Немного из истории
Каждая женщина большое количество времени посвящает своей красоте и уходу за ней. Десятки минут каждый день проводит перед зеркалом, прихорашиваясь. Но не многие задумываются откуда же и как давно к нам пришел этот обычай. Макияж – искусство древнее и величественное, оно имеет свою собственную, интересную и таинственную историю. Каждое время имело свою моду на макияж, свои обычаи, они менялись и совершенствовались, уверенно шагая сквозь века.
Первый макияж появился еще в древние времена, и тогда воспринимался больше как нечто религиозное и ритуальное. Древние племена воспринимали рисунки на лице как естественную необходимость. При помощи этих знаков они выражали гнев, радость, горе, даже общественное положение. Виртуозно раскрашивали лица индейцы. Например, индейцы майя использовали красную мазь с добавлением очень липкой смолы стиракса. Этой смесью они смазывали особый брусок, вроде мыла, с вырезанными на нем узорами, натирали им грудь, руки, плечи.
Но не смотря на это, родиной макияжа считается Древний Египет. Именно там уже 4 тысячи лет назад было изобретено всё, что и по сей день требуется для поддержания красоты лица и тела и для изготовления различных косметических средств. Идеалом женской красоты Древнего Египта в 15 в. до н.э. считалась знаменитая Нефертити, супруга фараона Эхнатона. Ее природной красоте все же помогала косметика: уход за кожей, грим, украшения.
Большой вклад в развитие косметологии и макияжа сделала древняя царица Клеопатра. Именно ей принадлежит авторство первого известного нам сборника косметических рецептов. Подтверждением моды на косметику служит и то, что в древнеегипетских захоронениях найдено множество сосудов для благовоний и красок, ступочек и пестиков для их приготовления - рядом с усопшей клали не менее семи видов масел и двух сортов притираний.
Не отставала в развитии макияжа и Древняя Греция. Греческая мифология приписывает изобретение косметических средств богине Афродите, а их распространение - Елене Прекрасной. Гречанки не только чернили ресницы сажей, но и закрепляли ее смесью яичного белка со светлой смолой, а губы и щеки румянили с помощью сурика. Позже богатые римлянки красили веки золотистой краской и подводили брови углем. В Древнем Риме существовали так называемые «косметы» – рабыни, украшающие тело и лицо женщин Древнего Рима.
Давайте вспомним и про наших предков. В Древней Руси пользовались красками «из огорода»: для румян брали ломтик свеклы, для губ – плоды малины или вишни, для бровей и глаз – кусочек уголька и налет сажи. Надо сказать, наши деревенские модницы достигали почти виртуозного мастерства в пользовании этими нехитрыми средствами. Может, еще и это их умение сыграло на том, что славянские женщины издавна считались самыми красивыми…
Перейдем к Средним векам. В то время макияжу пришлось тяжело. Макияж переживал и падения и взлеты, отношения к нему менялись от века к веку. Хорошо известно, что в ранней Средневековой Европе все плотское считалось «от дьявола» и изгонялось – в том числе, разумеется, и косметика. Однако известно, уже в Древней Италии в I-IX веках было развито производство и сбыт косметики и парфюмерии и центром его был город Капуя (близ Неаполя). Там изготовлялись благовония, эссенции, притирания, гримировальные средства, помады.
Из Италии искусство косметики распространилось во Францию. Интересно, что в 1190 году король Филипп-Август издал поощрительные правила, предоставляя привилегии тем, "кто имеет право приготовлять и продавать все сорта духов, пудры, помады, мази для белизны и очищения кожи, мыла, душистые воды, перчатки и кожаные изделия". В то время считалось модным "малевать" лицо, руки, шею - это делали даже цветущие и красивые девушки. Разрисовка была до того сложна, что для этого часто приглашали художников. Вместе с тем общая гигиена была не в почете - голова и даже руки мылись довольно редко.
Красить лицо было не только женской привилегией. Но не только женщин интересовала косметика. Мужчины тоже соблазнились макияжем. Например, французский кавалер середины XVII века густо пудрил лицо, румянил щеки, чернил брови. Прыщи (обычная реакция кожи на свинцовые белила) – заклеивал кусочками черного бархата – мушками. Древний египтянин – подводил брови черным цветом, губы – красным. Кроме того, было принято рисовать синей краской вены на руках и шее, чтобы подчеркнуть тонкость кожи. Ногти же красились в зеленый цвет краской из растертого малахита.
Далее уже началось стремительное развитие косметики и макияжа, которое продолжается и сегодня. Ведь косметологи постоянно нас радуют новинками косметических средств.
Практически ничего не изменилось с давних времен, сегодня женщина, как и когда-то, больше всего желает быть красивой и привлекательной. В этом ей в первую очередь помогает макияж и уход за собой.
Макияж макияжу - рознь
Мода и красота, как и всё на этом свете, имеют свою историю и тенденции развития. И если наши современницы еще помнят законы макияжа и правила стрижки 90-х годов 20 века, то беззаботные восьмидесятые уже теряются в дымке прошлого. Что уж говорить о традициях более ранних эпох.
А между тем традиции эти были очень разнообразны, интересны и подчас даже опасны для жизни. Знакомясь с некоторыми приемами макияжа, используемыми в далеком прошлом, начинаешь понимать истинный смысл фразы: «красота требует жертв». Так и хочется добавить: «да еще каких!». Но... обо всем по порядку и самого начала.
Люди хотят сделать себя более красивыми и изящными, чем они есть на самом деле, на протяжении не то что нескольких обозримых прошлых веков, но в течении многих тысячелетий. Именно в такую глубь времен уходит история косметики.
Известно пристрастие древних галлов к окраске волос смесью из козьего жира и золы бука в красный цвет. А англосаксы завивали себе зеленые, оранжевые и голубые локоны. Древние греки создание причесок превратили в настоящее искусство, расчерчивая их золотыми и серебряными полосами.
Греки же придумали и такое популярное ныне средство макияжа, как белая пудра. Только тогда и много столетий спустя пудру делали на основе такого чудовищно вредного компонента, как свинец.
Накладывали свинцовую белую пудру очень толстым слоем, что придавало лицам томный и заманчивый вид, одновременно скрывая последствия различных кожных заболеваний и проблем. Это было непоправимо опасно, поскольку свинец в течение определенного промежутка времени только усугублял разрушения ткани, причиненные недугами. Но, несмотря ни на что, знать продолжала использовать это средство вплоть до 19 века.
Как известно, в Древнем Египте было широко распространено пользование многими вещами, которые к остальным народам пришли гораздо позже. То же самое можно сказать и о косметике. Египтяне имели целую индустрию по производству косметики и многие их методы на удивление схожи с современными.
Судите сами: традиционный макияж выглядел так: глаза подведены темной краской, веки выкрашены в бирюзовый цвет (смесь зеленой меди и свинцовой руды), губы и щеки подрумянены (порошок из красной глины), ладони, ступни и ногти на руках и на ногах покрыты розовой хной.
Огромное значение придавалось личной гигиене. Клеопатра принимала ванны из смягчающего кожу молока ослицы, а мужчины и женщины благородного происхождения смазывали тела благовониями и ароматизированными маслами. Представители обоих полов должны были брить головы и носить сложные, затейливо украшенные парики.
Археологи обнаружили в местах древнеегипетских захоронений превосходно выполненную косметическую утварь: горшочки для притираний и мазей; ложечки и лопаточки для отмеривания и смешивания; ступки и пестики для перемалывания цветных порошков. Древнеегипетские женщины пользовались декорированными орнаментами футлярами для красительных палочек; отделанными драгоценными камнями кувшинчиками для духов. Раскопки продемонстрировали и существование в те времена металлических зеркал, гребней и щипцов для завивки.
Кто не помнит изображение царицы Нефертити красота, которой явно подчеркнута в районе глаз тушью, а в области губы порошком из глины.
Древние римляне часто прибегали к использованию сильных отбеливателей и красок для волос, поэтому и мужчины и женщины к определенному возрасту оказывались лысыми. Светские дамы вынуждены были носить парики, если такая беда приключалась. Но борьба с облысением велась постоянно, для чего использовались снадобья на основе навоза.
К тому же римские матроны упорно умерщвляли собственную кожу, покрывая лицо, шею, плечи и руки той самой белой свинцовой пудрой.
Елизавета I, королева Англии, дабы подчеркнуть природную бледность, накладывала на лицо маски из яичного белка, гипса, глины и белого свинца, что породило моду на бескровные лица. Белизна лица в отличие от крестьянской краснощекости указывала на благородное происхождение - по этой причине дворяне тщательно избегали солнечных лучей.
Сама Елизавета, состарившись, прятала свои поредевшие волосы под замысловатые парики и рисовала голубые жилки на выбеленном лбу, чтобы создать впечатление молодой полупрозрачной кожи.
Тогдашняя мода тяготела к пышности и вычурности - не только одежда, но и прически изобиловали всевозможными подушечками, подкладками и проволочными каркасами. Одежда придворных была настолько громоздка, ее было так трудно снимать, а постирать практически невозможно без ущерба для общего вида, что личная гигиена прекрасных дам и благородных кавалеров свелась на нет. С неизбежными неприятными запахами маркизы и графы боролись, опрыскивая тело такими сильными ароматами, как мускус.
В 17-18 веках предпринимались еще более абсурдные попытки скрыть признаки надвигающейся старости. Скверное питание, порочная, распутная жизнь и пудра из белого свинца в немалой степени способствовали тому, что на лицах благородных особ появлялись прыщи и оспины, которые не могла скрыть никакая косметика.
Как следствие, возникла мода на пластыри и мушки. Их вырезали из черного или красного шелка и наклеивали на пораженные места. Такого же рода надежными украшениями служили накладные брови из мышиной шкурки. Их охотно носили и женщины, и мужчины. А для придания обвисшим щекам утраченной естественной формы широко использовали защечные подушечки, из-за которых любой разговор становился практически невозможным.
Серьезный вред наносился глазам, в которые закапывали белладонну или «сонную одурь», чтобы расширить зрачки и имитировать сексуальное возбуждение. Злоупотребление белладонной вело к безвозвратной потере зрения.
На головах модников и модниц возводились многоэтажные лабиринты из рамок, прокладок и волос, державшихся на клее из свиного сала. Сооружение подобных конструкций сопровождалось огромными неудобствами, поэтому прически старались не трогать до тех пор, пока они не разваливались сами собой. В таких волосяных сооружениях находили приют вши, блохи, тараканы и даже мыши.
Красавцам и красавицам периода Регентства было не под силу перещеголять предшественников. Поэтому в это время все старались выглядеть более свежо и естественно. Макияж стал скромнее и безопаснее для кожи, а напудренные парики вышли из моды, уступив место прическам попроще. Чистоплотность стала доступнее и желаннее.
Викторианская эпоха довела соблюдение правил личной гигиены до состояния навязчивой идеи. Средства, приготовленные из трав, стали пользоваться огромной популярностью. Женщины в гриме удостаивались косых взглядов, так как ношение макияжа подразумевало аморальный склад ума, и накладывать косметику приходилось втайне и с осторожностью.
Былую популярность макияжа возродила невестка Виктории, королева Александра. В это время женщины подражали имиджу загримированных примадонн, блиставших на театральных подмостках.
С пришествием кинематографа последним криком моды стали платиново-золотистые волосы; бледные, как мел, лица; подрумяненные щеки; темные веки; яркие губы, изящно изогнутые в форме лука.
Первая мировая война отчасти избавила женщин от довлеющего над ними стереотипа «королевы красоты». Женщины, работавшие на заводах, остригли волосы для безопасности и удобства, их уже не смущали необходимость освежить макияж под посторонними взглядами. С приходом женской эмансипации в моду вошли обрамляющие лицо прически, а все внимание стремились привлечь к глазам и рту.
Вторая мировая война также существенно повлияла на внутренне состояние женщин и укрепила тенденции, возникшие в 1914-1918 гг. Теперь губная помада стала важнейшей принадлежностью любой косметички - и не одна женщина, не накрасив ярко губы, не чувствовала себя одетой. В конце 50-х всем нравились чувственность и женственность. Эталоном красоты считалась Мэрилин Монро, с ее короткими завитыми осветленными волосами и губами, покрытыми той самой ярко-красной блестящей помадой.
В конце 60-х губы женщин померкли и превратились в незначительную деталь на фоне преувеличенно больших глаз. Черная тушь, часто нанесенная в три слоя, чтобы выделить ресницы и подчеркнуть контуры век, подкреплялась яркими тенями и длинными накладными ресницами, при этом нижние ресницы зачастую рисовались тушью прямо на коже. Чтобы не отвлекать взгляд от такого зрелища, губы окрашивали в самые блеклые, пастельно-розовые тона.
Мальчишеские черты, модные в конце шестидесятых, воплотились в образе манекенщицы Твигги, с ее короткой прической и бледными губами.
В семидесятых движение хиппи вдохнуло жизнь в новое направление, зовущее «назад к природе», и многие женщины отказались совсем от косметики и перестали ухаживать за волосами. Но это течение быстро угасло. И в истории моды остались элегантные стрижки конца семидесятых, предполагающие аккуратность линий и превосходное состояние волос.
В 80-е возродился оживленный спрос на натуральные косметические продукты. Ланолин, толокно, травы, фрукты стали неотъемлемой частью средств по уходу за кожей и волосами. Появилось множество новшеств для укладки волос и новые направления в макияже.
Какой бы век не стоял на дворе, внешняя привлекательность всегда остается одним из самых желанных качеств. Современная женщина имеет огромный выбор косметических, парфюмерных и лечебных средств для кожи и волос. Более того, сейчас в индустрии красоты применяются не только достижения современной химии и пластической хирургии, но и разработки, связанные с высокими технологиями.
10 интересных фактов из истории
* 1 Декоративная и лечебная косметика была известна еще в Древнем Египте: красавицы тех времен красили волосы, наносили пудру, тени, румяна, а также знали сотни рецептов мазей,средств для лица и благовоний, способных превратить матрону в юную девочку. В папирусах описаны мучения египетских женщин: глаза они подкрашивали черным порошком «косметиконом», а лоб — медным купоросом или молотым малахитом. Умываться им приходилось толченым кирпичом, песком, пемзой и пеплом (мыло в те времена еще не было изобретено).
* 2 Профессия косметолога возникла впервые в Древней Греции. Человек, который с помощью специальных средств помогал женщинам устранить дефекты кожи, назывался «косметом». Он прописывал массаж, водные процедуры, кремы, а также помогал маскировать изъяны при помощи косметики.
* 3 В Риме косметике уделялось столь большое значение, что Сенат вынужден был принять законы, ограничивающие ввоз ее из других стран, так как закупка косметических средств из Египта, Китая, стран Аравии серьезно ударила по казне. Стремящихся к красоте римских женщин не пугало ничего, даже пигменты из различных ядовитых веществ (вроде киновари), которые содержались в прообразе губной помады.
* 4 Помаду впервые использовали в Месопотамии и изготавливали ее из красного пигмента, пчелиного воска и жира животного происхождения. Позднее помада появилась в Древнем Египте, Греции и Риме. Само слово «помада» происходит от латинского pomum, что буквально означает «яблоко». Именно из яблок изготавливались первые помады для губ.
* 5 Христианская же церковь крайне отрицательно относилась к любым изменениям во внешности и обвиняла в святотатстве женщин, пользующихся косметикой. Также был издан закон, считавший недействительным брак, в который женщина вовлекала мужчину, не демонстрируя свой естественный вид и скрывая косметикой недостатки. Такую женщину обвиняли в колдовстве.
* 6 Лак для ногтей был изобретен в Китае в 30 веке до н.э. Длинные ногти считались признаком высшего сословия. Для демонстрации того, что они не занимаются ручным трудом, женщины отращивали ногти длиною до 25 сантиметров, а мужчины видели в длинных ногтях амулет от зла.
* 7 Прототипом современной косметички стал дамский футляр-«нессесер» с косметическими средствами вроде пальмового и мятного масел, майорановой мази. Наличие такого футляра свидетельствовало об обеспеченности его хозяйки.
* 8 В XVII веке в моду вошла пудра — ее накладывали на волосы и лицо как мужчины, так и женщины. Позднее стали использоваться мушки и накладные брови из кусочков мышиных шкурок, а за щеки прятали пробковые шарики, чтобы подчеркнуть округлость лица. Предстать в обществе в своем естественном виде считалось верхом неприличия.
* 9 В викторианскую эпоху в Англии, напротив, использование косметики стало свидетельством низкой морали. Поэтому дамы лишь щипали свои щеки и кусали губы, чтобы выглядеть румянее.
* 10 Первая компания, выпустившая тушь для ресниц, была «Юджин Риммель» в XIX веке. Rimmel переводится как «тушь» с португальского, турецкого, румынского и других языков.
Первая современная тушь (1913 год) была создана химиком Уильямсом для своей сестры Мабель и представляла собой смесь угольной сыпи и вазелина. От соединения имени Mabel и названия компонента туши - Vaseline - появилось название одной из ведущих косметических компаний Maybelline. Упаковка туши получила нынешний вид (туба) лишь 40 лет спустя, благодаря Елене Рубенштейн.
]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>]]>.