлены бортовые системы, предотвращающие появление льда на крыльях и фюзеляже, но они эффективны в воздухе, а на земле используются специальные машины для распыления противообледенительной жидкости.
Уровень квалификации пилотов, подготовка и командная работа бортпроводников также важны для безопасного перелета. В отличие от водителей, пилоты проходят не только общее обучение, но и курсы управления конкретной моделью самолета. Им также необходимо регулярно сдавать теоретические экзамены и проходить проверки навыков управления на тренажерах и настоящих самолетах в присутствии инструкторов. Отдельный допуск требуется для полетов в «сложные» аэропорты.
При помощи высокотехнологичных тренажеров пилоты гражданской авиации также отрабатывают действия в нештатных ситуациях — если во время настоящего полета произойдет отказ одного из двигателей или самолет столкнется со стаей птиц, экипаж не растеряется и будет следовать инструкциям.
Пилоты готовятся к «взлету» на тренажере
Бортпроводники на регулярных учениях тренируются эвакуировать пассажиров при аварийной посадке, оказывать первую помощь и даже принимать роды.
— Разумеется, безопасность полетов и поддержание летной годности — это то, что требуется от всех авиакомпаний в мире и должно ими обеспечиваться. В авиации все строго. Именно поэтому она остается самой безопасной транспортной отраслью, — подытоживает Дмитрий Побединский.
Анастастия Крымская