Перейти к содержимому

 

Фотография
- - - - -

Город, в котором я живу

место жительства достопримечательности интересные факты любимые места

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 73

#41
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

    Топикстартер
  • VIP
  • 51 509
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 02 августа 2020 - 19:51

В  Западной  Украине  до  сих  пор  говорят,  что  "за  Польщі  було  краще"  (при Польше  было  лучше)

ЗУ  присоединили  к  СССР  в  1939  году.

Кто  сейчас  может  помнить,  как  жили  80  лет  назад ?!!!




#42
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

    Топикстартер
  • VIP
  • 51 509
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 02 августа 2020 - 19:52

Львов вобрал в себя много архитектурных течений

Но  там  все  же  греко-католики,  и  храмы  по  архитектуре  больше  тяготеют  к  православным.



#43
SHERLOCK

SHERLOCK

    Мастер

  • Модераторы
  • 11 617
  • 5 199 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 02 августа 2020 - 20:59

а османы ?



#44
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

    Топикстартер
  • VIP
  • 51 509
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 03 августа 2020 - 06:16

Да  откуда  османы  во  Львове ?!

Поляки, русские,  евреи,  армяне -  есть,  османов  нет.

И  цыган  не  видела.

И  кстати,  русский,  польский  и  армянский  языки  вполне  нормально  звучат  наравне  с  украинским.  И  за  это  не  бьют.  Коренные  львовяне  люди  неглупые - в  зеленой  зоне живут  за  счет  туризма.  И  мер  Садовый  делает  для  города  очень  много.  Львовяне  готовы  его  на  руках  носить.  А  вот  нашего  мерина  готовы  повесить  на  первом  же  столбе.



#45
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 03 августа 2020 - 08:59

Легенда «Готова ли рига ?»

 

0000.jpg

 

Раз в сто лет обязательно, а то и чаще (один раз в пять лет, или, бывают периоды, что и каждую Новогоднюю ночь), в Риге появляется Дух города. У него могут быть разные обличья – видели и господина в черном сюртуке с тростью в руках, и бледную деву, и даже сороку. Дух появляется ровно в полночь - порой в укромном уголке Старой Риги, а, бывает, всплывает из вод Даугавы (тогда это русалка, или водный дух, или обыкновенный черт).

 

И Дух обязательно задает вопрос кому-нибудь из рижан – чаще всего это случайный прохожий – «Готова ли Рига?» На этот вопрос все и всегда отвечают одинаково – «Нет, Рига еще не готова! Рига строится!»

 
Потому что все знают, что как только Дух услышит ответ «Рига построена!», город тут же утонет, его поглотят воды Даугавы. Пусть же Рига строится и обновляется с каждым годом...




#46
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

    Топикстартер
  • VIP
  • 51 509
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 09 августа 2020 - 13:27

 

 

 

Таким  был  город  до  войны.

Город,  который  умел  и  любил  радоваться  жизни.



#47
Тато-ханум

Тато-ханум

    И вечный путь ! Покой нам только снится....

    Топикстартер
  • VIP
  • 51 509
  • 18 482 сообщений
  • Пол:Женщина
  • Город:Раньше знала, как назывался, теперь - село какое-то

Отправлено 09 августа 2020 - 13:54

А  это  село  Каменское,  19  век

 

 

Это  Днепродзержинск  конца  19 - начала  20  веков.

 

 

Многое  из  того,  что  попало  в  кадр,  сейчас  разрушено  и  уничтожено.

 

Я  живу  возле  парка.

Его  почистили,  облагородили.  Прекрасно !

Поставили  церковь - ну  куда  ж  без церквей !  Учебных  заведений   в  городе  намного  меньше,  чем  церквей.

 

Параллельно  парку  идет  улица.  Жуть  жуткая !  Сплошные  развалины.  Целая  улица  развалин,  как  после  обстрелов  и  бомбежек.  Двух-,  трех-,  пяти-  и  девятиэтажное  здания.

 

1cce0d73e2f8.jpg
 
58451b3f7a1d.jpg
 
674d71097e5f.jpg
 
4767233fcda3.jpg
 
7ed4670523c8.jpg
 
c375e89c3aa4.jpg
 
Подобная  "красота  по  всему  Правобережью.
Левый  Берег  начали  застраивать  в  1974  году.
Вот  таким  он  стал

 



#48
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 13 августа 2020 - 05:31

Прогулка по Старой Риге (2016 год)

 





#49
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 13 августа 2020 - 07:31

Рига в 1988 году (Запись с видеокассеты)

 





#50
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 13 августа 2020 - 07:36

Город детства - Рига

 





#51
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 23 августа 2020 - 18:14

Забытый скульптор Рихард Маурс (1888-1966)
 
image.jpg
 
 
Как и многие другие города, Рига по праву гордится своей архитектурой. В нашем городе смешалось множество разных стилей: от романики до постмодернизма. При некотором желании можно даже проводить уроки по истории искусства на улицах Риги. Здесь есть дома, построенные Нейманом, Лаубе, Бокслаффом... История сохранила нам много имён рижских архитекторов, но очень мало известно о тех, кто украшал те самые спроектированные дома: о каменщиках и скульпторах, работавших над воплощением замысла архитектора. Пожалуй, единственным исключением является маэстро Август Фольц, но его творчество действительно трудно пропустить – практически весь центр города украшен его скульптурами. Куда меньше повезло его ученику – замечательному рижскому скульптору Рихарду Маурсу – скульптору, который тоже мечтал украсить Ригу своими творениями, но, к сожалению, его творчество так и не было оценено по достоинству.
 
Рихард Маурс родился в Риге 12 января 1888 года в семье столяра. В среде немецких ремесленников практическое занятие и познание предмета на практике считались самым главным в любой профессии, вот и юный Рихард взялся за интересовавшее его дело с практической стороны. Он посещал занятия в Рижской ремесленной школе и с 1903 по 1907 год работал в мастерской Августа Фольца. Здесь Маурс впервые опробовал себя в качестве скульптора: вместе с другими учениками он исполнял доверенные им заказы фирмы. Но Маурс не спешил останавливаться на достигнутом и в 1907 году перешёл к конкуренту Фольца, венгерскому скульптору Фердинанаду Влассаку, который тоже работал в Риге. У него Маурс проработал четыре года.
 
С таким запасом практических и теоретических знаний он отправился в Европу, чтобы познакомиться с немецкой школой скульптуры, о которой он столько слышал, работая у Фольца. Он посещал лекции у скульптора Германа Энгельгарда в школе при берлинском музее Прикладного искусства. Затем знакомился с новостройками в Галле и практиковался в Мюнхене. Там он работал в ателье «Миле и Блерх». В 1912 году Маурс вернулся в Ригу, чтобы начать самостоятельную карьеру. В Риге он начал работать как первоклассный скульптор и, примкнув к кружку латышских скульпторов, участвовал в выставках общества по развитию латышского искусства.
 
Во время Первой мировой войны Рихард Маурс был вынужден эмигрировать в Россию и затем вглубь страны – на Кавказ. Там он был призван в армию и трудился по профессии – сооружал надгробия для погибших солдат. В 1918 году скульптор вернулся на родину. В 1919 году Маурс участвует в выставке работ латышских художников и скульпторов, участвует в оформлении праздничной демонстрации первого мая. В том же году вместе с Хербертом Гринбергом, Янисом Яунсудрабиньшем и многими другими он основал группу независимых художников. Наравне с уже существовавшими Латышской группой художников и группой экспрессионистов они начали активно участвовать в культурной жизни города. Маурс не стал исключением. Он принимал новых членов общества, организовывал собрания и выставки. В 1921 году сделал обложку для каталога выставки группы. Однако после этой выставки он неожиданно покинул группу и больше уже не вступал ни в какие общества и группировки.
 
Став свободным скульптором, Маурс мог спокойно заняться своим любимым видом деятельности – декоративной скульптурой. Правда, заказов у него было намного меньше, нежели у его учителя Фольца. Они носили, скорее, случайный характер. Виной всему была изменившаяся мода в архитектуре: новая функциональная архитектура не нуждалась в скульптурном оформлении. И всё же именно Рихарду Маурсу в межвоенный период довелось воплотить много больше, чем большинству его коллег, которые выполняли лишь отдельные заказы. С таких же начал и Маурс.
  
В 1922 году по проекту архитектора Э. Лаубе восстанавливали здание сейма, где произошёл пожар: сгорел главный зал и скульптура Вальтера фон Плеттенберга в нише на фасаде. По проекту Маурса в главном зале был изготовлен большой государственный герб, точно такой же был размещён и на фасаде здания. В освободившуюся нишу на фасаде была установлена скульптура Маурса Лачплесис, которая уже была известна публике по денежным банкнотам. Правда, саму скульптуру считали не очень удачной – уж слишком неестественной была поза латышского героя.
 
В 1923-24 годах скульптор трудился над оформлением кинотеатра «Splendid Palace», сегодня это кинотеатр «Рига». Здание было построено по проекту Ф.Скуи и для оформления интерьеров пригласили помимо Маурса ещё и корифеев монументальной живописи Херберта Гринбергса и скульптора Яниса Легздиньша, выпускников Латвийской художественной академии. Руками Маурса были исполнены практически все лепные украшения интерьера кинотеатра, здесь мастер в полной мере смог показать навыки, приобретённые им в мастерской Фольца. Маурс изготовил все декоративные элементы для зала и фойе, сделал две пальмы по краям сцены и фигуры амуров в главном зале. А вот автором фигур «Похищение сабинянок» у входа, равно как и «Идиллию» над сценой в главном зале, был не Рихард Маурс, как считают некоторые рижские краеведы, а Якоб Легздиньш (1894-1937). В 1926 году Херберт Гринбергс принял предложение работать над оформлением кинотеатра «Глория палас» в Таллинне. Вместе с ним туда отправился и Рихард Маурс. Теперь это здание Таллиннского русского театра.
 
В 20-х годах скульптор открыл свою собственную мастерскую, сначала на улице Петербазницас, а затем на ул.Стабу. В рекламе мастерской сказано, что скульптор принимал заказы на изготовление скульптур и декоративной отделки помещений. Он работал с гипсом, бетоном и другими материалами, изготавливал портреты и бюсты. Участие в различных проектах и на строительстве общественных зданий не было регулярным занятием, и Маурс всё больше и больше уделял внимание скульптурам. Иногда ему приходилось подрабатывать учителем. У Маурса было несколько учеников, в их числе был и известный скульптор из Цесиса Карлис Янсонс.
 
В 20-30-х годах Рига украсилась новыми парками. По проекту архитектора Зейдака старое кладбище в московском предместье перевоплотилось в красивый парк, на склонах старой дюны расцвёл Гризинькалнс, а в кварталах возле улиц Матиса и Чака появился Зиедоньдарзс. Парки решили украсить скульптурами Маурса. В парке Миера появилась трогательная ваза из искусственного камня с надписью «Memento mori» (Помни о смерти). Это была классическая урна, покрытая траурным покрывалом, а на переднем плане сидел мальчик и держал в руке птичку. Для парка 1905 Года в Гризинькалнсе Маурс изготовил скульптуры «Сказка» и «Маленький Лачплесис», которые установили по краям большого неглубокого бассейна. Скульптурами Маурса украсились и уже существовавшие парки, например, парк Кронвальда. Здесь по проекту Маурса был сооружён известный многим фонтан со скульптурами из латышских народных сказок. «Собакоголовый» злится, раздувая щёки, но «сиротка» и «родная дочь» уже далеко, вот только досталось им каждой по заслугам – одной розы, а другой шишки.
 
Настоящей наградой для Рихарда Мурса стал подряд на украшение двух жилых домов нового типа. В 1930-х годах началось строительство жилого дома на улице Аусекля, 3 по проекту Пауля Дрейманиса и дома на улице Я.Асара, 15 по проекту архитектора О.Тилманиса. Маурс искренне радовался тому, что городское самоуправление, на чьи деньги велось строительство, уделило внимание и скульптурному украшению домов и прилегающей территории.
 
Именно для дома на Аусекля, 3 Маурс сделал свою самую знаменитую скульптуру – «Ночного сторожа». Кажется, что сторож сошёл со средневековой гравюры. Фигурку дремлющего сторожа в пальто и шляпе со связкой ключей Маурс впоследствии много раз повторял в миниатюре. Скульптура стала особенно популярной после того, как посол Соединённых Штатов Америки Ф. Колман попросил изготовить уменьшенную копию недавно установленной скульптуры для своего письменного стола. Колман много раз проезжал мимо здания на ул.Аусекля и трогательный образ ночного сторожа запал ему в душу. Для дома на Аусекля скульптором были изготовлены и скульптуры «маленьких музыкантов», что расположены внутри двора. Правда, по размерам никак не скажешь, что они маленькие. В центре двора был сооружён небольшой бассейн, который тоже украсила скульптура Маурса – трогательный «Слоник». Эта скульптура стала очень популярной среди детей, заглядывавших в тихий дворик на Аусекля.
 
Украшения дома на ул. Яня Асара были несколько иными: здесь входом во двор дома служили две арки. Над проёмами арок на круглых медальонах скульптор поместил фигурки детей с птицами в руках, а навершия колонн украсил рельефами с изображением животных и птиц. В центре двора тоже был устроен бассейн, в центре которого установили скульптуру Маурса «Морж». В отличие от других скульптур Маурса «Морж» более монументален и внушителен, но и он стал популярным у детворы – на его спине можно весело прокатиться.
 
В 1934 году Маурс организовал выставку своих работ, посвящённую 30-летию своего творчества. Выставка проходила в Государственном художественном музее. Кроме скульптур здесь были представлены фотографии и рисунки скульптора и его работ. Была представлена также мелкая пластика и бюсты. Маурс создал целую галерею бюстов, работы «Сила», «Чаяния», портреты известных деятелей искусства: Райниса, Блауманиса, Баронса. С этими работами Маурс участвовал во многих выставках латышских скульпторов.
 
В 1930-х годах Маурс участвовал в оформлении интерьеров издательства «Рота» на ул.Дзирнаву и создавал интерьеры для Елгавского дворца, который после восстановления в 1920-30-х годах назвали «Дворцом памяти Виестура». Здесь по эскизам Маурса сделаны многие декоративные элементы- скульптурки, наличники и розетки. Над украшением залов дворца Маурс работал вместе с Э. Лаубе и Я. Легздиньшем. Работы Маурса можно увидеть и в одном из самых фешенебельных особняков Риги, в доме Майкапара. По проектам Маурса были украшены здание Еврейского театра на улице Сколас, ресторан «Монастырский погреб» и многие другие общественные здания в Риге.
 
Если бы мы заглянули в мастерскую Маурса, что в 30-х годах находилась на улице Стабу, то не увидели бы здесь привычных для любой мастерской скульптора, листков с эскизами новых работ мастера. Маурс работал без эскизов. «Образу нужно быть в голове» – считал скульптор, – «так он получается лучше, нежели когда постоянно смотришь на конкретную модель». Конечно же, сперва всё следует детально рассчитать. Сохранились также и рассказы, что Маурс сначала делал для своих скульптур макет из соломы, а потом обмазывал его гипсом или каменной массой и так делал свои скульптуры. Однако документальных подтверждений такой технике нет.
 
Маурс работал до самозабвенья. Однажды, когда корреспондент пришёл брать у него интервью, скульптор повёл его показывать свои работы и по дороге вынул из-под подмышки градусник- посмотрев на него он сказал: «Ну вот, уже на два деления ниже – 38,2, а ведь утром было целых 38,5». «Но вам же всё ещё следует лежать в постели!», – воскликнул журналист. «Да, если я буду лежать в постели, то скоро умру с голода! Скульптору, как любому художнику, болеть нельзя», – ответил Маурс. «Но ведь вы же достаточно зарабатываете!», – парировал журналист. «– Да, живу «с рукой во рту». Работа только летом, зимой приходится «класть зубы на полку». В мастерской очень холодно. Хорошо, что город стал уделять внимание украшению домов, так и скульптору находится работа».
 
В мастерской скульптора было также множество гипсовых бюстов. Их скульптор изготавливал для школ и различных обществ. Баронс, Блаунанис, Розенталс и многие другие работы Маурса поставлялись в «дешёвые магазины Риги, Лиепаи, Даугавпилса и Резекне». Цена была от 600 до 900 рублей, школам и обществам предоставлялась скидка. Такие бюсты использовали в школах, как модели на уроках рисования, но спросом такая продукция не пользовалась.
 
В конце 1930-х годов Маурс решил выйти на пенсию. Он купил себе участок земли недалеко от Кокнесе на берегу речки Персе и построил себе просторный дом, который назвал «Упьи» (т.е. Филиново). В самом начале 1940-х годов, с приходом советской власти, скульптор попал в Двинскую тюрьму и едва не погиб,  поэтому, когда он вышел на свободу, то незамедлительно стал готовится покинуть родину вместе с семьёй. Последняя выставка работ Маурса на родине прошла весной 1942 года, а в 1944 году он репатриировался в Германию. Маурс остановился в Равенсбурге. Здесь Маурса настиг первый серьёзный удар – пришло известие, что его старший сын Роберт пропал без вести недалеко от Кёнигсберга. Но жизнь продалжалась. Маурс тоже продолжал работать и продавал свои работы: подсвечники, тарелки, мелкую пластику, украшенные латышскими мотивами в одном из магазинчиков Равенсбурга. Здесь, на чужбине, скульптор открыл в себе талант к живописи.
 
С 1950 года Рихард Маурс вместе со своей семьей жил в Америке, в Бостоне. Он купил небольшой деревянный домик на Албанийской улице и обустроил его в латышском вкусе. Он украшал стены и мебель латышскими узорами и фигурками филинов – своих самых любимых птиц. Здесь он часто вспоминал свой дом на берегу Персе. Он больше уже не работал, его содержал младший сын Янис, который работал инженером в строительной фирме. Маурс в этот период охотно работал с деревом, изготовил даже портреты Джорджа Вашингтона и Авраама Линкольна. Однако эти работы публике увидеть не удалось – скульптор предпочитал вести замкнутый образ жизни и даже не пришёл на выставку своих работ в 1954 году, устроенную в Бостоне владельцем художественного салона Поришом.
 
Жизнь скульптора оборвалась на 78 году, 6 марта 1966 года. За несколько дней до смерти скульптор неудачно упал и сломал руку, во время лечения выявили запущенную болезнь внутренних органов и вскоре скульптора не стало.
 
К сожалению, наследство Маурса оказалось недолговечным. Дело всё в том, что большинство из его работ были выполнены из недолговечных материалов: бетона. В небытие ушла ваза «Memento mori» и скульптуры в парке 1905 Года, дом на улице Яна Асара потерял большинство из своих украшений, а те, что остались, находятся в плохом состоянии. Только «Морж» ещё держится, недавно его отреставрировали. Гораздо хуже обстоят дела со скульптурами на ул.Аусекля, маленький «Слоник» давно отбыл на реставрацию и пребывает на ней вот уже более 10 лет, разрушается и скульптура «Ночной сторож». Больше повезло фонтану в парке Кронвальда, правда, сам фонтан уже давно не работает. Оригинальный Лачплесис с фасада здания сейма погиб, но недавно на деньги мецената Евгения Гомберга скульптуру удалось восстановить по старым фотографиям. Другого колоссального «Лачплесиса» Маурс мечтал установить возле устья Даугавы, чтобы он встречал прибывающие корабли. Многие его задумки так и остались всего лишь красивыми идеями, а воплощённые работы вскоре совершенно забылись.
 
Скульптуры  Рихарда Маурса:
 
Морж (Скульптура установлена во рижском дворе по адресу Яна Асара, 15. Скульптура и постамент были отреставрированы в 2018 году на деньги, которые пожертвовали жители двора, в котором установлена скульптура)
 
image.jpg
 
Слоник:
 
000.jpg




#52
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 29 августа 2020 - 16:43

Памятник Барклаю-де-Толли
 
0000.jpg
 
Памятник Барклаю-де-Толли — скульптурный монумент российскому полководцу, военному министру Михаилу Богдановичу Барклаю-де-Толли, установленный в Риге в 1913 году (восстановлен в 2002 году). Первоначально была установлена скульптура работы немецкого скульптора и медальера Вильгельма Вандшнайдера, а при восстановлении памятника, вследствие утраты оригинала, её место заняла работа петербургского скульптора Алексея Мурзина.
 
Создание памятника
 
Памятник был установлен в ознаменование столетия со времени освобождения России от нашествия армии Наполеона Бонапарта. Решение о создании и установлении памятника на территории Эспланады было принято Рижской думой (градоначальник Джордж Армитстед). На работы по увековечению памяти Барклая-де-Толли муниципальные власти выделили 25 000 рублей; такая же сумма была собрана в качестве народных пожертвований. Рижская городская дума опубликовала специальный доклад, в котором привела историческое обоснование установке памятника в Риге.
 
Особую значимость памятнику придавал факт исторической и генетической связи прославленного генерал-фельдмаршала с Ригой и Лифляндией. Например, двоюродный брат Михаила, Август, занимал должность городского советника при Большой гильдии, а по прошествии некоторого времени получил пост бургомистра и принимал активное участие в деятельности Рижского рата. Дед Михаила Барклая-де-Толли, Вильгельм, также занимал должность юриста при магистрате — его герб помещён в музейную экспозицию рижской церкви Святого Петра. Отец, Богдан Барклай-де-Толли, родившийся на территории Лифляндии, «приобрёл дворянское достоинство чином офицерским». Сам Михаил Богданович Барклай-де-Толли несколько раз упоминал в письменных источниках, что родом из Риги, хотя и сегодня сведения о точном месте рождения полководца разнятся.
 
На конкурс было представлено 43 проекта различных авторов из Петербурга, Москвы, Парижа, Риги и ряда городов Германии. Таким образом, конкурс на лучший проект приобрёл международный характер, а будущему памятнику придавалось большое историческое значение. Комиссию по оценке предложенных проектов возглавлял главный городской архитектор Рейнгольд Шмелинг.
 
Члены жюри единогласно присудили победу берлинскому скульптору Вильгельму Вандшнайдеру, который предложил скульптурную композицию с изображением военного деятеля с задумчивым лицом, с выражением достоинства и благородства. Автор предложил три варианта проекта, и в итоге получил денежную премию, а также разрешение на начало скульптурных работ. Затем проект был отправлен на экспертизу в Санкт-Петербургскую Академию художеств, где прошло академическое обсуждение будущего памятника, по итогам которого были предложены некоторые коррективы в первоначальный замысел. Например, эксперты сочли необходимым поменять меч, который должен был находиться в руках у Барклая-де-Толли (символ военных действий, сражения, противостояния), на жезл (эмблему мира, процветания, гражданской власти). Михаил Барклай-де-Толли одет в военный гражданский костюм, он «глядит мужественно и просто вперёд» (газета «Рижская мысль»). В публикациях по поводу проекта памятной композиции отмечается, что автор сумел придать скульптуре ощущение благородства и величия, в то же время композиция не лишена правдивости и естественности.
 
9 сентября 1912 года состоялась официальная церемония закладки памятника, которая была приурочена к торжествам по поводу юбилея Отечественной войны 1812 года. В мероприятии приняли участие представители военной и гражданской администрации города, члены различных культурно-общественных организаций, а также широкие массы населения Риги.
 
Памятник был открыт 13 октября 1913 года. Военный деятель представлен во весь рост, с фельдмаршальским жезлом в правой руке; на голове у него треуголка с султаном, которая как будто немного надвинута на глаза, что придаёт лицу полководца выражение величественности. Постамент был изготовлен в Финляндии, а сама бронзовая скульптура была отлита в Германии.
 
Существовала легенда о том, что в основание памятника была заложена памятная капсула с посланием потомкам, со словами благодарности русским солдатам. При реконструкции постамента в 2002 году, однако, капсулы обнаружено не было.
 
Эвакуация
 
Памятник простоял до начала военных действий Первой мировой войны, когда по решению военных ведомств Прибалтийского края началась масштабная эвакуация памятников культуры, заводских предприятий, школ и высших учебных заведений в связи с угрозой вторжения в Лифляндскую губернию немецкой армии. Было принято решение о вывозе бронзовой статуи из Риги, что и было сделано в июле 1915 года. В дальнейшем её планировалось поместить на Интендантский склад в Москве, где должны были храниться эвакуированные за линию фронта художественные ценности.
 
Известно, что памятник Барклаю-де-Толли был вывезен по железной дороге, однако сведений о том, что он добрался до Интендантского склада, найти не удалось. По всей видимости, скульптура затерялась в хаосе военного противостояния; вероятно, она могла пропасть и после Октябрьской революции. В любом случае, следы аутентичного рижского памятника Барклаю-де-Толли оказались безвозвратно затеряны.
 
Восстановление памятника
 
В 2001 году предприниматель Евгений Гомберг решил установить точную копию памятника Барклаю-де-Толли на собственные средства. В Музее истории Риги и мореходства (в закрытом фонде) сохранился небольшой гипсовый макет авторской работы, что существенно облегчило задачу по восстановлению бронзовой скульптуры, поскольку на макете отображались мельчайшие детали внешнего вида. Однако копия намеренно несколько отличается от известного по фотографиям оригинала, представляющего полководца в конце жизни. «Все памятники Барклаю, а их, кажется, одиннадцать, изображают его в преклонном возрасте, хотя он прожил 56,5 лет, — отмечает Евгений Гомберг. — Мы решили его омолодить, в конце концов, не всю жизнь он был пожилым, первую боевую награду получил за штурм Очакова в 28 лет».
 
Настроение нового монумента отражает письмо Барклая, написанное в ночь 22 сентября 1812 г., перед вынужденным отъездом из армии. «Настоящее против меня, и я принужден покориться. Настанет время хладнокровного обсуждения всего случившегося — и это время отдаст мне должное. Я ввел колесницу на гору, с горы она скатится сама при малом руководстве. Мой труд, мой памятник налицо: сохраненная, снабженная всем необходимым армия, а перед ней расстроенный, упавший духом противник».
 
Воссоздание скульптурной композиции осуществил петербургский скульптор, ученик Михаила Аникушина Алексей Мурзин. Лицо было сделано с посмертного портрета Барклая-де-Толли из Военной галереи Зимнего дворца кисти Джорджа Доу. Лицо и руки полководца вылепил коллега Алексея Мурзина Иван Корнеев. В сравнении с оригиналом памятника, который был «югендстильно „зализан“», Мурзин и Корнеев сделали копию в технике, которую Аникушин называл «трепетной лепкой»: на поверхности остаются следы пальцев скульптора.
 
С подачи историка Феликса Талберга было сделано ещё одно отступление от оригинала: в расположении орденов на груди полководца, среди которых после второго по старшинству сразу шёл четвертый. Ныне эта ошибка столетней давности исправлена.
 
Бригада литейщиков Дениса Гочияева изготовила фигуру массой в 1,8 тонны к дню рождения Барклая — 23 декабря.
 
Для оценки работы Евгений Гомберг во время создания скульптуры пригласил в петербургскую мастерскую скульптора авторитетных специалистов. Модель в глине в натуральную величину осматривали искусствовед, бессменный руководитель Совета по памятникам Рижской Думы Ояр Спаритис, скульптор Арта Думпе, один из авторов Саласпилсского мемориала скульптор Олег Скарайнис, и петербуржцы — Марина Дмитревская, ведущий театральный критик России, и писатель Даниил Гранин. Все они одобрили новую трактовку образа полководца.
 
Примечательно, что до наших дней сохранился пьедестал памятника из светло-серого гранита, который всё это время располагался на своём историческом месте — в маленьком цветочном сквере на Эспланаде, между православным Христорождественским собором и улицей Элизабетес. В ходе восстановительных работ пьедестал был обновлён латвийским мастером-камнерезом Иварсом Фелдбергсом.
 
Церемония открытия копии памятника состоялась 2 июля 2002 года. В соответствии с решением Рижской думы он был установлен «временно», на полугодичный срок — до 31 декабря 2002 года. Его дальнейшее существование зависело от количества положительных комментариев в специальной книге отзывов жителей Риги и гостей. Против установки памятника публично высказались некоторые высокопоставленные лица государства, в том числе президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга: «Садовые гномы, фламинго, любые военачальники, да вообще кто угодно — всякий человек волен устанавливать их скульптурные изображения на своей земле или у себя дома». В дальнейшем эта цитата из Вике-Фрейберги не без иронического подтекста была отражена на латышском и английском языках на памятной табличке на постаменте копии памятника Золотому рыцарю во внутреннем дворе здания по улице Вальню, 3, который принадлежит меценату Евгению Гомбергу.
 
17 декабря 2002 года Рижская дума приняла окончательное решение — оставить скульптуру на постоянной основе. Памятник Барклаю-де-Толли был освящён митрополитом Риги и всея Латвии Александром.
 
На двух пластинах у подножия постамента на латышском, английском и русском языках выгравирована следующая информация: 17 декабря 2002 года Рижская дума приняла окончательное решение — оставить скульптуру на постоянной основе. Памятник Барклаю-де-Толли был освящён митрополитом Риги и всея Латвии Александром.
 
На двух пластинах у подножия постамента на латышском, английском и русском языках выгравирована следующая информация:
 
На лицевой стороне:
 
Генерал-фельдмаршал Князь Михаил Барклай-де-Толли. Скульптор: Вильгельм Вандшнейдер (Берлин). Установлен 13 октября 1913 года.
 
На тыльной стороне:
 
Бронзовая скульптура утрачена во время I мировой войны. Восстановлена в 2002 году. Скульпторы Алексей Мурзин, Иван Корнеев.Литейщик Денис Гочияев (Санкт-Петербург). Подарена городу Риге Евгением Гомбергом




#53
владелец

владелец

    Мастер

  • Администраторы
  • 24 920
  • 12 278 сообщений
  • Пол:Мужчина

Отправлено 29 августа 2020 - 19:03

Молодец Гомберг! Молодец!

Я видел памятник ему, или точнее большой бюст в Тарту

                file16324193_arm_bust.jpg   78843_300.jpg

 

                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                            a189020d9ce96e325d4c034e72d151ea.jpeg

 

                                        80e13d3cef677d00ee413eb1bd6b0e74.jpg

 

                                

                             Дом в Тарту, в котором жил Барклай де Толли (т. н. "Кривой дом")



Здание конца 18-го века стало называться Домом Барклая после того, как герцогиня Барклай приобрела этот дом в 1819 году, после смерти ее мужа Барклая-де-Толли.

 

Дом был построен возле средневековой городской стены в 1793 году. Та сторона дома, что ближе к реке, опирается на фундамент старой городской стены, а другая сторона - на деревянные сваи, которые впоследствии провалились. Этим и обусловлен наклон дома, поэтому жители Тарту называют это здание «Кривым домом».
С 1879 года здесь находилась аптека, в которой работал аптекарем известный эстонский писатель Оскар Лутс. В настоящее время в здании находится выставка Тартуского художественного музея.

Спустя пять лет, в 1823 г. вдова Барклая-де-Толли построила в Йыгевесте по проекту петербургского архитектора Аполлона Феодосиевича Щедрина мавзолей в строгом классическом стиле, который сохранился до наших дней. По своей форме фасад мавзолея символизирует триумфальную арку. На фронтоне портика помещен герб Барклая-де-Толли и его девиз: «Верность и терпение». Над фронтоном расположено полукруглое окно с цветными стеклами, долженствующее символизировать солнце, постоянно освещающее могилу генера-фельдмаршала. Автор надгробного монумента внутри мавзолея – скульптор Василий Иванович Демут-Малиновский, он же автор памятника Барклаю-де-Толли в Тарту.

                                                    481145f9daf207762fdd7474ec2295ac.jpg

Надгробный монумент выполнен из гранита, мрамора, порфира и бронзы. На фоне трехметрового гранитного обелиска, на пьедестале из белого мрамора, стоит бронзовый бюст полководца в натуральную величину, рядом с ним – фигура богини войны Афины Паллады, венчающей героя лавровым венком. С левой стороны бюста - фигура Скорбящей России, оплакивающей потерю великого человека. У подножия бюста – бронзовая подушка с античным мечом, боевыми орденами, античным шлемом, княжеской короной и фельдмаршальским жезлом. На цоколе монумента – бронзовый рельеф, изображающий вступление русских войск в предместье Парижа – Монмартр. Венчает обелиск в верхней части изображение семи звезд, расположенных по кругу, символизирующих семь великих побед полководца. На стенах мавзолея – мемориальные доски с биографией военачальника, перечислением походов и сражений, в которых участвовал Барклай-де-Толли. Надписи выполнены в старинной орфографии, с "ятями". Дата рождения, указанная на стене мавзолея, ошибочна.
До недавнего времени через старинный парк к мавзолею вела прямая аллея из высоких пирамидальных лиственниц. Однако во время январской бури 2005 года деревья погибли и ныне мавзолей открыт взорам посетителей в обширной перспективе. Видимо тогда же было заменено мощение дорожки и скамейки. Перед входом на аллею - информационный стенд с кратким жизнеописанием Барклая-де-Толли на двух языках - эстонском и английском.

                                       4fa9502654eaad0779a11dc6e7787958.jpg

Внутреннее помещение мавзолея размером примерно 3х3 метра, посередине идет лестница вниз, перекрытая заградительным шнуром. В подземном помещении мавзолея видны два гроба – князя (слева) и его супруги. Черный бархат гроба княгини был заменен, в то время как бархатная обивка дубового гроба князя сохранилась оригинальной. Во время 2-й мировой войны гроб княгини был вскрыт, но впоследствии восстановлен. Последний раз саркофаги вскрывались около 60 лет назад, и было констатировано хорошая сохранность останков, мумифицировавшихся, но с узнаваемыми чертами.
Рядом с мавзолеем похоронен сын полководца Эрнст Магнус Барклай-де-Толли (1789-1871) с супругой Леокадией (1807-1852). Первоначально предполагалось, что мавзолей предназначен для всех членов семьи полководца, однако Магнус отказался быть похороненным в мавзолее, полагая себя недостойным лежать подле своего знаменитого отца. Детей у Магнуса не было, и княжеский титул Барклая был оставлен в наследство сыну приемной дочери Кристли.
Во время 2-й мировой войны во время перестрелок обе стороны старались сохранить мавзолей великого полководца. Ибо немцы, как и россияне, также считали его своим. Ныне рядом с мавзолеем можно видеть памятник солдатам Советской армии, павшим в боях 2-й мировой войны осенью 1944 г. на берегу реки Вяйке Эмайыги (архитектор Алан Мурдмаа). На памятнике более 300 имен.

 

                                       f55c1100c3ff1d93954b7e4b569141ae.jpg
                             

Мавзолей Барклая-де-Толли посещало в 1970-е годы около 30 000 посетителей ежегодно. Доступ в крипту с гробами посетителям запрещен для сохранения нужного микроклимата, на них можно лишь посмотреть с наземного уровня мавзолея. Мавзолей ныне считается наиболее известным туристическим объектом в Валгаском уезде и Хелмеской волости Эстонской Республики. В течение 35 лет смотрителем мавзолея была Вильве Треэс, которая не только поддерживала порядок в музее, но и изучала историю семьи Барклая-де-Толли и рассказывала об этом многочисленным туристам. В последние годы, когда на поддержание мавзолея бюджетных средств почти не отпускалось, она все равно не могла оставить работу и ушла только потому, что сырое подземелье все-таки подорвало здоровье. Вильве изучала не только жизнь и заслуги самого Михаила Барклая-де-Толли, но всю историю бывших владельцев поместья. Она одна знала правду о захоронениях последней войны, расположенных на территории музея. Знала и относилась к погибшим воинам, как к собственным сыновьям.

                                                 0bb2a54500eac2f6026b46c5e4439ee7.jpg

Кстати, для тех, кто встречает в Интернете на турсайтах текст подобного содержания: "Валга. Через город проходит государственная граница с Латвией. Латвийская часть города называется Валка. Среди достопримечательностей овальная церковь Св. Иоанна и мавзолей Барклая де Толли" - сообщаем, что эта информация ошибочна. Мавзолей расположен в 30 км на север от города Валка. Контактные данные по вопросам, связанным с мавзолеем, можно найти на этой странице. Возможно, кому-нибудь будет интересно знать, что приблизительно в 10 км к югу от Йыгевесте, в городке Тырва с 1998 г. открыта гостиница De Tolly Hotel.

                          

Портрет Барклая де Толли работы Дж. Доу относится к числу лучших произведений художника. Образ Барклая на этом портрете проникнут сдержанным лиризмом. Высокая, затянутая в узкий мундир фигура погруженного в задумчивость полководца одиноко вырисовывается на фоне лагеря русских войск под Парижем и далекого неба, еще затемненного тяжелой тучей – последним отзвуком отшумевшей грозы. Сведения из демонстрационных материалов гида в самом мавзолее

 

                                                  3f4851e225c8c12c0775ae6cebd722f4.jpg

 

                                                 ac11e091e8baff2162131fad20b5c5fb.jpg                                                                 

Дубулты

Район Дубулты - административный центр Юрмалы. Как курорт, Дубулты сформировался раньше остальных районов. Здесь самое узкое место Юрмалы - от моря до Лиелупе всего лишь 330 метров.
Как и в соседних районах, в былые времена в Дубулты находилась рыбацкая деревушка, упоминаемая еще в древних летописях.

                                             bf70a2a88d5a1c74661d6feb037b6dc5.jpg

 

                                 a8e6f2b30b74ea70730a9dea0b89f94d.jpg
В ходе войны с Наполеоном, Дубулты были превращены в некое подобие санатория для раненых русских офицеров. А в 1832 году фельдмаршал Барклай де Толли выстроил в Дубулты дачу. Тогда же было организовано и регулярное сообщение между Ригой и Дубулты с помощью парусного судна.


                             903eeacfb11f20ae2d033e339b9fc9bc.jpg



 

Конечно видел, как и все кто был в Ленинграде памятники двум полководцам Отечественной войны 1812 года у Казанского собора

 

e9f2f5e2965a541b7d931fad6e3f8c8a.jpg   981ae89d16b54e61f43a84c4b626bcf6.jpg

 

 

 

 

         

Памятники фельдмаршалу М. Б. Барклаю-де-Толли  https://magazines.gorky.media/neva/2005/7/pamyatniki-feldmarshalu-m-b-barklayu-de-tolli.html

 

https://biography.wikireading.ru/94652

  





#54
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 04 октября 2020 - 17:50

Самые страшные места в Риге

 

Если бы посетители ресторанов на улице Калькю и Мейстару знали, что находится под ними, то не смогли бы съесть с аппетитом предложенный им обед
 
Самый центр Вецриги, улица Калькю, Рижский русский театр имени Чехова, площадь Ливов. Солнечный летний день. Но сколько тайн скрыто там, куда солнечный свет никогда не проникает — и не проникал вообще? Самые жуткие секреты нашего города и сегодня спрятаны в подвалах — почти напротив театра.
 
Во дворике между улочками Калькю и Лайпу, которые расползаются от Мейстару, ничем не примечательный с виду вход в подвал. Теперь в нем склады ресторана "Стейку Хаосс", а в Средневековье тут находилась подземная тюрьма. А когда она перестала существовать, тоже в далеком прошлом, здесь сваливали в бывших камерах чумные трупы. Словом, веселенькое место. Чумные призраки здесь и сегодня бродят. Так говорят в домах, окружающих прóклятый двор.
 
Когда-то о тюрьме рассказал известный латвийский историк Игорь Гусев в своей суперпопулярной в 1990-е передаче "Клио". А вслед за ним в старинные застенки один за другим полезли любители подземелий — диггеры. Лет 20 назад их интерес подогревала история жительницы дома, окна которого выходили во дворик, где в старину тащили под землю узников. Женщина рассказывала, что во дворе по ночам кружат какие-то тени…
 
Призраки? Или подогретые высокоградусными напитками неформалы (ведь когда-то Ливская площадь была центром притяжения рокеров, хиппарей, металлистов и панков со всей Латвии)? Дело темное. В экспедиции тогда приглашали с собой еще и уфологов, чтобы они своим шестым чувством "прощупали двор". Что-то они тогда все же нащупали. Один уфолог вскоре подозрительно быстро спился и ушел из этого мира. Тоже странное дело. Но вот — продолжение истории. Тоже мистическое.
 
Несколько дней назад работник одного ресторана, соседствующего с этим жутким двориком, рассказал, что во время ночной смены творились странные дела. В том самом дворе слонялись всю ночь тени. Причем тени — вовсе не засидевшихся допоздна клиентов, поскольку двор — закрытая от них территория: везде двери и замки. Призраки поднимались из подвала. Собеседник не шутил: был бледен и руки его тряслись. Стоит сказать, что подобные рассказчики встречались и раньше. Впрочем, верить им или нет — большой вопрос.
 
От мистики — к истории. Сейчас этот дворик держит под замком ресторан "Стейку Хаосс", и его руководство никого не пускает во двор, который арендуют у хозяина дорогой недвижимости в Вецриге. Почему? Могли бы сделать отличный туристический объект — "вприкуску" к стейкам. В том самом подвале, где когда-то держали узников (точнее — узниц, поскольку тюрьма, скорее всего, была женской), а потом сваливали чумные трупы, теперь хранят пиво и все прочее, что к столу полагается.
 
Работники упомянутого ресторана прекрасно знают, в каком чудном месте склад находится. Спросите их — и наперебой расскажут: да, да, там была женская тюрьма. А большинство жителей Риги и тем более туристов, наверное, никогда о ней вообще не слышали. По ступеням, которые за века фактически стерлись, и сегодня можно спуститься в средневековье — если, конечно, повезет проскочить мимо администраторов ресторана…
 
 
После низкого входа вы окажетесь в довольно просторном зале с трехметровым сводом. Там, где его не подмазали защитными стройматериалами, старинная кладка осыпается, грязно-желтые кирпичи покрыты пушистой серой плесенью и ватой паутины. По бокам видны тридцатисантиметровые оконца с проржавевшими двойными решетками.
 
Дальше, где теперь валяется какой-то хлам, — камера два на два метра с вентиляционными отверстиями и низкими потолками. Рядом еще похожие помещения. В потолке каждой камеры есть ниша для светильника (а дневной свет сюда никогда не попадал) и небольшой выступ в стене, на который можно прилечь. Раньше некоторые помещения были явно больше, это теперь пол засыпан песком и раскрошившимся кирпичом. В одной стенной нише есть совсем древние доски с дырой в центре. Что это? Неужели сухой туалет, который в прошлом соединялся с древней городской канализацией, давно уже несуществующей?
 
В одной стене видны металлические скобы. Может, именно здесь крепились цепи, которыми были прикованы узники? Сколько вообще людей погибло тут? Неизвестно. Но факт — в средневековых тюрьмах долго не засиживались.
 
"Суд тогда был скорым и суровым. Говорят, палачом мог быть только немец по происхождению. Очевидно, немцы славились как люди аккуратные и ответственно относящиеся к делу. Палач за отсечение головы мечом получал доплату в шесть раз больше, чем за порку воришки или человека, уличенного в супружеской неверности. Тяжелый меч можно сегодня увидеть в Музее истории Риги и мореходства — вместе с отрубленной рукой преступника", — рассказал корреспонденту Sputnik историк Игорь Гусев — автор нескольких увлекательных книг из серии "Прогулки по Риге".
 
Из некоторых стен древних камер и сегодня торчат ржавые насадки, наверное, для массивных дверей, открывающихся внутрь. Толщина стен, отделяющих помещения камер от центрального входа, впечатляет. Если вы бывали в Пороховой башне и смотрели в узенькие бойницы, тогда — поймете: в бывшей тюрьме толщина почти такая же.
 
В одной из стен свежая каменная кладка и остатки ступеней. А что за ней раньше было? Не исключено, эти ступени вели в старое, давно снесенное или неоднократно перестраивавшееся здание над тюрьмой. В средневековых письменных источниках рассказывается, что застенки часто располагались именно под стенами укреплений, в том числе и в Риге, например, башнями — Женской, Мук и Узников.
 
Есть городские легенды, что в Вецриге в древности еще были подобные тюрьмы, но доказать это теперь почти невозможно. К сохранившимся частям бывших городских укреплений и стенам старинных зданий со временем пристраивали жилые дома, а глубокие подвалы, где когда-то и могли содержаться узники, становились складскими помещениями и часто полностью переделывались.
 
Поэтому даже то, что сохранилось от подземной тюрьмы на Калькю, на самом деле историческая ценность. И очень жаль, что нынешний собственник здания ото всех отгородился мощными воротами с кодовым замком и никого не подпускает к подвалу. А ведь мог бы сделать интересный туристический объект. И деньги бы еще на этом неплохие зарабатывал. Как говорится, дарим ему идею.




#55
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 11 октября 2020 - 13:22

Ключи от Риги (Легенда)

 

00000000.jpg

 

Первая рижская крепостная стена была деревянной и ограждала территорию нынешних улиц Краму, Зиргу, Розена. Ворота в крепостной стене были одни, больше не требовалось. А вот ключей было три – один хранился на епископском подворье, второй во владениях Ордена меченосцев (позже Ливонский орден) и третий – в Рижском домском капитуле.

 
Город стремительно рос. Уже в 2008 году пришлось перестраивать городские укрепления, это был уже не деревянный частокол, а мощная каменная стена длиной около двух километров. Увеличилось и число ворот. Каждые ворота имели свое название.
 
Рижский рат получил только часть ключей. Под надежной защитой города были ворота Смилшу, Екаба и Пейтава. Но рижанам в целях безопасности города необходимы были ключи от всех ворот. Они не доверяли архиепископу и боялись, что он может открыть ворота врагу.
 
В 1391 году горожане силой захватили ключи от двух ворот Епископского подворья. В 1454 году магистр Ливонского ордена сам отдал рату ключи от ворот, которые вели к орденскому замку.
 
Так Рига получила право владеть всеми ключами от ворот Риги. Они хранились в ратуше.
 
Все городские ворота открывались за час до восхода солнца,и запирались с наступлением темноты. Чтобы открыть ворота в другое время, надо было получить разрешение бургомистра.
 
В 1639 году шведы установили целый ритуал открывания городских ворот. Каждое утро ворота отпирались только специально назначенными шведским королем и Рижским ратом офицерами.
 
 
В 1710 году, после сдачи Риги русским войсками, два символических ключа были преподнесены фельдмаршалу Б.П. Шереметеву. Петр Первый позволил Шереметеву оставить подарок у себя. Это был поистине царский подарок. Ключи были золотые и весили 3 фунта (почти полтора килограмма). Сейчас они хранятся в Оружейной палате, в Москве.
 
В 1764 году Екатерина II, российская императрица, получила в знак верности города восемь миниатюрных ключей от Риги. Правда, ключи уже были не из золота, а из стали, хоть и на украшенной серебром бархатной подушечке. Императрица приняла дар от города, но потом вернула его бургомистру. Эти ключи можно увидеть в Музее истории Риги и мореходства.




#56
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 11 октября 2020 - 17:46

О Риге

 

В дождь Рига похожа на Лондон: серые тучи, чешуйчатые мостовые лоснятся, отражая свет витрин. Недаром рижские улицы служили фоном для "Приключений Шерлока Холмса". Но если выглянет солнце, Рига заискрится мокрой охрой старого кирпича, золотом листвы, медью церковных шпилей, позолотой флюгеров...

 
БАЛТИЙСКИЙ ПАРИЖ
 
"Рига — это балтийский Париж", — говорят одни. "Рига похожа на Вену!" — восклицают другие. "Нет, скорее на Краков", — возражают третьи... Этот город может быть разным и все же оставаться абсолютно неповторимым. Даже при социализме Латвия была "почти заграницей" — уютной, аристократичной и чуть-чуть чопорной. Войдя в Евросоюз, она всего лишь подтвердила свой европейский статус.
 
ГОРОД-СКАЗКА
 
Рига возникла там, где впадает в Даугаву речка Ридзене. Неторопливая, чистая речушка подарила городу имя. А предприимчивый саксонец епископ Альберт в самом начале XIII века построил здесь торговую факторию. Расположенный на пересечении торговых путей город стал быстро развиваться. Уже к концу XIII века он стал резиденцией Ливонских рыцарей, обзавёлся внушительной крепостью и соборами. До XVI века Рига испытывала влияние немецкой культуры, в 1621 году была завоёвана шведами, а с 1710 вошла в состав Российской Империи. Но к тому времени облик города сложился, и влияние русской культуры его практически не коснулось.
 
КАМЕНЬ И МУЗЫКА
 
Древнейшая часть Риги — Старый город — находится на правом берегу Даугавы. Над путаницей узеньких улочек возносится шпиль Домского собора (XIII век). В конструкции переплелись архитектурные приёмы поздней романтики и ранней готики, а в декоре преобладает роскошное барокко. В Домском соборе есть уникальные витражи и самый крупный в Европе орган. Этот удивительный музыкальный инструмент обладает 6786 (!) трубами и великолепным, абсолютно неповторимым голосом. Ежегодно в июне здесь проводятся знаменитые на весь мир фестивали органной музыки. Стоит послушать!
 
ПРОГУЛКА
 
К XIII веку относится и постройка церкви св. Петра, её высота достигает 120 метров. Готическая церковь св. Яна (1297 год) и церковь св. Якоба (1226 год) неизменно привлекают внимание гостей города.
 
Несколько младше рижских церквей — 1330 год — Рижский замок, бывшая резиденция магистра Ливонского ордена. Крепостная стена начинается от Шведских ворот и идёт до Пороховой башни. Старинный ров вокруг города — сейчас городской канал, бульвар Райниса вдоль канала — популярнейшее место прогулок рижан. А вот приезжие обожают гулять по Конвента Сета — неповторимому району узких средневековых улочек с тесно прижатыми друг к другу домами, ступенчатыми фронтонами и затейливой каменной резьбой.
 
Без сомнения, вам запомнятся и знаменитый Дом Черноголовых, и здание Большой гильдии. Даже обладая хорошей картой, непросто самостоятельно добраться до "Трех братьев". Так называются три жилых дома, тесно прижатые друг к другу. Белый брат — старший, его постройка относится к концу XVI - началу XVII века — является самым старым жилым домом Риги. Можно войти внутрь: сейчас здесь находится музей архитектуры. Младшие "братья" построены уже в XVIII веке. Посещение улицы Стабу не включено в традиционные туристические маршруты, и совершенно напрасно. Здешняя застройка (1905-1406 год) восхитит любого зрителя. Поклонники архитектуры модерна обязательно должны попасть в район улиц Альберта и Элизабетес. Пожалуй, здесь Рига действительно напоминает Вену!
 
Ещё один пункт "не туристической" программы — Рижский крытый рынок, самый большой крытый рынок в Европе. В его основу положены... постройки ангаров дирижаблей. Просто заполнить товарами подобные постройки — задача не из легких, а уж заполнить таким количеством соблазнительных вкусностей! Рижане могут собой гордиться.
 
РИГА И РИЖАНЕ
 
Впрочем, они так и делают. Туристы из бывшего СССР боятся натолкнуться на враждебность — и совершенно напрасно. Рижане неизменно вежливы и корректны. На вопрос, заданный по-русски, вам непременно ответят. Правда, надписей на русском в городе нет, но и латвийский вы прочтёте без труда. В магазинах и гостиницах у служащих есть бейджики с изображением флагов стран, на языках которых они говорят. А в рижские магазины зайти стоит, не только за сувенирами, но и...
 
ЗА ДЕЛИКАТЕСАМИ
 
Большинство туристов предпочитают обедать в "Лидо" — национальном ресторане в самой большой "избе" Европы — вкусно и совсем недорого. Но настоящий гурман должен посетить несколько маленьких ресторанчиков, чтобы отведать чего-нибудь особенного. В местной кухне одних только способов приготовления печени трески тысяча видов! Рыбу и морепродукты готовят виртуозно, да и выбор огромен: балтийский лосось, минога, камбала, треска, салака, сельдь, угорь... Немецкое влияние чувствуется в любви к колбасе, сосискам и шпикам. Впрочем, экзотики тоже хватает: пивной суп с сухофруктами, кисель из... чёрного хлеба, а на десерт — чёрный хлеб с клюквенным соком и мёдом. Запить все можно знаменитым рижским чёрным бальзамом или водкой из... помидоров.
 
РИЖСКОЕ ВЗМОРЬЕ
 
Рижское взморье находится... в Юрмале. Правда, Юрмалы как таковой тоже не существует — это общее название для поселков, расположенных вдоль моря от Лиелупе до Слока. Песчаные пляжи, высокие сосны. Кроны шумят, волны вторят — райское место для любителей одиноких прогулок вдоль моря. Все здесь сдержанно, лаконично, без излишеств. И ничего вроде нет особенного в этих посеревших от частых дождей деревянных домиках, но только, пройдясь по этим улицам, обретаешь покой, мир с собой и со всем окружающим. И после в памяти звенят и катятся, как капельки дождя, — Рига, Дзинтари, Майори, Пумпури, Асари... И зовут вас вернуться снова.




#57
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 29 октября 2020 - 08:41

 
Утонувшая невеста или легенда Киш-озера
 
Говорят, что в основе этой легенды лежит действительный случай, более того, описание трагедии можно найти в газетах и журналах Латвии тридцатых годов прошлого (20ого) века.
 
Как бы то ни было, об этом случае старожилы рассказывали очень часто ещё в конце 20ого века, сегодня легенда стала забываться, но нет-нет, да и всколыхнётся память народная...
 
Итак, жили-были молодые рижане. Полюбили друг-друга, свет да любовь, слово за слово, решили свадьбу играть. И сыграли.
 
А потом молодые с друзьями поехали кататься в Межапарк. В те времена далеко не у каждого был фотоаппарат, да и печатать фотографии было искусством, не говоря уже об установлении резкости, выдержке и прочих премудростях. Посему участники торжества захватали с собой профессионального фотографа.
 
Приехала компания в парк, пошли гулять, по пути фотографируются у сосен и павильонов. Доходят до Киш-озера, входят на деревянные мостки, что проложены были в те времена вдоль забора зоопарка со стороны берега. Невеста в белом свадебном платье - в рюшечках, фуфырочках, всякие там цветочки вышиты, шлейф детишки несут – длинный такой. Вся невеста из себя красивая.
 
Встала девушка на мостки, фотограф её снимает. И что бы вы думали? Шлеф вдруг ложится на воду – длинный же был, а дети, которые шлейф несли, отошли, чтобы не мешать сьёмке.  А сделан был шлейф из матерьяла, впитывающего воду – типа марли, что ли... И намок за секунду. А вода, по законам физике, поднимается по пористому шлейфу всё выше и выше... Шлейф всё тяжелее становится. Невеста, может, и обратила внимание на тяжесть, да фотограф уговаривает ещё секунду постоять – самый лучший снимок сделать...
 
Девушка пыталась приподнять кисею, да та так быстро пропиталось водой, что никто и не заметил, как невеста вдруг ойкнула и опрокинулась в воду. Утянул на дно шлейф.
 
Так и не нашли тело. То есть, нашли, но под вечер, поздно уже, утонула невеста.
 
На фотографии последней как раз падает в воду несчастная. А самое любопытное в истории то, что на церемонии венчания в русской церкви (жених и невеста были русскими) – мама невесты весело сказала гостям: - Вот не верила я, что дочь замуж выйдет за работящего человка! Потому что в детстве нагадала мне цыганка, что станет моя дочь женой озерного царя, а не человека! Ну, я рада, что цыганка обшиблась! Мама произнесла эту фразу за два часа до трагедии. Вот и не верь после этого в предсказания.
 
Рижский кот
 
Рижский кот – порода особая. Первые представители этого интереснейшего вида были выведены заводчиками рижского района Баложи. Оттуда же рижская порода начала победное шествие по миру. Происхождение породы – удивительная и очень запутанная история. Говорят, что первая рижская кошка происходила от сирийской кошки, завезённой в Европу во время восточных крестовых походов и отправившейся с миссионерами в Ливонию в ходе северных крестовых походов, принесших христианство в Балтию.
 
Рижская порода характеризуется как развитое, но не очень крупное животное. Как правило, у кошек этой породы длинная волнистая шерсть, в которой легко запутываются когти чиауа – извечного врага рижских котов. К тому же, длинный и густой мех этих кошек помогает им выжить в суровом климате Латвии.
 
Каждый, кто имел дело с рижскими котами, с уверенностью заявляет, что более наглой и одновременно спокойной кошки на Земле не существует. Рижский кот может часами спать, прижавшись к трамвайному рельсу и не обращая внимания не громыхание транспорта. Если во сне кот повернётся и вытянется, перекинув хвост через рельс, - тем хуже для травмая. Тому приходится останавливаться, а затем вагоновожатый будет долго прогонять обнаглевшего кота, который не собирается уступать нагретое у рельса место.
 
Горе тому велосипедисту, перед носом которого объявится рижский кот. Котяра будет неторопливо идти по своим кошачьим делам, не обращая внимания на истошный рёв велосиденого звонка. Велосипедист никогда не угадает, что взбредёт коту в следущий момент – и человек обязательно рухнет на асфальт или булыжники, когда кот внезапно свернет как раз под колесо (прекрасно зная, что никто на него не наедет – себе дороже). А когда велосипедист, чертыхаясь и проклиная настырное животное, будет кряхтя вставать, кот лениво обойдёт его, фыркнет презрительно, и удалится, забыв о сбитом им человеке в ту же секунду.




#58
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 29 октября 2020 - 08:45

Рига. Город для людей (1976)

 

 





#59
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 29 октября 2020 - 08:49

Padomju Rīga / Советская Рига / Soviet Riga

 





#60
Русалочка

Русалочка

    Прошу выключить мой профиль и удалить все мои темы.

  • Новик
  • PipPipPipPip
  • 5 343
  • 2 275 сообщений
  • Пол:Женщина

Отправлено 29 октября 2020 - 08:50

Рига 30-40 лет назад

 









Темы с аналогичным тегами место жительства, достопримечательности, интересные факты, любимые места

Количество пользователей, читающих эту тему: 0

0 пользователей, 0 гостей, 0 анонимных



Анализ сайта