Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Повелители мух: зачем большие художники пускают этих неприятных насекомых на свои картины?

мухи художник картина насекомые натюрморт Мадонна с Младенцем Христос

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 5

#1
Merilyn

Merilyn

    Мастер

  • Администраторы
  • 13 724
  • 7 494 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 мая 2024 - 04:38

Мухи — совсем не редкость на картинах самого серьёзного содержания. И намёки художника почти всегда ясны.

 

Начнём с натюрмортов. Даже если это не классический ванитас с человеческим черепом, напоминающий зрителю о быстротечности жизни и неминуемости конца, а радующий глаз натюрморт с фруктами или цветами — муха говорит всё о том же: фрукты сгниют, цветы увянут, с твоей молодостью и жизнью будет то же. Плюс муха даёт художнику возможность поиграть с композицией и трёхмерностью: например, у Фёдора Толстого это впечатляет и без всяких подтекстов.

 

 

 
i1.jpg
Натюрморт с фруктами Якоб ван Хюльсдонк 1620-е , 20×31 см
 
 
i2.jpg
Натюрморт с розой, ящерицей, земляникой и раковинами Балтазар ван дер Аст 1620-е , 18.5×24 см
 
 
i3.jpg
Натюрморт с виноградом и персиком Эмили Прейер



#2
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 13 724
  • 7 494 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 мая 2024 - 04:42

Ну, это всего лишь натюрморты, а дюреровская муха спикировала на религиозную картину, возразите вы. Не спешите отбрасывать натюрморты как легкомысленный жанр: у старых голландцев почти каждый наполнен религиозным смыслом. И яблоко, на котором сидит муха, вполне может отсылать к грехопадению в Эдеме. И уж тем более на грех намекает «клубничка», а гвоздика — это жертва Христа, которой он искупил человеческие грехи.

 

i4.jpg

Земляника и гвоздика в миске Якоб ван Хюльсдонк 1620, 24×36 см
 
 
Все-таки нужны мухи, которые вьются поблизости от святых и даже позволяют себе приблизиться к Мадонне с Младенцем? Пожалуйста: очень любил такие трюки Карло Кривелли.
 
i5.jpg
Святая Екатерина Александрийская (мастерская Кривелли) Карло Кривелли 1491, 38×19 см
 
 
i6.jpg
Мадонна с Младенцем Карло Кривелли 1480-е , 38×23 см
 
Уже по одному взгляду Младенца на муху понятно, что она здесь — и грех, который он искупит, и зло, которое он победит. Но в то же время у Кривелли (как и у большинства других художников, которые изображают мух на картинах, где им вроде бы не место) — это именно трюк, беззастенчивая демонстрация мастерства. И заодно — шутка. Смотрите, как я могу: вы даже не сразу поймёте, что муха нарисованная! Будете думать, что она села на картину, и попытаетесь её прогнать!
 
i7.jpg
Богоматерь с младенцем Карло Кривелли 1480, 49×34 см


#3
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 13 724
  • 7 494 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 мая 2024 - 04:47

Скажете, не по чину большому художнику такие шуточки? Ой, да ладно, сам Джотто так шутил. Ну, по крайней мере, Вазари об этом рассказывал (а французский историк искусства Даниэль Арасс, посвятивший мухам целую главу в книге «Деталь в живописи», уточнял: во времена Чимабуэ и Джотто мух не рисовали, а вот во времена Вазари это было популярной практикой — потому анекдот и родился):

«Говорят также, что еще ребенком, работая с Чимабуэ, Джотто изобразил однажды муху на носу одной из фигур, написанных Чимабуэ, так натурально, что, вернувшись к работе, Чимабуэ несколько раз пытался согнать рукой муху, принимая ее за настоящую, прежде чем заметил свою ошибку». (Джорджо Вазари. Жизнеописания)

 

i8.jpg

фрагмент картины
 
 
i9.jpg
Дева Мария с младенцем на троне Джорджио Скьявоне 1450-е , 91.5×35 см
 
Художники, подсаживающие на картины очень реалистичных мух, продолжают челлендж, запущенный даже не Джотто, а древнегреческими живописцами Зевксисом и Паррасием. Их работы до нас не дошли, но легенда о состязании, которое сделало их королями жанра тромплёй (проще говоря, живописной обманки), жива. Вот она в пересказе Михаила Гаспарова:

Самыми знаменитыми в живописи были две пары соперников: в V веке Зевксис и Паррасий, в IV веке Апеллес и Протоген.

Зевксис с Паррасием поспорили, кто лучше напишет картину. Собрался народ, вышли двое соперников, у каждого в руках картина под покрывалом. Зевксис отдернул покрывало — на картине была виноградная гроздь, такая похожая, что птицы слетелись ее клевать. Народ рукоплескал. «Теперь ты отдерни покрывало!» — сказал Зевксис Паррасию. «Не могу, — ответил Паррасий, — оно-то у меня и нарисовано». Зевксис склонил голову. «Ты победил! — сказал он. — Я обманул глаз птиц, а ты обманул глаз живописца».

Зевксис недаром выбрал предметом для своей картины виноградную гроздь: это он умел изображать как никто. Однажды он написал мальчика с гроздью в руках, и опять птицы слетались и клевали ягоды, а народ рукоплескал. Недоволен был только сам Зевксис. Он говорил: «Значит, я плохо написал мальчика: если бы мальчик был так же хорош, птицы боялись бы подлетать к ягодам».
(Михаил Гаспаров. Занимательная Греция)
Но вернёмся к 3D-мухам и религиозной живописи. На копии картины Дюрера муха сидит прямо на ноге Мадонны — неужели такое близкое соседство святого с презренным позволил кто-то ещё? Да, конечно!

Вот, например, работа Джованни Санти, отца Рафаэля.

 

i10.jpg

Христос с двумя ангелами (Муж скорбей) Джованни Санти 1490, 66.5×54.5 см
 
Здесь муха, сидящая на обнажённой груди Христа, — не только обманка, не только привычный символ греха и зла, которым противостоит Христос, но ещё и знак смерти, смертности: получается изящное напоминание о том, Сын Божий — ещё и сын человеческий.

Венгерский искусствовед Андор Пиглер также предполагал, что нарисованная муха могла служить своеобразным амулетом: зло изображённое оберегало картину от зла реального, в данном случае — отпугивало настоящих мух, которые способны испортить живописную поверхность.

«Мадонна делла Пергола» Бернардино Детти (1520-е, Городской Музей Пистойи, Италия) тоже напоминает, что земной путь Иисуса будет недолгим: на его руке сидит муха.

 

ts1.jpg



#4
Merilyn

Merilyn

    Мастер

    Топикстартер
  • Администраторы
  • 13 724
  • 7 494 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 06 мая 2024 - 04:53

Муха, изображённая на портрете простого смертного, может означать, что портрет — посмертный, но это необязательно (трактовка будет зависеть от того, что нам известно о жизни изображённого). На портрете она может простым фокусом-шуткой или уже известной нам живописной проповедью о том, что жизнь скоротечна, а конец близок. Нам трудно представить, что заказчик портрета оценит намекающую на неизбежность смерти муху на изображении живого человека. Но человек религиозный такое тонкое напоминание о необходимости уже здесь и сейчас, в суете будней, заботиться о своём загробном существовании, принимал с благодарностью.

 

ts2.jpg

Портрет картезианца Петрус Кристус 1446, 29.2×21.6 см
 
 
ts3.jpg
Неизвестный художники из Швабии. Портрет женщины из семьи Хофер. Ок. 1470. Национальная галерея, Лондон
 
 
Люди изображённые выше, скорее всего, получили свои портреты при жизни, а художники просто виртуозничали: уж если рама нарисована — почему не усилить обман ещё и мухой? Что касается женского портрета, в его описании на сайте галереи высказывается уже известное нам предположение о том, что нарисованную муху могли мыслить как защиту от реального зла.

А вот с кардиналом Бандинелло сложнее: в 1516 году, когда был закончен портрет , он был жив. Более того, он был на пике карьеры. Но уже через год будет обвинён в заговоре против папы Льва X и заключён в тюрьму. А в 1518 скончается. Вероятно, муха — чёрная на белом — была дописана позже. То ли как знак зла, содеянного папой (впрочем, он был оправдан). То ли как знак «червоточины» на его судьбе. То ли как знак его смерти.
Фрагмент картины с мухой.

 

ts4.jpg

Кардинал Бандинелло Саули, его секретарь и два географа Себастьяно дель Пьомбо Живопись, 1516, 121.8 см
 
ts5.jpg
фрагмент картины с мухой
 
 
А следующий художник, скорее всего, вдовец и свою жену писал по памяти: на то, что она мертва, указывает не только муха, но и взгляд женщины: муж смотрит на нас, а она — нет.
 
 
ts6.jpg
Мастер из Франкфурта. Автопортрет художника с женой. 1496. Масло, дерево. 38×26 см. Королевские музеи изящных искусств, Антверпен
 
 
Эти мухи выглядят слишком крупными внутри картины, но их размер будет реалистичен по отношению к зрителю, стоящему перед картиной: так действует художник, который хочет убедить нас, что муха живая.

Живописная муха не даст вам покоя, так же, как не даёт его муха, которая пробралась в комнату и мешает вам уснуть или не даёт сосредоточиться на книге. Сначала нарисованная муха заставит вас смахнуть её, поразмыслить о её реальности, а потом — задаться вопросом о том, какие смыслы зашифровал в ней художник.

Позвольте совет: не пытайтесь найти один ответ на этот вопрос. Возможно, художники полюбили муху именно за то, что под видом шутки она позволяет говорить сразу о многом. Но в то же время не обязывает к непременному разговору.


Автор: Наталья Кандаурова



#5
mogikan

mogikan

    Зелёный и пушистый

  • Техник
  • 11 144
  • 6 045 сообщений
  • Пол:Мужчина
  • Интересы:разнообразные и зависят от настроения

Отправлено 06 мая 2024 - 10:13


дюреровская муха спикировала на религиозную картину

 

Вроде Нечистый любил превращаться в мух. Это же у него одно из имён Повелитель мух?

 

Да и не удивительно. В те времена в Гейропе не мылись и мухи средневековых гейропейцев принимали за кучу "вкусного" говна!  :sarcastic:





#6
рыбкаZ

рыбкаZ

    Мастер

  • Администраторы
  • 6 847
  • 2 911 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Подмосковье
  • Интересы:Живопись, кулинария, кошки, фэнтези, стихотворчество

Отправлено 29 мая 2024 - 19:07

А кстати да. Это у славян были бани и народ мылся каждую неделю, а в Европе и сами не мылись, и горшки из окон выливали.  :sarcastic:

 

Потому и мухи.  :w_haha:









Темы с аналогичным тегами мухи, художник, картина, насекомые, натюрморт, Мадонна с Младенцем, Христос

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта