Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Хотите воспитать одаpенного pебенка?


  • Авторизуйтесь для ответа в теме
В теме одно сообщение

#1
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 15 Июнь 2010 - 12:33

Хотите воспитать одаpенного pебенка?

Попробуйте воспользоваться советами Дэвида Льюиса, который обобщил опыт многих семей с одаренными детьми.

- Я отвечаю на все вопpосы pебенка насколько возможно теpпеливо и честно.

- Сеpьезные вопpосы и высказывания pебенка я воспpинимаю всеpьез.

- Я поставил стенд, на котоpом pебенок может демонстpиpовать свои pаботы.

- Я не pугаю pебенка за беспоpядок в его комнате или на столе, если это связано с твоpческим занятием и pабота еще не закончена.


Изображение



- Я пpедоставил pебенку комнату или часть комнаты исключительно для его занятий.

- Я показываю pебенку, что он любим таким, какой он есть, а не за его достижения.

- Я поpучаю pебенку посильные заботы.


Изображение



- Я помогаю ему стpоить его собственные планы и пpинимать pешения.


Изображение



- Я помогаю pебенку улучшить pезультат его pаботы.

- Я помогаю pебенку ноpмально общаться с детьми из pазных социальных и культуpных слоев.

- Я устанавливаю pазумный поведенческий стандаpт и слежу, чтобы он ему следовал.

- Я никогда не говоpю pебенку, что он хуже дpугих детей.

- Я никогда не наказываю pебенка унижением.

- Я снабжаю pебенка книгами и матеpиалами для его любимых занятий.

- Я пpиучаю pебенка мыслить самостоятельно.

- Я pегуляpно читаю ему.

- Я пpиучаю pебенка к чтению с малых лет.

- Я побуждаю pебенка пpидумывать истоpии и фантазиpовать.

- Я внимательно отношусь к индивидуальным потpебностям pебенка.

- Я нахожу вpемя каждый день, чтобы побыть с pебенком наедине.

- Я позволяю ему пpинимать участие в планиpовании семейных дел и путешествий.

- Я никогда не дpазню его за ошибки.

- Я хвалю его за выученные стихи, pассказы и песни.

- Я учу pебенка свободно общаться со взpослыми любого возpаста.

- Я pазpабатываю пpактические экспеpименты, чтобы помочь ему больше узнать.

- Я позволяю pебенку игpать со всяким хламом.

- Я побуждаю pебенка находить пpоблемы и затем pешать их.

- В занятиях pебенка я нахожу достойное похвалы.

- Я не хвалю его беспpедметно и неискpенне.

- Я честен в оценке своих чувств к pебенку.

- Hе существует тем, котоpые я совеpшенно исключаю для общения с pебенком.

- Я даю возможность действительно пpинимать pешения.

- Я помогаю pебенку быть личностью.

- Я помогаю ему находить заслуживающие внимания телепpогpаммы.

- Я pазвиваю в pебенке позитивное воспpиятие его способностей.

- Я никогда не отмахиваюсь от неудач pебенка, говоpя: "Я этого тоже не умею".

- Я поощpяю в pебенке максимальную независимость от взpослых.

- Я веpю в здpавый смысл pебенка и довеpяю ему.

- Я пpедпочитаю, чтобы основную часть pаботы, за котоpую взялся pебенок, он выполнял самостоятельно, даже если я не увеpен в позитивном конечном pезультате".

Ключ.
Если вы согласны с 20 % из этих советов, то, веpоятно, над остальными стоит еще подумать. Hо если они вас устpаивают полностью или на 90 %, пожалуй вам следует несколько охладить воспитательный пыл и пpедоставить большую свободу как себе, так и pебенку.
.




#2
vostok

vostok

    Восток - дело тонкое!

    Топикстартер
  • VIP
  • 4 423
  • 11 212 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Эстония

Отправлено 27 Август 2012 - 06:53

Ребенок и литература: как вырастить нового Толстого

Родители счастливы обнаружить, что их ребенок талантлив. В детских развлечениях они готовы увидеть ростки серьезного таланта, требующего их поддержки. Но когда речь заходит о попытках ребенка выразить свои мысли, впечатления и чувства через литературу, родители относятся к этому очень настороженно. Как следует себя вести, если ребенок решил посвятить себя литературе?

Изображение


"Опять сидел весь вечер над своими бумажками и что-то писал! Уроки, разумеется, не сделал... Как с ним быть?" — задается вопросом мать ребенка, который занялся, по ее мнению, бесполезным бумагомарательством и, похоже, не собирается в ближайшее время бросать эту затею.

Любой родитель счастлив обнаружить, что его ребенок талантлив. Мама и папа радуются, когда чадо поет песенку, правильно попадая во все ноты, когда пытается, добравшись до фортепьяно, по памяти подобрать любимую мелодию, когда наряжается и принимает перед зеркалом эффектные позы или произносит целые импровизированные монологи. В подобных детских развлечениях они готовы увидеть ростки серьезного актерского или музыкального таланта, требующего их поддержки. Удивительное дело, но в большинстве случаев, когда речь заходит о попытках ребенка выразить свои мысли, впечатления и чувства через литературу, родители относятся к этому очень настороженно, а порой и откровенно враждебно.

Туманное будущее

Большинство родителей хоть раз да пыталось спрогнозировать будущее своего ребенка — даже делая про себя оговорку, что все это лишь их собственные мечты, фантазии и опасения, а сама жизнь может сложиться совсем иначе. Перед их глазами проносятся образы, внедрявшиеся в наше сознание еще на школьных уроках литературы: озябший молодой человек со свернутыми в трубочку рукописями робко стучит в дверь редакции, в которой его стихи, разумеется, не примут — несмотря на всю их гениальность. Бедный писатель, умирающий в нищете где-то в съемной каморке, под протекающей крышей... Что ни говори, незавидная участь, и любой родитель сделает все, чтобы оградить своего ребенка от этого.

Однако родители слишком торопятся с выводами. Во-первых, далеко не все те, кто в детстве писал стихи, сохранили желание стать поэтами в зрелом возрасте. Не так уж редки случаи, когда ребенок просто перерастает свое литературное увлечение. Расспросите своих друзей: наверняка некоторые из них писали стихи или рассказы, однако не только не стали профессиональными писателями, но и даже ни разу не пытались опубликовать свои опусы. Кто-то в определенный момент не решился пойти в литературу, а кто-то изначально знал, что пишет лично для себя.

В самом написании текстов "в стол" нет ничего плохого. Если для ребенка это хобби, то оно ничуть не ниже рангом, чем коллекционирование фигурок любимых героев или компьютерные игры. Через творчество ребенок выражает свои мысли и чувства, и это помогает ему переносить трудности в общении со сверстниками.

Во-вторых, даже если желание ребенка стать писателем со временем никуда не исчезнет, а лишь окрепнет, в этом тоже нет ничего плохого или угрожающего его благосостоянию в будущем. Конечно, только единицы литераторов могут похвастаться солидными гонорарами. Если для вас особенно важен этот момент, настраивайте ребенка на то, что литература не может быть основным средством заработка, а потому важно получить хорошее образование и нормально оплачиваемую профессию, чтобы в будущем оказаться способным либо не зависеть материально от милости издательств, либо оплачивать издание своих книг из собственного кармана.

Родители часто забывают, что ребенок, увлеченный литературным творчеством, вовсе не обязательно должен реализовать себя именно через художественную литературу. В искусстве слова очень много ниш, и реализовать себя творческая личность может очень по-разному. Возможно, ваш отпрыск не может похвастаться задатками гениального романиста, однако нельзя исключать, что из него выйдет востребованный журналист со смелым и бойким пером. Если же вам хотелось бы видеть своего наследника ученым, не забывайте, что способность четко и понятно излагать свои мысли на бумаге еще ни одному светилу науки не помешала — наоборот, это большое достоинство для того, кто пишет серьезные научные труды. К тому же существует такое направление, как научно-популярная литература, где очень важно, чтобы произведения были написаны, с одной стороны, компетентным специалистом, с другой — чтобы их язык был простым, доступным для читателя, не имеющего соответствующего образования, а подача материала — интересной и увлекательной. Для всего вышеперечисленного ученому необходим именно литературный талант.

Грани таланта

Одной из причин настороженного отношения взрослых к словесным опытам ребенка является проблема адекватной оценки результатов. Нередко бывает так, что, прочитав пару рассказов своего сына или дочери, родитель, поначалу настроенный на понимание, полностью разочаровывается. "Я не вижу у него таланта, — говорит отец или мать. — Ему так нравится писать, он все свободное время сидит, мечтает, что-то там придумывает, а результат весьма посредственный. Тоже мне, Достоевский! Не хотелось бы, чтобы он тратил половину своей жизни на то, в чем никогда не достигнет хороших результатов".

Но и здесь тоже не стоит торопиться с выводами. Во-первых, у любого писателя, даже у классика, произведения, написанные в течение всей его жизни, не являются равнозначными, и среди них есть не только шедевры, но и неудачные опусы, которые переиздаются лишь в полных собраниях сочинений. А бывает и так, что одно и то же произведение может иметь как неоспоримые достоинства, так и заметные недостатки. Поэтому не спешите наклеивать на своего ребенка ярлык графомана и литературной посредственности: не исключено, что начинающий автор просто показал вам далеко не самое удачное из своих стихотворений или рассказов.

Во-вторых, никто из людей не рождается с уже сформированными навыками и раскрытыми способностями, и стабильным результатам в творчестве всегда предшествуют годы учебы. Хороший музыкальный слух и голос нужно развивать. Без обучения академическому рисунку даже художнику от Бога будет непросто переносить на бумагу или холст возникающие в его сознании образы. Аналогично и с писательским мастерством: юный литератор не может написать гениальный роман, не научившись подбирать точные и небанальные эпитеты и строить хорошую композицию. Поэтому странно ожидать, что первый же текст, написанный талантливым ребенком по собственному душевному порыву, будет безупречным.

Литературный талант имеет много граней: кто-то может почти сразу подобрать точный и емкий эпитет, у кого-то как из рукава сыплются захватывающие сюжеты. При этом другие стороны писательского дара могут быть более слабыми, и их придется развивать. Практика показывает, что литературный талант развивается в человеке довольно медленно, что особенно актуально для прозаиков. Не зря Пушкин писал: "Лета к суровой прозе клонят, / Лета шалунью-рифму гонят". И если 10-летний поэт может сочинить гениальную строчку, то даже талантливые прозаики обычно начинают писать стилистически ровные и композиционно выверенные тексты не раньше 15 лет.

Изображение


К сожалению, встречаются чрезмерно честолюбивые родители. Конечно, приятно, когда твой ребенок делает успехи в учебе или творчестве, однако некоторые воспринимают успех и всеобщее признание талантов своего чада как самоцель. Поэзия и проза очень неудобны таким родителям как повод для честолюбия. Чтобы доказать наличие у ребенка музыкального таланта, достаточно сообщить родственникам и друзьям о победе на музыкальном конкурсе или просто о хороших оценках в музыкальной школе, а в случае с литературой критерии и способ оценки таланта более размытые. Литературные олимпиады проводятся относительно нечасто, изданий, публикующих детские произведения, очень и очень мало, следовательно, вероятность попасть в план публикации для большинства юных поэтов невелика. И если никто не станет отказываться посмотреть детский рисунок, висящий на почетном месте или снятый на фотокамеру мобильного телефона, то перспективе потратить пару часов на прочтение детской повести очень мало кто обрадуется. В таком случае следует лишь напомнить родителям, что учеба, спорт и творчество ребенка важны прежде всего для него самого — и не должны превращаться для родителей в повод лишний раз похвастаться своим наследником.

Как сладить с дарованием?

Каким бы ни был реальный уровень литературного таланта ребенка, родителям важно выработать правильную линию поведения в своем отношении к его опусам. Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за то, что он пишет. Можно, и часто необходимо, сделать ему замечание, что он засел за очередную главу своего романа, не сделав перед этим уроки, — но в таком случае вы должны ругать его именно за невыполнение учебных обязанностей, а не за сам факт занятий творчеством. Поговорите с ребенком, убедите его, что вдохновение никуда от него не убежит, если он отложит работу над своими произведениями на то время, когда уроки будут сделаны.

Совершенно точно нельзя рвать и выбрасывать рукописи — к сожалению, эту ошибку родители совершают довольно часто. Подумайте: если для вас это всего лишь стопка листочков с многочисленными зачеркиваниями, которые мало чем отличаются от школьных черновиков, то для него это детище, это его мысли и переживания, выплеснутые на бумагу. Возможно, юный автор не одну неделю сидел над этим текстом... Поставьте себя на его место: понравилось бы вам, если бы кто-то, пусть даже самый близкий человек, за минуту уничтожил бы плоды вашего долгого труда?

Пренебрежительное и тем более враждебное отношение родителей к творчеству ребенка не способствует налаживанию доверительных отношений в семье. Каким бы ни был ваш взгляд на детскую "писанину", помните, что ребенок имеет право на уважение к своему творчеству.

Изображение


Занятия любым видом творчества стоит поощрять. В конце концов, это достойная альтернатива основным страшилкам современных родителей — шатанию по дворам в сомнительной компании или сидению за компьютером. Так сложилось, что литературных кружков для школьников на порядок меньше, чем музыкальных школ, театральных студий и спортивных секций. Если у вас есть на примете такой кружок, порекомендуйте его ребенку, но если он откажется, не настаивайте. Юным писателям бывает непросто решиться продемонстрировать результаты своего творчества другим людям, тем более малознакомым. К тому же в подобных кружках занимаются разбором уже готовых произведений, иногда советуя их тем или иным образом доработать. В сам творческий процесс руководитель не вмешивается, в отличие от, например, рисования, когда преподаватель может, вовремя заметив ошибку, подштриховать или стереть какие-то линии, тем самым собственноручно помогая усовершенствовать произведение. Литературное творчество в этом смысле стоит особняком, т.к. собственно творческий процесс происходит без постороннего содействия. Какие-то моменты юный литератор должен пережить наедине с самим собой, чтобы выйти на новый уровень. Поэтому бросать все силы на поиск литературного кружка острой необходимости нет.

Советы родителям юных писателей

Важным моментом является приучение начинающего писателя к критике. Бывает, что родители, движимые самыми благими побуждениями научить ребенка писать хорошие тексты, критикуют его произведения в такой манере, что у автора быстро пропадает желание в будущем показывать им свои опусы, а то и вовсе продолжать сочинять. Чтобы этого не случилось, воздерживайтесь от оценок самого юного писателя — оценивайте конкретный текст и конкретную его сторону. Формулировке: "Тебе, как я погляжу, выше среднего уровня не подняться", — предпочитайте конструкции вроде: "Этому персонажу следовало уделить больше внимания, ведь он один из главных героев, так что попробуй добавить побольше деталей в его портретное описание". Если вы видите, что ваше замечание задело ребенка, напомните ему, что в его силах научиться писать лучше, чем он пишет сегодня. Будьте тактичны и доброжелательны. Спокойное и взвешенное отношение к критике, которое вы сумеете сформировать у ребенка, обязательно пригодится ему в дальнейшей жизни — причем не только в ситуациях, связанных с литературным творчеством.

Разрешайте ребенку участвовать в литературных олимпиадах. Обычно на таких состязаниях дается несколько заданий на выбор, причем не только художественно-литературного характера (т.н. творческая секция), но литературоведческого и публицистического. Не ругайте ребенка, если он не занял призового места. В таких мероприятиях важнее не победа, а опыт участия, опыт написания связного текста на заданную тему в ограниченный промежуток времени.

Тому, кто серьезно собирается стать писателем, рекомендуйте читать побольше классической литературы и хорошей публицистики (последнее более актуально для старшеклассников). Объясните своему отпрыску, что для достижения успеха в любом деле следует ознакомиться с результатами, которых достигли его предшественники.

Обладает ваш ребенок большим литературным талантом или нет, станет он знаменитым писателем, ограничится написанием стихов "в стол" или со временем вообще забросит литературные занятия, покажет лишь время. Но вам, дорогие родители, важно в такой ситуации не потерять доверие ребенка и сохранить у него ощущение, что самые близкие люди с уважением относятся ко всему, что ему дорого и важно.

Курская Вера

Статья предоставлена журналом "Виноград", № 1, 2012
.






Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта