Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Надежность на грани фантастики. Почему самолет — самый безопасный вид транспорта

самолет транспорт надежность безопасность

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 4

#1
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 10 412
  • 6 062 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Апрель 2024 - 12:22

С момента полета первого самолета прошло 120 лет, а первый коммерческий авиарейс состоялся в 1914 году. Сегодня в воздух ежедневно поднимаются тысячи самолетов, которые перевозят миллионы пассажиров, но многие по-прежнему считают полеты опасным делом. На деле же самолет можно смело назвать самым безопасным видом транспорта. В том, почему это так, разберемся с популяризатором науки и автором YouTube-канала «Физика от Побединского» Дмитрием Побединским.

 

untitled.jpeg
 
Запас прочности и системы безопасности
Обеспечение безопасности воздушных перевозок начинается на этапе проектирования пассажирских авиалайнеров. Инженеры закладывают огромный запас прочности конструкции: фюзеляж и крыло летательного аппарата на испытаниях подвергаются сильнейшим нагрузкам, которые с честью выдерживают. Все модели самолетов обдувают сверхсильными потоками переменного воздуха и проверяют на устойчивость иными способами.

5000x3333_0xJVLgpaF0_9395344408799808853

— Но за надежность отвечает не только корпус самолета. Современный авиалайнер от носа до хвоста просто напичкан всевозможными механическими и электронными системами контроля. Буквально на все случаи жизни, — рассказывает Дмитрий Побединский. Список такого оборудования обязательно включает погодный радар, способный обнаружить тучи и грозовые фронты по курсу самолета, а также системы обнаружения сдвигов ветра — резких изменений скорости и направления воздушных потоков. Последние предупреждают пилотов о необходимости повременить со взлетом или уйти на второй круг при посадке, если сдвиги ветра превышают допустимые значения.

По всем авиационным правилам пилоты должны облетать грозовые тучи на большом расстоянии, но бывает и так, что непогоды не миновать. На такой случай современные авиалайнеры защищены от последствий прямого попадания молнии — ток не проникает внутрь корпуса, а электронные системы самолетов защищены от электромагнитных импульсов.

uman-aeroport.jpg

Плохая видимость тоже кажется пассажирам опасным явлением. Но для пилотов это обычно не проблема — навигационные приборы самолетов и системы контроля курса, которыми оснащены аэропорты позволяют самолетам взлетать и садиться в тумане. В самых неблагоприятных условиях самолеты отправляются в соседние аэропорты или задерживаются на земле.

— Добавьте к этому датчики скорости, высоты, курса, положения в пространстве, угла атаки, оборотов двигателей, и получается, что слово «самолет» начинает играть новым смыслом. Это, по сути, летающий компьютер с крыльями аэродинамического профиля. Вычисляет он и правда очень много, но пилоты по-прежнему важны и нужны, потому что они не только контролируют работу всей электроники, но и принимают решения в течение всего полета, — отмечает физик.

5000x3333_0x0eflSBEn_4123241373811342181



#2
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 10 412
  • 6 062 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Апрель 2024 - 12:23

Регулярное техническое обслуживание
По мере эксплуатации любой самолет изнашивается, но полеты на нем от этого не становятся менее безопасными. Авиалайнеры регулярно проходят многочисленные формы технического обслуживания, в ходе которых выявляются и устраняются все выявленные недочеты. Поэтому самолет может исправно служить десятки лет. Чем больше времени лайнер проводит в небе, тем чаще он проходит «техосмотры». Регулярные проверки осуществляются перед каждым полетом, а также раз в сутки, неделю и месяц.

Более тщательно техническое состояние самолетов оценивается во время проверок в специально оборудованных ангарах, которые проводят каждые несколько месяцев, а примерно раз в 10-12 лет каждый самолет разбирают практически полностью для оценки состояния всех узлов и агрегатов. Неисправные детали ремонтируют или заменяют.

Фюзеляжи и крылья лайнеров проверяют на наличие микроскопических трещин и повреждений методом капиллярной дефектоскопии: на поверхность самолета наносят специальную краску, а затем смывают — если трещины есть, то попавшие в них частицы краски будут видны под ультрафиолетом. Ручные 3D-сканеры, которыми пользуются авиатехники, позволяют выявить нарушения геометрии корпуса самолета с точностью до микрона (0,001 мм).

Для поиска внутренних повреждений узлов применяются ультразвук и рентген, а сотни километров электропроводки самолетов регулярно «прозванивают» и проверяют на предмет повреждения изоляции. Особое внимание во время всех проверок уделяют двигателям — каждые 10 лет их снимают и отправляют на капитальный ремонт. Стойки шасси, принимающие на себя большую нагрузку при посадке, тоже подвергаются тщательным проверкам.

— Если самолет регулярно проходит проверки, он всегда находится в прекрасной форме. За это каждый летательный аппарат получает сертификат летной годности, — рассказывает Побединский.

 

Bronnaeroport.jpg


#3
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 10 412
  • 6 062 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 18 Апрель 2024 - 12:25

Предполетная подготовка экипажа и обязательные тренировки
Перед каждым взлетом экипаж самолета проводит ряд важных процедур. Готовясь к рейсу, пилоты проверяют технические журналы предыдущего экипажа, узнают, когда было техобслуживание, анализируют прогноз погоды, осматривают самолет и тестируют все системы. Любое подозрение на неисправность означает дополнительные проверки при участии инженеров — в таком случае вылет самолета будет задержан. Строгое следование установленным процедурам призвано исключить любое влияние человеческого фактора.

 

5000x3327_0x1J79mc0v_2496074548634353152
Перед каждым полетом пилоты проходят медосмотр. Даже насморк может стать причиной замены экипажа

 

Отдельным пунктом подготовки самолета перед вылетом является противообледенительная обработка, необходимость которой зависит от погодных условий. На многих самолетах установлены бортовые системы, предотвращающие появление льда на крыльях и фюзеляже, но они эффективны в воздухе, а на земле используются специальные машины для распыления противообледенительной жидкости.

 

3746x2346_0xxylffrCv_9001026119887333921

 

Уровень квалификации пилотов, подготовка и командная работа бортпроводников также важны для безопасного перелета. В отличие от водителей, пилоты проходят не только общее обучение, но и курсы управления конкретной моделью самолета. Им также необходимо регулярно сдавать теоретические экзамены и проходить проверки навыков управления на тренажерах и настоящих самолетах в присутствии инструкторов. Отдельный допуск требуется для полетов в «сложные» аэропорты.

При помощи высокотехнологичных тренажеров пилоты гражданской авиации также отрабатывают действия в нештатных ситуациях — если во время настоящего полета произойдет отказ одного из двигателей или самолет столкнется со стаей птиц, экипаж не растеряется и будет следовать инструкциям.

 

5000x3333_0xSMOWxZYx_9734997107004232508
Пилоты готовятся к «взлету» на тренажере

 

Бортпроводники на регулярных учениях тренируются эвакуировать пассажиров при аварийной посадке, оказывать первую помощь и даже принимать роды.

— Разумеется, безопасность полетов и поддержание летной годности — это то, что требуется от всех авиакомпаний в мире и должно ими обеспечиваться. В авиации все строго. Именно поэтому она остается самой безопасной транспортной отраслью, — подытоживает Дмитрий Побединский.

Анастастия Крымская


#4
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 23 225
  • 11 276 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 18 Апрель 2024 - 14:55

Не знаю, не знаю! Сколько было только известных катастроф Причем пусть в сравнениями с поездами они случаются реже (про авто нечего и говорить) , но в любом случае шансов уцелеть на железке в пиковых случаях на порядок больше! Так что может риск погибнуть на самолете может и реже, но зато "основательней"

 

Между прочим разрабатываются способы использования пассажирами средств катапультирования , вплоть до некой "гондолы" Пока о результатах неизвестно, но кто знает





#5
mogikan

mogikan

    Зелёный и пушистый

  • Техник
  • 10 190
  • 5 640 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:разнообразные и зависят от настроения

Отправлено 01 Май 2024 - 11:02


На деле же самолет можно смело назвать самым безопасным видом транспорта.

 

Только не Боинги!!! Которые разваливаются в воздухе.









Темы с аналогичным тегами самолет, транспорт, надежность, безопасность

Количество пользователей, читающих эту тему: 1

0 пользователей, 1 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта